10621

Плотин и философия неоплатонизма. Биография Плотина

Реферат

Логика и философия

Плотин и философия неоплатонизма Биография Плотина Неоплатонизм это обширное философское направление конца античного мира III–VI вв. н. э. основным содержанием которого являлось учение Платона и Аристотеля в сплаве с элементами пифагорейства и стоицизма о диалект...

Русский

2013-03-29

59 KB

27 чел.

Плотин и философия неоплатонизма

Биография Плотина

Неоплатонизм — это обширное философское направление конца античного мира (III–VI вв. н. э.), основным содержанием которого являлось учение Платона и Аристотеля в сплаве с элементами пифагорейства и стоицизма о диалектической триаде Единое — Ум — Душа с ее последующим применением к учению о космосе и материи по образцу платоновского «Тимея». Основателем этой наиболее влиятельной школы поздней античной философии обычно называют Плотина (204/5–270 гг. н. э.), реже — его учителя Аммония Саккоса (175–242 гг.). Они жили в один из самых тяжелых периодов римской истории. На фоне возрастающей роли армии, которая ставила и смещала императоров, усиления бюрократического аппарата, увеличения налогов, беспрерывных войн, эпидемий и т. п. изменилось умонастроение эпохи. В эпоху перемен, в атмосфере всеобщей социальной нестабильности люди чаще обращают свой взор от преходящего к вечному. На первый план философских размышлений позднего эллинизма, осознавшего невозможность обретения свободы на индивидуалистических путях, вышли не проблемы свободного существования индивида, не проблемы этики, а проблемы поиска единства с целым, проблемы поиска истинного бытия.

Биографию Плотина мы знаем главным образом благодаря сочинению, написанному его другом и учеником Порфирием. Родился наш философ в египетском городе Ликополе, а скончался в Италии. В 28 лет для изучения философии он прибыл в Александрию и, прослушав всех знаменитостей, ушел от них опечаленным. Затем, услыхав, как учит Аммоний Саккос, Плотин воскликнул: «Вот кого я искал!» — и оставался с ним 11 лет. В 242 г. с целью изучить мудрость индусов и персов он присоединяется к походу императора Гордиана на восток. После убийства Гордиана в Месопотамии своими же солдатами Плотин едва спасся и укрылся в Антиохии. Оттуда в 243/4 г. уже сорока лет от роду он приезжает в Рим. В этом городе Плотин открывает школу, которая получает широкую известность. Среди его учеников были люди различных национальностей и родов деятельности: крупные политики, в том числе император Галлиен и его супруга, риторы, врачи, философы. По словам Порфирия, Плотин был не только выдающимся мыслителем и преподавателем, но и очень добрым человеком. Многие римские аристократы перед смертью доверяли ему опекунство своих детей. Он занимался их воспитанием, следил за сохранностью их имущества. Другие обращались к Плотину как к судье, и он справедливо разрешал возникшие конфликты. Хотя он и не писал на социальные темы и считал, что путь совершенствования человек должен проделать сам, в одиночку, однако ему был присущ определенный интерес к социальным проблемам. Так, Порфирий пишет, что император Галлиен дал Плотину согласие на организацию в Кампании идеального государства, управляемого по платоновским «Законам». Однако в дальнейшем император отказался от этой мысли. Эти примеры показывают, что напряженная интеллектуальная деятельность Плотина, его созерцательная жизнь не только не исключала заботы о других, но и предполагала ее.

В течение 10 лет Плотин лишь читал лекции и ничего не издавал, оставаясь верным обязательству не разглашать идеи своего наставника. С 254 г., как и другие ученики Аммония, он начал писать трактаты. Известно, что Плотин в Александрии приобрел очень большой багаж философского опыта и знаний. Поэтому многие исследователи считают Аммония, а не Плотина основателем неоплатонизма. В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что когда один из товарищей Плотина по александрийской школе захотел послушать его лекцию, тот отказался ее начать. Свой поступок он объяснял так: «Когда оратор должен говорить тем, кто уже знает, о чем пойдет речь, пропадает весь пыл». Действительно, хотя лекции Плотина посещали люди, происходившие из разных мест, но характерно, что как раз не из египетской столицы. Однако он ни в коем случае не был плагиатором, пересказывающим то, чему его научили. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что у Плотина были идейные разногласия со своим учителем. О гениальности и творческом характере плотиновской философии говорит и то, что сохранившиеся фрагменты работ александрийских сокурсников во многом уступают сочинениям нашего философа по богатству, новизне и оригинальности мысли. Тем не менее, в связи с тем, что Аммоний не оставил никаких письменных сочинений, трудно определить, какие идеи кому принадлежат.

Перед смертью Плотин поручил редакцию своих работ Порфирию. Последний собрал 54 трактата своего учителя и разделил их по девять в шесть групп. Такое деление соответствовало шести основным темам философии Плотина: этика философской жизни — материальный мир — творящая природа — Душа — Ум — Единое. Сочинение было названо «Эннеады» (девятерицы, девятки). Числам «шесть» и «девять» в античном мире придавался мистический смысл, который Порфирий использовал, обеспечив этим полноту творений своего учителя. Невозможно было ничего убавить из «Эннеад» без того, чтобы не нарушить магический числовой порядок. Так была обеспечена их сохранность. Глубина и богатство плотиновской мысли привели к тому, что в последующем неоплатоники не могли создать ничего принципиально нового. Они только дифференцировали и уточняли то, что у Плотина не получило большой разработки.

Умер Плотин в 277 г. в возрасте 66 лет от тяжелой болезни. В это время Италию охватила эпидемия, в результате которой философ лишился даже рабов, которые ухаживали за ним. Последними его словами было наставление, которое он дал своему другу и врачу Евстохию: «Пытайтесь бога в нас возвести к божественному во всем».

Школа неоплатонизма, видимо, имела отличную от предшествующих течений направленность. Она заключалась в стремлении подняться над происходящим на «подмостках» мира сего, оставить земную суету, уйти в себя, чтобы путем интеллектуального самососредоточения созерцать божественное и, наконец, соединиться с ним. Таким образом, Плотин переосмысливает тысячелетнее наследие античной философии. Он придает ей отчетливую мистическую направленность.

Система неоплатонизма

Свою систему неоплатоники излагали и дедуктивно, начиная от высших принципов, и индуктивно — с низших. Для лучшего ее усвоения мы познакомимся с этой философией, используя оба подхода. Но начнем наше объяснение с индуктивного метода, так как, пожалуй, он более доступен для понимания.

Индуктивный метод (Космос – Мировая Душа – Мировой Ум – Единое). Итак, если мы в наших рассуждениях исходим от более низких принципов к более высоким, то должны начать с материи, с тел, с физического мира, с космоса, а затем прийти к первопричинам, благодаря которым космос становится возможным. Одна из отличительных и важнейших характеристик физического мира заключается в движении. В связи с этим возникает вопрос: откуда происходит движение в нашем мире? Движение одной вещи зависит от воздействия на нее другой вещи и т. д. Пытаясь найти исток движения в космосе, мы вынуждены будем или ссылаться на какой-то другой космос, или на другое, еще более мощное тело, что приводит к дурной бесконечности, так как, в конечном итоге, мы отказываемся от какого-либо объяснения. Таким образом, необходимо в самом космосе найти ту его сторону, которая есть самодвижение. Этот принцип самодвижения греки со времен Платона называли Мировой Душой. Если идти снизу, то космос — это первая ступень бытия, а Душа — вторая и более высокая.

Движения в космосе далеко не всегда беспорядочны, но и закономерны, даже, по мысли Аристотеля, целесообразны. Без закономерности, целесообразности космос не был бы единым, целым миром. Закономерность, целесообразность, смысл движениям Мировой Души сообщает Мировой Ум. Ум, или Дух, как полагал еще Аристотель, — это внеличностное начало, содержащее в себе весь платоновский мир идей. Мировой Ум выше космоса и Мировой Души и является принципом их всеобщего осмысления, устройства и закономерного протекания. Это сумма всех тех идей и закономерностей, по которым развертывается вся жизнь космоса. Как форма форм и идея идей, сообщающая всему благо, меру, порядок и определенность, Ум является чистой красотой и жизнью.

Может ли Мировой Ум являться первопричиной сущего, самого себя? Неоплатоники приводят множество доводов, отрицающих такую возможность. Согласно одному из них, Ум — это раздельное мышление, а всякое мышление, как известно, это различение, оно анализирует, расчленяет свой предмет. Но если бы мышление не объединяло, не синтезировало анализируемое, то предмет такого мышления распался бы на множество дискретных, отдельных частей и перестал бы существовать. Следовательно, само мышление требует такого принципа, который вносил бы во все расчленяемое также и целостность.

Поэтому последним и основным принципом философской системы неоплатонизма является сверхмыслимое Единое. Плотин указывал, что без единства ничто не может существовать. Ибо нет ни войска, если оно не будет единым, ни дома, ни корабля, не являющих собой единое. Единое является основанием единства любого сущего. Заметим, что, задавая вопрос о предельных началах метафизики, Плотин не имеет предшественников. Единое у него — это самопроизводящее, самотворящее, вечно порождающее начало, которое является причиной самого себя и существует в себе и для себя, но в то же время Единое лежит в основе всего. Давая всему существование, оно выше бытия. В силу этого мы не можем никак его помыслить, познать и охарактеризовать.

Итак, структура бытия, по учению неоплатоников, определяется иерархией четырех принципов их философской системы. В восходящем порядке это будут космос, Душа, Ум и сверхбытийное Единое.

Как же происходит рождение из Единого всего множества вещей? Почему Единое, будучи самодостаточным, не остается в себе? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо прибегнуть к объяснению, исходя от высших принципов к низшим.

Дедуктивный метод  (Единое – Ум – Душа – Космос). Если излагать систему неоплатонизма от высших принципов к низшим, то мы должны начать с Единого, затем перейти к Мировому Уму, после к Мировой Душе, и наконец к космосу и материи.

Творческая активность Единого так велика, что из него, преисполненного Благом, Благо вечно эманирует, то есть проистекает, изливается. Но Единое от этого нисколько не убывает. Оно есть абсолютная полнота. Эманацию Единого Плотин сравнивал с факелом, от которого исходит свет, с огнем, отдающим тепло, древом жизни, корни которого питают все, и др.

Сначала Единое, будучи абсолютной неразличимостью, эманирует в Ум, являющийся единством всего мыслимого и мыслящего. Мировой Ум — это деградация Единого, так как он является единством многого, а не абсолютным единством. Но Ум еще переполнен благом и изливается в Душу, в которой единства и блага еще меньше. В свою очередь, Мировая Душа производит изменчивый, чувственный мир — общекосмическое тело (или природу, космос). Отдельные души людей, планет и других тел — это части единой Мировой Души, отдельные умы, их мысли и идеи являются моментами единого надмирового Ума.

Материя — это кромка низшей части Мировой Души, это ослабление потенции Единого; это обделенность, утрата единства и Блага. Поэтому материя у Плотина — зло. Но зло это не является противоположностю добра. Это не сила, противостоящая Благу, а, так сказать, его низшая ступень. Это всего лишь недостаточность Блага, лишенность добра и единства. Поэтому у последующих неоплатоников негативное понимание материи исчезает. Согласно философии неоплатонизма, добро может существовать само по себе, а зло без добра не может. Зло паразитирует на добре. Зло — слабость, недостаточность силы, могущества.

Природа человека, его путь к счастью и свободе

Чтобы вернуться к своему истинному Благу, человек должен осознать, какова его истинная сущность, что такое наше подлинное «Я». Для этого душа должна, во-первых, встать на путь аскезы, воздержания, в результате которых наше индивидуальное «я» осознает себя как душу, отличную от тела. Самоконтроль над иррациональными порывами тела и высокоморальная жизнь ясно дадут понять человеку, что его чувствами и поведением управляет ум. Поэтому необходимо отдать все силы, чтобы сосредоточиться на уме, встать на его путь (теория). На этом этапе восхождения человек начинает понимать, что его ум, все идеи и закономерности индивидуального мышления коренятся в Уме Мировом. Тогда рождается осознание, что наше подлинное «Я» — это Ум. Затем, в результате непрестанных интеллектуальных усилий, направленных на осмысление оснований истинного бытия, рождается понимание того, что ни Ум, ни истина, ни все бытие, вместе взятые, не являются самодостаточными и что они указывают на нечто несравненно более высокое, от чего сами полностью зависят и обретают свое существование. Тогда, по образному выражению Плотина, Мировой Ум, как волна, вздымаясь, внезапно возносит нас к видению новой, настоящей реальности. Эта наивысшая, подлинная реальность, являющаяся основанием всего бытия, и есть сверхразумное, трансцендентное Единое-Благо. Святое возбуждение и объединение души, вырвавшейся из цепей рациональной необходимости к свету свободы, именуемой Абсолютом, Единым, Благом, называлось неоплатониками экстазом. В сверхразумном (заумном) экстазе душа человека сливается с первопричиной и становится поэтому абсолютно свободной, становится Богом.

Поскольку же эманация в неоплатонизме происходит с необходимостью, то познание этой необходимости выступает обязательным условием освобождения. Ибо полная свобода заключена в том, что, будучи причиной всего остального, само не имеет над собой никакой причины, и человек тем свободнее, чем выше поднимает он себя к этой причине причин, то есть к Единому. Для такого восхождения он должен хорошо знать всю реальную причинную цепь. Таким образом, свобода есть страстное желание Блага. Свобода Единого — в полагании себя как Абсолюта, Блага, Полноты; свобода Разума, Духа — остаться в нерушимой связи с Благом; свобода Души — во влечении к Благу, посредством Ума, Духа, через все уровни и ступени.

Развитие и значение античного неоплатонизма

У последующих неоплатоников - Порфирий (232/3–303/5 гг.), Ямвлих (ок. 240/250–325 гг.), Прокл (410–485 гг.) - нарастала тенденция как к развитию иерархической системы Плотина, так и к синтезу самых разнородных элементов философской и религиозной традиции всей античности. По всей видимости, данное направление их деятельности обусловлено стремлением к осмыслению и сохранению уходящей языческой культуры, столкнувшейся с невиданным доселе явлением — христианством.

Неоплатонизм оказал существенное влияние на различные области последующих культур и, прежде всего, на страны средневекового христианского, исламского, иудейского миров. В учении об эманации Единого по сути дела заключен прообраз метода восхождения от абстрактного к конкретному.

Несмотря на противоположность и непримиримую вражду язычества и теизма, христианские богословы использовали неоплатонизм в своих целях. Так, на базе античной языческой философии разрабатывались христианский культ, вероучение, в т. ч. иконопочитание, практика аскетизма и монашества, церковная иерархия и пр.

Некоторые исследователи именно в неоплатонизме видят причину, благодаря которой религия в конце средневековья утратила свое господствующее положение. Дело в том, что учения, опирающиеся на него, эволюционировали от монотеизма к пантеизму, а затем дошли и до степени самого обыкновенного математического естествознания. Само же по себе естествознание с его ничтожными в то время результатами не могло пошатнуть великие религиозно-философские системы средневековья.

Историки указывают, что в результате рационализации основных категорий неоплатонизма к открытиям в области астрономии пришли Коперник, Кеплер и Галилей, а затем Лейбниц и Ньютон — в области математического анализа. Таким образом, математическое естествознание, царящее в науке по сей день, многим обязано неоплатонизму.

Неоплатоников штудировали Шеллинг и Гегель. Неоплатонические тенденции прослеживаются в философии ХХ в., в частности, у неогегельянцев, гуссерлианцев, неотомистов и практически всех немецких философов, а также у многих ученых-естественников. Русские религиозные философы очень высоко оценивали неоплатонизм. Они рассматривали платоновскую традицию в качестве оси, основы вообще всей философии.

Рекомендуемая литература

1. Плотин. Сочинения. СПб., 1995.

2. Плотин. О благе, или О едином (Эннеады VI, 9[9]) // Знание за пределами науки. М., 1996. С. 232–241.

3. Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 462–467.

4. Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993.

5. Немесий Эмесский. О природе человека. М., 1998.

6. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. СПб., 1991.

7. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999. С. 173–187.

8. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

9. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. VI–VIII. М., 1980–1994.

10. Лосев А. Ф. Словарь античной философии. М., 1995.

11. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. СПб., 1994.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27518. Социальная ценность и назначение права 27 KB
  Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых прогрессивных потребностей и интересов граждан общества в целом. Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права: 1 Право обладает прежде всего инструментальной ценностью. Право тем самым вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения делает их цивилизованными; 2 Способствует развитию тех отношений в которых заинтересованы как отдельные индивиды так и общество в целом; 3 Ценность права...
27519. Специфика власти и социального регулирования в первобытном обществе 29.5 KB
  Основной формой чел-го общежития был род, сформировавшийся с течением времени из первобытного стада. Члены рода были объединены общностью процесса труда и общей собственностью на им-во. Власть принадлежала всей общине. Обществ. дела решались общим собранием всех членов рода, решения выражали волю всех членов рода. Обществ. власть не отделялась от общества, а совпадала с ним. Все члены рода были равны, никто не имел привилегий.
27520. Структура правоприменительного акта 32 KB
  Структура правоприменительного акта. Признаками акта применения права являются следующие: 1 акт имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства в нем олицетворяется авторитет и сила государства; 2 исходит от компетентных органов; 3 имеет определенную установленную законом форму. Законом строго определен порядок издания и оформления индивидуальных актов необходимые реквизиты акта; 4 носит индивидуальный персонифицированный характер а не нормативный характер так как адресован конкретным субъектам указывая в...
27521. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и соотношение 26.5 KB
  Субъективное право и юридическая обязанность являются юридическим содержанием правоотношения ибо анализируя эти элементы правоотношения можно судить о его характере и цели. Субъективное право – право принадлежащее субъекту права то есть лицу управомоченному. Субъективное право – это мера возможного поведения т.
27522. Политическая система России: понятие, соотношение с политической организацией общества 26 KB
  Взаимодействие государства и общественных объединений Взаимодействие государства и общественных объединений происходит в следующих случаях: – общественные объединения принимают участие в формировании органов государственной власти выдвигая и поддерживая в предвыборной борьбе своих кандидатов в депутаты органов законодательной власти и на иные выборные должности в органы исполнительной власти; – общественные объединения осуществляют контроль за деятельностью органов государственной власти; – представители общественных объединений могут входить...
27523. Политический режим 32 KB
  Политический государственный режим – совокупность приемов и способов осуществления политической власти в государстве. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти степенью политической свободы в обществе открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности фактическим состоянием правового статуса личности. Демократия политический режим при котором единственным источником власти признаётся народ власть осуществляется по воле и в интересах народа.
27524. Понятие и виды норм права 31.5 KB
  Юридическая норма норма права – общеобязательное веление выраженное в виде госновластного предписания и регулирующее обществ. Сосредоточены в Конституции; нормыпринципы з датые предписания выражающие и закрепляющие принципы права; определительноустановочные нормы предписания определяющие цели задачи отделх отраслей права правовых институтов предмет формы и средства правового регулирования закрепляющие целевые установки з датля; нормы – дефиниции правовые понятия термины: определение преступления виды сделок; б нормы...
27525. Понятие и виды функций права 34.5 KB
  Понятие и виды функций права. Сегодня нет единого взгляда на проблему функции права. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу то можно увидеть что в конечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права либо направление правового воздействия на общественные отношения либо и то и другое вместе взятое. Система функций права является сложным многоуровневым явлением.
27526. Понятие и классификация нормативно-правовых актов 28 KB
  НПА – предписания субъектов правотворчества содержащие нормы права. Признаки НПА: 1 результат правотворческой деятельности органов и должностных лиц наделенных строго определенной компетенцией; 2 содержат общеобязательные правила поведения и предписания; 3 выражают государственную волю; 4 принимаются в особом порядке; 5 имеют установленную форму указ постановление закон реквизиты порядок вступления в силу и сферу действия; 6 регулируют наиболее типичные массовые отношения рассчитаны на постоянное длительное действие; 7 не...