10626

Основные черты философии эпохи Возрождения

Научная статья

Логика и философия

Основные черты философии эпохи Возрождения Философия эпохи Возрождения особый этап в истории западноевропейской философии характеризующийся утверждением новой специфической формы философствования строящейся на принципиально иных независимых от философской ...

Русский

2013-03-29

24.43 KB

57 чел.

Основные черты философии эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения – особый этап в истории западно-европейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных, независимых от философской схоластики, традициях. Это совокупность философских направлений, возникших в Европе в ХIVVI вв., которые объединяли: антисхоластическое движение, устремленность к человеку, вера в его великий духовный и физический потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Философия эпохи Возрождения, в отличие от философии средневековья, ориентирована не на потусторонний мир, а на земное бытие. Такая переориентация во многом связана с духовными движениями, порожденными реформацией. Интересы этого времени сосредоточены на поиске новых материков, открытии новых стран. Становление капиталистических отношений формирует новый тип личности, в котором на первый план выдвигаются инициативность и предприимчивость, свобода от каких-либо внешних авторитетов.

Социокультурными предпосылками возникновения философии эпохи Возрождения были:

  1.  кризис феодализма;
  2.  совершенствование орудий труда и производственных отношений;
  3.  развитие ремесла и торговли;
  4.  усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, культурные и политические центры;
  5.  укрепление, централизация европейских государств;
  6.  появление первых парламентов, усиление светской власти;
  7.  великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
  8.  научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, телескопа, книгопечатания);
  9.  открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения;
  10.  кризис схоластической философии.

Ренессансный стиль философского мышления своеобразен и противоречив.

Раскрепощая сознание от средневековых догм и схоластического образа мышления, ренессансная философия делала предметом изучения все, даже то, над чем размышлять в средневековье считалось недопустимым. Философию стало волновать все, она сделалась «всеядной». Философская мысль Возрождения выдвигает принцип методологического плюрализма, согласно которому способы познания определяются предметами исследования и не могут быть ограничены авторитетом Священного Писания. Эпоха Ренессанса породила свободный стиль философствования, причем любая система (даже в мысли) воспринималась как стесняющая личность. Это своеобразие стиля нетрудно заметить у Пико делла Мирандолы, у Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня.

Ренессансная раскованность сознания, открытость интеллектуальным дерзаниям, недогматическое мышление, скептицизм – особенности стиля философии этой эпохи.

Возрожденческая мысль имела переходный характер. Она представляла собой сложный и причудливый сплав христианства с античной философией.

Ренессанс был «философией великого возвращения», возрождения, прежде всего, греко-римской классики. Увлечение античностью было всеобщим. Античные писатели воспринимались как живые собеседники.

Но как бы не была велика роль античного наследия в формировании возрожденческой философской мысли, она не сводится к простому усвоению античности; это была оригинальная переработка традиций аристотелизма, платонизма (в сторону перевеса учения Платона над схоластизированным в средние века Аристотелем), эпикуреизма, стоицизма. Ренессансная философия - это философия разных культурных наследий, это диалог культур и попытка их синтеза.

В отличие от средневековой философия эпохи Возрождения утратила подчиненность религии. Власть теологии над философией ослабела. Процесс освобождения общества от господства церковной идеологии называется секуляризацией.

Ренессанс подорвал средневековую авторитарность мышления, не отбросив ее, а, наоборот, доведя до предела и обратив в противоположность. Возрождение следовало всем авторитетам как равноправным, не признавая абсолютных. Любой авторитет стал относительным. Никакое учение, взятое в отрыве от других, не могло претендовать на абсолютную истину. Выражением этого стал ренессансный скептицизм: «все относительно». Релятивизация высших и низших начал, сглаживание резкой противоположности между миром земным и небесным открывало путь к очеловечению божественного и обожествлению человеческого, к «панибратству» (А.Ф. Лосев) с вековыми святынями.

Философское мышление эпохи Возрождения антропоцентрично. Оно устремлено не к Богу, а к человеку. Человек - ведущее звено всей цепи бытия.

Мировоззрение людей эпохи Ренессанса носит ярко выраженный гуманистический характер. Античность чтила героев, средние века – святых, эпоха Возрождения – Человека. Созданный Богом, он, обладая свободой воли, может стать творцом и скульптором самого себя. Идея самоконституирования человека, вера в то, что человек может стать тем, кем хочет – характерная идея Возрождения. Ренессанс открыл индивидуальность, уникальность и самоценность человеческой личности. «Пробуждением самостности духа» назвал это время Гегель.

Новая ренессансная концепция личности основывается на представлении о том, что ценность личности определяется ее собственными делами. Идеалом Возрождения является универсальный человек («homo universale»). Ренессансный человек отличается титанизмом (совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсализмом (реализует себя сразу в нескольких областях). Таким титаном и универсалом был Леонардо да Винчи (1452-1519). В какой только сфере человеческой деятельности не оставил следа его гений! Математик, архитектор, скульптор, живописец, музыкант, инженер, философ, он намного опередил свое время, сделав открытия в механике, военном искусстве, аэронавтике, аэростатике, астрономии, физиологии.

Ренессансная концепция человека содержала и опасную по своим последствиям мысль - обожествление человека. Человек стал рассматриваться как всемогущее существо, ничем недетерминированное. Девиз эпохи Возрождения – «Могу!» В нем выражена вера в безграничные возможности человека. На смену идеи Богочеловека шла идея человекобожества.

В эпоху Возрождения творческая деятельность человека приобретает сакральный характер. Фигура художника – творца становится  символом Ренессанса. Он творец, подобный Богу. Не зря Фичино, итальянский философ, например, возжигал лампаду перед бюстом Платона.

Главным принципом философского мировоззрения эпохи Возрождения был пантеизм («Бог во всем»). Бог растворяется в природе. Природа, согласно Дж. Бруно, есть «Бог в вещах».

Философия этого периода ориентируется на познание природы, становится в значительной степени натуралистической, натурфилософской и в своих основных представлениях о мире смыкается с развивающимся естествознанием. Гелиоцентризм Н. Коперника привел к коренному пересмотру всей физической картины мира. Возникает принципиально новое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной и т.д.).

Философский стиль Ренессанса отличает и геометрически-структурное понимание мира, дополняемое диалектикой предельного перехода. Предельный переход характерен для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой. Так, в математике, по учению Н. Кузанского, окружность, по мере увеличения радиуса, все больше и больше совпадает с касательной к ней, и таким образом исчезает противоположность прямого и кривого. «Бесконечность заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность» (Н. Кузанский).

Основные направления философии Возрождения:

- гуманистическоеIV–ХV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество. Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой последней, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающего свободный диалог, спор в поиске истины. Именно гуманизму с его мощным антропоцентрическим акцентом принадлежит разработка принципиально новой картины мира, в которой человек впервые стал центральным звеном всего мироздания;

- неоплатоническое (сер. ХVXVI вв.), представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.- развивали учение Платона. Всех этих философов объединяло пантеистическое представление о мире, отождествление Бога и природы.

- натурфилософское (2-я половина XVI - нач. XVII вв.) представлено выдающимися учеными того времени – Леонардо да Винчи, Николаем Коперником, Джордано Бруно, Галилео Галилеем и др. Этим мыслителям был свойственен естественно-научный (во многом натуралистический) подход к пониманию мира;

- реформационное VI–ХVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между верующими и Церковью. Важнейшая идея Реформации – необходимость личной ответственности человека перед Богом без посредства церковной иерархии;

- политическое направление (ХV-ХVI вв.), яркий представитель которого – Николо Макиавелли, изучало проблемы управления страной, поведение правителей, вопрос о соотношении власти и морали. Макиавелли провозглашает в качестве нормы политической деятельности принцип «цель оправдывает средства»;

- утопическо-социалистическое VVII вв.), представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – вынашивало идею будущего совершенного общества, основанного на всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти, общества, в котором отсутствует частная собственность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57520. Святая моя Киевская Русь 46.5 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с событиями крещения Руси методами крещения. Как вы думаете о чем сегодня у нас пойдет речь Правильно Сегодня мы поговорим об очень важной дате...
57521. Знайомство з історією 52 KB
  Обладнання: зразки історичних джерел карта України портретні зображення видатних українських істориків. У 5 класі ви почали вивчати новий предмет Введення в історію України.
57522. Особливості розвитку культури України другої половини XVIII століття 80 KB
  Тема: Особливості розвитку культури України другої половини XVIII століття Навчальні цілі: охарактеризувати стан розвитку української культури XVIII століття; ознайомити учнів з основними культурними діячами вивченої епохи та їхніми здобутками; Розвивати в учнів уміння аналізувати та систематизувати матеріал робити висновок удосконалювати навички роботи з джерелами знань давати історичну характеристику діячам культури; Сприяти патріотичному вихованню учнів а також виховувати в них естетичні смаки та уподобання; Очікувані...
57523. Люблінська унія. Початок польського володарювання на українських землях 89.5 KB
  Мета: розкрити причини основні положення Люблінської унії зясувати політику Речі Посполитої щодо України її політичний устрій та державну систему; показати суттєву зміну становища українських земель...
57524. Політичний і соціально-економічний розвиток Галицького і Волинського князівств. Піднесення Галицького князівства за Володимира та Ярослава Осмомисла 86 KB
  Піднесення Галицького князівства за Володимира та Ярослава Осмомисла. Вчити учнів вмінню показувати на карті території князівств часів роздробленості Русі порівнюючи їх із територіями колишніх племінних союзів східних словян...
57525. Україна в період кризи радянської системи (1964-1985 рр.) 143.5 KB
  Навчальна: Продовжити формування хронологічної, просторової, логічної компетенцій в процесі узагальнення, систематизації та конкретизації подій, явищ та фактів з теми.
57526. The Golden Horse-shoe of Cherkasy Region 48.5 KB
  Objectives: to develop students’ cognitive and creative skills; to provide students with an opportunity to practise listening, reading, writing and speaking skills; to encourage students to work on projects...
57527. Об'єднане королівство Великобританії та Північної Ірландії 96 KB
  There are a lot of countries in the world. And every country has its own customs and traditions. So has Great Britain. Every country has its own flag, symbols and national holidays.
57528. Проблеми жінки у світі. Статус жінки у суспільстві (The problems of a woman in the world. The status of a woman in the society) (Граматичний матеріал) Пряма/Непряма мова - Direct/reported speech) 53.5 KB
  Everyone knows that men and women are very often confused by each other (it`s not surprising). The author of the international bestseller John Gray says it is so because they are from different planets. Men are from Mars, women are from Venus.