10626

Основные черты философии эпохи Возрождения

Научная статья

Логика и философия

Основные черты философии эпохи Возрождения Философия эпохи Возрождения особый этап в истории западноевропейской философии характеризующийся утверждением новой специфической формы философствования строящейся на принципиально иных независимых от философской ...

Русский

2013-03-29

24.43 KB

51 чел.

Основные черты философии эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения – особый этап в истории западно-европейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных, независимых от философской схоластики, традициях. Это совокупность философских направлений, возникших в Европе в ХIVVI вв., которые объединяли: антисхоластическое движение, устремленность к человеку, вера в его великий духовный и физический потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Философия эпохи Возрождения, в отличие от философии средневековья, ориентирована не на потусторонний мир, а на земное бытие. Такая переориентация во многом связана с духовными движениями, порожденными реформацией. Интересы этого времени сосредоточены на поиске новых материков, открытии новых стран. Становление капиталистических отношений формирует новый тип личности, в котором на первый план выдвигаются инициативность и предприимчивость, свобода от каких-либо внешних авторитетов.

Социокультурными предпосылками возникновения философии эпохи Возрождения были:

  1.  кризис феодализма;
  2.  совершенствование орудий труда и производственных отношений;
  3.  развитие ремесла и торговли;
  4.  усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, культурные и политические центры;
  5.  укрепление, централизация европейских государств;
  6.  появление первых парламентов, усиление светской власти;
  7.  великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
  8.  научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, телескопа, книгопечатания);
  9.  открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения;
  10.  кризис схоластической философии.

Ренессансный стиль философского мышления своеобразен и противоречив.

Раскрепощая сознание от средневековых догм и схоластического образа мышления, ренессансная философия делала предметом изучения все, даже то, над чем размышлять в средневековье считалось недопустимым. Философию стало волновать все, она сделалась «всеядной». Философская мысль Возрождения выдвигает принцип методологического плюрализма, согласно которому способы познания определяются предметами исследования и не могут быть ограничены авторитетом Священного Писания. Эпоха Ренессанса породила свободный стиль философствования, причем любая система (даже в мысли) воспринималась как стесняющая личность. Это своеобразие стиля нетрудно заметить у Пико делла Мирандолы, у Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня.

Ренессансная раскованность сознания, открытость интеллектуальным дерзаниям, недогматическое мышление, скептицизм – особенности стиля философии этой эпохи.

Возрожденческая мысль имела переходный характер. Она представляла собой сложный и причудливый сплав христианства с античной философией.

Ренессанс был «философией великого возвращения», возрождения, прежде всего, греко-римской классики. Увлечение античностью было всеобщим. Античные писатели воспринимались как живые собеседники.

Но как бы не была велика роль античного наследия в формировании возрожденческой философской мысли, она не сводится к простому усвоению античности; это была оригинальная переработка традиций аристотелизма, платонизма (в сторону перевеса учения Платона над схоластизированным в средние века Аристотелем), эпикуреизма, стоицизма. Ренессансная философия - это философия разных культурных наследий, это диалог культур и попытка их синтеза.

В отличие от средневековой философия эпохи Возрождения утратила подчиненность религии. Власть теологии над философией ослабела. Процесс освобождения общества от господства церковной идеологии называется секуляризацией.

Ренессанс подорвал средневековую авторитарность мышления, не отбросив ее, а, наоборот, доведя до предела и обратив в противоположность. Возрождение следовало всем авторитетам как равноправным, не признавая абсолютных. Любой авторитет стал относительным. Никакое учение, взятое в отрыве от других, не могло претендовать на абсолютную истину. Выражением этого стал ренессансный скептицизм: «все относительно». Релятивизация высших и низших начал, сглаживание резкой противоположности между миром земным и небесным открывало путь к очеловечению божественного и обожествлению человеческого, к «панибратству» (А.Ф. Лосев) с вековыми святынями.

Философское мышление эпохи Возрождения антропоцентрично. Оно устремлено не к Богу, а к человеку. Человек - ведущее звено всей цепи бытия.

Мировоззрение людей эпохи Ренессанса носит ярко выраженный гуманистический характер. Античность чтила героев, средние века – святых, эпоха Возрождения – Человека. Созданный Богом, он, обладая свободой воли, может стать творцом и скульптором самого себя. Идея самоконституирования человека, вера в то, что человек может стать тем, кем хочет – характерная идея Возрождения. Ренессанс открыл индивидуальность, уникальность и самоценность человеческой личности. «Пробуждением самостности духа» назвал это время Гегель.

Новая ренессансная концепция личности основывается на представлении о том, что ценность личности определяется ее собственными делами. Идеалом Возрождения является универсальный человек («homo universale»). Ренессансный человек отличается титанизмом (совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсализмом (реализует себя сразу в нескольких областях). Таким титаном и универсалом был Леонардо да Винчи (1452-1519). В какой только сфере человеческой деятельности не оставил следа его гений! Математик, архитектор, скульптор, живописец, музыкант, инженер, философ, он намного опередил свое время, сделав открытия в механике, военном искусстве, аэронавтике, аэростатике, астрономии, физиологии.

Ренессансная концепция человека содержала и опасную по своим последствиям мысль - обожествление человека. Человек стал рассматриваться как всемогущее существо, ничем недетерминированное. Девиз эпохи Возрождения – «Могу!» В нем выражена вера в безграничные возможности человека. На смену идеи Богочеловека шла идея человекобожества.

В эпоху Возрождения творческая деятельность человека приобретает сакральный характер. Фигура художника – творца становится  символом Ренессанса. Он творец, подобный Богу. Не зря Фичино, итальянский философ, например, возжигал лампаду перед бюстом Платона.

Главным принципом философского мировоззрения эпохи Возрождения был пантеизм («Бог во всем»). Бог растворяется в природе. Природа, согласно Дж. Бруно, есть «Бог в вещах».

Философия этого периода ориентируется на познание природы, становится в значительной степени натуралистической, натурфилософской и в своих основных представлениях о мире смыкается с развивающимся естествознанием. Гелиоцентризм Н. Коперника привел к коренному пересмотру всей физической картины мира. Возникает принципиально новое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной и т.д.).

Философский стиль Ренессанса отличает и геометрически-структурное понимание мира, дополняемое диалектикой предельного перехода. Предельный переход характерен для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой. Так, в математике, по учению Н. Кузанского, окружность, по мере увеличения радиуса, все больше и больше совпадает с касательной к ней, и таким образом исчезает противоположность прямого и кривого. «Бесконечность заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность» (Н. Кузанский).

Основные направления философии Возрождения:

- гуманистическоеIV–ХV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество. Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой последней, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающего свободный диалог, спор в поиске истины. Именно гуманизму с его мощным антропоцентрическим акцентом принадлежит разработка принципиально новой картины мира, в которой человек впервые стал центральным звеном всего мироздания;

- неоплатоническое (сер. ХVXVI вв.), представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.- развивали учение Платона. Всех этих философов объединяло пантеистическое представление о мире, отождествление Бога и природы.

- натурфилософское (2-я половина XVI - нач. XVII вв.) представлено выдающимися учеными того времени – Леонардо да Винчи, Николаем Коперником, Джордано Бруно, Галилео Галилеем и др. Этим мыслителям был свойственен естественно-научный (во многом натуралистический) подход к пониманию мира;

- реформационное VI–ХVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между верующими и Церковью. Важнейшая идея Реформации – необходимость личной ответственности человека перед Богом без посредства церковной иерархии;

- политическое направление (ХV-ХVI вв.), яркий представитель которого – Николо Макиавелли, изучало проблемы управления страной, поведение правителей, вопрос о соотношении власти и морали. Макиавелли провозглашает в качестве нормы политической деятельности принцип «цель оправдывает средства»;

- утопическо-социалистическое VVII вв.), представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – вынашивало идею будущего совершенного общества, основанного на всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти, общества, в котором отсутствует частная собственность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79524. Начало эпохи великих географических открытий и первые колониальные захваты. Новое время как особая фаза всемирно исторического процесса 22.1 KB
  Новое время или новая история период в истории человечества находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Критерием определения нового времени его новизны по сравнению с предшествующей эпохой был с точки зрения гуманистов расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры то есть не социальноэкономический а духовнокультурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма развитием демонологии...
79525. Реформация и ее экономические, политические и социокультурные причины. Религиозные войны в Европе 21.7 KB
  С одной стороны католический мир который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского прекратил существование. С другой стороны национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений в основном в форме церковноприходских школ так и высших что...
79526. Государство и общество стран Западной Европы в 17 веке 21.34 KB
  Их концептуальным выражением и итогом стали теории естественного права и общественного договора основанные на рационализме. Теория естественного права явилась классическим воплощением нового мировоззрения. Теория естественного права основана на признании всех людей равными от природы и наделенными природой же естественными страстями стремлениями разумом. Законы природы определяют предписания естественного права которому должно соответствовать положительное позитивное волеустановленное право.
79527. Внутренняя и внешняя политика Ивана 4 Грозного 20.85 KB
  Иван IV стал великим князем в 1533 г. в 3 года. Регентшей была его мать Елена Глинская, а после ее смерти в 1538 г. началось боярское правление, сопровождавшееся борьбой боярских группировок. В 1547 г. Иван IV венчался на царство.
79528. Россия в годы смуты (конец 16-начало 17 веков) 21.68 KB
  Шурин Фёдора Борис Годунов фактически правил при недееспособном Фёдоре Ивановиче организовал свое избрание царём на Земском соборе. Но бояре были недовольны незнатным царём крестьяне отменой Юрьева дня казаки репрессиями властей дворяне тяжелой службой. Годунов умер и Лжедмитрий стал царём. Земский собор избрал царём Михаила Романова.
79529. Воцарение в России Романовых. Развитие страны в 17 веке. Особенности сословно-представительной монархии в России 20.84 KB
  Кандидатура Михаила Федоровича устроила представителей всех сословий и политических сил: аристократы были довольны тем что новый царь будет представителем древнего рода Романовых сторонники легитимной монархии были довольны тем что Михаил Федорович имеет родство с Иваном Грозным а пострадавшие от террора и хаоса смуты были довольны тем что Романов не причастен к опричнине казаки же были довольны что отцом юного царя был митрополит Филарет.
79530. Россия в конце 17-первой четверти 18 веков 21.76 KB
  Россия по Вечному миру с Польшей закрепила за собою Киев и вступила в антитурецкую коалицию. по Ништадтскому миру Россия получила за крупную сумму Эстонию Латвию и почти всю Карелию. Россия заключила союз с Австрией.
79531. Международные отношения и внешняя политика России при Петре 1 23.79 KB
  Образование Российской 1Пётр I предпринял целый ряд реформ. После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования. Всего в посольство вошло до 250 человек среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I.