10627

Философия Нового времени: ХVII- ХVIII вв

Реферат

Логика и философия

Философия Нового времени: ХVII ХVIII вв. К 1617 вв. вся европейская культура подверглась глубочайшим трансформациям выражением которых явились социальная революция в обществе связанная с переходом от феодализма к капитализму эпоха ранних буржуазных революций и научна

Русский

2013-03-29

23.44 KB

7 чел.

Философия Нового времени: ХVII- ХVIII вв.

К 16-17 вв. вся европейская культура подверглась глубочайшим трансформациям, выражением которых явились социальная революция в обществе, связанная с переходом от феодализма к капитализму (эпоха ранних буржуазных революций) и научная революция, проявившая себя в особом пристрастии к эксперименту и классификациям, рациональном познании и объяснении мира, формировании экспериментально-математического естествознания.

Социально-культурные истоки этих изменений коренятся в сдвигах, порожденных эпохой реформаций и отразивших серьезную духовно-ценностную переориентацию европейской цивилизации. Если классическое христианство ориентировало социальную активность человека, прежде всего на сферу духовной жизни, на поиски спасения души, то протестантизм признал правомерность и важность направления активности человека на повседневное, практическое бытие.

Социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, и революционные процессы в науке вызвали к жизни новую ориентацию философии.

Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в ХVII в. философия выбрала себе в качестве союзника естественные и точные науки.

Итак, какие особенности были присущи философскому мышлению эпохи Нового времени?

Философия ориентируется на идеал научного знания, на союз с естественными и точными науками.

Философское знание выстраивается по нормам и стандартам науки, оформляется как совокупность дисциплин (наука о бытии, наука о познании и т.д.), как научная система, призванная обобщить опыт человеческого познания мира.

На первый план в философии выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), поиски научного метода. Метод понимается как решающее условие плодотворного познания: разум, не обладающий истинным методом, неизбежно заблуждается. Первостепенное значение, которое приобретает в эту эпоху проблема метода, связано с тем, что фундаментальные науки, обособляясь друг от друга и от философии, разрабатывают свои собственные методы. В этой связи проблема общенаучного метода, применимого также и в философии, приобретает ключевое значение, ибо речь идет о единстве всего знания. Эмпирики обосновывают решающее значение наблюдений, опыта, индуктивного метода. Процесс познания, по мнению английского философа-материалиста Ф. Бэкона (1561-1626), начинается с чувственных восприятий, которые рождаются на основе опыта. В чем суть индуктивного метода? Всякое познание должно идти от изучения единичных фактов к общим положениям. Сам философ объясняет, что индукция состоит из следующих ступеней:

1) наблюдение фактов;

2) их систематизация и классификация;

3) отсечение ненужных фактов;

4) разбиение явления на составные части;

5) проверка фактов на опыте и обобщение.

Ф. Бэкон критикует неверные пути познания: «путь муравья» - односторонний эмпиризм. Эмпирики, подобно муравьям, усердно собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать; «путь паука» - односторонний рационализм. Рационалисты, подобно пауку, ткущему из себя паутину, не заботятся о соответствии своих идей реальным фактам; а «путь пчелы», по Бэкону, есть единственно верный путь в познании, так как он соединяет в себе оба указанных пути и свободен от их недостатков.

Ф. Бэкон дал типологию заблуждений (идолов), которые осаждают человеческий ум:

А) «идолы пещеры» - искажение образов в силу индивидуального (субъективного) подхода к действительности, то есть человек как бы из своей пещеры смотрит на мир. Идолы пещеры могут быть преодолены путем применения коллективного опыта;

Б) «идолы рода» - это такой тип заблуждений, которые становятся неизбежными в силу того, что познающий проводит аналогию между собой и познаваемым, что исключает познание сущности;

В) «идолы театра» - заблуждения, основанные на вере в авторитеты, в философские системы прошлого. От этих идолов можно избавиться путем непосредственного изучения природы;

Г) «идолы площади» (рынка) – заблуждения, которые происходят при общении людей под влиянием языка.

Если Ф. Бэкон апеллировал к опыту и наблюдению, то французский философ-рационалист Р. Декарт (1596-1650) обращается к разуму и самосознанию.

Декарт – дуалист, он признает два самостоятельных начала в философии – материальную субстанцию, которая обладает атрибутом протяженности, и духовную субстанцию, обладающую атрибутом мышления. В процессе познания главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям.

Принцип универсального методологического сомнения провозглашается Декартом в качестве исходного пункта истинной философии. Возникновение сомнения связано с частыми случаями ошибочности прежних учений, с недостаточностью чувственных данных. Единственное, что не подлежит сомнению, это факт существования самого сомнения как акта мышления. Нельзя сомневаться в том, говорит философ, что я сомневаюсь, если сомневаюсь, значит, мыслю; если мыслю, - значит, существую.

В работе «Рассуждение о методе» Декарт формулирует свои знаменитые четыре правила рационального познания:

1. Считать истинным только то, что представляется разуму ясно и отчетливо, только то, что не вызывает сомнения.

2. Каждое рассматриваемое положение разделить на столько простых составляющих частей, на сколько возможно и сколько нужно для их правильного толкования; в ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей, которые даются интуицией. Другими словами, анализ имеет целью открыть исходные элементы знания.

3. Мыслить по порядку, начиная с простых предметов, которые легко познаются, и восходить до познания наиболее сложных. Только из самых простых и доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины. Это выведение есть рационалистическая дедукция, которая данным правилом и утверждается.

4. Составить наиболее полный перечень, классификацию вещей и убедиться в том, что ничего не пропущено для полного познания. Декарт назвал это правило «энумерацией».

В Новое время субъективность становится основанием философии. Парадигма субъективности (противопоставление Я всем другим субъектам, да и всему миру) доминирует. Философию Нового времени можно назвать философией субъективности. Согласно Декарту, началом философии является сомнение и вытекающая из этого уверенность индивида в собственном существовании, согласно Локку, - индивидуальный опыт и рассудочная деятельность. Для Декарта последний принцип философии коренится в самодостоверности Я, cogito ergo sum, «Я мыслю, следовательно, я существую». Общим исходным принципом для них выступает человек как субъект. Превращение человека в субъект, а всего многообразия вещей в объекты – то, что противостоит познающему субъекту, - оказалось новым взглядом.

Проблема разума – сердцевина философии Нового времени.

Эпоха Просвещения в европейской культуре (ХVIII в.) – это эпоха культа разума и борьбы с предрассудками. Разум рассматривался как главный и лучший инструмент познания и преобразования человеческой жизни. В классической мысли ХVIIIIХ веков наряду с прославлением индивидуального разума нарастала тенденция прославления внеиндивидуального разума (абсолютный дух, высший разум).

Мыслители этой эпохи провозглашают идею разумного преобразования общества и природы. С Ф. Бэкона и Р. Декарта берет начало взгляд на человека как на господина природы и на познание как на ее покорение (знание – сила). Знание – инструмент овладения, покорения, силы. Бэкон убежден в том, что знание – самая могущественная из всех сил, необходимых человеку в покорении стихийных сил природы. Данная идея была чужда средневековой философии, которая исходила из представления, что все существующее устроено согласно божественному плану.

Философское мировоззрение нововременной эпохи, поставив задачу «покорения природы», сделало человека заложником будущих экологических катастроф.

Специфическим идейным феноменом Нового времени стала теория социального прогресса. Понятие «социальный прогресс» систематически разрабатывается именно в эту эпоху. Прогресс противопоставляется привычным, господствующим представлениям о «спокойной», сохраняющей веками свои сложившиеся формы, жизни. Но уже в это время мыслителями осознается противоречивость и нелинейность прогресса. Ж.-Ж. Руссо, например, выдвигает идею о пагубном влиянии наук и искусств на нравственность. Прогресс в одной социальной сфере может оборачиваться регрессом в другой.

Спор о врожденных идеях определяет интеллектуальный климат этой эпохи. Для английского философа Дж. Локка (1632-1704) первоначальное состояние человеческого сознания подобно tabula rasa (лат. – гладкая доска, чистое, нетронутое), свободно от каких-либо представлений, идей. Локк категорически отвергает возможность существования врожденных идей.

Р. Декарт, напротив, признает существование врожденных идей.

По Декарту, существует три группы идей:

1. Врожденные (идея Бога, числа, длительности, телесности, структурности тел, фактов сознания, свободной воли);

2. Приобретенные (идеи, полученные извне, из чувственного опыта);

3. Порождаемые (способность изобретать новые идеи).

Кто прав в этом споре? Строго говоря, ни Локк, ни Декарт не были правы.

На самом деле у человека есть врожденная информация (не идеи!) в виде задатков, безусловных рефлексов, установок.

Философское мировоззрение Нового времени было натуралистическим: философия и естествознание новой эпохи неотделимы друг от друга. Согласно натуралистическому мировоззрению, существует естественный порядок вещей, который не может быть нарушен никаким вмешательством свыше. Все изменения происходят естественным образом, т.е. проистекают из внешней природы или природы самого человека. Натурализм – философская основа учения об обществе (в первую очередь теории естественного права). Натуралистическое мировоззрение сводит социальное к природному, которое понимается как нечто изначальное, находящееся вне власти человека, неизменное.

Методология натуралистического мировоззрения, созданного философами ХVII в., носит метафизический характер, несмотря на их отдельные блестящие диалектические идеи. Метафизический способ мышления соответствовал тому периоду развития естествознания, когда оно было еще собирающей, анализирующей, накапливающей, а не синтезирующей фактический материал наукой.

Философское мышление ХVII - ХVIII вв. было механистическим. Механицизм означает абсолютизацию законов механики, попытку объяснить принципами механики все явления. Кеплер, например, называет Вселенную машиной, определяет мир как божественные часы. Декарт применяет механику к исследованию живых существ. Животные, по Декарту, просто автоматы, лишенные психики. Ламетри называет свой философский труд “Человек-машина”, где утверждает, что человек – самозаводящаяся (при помощи питания), перпендикулярно ползающая машина.

Новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения. Основные его идеи – о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства – живут и в наши дни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73842. Технико-экономические показатели разрабатываемых ТП 72 KB
  На завершающим этапе разработки ТП проводят полную оценку вариантов путем сравнения себестоимости обработки заготовок отражающей затраты живого и овеществленного труда. Существует два основных метода определения себестоимости: бухгалтерский и метод прямого калькулирования поэлементный. Цеховые расходы при калькулировании себестоимости определяют в процентах от заработной платы основных рабочих цеха: тогда себестоимость текущие затраты можно выразить так: где ц – процент цеховых накладных расходов. Его можно использовать при приближенном...
73843. РОЗВИТОК СВІДОМОСТІ У ФІЛОГЕНЕЗІ 215 KB
  Сприймання – це відображення у свідомості людини цілісних предметів та явищ об’єктивного світу при їх безпосередньому впливі у дану мить на органи відчуттів. Його суттєва відмінність від відчуттів полягає в тому що в процесах сприймання формується образ цілісного предмету за допомогою відображення всієї сукупності його якостей. Однак образ сприймання не зводиться до простої суми відчуттів хоча й вносить їх до свого складу. Сприймання – результат діяльності системи аналізаторів.
73844. ПСИХІЧНІ ПРОЦЕСИ: ПАМ’ЯТЬ, УЯВА, МИСЛЕННЯ, УВАГА 84 KB
  Особливості пам’яті та уява. ІІ Пам’ять – форма психічного відображення яка заклечається в закріпленні збереженні і послідуючому відтворенні минулого досвіду. Пам’ять пов’язує минуле суб’єкта с його дійсністю і майбутнім і є найважливішою пізнавальною функцією яка лежить в основі розвитку і навчання.
73845. ЕМОЦІЙНО-ВОЛЬОВА СФЕРА ОСОБИСТОСТІ 112.5 KB
  Рису характеру розуміють як схильність до нервової поведінки яка склалася в силу наявності певних потреб мотивів чи інтересів мотиваційні риси або в силу наявності певних звичок установок сталевих особливостей поведінки. Окремі властивості характеру залежать одне від одного та тісно пов’язані між собою вони створюють цілісну організацію яку називають структурою характеру. В структурі характеру виділяють дві групи рис. Під рисою характеру розуміють ті чи інші особливості особистості людини які систематично проявляються в різних видах...
73846. Діяльність та особистість 148.5 KB
  Діяльність в житті людини: види структура предмет. ДІЯЛЬНІСТЬ – можна визначити як специфічний вид активності людини спрямований на пізнання і творче перетворення навколишнього світу включаючи самого себе й умови свого існування. Навчання являє собою прогресивне відтворення людини як свідомої особистості на основі засвоєння ним практичного та теоретичного досвіду людства. Особливе місце в житті людини займає ПРАЦЯ.
73847. ПСИХОЛОГІЯ СПІЛКУВАННЯ 132.5 KB
  Спілкування: його структура, рівні, функції, основні способи впливу, види. Мова і спілкування. Механізм сприйняття людини людиною під час спілкування. Бар’єри спілкування. Конфлікт: поняття, види, структура, форми, засоби вирішення.
73848. ОСОБЛІВОСТІ ПСИХОЛОГІЇ УПРАВЛІННЯ 90.5 KB
  Суб’єкт і об’єкт психології управління. Управлінська діяльність та стилі управління. І ПСИХОЛОГІЯ УПРАВЛІННЯ – напрямок в психологічній науці що вивчає управлінську діяльність властивості та якості особистості що необхідні для її успішної реалізації.
73849. Суздальская земля X – XIII вв. 78.5 KB
  Одновременно с новгородскими делами Андрей решал и южные дела. В конце 1168 г. было собрано внушительное войско для похода на Киев. Во главе войска был поставлен сын Андрея Мстислав и боярин Борис Жидиславич.
73850. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА 332 KB
  От примитивных приматов в середине палеогена возникли антропоиды – человекообразные обезьяны. Их древнейшие остатки относятся к нижнему олигоцену, а появление относят к позднему эоцену – 40 млн.