10627

Философия Нового времени: ХVII- ХVIII вв

Реферат

Логика и философия

Философия Нового времени: ХVII ХVIII вв. К 1617 вв. вся европейская культура подверглась глубочайшим трансформациям выражением которых явились социальная революция в обществе связанная с переходом от феодализма к капитализму эпоха ранних буржуазных революций и научна

Русский

2013-03-29

23.44 KB

6 чел.

Философия Нового времени: ХVII- ХVIII вв.

К 16-17 вв. вся европейская культура подверглась глубочайшим трансформациям, выражением которых явились социальная революция в обществе, связанная с переходом от феодализма к капитализму (эпоха ранних буржуазных революций) и научная революция, проявившая себя в особом пристрастии к эксперименту и классификациям, рациональном познании и объяснении мира, формировании экспериментально-математического естествознания.

Социально-культурные истоки этих изменений коренятся в сдвигах, порожденных эпохой реформаций и отразивших серьезную духовно-ценностную переориентацию европейской цивилизации. Если классическое христианство ориентировало социальную активность человека, прежде всего на сферу духовной жизни, на поиски спасения души, то протестантизм признал правомерность и важность направления активности человека на повседневное, практическое бытие.

Социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, и революционные процессы в науке вызвали к жизни новую ориентацию философии.

Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в ХVII в. философия выбрала себе в качестве союзника естественные и точные науки.

Итак, какие особенности были присущи философскому мышлению эпохи Нового времени?

Философия ориентируется на идеал научного знания, на союз с естественными и точными науками.

Философское знание выстраивается по нормам и стандартам науки, оформляется как совокупность дисциплин (наука о бытии, наука о познании и т.д.), как научная система, призванная обобщить опыт человеческого познания мира.

На первый план в философии выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), поиски научного метода. Метод понимается как решающее условие плодотворного познания: разум, не обладающий истинным методом, неизбежно заблуждается. Первостепенное значение, которое приобретает в эту эпоху проблема метода, связано с тем, что фундаментальные науки, обособляясь друг от друга и от философии, разрабатывают свои собственные методы. В этой связи проблема общенаучного метода, применимого также и в философии, приобретает ключевое значение, ибо речь идет о единстве всего знания. Эмпирики обосновывают решающее значение наблюдений, опыта, индуктивного метода. Процесс познания, по мнению английского философа-материалиста Ф. Бэкона (1561-1626), начинается с чувственных восприятий, которые рождаются на основе опыта. В чем суть индуктивного метода? Всякое познание должно идти от изучения единичных фактов к общим положениям. Сам философ объясняет, что индукция состоит из следующих ступеней:

1) наблюдение фактов;

2) их систематизация и классификация;

3) отсечение ненужных фактов;

4) разбиение явления на составные части;

5) проверка фактов на опыте и обобщение.

Ф. Бэкон критикует неверные пути познания: «путь муравья» - односторонний эмпиризм. Эмпирики, подобно муравьям, усердно собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать; «путь паука» - односторонний рационализм. Рационалисты, подобно пауку, ткущему из себя паутину, не заботятся о соответствии своих идей реальным фактам; а «путь пчелы», по Бэкону, есть единственно верный путь в познании, так как он соединяет в себе оба указанных пути и свободен от их недостатков.

Ф. Бэкон дал типологию заблуждений (идолов), которые осаждают человеческий ум:

А) «идолы пещеры» - искажение образов в силу индивидуального (субъективного) подхода к действительности, то есть человек как бы из своей пещеры смотрит на мир. Идолы пещеры могут быть преодолены путем применения коллективного опыта;

Б) «идолы рода» - это такой тип заблуждений, которые становятся неизбежными в силу того, что познающий проводит аналогию между собой и познаваемым, что исключает познание сущности;

В) «идолы театра» - заблуждения, основанные на вере в авторитеты, в философские системы прошлого. От этих идолов можно избавиться путем непосредственного изучения природы;

Г) «идолы площади» (рынка) – заблуждения, которые происходят при общении людей под влиянием языка.

Если Ф. Бэкон апеллировал к опыту и наблюдению, то французский философ-рационалист Р. Декарт (1596-1650) обращается к разуму и самосознанию.

Декарт – дуалист, он признает два самостоятельных начала в философии – материальную субстанцию, которая обладает атрибутом протяженности, и духовную субстанцию, обладающую атрибутом мышления. В процессе познания главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям.

Принцип универсального методологического сомнения провозглашается Декартом в качестве исходного пункта истинной философии. Возникновение сомнения связано с частыми случаями ошибочности прежних учений, с недостаточностью чувственных данных. Единственное, что не подлежит сомнению, это факт существования самого сомнения как акта мышления. Нельзя сомневаться в том, говорит философ, что я сомневаюсь, если сомневаюсь, значит, мыслю; если мыслю, - значит, существую.

В работе «Рассуждение о методе» Декарт формулирует свои знаменитые четыре правила рационального познания:

1. Считать истинным только то, что представляется разуму ясно и отчетливо, только то, что не вызывает сомнения.

2. Каждое рассматриваемое положение разделить на столько простых составляющих частей, на сколько возможно и сколько нужно для их правильного толкования; в ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей, которые даются интуицией. Другими словами, анализ имеет целью открыть исходные элементы знания.

3. Мыслить по порядку, начиная с простых предметов, которые легко познаются, и восходить до познания наиболее сложных. Только из самых простых и доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины. Это выведение есть рационалистическая дедукция, которая данным правилом и утверждается.

4. Составить наиболее полный перечень, классификацию вещей и убедиться в том, что ничего не пропущено для полного познания. Декарт назвал это правило «энумерацией».

В Новое время субъективность становится основанием философии. Парадигма субъективности (противопоставление Я всем другим субъектам, да и всему миру) доминирует. Философию Нового времени можно назвать философией субъективности. Согласно Декарту, началом философии является сомнение и вытекающая из этого уверенность индивида в собственном существовании, согласно Локку, - индивидуальный опыт и рассудочная деятельность. Для Декарта последний принцип философии коренится в самодостоверности Я, cogito ergo sum, «Я мыслю, следовательно, я существую». Общим исходным принципом для них выступает человек как субъект. Превращение человека в субъект, а всего многообразия вещей в объекты – то, что противостоит познающему субъекту, - оказалось новым взглядом.

Проблема разума – сердцевина философии Нового времени.

Эпоха Просвещения в европейской культуре (ХVIII в.) – это эпоха культа разума и борьбы с предрассудками. Разум рассматривался как главный и лучший инструмент познания и преобразования человеческой жизни. В классической мысли ХVIIIIХ веков наряду с прославлением индивидуального разума нарастала тенденция прославления внеиндивидуального разума (абсолютный дух, высший разум).

Мыслители этой эпохи провозглашают идею разумного преобразования общества и природы. С Ф. Бэкона и Р. Декарта берет начало взгляд на человека как на господина природы и на познание как на ее покорение (знание – сила). Знание – инструмент овладения, покорения, силы. Бэкон убежден в том, что знание – самая могущественная из всех сил, необходимых человеку в покорении стихийных сил природы. Данная идея была чужда средневековой философии, которая исходила из представления, что все существующее устроено согласно божественному плану.

Философское мировоззрение нововременной эпохи, поставив задачу «покорения природы», сделало человека заложником будущих экологических катастроф.

Специфическим идейным феноменом Нового времени стала теория социального прогресса. Понятие «социальный прогресс» систематически разрабатывается именно в эту эпоху. Прогресс противопоставляется привычным, господствующим представлениям о «спокойной», сохраняющей веками свои сложившиеся формы, жизни. Но уже в это время мыслителями осознается противоречивость и нелинейность прогресса. Ж.-Ж. Руссо, например, выдвигает идею о пагубном влиянии наук и искусств на нравственность. Прогресс в одной социальной сфере может оборачиваться регрессом в другой.

Спор о врожденных идеях определяет интеллектуальный климат этой эпохи. Для английского философа Дж. Локка (1632-1704) первоначальное состояние человеческого сознания подобно tabula rasa (лат. – гладкая доска, чистое, нетронутое), свободно от каких-либо представлений, идей. Локк категорически отвергает возможность существования врожденных идей.

Р. Декарт, напротив, признает существование врожденных идей.

По Декарту, существует три группы идей:

1. Врожденные (идея Бога, числа, длительности, телесности, структурности тел, фактов сознания, свободной воли);

2. Приобретенные (идеи, полученные извне, из чувственного опыта);

3. Порождаемые (способность изобретать новые идеи).

Кто прав в этом споре? Строго говоря, ни Локк, ни Декарт не были правы.

На самом деле у человека есть врожденная информация (не идеи!) в виде задатков, безусловных рефлексов, установок.

Философское мировоззрение Нового времени было натуралистическим: философия и естествознание новой эпохи неотделимы друг от друга. Согласно натуралистическому мировоззрению, существует естественный порядок вещей, который не может быть нарушен никаким вмешательством свыше. Все изменения происходят естественным образом, т.е. проистекают из внешней природы или природы самого человека. Натурализм – философская основа учения об обществе (в первую очередь теории естественного права). Натуралистическое мировоззрение сводит социальное к природному, которое понимается как нечто изначальное, находящееся вне власти человека, неизменное.

Методология натуралистического мировоззрения, созданного философами ХVII в., носит метафизический характер, несмотря на их отдельные блестящие диалектические идеи. Метафизический способ мышления соответствовал тому периоду развития естествознания, когда оно было еще собирающей, анализирующей, накапливающей, а не синтезирующей фактический материал наукой.

Философское мышление ХVII - ХVIII вв. было механистическим. Механицизм означает абсолютизацию законов механики, попытку объяснить принципами механики все явления. Кеплер, например, называет Вселенную машиной, определяет мир как божественные часы. Декарт применяет механику к исследованию живых существ. Животные, по Декарту, просто автоматы, лишенные психики. Ламетри называет свой философский труд “Человек-машина”, где утверждает, что человек – самозаводящаяся (при помощи питания), перпендикулярно ползающая машина.

Новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения. Основные его идеи – о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства – живут и в наши дни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15834. Выбор ПО для автоматизации управления 97.5 KB
  Выбор ПО для автоматизации управления Вступление Современная жизнь состоит из альтернатив. Мы постоянно чтото выбираем. Это относится и к нашему быту и к профессиональной деятельности. В простых ситуациях мы даже не задумываемся что выбрать и как это сделать в сложн...
15835. Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок 114 KB
  Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок Что такое информационная система В течение последних лет значительная часть дискуссий касающихся развития корпоративного менеджмента протекает в ракурсе практического применения современных ...
15836. Основы систем класса MRP-MRPII 119.5 KB
  Основы систем класса MRPMRPII Геннадий Верников Философия и основные понятия MRP В начале 60х годов в связи с ростом популярности вычислительных систем возникла идея использовать их возможности для планирования деятельности предприятия в том числе для планирования прои...
15837. Семь принципов успешной автоматизации 49.5 KB
  Семь принципов успешной автоматизации Согласно мировой статистике только треть проектов разработки и внедрения информационных систем завершаются успехом. Об аналогичных исследованиях в России ничего не известно но представляется что у нас дела обстоят еще хуже. У...
15838. Дети с социально-педагогической запущенностью 44 KB
  ДОКЛАД на тему: Дети с социальнопедагогической запущенностью. Общеизвестно что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте на детях. Увеличение количества детей
15839. Пути преодоления речевого недоразвития, возникшего в результате социально-педагогической запущенности, у детей младшего школьного возраста 47.5 KB
  Пути преодоления речевого недоразвития возникшего в результате социальнопедагогической запущенности у детей младшего школьного возраста Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной по...
15840. Пути профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности 29 KB
  Пути профилактики и коррекции социальнопедагогической запущенности Современная социальная ситуация сопровождается увеличением количества детей с девиантным поведением. Особое место занимает группа детей с выраженной социальнопедагогической запущенностью ко...
15841. АБСТРАКТНОЕ КИНО И СВЕТОМУЗЫКА 38 KB
  АБСТРАКТНОЕ КИНО И СВЕТОМУЗЫКА Галеев Б.М. Абстрактное кино специфическая область кинематографа; явление пограничное и экспериментальное по отношению к самому киноискусству изобразительному в своей основе связано с ним не столько по художественной специфике язы...
15842. ПЯТЬ ГОЛЛАНДСКИХ ФИЛЬМОВ, ПОСТАВЛЕННЫХ В ВООБРАЖЕНИИ 170 KB
  Питер Гринуэй ПЯТЬ ГОЛЛАНДСКИХ ФИЛЬМОВ ПОСТАВЛЕННЫХ В ВООБРАЖЕНИИ Фрагменты лекции Питера Гринуэя прочитанной на семинаре Воинствующее кино Утрехт Нидерланды 25 сентября 1988 года. Кино слишком богатое возможностями средство коммуник...