10627

Философия Нового времени: ХVII- ХVIII вв

Реферат

Логика и философия

Философия Нового времени: ХVII ХVIII вв. К 1617 вв. вся европейская культура подверглась глубочайшим трансформациям выражением которых явились социальная революция в обществе связанная с переходом от феодализма к капитализму эпоха ранних буржуазных революций и научна

Русский

2013-03-29

23.44 KB

7 чел.

Философия Нового времени: ХVII- ХVIII вв.

К 16-17 вв. вся европейская культура подверглась глубочайшим трансформациям, выражением которых явились социальная революция в обществе, связанная с переходом от феодализма к капитализму (эпоха ранних буржуазных революций) и научная революция, проявившая себя в особом пристрастии к эксперименту и классификациям, рациональном познании и объяснении мира, формировании экспериментально-математического естествознания.

Социально-культурные истоки этих изменений коренятся в сдвигах, порожденных эпохой реформаций и отразивших серьезную духовно-ценностную переориентацию европейской цивилизации. Если классическое христианство ориентировало социальную активность человека, прежде всего на сферу духовной жизни, на поиски спасения души, то протестантизм признал правомерность и важность направления активности человека на повседневное, практическое бытие.

Социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, и революционные процессы в науке вызвали к жизни новую ориентацию философии.

Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в ХVII в. философия выбрала себе в качестве союзника естественные и точные науки.

Итак, какие особенности были присущи философскому мышлению эпохи Нового времени?

Философия ориентируется на идеал научного знания, на союз с естественными и точными науками.

Философское знание выстраивается по нормам и стандартам науки, оформляется как совокупность дисциплин (наука о бытии, наука о познании и т.д.), как научная система, призванная обобщить опыт человеческого познания мира.

На первый план в философии выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), поиски научного метода. Метод понимается как решающее условие плодотворного познания: разум, не обладающий истинным методом, неизбежно заблуждается. Первостепенное значение, которое приобретает в эту эпоху проблема метода, связано с тем, что фундаментальные науки, обособляясь друг от друга и от философии, разрабатывают свои собственные методы. В этой связи проблема общенаучного метода, применимого также и в философии, приобретает ключевое значение, ибо речь идет о единстве всего знания. Эмпирики обосновывают решающее значение наблюдений, опыта, индуктивного метода. Процесс познания, по мнению английского философа-материалиста Ф. Бэкона (1561-1626), начинается с чувственных восприятий, которые рождаются на основе опыта. В чем суть индуктивного метода? Всякое познание должно идти от изучения единичных фактов к общим положениям. Сам философ объясняет, что индукция состоит из следующих ступеней:

1) наблюдение фактов;

2) их систематизация и классификация;

3) отсечение ненужных фактов;

4) разбиение явления на составные части;

5) проверка фактов на опыте и обобщение.

Ф. Бэкон критикует неверные пути познания: «путь муравья» - односторонний эмпиризм. Эмпирики, подобно муравьям, усердно собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать; «путь паука» - односторонний рационализм. Рационалисты, подобно пауку, ткущему из себя паутину, не заботятся о соответствии своих идей реальным фактам; а «путь пчелы», по Бэкону, есть единственно верный путь в познании, так как он соединяет в себе оба указанных пути и свободен от их недостатков.

Ф. Бэкон дал типологию заблуждений (идолов), которые осаждают человеческий ум:

А) «идолы пещеры» - искажение образов в силу индивидуального (субъективного) подхода к действительности, то есть человек как бы из своей пещеры смотрит на мир. Идолы пещеры могут быть преодолены путем применения коллективного опыта;

Б) «идолы рода» - это такой тип заблуждений, которые становятся неизбежными в силу того, что познающий проводит аналогию между собой и познаваемым, что исключает познание сущности;

В) «идолы театра» - заблуждения, основанные на вере в авторитеты, в философские системы прошлого. От этих идолов можно избавиться путем непосредственного изучения природы;

Г) «идолы площади» (рынка) – заблуждения, которые происходят при общении людей под влиянием языка.

Если Ф. Бэкон апеллировал к опыту и наблюдению, то французский философ-рационалист Р. Декарт (1596-1650) обращается к разуму и самосознанию.

Декарт – дуалист, он признает два самостоятельных начала в философии – материальную субстанцию, которая обладает атрибутом протяженности, и духовную субстанцию, обладающую атрибутом мышления. В процессе познания главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям.

Принцип универсального методологического сомнения провозглашается Декартом в качестве исходного пункта истинной философии. Возникновение сомнения связано с частыми случаями ошибочности прежних учений, с недостаточностью чувственных данных. Единственное, что не подлежит сомнению, это факт существования самого сомнения как акта мышления. Нельзя сомневаться в том, говорит философ, что я сомневаюсь, если сомневаюсь, значит, мыслю; если мыслю, - значит, существую.

В работе «Рассуждение о методе» Декарт формулирует свои знаменитые четыре правила рационального познания:

1. Считать истинным только то, что представляется разуму ясно и отчетливо, только то, что не вызывает сомнения.

2. Каждое рассматриваемое положение разделить на столько простых составляющих частей, на сколько возможно и сколько нужно для их правильного толкования; в ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей, которые даются интуицией. Другими словами, анализ имеет целью открыть исходные элементы знания.

3. Мыслить по порядку, начиная с простых предметов, которые легко познаются, и восходить до познания наиболее сложных. Только из самых простых и доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины. Это выведение есть рационалистическая дедукция, которая данным правилом и утверждается.

4. Составить наиболее полный перечень, классификацию вещей и убедиться в том, что ничего не пропущено для полного познания. Декарт назвал это правило «энумерацией».

В Новое время субъективность становится основанием философии. Парадигма субъективности (противопоставление Я всем другим субъектам, да и всему миру) доминирует. Философию Нового времени можно назвать философией субъективности. Согласно Декарту, началом философии является сомнение и вытекающая из этого уверенность индивида в собственном существовании, согласно Локку, - индивидуальный опыт и рассудочная деятельность. Для Декарта последний принцип философии коренится в самодостоверности Я, cogito ergo sum, «Я мыслю, следовательно, я существую». Общим исходным принципом для них выступает человек как субъект. Превращение человека в субъект, а всего многообразия вещей в объекты – то, что противостоит познающему субъекту, - оказалось новым взглядом.

Проблема разума – сердцевина философии Нового времени.

Эпоха Просвещения в европейской культуре (ХVIII в.) – это эпоха культа разума и борьбы с предрассудками. Разум рассматривался как главный и лучший инструмент познания и преобразования человеческой жизни. В классической мысли ХVIIIIХ веков наряду с прославлением индивидуального разума нарастала тенденция прославления внеиндивидуального разума (абсолютный дух, высший разум).

Мыслители этой эпохи провозглашают идею разумного преобразования общества и природы. С Ф. Бэкона и Р. Декарта берет начало взгляд на человека как на господина природы и на познание как на ее покорение (знание – сила). Знание – инструмент овладения, покорения, силы. Бэкон убежден в том, что знание – самая могущественная из всех сил, необходимых человеку в покорении стихийных сил природы. Данная идея была чужда средневековой философии, которая исходила из представления, что все существующее устроено согласно божественному плану.

Философское мировоззрение нововременной эпохи, поставив задачу «покорения природы», сделало человека заложником будущих экологических катастроф.

Специфическим идейным феноменом Нового времени стала теория социального прогресса. Понятие «социальный прогресс» систематически разрабатывается именно в эту эпоху. Прогресс противопоставляется привычным, господствующим представлениям о «спокойной», сохраняющей веками свои сложившиеся формы, жизни. Но уже в это время мыслителями осознается противоречивость и нелинейность прогресса. Ж.-Ж. Руссо, например, выдвигает идею о пагубном влиянии наук и искусств на нравственность. Прогресс в одной социальной сфере может оборачиваться регрессом в другой.

Спор о врожденных идеях определяет интеллектуальный климат этой эпохи. Для английского философа Дж. Локка (1632-1704) первоначальное состояние человеческого сознания подобно tabula rasa (лат. – гладкая доска, чистое, нетронутое), свободно от каких-либо представлений, идей. Локк категорически отвергает возможность существования врожденных идей.

Р. Декарт, напротив, признает существование врожденных идей.

По Декарту, существует три группы идей:

1. Врожденные (идея Бога, числа, длительности, телесности, структурности тел, фактов сознания, свободной воли);

2. Приобретенные (идеи, полученные извне, из чувственного опыта);

3. Порождаемые (способность изобретать новые идеи).

Кто прав в этом споре? Строго говоря, ни Локк, ни Декарт не были правы.

На самом деле у человека есть врожденная информация (не идеи!) в виде задатков, безусловных рефлексов, установок.

Философское мировоззрение Нового времени было натуралистическим: философия и естествознание новой эпохи неотделимы друг от друга. Согласно натуралистическому мировоззрению, существует естественный порядок вещей, который не может быть нарушен никаким вмешательством свыше. Все изменения происходят естественным образом, т.е. проистекают из внешней природы или природы самого человека. Натурализм – философская основа учения об обществе (в первую очередь теории естественного права). Натуралистическое мировоззрение сводит социальное к природному, которое понимается как нечто изначальное, находящееся вне власти человека, неизменное.

Методология натуралистического мировоззрения, созданного философами ХVII в., носит метафизический характер, несмотря на их отдельные блестящие диалектические идеи. Метафизический способ мышления соответствовал тому периоду развития естествознания, когда оно было еще собирающей, анализирующей, накапливающей, а не синтезирующей фактический материал наукой.

Философское мышление ХVII - ХVIII вв. было механистическим. Механицизм означает абсолютизацию законов механики, попытку объяснить принципами механики все явления. Кеплер, например, называет Вселенную машиной, определяет мир как божественные часы. Декарт применяет механику к исследованию живых существ. Животные, по Декарту, просто автоматы, лишенные психики. Ламетри называет свой философский труд “Человек-машина”, где утверждает, что человек – самозаводящаяся (при помощи питания), перпендикулярно ползающая машина.

Новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения. Основные его идеи – о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства – живут и в наши дни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75740. Определение величин, характеризующих вибрацию (виброскорость, виброускорение, логарифмический уровень виброскорости) 39.5 KB
  Источниками вибрации являются различные технологические процессы механизмы машины и их рабочие органы. Воздействие вибрации на человека классифицируется: по способу передачи вибрации на организм человека; по направлению действия вибрации; по временной характеристике вибрации. Вибрации воздействующая на отдельные части организма работающего определяется как локальная. Показателями вибрационной нагрузки на оператора являются виброускорение виброскорость диапазон частот время воздействия вибрации.
75741. Понятие вибрации. Воздействие вибрации на организм человека. Способы защиты от вредного воздействия вибрации 16.65 KB
  Понятие вибрации. Воздействие вибрации на организм человека. Способы защиты от вредного воздействия вибрации. По способу передачи на человека вибрации подразделяются на общую передающуюся через опорные поверхности на тело человека и локальную передающуюся через руки человека.
75742. Электромагнитное излучение. Негативное воздействие на организм человека 20.25 KB
  Биологический эффект зависит от физических параметров ЭМП радиочастот: длины волны частоты колебаний интенсивности и режима излучения непрерывный прерывистый импульсно модулированный продолжительности и характера облучения организма постоянное интермиттирующее...
75743. Защита от электромагнитного излучения. Эффективность защиты 18.88 KB
  Эффективность защиты. Средства и методы защиты от ЭМП делятся на три группы: организационные инженерно-технические и лечебно-профилактические. В качестве средств индивидуальной защиты рекомендуется специальная одежда выполненная из металлизированной ткани и защитные очки. Средства защиты от электрического поля частотой 50 Гц: стационарные экранирующие устройства козырьки навесы перегородки; переносные передвижные экранирующие средства защиты инвентарные навесы палатки перегородки щиты зонты экраны...
75744. Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. Понятие к.е.о. Расчет площади световых проемов и количества окон 21.74 KB
  Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. В зависимости от источника света производственное освещение может быть: естественным создаваемым солнечными лучами и диффузным светом небосвода; искусственным его создают электрические лампы; смешанным которое является совокупностью естественного и искусственного освещения. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях.
75745. Виды искусственного освещения, источников искусственного освещения. Методы расчета.расчет искусственной освещенности по коэффициенту использования светового потока 20.13 KB
  В осветительных установках предназначенных для освещения предприятий в качестве источников света широко используются газоразрядные лампы и лампы накаливания. К основным характеристикам источников света относятся: номинальное напряжение В; электрическая мощность
75746. Действие электрического тока на организм человека. Скрытая опасность поражения. Внешнее (местное) поражение, электрический удар (внутреннее поражение). Факторы, от которых зависит степень поражения 19.76 KB
  Действие электрического тока на организм человека. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна разности потенциалов то есть напряжению на концах участка и обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов на пути прохождения тока.
75747. Физиологическое воздействие электрического тока на организм человека и его последствия. Сопротивление организма человека прохождению электрического тока 18.05 KB
  Сопротивление организма человека прохождению электрического тока. Проходя через тело ток действует двояко: во-первых встречая сопротивление тканей он превращается в тепло которое тем больше чем больше сопротивление. Наиболее велико сопротивление кожи вследствие чего возникают её ожоги от незначительных местных изменений до тяжёлых ожогов вплоть до обугливания отдельных участков тела; во-вторых ток приводит мышцы в частности дыхательные и сердечные в состояние длительного сокращения что может вызвать остановку дыхания и прекращение...
75748. Условия поражения человека электрическим током 14.92 KB
  Условия поражения человека электрическим током Возникновение электро-травмы в результате воздействия электрического тока и электрической дуги может быть связано: с однофазным однополюсным прикосновением не изолированного от земли основания человека к неизолированным токоведущим частям электроустановок находящихся под напряжением...