10629

Гносеология И.Канта

Реферат

Логика и философия

Гносеология И.Канта Роль Иммануила Канта 1724-1804 в истории философии трудно переоценить. Этого мыслителя называют основателем немецкой классической философии являющейся вершиной европейской рационалистической философии. Наряду с И.Кантом другими выдающимися пре

Русский

2013-03-29

93.5 KB

136 чел.

Гносеология И.Канта

Роль Иммануила Канта (1724 — 1804) в истории философии трудно переоценить. Этого мыслителя называют основателем немецкой классической философии, являющейся вершиной европейской рационалистической философии. Наряду с И.Кантом, другими выдающимися представителями немецкой классической философии считаются И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель  

Центральная проблема философии И.Канта состояла в нахождении всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей. Кант перевернул традицию, идущую со времен античности. Считается, что он совершил в области гносеологии переворот, сравнимый по значению с революцией, проделанной Коперником в области астрономии. Данный переворот оценивается по-разному. Например, у нас в стране этот философ не пользовался признанием. Так, у страстного читателя произведений этого автора Ф.М.Достоевского, в романе “Братья Карамазовы”, его философию излагает никто иной как черт. Русский философ нач. ХХ в. П.Флоренский называл его “духом злобы поднебесной”. Практически все дореволюционные философы нашей страны пытались опровергнуть этого автора. Однако значение его столь велико, что  практически вся современная философия, в той или иной степени, базируется на его идеях. Трудно найти еще одного такого мыслителя, за философское наследие которого философские направления ведут борьбу, стараются интерпретировать его философию в свою пользу, представить его мыслителем, разделяющим их взгляды.

Иммануил Кант был скромном преподавателем Кенигсбергского университета. Его жизнь бедна внешними событиями. Он никогда не покидал пределы Вост. Пруссии (хотя, великолепно зная географию, мог увлекательно рассказывать о любых уголках земли), не был женат (хотя в молодости увлекался женщинами). Зато внутренняя жизнь Канта была напряженной и содержательной.

В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В первый период своего творчества он выступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Переломным для Канта был 1781 г., когда вышло в свет его главное произведение “Критика чистого разума”. Начался новый — основной, “критический” период его творчества, отмеченный великими открытиями в основных разделах философии. Во втором периоде своего творчества Кант провел в своих работах критический анализ всей предшествующей ему философии, проведя оценку возможностей и способностей человека. Этому периоду принадлежат еще две основные работы “Критика практического разума”(1788), “Критика способности суждения” (1790).

В области теории познания Кант решил труднейшую интеллектуальную задачу своего времени, которая представлялась совершенно невыполнимой: примирить притязание науки на обладание определенным и подлинным знанием о мире с заявлениями философии о том, что опыт не способен стать основание для подобного знания. В гносеологии Кант преодолел ограниченность существовавших до него концепций. Вся предшествующая Канту философия отличалась одной особенностью. Процесс познания рассматривался как простая фиксация  поступающих извне сигналов, источником которых могли быть материальные предметы или импульсы духовных сил. До Канта философы полагали, что человек это существо страдательное. Он пассивно воспринимает опытные данные.

[Данный взгляд берет свое начало в античности. Он господствовал и в средневековой философии, несмотря на то, что находился в противоречии с библейской картиной мира. В Библии, в Книге Бытия можно прочитать, что Бог дал человеку задание обрабатывать Эдемскийский сад, то есть участвовать в дальнейшем совершенствовании мира, а также дать имена всем земным тварям. Важно отметить, что дать имя, согласно древнееврейским воззрениям, означало ввести кого-либо в круг своего мира. Имена давал лишь хозяин. Именуя кого-либо, он тем самым определял каждому его место и предназначение. Таким образом, согласно Библии человек призван Богом к соучастию в творению.]

Человек является активным началом, творящим смыслы, а не пассивным созерцателем идей. Кант, воспитанный на библейской вере своих протестантских предков, вопреки статичной картине мира, берущей начало в античности, доказал активность человека в познании. До Канта познание пытались объяснить вращением субъекта вокруг объекта. Но как Коперник предположил, что не солнце вращается, а земля, так и Кант предложил считать, что не субъект, познавая, приспосабливается к объекту, но наоборот, объект, приспосабливаясь, становится познаваемым по законам субъекта. Как же пришел Кант к такому эпохальному выводу?

Примирение науки и философии. Обоснование активности субъекта.

Пространство и время — априорные формы чувственности. Он обнаружил, что если из математических рассуждений устранить все, что могло быть почерпнуто из эмпирии (опыта), то идеи пространства и времени все равно остаются. Отсюда он заключил, что любое событие, воспринимаемое чувствами, автоматически помещается в рамки пространственно-временных отношений. Пространство и время суть “априорные (доопытные) формы человеческого сознания: они обуславливают все, что воспринимается через чувства. Пространство — это врожденная доопытная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания). Время — это врожденная доопытная форма чувства внутреннего (внутреннего созерцания). То есть пространство систематизирует внешние ощущения, а время  — внутренние. Бертран Рассел следующим образом поясняет мысль Канта: если вы носите синие очки, все представляется вам в синем цвете: подобно этому человек, по Канту смотрит на мир через особые, пространственные очки и видит все в пространственных отношениях.

Кант не отрицал эмпирической реальности пространства и времени. Он никогда не отрекался от своей космогонической  гипотезы, где в реальном пространстве идут реальные процессы образования и распада миров.

Итак, пространство и время не происходят из опыта, но определяют его. Поскольку математические принципы в обязательном порядке подразумевают пространственно-временные координаты, математика способна в точности описать эмпирический мир. Математика как наука возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика).

Поскольку математические утверждения опираются на пространственно-временные формы чувственности, то они тоже априорны — то есть выстроены самим разумом, а не почерпнуты из опыта. Но они имеют ценность и для опыта.

Рассудок и проблема объективности познания. Наше знание возникает в процессе синтеза (1) опытных данных, (2) присущих субъекту доопытных (априорных) форм чувственности (пространство и время) и (3) таких же форм рассудка (это логические категории — количество, качество, отношение и др.). Но как осуществляется синтез чувственности и рассудка?

Нечто неизвестное — вещь сама по себе (ноумен), воздействуя на чувственность человека порождает многообразие ощущений. Эти последние упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания — пространства и времени. Восприятие носит индивидуальный и субъективный характер. Для того чтобы оно превратилось в нечто общезначимое и объективное необходимо участие мышления, оперирующего понятиями. Эту познавательную способность Кант именует рассудком. Он выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий.

Рассудок с помощью продуктивного воображения укладывает кирпичики опытных данных в ячейки понятий и категорий — присущих человеку познавательных форм. Но где гарантия, что наше воображение создаст искомое понятие, а не нагородит черт знает что? Где гарантия истинности познания?

Созидательная деятельность воображения, по Канту, обусловлена: 1) готовыми конструкциями (категориями); понятия и категории носят независящий от индивидуального сознания  необходимый и всеобщий для всех людей характер, поэтому знание, основанное на них, приобретает объективный характер; 2) наличным строительным материалом — эмпирическими данными.

Именно поэтому воображение возводит не воздушный замок, а прочное здание науки. Продуктивное воображение не пустая фантазия. Это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка.

Кант подобно Копернику, решительно порывает с предшествующей традицией. Его учение об активности сознания позволило ответить на вопрос, мучавший его предшественников. Нельзя узнать о мире что-либо, просто думая (рационализм — Декарт). Нельзя этого сделать и просто чувствуя, или даже вначале чувствуя, а затем думая о своих ощущениях (эмпиризм — Дж.Локк, Д.Юм). Оба эти способа должны быть взаимопроникающими и одновременными. Обратившись к противоречиям эмпиризма и рационализма, казавшимся совершенно неразрешимыми, Кант доказал, что наблюдение человека за миром никогда не бывает нейтральным и свободным от заранее навязанных им понятийных суждений.

Кант знал, что теории Ньютона и Галилея не могли бы появиться просто на почве наблюдений, ибо чисто случайные наблюдения, не обусловленные заранее человеческими замыслами и предположениями, никогда не привели бы к открытию общих законов. Человек может вывести универсальные законы только в том случае, если он не будет, подобно робкому ученику, ждать от природы ответов, но начнет как опытный следователь ставить ей вопросы ребром, пока не получит исчерпывающе полных ответов. Ответы, которые получает наука, происходят из того же источника, что и вопросы, которые она ставит.

С одной стороны, ученому требуются эксперименты, дабы подтвердить, что его гипотезы верны: только при помощи проверок и проб он может убедиться, что обнаруженные им понятия — не просто плод его ума, но подлинно объективные понятия. С другой стороны, ученый нуждается и в априорных гипотезах — хотя бы для того, чтобы подступиться к миру, начать наблюдения за ним и подвергнуть плодотворным испытаниям.

Такое положение дел в науке отражает природу всего человеческого опыта. С определенностью разум может познать только то, что уже в каком-то смысле заложено в его опыте. Не человеческое познание приспосабливается к предметам, а предметы приспосабливаются к человеческому познанию. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка — понятия и категории — конструируют предмет. Поэтому наше знание о предметах согласуется с самими предметами. Мы можем познать, считает Кант, только то, что сами создали.

Последствия “коперниковской революции” Канта носили несколько тревожный характер. О том, что человек судит о вещах посредством априорных принципов говорили еще и Аристотель, и Фома Аквинский. Однако философские воззрения Канта заставляют задаться вопросом: имеют ли эти внутренние принципы значимость для реальности, находящейся за пределами человеческого разума, имеет ли его знание какое-нибудь отношение к универсальной действительности, или же оно отражает действительность только человеческую. Определенный характер у Канта носила одна лишь субъективная необходимость такого знания.

Коперниковская и кантовская революции несли одновременно освобождение и принижение. Обе революции пробудили человека для новой деятельности, но обе в корне изменили представления человека о самом себе и мире: первая “отучила” его от центрального места в Космосе, вторая— от возможности подлинно познать этот Космос. Знание теперь оказалось встроенным не в Божественном уме, не в природе, а в человеческом разуме. Очевидно, что в таком случае оно субъективно и зависит от интеллектуальной определенности той или иной эпохи.

Вопрос 20. Этика Канта.

Примирение науки и религии. Обоснование свободы.

В области этики Канту удалось примирить заявления религии о нравственной свободе человека с заявлением науки  о том, что природа всецело определяется законами необходимости.

Кант считал, что опытные данные, поступающие извне, не дают адекватного знания об окружающем нас мире, и априорные формы, обеспечивающие всеобщность знаний, не делают его, однако, копией, слепком, отражением вещей. То, чем вещь является для нас (феномен), решительным образом отличается от того, что она представляет сама по себе (ноумен). Сколько бы мы ни проникали вглубь явлений, наше знание все же не будет знанием вещей, которые существуют сами по себе. В таком противопоставлении — предостережение против претензий науки на абсолютное знание. Познание не знает предела, утверждал Кант, верить в науку нужно, но переоценивать ее нельзя. Есть области деятельности человека, где наука бессильна (например, личная жизнь человека).

Наука вправе претендовать на определенное познание явлений (феноменов). Она не должна посягать на знание действительности во всей полноте. Данное заключение позволило Канту примирить научный детерминизм с религиозной верой и моралью. Ибо не существует никаких законных оснований, на которых наука могла бы вычислить вероятную ценность религиозных и моральных истин.

С точки зрения Канта, попытки философов и богословов рационализировать религию, придать догматам веры некое основание посредством чистого разума привели только к казуистике и скептицизму. Ведь теоретический разум ограничен феноменальным миром, где царит жесткая детерминированность. Как только разум пытается утверждать существование чего-либо, находящегося по ту сторону чувственного опыта (например, бытие Бога, бессмертие души, бесконечность вселенной), он неизбежно попадает в ловушку противоречий и заблуждений. Кант приводит следующие антиномии разума. Антиномии — это противоречивые, взаимоисключающие положения. Так, если мы возьмем идею мира в целом, то можно доказать, что мир конечен во времени и пространстве, и мир бесконечен.

[По признанию Канта, чтение Юма пробудило его от “догматической спячки”. Кант признавал теперь, что человек способен познать лишь феноменальное и что любые метафизические заключения относительно природы Вселенной, выходящие за рамки его опыта, остаются беспочвенными. Подобные построения чистого разума при помощи логических аргументов столь же легко опровергнуть, как и подтвердить. Как только разум пытается утверждать существование чего-либо, находящегося по ту сторону чувственного опыта.]

Итак, Кант, с одной стороны, доказав необходимость априорных форм  и категорий рассудка, стремился подтвердить ценность науки. С другой стороны, доказав, что человек способен познавать лишь феномены, а не вещь-в-себе, он стремился освободить место для истин религиозной веры и нравственного учения. “Мне пришлось поднять/ограничить (aufheben) знание, чтобы освободить место вере” — заявил мыслитель в предисловии ко 2-му изд. “Критике чистого разума”.

Кант считал, что знание выше веры, но этот тезис он снабжал оговоркой: это не относится к моральной вере, которую нельзя сопоставлять со знанием, которая реализуется в поведении. “Эту веру ничто не может поколебать, т.к. были бы ниспровергнуты сами нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения”. Верить в Бога здесь означает не размышлять о Его бытии, а просто быть добрым.

Кант держался того мнения, что, хотя никому не дано знать существует ли Бог, нужно в Него верить, дабы поступать нравственно. Тем самым вера в Бога получает нравственное и практическое основание. Она выходит из под власти знания. Кант в духе своих предшественников — Лютера и Руссо — укоренил религию в самом характере положения человека в мире. Истинную почву религиозного смысла составлял внутренний личный опыт свободного человека, а не объективные доказательства или догматические верования. Тем самым он определил направление новоевропейской религиозной мысли.

Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Соответственно человек может рассматривать себя под 2-я противоположными  углами зрения: с позиций науки, как “феномен”, подчиняющийся законам природы, и с позиций свободы, нравственности, как вещь-в-себе, как “ноумен”, о котором допустимо думать, но нельзя знать наверняка. Не чистый, теоретический разум, который действует в сфере науки, а лишь практический разум способен открывать человеку его свободу, бессмертие и подвластность Богу. Практический разум действует в сфере свободы, в мире ноуменальном. Практическим он назван, из-за того, что его главное предназначение — руководить поступками человека, т.е. устанавливать принципы нравственного действия. Данные принципы носят всеобщий характер. Поэтому существо, способное действовать в соответствии со всеобщими, а не только эгоистическими целями, есть свободное существо.

Свобода, по Канту, есть независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого мира. В мире эмпирическом, природном всякое явление обусловлено другим предшествующим явлением как своей причиной. В мире свободы разумное существо может действовать независимо от каких-либо причин, “начиная ряд”, исходя из понятий разума.

1. Автономия (самозаконность) воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами — природа, Бог, — а своим собственным законом, который она ставит над собой. Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе. К нему нельзя относится как к средству для чего-то другого. Именно потому, что человек ест цель, он обладает свободой воли.

2. “Знание” умопостигаемого мира — призыв, требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки. Моральный закон, по Канту, объективно необходимый в силу того, что он имеет силу для каждого, кто обладает разумом и волей. Он не зависит ни от каких внешних обстоятельств. Он не приведет к счастью, хотя человек должен желать счастье другим людям. Он хорош сам по себе. Главное требование безусловного морального требования — категорического императива звучит так: поступай с другими так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства. Это значит: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Наши поступки влияют на других людей, а тем самым и на нравы в обществе.

3. Никто не хотел бы, чтобы его использовали лишь как средство. “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда как к средству”. 

Внутреннее ощущение долга и порывы бескорыстной нравственной добродетели позволили Канту шагнуть за пределы созданной к тому времени западным мышлением пугающе ограниченной картины мира, которая сводила весь познаваемый мир к миру видимости и причинной необходимости.

Вопрос 21. Система, метод и философия истории Гегеля

Кульминационным моментом развития немецкой классической философии считается философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). Ему по праву принадлежит первенство в оригинальной диалектичности мысли.

1. Действительность как Дух

За субстанцию мира Гегель принимал духовное начало — Абсолютную Идею, а свою философию называл абсолютным идеализмом. Свою заслугу Гегель видел в том, что превратил субстанцию в субъект. Утверждать, что субстанция это субъект, Дух, равносильно положению, что она есть деятельность, процесс, точнее, самодвижение. Субстанция в форме процесса, саморазвивающаяся – это уже не та самотождественная и неизменная, с какой имел дело субстанциализм 17 в.

По мнению Гегеля, предметом философского анализа или “мыслящего рассмотрения предметов” должно быть мышление, которое “само порождает и дает себе свой предмет”. Это означает, что предметом философии является абсолютная идея как духовная основа реальности. Она родственна характеру человеческого мышления и, поэтому ее можно схватить и зафиксировать мыслью. Абсолютная идея содержит в свернутом виде все возможные определения  природных, общественных и духовных явлений. Она находится в состоянии непрерывного развития. Конечной целью абсолютной идеи является достижение полного знания о самой себе, абсолютной истины.  

2. Диалектический метод Гегеля.

Гегель стремился преодолеть утверждения философии романтизма о том, что истина постигается интуитивно, Абсолют дается непосредственно через веру. Задача, которую Гегель ставит перед собой, состоит в восхождении философии к высотам науки, через открытие и применение нового метода - диалектики. Она становится тем орудием, с помощью которого наш философ придает строгую форму безотчетным порывам романтиков. Диалектика превращается у него в систему научного метода.

[И.Кант под влиянием Д. Юма утверждал, что чистая спекуляция, или разум, когда они вторгаются в область, в которой они не могут быть проверены опытом, необходимо впадают в противоречие, или “антиномии”. Поэтому утверждения не основывающиеся на опыте не могут быть научными. Ведь для каждого аргумента существует равно обоснованный контрагумент. Познавать мы можем только феномены. Наш философ уничтожает кантовскую вещь в себе. ]

Гегель заявлял, что Кант был прав, подчеркнув роль антиномий, но зря беспокоился по их поводу. Противоречие заложено, по Гегелю, в самой природе разума. Это не его слабость, а сила. Благодаря антиномичности разум развивается. То, что мы называем нашим собственным разумом, говорил Гегель, есть не что иное, как продукт исторического развития социальной группы, в которой мы живем, т.е. соответствующей нации. Сознание каждой эпохи рассматривает себя самое как истину и ценность, но заложенные в ней самой противоречия приводят к рождению более полной истины, где разрешаются предыдущие противоречия. Так в истории самораскрывается Абсолютная Истина. (“Отрицание” играет большую роль в гегелевской концепции Духа. Жизнь Духа состоит не в том, чтобы избегать смерти, а в том, чтобы “противостоять смерти и сохранять себя в ней”. Дух “достоин истины, лишь вновь обретая себя в опустошении” (Реале, с. 68)). Это развитие происходит диалектически.

По Гегелю, любое явление в природе и обществе проходит тройственный цикл развития. Каждое состояние бытия неизбежно влечет за собой свою противоположность. Взаимодействие (борьба) этих противоположностей порождает третью стадию, в которой противоположности объединяются - преодолеваются и завершаются - в высший и более полный синтез, который, в свою очередь, становится исходной точкой для следующего диалектического процесса противоположения и единения. И поэтому при разработке своей системы Гегель сначала выдвигает утверждение (тезис), затем это утверждение отрицает (антитезис), и, наконец, примеряет два утверждения между собой (синтез).

Примеры диалектического цикла: почка - цветок - плод. “Текучая природа делает их моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один также необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость составляет жизнь целого”.

Движение как свойство Духа - это движение самопознания. В процессе саморазвития абсолют проходит ряд стадий, содержание которых Гегель и раскрывает в своей философской системе: Идея, Природа, Дух. Идея (Логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе.

Абсолют

{

1. Идея-в-себе (=Логос), изучаемая логикой

2. Идея-в-ином (=Природа), изучаемая философией природы)

3. Идея-в-себе-и-для-себя (=Дух), изучаемая философией духа

К важнейшим положениям философии Гегеля принадлежит высказывание: “Все действительное - разумно, и все разумное - действительно”. Что оно означает и почему наш философ утверждал это?

Платон считал, что только идеи реальны, т.к. они всегда остается все теми же, а вещи преходящи, а потому нереальны. Гегель берет из этой теории уравнение –  Идеальное = Действительное. Кант говорил об идеях иначе. Для него они не сверхчувственные сущности, а представления о цели, которые разум ставит для рассудка. Идеи у Канта находятся в уме. Отсюда Гегель заимствует положение, согласно которому идеи представляют собой нечто умственное, духовное или рациональное, что может быть выражено уравнением Идея = Разум. Соединяя эти два уравнения Гегель получает Действительное = Разум, т.е. что развитие действительности совпадает с развитием разума.

Смысл этого важнейшего положения станет понятнее, если усвоить, что, по Гегелю, ничто не случается, помимо Абсолюта, но все есть его неустранимый момент. Все, что существует - есть момент Идеи и ее развития. “Все есть мысль” – говорит Гегель. Это не означает, что все предметы обладают присущей нам мыслью (или сознанием), но предполагает, что все разумно, поскольку определяется мыслью. А раз так, то все существующее - это благо.

3. Философия истории

Мир - история раскрытия божественного начала, в котором Вселенная познает самое себя и достигает своей свободы. Всякая борьба и всякое развитие находят свое разрешение в осуществлении мировой цели. Человек - с его мыслями, культурой, историей - есть стержень такого откровения. Поэтому теологию Гегелю заменило постижение истории. Бог, по Гегелю, не находится вне творения. Он мыслится пантеистически - не как личный Бог христианства, а как безличный процесс самодвижения понятия. Подобно тому, как только благодаря опыту отчуждения от Бога человек способен ощутить радость от обнаружения собственной божественности, - точно также и Бог может выразить себя только в результате обретения своей конечности в природе и человеке. Свою философию Гегель считал философией христианства, которое он очистил от еврейских искажений.

Разум проявляет себя в человеке, а точнее в человечестве. Человек как индивид всего лишь момент целого и сам по себе ничего не значит. Однако его включенность в общественную жизнь делает его проводником мирового духа. Наиболее разумной, а, следовательно, высшей, лучшей, формой этого человеческого объединения является государство. Лишь в нем индивид может осуществить свою свободу. Государство как бы живой организм, обладающий сознательной и мыслящей сущностью - “разумом” или “духом”. Государство есть сама Идея, проявляющаяся в мире. “Государство - это шествие бога в мире”.

Через государство разум входит в мир. История, рождающаяся из диалектики государств, есть ничто иное, как развертывание этого Разума. “История есть самораскрытие Духа во времени, так же как Природа есть раскрытие Идеи во времени и пространстве” - таков вывод Гегеля.

История, как проявление М.Духа, есть гигантский диалектический силлогизм, умозаключение, суждение. Философия истории есть видение истории с точки зрения Разума. Она научно раскрывает как разум господствует в мире.

Как же объективный дух раскрывает себя в истории? Народный дух, являющийся частным проявлением духа мирового, определяет скрытое историческое предназначение нации. Народ, желая “подняться до существования”, должен утвердить свой дух, выйдя на “сцену истории”, чтобы бороться с другими народами за мировое господство. “Насилие - повивальная бабка истории”. Партикулярный дух отдельного народа может исчезнуть, т.к. он всего лишь звено в цепочке, образованной движением мирового духа, который исчезнуть не может.

Герои, изменившие историю, - это моменты мирового духа. Их действия не продиктованы изнутри, через них дух реализует свои замыслы. Так, о Наполеоне Гегель сказав, что он видел мирового духа на коне. Использовав героев в своих целях, дух бросает их на произвол судьбы.

Мировая история проходит диалектические этапы (“кругообращение ступеней” - Гегель, т.е. спираль), отмечающие рост разумности и свободы: 1) восточный деспотизм; 2) греческая и римская демократии; 3) германо-христианская монархия, высшим проявлением которой является прусское королевство.

Возникает вопрос: означает ли германо-христианская фаза остановку диалектического процесса? Из одних работ Гегеля можно сделать утвердительный вывод. Из других - отрицательный: мировой дух перейдет к другому народу, возможно, к славянскому.

Поскольку в учении Гегеля снимается непереходимая грань между трансцендентным и имманентным, Творцом и творением, возникает удивительная ситуация: 1) человек непомерно возвышается, выступая как  настоящий человекобог, всемогущее существо, овладевающее природой и миром, но 2) это мнимое возвышение оборачивается полным уничтожением человека как единичного существа, как конечной экзистенции (существования). Человек возвышается как всеобщий субъект мирового исторического процесса, но как единичное существование почти полностью исчезает.

В философии Гегеля индивид становится средством для достижения целей Мирового Духа, которые, однако, не чужды и самому индивиду. Он может осознать их как свои, когда откажется от своей “партикулярности” и встанет на точку зрения всеобщего. Для этого ничего не нужно менять в своем существовании. Достаточно изучить философию Гегеля, ибо приобщение ко всеобщему означает теоретическое постижение хода и целей мирового процесса.

Все кажущееся злом - на деле только негативный момент, пружина диалектики. Смерть, зло, исчезновение конечного - лишь моменты становления всеобщего. “В войнах становятся крепче народы и нации, внутренний раздор, вытолкнутый в военные действия на стороне, сменяется умиротворением. Конечно, войны небезопасны для собственности, но и это как момент движения необходимо”. Для саморазвития мирового духа безразличны мотивация и характер человеческих поступков. “Хитрость мирового разума” заключается в том, что для достижения “царства свободы” он употребляет как добрые, так и злые, безнравственные дела и поступки. Коль скоро единичное человеческое существование больше не находится в поле зрения философа, то традиционное для христианства различение добра и зла теряет свое значение.

*  *  *

Гегелевская философская система возымела серьезное влияние в мире. Однако оно потонуло в огромных волнах, которые само и всколыхнуло - в иррационализме и экзистенциализме (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше), диалектическом материализме (Маркс и Энгельс), плюралистическом прагматизме (Джеймс и Дьюи), логическом позитивизме (Рассел и Карнап) и лингвистическом анализе (Мур и Витгенштейн). Но даже противники сохранили к Гегелю нечто похожее на яростную любовь, или любовь-в-ненависти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49857. Расчет приводного вала ленточного конвеера 1.08 MB
  Расчет КПД привода: где КПД клиноременной передачи КПД зубчатой передачи – КПД подшипников Определение требуемой мощности электродвигателя. Определение частоты вращения приводного вала ленточного конвеера. Принимаем n=77 oб. определение передаточного числа: Принимаем по табл.1 Коэффициент приведения для расчетов на контактную выносливость: на изгибную...
49858. Конструкции режущего и вспомогательного инструмента общего и специального назначения 603.17 KB
  Задачами проекта являются закрепление навыков проектирования технологических операций резанием расчета режимов резания проектирования вспомогательных инструментов рационального выбора режущих инструментов и составления их рабочих чертежей работы с технической литературой и каталогами ведущих инструментальных фирм. Выполнить его сборочный чертеж дать в записке описание работы приспособления его конструктивных особенностей выполнить необходимые расчеты выполнить рабочий чертеж корпусной детали разработанного...
49859. Расчет мощности электродвигателя и его составляющих 559.5 KB
  Выберем расчетную частоту вращения вала электродвигателя, методом подбора по оптимальному значению передаточного числа. Рекомендуемые пределы значений для соосного двухступенчатого редуктора
49860. Расчет привода электродвигателя АИР132М8 1.01 MB
  Расчёт производим в форме проверки коэффициента запаса прочности, значение которого можно принять. При этом должно выполняться условие, что, где – расчётный коэффициент запаса прочности, и – коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям, которые определим ниже.
49861. Автоматика и регулирование РДТТ 578 KB
  Значение основных параметров при регулировании с использованием центрального тела: Конструкция центрального тела Задание на курсовое проектирование Вариант №10. Для РДТТ стартующих в диапазоне температур окружающей среды и имеющего номинальные параметры кН МПа: Определить количество сменных вкладышей если их будет более 4 нужно изменить величину разброса и вычислить каждого вкладыша для определенного диапазона окружающей среды при настройке на Р=const; Построить в натуральную величину профиль обечайки по известным...
49862. Автоматика и регулирование РДТТ. Расчёт сменных сопловых вкладышей 745.5 KB
  Определить количество сменных вкладышей (если их будет более 4, нужно изменить величину разброса) и вычислить каждого вкладыша для определенного диапазона окружающей среды при настройке на Р=const;
49863. Расчет схемы управления и защиты трехфазного асинхронного двигателя 392 KB
  Защита трансформатора от токов короткого замыкания и перегрузки осуществляется автоматическим выключателем Q0. Нижестоящий выключатель Q1 защищает от токов к. Для защиты нагрузок 2 – 7 и соединяющих их линий l2 – l7 от токов короткого замыкания перегрузки и токов утечки ниже установлены автоматические выключатели нагрузки FD2 – FD7. Защита двигателя от токов короткого замыкания осуществляется автоматическим выключателем QF1.
49864. Проектирование технологического процесса сборки и средств технологического оснащения 2.62 MB
  Темой данного курсового проекта является разработка технологического процесса сборки прибора точной электромеханики и средств технологического оснащения. Исследуемым прибором является гиромотор (ГМ), который является трёхфазным асинхронным двигателем обращённого типа.
49865. Расчет электродвигателя и его составляющих 779.29 KB
  Кинематическая схема механизма Выбор электродвигателя Мощность на выходе: кВт Мощность электродвигателя: кВт Принимаем: кВт Определение частоты вращения вала: мин1 Определение частоты вращения электродвигателя: Принимаем двигатель: АИР90L4 мин1 ; р=2. Допускаемые напряжения для расчета на контактную выносливость: За расчетное допускаемое напряжение принимаем меньшее из полученных 7. Коэффициент нагрузки Принимаем Схема передачи 5 с учетом варианта а соотношений термических обработок. Коэффициент...