10630

Современная западная философия: иррационализм и сциентизм

Научная статья

Логика и философия

Современная западная философия: иррационализм и сциентизм Аннтотация: Современная западноевропейская философия весьма разнообразна. Для философии 20 века характерно выделение двух полярных направлений сциентизма и иррационализма. В качестве наиболее показательн

Русский

2013-03-29

24.28 KB

42 чел.

Современная западная философия: иррационализм и сциентизм

Аннтотация: Современная западноевропейская философия весьма разнообразна. Для философии 20 века характерно выделение двух полярных направлений – сциентизма и иррационализма. В качестве наиболее показательного примера сциентистской философии следует выделить неопозитивизм Венского кружка (20-30е гг. 20 в.). Представители этого течения (М.Шлик, Р.Карнап и др.) пытались свести всю философскую проблематику к анализу языка науки. Наиболее влиятельным из иррационалистических течений в середине 20 века становится экзистенциализм, сторонники которого (Ж.-П.Сартр, А.Камю и др.) поставили в основу своих концепций анализ человеческого существования.

Современная западная философия характеризуется многообразием форм и сложностью содержания. Особенностью современного этапа западной философской мысли является неспособность философии выступить в качестве основы целостной мировоззренческой ориентации человека и выработать внутренне взаимосвязанную систему его ценностей и идеалов.
Философия все более превращается в совокупность различных стилей и типов философствования, не связанных единой проблематикой, не обладающих общими критериями оценки результатов, использующих различные языки и понятийный аппарат, различным образом понимающих предмет и задачи философии.
ХIХ век был веком перехода от доминирования классических философских систем (немецкая классическая философия была завершающим этапом господства этого типа философствования) к первым неклассическим философским учениям второй половины ХIХ начала ХХ века (марксизм, эмпириокритицизм, философия жизни, ранний фрейдизм). Новейшая (современная) западная философия ХХ века сочетает неклассические философские направления (феноменология, экзистенциализм, психоанализ, философская антропология, философская герменевтика) с сохранением классической традиции (неотомизм, неогегельянство).
В классической философии были сформулированы основные мировоззренческие идеи, определившие переход от цивилизации традиционного типа к принципиально новому типу цивилизационного развития – техногенной цивилизации, начавшейся с зарождения капитализма:
- новое понимание человека как деятельностного существа, призванного преобразовывать мир;
- понимание природы как закономерно упорядоченного поля приложения человеческих сил;
- ценность научной рациональности как регулятивного основания человеческой деятельности;
- идея общественного договора;
- суверенности личности;
- естественных прав человека и т.д.

Классическая философия, соответствующая в целом примерно трехсотлетнему периоду развития западной мысли, была единым и целостным мировоззрением. Она выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса доступности познания, и соответственно, возможности достичь истину любому человеку.

Классическая философская мысль была проникнута оптимистическим пафосом в отношении исторических перспектив человечества, его способности к развитию и совершенствованию, его познавательных возможностей, опиралась на веру в твердые и ясные ценности и идеалы. Мыслительная структура классики была пронизана оптимистическим чувством присутствия естественного порядка, рационально постижимого в познании. Классическая философия полагала, что разум есть главный и лучший инструмент преобразования человеческой жизни. Знание и рациональное познание провозглашались решающей силой, позволяющей надеяться на разрешение всех проблем, которые встанут перед человеком.

Представители неклассической философии показали, что и познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. История, скорее, иррациональна, а познание аристократично и не свободно от мифов и предрассудков.

Критике подверглись фундаментальные понятия классической европейской философии, например, понятия Истины, Разума. Абстрактным общим категориям «метафизики» зачинатели современной философии противопоставили понятие единичного, непосредственно данного, очевидного. От общих законов объективного мира они перешли к рассмотрению «фактов», «жизни», феноменов сознания субъекта. Представители современной философской мысли вводят категории, которые отсутствовали в границах классической философии. Современные мыслители зачастую отрекаются от системного философствования. Четко прослеживается установка современной западной философии на отказ от возможности построения единой и системной концептуальной модели мира – как в понятийном пространстве философии, так и в понятийном пространстве любой другой мыслительной системы (наука, теология). Попытка создать всеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия, его атомизации.

Становится неприемлемым и сам способ центрации классического философского дискурса вокруг субъект-объектной парадигмы.

В калейдоскопе самых разных течений философской мысли ХХ века выделились две тенденции: сциентизм и иррационализм.

  1.   Сциентизм возник в результате научно-технической революции как некритическая уверенность в способности науки решать все социальные проблемы, как идеология «чистой» ценностно-нейтральной «большой науки». В качестве идеала сциентизм ориентируется прежде всего на результаты и методы естественных и технических наук. Теоретическое выражение сциентизма – технократические концепции и неопозитивизм.

Применительно к философии и ее проблематике позиция сциентизма состоит в том, что философия должна ориентироваться на тот или иной тип мышления, который сложился в конкретной науке.

Ограниченность позиции позитивизма нашла наиболее резкое выражение в неопозитивизме.

Неопозитивизм - интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).

Неопозитивизм – «антифилософское» направление внутри философии. Основной тезис: обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования, т.е. философия – не есть наука о какой-то реальности. Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. Предмет философии – система научных дефиниций. Задача философии – их логический анализ, т.е. философия должна дать методы анализа системы научных фраз и терминов.

Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую проблематику науки из понимания предмета философии. Представители этого направления свели философию к анализу «языка» науки.

2. Другой тенденцией современной западной философии является иррационализм. Иррационализм – это обозначение течений в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия. Понятие иррационализма объединяет разнородные философские системы, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, чувства, интуицию, воображение, инстинкт, бессознательное и другие. Иррационалистические умонастроения широко распространились европейской культуре конца 19-20 веков. Иррационализм особенно проявляется в таких течениях, как философия жизни и экзистенциализм.

Экзистенциальная философия (лат.existentia – существование) – это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. Понятие «экзистенция» означает человеческое существование в его фундаментальной глубинной онтологической специфичности.

Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердяева (1874 – 1948) и Л.И. Шестова (1866 – 1938), появившихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широкое распространение в Германии – К. Ясперс (1883 – 1969), и М. Хайдеггер (1889 – 1976), во Франции – Ж. П. Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 – 1960), Г. Марсель (1889 – 1973).

Центральные проблемы экзистенциальной философии:

- отчуждение человека в эпоху социального кризиса;

- существование человека и его сущность;

- бытие человека и бытие мира;

- человек как уникальное существо;

- бытие между жизнью и смертью.

Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциалисты - существование человека и его сущность.

Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия:

- нет заданной человеческой природы;

- никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека;

- каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком в подлинном смысле.

Таким образом, экзистенциальные философы проводят важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.

Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов – это свобода, на которую обречен человек. Свободный выбор человека – его удел, ответственность и его трагедия.

Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир рассматривается как нечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и будет жить постоянный страх перед миром и другими людьми. И все же человек обязан заставить себя жить и творить самого себя.

Общий вывод: в ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. На смену целостности и органическому единству мировоззренческой ориентации пришел плюрализм и релятивизм. Деконструкция классической философии стимулирует признание плюрализма стратегией философской интерпретации универсума. Остро ощущается потребность в синтетическом движении, примиряющем различные мировоззренческие интерпретации, делающем их взаимодополнительными.

И сегодня, в начале третьего тысячелетия, после многочисленных констатаций «смерти» философии, она жива и проявляет свою удивительную способность быть необходимым инструментом осмысления мира и самосознания человечества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39669. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 231.5 KB
  Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Они не только обучают детей но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения и следовательно выступают агентами социального контроля. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей. Объяснить сущность и причины отклоняющего поведения.
39670. Социология труда 173 KB
  Социология труда Содержание процесса трудовой деятельности. Труд как предмет социологии труда. Предметная область социологии труда. особенности социологического исследования труда Содержание труда как социального процесса.
39671. Предмет и задачи социологии 147.5 KB
  Предмет и задачи социологии Лекция Череповец 2005 Содержание лекции Причины появления социологии как науки. Материальные социальнополитические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Развитие взаимодействия людей возрастание роли субъективного фактора в общественной жизни возникновение коллективных форм сознания преодоление границ локальных общностей развитие символического и культурного взаимодействия сотрудничество сотворчество в деле реализации всеобщих интересов человеческого рода как причины институализации...
39672. Основные этапы развития социологии 229 KB
  Основные этапы развития социологии Лекция Череповец Содержание лекции Предпосылки возникновения социологии: материальноэкономические социальные духовные теоретические. Институализация социологии: О. Развитие социологии на Западе в 19 нач. Французская школа в социологии: Э.
39673. Организация социологического исследования 275 KB
  Организация социологического исследования Лекция Череповец 2007 Тема 1. Организация социологического исследования Содержание лекции Назначение роль и виды социологических исследований. Классификация методов: по масштабу применения по уровню знания по методической стратегии по этапам исследования. Содержание организационного раздела: рабочий план инструкция по организации полевого исследования инструкция анкетеру правила работы и этические нормы.
39674. Цели, задачи и механизм социологического исследования 83.5 KB
  Цели задачи и механизм социологического исследования Вопросы лекции: Назначение и виды социологических исследований. Содержание программы социологического исследования Назначение роль и виды социологических исследований. Классификация методов: по масштабу применения по уровню знания по методической стратегии по этапам исследования. Содержание организационного раздела: рабочий план инструкция по организации полевого исследования инструкция анкетеру правила работы и этические нормы.
39675. Стратегии аргументации 22.42 KB
  Стратегии аргументации направлены на то чтобы взять верный курс при постановке ключевых задач а методы и приемы чтобы одержать верх при обсуждении ключевых вопросов переговорного процесса. Высказывание Конфуция или указание на историческую аналогию может в рамках такой аргументации нести в себе элемент воздействия который недоступен носителю другой культурной традиции. Европейская аналитическая система аргументации вырастает из рационалистической философии для которой характерно расчленение основного содержания на части в...
39676. Культура полемики и дискуссии 24.19 KB
  Виды публичных споров. Требования к ведению спора. Доказательство в споре.
39677. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ 2.92 MB
  Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого