10630

Современная западная философия: иррационализм и сциентизм

Научная статья

Логика и философия

Современная западная философия: иррационализм и сциентизм Аннтотация: Современная западноевропейская философия весьма разнообразна. Для философии 20 века характерно выделение двух полярных направлений сциентизма и иррационализма. В качестве наиболее показательн

Русский

2013-03-29

24.28 KB

42 чел.

Современная западная философия: иррационализм и сциентизм

Аннтотация: Современная западноевропейская философия весьма разнообразна. Для философии 20 века характерно выделение двух полярных направлений – сциентизма и иррационализма. В качестве наиболее показательного примера сциентистской философии следует выделить неопозитивизм Венского кружка (20-30е гг. 20 в.). Представители этого течения (М.Шлик, Р.Карнап и др.) пытались свести всю философскую проблематику к анализу языка науки. Наиболее влиятельным из иррационалистических течений в середине 20 века становится экзистенциализм, сторонники которого (Ж.-П.Сартр, А.Камю и др.) поставили в основу своих концепций анализ человеческого существования.

Современная западная философия характеризуется многообразием форм и сложностью содержания. Особенностью современного этапа западной философской мысли является неспособность философии выступить в качестве основы целостной мировоззренческой ориентации человека и выработать внутренне взаимосвязанную систему его ценностей и идеалов.
Философия все более превращается в совокупность различных стилей и типов философствования, не связанных единой проблематикой, не обладающих общими критериями оценки результатов, использующих различные языки и понятийный аппарат, различным образом понимающих предмет и задачи философии.
ХIХ век был веком перехода от доминирования классических философских систем (немецкая классическая философия была завершающим этапом господства этого типа философствования) к первым неклассическим философским учениям второй половины ХIХ начала ХХ века (марксизм, эмпириокритицизм, философия жизни, ранний фрейдизм). Новейшая (современная) западная философия ХХ века сочетает неклассические философские направления (феноменология, экзистенциализм, психоанализ, философская антропология, философская герменевтика) с сохранением классической традиции (неотомизм, неогегельянство).
В классической философии были сформулированы основные мировоззренческие идеи, определившие переход от цивилизации традиционного типа к принципиально новому типу цивилизационного развития – техногенной цивилизации, начавшейся с зарождения капитализма:
- новое понимание человека как деятельностного существа, призванного преобразовывать мир;
- понимание природы как закономерно упорядоченного поля приложения человеческих сил;
- ценность научной рациональности как регулятивного основания человеческой деятельности;
- идея общественного договора;
- суверенности личности;
- естественных прав человека и т.д.

Классическая философия, соответствующая в целом примерно трехсотлетнему периоду развития западной мысли, была единым и целостным мировоззрением. Она выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса доступности познания, и соответственно, возможности достичь истину любому человеку.

Классическая философская мысль была проникнута оптимистическим пафосом в отношении исторических перспектив человечества, его способности к развитию и совершенствованию, его познавательных возможностей, опиралась на веру в твердые и ясные ценности и идеалы. Мыслительная структура классики была пронизана оптимистическим чувством присутствия естественного порядка, рационально постижимого в познании. Классическая философия полагала, что разум есть главный и лучший инструмент преобразования человеческой жизни. Знание и рациональное познание провозглашались решающей силой, позволяющей надеяться на разрешение всех проблем, которые встанут перед человеком.

Представители неклассической философии показали, что и познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. История, скорее, иррациональна, а познание аристократично и не свободно от мифов и предрассудков.

Критике подверглись фундаментальные понятия классической европейской философии, например, понятия Истины, Разума. Абстрактным общим категориям «метафизики» зачинатели современной философии противопоставили понятие единичного, непосредственно данного, очевидного. От общих законов объективного мира они перешли к рассмотрению «фактов», «жизни», феноменов сознания субъекта. Представители современной философской мысли вводят категории, которые отсутствовали в границах классической философии. Современные мыслители зачастую отрекаются от системного философствования. Четко прослеживается установка современной западной философии на отказ от возможности построения единой и системной концептуальной модели мира – как в понятийном пространстве философии, так и в понятийном пространстве любой другой мыслительной системы (наука, теология). Попытка создать всеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия, его атомизации.

Становится неприемлемым и сам способ центрации классического философского дискурса вокруг субъект-объектной парадигмы.

В калейдоскопе самых разных течений философской мысли ХХ века выделились две тенденции: сциентизм и иррационализм.

  1.   Сциентизм возник в результате научно-технической революции как некритическая уверенность в способности науки решать все социальные проблемы, как идеология «чистой» ценностно-нейтральной «большой науки». В качестве идеала сциентизм ориентируется прежде всего на результаты и методы естественных и технических наук. Теоретическое выражение сциентизма – технократические концепции и неопозитивизм.

Применительно к философии и ее проблематике позиция сциентизма состоит в том, что философия должна ориентироваться на тот или иной тип мышления, который сложился в конкретной науке.

Ограниченность позиции позитивизма нашла наиболее резкое выражение в неопозитивизме.

Неопозитивизм - интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).

Неопозитивизм – «антифилософское» направление внутри философии. Основной тезис: обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования, т.е. философия – не есть наука о какой-то реальности. Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. Предмет философии – система научных дефиниций. Задача философии – их логический анализ, т.е. философия должна дать методы анализа системы научных фраз и терминов.

Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую проблематику науки из понимания предмета философии. Представители этого направления свели философию к анализу «языка» науки.

2. Другой тенденцией современной западной философии является иррационализм. Иррационализм – это обозначение течений в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия. Понятие иррационализма объединяет разнородные философские системы, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, чувства, интуицию, воображение, инстинкт, бессознательное и другие. Иррационалистические умонастроения широко распространились европейской культуре конца 19-20 веков. Иррационализм особенно проявляется в таких течениях, как философия жизни и экзистенциализм.

Экзистенциальная философия (лат.existentia – существование) – это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. Понятие «экзистенция» означает человеческое существование в его фундаментальной глубинной онтологической специфичности.

Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердяева (1874 – 1948) и Л.И. Шестова (1866 – 1938), появившихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широкое распространение в Германии – К. Ясперс (1883 – 1969), и М. Хайдеггер (1889 – 1976), во Франции – Ж. П. Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 – 1960), Г. Марсель (1889 – 1973).

Центральные проблемы экзистенциальной философии:

- отчуждение человека в эпоху социального кризиса;

- существование человека и его сущность;

- бытие человека и бытие мира;

- человек как уникальное существо;

- бытие между жизнью и смертью.

Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциалисты - существование человека и его сущность.

Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия:

- нет заданной человеческой природы;

- никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека;

- каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком в подлинном смысле.

Таким образом, экзистенциальные философы проводят важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.

Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов – это свобода, на которую обречен человек. Свободный выбор человека – его удел, ответственность и его трагедия.

Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир рассматривается как нечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и будет жить постоянный страх перед миром и другими людьми. И все же человек обязан заставить себя жить и творить самого себя.

Общий вывод: в ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. На смену целостности и органическому единству мировоззренческой ориентации пришел плюрализм и релятивизм. Деконструкция классической философии стимулирует признание плюрализма стратегией философской интерпретации универсума. Остро ощущается потребность в синтетическом движении, примиряющем различные мировоззренческие интерпретации, делающем их взаимодополнительными.

И сегодня, в начале третьего тысячелетия, после многочисленных констатаций «смерти» философии, она жива и проявляет свою удивительную способность быть необходимым инструментом осмысления мира и самосознания человечества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75577. Визначні та пам’ятні місця США. Узгодження часів в англійській мові 73.5 KB
  Обладнання: підручник географічна карта США граматична таблиця The Sequence of Tenses HO1 Chnge the pronouns nd dverbs H02 Wht do they chnge for H03 Detective Dniels’ Report H04 True or Flse HOs. The def reporter sks Wht did he she sk nd wht did he she sy The student who sked the question reports his her question nd the nswer he she got. Word flshcrds: How old re you Where do you live re you mrried Hve you ever been to Mdrid before Do you like Spnish food re you stying here long Hve you visited Toledo Whos your...
75578. Визначні та пам’ятні місця США 76.5 KB
  By the end of the lesson you should be ble: to recognize understnd nd operte lexicl mteril bout the Gret Lkes the most interesting plce of the US; to identify min ides nd detils from the text for reding...
75579. Національні свята в Україні та США 58.5 KB
  Практикувати учнів в ауДіюванні та читанні текстів з метою отримання загального уявле (skimming) та максимально повного й точного розуміння усієї інформації, що в них міститься (scanning). Підготувати учнів до самостійного усного висловлювання на основі прослуханого та прочиного текстів.
75580. Національні символи. Активізація ЛО теми State Symbols 60.5 KB
  Обладнання: підручник зображення прапорів англомовних країн: Великобританії США Канади Новозеландії та Австралії; Державний прапор і Герб України запис Гімну України його переклад англійською мовою HO1 Mtch the pirs H02 Mtch the country nd description of its Ntionl flg H03. the oldest flg 6. bluendyellow flg 9...
75581. З історії відомих винаходів людства, Числівники, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 141.5 KB
  Обладнання: підручник Numbers HO1 Write the numbers s words HO2 ordinl Numbers H03 Clendrrdquo; H04 Look t the picture H05 Frctions nd decimls H06 Circle the letter Н07 автентичний текст Blue Jens Cross out the word HOs. We hve to review the grmmr bout Numbers: crdinl numbers ordinl number; frctions decimls. By the end of the lesson you should be ble: to review nd operte the numbers crdinl ordinl frctions decimls when dcing exercises; to identify min ides nd detils of uthentic text for reding despite the...
75582. Американські індіанці, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61.5 KB
  Обладнання: підручник Mtch the pirs HO1 ngrms H02 карта світу на дошці Put the sentences given below in the correct order H03 автентичний текст для позакласного читання mericn Indins H04. Т: The topic of our todys lesson is: mericn Indins . By the end of the lesson you should be ble: to recognize understnd nd operte lexicl mteril bout Indins; to identify min ides nd detils from the text for reding; to prticipte in common converstionl exchnge on the topic of our...
75583. День Незалежності США, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 57 KB
  Т: We re going to tlk bout the Independence Dy of US. By the end of the lesson you should be ble: to identify min ides nd detils from the uthentic text for reding despite the nturl difficulties; to tlk bout the celebrtion of the Independence Dy in US; to conduct your own dilogues using the given ones s model...
75584. Риси характеру американців, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 57 KB
  Т: Tody we re going to tlk bout the min fetures of chrcter of mericn pec By the end of the lesson you should be ble: to identify min ides nd detils from the text for reding; to tlk bout the min fetures of chrcter of mericn people; to conduct your own dilogues using the given ones s model. Т: Wht do you know bout culture shock When people trvel to other countries they find tht mny things re different from their own country the wether the food the greetings gestures of people their behviour lifestyle nd so on. Often it upsets people nd...
75585. Традиційна американська їжа. Активізація ЛО теми «їжа» 78 KB
  Практикувати учнів у читанні тексту і в аудіюванні автентичного тексту з метою отримання загального уявлення та з метою точного та повного розуміння усієї інформації, що в ньому міститься, незважаючи на мовні труднощі.