10631

Русская философия. Формы бытования русской философии

Научная статья

Логика и философия

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Аннотация: Русская философия в собственном смысле этого слова возникла только в 18 веке а на рубеже 19-20 вв. пережила свой расцвет. Находясь в ситуации жестокой цензуры философия выражалась в следующих формах: иконописное творчество художественная ...

Русский

2013-03-29

23.27 KB

1 чел.

Русская философия

Аннотация: Русская философия в собственном смысле этого слова возникла только в 18 веке, а на рубеже 19 – 20 вв. пережила свой расцвет. Находясь в ситуации жестокой цензуры, философия выражалась в следующих формах: иконописное творчество, художественная литература, публицистика и литературная критика, естествознание. Особенностями русской философии следует считать: тесную связь с жизнью, несистемность, панморализм, религиозность. В русской философии 19 века были выработаны идеи соборности (А. Хомяков), предполагавшей соединение людей на духовной основе, и всеединства (В.С. Соловьев), описывавшей определенный строй бытия

Русская философия обладает всеми достоинствами национальной философии и вносит свой вклад в развитие мировой философии. В качестве целостного культурно-исторического феномена русская философская мысль имеет ряд отличительных особенностей. В ней есть свое поле проблем, свой угол зрения, свой стиль философствования. Философские интересы пробуждаются в России сравнительно поздно. Философия в собственном смысле этого слова возникла в России только в ХVIII веке. Русская философская мысль на переломе ХIХ-ХХ вв. – апогей развития отечественной философии.

К национальным особенностям русской философии относятся:

- Тесная связь с жизнью. Русская философия социально ориентирована. Ее интересовали не столько отвлеченные, абстрактные вопросы, сколько практические проблемы устройства мира и человека. Философ в русской традиции есть не удалившийся от мира высокопрофессиональный интеллектуал, но, прежде всего просветитель, подвижник, исповедник и нередко мученик идеи.

- Русской философии, в отличие от европейской, чуждо стремление к созданию завершенных систем. Она несистемна. Никто из русских мыслителей не оставил после себя цельной, замкнутой, логически отточенной системы.

Философия в России, находясь в условиях строжайшей цензуры, вынуждена была искать такие формы своего существования, которые делали бы ее малоуязвимой.

Формы бытования русской философии:

а) уникальное русское иконописное творчество. В иконе конца ХIVV вв., явившейся философией, “умозрением в красках” (Е. Трубецкой), живописцам удалось воплотить, не выразимые словами, тайны своего мировидения и духовности. Философские мудрость находила выражение не только в текстах, но и в невербальных источниках, в частности в русском высоком иконостасе. Рублевская “Троица”, например, является не только шедевром живописи, но и прекрасным воплощением русского философствования;

б) русская художественная литература. Литература и стала прибежищем философской мысли, кладезем самобытной русской философии. Русская художественная литература самая философичная в мире. В сочинениях Н. Гоголя, Л. Толстого, Ф. Достоевского и др. разрабатывались философские проблемы;

в) публицистика и литературная критика (В. Белинский, Н. Чернышевский);

г) естествознание (М. Ломоносов, И. Сеченов, И. Павлов, И. Мечников, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский). В естественнонаучных трудах ставились и решались философские проблемы.

Особенностью русской философии является панморализм. У всех русских мыслителей доминирует моральная установка. По словам В.В. Зеньковского, именно здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования. В нравственной философии России к. ХIХ в. остро ставились, например, проблемы счастья, долга, смысла жизни. Вопрос о смысле жизни стал предметом полемики между А. Введенским и Н. Кареевым. По Введенскому, смысл жизни человека рамками земной жизни не покрывается. Бессмысленно для человека стремиться к чему-либо подлинно высокому, если с его жизнью все для него заканчивается. Поглощенность этим миром закрывает для человека духовные перспективы и горизонты. Вера в личное бессмертие есть условие веры в смысл жизни. Введенский ставит проблему высокого творческого предназначения человека, выводящего человека за рамки его земного бытия.

Кареев, напротив, утверждал, что смысл жизни не за рамками этой жизни, а в ее понятных, видимых пределах. Вынося смысл жизни за пределы жизни, мы понижаем достоинство человека и нарушаем суверенитет личности, ибо полагаем, что в человеке нет сил, чтобы самому выбрать достойный смысл своей жизни. Смысл жизни должен быть достижим в течение короткого земного бытия и достижение его должно зависеть только от самого человека.

Вся нравственная русская философия остро ставила вопрос: на чем строить человеческое общество? Какими началами руководствоваться? Предельная поляризация русской мысли в решении этой проблемы на рубеже ХIХ – ХХ вв. имела трагические последствия для нашей страны.

Революционно-демократическая мысль все внимание обратила на «переделку» общества с установкой на насильственную стратегию и тактику.

Представители этого направления в русской философии видели в решении социально-экономических проблем путь к достижению материального и духовного благополучия. Устроение человеческого общества мыслилось так: вначале решим все материальные проблемы, а уж потом… Такая идеология, ориентируя человека на достижение земных благ и сытость, умалчивала об одном – не достичь никогда такого состояния, когда человек скажет: все, мне хватит, насытился, больше никаких материальных благ мне не надо.

Религиозно ориентированная мысль сосредоточилась на проблемах духовных, связанных с задачей личного самосовершенствования. Представители этого направления в русской философии основывались на уверенности в преображении человеческой души, в результате которого только и может что-то измениться в обществе и в мире в целом.

- Русская философия обратилась ко всей проблематике человеческого существования – проблематике неизбежно трагической. Напряженное внимание к теме человека, его судьбы (антропоцентризм), - другая ее особенность. Н.Н. Страхов замечательно просто и ясно сказал об этом: «Для человека исходною точкою всегда будет и должен быть сам человек». Русская философия выбрала путь, идти по которому значило: создавать «науку о человеке». Философская антропология (или учение «о месте человека в мире») соединялась здесь с философской психологией (учением о «внутреннем человеке»), субъектология (учение об общих свойствах «сознающего существа») с персонологией (учением о человеке как «духовной личности»).

В русской философии ставились и решались труднейшие вопросы, связанные с категориями свободы и творчества, разума и веры, времени и вечности, счастья и смысла жизни, смерти и бессмертия. Постигалось и значение проблемы чужого «я». Как отмечал П.А. Бакунин, диалектика человеческой жизни включает «внимание от себя к другому и внимание же от другого к себе». Именно внутри этого «круга внимания» складывается целостное понимание себя и другого.

Событием в русской философии можно назвать дискуссию о проблеме познания чужой души, в которой участвовали А.И. Введенский, П.Е. Астафьев, Л.М. Лопатин, С.Н. Трубецкой. Содержание этой дискуссии показывает, что русская философия осознала принципиальное значение вопроса о «другом Я» никак не позже, чем европейская философия.

Характерным признаком русской философии является религиозность. Религиозное направление в русской философии было всегда ведущим, наиболее плодотворным в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания.

Усиленное внимание к теме соборности – особенность русской философии. Соборность – специфическое понятие русской философии, выработанное славянофилом А. Хомяковым. Соборность – это соединение людей на духовной основе, на основе веры, любви, жертвы. Соборность есть свободное единство разных индивидуальностей.
-  Русская философия – философия цельного духа, а не отсеченного интеллекта, не отвлеченного рассудка. Идея целостности духовной жизни человека означает единство разума, чувств, воли, веры, совести.
Цельное знание – это знание, вырастающее из личного опыта познающего и обогащенное его переживаниями, знание как пере- и про- живание бытия, а не как отвлеченная мысль.
Цельность духа – понятие философии славянофилов, соотносимое также с понятиями «зрячий разум», «верующее мышление». В концепции цельного духа И. Киреевского именно благодаря согласованности веры и разума возможен «зрячий разум», т.е. познание сущностей, недоступных логическому мышлению.
- Философская идея всеединства, развиваемая в европейской философии еще со времен античности, нашла в русской философской мысли оригинальное воплощение. В.С. Соловьев положил начало самобытному течению русской мысли – философии всеединства. Категория всеединства по преимуществу онтологическая, с помощью нее выражается определенный способ или строй бытия. Но, поскольку это бытие рассматривается как универсальное, всеохватывающее, включающее не только весь многообразный чувственно данный природный мир, но и бытие человека и Бога, ее содержание в отечественной философии значительно шире и включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и иные компоненты.
- Русская философия – это философия любви. Тема любви врывается с вулканической энергией в русскую философию в кон. ХIХ - нач. ХХ в. В русской философии обнаруживаются две линии, два направления в развитии философии любви: одно, идущее от В. Соловьева, другое – от П. Флоренского. Первое возрождало и переосмысливало античную концепцию любви – Эроса; второе – средневековое христианское понимание любви как caritas – сострадания, милосердия, жалости. В. Соловьев определял любовь как упразднение эгоизма, как высший расцвет индивидуальной жизни. Любовь – это способность жить не только в себе, но и в другом. Только любовь умеет мгновенно преодолевать ту бесконечную дистанцию между «Я» и «Другим», которую человек обычно чувствует. Только в любви происходит действительное перенесение «центра личной жизни» в другого.
Флоренский полагал, что сущность любви состоит в жертвенности, в принесении самого себя в дар другому. Всякая любовь в существе своем имеет избирательную силу. Любимый – всегда избранник, избранный, единственный. Любовь, по Флоренскому, имеет личную природу. Эпитет «любимая» применим только к личности. Вещь не может быть любима. Вещь может быть вожделенна. «Говорят, «любимое варенье», «люблю сигары» – это насилие над языком, затемнение сознания» (П. Флоренский).
Основным принципом русской философии был принцип самосознания.
Философия, в отличие от знания предметов, есть именно самосознание духа (П.Е. Астафьев). Принцип самосознания мы находим у всех классиков русской философии. Каждый вопрос философии так или иначе связан с вопросом о вопрошающем, с вопросом человека о себе самом. В самосознании открывается творческая, активная природа человека, самодеятельность нашего духа. Русская философия верно уловила главное в традиции европейской метафизики. Утверждая в качестве теоретической доминанты принцип самосознания, она подхватила эстафету, которая переходила от Сократа  к Августину, от Августина к Мейстеру Экхарту, от Экхарта к Декарту и Лейбницу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56402. Старение и смерть. Теории старения. Биологические основы активного долголетия 133.5 KB
  Выделяют несколько видов смерти: клиническая смерть биологическая истинная смерть и смерть мозга. Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными наступает биологическая или истинная смерть которая представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.
56403. The Problems of Terrorism in the Modern World 60.5 KB
  We live in uneasy world nowadays. From time to time we can learn from news on TV, radio and the Internet about this or that act of terrorism that happens in different parts of the world: Israel, Iraq, Turkey, Italy, the USA, recent suicide bombings on the Moscow’s subway system and at Domodedovo Airport in Russia.
56405. Тест Гилфорда «Социальный интеллект» 569 KB
  Согласно концепции Гилфорда социальный интеллект включает в себя 6 факторов связанных с познанием поведения: познание элементов поведения способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения; познание классов поведения...
56406. Творчество марка Твена 18.14 KB
  ТВЕН Марк, псевдоним Самуэля Ланггорна Клеменса — американский писатель. Родился в семье мелкого торговца. Участвовал в гражданской войне. Свою литературную деятельность начал с журналистики.бления.
56407. Текстовий редактор Microsoft Word 261 KB
  Програму Microsoft Word можна відкрити такими способами: За допомогою команди головного меню Пуск Программы Microsoft Word. При форматуванні символу у ТР Word можна задати: лише його колір; розмір і колір шрифту...
56408. Тести з музики для учнів 7 – 8 класів 72.5 KB
  Видатний український співак і композитор автор опери Запорожець за Дунаєм а Л. Автор опер €œКазка про царя Салтана Садко €œСнігуронька а С. Російський композитор і відомий вченийхімік; автор опери €œКнязь Ігор а М. Український композитор автор дитячих опер €œКоза-Дереза...
56409. Добірка тестових завдань для перевірки знань учнів «Я і Україна» (природознавство) 68.5 KB
  Де можна бігати на стадіоні. Чи можна їхати на підніжках ні. Коли заходиш чи входиш з автобуса не можнаштовхатися Основи здоров’я по темі: Безпека вдома. Жовте світло світлофора означає: аможна рухатись; бтреба зачекати; вприготуватись до руху.
56410. Творчество Джека Лондона 17.87 KB
  Джек Лондон - американский писатель. Лондон - фамилия его отчима, разорившегося фермера. В юности переменил множество случайных профессий. В 1893 году простым матросом отправился в первое морское путешествие (к берегам Японии)