10631

Русская философия. Формы бытования русской философии

Научная статья

Логика и философия

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Аннотация: Русская философия в собственном смысле этого слова возникла только в 18 веке а на рубеже 19-20 вв. пережила свой расцвет. Находясь в ситуации жестокой цензуры философия выражалась в следующих формах: иконописное творчество художественная ...

Русский

2013-03-29

23.27 KB

1 чел.

Русская философия

Аннотация: Русская философия в собственном смысле этого слова возникла только в 18 веке, а на рубеже 19 – 20 вв. пережила свой расцвет. Находясь в ситуации жестокой цензуры, философия выражалась в следующих формах: иконописное творчество, художественная литература, публицистика и литературная критика, естествознание. Особенностями русской философии следует считать: тесную связь с жизнью, несистемность, панморализм, религиозность. В русской философии 19 века были выработаны идеи соборности (А. Хомяков), предполагавшей соединение людей на духовной основе, и всеединства (В.С. Соловьев), описывавшей определенный строй бытия

Русская философия обладает всеми достоинствами национальной философии и вносит свой вклад в развитие мировой философии. В качестве целостного культурно-исторического феномена русская философская мысль имеет ряд отличительных особенностей. В ней есть свое поле проблем, свой угол зрения, свой стиль философствования. Философские интересы пробуждаются в России сравнительно поздно. Философия в собственном смысле этого слова возникла в России только в ХVIII веке. Русская философская мысль на переломе ХIХ-ХХ вв. – апогей развития отечественной философии.

К национальным особенностям русской философии относятся:

- Тесная связь с жизнью. Русская философия социально ориентирована. Ее интересовали не столько отвлеченные, абстрактные вопросы, сколько практические проблемы устройства мира и человека. Философ в русской традиции есть не удалившийся от мира высокопрофессиональный интеллектуал, но, прежде всего просветитель, подвижник, исповедник и нередко мученик идеи.

- Русской философии, в отличие от европейской, чуждо стремление к созданию завершенных систем. Она несистемна. Никто из русских мыслителей не оставил после себя цельной, замкнутой, логически отточенной системы.

Философия в России, находясь в условиях строжайшей цензуры, вынуждена была искать такие формы своего существования, которые делали бы ее малоуязвимой.

Формы бытования русской философии:

а) уникальное русское иконописное творчество. В иконе конца ХIVV вв., явившейся философией, “умозрением в красках” (Е. Трубецкой), живописцам удалось воплотить, не выразимые словами, тайны своего мировидения и духовности. Философские мудрость находила выражение не только в текстах, но и в невербальных источниках, в частности в русском высоком иконостасе. Рублевская “Троица”, например, является не только шедевром живописи, но и прекрасным воплощением русского философствования;

б) русская художественная литература. Литература и стала прибежищем философской мысли, кладезем самобытной русской философии. Русская художественная литература самая философичная в мире. В сочинениях Н. Гоголя, Л. Толстого, Ф. Достоевского и др. разрабатывались философские проблемы;

в) публицистика и литературная критика (В. Белинский, Н. Чернышевский);

г) естествознание (М. Ломоносов, И. Сеченов, И. Павлов, И. Мечников, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский). В естественнонаучных трудах ставились и решались философские проблемы.

Особенностью русской философии является панморализм. У всех русских мыслителей доминирует моральная установка. По словам В.В. Зеньковского, именно здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования. В нравственной философии России к. ХIХ в. остро ставились, например, проблемы счастья, долга, смысла жизни. Вопрос о смысле жизни стал предметом полемики между А. Введенским и Н. Кареевым. По Введенскому, смысл жизни человека рамками земной жизни не покрывается. Бессмысленно для человека стремиться к чему-либо подлинно высокому, если с его жизнью все для него заканчивается. Поглощенность этим миром закрывает для человека духовные перспективы и горизонты. Вера в личное бессмертие есть условие веры в смысл жизни. Введенский ставит проблему высокого творческого предназначения человека, выводящего человека за рамки его земного бытия.

Кареев, напротив, утверждал, что смысл жизни не за рамками этой жизни, а в ее понятных, видимых пределах. Вынося смысл жизни за пределы жизни, мы понижаем достоинство человека и нарушаем суверенитет личности, ибо полагаем, что в человеке нет сил, чтобы самому выбрать достойный смысл своей жизни. Смысл жизни должен быть достижим в течение короткого земного бытия и достижение его должно зависеть только от самого человека.

Вся нравственная русская философия остро ставила вопрос: на чем строить человеческое общество? Какими началами руководствоваться? Предельная поляризация русской мысли в решении этой проблемы на рубеже ХIХ – ХХ вв. имела трагические последствия для нашей страны.

Революционно-демократическая мысль все внимание обратила на «переделку» общества с установкой на насильственную стратегию и тактику.

Представители этого направления в русской философии видели в решении социально-экономических проблем путь к достижению материального и духовного благополучия. Устроение человеческого общества мыслилось так: вначале решим все материальные проблемы, а уж потом… Такая идеология, ориентируя человека на достижение земных благ и сытость, умалчивала об одном – не достичь никогда такого состояния, когда человек скажет: все, мне хватит, насытился, больше никаких материальных благ мне не надо.

Религиозно ориентированная мысль сосредоточилась на проблемах духовных, связанных с задачей личного самосовершенствования. Представители этого направления в русской философии основывались на уверенности в преображении человеческой души, в результате которого только и может что-то измениться в обществе и в мире в целом.

- Русская философия обратилась ко всей проблематике человеческого существования – проблематике неизбежно трагической. Напряженное внимание к теме человека, его судьбы (антропоцентризм), - другая ее особенность. Н.Н. Страхов замечательно просто и ясно сказал об этом: «Для человека исходною точкою всегда будет и должен быть сам человек». Русская философия выбрала путь, идти по которому значило: создавать «науку о человеке». Философская антропология (или учение «о месте человека в мире») соединялась здесь с философской психологией (учением о «внутреннем человеке»), субъектология (учение об общих свойствах «сознающего существа») с персонологией (учением о человеке как «духовной личности»).

В русской философии ставились и решались труднейшие вопросы, связанные с категориями свободы и творчества, разума и веры, времени и вечности, счастья и смысла жизни, смерти и бессмертия. Постигалось и значение проблемы чужого «я». Как отмечал П.А. Бакунин, диалектика человеческой жизни включает «внимание от себя к другому и внимание же от другого к себе». Именно внутри этого «круга внимания» складывается целостное понимание себя и другого.

Событием в русской философии можно назвать дискуссию о проблеме познания чужой души, в которой участвовали А.И. Введенский, П.Е. Астафьев, Л.М. Лопатин, С.Н. Трубецкой. Содержание этой дискуссии показывает, что русская философия осознала принципиальное значение вопроса о «другом Я» никак не позже, чем европейская философия.

Характерным признаком русской философии является религиозность. Религиозное направление в русской философии было всегда ведущим, наиболее плодотворным в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания.

Усиленное внимание к теме соборности – особенность русской философии. Соборность – специфическое понятие русской философии, выработанное славянофилом А. Хомяковым. Соборность – это соединение людей на духовной основе, на основе веры, любви, жертвы. Соборность есть свободное единство разных индивидуальностей.
-  Русская философия – философия цельного духа, а не отсеченного интеллекта, не отвлеченного рассудка. Идея целостности духовной жизни человека означает единство разума, чувств, воли, веры, совести.
Цельное знание – это знание, вырастающее из личного опыта познающего и обогащенное его переживаниями, знание как пере- и про- живание бытия, а не как отвлеченная мысль.
Цельность духа – понятие философии славянофилов, соотносимое также с понятиями «зрячий разум», «верующее мышление». В концепции цельного духа И. Киреевского именно благодаря согласованности веры и разума возможен «зрячий разум», т.е. познание сущностей, недоступных логическому мышлению.
- Философская идея всеединства, развиваемая в европейской философии еще со времен античности, нашла в русской философской мысли оригинальное воплощение. В.С. Соловьев положил начало самобытному течению русской мысли – философии всеединства. Категория всеединства по преимуществу онтологическая, с помощью нее выражается определенный способ или строй бытия. Но, поскольку это бытие рассматривается как универсальное, всеохватывающее, включающее не только весь многообразный чувственно данный природный мир, но и бытие человека и Бога, ее содержание в отечественной философии значительно шире и включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и иные компоненты.
- Русская философия – это философия любви. Тема любви врывается с вулканической энергией в русскую философию в кон. ХIХ - нач. ХХ в. В русской философии обнаруживаются две линии, два направления в развитии философии любви: одно, идущее от В. Соловьева, другое – от П. Флоренского. Первое возрождало и переосмысливало античную концепцию любви – Эроса; второе – средневековое христианское понимание любви как caritas – сострадания, милосердия, жалости. В. Соловьев определял любовь как упразднение эгоизма, как высший расцвет индивидуальной жизни. Любовь – это способность жить не только в себе, но и в другом. Только любовь умеет мгновенно преодолевать ту бесконечную дистанцию между «Я» и «Другим», которую человек обычно чувствует. Только в любви происходит действительное перенесение «центра личной жизни» в другого.
Флоренский полагал, что сущность любви состоит в жертвенности, в принесении самого себя в дар другому. Всякая любовь в существе своем имеет избирательную силу. Любимый – всегда избранник, избранный, единственный. Любовь, по Флоренскому, имеет личную природу. Эпитет «любимая» применим только к личности. Вещь не может быть любима. Вещь может быть вожделенна. «Говорят, «любимое варенье», «люблю сигары» – это насилие над языком, затемнение сознания» (П. Флоренский).
Основным принципом русской философии был принцип самосознания.
Философия, в отличие от знания предметов, есть именно самосознание духа (П.Е. Астафьев). Принцип самосознания мы находим у всех классиков русской философии. Каждый вопрос философии так или иначе связан с вопросом о вопрошающем, с вопросом человека о себе самом. В самосознании открывается творческая, активная природа человека, самодеятельность нашего духа. Русская философия верно уловила главное в традиции европейской метафизики. Утверждая в качестве теоретической доминанты принцип самосознания, она подхватила эстафету, которая переходила от Сократа  к Августину, от Августина к Мейстеру Экхарту, от Экхарта к Декарту и Лейбницу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8817. Банківські ресурси як основа функціонування банку Тестові завдання 26.05 KB
  Банківські ресурси як основа функціонування банку. Тестові завдання. Мінімальний розмір статутного капіталу банку, створеного за участю іноземного капіталу, частка якого у статутному капіталі банку становить до....
8819. История. Назначение. Системные вызовы. Структура операционных систем. 153 KB
  История. Назначение. Системные вызовы. Структура операционных систем. 1.1 История ОС Первые (1945-1955г.г.) компьютеры работали без операционных систем, как правило, на них работала одна программа. Когда скорость выполнения программ и их количество ...
8820. Процессы и потоки (нити) 130 KB
  Процессы и потоки (нити). 2.1 Процессы 2.1.1 Понятие процесса Процесс (задача) - программа, находящаяся в режиме выполнения. С каждым процессом связывается его адресное пространство, из которого он может читать и в которое он может писать данн...
8821. Взаимодействие между процессами 164.5 KB
  Взаимодействие между процессами. 3.1 Взаимодействие между процессами Ситуации, когда приходится процессам взаимодействовать: Передача информации от одного процесса другому Контроль над деятельностью процессов (например: когда они борются...
8822. Планирование процессов в информатике 144 KB
  Планирование процессов. Основные понятия планирования процессов Планирование - обеспечение поочередного доступа процессов к одному процессору. Планировщик - отвечающая за это часть операционной системы. Алгоритм планирования - используемый алгори...
8823. Взаимоблокировка процессов 181.5 KB
  Взаимоблокировка процессов Взаимоблокировка процессов  может происходить, когда несколько процессов борются за один ресурс. Ресурсы бывают выгружаемые и невыгружаемые, аппаратные и программные. Выгружаемый ресурс - это...
8824. Управление памятью. Страничная организация 128.5 KB
  Управление памятью. Страничная организация 6.1 Основные понятия Менеджер памяти - часть операционной системы, отвечающая за управление памятью. Основные методы распределения памяти: Без использования внешней памяти С использованием внешн...
8825. Алгоритмы замещения страниц 116 KB
  Алгоритмы замещения страниц 7.1 Алгоритмы замещения страниц Идеальный алгоритм заключается в том, что бы выгружать ту страницу, которая будет запрошена позже всех. Но этот алгоритм не осуществим, т.к. нельзя знать какую страницу, когда запросят. Мож...