10631

Русская философия. Формы бытования русской философии

Научная статья

Логика и философия

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Аннотация: Русская философия в собственном смысле этого слова возникла только в 18 веке а на рубеже 19-20 вв. пережила свой расцвет. Находясь в ситуации жестокой цензуры философия выражалась в следующих формах: иконописное творчество художественная ...

Русский

2013-03-29

23.27 KB

1 чел.

Русская философия

Аннотация: Русская философия в собственном смысле этого слова возникла только в 18 веке, а на рубеже 19 – 20 вв. пережила свой расцвет. Находясь в ситуации жестокой цензуры, философия выражалась в следующих формах: иконописное творчество, художественная литература, публицистика и литературная критика, естествознание. Особенностями русской философии следует считать: тесную связь с жизнью, несистемность, панморализм, религиозность. В русской философии 19 века были выработаны идеи соборности (А. Хомяков), предполагавшей соединение людей на духовной основе, и всеединства (В.С. Соловьев), описывавшей определенный строй бытия

Русская философия обладает всеми достоинствами национальной философии и вносит свой вклад в развитие мировой философии. В качестве целостного культурно-исторического феномена русская философская мысль имеет ряд отличительных особенностей. В ней есть свое поле проблем, свой угол зрения, свой стиль философствования. Философские интересы пробуждаются в России сравнительно поздно. Философия в собственном смысле этого слова возникла в России только в ХVIII веке. Русская философская мысль на переломе ХIХ-ХХ вв. – апогей развития отечественной философии.

К национальным особенностям русской философии относятся:

- Тесная связь с жизнью. Русская философия социально ориентирована. Ее интересовали не столько отвлеченные, абстрактные вопросы, сколько практические проблемы устройства мира и человека. Философ в русской традиции есть не удалившийся от мира высокопрофессиональный интеллектуал, но, прежде всего просветитель, подвижник, исповедник и нередко мученик идеи.

- Русской философии, в отличие от европейской, чуждо стремление к созданию завершенных систем. Она несистемна. Никто из русских мыслителей не оставил после себя цельной, замкнутой, логически отточенной системы.

Философия в России, находясь в условиях строжайшей цензуры, вынуждена была искать такие формы своего существования, которые делали бы ее малоуязвимой.

Формы бытования русской философии:

а) уникальное русское иконописное творчество. В иконе конца ХIVV вв., явившейся философией, “умозрением в красках” (Е. Трубецкой), живописцам удалось воплотить, не выразимые словами, тайны своего мировидения и духовности. Философские мудрость находила выражение не только в текстах, но и в невербальных источниках, в частности в русском высоком иконостасе. Рублевская “Троица”, например, является не только шедевром живописи, но и прекрасным воплощением русского философствования;

б) русская художественная литература. Литература и стала прибежищем философской мысли, кладезем самобытной русской философии. Русская художественная литература самая философичная в мире. В сочинениях Н. Гоголя, Л. Толстого, Ф. Достоевского и др. разрабатывались философские проблемы;

в) публицистика и литературная критика (В. Белинский, Н. Чернышевский);

г) естествознание (М. Ломоносов, И. Сеченов, И. Павлов, И. Мечников, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский). В естественнонаучных трудах ставились и решались философские проблемы.

Особенностью русской философии является панморализм. У всех русских мыслителей доминирует моральная установка. По словам В.В. Зеньковского, именно здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования. В нравственной философии России к. ХIХ в. остро ставились, например, проблемы счастья, долга, смысла жизни. Вопрос о смысле жизни стал предметом полемики между А. Введенским и Н. Кареевым. По Введенскому, смысл жизни человека рамками земной жизни не покрывается. Бессмысленно для человека стремиться к чему-либо подлинно высокому, если с его жизнью все для него заканчивается. Поглощенность этим миром закрывает для человека духовные перспективы и горизонты. Вера в личное бессмертие есть условие веры в смысл жизни. Введенский ставит проблему высокого творческого предназначения человека, выводящего человека за рамки его земного бытия.

Кареев, напротив, утверждал, что смысл жизни не за рамками этой жизни, а в ее понятных, видимых пределах. Вынося смысл жизни за пределы жизни, мы понижаем достоинство человека и нарушаем суверенитет личности, ибо полагаем, что в человеке нет сил, чтобы самому выбрать достойный смысл своей жизни. Смысл жизни должен быть достижим в течение короткого земного бытия и достижение его должно зависеть только от самого человека.

Вся нравственная русская философия остро ставила вопрос: на чем строить человеческое общество? Какими началами руководствоваться? Предельная поляризация русской мысли в решении этой проблемы на рубеже ХIХ – ХХ вв. имела трагические последствия для нашей страны.

Революционно-демократическая мысль все внимание обратила на «переделку» общества с установкой на насильственную стратегию и тактику.

Представители этого направления в русской философии видели в решении социально-экономических проблем путь к достижению материального и духовного благополучия. Устроение человеческого общества мыслилось так: вначале решим все материальные проблемы, а уж потом… Такая идеология, ориентируя человека на достижение земных благ и сытость, умалчивала об одном – не достичь никогда такого состояния, когда человек скажет: все, мне хватит, насытился, больше никаких материальных благ мне не надо.

Религиозно ориентированная мысль сосредоточилась на проблемах духовных, связанных с задачей личного самосовершенствования. Представители этого направления в русской философии основывались на уверенности в преображении человеческой души, в результате которого только и может что-то измениться в обществе и в мире в целом.

- Русская философия обратилась ко всей проблематике человеческого существования – проблематике неизбежно трагической. Напряженное внимание к теме человека, его судьбы (антропоцентризм), - другая ее особенность. Н.Н. Страхов замечательно просто и ясно сказал об этом: «Для человека исходною точкою всегда будет и должен быть сам человек». Русская философия выбрала путь, идти по которому значило: создавать «науку о человеке». Философская антропология (или учение «о месте человека в мире») соединялась здесь с философской психологией (учением о «внутреннем человеке»), субъектология (учение об общих свойствах «сознающего существа») с персонологией (учением о человеке как «духовной личности»).

В русской философии ставились и решались труднейшие вопросы, связанные с категориями свободы и творчества, разума и веры, времени и вечности, счастья и смысла жизни, смерти и бессмертия. Постигалось и значение проблемы чужого «я». Как отмечал П.А. Бакунин, диалектика человеческой жизни включает «внимание от себя к другому и внимание же от другого к себе». Именно внутри этого «круга внимания» складывается целостное понимание себя и другого.

Событием в русской философии можно назвать дискуссию о проблеме познания чужой души, в которой участвовали А.И. Введенский, П.Е. Астафьев, Л.М. Лопатин, С.Н. Трубецкой. Содержание этой дискуссии показывает, что русская философия осознала принципиальное значение вопроса о «другом Я» никак не позже, чем европейская философия.

Характерным признаком русской философии является религиозность. Религиозное направление в русской философии было всегда ведущим, наиболее плодотворным в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания.

Усиленное внимание к теме соборности – особенность русской философии. Соборность – специфическое понятие русской философии, выработанное славянофилом А. Хомяковым. Соборность – это соединение людей на духовной основе, на основе веры, любви, жертвы. Соборность есть свободное единство разных индивидуальностей.
-  Русская философия – философия цельного духа, а не отсеченного интеллекта, не отвлеченного рассудка. Идея целостности духовной жизни человека означает единство разума, чувств, воли, веры, совести.
Цельное знание – это знание, вырастающее из личного опыта познающего и обогащенное его переживаниями, знание как пере- и про- живание бытия, а не как отвлеченная мысль.
Цельность духа – понятие философии славянофилов, соотносимое также с понятиями «зрячий разум», «верующее мышление». В концепции цельного духа И. Киреевского именно благодаря согласованности веры и разума возможен «зрячий разум», т.е. познание сущностей, недоступных логическому мышлению.
- Философская идея всеединства, развиваемая в европейской философии еще со времен античности, нашла в русской философской мысли оригинальное воплощение. В.С. Соловьев положил начало самобытному течению русской мысли – философии всеединства. Категория всеединства по преимуществу онтологическая, с помощью нее выражается определенный способ или строй бытия. Но, поскольку это бытие рассматривается как универсальное, всеохватывающее, включающее не только весь многообразный чувственно данный природный мир, но и бытие человека и Бога, ее содержание в отечественной философии значительно шире и включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и иные компоненты.
- Русская философия – это философия любви. Тема любви врывается с вулканической энергией в русскую философию в кон. ХIХ - нач. ХХ в. В русской философии обнаруживаются две линии, два направления в развитии философии любви: одно, идущее от В. Соловьева, другое – от П. Флоренского. Первое возрождало и переосмысливало античную концепцию любви – Эроса; второе – средневековое христианское понимание любви как caritas – сострадания, милосердия, жалости. В. Соловьев определял любовь как упразднение эгоизма, как высший расцвет индивидуальной жизни. Любовь – это способность жить не только в себе, но и в другом. Только любовь умеет мгновенно преодолевать ту бесконечную дистанцию между «Я» и «Другим», которую человек обычно чувствует. Только в любви происходит действительное перенесение «центра личной жизни» в другого.
Флоренский полагал, что сущность любви состоит в жертвенности, в принесении самого себя в дар другому. Всякая любовь в существе своем имеет избирательную силу. Любимый – всегда избранник, избранный, единственный. Любовь, по Флоренскому, имеет личную природу. Эпитет «любимая» применим только к личности. Вещь не может быть любима. Вещь может быть вожделенна. «Говорят, «любимое варенье», «люблю сигары» – это насилие над языком, затемнение сознания» (П. Флоренский).
Основным принципом русской философии был принцип самосознания.
Философия, в отличие от знания предметов, есть именно самосознание духа (П.Е. Астафьев). Принцип самосознания мы находим у всех классиков русской философии. Каждый вопрос философии так или иначе связан с вопросом о вопрошающем, с вопросом человека о себе самом. В самосознании открывается творческая, активная природа человека, самодеятельность нашего духа. Русская философия верно уловила главное в традиции европейской метафизики. Утверждая в качестве теоретической доминанты принцип самосознания, она подхватила эстафету, которая переходила от Сократа  к Августину, от Августина к Мейстеру Экхарту, от Экхарта к Декарту и Лейбницу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69598. ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ШЛИФОВАЛЬНЫХ КРУТОВ И3 ЭЛЕКТРОКОРУНДА И КАРБОРУНДА 2.64 MB
  Оборудование инструменты и материалы: наборы шлифовальных кругов; различные типы шлифовальных станков настроенных на соответствующую показательную обработку; плакаты характеристики шлифовальных кругов гидрокинематические схемы кругло плоско внутри и бесцентровошлифовального станков.
69599. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВРАЩЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ НА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКАХ 3.41 MB
  Изучение станков, инструментов и приспособлений для обработки поверхностей вращения на деталях, умение назначить тип станка, инструмент и последовательность обработки поверхности вращения детали. Оборудование, инструменты и материалы Токарно-винторезный станок и инструменты к нему.
69600. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПЛОСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ НА МЕТАЛОРЕЖУЩИХ СТАНКАХ 2.65 MB
  Изучение станков, инструментов и приспособлений для обработки плоских поверхностей на деталях, умение выбирать тип станка, инструмент и последовательность обработки плоской поверхности детали. Оборудование, инструменты и материалы Вертикально-, горизонтально-фрезерный к поперечно-строгальный.
69601. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДОСТИ МАТЕРИАЛОВ 580 KB
  Цель работы. Связь твердости со структурой и прочностными свойствами. Измерение твердости позволяет проверить правильность приведенной термической обработки определяет возможность износа детали возможность механической обработки.
69602. ЗАКАЛКА И ОТПУСК СТАЛЕЙ 566.5 KB
  Закалкой стали называется операция термической обработки проводимая с целью получения структуры мартенсита. Поэтому для доэвтектоидной стали температура нагрева под закалку должна быть на 2030 выше точки Ас3. Нагрев доэвтектоидной стали но выше Ас1 не рекомендуется...
69603. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАЗОВОЙ ЛИТЕЙНОЙ ФОРМЫ 1.78 MB
  После затвердевания металла отливку выбивают из формы обрубывают литниковую систему очищают от пригара формовочной смеси и подвергают механической обработке для придания ей точных размеров. Поэтому в процессе изготовления литейной формы размеры ее полости должны быть увеличены...
69604. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ 1.43 MB
  Сущность прокатки заключается в пластическом деформировании нагретой за редким исключением холодной заготовки при пропускании ее между вращающимися валками в разные стороны реже в одну сторону. Зазор между валками должен быть меньше толщины заготовки.
69605. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЫТЯЖКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО КОЕФФИЦИЕНТА ВЫТЯЖКИ 1.65 MB
  Цель, работы: Изучение способа превращения плоской или полой заготовки в открытое сверху полой изделие и знакомство с устройством штампа. Определение предельного коэффициента вытяжки для 1-й операции и максимально допустимого значения диаметра заготовки.
69606. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ И РАЗМЕРОВ СВАРНОГО ШВА ПРИ СВАРКЕ НАКЛОННЫМ ЭЛЕКТРОДОМ 1.95 MB
  Цель работы - ознакомиться с оборудованием поста механизированной сварки наклонным электродом и пучком электродов, выяснить влияние режима дуговой сварки наклонным электродом на изменение формы и размеров шва.