10635

Этика, мораль, нравственность

Лекция

Этика и деонтология

Этика мораль нравственность Слово этика происходит от греческого ethos этос нрав обычай характер привычка. В философию данный термин ввел Аристотель. Этическими добродетелями он назвал особый класс качеств указывающих на свойства человеческого характера муже...

Русский

2013-03-29

20.07 KB

18 чел.

Этика, мораль, нравственность

Слово «этика» происходит от греческого ethos (этос) — нрав, обычай, характер, привычка. В философию данный термин ввел Аристотель. «Этическими добродетелями» он назвал особый класс качеств, указывающих на свойства человеческого характера (мужество, умеренность, справедливость, щедрость). Науку об этических добродетелях Аристотель назвал этикой.

Термин «мораль» пришел в европейские языки из латинского. Цицерон использовал термин moralis для перевода аристотелевского понятия этического, а моральной философией этот древнеримский мыслитель называл ту же область знания, которую Аристотель именовал этикой. Слово moralis на русский язык можно перевести как «характер», «темперамент», «нрав». Как видно, первоначально оно означало то же, что и слово «этика». С течением времени в национальных языках также появляются собственные слова, например, русское «нравственность», являющиеся синонимами терминов «этика», «мораль».

Постепенно, с ростом осознания своеобразия этики как особой области знания, в термины «этика», «мораль», «нравственность» стали вкладывать разный смысл. В наше время этикой называется прежде всего особая философская дисциплина, область знания, изучающая мораль (нравственность), применение моральных оценок в поведении человека. В отечественной этической литературе, пожалуй, наибольшее распространение получило определение Ю.А. Шрейдера: «Этика — философская наука, изучающая мораль и различные этические системы ее обоснования, основания этих систем и логическую структуру понятий, описывающих моральные феномены, коллизии и ситуации».

Термины «мораль» и «нравственность» обычно употребляются как синонимы. Однако существуют и попытки их разведения. Самая влиятельная из них восходит к Гегелю. Отталкиваясь от его размышлений, философы под нравственностью понимают объективную, общечеловеческую совокупность идеальных норм поведения, общения и взаимоотношений, а под моралью — исторически изменчивое, несовершенное воплощение нравственных норм во времени и пространстве. Некоторые философы, наоборот, под моралью понимают общечеловеческие нормы и образцы поведения, а под нравственностью (нравами) — принятые в обществе способы поведения и принципы оценок. Поэтому во избежание недоразумений при чтении этической литературы необходимо обращать внимание на то, как в соответствующей работе понимаются мораль и нравственность.

Разведение понятий морали и нравственности связано с особенностями бытия человека. Одна из них заключается в том, что человек — это существо деятельное. Как существа, наделенные разумом, мы вынуждены действовать, принимать в процессе своей жизни различные решения. Однако нам, как правило, трудно, порой невозможно найти верное решение, просчитать возможные результаты наших поступков, доказать правильность какой-либо стратегии поведения. В этом, в частности, причина того, почему различные люди и культуры выработали и вырабатывают отличающиеся друг от друга кодексы морали.

Сам факт многообразия моральных норм показывает, что мы не запрограммированы природой, обществом, силами духовного мира на совершение определенных поступков. Как существа разумные, мы можем обладать определенной степенью свободы. Этика исходит из признания за человеком возможности совершать действия, ориентируясь не только на биологические и материальные потребности, не только на конкретно-исторические традиции и моральные установления, но и на требования нравственного закона. И. Кант в предисловии к «Критике практического разума» писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Понимание того, что есть начала, превышающие человеческое бытие, человеческие учреждения, высвобождает нас от духовного трепета перед природными и социальными силами этого мира. Поэтому этика, изучающая нравственность, важна в становлении свободного человека, так как указывает нам на автономность, независимость нашей духовной сферы.

Нравственная свобода, о которой мы говорим, возможна на основе разумного, осознанного поведения. Человек, обреченный, по словам философов-экзистенциалистов, на свободу, на совершение поступков, вынужден иметь ценностные ориентиры. С их помощью мы оцениваем мотивы и результаты деятельности в категориях добра и зла. Как нравственность, так и мораль ориентируют человека поступать согласно добру и запрещают следовать злу. К важнейшим задачам этики относятся поиск того, что является добром, истинным благом и какие существуют пути для его достижения.

Мы можем узнать о моральной жизни того или иного сообщества путем наблюдения, изучения эмпирических фактов как существующих ныне, так нашедших свое отражение в исторических источниках. Однако такого рода научные описания позволят нам лишь установить, что в той или иной культуре считается или считалось хорошим, а что дурным. Существующие многообразные нормы поведения и общения могут входить в противоречие друг с другом. Они могут казаться нам неправильными. Поэтому как существа, обладающие разумом, мы вынуждены не слепо следовать предписаниям какой-либо культуры, а следовать лучшему, точнее, согласно философской традиции, — благу. Иначе говоря, человек вынужден не опираться на то, что имеется в наличии, в природном или социальном окружении, а открывать или создавать то, чего в природном, социальном мире нет. Ведь нравы или мораль того или иного общества или индивида могут не соответствовать требованиям нравственности.

Итак, человек желает следовать лучшему, желает достичь блага, но не знает, что для этого нужно делать. Возникает вопрос: как должно поступать? И. Кант сформулировал эту важнейшую этическую проблему следующим образом: «Что я должен делать?». Так как мы не можем решить эту проблему, опираясь лишь на здравый смысл, опыт, данные, собранные этнографами, культурологами, мы вынуждены ориентироваться на трансцендентное, на то, чего еще нет в эмпирическом мире. Поэтому этика как философская дисциплина изучает не столько сущее, сколько должное.

Таким образом, этика как философская дисциплина обязательно предполагает обращенность исследователя не только к фактам и явлениям эмпирического мира, но и к самому себе, так как благодаря размышлению мы можем вступить в сферу трансцендентного и должного. Размышляя как моральные существа, мы оцениваем свои и чужие поступки с позиций добра и зла. Эта оценка возможна лишь в мыслях. Мы направляем нашу оценивающую мысль на мысль о поступке, то есть направляем мысль на мысль. Отражение мысли в другой мысли называется рефлексией. Последняя является отличительной чертой философии вообще и этики как философской дисциплины в частности. Поэтому этику как нормативное учение можно назвать философской рефлексией нравственности.

Также нравственность можно изучать, анализируя нравы и различные поведенческие ситуации, присущие или всем людям, или принятые в каком-либо обществе. Ю.А. Шрейдер считает, что в этом случае мы имеем дело не столько с предметом собственно этики, сколько с предметом этики как описательной дисциплины, примыкающей к частно-научным дисциплинам, таким, как культурология, социология, этнография, психология, казуистика и др. В описаниях моральной жизни, даваемых частными науками, оценочные суждения должны отсутствовать. Они не исследуют основания подобных оценок, не определяют их соотнесенность с общезначимыми моральными ценностями и критериями. Всеми этими проблемами не занимается описательная наука о нравах. Данные проблемы интересуют прежде всего этику как нормативную дисциплину. Итак, связи с тем, что нравственная жизнь имеет собственную специфику, этика не может ограничиться простым ее отражением и объяснением. Мораль существует не столько как то, что есть, сколько как то, что должно быть. Поэтому, по словам А.А. Гусейнова, этика также обязана предложить свою собственную модель нравственности: философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50899. Распределение Больцмана, определение постоянной Больцмана 46.5 KB
  Проведение измерений и обработка результатов. Включили измерительные приборы. Подождали 5 минут до проведения измерений. Установили напряжение накала, равное 4,5 В. Прогрели лампу и зафиксировали ток накала лампы (Iн).
50902. Використання бібліотечних функцій для роботи із символьними даними 39.65 KB
  Обладнання: ПКПО Borlnd C Хід роботи 1. Який заголовний файл необхідний для роботи з бібліотечними функціями обробки символьних даних 2.Який символ необхідний наприкінці рядка для нормальної роботи з рядками 3.
50904. Изучение магнитного поля соленоида баллистическим методом 36 KB
  Расчетные формулы: где k баллистическая постоянная гальванометра; С постоянная; N2 число витков катушки L2; R2=RкRмRг сумма сопротивлений измерительной катушки магазина и гальванометра соответственно; S площадь сечения соленоида; n число витков на единицу длины. Результаты измерения индукции поля в центре соленоида в зависимости от силы тока в его обмотках: № п п n1 мм n2 мм мм BЭ Тл 1 2 3 4 5 6. Результаты измерения индукции поля соленоида в зависимости...
50905. Определение ёмкости конденсатора при помощи баллистического гальванометра 125.5 KB
  Определение ёмкости конденсатора при помощи баллистического гальванометра. Данные для расчета баллистической постоянной гальванометра К CЭ= мкф UЭi В nЭi мм lЭi = lЭ lЭi lЭ lЭi2 1 2 3 4 5 lЭ = Результаты измерения ёмкости конденсаторов и : UXi В nXi мм lXi = lX lXi lX lXi2 1 2 3 4 5 lX = ...
50906. Измерение удельного заряда электрона методом магнетрона 40 KB
  Наименование средства измерения Предел измерения Цена деления шкалы Класс точности Предел основной погрешности Вольтметр Микроамперметр Амперметр Магнетрон: А соленоид D = мм L= мм N= ; Б диод R= мм Погрешности: А Б 3.Оценка границ погрешностей результата измерения; 9.