10666

Исследование логических элементов

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа №2 Исследование логических элементов Цель: исследование поведения основных логических элементов при подаче на них двоичных потенциальных сигналов. Общие положения 1. Описание универсального стенда В стенде размещаются бло...

Русский

2013-03-30

1.35 MB

40 чел.

Лабораторная работа №2

Исследование логических элементов

Цель: исследование поведения основных логических элементов при подаче на них двоичных потенциальных сигналов.

Общие положения

         1. Описание универсального стенда

В стенде размещаются блок питания и элементы, обеспечивающие работоспособность стенда. Верхняя панель стенда изображена на рис.1.

Рис.1. Верхняя панель стенда

В разъём 1 вставляются сменные платы – для каждой работы оригинальные. Светодиоды HL предназначены для индикации в двоичном коде результатов исследований, а на семисегментном индикаторе 2 результаты высвечиваются в шестнадцатиричном ко-де. Ключи sa1, sa2, sa3, sa4 используются для задания логических значений переменным x – в нижнем положении “0” (ему соответствует постоянное напряжение 0 – 0.4 В), в верхнем “1”(напряжение 2.4-4.5 В). Назначение ключа sa5 будет объяснено в работах, где он используется.

При нажатии кнопок sb1, sb3 на разъём1 выдаётся “0”, а в отжатом состоянии “1”. Наоборот, в кнопке sb2 установлен инвертер и при её нажатии выдаётся “1”.

2. Описание сменной платы П1

Схема платы вместе с блоком управления и блоком индикаторов представлена на рис.2.

На плате установлены четыре элемента ИЛИ-НЕ (D1.1, D1.2, D1.3, D1.4  – четыре секции в одном корпусе интегральной микросхемы малой степени интеграции); три элемента И-НЕ (секции D2.1, D2.2, D2.3 в одном 4-х секционном корпусе ИМС. Одна секция в работе не участвует); три элемента “Исключающее ИЛИ (секции D3.1, D3.2, D3.3 в 4-х секционном корпусе ИМС). Таким образом, на плате П1 размещено всего 3 корпуса интегральных микросхем.

Надо заметить, что в одном корпусе для схем малой интеграции может размещаться от одного до шести элементов, что определяется сложностью элементов.

Выполненная на плате коммутация элементов позволяет исследовать несколько комбинационных функций.

Блок индикации изображен условно – при подаче на индикатор логической единицы светодиод светится.

3. Описание исследуемых логических функций двух

переменных

В таблице 1 дано описание некоторых логических функций двух переменных. Приведены описания и обозначения  наиболее


употребляемых в вычислительной технике и в математике функций.

Логические функции двух переменных.               Таблица 1

x1

0

0

1

1

Наименование функции

Обозначение

x2

0

1

0

1

F1

0

0

0

1

Конъюнкция, логическое

  Умножение

F6

0

1

1

0

Исключающее ИЛИ,

Сложение по mod 2

F7

0

1

1

1

Дизъюнкция, логическое

 Сложение

F8

1

0

0

0

Инверсия ИЛИ,

Оперция Пирса

F9

1

0

0

1

Равнозначность,

Исключающее ИЛИ-НЕ

F14

1

1

1

0

Инверсия И, операция

Шеффера

Порядок выполнения работы

4. Исследование логических функций.

4. 1. Исследование функции ИЛИ.

Из схемы платы П1 (рис. 2) выделите и изобразите отдельно схему реализации логической функции  При этом переменные x1, x2  реализуйте ключами sa1, sa2  соответственно, а значение результата y наблюдайте на HL4.  Заготовьте таблицу истинности,  включающую sa1, sa2, x1, x2, y. Выбирая разные комбинации x1, x2 и наблюдая y, заполните таблицу истинности функции.

4. 2. Аналогично п. 4. 1,  но для функции , а y наблюдайте на индикаторе HL2.

4. 3. Аналогично п. 4. 1 но для функции,  а y наблюдайте на индикаторе HL5.

4. 4. Аналогично п. 4. 1,  но для функции,  а y наблюдайте на индикаторе HL3.

4. 5. Аналогично п. 4. 1, но для функции,  а y наблюдайте на индикаторе HL6. По таблице 1 синтезируйте функцию “исключающее ИЛИ” в базисе И-НЕ (безотносительно к схеме рис. 2). Изобразите синтезированную схему.

4. 6. Аналогично п. 4. 5, но для функции, , а результат  наблюдайте на индикаторе HL7.

5. Исследование одноразрядного полусумматора.

Одноразрядный двоичный полусумматор в структурном виде представлен на рис. 3. Результат арифметического сложения

двоичных цифр x1 и x2 появляется в виде суммы s, а перенос в старший разряд фиксируется в виде y.

0+0=0, 0+1=1, 1+0=1, 1+1=0 и перенос в старший разряд. Эти

        Сумматор работает по правилам двоичной арифметики: правила легко оформить в виде таблицы истинности (табл. 2).

5. 1. Используя ключи sa1, sa2 в качестве булевских переменных x1, x2, светодиод HL6 для индикации суммы s, а HL5 для индикации переноса y, выделите из рис.2 и изобразите часть схемы, реализующую работу полусумматора.

5. 2. Экспериментально исследуйте работу полусумматора, записав результаты для s и y в таблицы истинности как в п.4.1.

5. 3. Запишите уравнения для s и y по результатам эксперимента.

5. 4. Запишите уравнения для s и y непосредственно по выделенной схеме.

5. 5. Докажите тождественность уравнений по п. п. 5. 3 и

5.  4.

6.Исследование трёхразрядного устройства проверки на нечётность.

В некоторых случаях у функции нескольких переменных x требуется подсчитывать количество бит, имеющих значение логической единицы. Нередко достаточно ограничиться выяснением чётности (или нечётности) количества единичных бит. Эта задача решается с помощью вычислительного устройства.

Принцип работы такого устройства легко понять на  приме-ре  3-х разрядной функции y=x1x2x3, таблица истинности которой представлена в таблице 3, где перечислены всевозможные коды

функции. Очевидно, для нечётного количества бит должно получаться y=1. По таблице истинности легко синтезировать устройство проверки на нечётность.

         6. 1. Из рис. 2 выделите и изобразите часть схемы, относящейся к устройству проверки на нечётность. При этом источниками переменных x1, x2, x3, являются соответственно ключи sa1, sa2, sa3, а индикатором y нечётного количества истинных бит в слове – HL9.

         6. 2. Экспериментально получите таблицу истинности  (аналогично

п. 4. 1.)  функции y и результаты сравните с таблицей 3.

6. 3. По таблице 3 синтезируйте функцию y.

6. 4. Составьте уравнение для y по схеме, полученной в

п. 6. 1.

6. 5. Преобразуйте функцию y из п. 6. 4  к базису И-НЕ.

6. 6. Докажите тождественность уравнений из п. 6. 3 и

п. 6. 5.

7. Исследование устройства побитового сравнения двух двухразрядных чисел.

Нередко возникает задача сравнения двух чисел. Например,

некоторое событие должно произойти в точно установленное время. Для этого с помощью сравнивающего устройства (его часто называют компаратором) автоматически ведётся непре-рывное сравнение текущего времени с заданным. Пока равенства нет сравнивающее устройство выдаёт логический нуль, а в момент равенства выдаётся единица.

В общем случае ставится задача непрерывного сравнения двух изменяемых n-разрядных двоичных чисел xn-1x2x1x0 и

zn-1z2z1z0 и выдачи логической единицы в момент, когда все соответственные разряды одинаковы, т.е. xi=zi  для -1.

Построение сравнивающего устройства можно выполнить следующим образом.  Необходимо составить 2n-разрядное число xn-1x2x1x0zn-1z2z1z0, перебрать все возможные значения этого числа и обнаружить, когда xi=zi для всех значений i

Для этого составляется таблица истинности, в которой y=1, когда числа равны. Полученное уравнение реализуется, в виде комбинационной схемы. Этот способ пригоден для малых n. В общем случае компараторы строятся из схем для каждого бита.

Очевидно, чем больше n, тем устройство сложнее. В работе выбрано n=2, т. е. сравниваются числа x1x0 и z1z0. В качестве источников x1, x0 используются ключи sa1, sa4, а z1, z0 выдаются ключами sa2, sa5 соответственно. Результат сравнения наблюдается с помощью светодиода HL1.

7. 1. Используя ключи  sa1, sa4, sa2, sa5 в качестве переменных x1, x0, z1, z0 , а индикатор HL1 для фиксации результата y, выделите из рис. 2 и изобразите отдельно часть схемы, реализующую сравнивающее устройство на  элементах D3. 1, D3. 3, D1. 4.

7. 2. Экспериментально исследуйте работу устройства побитового сравнения, устанавливая всевозможные значения переменных x1, x0, z1, z0 и записывая результаты в таблицу истинности  аналогично п.4. 1.

7. 3. Запишите логическое уравнение для y по таблице истинности из п. 7. 2.

7. 4. Составьте логическое уравнение для y непосредственно по схеме из п. 7. 1.

7. 5. Докажите тождественность уравнений из п. п. 7. 3, 7. 4.

7. 6. Минимизируйте уравнение для y из п. 7. 3.

7. 7. Синтезируйте схему по минимизированному уравнению из п. 7. 6. Сравните полученную схему со схемой из п 7. 1.

Отчет о работе

Отчёт должен содержать материалы по всем пунктам исследования (4 – 7). Студент обязан объяснять работу схем, назначение соединений, результаты экспериментов, объяснять корректность выполненных математических выкладок.

Вопросы для самоконтроля

1. Изобразите условные обозначения логических элементов ИЛИ-НЕ , И-НЕ, “исключающее ИЛИ”.

2. Что такое потенциальные элементы?

3. Что такое положительная и отрицательная логика? Насколько они электрически совместимы?

4. Коды двоичные, восьмеричные, шестнадцатиричные, двоично-десятичные. Перевод одного кода в другой.

5. Что такое логический элемент и чем он отличается от примитивного автомата?

6. Что такое комбинационная схема и чем она отличается от цифрового автомата?

7. Чему равно количество различных функций двух переменных, трёх переменных?

8. Что такое функционально-полная система элементов?

9. Назовите функционально-полные системы элементов.

10. Что такое таблица истинности?

11. Что такое конъюнкция?

12. Что такое дизъюнкция?

13. Процедура синтеза в базисе И-НЕ логической функции, заданной таблицей истинности.

14. Что такое СДНФ? Приведите примеры.

15. Какая разница между СДНФ и ДНФ?

16. Чем отличается одноразрядный сумматор от одноразрядного полусумматора?

17. Что такое тождественная единица для логической переменной?

18. Объясните правила перевода ДНФ в СДНФ.

19. Почему в СДНФ можно сокращать одинаковые конъюнкции?

20. Что такое бит?

21. Что такое байт?

22. Что такое ТТЛ?

23. Минимизация уравнений 4-х переменных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54078. Взаємозв’язок логопеда та родини у корекційно-відновлювальній роботі з дітьми логопатами 32.5 KB
  Одне з важливих завдань професійної діяльності вчителя логопеда дитячого дошкільного навчального закладу є залучення батьків до проведення роботи із дітьми логопатами по закріпленню засвоєного матеріалу на корекційно відновлювальних заняттях. Оволодіння дитиною мови успішно йде тоді коли з ним займаються не тільки в дошкільному закладі але і в сім'ї: Передумовою ефективного залучення сімейного оточення до корекції звуковимови у дітей є чітко організована взаємодія логопеда з батьками регулярна...
54079. Зима 36.5 KB
  Матеріали: дзеркала на кожну дитину вітрячки сніжинки ілюстрації зими сніжинки чарівна паличка мікрофон предметні картинки музика Моцарта пєса Сніжинки музика до пісні Сніжокпушокавтор не відомий бубон Хід заняття. Сніжинки. Логопед торкається паличкою до кожної дитини повідомляє що вони тепер сніжинки. А тепер мої сніжинки давай подорожувати та про зиму розповідати.
54080. «На гостину до пташок». Конспект підгрупового заняття з елементами логоритміки в старшій логопедичній групі 37 KB
  Стеценка Синичка картинки птахів. Як називаються птахи які мешкають у лісі лісові птахи Давайте послухаємо спів птахів. Гра на розвиток уваги: Хто як голос подає Дятел стукає: тук тук Ворона каркає: кра кра Горобець: цвірінь цвірінь Сорока: скреке ке скреке ке Голуб: туркоче Сова кричить: УУУ Ластівка: щебече Соловей: заливається свистить щебече Журавель: курличе Жайворонок: бринить Пропоную під музику передати нелегкий шлях птахів які відлітають у теплі краї:легкий біг зі змахами рук присідання з низько...
54081. ЛОНДОН - СТОЛИЦЯ ВЕЛИКОБРИТАНІЇ 80.5 KB
  Good morning! I’m very glad to see you. Today we’ll travel in the world of the English language together. We’ll practise to do tests, read and sum up all the information, which you know about London as the capital of Great Britain.
54082. Великобританія. Визначні місця Лондона 5.64 MB
  Today we will practice your speaking and listening skills. We will also read about the famous places of interest in London. в) Уведення в іншомовну атмосферу. Тренування англійських звуків(7 хв.). We start with English phonetics. The program “Professor Higgins. English without accent”will help us. The main menu is on your displays.
54083. What is London? 154.5 KB
  It is the oldest building. Since it was built in 11-th century, this castle has been a royal palace, a prison, a zoo and many others. Today it is a museum and houses the Crown Jewels. ( Tower of London).
54084. London - the capital of Great Britain 160 KB
  Yes, you are right travelling is very popular nowadays and to my mind there is nothing better than travelling around the world. Let's travel together today. I want you to visit one of the wonderful cities in the world. But you have to find out the name of the city from this task. Before doing it you have to get some instructions.
54085. London Sights. The Tower of London 137.5 KB
  Last Wednesday the Londoners went to the Tower of London with their class. The next day the children wrote about their visit and drew pictures. The Tower of London is a big castle with a lot of buildings inside it. One building was a prison. Sometimes the kings and queens of England chopped off their enemies’ heads there! So people called it the Bloody Tower.
54086. Welcome to London 70 KB
  Good morning children. I’m glad to meet you. Today we continue our sightseeings of London. “Welcome to London”. It will be the topic of our today’s lesson. I’m sure you have already known something about the capital of G.B. But I want to ask you: what sightseeings of London do you know?