10675

Проблема сознания в философии. Идеальное бытие сознания

Реферат

Логика и философия

Проблема сознания в философии. Идеальное бытие сознания. Наличие сознания разума уникальная человеческая черта. Его возможности принято считать безграничными. Именно благодаря разуму человечество сумело занять господствующее положение в биосфере. Но каким образ

Русский

2013-03-30

99 KB

13 чел.

Проблема сознания в философии.

Идеальное бытие сознания

___Наличие сознания, разума — уникальная человеческая черта. Его возможности принято считать безграничными. Именно благодаря разуму человечество сумело занять господствующее положение в биосфере. Но каким образом человек стал обладателем столь замечательного свойства? Естественным или сверхъестественным? Второй вариант много проше: не надо ничего объяснять, достаточно сослаться на высший разум Первый — труднее, но все-таки предпочтительнее для ориентирующейся на науку философии. Хотя надо заметить, что современная наука в этом вопросе чувствует себя не слишком уверенно, больше посматривая в сторону философии.
___Философский же анализ сознания еше в античные времена привел к открытию парадоксального факта: свойства сознания и материи противоположны. Как же они уживаются в мире в целом и в отдельном человеке? Отыскание основы их единства и стало с тех пор одной из главных философских задач. Существенные результаты в этом направлении были достигнуты в XVII в., когда проблема отношения сознания к материи (тогда она называлась «психофизической») была не просто четко поставлена, но и проанализирована в своих основаниях.


1. Возникновение и сущность сознания


___Проблема отношения сознания к материи в XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) рассматривалась главным образом в гносеологическом плане. Суть ее такова. Всем очевидно, что мир состоит из материальных вещей, которые мы можем мыслить или как-то себе представлять. Не менее очевидно и то, что наши идеальные образы вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с самими материальными вещами. Иначе ведь процесс познания реальности будет невозможен. То есть между вещью и мыслью о ней должно быть что-то общее. Но что реально общего имеется у наших мыслей и материальных вещей? Какими общими свойствами обладают материальные и идеальные объекты?

___В итоге получается парадоксальная ситуация: у материальных и идеальных объектов нет никаких общих свойств. Те свойства, которые имеются у материальных объектов, напрочь отсутствуют у объектов идеальных и соответственно наоборот. Именно поэтому материальное и идеальное считаются противоположностями: общего-то ничего нет, это — взаимоисключающие начала. В этом, собственно, и заключается исходная проблема: как относится наше мышление к вне нас существующей реальности, точнее — как они умудряются совпадать, соответствовать друг другу?
___Ведь если между материальными и идеальными объектами нет ничего общего, то и соответствия между ними быть не может. Но на чем же тогда основана наша уверенность, что сознание вещи есть ее образ, т.е. некая копия, слепок с оригинала? Между копией и оригиналом обязательно должно быть хоть какое-то сходство, т.е. общность признаков.
___Р. Декарт, например, этой общности так и не нашел. (Именно поэтому, кстати, он — дуалист. Не найдя у материи и мышления общих свойств, Р. Декарт счел за благо объявить их двумя разными субстанциями, соответствие которых друг другу может обеспечить только Бог.) Зато ее нашел Б. Спиноза. Общее, т.е. то, что объединяет, связывает вместе материю и сознание — это природа! Поэтому, как вы помните, субстанций у Б. Спинозы не две, а одна. Декартовские же «мышление» и «протяжение» — это атрибуты (свойства) одной-единственной субстанции (которая, впрочем, и у голландского мыслителя в конечном итоге оказывается тождественной Богу).
___Объявление природы общим основанием проявления как материальных, так и идеальных свойств, хоть и указывало верный путь решения проблемы, но все же не давало конкретного ответа: как же все-таки достигается однозначное соответствие мысли предмету? Приемлемый ответ на этот вопрос был найден только в XIX в. марксистской философией. Его смысл: соответствие мышления материальному миру обеспечивается практической деятельностью человека. Наша материальная, предметная деятельность — вот что связывает сознание с материальным миром, формирует наши мысли «по образу и подобию» материальных вещей.

Деятельностная природа сознания
___Ключевое слово этой концепции — «деятельность». Именно к нему стягиваются все, нити рассуждения. Исходный тезис можно сформулировать так: сознание, мышление есть деятельность. (Понятия «сознание» и «мышление» не тождественны, но в данном параграфе для простоты изложения они употребляются как синонимы.)
___Когда мы рассуждаем об идеальных объектах — образах, понятиях, мыслях — нас, возможно, невольно вводит в заблуждение само слово «объект». По аналогии с материальными вещами сразу представляется нечто четко ограниченное, устойчивое, неподвижное и т.д. Но мысль — не есть вещь. Приобрести неподвижность она может, только материализовавшись, будучи, например, оформленной словесно или напечатанной на бумаге. Но в нашей голове в таком виде мыслей нет, а есть непрерывные процессы мыследеятелъности.
___Кстати сказать, трудности с пониманием мышления как процесса не уникальны. Нечто подобное происходило в свое время и в естествознании с поисками сути теплоты или работы. Теплота является свойством материального тела и вроде бы должна где-то нем и находиться. Но на самом деле теплоты как особой субстанции в теле нет. А есть процесс передачи хаотического движения молекул, который и есть, собственно, теплота. То же и с мышлением, разве что этот процесс упорядочен. Его также можно сравнить и с физическим понятием работы. Обладающее каким-либо видом энергии тело способно совершать работу. Эта способность — свойство тела, но самой работы в нем нет. Работа есть процесс, движение материального тела. Мышление есть в полном смысле «работа» человеческого тела, его деятельность, процесс. Мышления же как особой субстанции в нашем теле, разумеется, нет.
___Мышление как особый род деятельности биологически человеку не дано. Оно формируется в социальной среде на основе специфически человеческого образа жизни. Как именно формируется, — каждый из нас может легко вспомнить по собственному опыту. Как, например, нас в детстве учат выполнять элементарные арифметические операции — сложения, вычитания и пр.? Очень просто — на каких-то материальных предметах: счетных палочках, яблоках, пальцах рук на худой конец. Зачем же обязательно на предметах? Да затем, что только так вообще и можно сформировать у ребенка какое-то мыслительное (идеальное) действие. Чтобы суметь выполнить какое-то действие «в уме» (идеально), ребенок прежде должен сформировать исходное материальное действие: одно яблоко плюс два яблока равняется трем яблокам. Это действие предметное, материальное. Только научившись его выполнять в таком («яблочном») виде, можно оторваться от его материальной основы и то же самое действие проделать «в голове», т.е. уже не с предметами, а с их идеальными заменителями — знаками, символами, понятиями и пр. Начинать сразу со знаковой, символической формы действия нельзя. У ребенка еще не сформирован навык абстрагирования, отвлечения от материально-предметной реальности.

___Помните, как мы в детстве анализируем окружающий мир? Анализ — это мысленная операция расчленения, разложения предмета на составляющие его части. Взрослый человек анализирует реальность в основном мысленно, идеально. А ребенок так пока не умеет. Вот и анализирует несчастное дитя мир единственно доступным ему способом — материально. Когда малыш самозабвенно ломает игрушки, отрывает куклам руки-ноги, бьет стекла и т.д., он не вредность характера демонстрирует, а любознательность или стремление анализировать! Ему надо знать, как мир устроен. И если он в детстве вдоволь не «наломает», т.е. материально не проанализирует множества вещей, не сформируются у него к зрелости и мыслительные навыки анализа.
___Таким образом, мыслительная деятельность человека связана с его материальной предметной деятельностью генетически (по происхождению). Мышление — это по сути все та же практическая предметная деятельность, только осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными заменителями. Именно это генетическое родство мышления и практической деятельности и обеспечивает связь, единство, соответствие нашего мышления находящемуся за его пределами материальному миру. Именно поэтому в трудовой теории антропогенеза считается, что «труд создал человека». Потому и создал, что труд как сложная орудийная коллективная деятельность заставил усложниться психику высших животных до появления в ней понятийных мыслительных структур, воспроизводящих в целом логику и приемы этого стихийно найденного нового рода материальной деятельности.
___Конечно, процесс переноса внешнепредметных действий во внутренний идеальный план далеко не так прост, как описано выше. В нем можно выделить и множество этапов, и посредствующих звеньев между идеальным и материальным. В частности, одним из важнейших этапов такого переноса является наша членораздельная речь. Общая объяснительная схема все та же: речь есть опять-таки не просто сообщение о чем-то, речь — это деятельность, средства которой (произносимые слова) еще не утратили своей материальности (поскольку облечены в звуковую форму), но уже приобрели идеальный смысл (значение слов). Речевая деятельность представляет собой промежуточное звено в превращении материального действия в идеальное. Это в конечном счете — еще одна материальная подпорка формирующемуся идеальному действию. (Если не верите, проверьте: готовясь к экзамену и прочитав нужный материал, проговорите его вслух. Способность воспроизводить данный материал по памяти, т.е. идеально, возрастет по меньшей мере наполовину.)
___Формируя на основе практических и речевых действий свое мышление, нынешний индивид фактически повторяет в «свернутом», сокращенном виде тот путь, который когда-то прошли наши животнообразные предки, превращаясь в человека. В этом проявляется действие знаменитого закона совпадения в главных, узловых пунктах онтогенеза (индивидуального развития) и филогенеза (развития рода).

Логика антропогенеза
___Общая логика развития процесса антропогенеза (становления человечества), видимо, была такова. Какие-либо новшества в жизни биологических видов появляются только под напором эволюции, развития через взаимодействие изменчивости, наследственности и естественного отбора. Примерно 2—2,5 млн. лет назад интенсифицированный какими-то природными факторами (скорее всего повышенным радиоактивным фоном) мутагенез в среде обычных обезьяноподобных существ (австралопитеков) привел к настоящей вспышке формообразования. В результате чего в очень короткий период появилось сразу множество подвидов австралопитековых. Один из них был существом, к нормальной животной жизни приспособленным плохо: размеров небольших (зато с большим объемом черепа и головного мозга), без главного оружия своих собратьев по виду — мощных резцов-клыков и т.д. Это был, так сказать, некий брак в работе природы, эволюционно-тупиковая ветвь в видообразовании. Шансов выжить в борьбе с конкурентами за экологическую нишу у этого существа фактически не было. И так бы и исчезло с лица Земли это нестандартное создание природы, если бы оно не сумело, борясь за выживание, стихийным образом найти абсолютно нетрадиционное, неожиданное и мощное средство приспособления к среде — предметно-орудийную деятельность. (За что впоследствии получило гордое латинское название — homo habilis — человек умелый.)
___Использование в своей жизнедеятельности различных природных предметов для высших животных — не редкость. Хотя оно всегда ситуативно (только в момент острой необходимости и при условии, что подходящий предмет попадет в поле зрения) и непостоянно. Вот эту-то едва наметившуюся природную способность и сумел каким-то непостижимым пока образом укрепить, развить и сделать своим главным оружием наш далекий предок. В оправдание этой непостижимости можно сказать лишь то, что ему как раз и нужно было «больше других». Жизненная потребность в преодолении своей «животной неполноценности» заставила нашего предка совершить настоящее чудо.
___Занятия подобного рода изменили его радикально. Возросшая сложность действий неизбежно потянула за собой и усложнение психического аппарата древнего человека (ощущений, представлений, памяти и пр.). Кроме этого, поскольку возникновение и сохранение орудийной деятельности возможно только у существ, ведущих коллективный образ жизни, необходимо должны были усложниться и коммуникации, информационные связи между людьми. Колоссальный объем дополнительной, не встроенной в животный образ жизни информации потребовал новых, особенных средств общения. И они появились в виде языка и речи.

Язык, речь и мышление
___Видимо, самый древний язык людей — это язык жестов. Любой жест — это, прежде всего, действие. Но действие уже несколько иное по сравнению с обычным практическим действием. Жест — это как бы полудействие. Оно оторвано от реального результата; оно, наконец, просто имитирует, т.е. обозначает реальное практическое действие. Так в деятельности людей появляется дополнительный пласт — знаковый, символический. Действие впервые отрывается от своей предметной основы, хотя по-прежнему остается материальным. Вот тут-то и появляется то, что впоследствии будет названо идеальным — представленностъ в реальном материальном действии (жесте) чего-то совсем другого, связанного с ним только через психику человека.
___Но до развитых идеальных структур еще далеко. Жест — лишь первый шаг на пути к абстракции, т.е. отвлечению от реальных предметов их важйых для человека свойств и характеристик. Вторым таким шагом, по-видимому, явилось закрепление в поведении и психике человека определенной связи между жестами и обычно сопровождающими их звуками. Древние люди на практике открыли тот удивительный факт, что звуки могут обозначать, символизировать нечто гораздо лучше жестов. Впрочем, первоначально они, скорее всего, были слиты в некий единый жестово-звуковой праязык. То есть наша будущая речь изначально была действием. Но действием уже не предметным, а знаковым, т.е. замещающим, воспроизводящим предметное действие чисто символически.
___Речь — это уже следующая ступень абстракции, более высокая по сравнению с языком жестов. Ведь жест хоть и в сокращенной форме, но сохраняет хоть какое-то реальное сходство со своим исходным прототипом — предметным действием. Слово же, звук уже никак на него не похожи, это — чистый знак. Но знак, еще сохраняющий материальную форму, не оторвавшийся окончательно от материи, доступный ощущениям.
___Поскольку и практическое действие, и жест, и слово — это все виды деятельности (которая регулируется нервной системой), то алгоритмы, шаблоны ее не могли не закрепляться в какой-то форме в организации нервной системы, а значит, и в психике человека. Создаваемые ощущениями и восприятиями образы и представления, сопровождающие эти виды действий, в конце концов выстроились в человеческой психике по логике исходного предметного действия и обрели возможность самостоятельного движения и функционирования, без обязательной ежеминутной опоры на внешнюю материальную реальность. Появилось то, что мы сегодня зовем абстрактным, или отвлеченным мышлением.


Соииалыю-историческая природа мышления
___Отсюда должно быть ясно, почему способ мышлению не передается биологики, через функциональные системы организма. Это, между прочим, твердо установленный факт. Достоверно известно несколько случаев, в которых маленькие дети попадали силою обстоятельств в животную среду. Они выживали, их организм функционировал нормально. Но сформировать полноценное мышление по их возвращении в социальную среду не удалось ни разу. Но ведь нормально работающий мозг-то в этой ситуации есть. Чего же не хватает? А не хватает исходной основы формирования мышления — специфически человеческой материально-предметной деятельности и навыков перевода ее через речь в чисто идеальный план. Навыки же эти прививаются только в социальной среде и, по-видимому, только в «нежном» возрасте, пока структуры головного мозга достаточно эластичны.
___Только в этом возрасте, кстати, и можно напрямую увидеть генетическую связь мышления с действием. Попробуйте, например, провести такой эксперимент. Играя с ребенком, проведите по полу комнаты черту и строго-настрого запретите малышу ее пересекать. Удалившись под благовидным предлогом из комнаты, скрытно понаблюдайте, что тот будет делать. Результат известен заранее: ребенок придумает тысячу уловок, чтобы только эту черту пересечь и узнать, что же при этом будет? Почему? Психологи объясняют: у детей мысль еще не отделилась как следует от действия. Для них мыслить — значит действовать. Поэтому, если ребенка одолевает мысль «пересечь черту», он просто не может удержаться — появление мысли равнозначно команде действовать.
___У взрослых, конечно, такая тесная связь мысли и действия уже распалась. Отчего и возникает видимость совершенной самостоятельности, автономности нашего мышления, которое будто бы только «силою духа» анализирует мир. На самом же деле мышление производно от практического действия и формируется только на его основе. Это верно как для истории возникновения человечества (антропосоциогенеза), так и для индивидуальной истории становления личности любого современного человека. Таким образом, в итоге находит свое разрешение проблема неразрывной связи, единства, общности идеального мышления и материальной реальности.
___Но почему мышление идеально? Ведь осуществляется оно с помощью структур головного мозга — объектов самых что ни на есть материальных. Так, может быть, мышление и есть обычный материальный процесс возникновения и распада сетевых взаимосвязей нейронов? Утвердительный ответ на этот вопрос считается в современной философии ошибочным. Ибо в этом случае теряется качественная специфика мыслительного процесса, его фундаментальное отличие от обычных материальных явлений. В чем же эта специфика заключается?

2. Что такое идеальное?


___Работающий человеческий мозг — структура хоть и сложная, но отнюдь не таинственная. Современная наука довольно хорошо знает, как он устроен и функционирует. Представим себе однако, что нам удалось найти безболезненный способ вскрыть черепную коробку живого человека и посмотреть, что там внутри происходит в «момент, когда человек мыслит. И что же мы там найдем? В принципе ничего особенного: мы легко зафиксируем, как многочисленные, объединенные в сетевые структуры клетки коры головного мозга непрерывно обмениваются друг с другом сигналами электрохимической природы, образуя и тут же разрушая взаимосвязи весьма сложной конфигурации. Значит, это и есть собственно мышление? Нет, это не есть еще мышление, хотя ничего другого в нашей мыслящей голове сколь угодно изощренным наблюдением обнаружить нельзя.
___Для прояснения смысла ситуации обратимся к следующей нехитрой аналогии. Представим себе на минуту работающий телевизор. С помощью телепередач мы можем узнать новости, побывать на соревнованиях, концертах и т.д. Но если нам придет в голову посмотреть внутрь телевизора, когда по нему транслируется какое-нибудь событие, что мы там найдем? Ясно, что ничего, кроме набора транзисторов, диодов, триодов и тому подобных предметов там обнаружить не удастся. Но какое отношение все это хозяйство имеет к передаваемому с его помощью событию? В принципе никакого. И с нашим мозгом почти та же самая история. Да, в нашей голове ниче-го, кроме взаимодействующих нейронов, нет. Но к содержанию нашего мышления эти нейроны никакого отношения не имеют, хотя, безусловно, без их работы не будет никакого мышления. Сущность и содержание нашего сознания определяются не клетками коры головного мозга, а внешней по отношению к ним социальной реальностью. Вот это-то и есть идеальность — отношение представленное, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее представляет (символизирует, обозначает) нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета.

___Слово «медведь», к примеру, по своему внешнему виду или структуре не имеет абсолютно ничего общего с обозначаемым им реальным объектом. Но тем не менее связь между тем и другим есть. И связь эта идеальна.
___Идеальной, а не материальной, она считается как раз потому, что один материальный объект (слово) отсылает нас к другому материальному объекту (медведю), к которому он по природе своей никакого отношения не имеет и с которым он в материальном мире никак не взаимодействует. В неживой природе идеальных взаимосвязей нет. Там возможны только буквальные воздействия предметов друг на друга. Идеальные взаимосвязи появляются только в природе живой и только на основе деятельности субъекта. (Термин «субъект» здесь понимается в психологическом смысле: как организм, обладающий способностью действовать на основе образа окружающей среды.) Отношение представленности одного материального объекта в другом при их совершенной несвязанности меж собой в материальном мире (идеальность) создается действующим субъектом в момент формирования образа окружающей среды.

Эволюционный смысл идеальности
___Мозг — это созданный эволюцией аппарат управления реакциями организма на воздействия среды обитания. Получив от органов чувств информацию о взаимодействии с внешним миром, мозг рассылает команды по всем функциональным системам организма о характере необходимых действий. Командный же состав в современных армиях принято прятать в глубокие подземные бункера, всячески охраняя его от возможных воздействий противника. Видимо, той же целесообразности следовала и природа, пряча создаваемый мозг под крепкую черепную коробку и обрубая все его прямые контакты с внешней средой. Мозг — ведь практически изолированная от внешнего мира система. Что позволяет ей, во-первых, быть высокочувствительной (попробуйте прикоснуться к оголенному нерву); а во-вторых, — хорошо защищенной от случайных неблагоприятных воздействий внешней среды. Так что изоляция мозга — вещь необходимая и эволюционно выгодная.
___Но всякая изоляция системы в процессе развития ведет к закреплению и увеличению ее отличий от других систем. «Язык» мозга (точнее, нервной системы в целом) вынужденно стал резко отличным от способов передачи информации в других системах организма. Но поскольку мозг среди них — «верховный главнокомандующий», любые, фиксируемые ими внешние воздействия (световые, звуковые, тепловые и пр.), стали просто обязаны «переводиться» на понятный ему язык.
___Все наши органы чувств действуют по одной и той же схеме: испытываемое ими внешнее воздействие «раздражает» соответствующий нерв, порождая нервный импульс, отсылаемый в нужный участок мозга. То есть любое материальное воздействие обязательно трансформируется в материальные же, универсальные кодовые знаки мозга. Так, очевидно, и родилась идеальность — способность одних материальных объектов, оставаясь собой, в то же время представлять другие, не будучи напрямую с ними связанными. Постоянство же и единообразие такой кодировки, т.е. изначальное и последующее соответствие знаков определенной внешней реальности, обеспечивается действиями субъекта.
___Итак, идеальное как свойство материи появляется только в деятельности высокоорганизованного субъекта (у которого уже есть психика). Поэтому в философии оно получает характеристику субъективной реальности. Субъективной — не в смысле произвольной и определяемой самим субъектом, а в смысле непременного участия в идеальном отношении субъекта, обладающего психикой. Без него идеальное отношение не существует.
___
Феномен идеального в таком понимании существует и в животном мире (речь, конечно, о высших животных). В мире же социальном он приобретает еще более сложный и причудливый вид.

4. Психика, сознание, идеальное


___Категория «идеального» фиксирует способность высокоорганизованной материи создавать параллельные ряды взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, очевидно, под напором эволюции у самоорганизующихся биологических систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множество одновременно действующих раздражителей или стимулов.
___Насколько это сложная задача, хорошо знают, к примеру, бухгалтеры универсальных магазинов, куда ежедневно доставляются партии самых разнообразных товаров. Аналитический их учет (т.е. по номенклатурным позициям) безумно громоздок и долог. Учет же синтетический (т.е. по одному признаку — стоимости) достаточно компактен и прост, чтобы каждый день четко видеть общую картину работы торгового предприятия. Нечто подобное изобрела в свое время и природа: она придумала для организма единый принцип «учета» всех поступающих извне сигналов — «перевод» их на язык импульсов нервной системы, дающих некое «синтетическое» описание требований внешней среды. Этот «язык» не имеет с ней никакого внешнего подобия. Но тем не менее именно им выражается соответствие, «параллельность» состояний организма и среды его обитания. Это отношение соответствия и называется идеальностью. Результат же работы нервной системы высших организмов, ее конечный продукт есть психика или сознание (у человека). Эти понятия во многом совпадают по содержанию, хотя они и не тождественны.
___Под психикой ныне принято понимать совокупность явлений внутреннего мира субъекта, т.е. организма, способного действовать на основе образа окружающей среды. Ее главная функция — ориентация субъекта во внешней среде. К структурным составляющим психики относят: ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, чувства, внимание и т.д. Все эти компоненты мы найдем как в психике высших животных, так и у человека. Но в человеческой психике есть и элементы, свойственные только ей. Это, прежде всего, абстрактное мышление, а также воображение, воля и некоторые другие образования.
___Понятия же «психика человека» и «сознание» отличаются друг от друга потому, что вовсе не вся собственная психическая активность человеком осознается. Существует целый пласт (и, возможно, немалый) неосознаваемых компонентов психики, так называемое «бессознательное», имеющее существенное значение в организации жизнедеятельности человека. Таким образом, понятие «сознания» оказывается много меньше «психики» по объему.
___И психика и сознание идеальны, т.е. представляют собой деятельность, в которой непрерывно воспроизводится идеальное отношение представленности внешнего мира в структурах головного мозга. При этом представляющие структуры оказываются в своем существовании относительно автономными и изолированными от представляемой ими внешней реальности.
___Материалистическая философия начиная примерно с XVII в. для истолкования сущности сознания применяла принцип отражения. За четыре столетия содержание этого принципа претерпело серьезную эволюцию. И ныне это выражение понимается скорее метафорически, нежели в буквальном смысле. Но более удачного аналога взаимоотношений сознания с внешним материальным миром пока нет. «Отражение» сознанием объективной реальности понимается не как буквальное (зеркальное) ее воспроизведение, а как установление некоей согласованности, совпадения в узловых, существенных моментах материального мира и его идеальной проекции. Ведь в конечном счете главная функция сознания заключается в ориентации человека в мире, приспособлении к нему. И не будь такой согласованности, человек просто не смог бы существовать.
___Идея отражения в объяснении сущности сознания хороша также и тем, что позволяет проследить предысторию сознания, показать его место на эволюционной лестнице. Ведь отражение — это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков и свойств отражаемого объекта. Оно существует на всех структурных уровнях организации материи, начиная с самых элементарных. Ведь любые результаты внешних воздействий — механические деформации, изменения длин волн или строения молекул — можно рассматривать как «отражение», т.е. некий след воздействовавшего объекта.
___С появлением более сложных материальных объектов усложняется и свойство отражения. С возникновением жизни появляется такое свойство, как раздражимость, т.е. способность избирательно реагировать на внешние воздействия, причем только на те, которые прямо включены в обмен веществ живых организмов. Их постепенное эволюционное усложнение, появление нервной системы влекут за собой и более сложную форму реагирования — чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства внешней среды в виде. Дальнейший переход от недифференцированной (неспецифической) чувствительности к дифференцированной, т.е. появление способности реагировать на множество разных раздражителей (механических, оптических, акустических и пр.), формируя целостный образ внешней среды, означает возникновение психики (у позвоночных животных со сложноструктурированной нервной системой).
___Психика высших животных, в свою очередь, предваряет появление принципиально иной, более сложной формы отражения — сознания, воспроизводящего реальность обобщенно, в абстрактно-понятийной форме. Таким образом, возникновение сознания с эволюционных позиций выглядит не чудом, а вполне логичной ступенью на длинной эволюционной лестнице постепенно усложняющихся форм отражения в материальном мире.
___Всю эту лестницу живая природа «пробежала» за 3— 4 миллиарда лет. Может показаться, что для создания таких сложных структур, как человеческий мозг или психика, это совсем даже немного (учитывая примитивность стартовых позиций). Однако главный эволюционный механизм природы — естественный отбор — обладает замечательным кумулятивным эффектом. Суть его можно представить следующей аналогией. Предположим, мы бросаем сто игральных костей в надежде, что выпадут все шестерки. Вероятность получить такой расклад в одном броске — (1/6)100 — ничтожно мала. Бросать кости таким манером можно бесконечно долго.
___Однако правила можно и изменить. Допустим, мы бросаем сразу сто костей, отбираем выпавшие шестерки, а остальные кости потом бросаем снова. Тогда можно ожидать, что в первом броске шестерок окажется 17, в следующем (из оставшихся 83) — 14 и т.д. После нескольких бросков все кости на столе будут шестерками. Именно по таким правилам и «играет» естественный отбор. Каждый случайно возникший частичный «успех», если он дает преимущество, сохраняется и подхватывается отбором. Путем постепенного усложнения, где каждый этап дает пусть небольшое, но преимущество, можно получить структуры очень высокой сложности за совсем небольшое время.
___Так что появление сознания как формы отражения высочайшей сложности в принципе вполне укладывается в русло идей традиционного эволюционизма.
___Итак, под сознанием обычно понимают присущую только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивающей возможность как свободной ориентации в окружающей среде, так и ее преобразования в процессе предметно-практической деятельности.
___Роль сознания в социальном бытии человека описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполагающая, регулятивная, контролирующая, креативная (созидательная), аксиологическая, прогностическая и др.
Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три:
• идеальность;
• интенциональность;
• креативность.
___О первом из них мы уже говорили. Второе — интенциона,гьность — означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен немецким философом Э. Гуссерлем. Он понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т.е. буквально акт придания смысла предмету сознания.
___Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным порядком. Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры. Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого слова творит сощиальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы.

5. Сознание и бессознательное


___Сознание составляет лишь часть нашей психики. Другую ее часть, не попадающую под контроль сознания, принято обозначать категорией «бессознательное». Заслуга открытия и разработки метода исследования неосознаваемой сферы человеческой психики принадлежит 3. Фрейду. Концептуальная новизна фрейдовского подхода к анализу психических явлений заключается в том, что поведение человека оказывается определяемым не его сознательными планами, а борьбой его «Я» с бессознательными устремлениями организма. Человек не знает о существовании этих устремлений. Он наивно полагает, что в психике есть только то, что доступно сознанию. Периодически же прорывающиеся туда естественные животные мотивы, не отвечающие требованиям общественной морали и идеологии («Сверх-Я»), испуганно вытесняются обратно в бессознательное («Оно»).
___Но вытесненные стремления никуда не исчезают. Они вновь и вновь пытаются прорваться в сферу сознания, обманывая цензуру сознания превращением в благопристойные символы или используя состояния, при которых психологическая защита «Я» ослаблена и пр. В итоге практически все виды человеческой активности (работа, наука, искусство, спорт) оказываются у 3. Фрейда сублимацией бессознательных устремлений, т.е. превращением их в социально приемлемые формы.
___В такой интерпретации сознание человека оказывается лишь верхушкой психического «айсберга», основная масса которого недоступна прямому наблюдению и оценке.
___Заложенная 3. Фрейдом иррационалистическая традиция истолкования психики активно поддерживалась в XX в. многими учеными. Из классиков неофрейдизма наиболее убедителен и популярен был К. Г. Юнг. Его главные аргументы против рационалистической трактовки психики таковы:
___1. Никогда не было доказано, что жизнь и мир рациональны. Заложенная еще эпохой Просвещения традиция истолковывать человека и общество как сферу действия разума или разумной воли не выдерживает проверки реальностью: если бы это было так, разум давным-давно положил бы конец бессмысленному истреблению людей в кровавых войнах, накоплению чудовищных арсеналов ядерного оружия и т.п. История XX века, однако, выглядит в таком разрезе совершенно неразумной.
___2 Другая ошибочная традиция, укорененная рационализмом Просвещения, состоит в предположении, что человек при рождении подобен «чистой доске» и что при благоприятных социальных условиях и соответствующем воспитании люди — вполне разумные и добрые существа. Но кто же тогда несет ответственность за ошибки и злодейства истории?
___Как правило, это некие анонимные «другие» — «общество», «государство», тираны, деспоты, тоталитаризм, административно-командная система и пр. Большинство же людей вполне безгрешны, они ни за что не несут ответственности и не совершают ошибок. Вот и выходит, что лишь злодей Гитлер (ну в крайнем случае и его ближайшее окружение) виноват в зверствах Второй мировой и лишь тиран Сталин виновен в уничтожении множества добросовестных строителей коммунизма.
___Вряд ли это так. Ведь тогда придется признать большинство человечества этакими несмышленышами, которые не ведают, что творят. Самолюбивое человечество никогда в этом не признается и скорее всего будет право. Чтобы выйти из этого логического тупика, К. Г. Юнг предлагает постулировать следующие положения:
1) психическое вообще наряду с личным и коллективным сознанием включает в себя также личное и коллективное бессознательное.
2) коллективное бессознательное возникает в результате «окультуривания» человека и соответственно обуздания и подчинения им своей инстинктивной, животной природы, психическая энергия которой «вытесняется» из сферы сознания; «культурный слой» человеческой психики необыкновенно тонок по сравнению с мощными слоями «первобытной психики» (ведь цивилизации всего лишь несколько тысяч лет), которые и формируют «коллективное бессознательное», состоящее из унаследованных инстинктов и форм восприятия или понимания, характерных для целой группы — семьи, нации, расы и т.д. (Эти формы восприятия и понимания Юнг называет архетипами);
3) чрезмерный нажим социального и интеллектуального развития Европы последних столетий на рационализм и неприятие им религий, суеверий, т.е. всего иррационального, привели к подавлению бессознательного содержания нашей психики. В итоге коллективное бессознательное взбунтовалось. Разряжение же подавляемой энергии принимает форму массовых психозов, оформляющихся в соответствии с требованиями цивилизации в виде политических движений.
4) тот же грех лежит и на личности. Человек, не сознающий в себе злого начала (проявлений древних пластов психики), лишается многомерности, психологической глубины. Непризнаваемую, не совместимую с сознанием низшую часть личности Юнг называет «тенью». Тень — это сумма всех тех непривлекательных качеств, которые, мы предпочитаем скрывать, энергично вытесняя их из сферы сознания. Но чем больше она вытесняется в личное и коллективное бессознательное, тем сильнее становится и в конце концов мстит нам своим возвращением в виде массовых психозов и асоциального поведения.
___Итоговый же диагноз К.Г. Юнга таков: западная цивилизация поражена тяжелым неврозом, который проявляется в современных политических конфликтах, войнах, терроризме и т.п. Следовательно, глубинная основа всех этих явлений — психологическая. Поэтому выход предлагается такой: следует признать наличие в каждом из нас способностей и наклонностей к совершению всего того зла, что совершается в истории. Нужно научиться жить с осознанием своей тени, т.е. зла в своей собственной природе. Необходимо также изменить современную социально-культурную практику, которая не дает выхода нашим иррациональным душевным импульсам. Нужно найти цивилизованные формы выражения личного и коллективного бессознательного (религия, спорт, политика), чтобы оно перестало прорываться наружу в социально опасных формах.
___Таков общий контур концепции К.Г. Юнга, в которой, как нетрудно заметить, личное и коллективное бессознательное превратились в главных героев человеческой истории. Согласиться с таким глобальным обобщением трудно: не доказано, что жизнь и мир иррациональны. При всей основательности критических аргументов, психоаналитическая концепция остается по существу метафизической, т.е. не поддающейся опытной проверке. Пока еще не найдено способа, которым можно было бы точно определить, насколько весома неосознаваемая часть нашей психики. Является ли она преобладающей и командующей нашим сознанием, или же, наоборот, меньшей и ему подчиненной. Выбор исходной позиции определяется лишь интуицией исследователя. Но то, что иррациональный, неосознаваемый компонент нашей психики существует и имеет немаловажное значение в ее функционировании — это можно считать вполне доказанным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18256. ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ. ХАРАКТЕРИСТИКИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ 294.5 KB
  ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ Магнитное поле одна из двух сторон электромагнитного поля характеризующаяся воздействием на электрически заряженную частицу с силой пропорциональной заряду частицы и ее скорости. Магнитное поле изображается...
18257. Сутність і зміст процесу військового навчання 69.13 KB
  Заняття №1: Сутність і зміст процесу військового навчання. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свід
18258. ВІйськово-педагогічний-процес 59.88 KB
  Заняття №3: ВІйськово-педагогічнийпроцес. Мета заняття: З’ясувати предмет ы завдання выйськовоъ дидактики. Вивчити основны компоненти навчального процесу. 3. Формувати світогляд курсантів с
18259. Концептуальні засади виховної роботи в ЗС України 142 KB
  Заняття 13: Концептуальні засади виховної роботи в ЗС України. Мета заняття: З’ясувати суть основні напрямки та завдання виховної роботи. Вивчити принципи методи та засоби виховної роботи
18260. Індивідуально-виховна робота в підрозділі 135 KB
  Заняття 15: Індивідуальновиховна робота в підрозділі. Мета заняття: З’ясувати суть соціальнопсихологічної характеристики особистості військовослужбовця . Вивчити організацію та м...
18261. Основи навчання військовослужбовців в арміях НАТО 211.1 KB
  Заняття 23: Основи навчання військовослужбовців в арміях НАТО Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свід...
18262. Виховна діяльність в період адаптації молодого поповнення до військової служби 130 KB
  Заняття 17: Виховна діяльність в період адаптації молодого поповнення до військової служби. Мета заняття: З’ясувати зміст напрямки та особливості адаптації молоді до військової служби....
18263. Виховання як педагогічне явище 96.22 KB
  Заняття №1: Виховання як педагогічне явище. Мета заняття: формувати у студентів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої військової
18264. Методика консультування офіцером сержантів і солдатів з питань розвитку і самовдосконалення 166.5 KB
  Заняття 19: Методика консультування офіцером сержантів і солдатів з питань розвитку і самовдосконалення. Мета заняття: З’ясувати сутність консультування підлеглих. Поділ ролей офіцера...