10727

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ ПРЕДПРИЯТИЯ

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Системный подход к менеджменту предприятия Содержание Организация как система и объект управления. Принципы системного подхода. Обеспечение системы управления. Комплексная система управления предприятием. 1.Организация как система и объект...

Русский

2013-02-04

64 KB

7 чел.

Системный подход к менеджменту предприятия

Содержание

  1.  Организация как система и объект управления.
  2.  Принципы системного подхода.
  3.  Обеспечение системы управления.
  4.  Комплексная система управления предприятием.

1.Организация как система и объект управления

Основными компонентами предприятий торговли являются:

  •  потребности, предъявляемые со стороны покупателей и других участников деятельности предприятия (собственники предприятия, работники предприятия, поставщики, контактные аудитории, конкуренты и государственные регулирующие органы). Для нормального функционирования системы управления должны быть учтены и определенным образом сбалансированы интересы всех участников деятельности предприятия;
  •  цели предприятия по удовлетворению потребностей участников предприятия и получению экономического и социального эффекта;
  •  ресурсы предприятия (материальные, трудовые, финансовые, информационные);
  •  средства достижения целей предприятия (собственно производимые товары и услуги и средства преобразования ресурсов в товары и услуги);
  •  факторы и условия деятельности предприятия.

Предприятия рассматривается как система, которая создается и функционирует для удовлетворения определенных общественных потребностей. Общество накладывает на функционирование предприятия определенные требования и ограничения, которые проявляются в следующем:

Во-первых, тот факт, что предприятие создается для удовлетворения потребностей участников его деятельности, определяет необходимость установления соответствия между предъявляемыми потребностями и целями предприятия. Цели должны обладать свойством рефлективности по отношению к потребностям.

Цели в каждый момент времени рассматриваются как подвижные, производные от предъявляемых потребностей общества и самой организации.

Во-вторых, для предприятий эффективно и ценно использование не любых, а определенных средств достижения целей.

Средства достижения целей должны быть социально одобрены в данной общественной системе, и быть адекватными сформулированным целям.

В-третьих, должно быть обеспечено соответствие целей деятельности и достигнутых результатов. Любая организация – это целенаправленная система, которая является эффективной только в случае полного достижения целей.

В-четвертых, существуют общие требования к экономичности деятельности предприятия. Они предполагают установление определенного, одобренного обществом соответствия между полученными результатами и затратами на их достижение.

В-пятых, рассмотрение деятельности предприятия в неразрывной связи с условиями функционирования  (внутренние и внешние условия).

Предприятия и организации рассматриваются как социально-экономическая система.

Социальной считается любая система, которая предназначена для человека или в состав которой входит человек. Теория организации выделяет социально-политические, социально-культурные, социально-экономические и другие виды организаций.

Наиболее общей целью социально-экономической организации является получение максимальной прибыли в интересах учредителей.

Социально-экономическая система имеет иерархическую структуру и обладает следующими признаками:

  •  периферийность – различие элементов в пространстве;
  •  гибкость;
  •  устойчивость;
  •  чувствительность к изменениям и быстрота реакции;
  •  надежность прямых и обратных связей.

В социально-экономических системах существуют экономические и социальные связи между работниками.

К социальным связям относятся:

- межуровневое управление;

- межличностные отношения;

- наличие общественных организаций и их отношение к человеку;

- бытовые отношения.

К экономическим связям относятся:

- материальное стимулирование;

- материальная ответственность;

- обеспечение прожиточного уровня;

- наличие и степень распределения льгот и привилегий.

Соотношение этих связей играет важную роль при создании и диагностике организации.

Социальные связи

Экономические связи

Слабые

Средние

Сильные

Слабые

Неустойчивая организация

Слабая организация

Конфликтная организация

Средние

Неустойчивая организация

Средняя организация

Средняя организация

Сильные

Конфликтная формальная и сильная неформальная организация

Средняя организация

Сильная организация

2. Принципы системного подхода

Принципы системного подхода включают:

  1.  «целостность». Целостным считается такое образование, которое имеет новые свойства по сравнению с элементами, входящими в состав этого образования.
    1.  «структурность». Представляет собой возможность описания системы через установление ее структуры, то есть все те связи и отношения системы.
    2.  «взаимозависимость структуры и среды». Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой.
    3.  «иерархичность». Выделение надсистемы и подсистемы.
    4.  «гибкость». Система обеспечивается за счет:
      •  достоверности и быстроты получения информации об изменении факторов и условий деятельности. Для этого в системе должна быть служба мониторинга этих процессов, накопителей информации и надежных каналов связи;
      •  оперативное регулирование системы. Для этого создается подразделение, осуществляющее реинжиниринг деятельности;
      •  высокого уровня профессиональной подготовки работников, их готовности переключатся с одного вида работ на другой, готовности менять связи и устанавливать новые отношения;
      •  быстротой переориентации методов управления на основе ситуационного подхода;
      •  возможности маневра ресурсами.

Следовательно, основная проблема построения принципов системного подхода – обеспечение сбалансированности всех элементов управления для наиболее эффективного использования потенциала предприятия.

  1.  Обеспечение системы управления

Для нормального функционирования системы управления предприятием необходимо создание соответствующих обеспечивающих подсистем, которые охватывают методическое обеспечение системы управления, ресурсное обеспечение, информационное и правовое обеспечение.

Методическое обеспечение. Все теоретические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть изложены в соответствующих методических документах международного, государственного, муниципального уровня или на уровне предприятия. Должна быть обеспечена иерархия в методическом обеспечении системы.

Увеличение количества нормативно-методических документов, введение единых правил и терминологии, норм международного характера значительно упрощает построение каждой фирмой системы менеджмента и повышает эффективность управления ресурсами.

На предприятии должны быть разработаны стандарты:

  1.  Система менеджмента. Основные положения.
  2.  Методика прогнозирования циклов развития товара.
  3.  Принципы управления предприятием.
  4.  Общие методы управления.
  5.  Методическое обеспечение конкурентоспособности продукции.
  6.  Управление качеством товара.
  7.  Ценовая политика.
  8.  Политика ресурсосбережения и методы нормирования ресурсов.
  9.  Методика планирования организационно-технического развития производства.
  10.  Методика планирования социального развития коллектива.
  11.  Охрана окружающей среды и т. д.

Ресурсное обеспечение. Ресурсное сбережение преследует цели:

- своевременное обеспечение потребностей предприятия в необходимых видах ресурсов требуемого количества и качества;

- улучшение использования ресурсов за счет повышения производительности труда, повышения фондоотдачи, сокращения длительности производственных циклов, обеспечения ритмичности процессов, сокращения оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и т. д.

Основные факторы улучшения использования ресурсов включают:

  1.  совершенствование управления ресурсами на основе совокупности научных подходов и принципов менеджмента;
  2.  оптимизация формирования и использования ресурсов путем применения современных методов нормирования, моделирования, прогнозирования, функционально-стоимостного анализа, сетевых моделей, балансовых методов и т.д.;
  3.  совершенствование технологии основных и вспомогательных процессов;
  4.  стимулирование улучшения использования ресурсов.

Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах создания и функционирования предприятия и его системы управления, принятых на государственном уровне.

Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:

  1.  правовые вопросы функционирования экономики страны;
  2.  законы и нормативные акты по стандартизации и метрологии, по сертификации товаров и услуг, по защите прав потребителей, по антимонопольной политике, по управлению качеством товаров, по безопасности труда и его охране;
  3.  нормативные акты по безопасности товаров, ресурсосбережению, охране окружающей природной среды, социальному развитию предприятия;
  4.  правовое регулирование образования и функционирования фирмы.

Информационное обеспечение (см. «Основы менеджмента»)

4. Комплексная система управления предприятием

В условиях рыночных отношений формируется философия маркетингового менеджмента, то есть принятие любых управленческих решений с учетом маркетинговой информации и с учетом прогноза рыночных последствий от принятого решения.

Практическая реализация концепции маркетингового менеджмента возможна на основе внедрения комплексной системы управления на основе маркетинга (КСУПМ).

КСУПМ – это совокупность взаимосвязанных элементов системы управления, обеспечения его внутренней и внешней эффективности на основе маркетинга.

Миссия предприятия

Цели управления

КСУПМ

↓                ↓              ↓               ↓

1               2               3               4

1. – Система управления маркетинговыми исследованиями (СУМИ);

2. – Система управления организационно-технологической деятельностью (СУОТД);

3. – Система управления персоналом (СУП);

4. – Система управления экономическим потенциалом (СУЭП).

КСУПМ – это сложная система элементов, охватывающая все сферы менеджмента предприятия и действий, посредством которых обеспечивается сбалансированность системы управления.

СУМИ формирует информационную базу управления, позволяет осуществлять диагностику системы управления, создает предпосылки для принятия оптимальных управленческих решений, позволяет определить эффективность их реализации и эффективность системы управления предприятием в целом.

СУОТД включает такие подсистемы:

  1.  подсистема организационных форм функционирования предприятия и его структурных подразделений;
  2.  подсистема управления коммерческой деятельностью;
  3.  подсистема управления технологическими процессами;

Подсистема эффективных организационных форм функционирования предприятия включает:

- определение организационно-правовой формы деятельности предприятия;

-     формирование организационной структуры управления предприятия;

-      разработка типологии розничной и оптовой торговой сети;

-      установление режима работы предприятия.

Подсистема управления коммерческой деятельностью и подсистема управления технологическими процессами (см. «Маркетинговый менеджмент»).

В СУП можно выделить следующие основные подсистемы:

1. система планирования и маркетинга персонала;

2. система трудовых отношений;

3. система подбора и найма персонала;

4. система оформления и учета персонала;

5. система материального и морального стимулирования персонала;

6. система условий труда;

7. система решения социальных вопросов;

8. система юридических услуг;

9. система формирования организационной структуры предприятия.

СУЭП охватывает:

  1.  управление ресурсами предприятия (СУР);
  2.  управление результатами деятельности;
  3.  управление рисками;
  4.  управление финансовым состоянием предприятия.

Система управления ресурсами предприятия может быть структурирована исходя из видов ресурсов, задействованных  на предприятии.

Система управления результатами деятельности включает управление товарооборотом, доходами, издержками обращения, прибылью, капиталом, инвестициями.

Система управления рисками заключается в идентификации рисков предприятия, оценке уровня рисков и разработке комплекса мероприятий по минимизации финансовых потерь. Оценка уровня рисков включает в себя определение потенциальных потерь, связанных с рисками, определение предельных значений рисков, оценку вероятности хозяйственных рисков; минимизация потерь базируется на страховании рисков, диверсификации рисков и их избежания.

Система управления финансовым состоянием предполагает мониторинг финансовой деятельности, оценку финансового состояния с помощью финансовых коэффициентов (платежеспособность, ликвидность, деловая активность), а также финансового планирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40854. Множественное число существительных и прилагательных 146.5 KB
  Образуется от формы единственного числа при помощи непроизносимого окончания s: ville s = villes [vil] города grnd s = grnds [grã] большие Существительные и прилагательные которые в единственном числе оканчиваются на s x z не изменяются во множественном числе: succès m успех успехи heureux счастливый счастливые nez m нос носы Во французском языке прилагательные согласуются в роде и числе с существительными: une nouvelle intéressnte интересная новость des nouvelles intéressntes интересные новости 4....
40855. Слитные артикли с предлогами à и de во французском языке 101.5 KB
  Следите за слитным произношением: vous êtes nous vons nous llons vous vez vous llez ils ont. Quelles lngues étrngères prlezvous B. Prlezvous nglis B. Vous llez à lécole.
40857. Употребление неопределенного и определенного артикля 157.5 KB
  Je prends mon petit déjeuner à six heures trente. Ji une journée de trvil très chrgée. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ un une des употребляется: а после оборота c'est ce sont: C'est un professeur. Elle est une bonne secrétire.
40858. Недавнее прошедшее время. Passé immédiat 124.5 KB
  ls viennent de commencer ce travail. 2. Je viens de prendre une douche. 3. Nous venons de nous lever. 4. Tu viens de sonner à la porte. 5. Elle vient d’ avoir ce poste. 6. Vous venons de nous préparer à cet examen.
40859. Безличные обороты (il + глагол) во французском языке 103 KB
  Cest clme et gréble. lors ton nouveu logement n ps de défuts Notre cuisine nest ps très clire. En revnche elle est ssez grnde. Trduisez les questions en frnзis et rйpondezy задайте следующие вопросы пофранцузски и ответьте на них: 1.
40860. Текст и упражнения на французском языке 88.5 KB
  Traduisez les questions en franзais et rйpondez-y (задайте следующие вопросы по-французски и ответьте на них): У вас есть дача? Какая она? Вы часто туда ездите? Вы любите ездить за город осенью? Когда вы предпочитаете ездить за город? Почему?
40861. Passé Composé глаголов III группы 89 KB
  Passé composé глаголов III группы образуется так же, как I и II групп: avoir + participe passé. Отличие лишь в том, что participe passé глаголов III группы различны, и их следует заучивать.vezvous bien ppris cette leçon vezvous déjà vu cette comédie musnte Elle n ps voulu fixer le rendezvous à dix heures. Je voir un rendezvous hier.
40862. Вопросительное предложение. Сложная инверсия 97 KB
  Mes félicittions Qui est son fincé Il sppelle Georges il est cndien. Mis t soeur ne prle ps nglis Comment fontils pour se comprendre Ils nont ps de problèmes : Georges est de Montrél cest une ville frncophone. Quelle est s profession Il est journliste. Il est rrivé à Nice en voyge dffires.