10732

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, РЕМОНТ И МОНТАЖ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Другое

Производство и промышленные технологии

ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕМОНТ И МОНТАЖ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Эксплуатация ремонт и монтаж технологического оборудования: методические указания и контрольные задания для студентов специальности 136 08 01 специализации 136 08 01 01 Машины и аппараты легкой промышленности

Русский

2013-04-01

3.98 MB

173 чел.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, РЕМОНТ И МОНТАЖ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Эксплуатация, ремонт и монтаж технологического оборудования: методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-36 08 01, специализации 1-36 08 01 01 «Машины и аппараты легкой промышленности» заочной формы обучения.

Министерство образования Республики Беларусь, Витебск, УО «ВГТУ», 2008г.

Составитель:  доц. Буевич А.Э.,

  доц. Буевич Т.В.

В методических указаниях излагается содержание дисциплины, тематика лекционных и лабораторных занятий, приводятся указания и пример выполнению контрольных работ.

Методические указания предназначены для студентов специальности

1-36 08 01, специализации 1-36 08 01 01 заочного факультета.

Одобрено кафедрой Машины и аппараты легкой промышленности УО «ВГТУ», протокол  6 от  19 декабря  2007 г.

Рецензент:  доц. Новиков Ю.В.

Редактор:  доц. Дрюков В.В.

Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО «ВГТУ», протокол  ___ от __________ 2007 г.

Ответственный за выпуск: Данилова И.А.

Компьютерная графика: Белова Н.В.

Учреждение образования  «Витебский государственный технологический университет»

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Подписано к печати ________ Формат ________ Уч.- изд. лист ________

Печать ризографическая. Тираж _______ Заказ  _____ Цена ____ руб.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Отпечатано на ризографе Учреждения образования «Витебский государственный технологический университет». Лицензия 02330/0133005 от 01.04.2004 г.

210035, Витебск, Московский пр., 72

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Цели и задачи преподавания дисциплины

2. Содержание дисциплины

2.1.Тематика  обзорных лекций

2.2.Тематика практических занятий

2.3. Тематика лабораторных занятий  

2.4. Рекомендации по изучению вопросов, вынесенных

на самостоятельную работу

2.5. Варианты заданий контрольных работ

2.6. Пример выполнения контрольных работ

Литература

4

5

5

7

8

8

9

10

28


1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1.  Цель преподавания дисциплины

Основной целью преподавания дисциплины «Эксплуатация, ремонт и монтаж технологического оборудования» является приобретение студентами знаний по эксплуатации, ремонту и монтажу технологического оборудования легкой промышленности, изучение технологии ремонта и способов восстановления деталей.

  1.  Задачи изучения дисциплины

Основные задачи - это изучение методов организации ремонта и эксплуатации оборудования, при этом студент должен уметь применять знания для обеспечения высокой производительности и качества оборудования легкой промышленности во время эксплуатации и ремонта, знать методы выявления дефектов деталей машин, основные правила безопасной эксплуатации оборудования, основы проектирования ремонтно-механических цехов, владеть методами разборки, сборки и монтажа оборудования, регулировки исполнительных механизмов машин, уметь использовать методы по эксплуатации, ремонту и монтажу технологического оборудования легкой промышленности для повышения эффективности и качества ремонта.

  1.  Перечень дисциплин, освоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины

№№ п.п.

Название дисциплины

Раздел (тема)

1

Машины и агрегаты легкой промышленности

Машины и агрегаты швейного производства.

Машины и агрегаты обувного производства. Оборудование текстильной промышленности.


2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.  Тематика обзорных лекций

№№

п.п.

Тема и план лекции

Кол-во

часов

Цель и задачи темы

Форма контроля

1

Введение.

Современное состояние предприятий легкой промышленности Республики Беларусь, специфика технологических процессов предприятий легкой промышленности;

- существующие проблемы в области эксплуатации, ремонта и монтажа технологического оборудования легкой промышленности;

- современное состояние и направления развития швейного, обувного и текстильного машиностроения.

2

Ознакомиться с состоянием парка оборудования предприятий легкой промышленности и проблемами в области эксплуатации, ремонта и монтажа технологического оборудования.

В соответствии с учебным планом (зачет)

2

Система планово-предупредительного ремонта оборудования:

- организация планово-предупредительного ремонта и эксплуатации оборудования; основные элементы планово-предупредительного ремонта;

- техника безопасности при обслуживании и ремонте оборудования.

2

Изучить совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования

3

Трение и износ деталей машин: виды трения; виды износа;

- предельный износ;

- методы выявления дефектов деталей.

2

Изучить виды трения и факторы, влияющие на износ деталей.

4

Восстановление деталей машин:

- способы восстановления;

- подготовка поверхности изношенных деталей;

- материалы для восстановления.

2

Изучить способы восстановления деталей машин и подготовки поверхности.

5

Технология ремонта деталей оборудования:

- восстановление деталей слесарной и механической обработкой;

- восстановление деталей давлением.

2

Изучить способы слесарной и механической обработки деталей.

6

Восстановление деталей газовой и электродуговой сваркой:

- горючие газы и порошковые материалы;

- газопорошковая наплавка;

- роторная наплавка.

2

Изучить оборудование и способы восстановления деталей газовой и электродуговой сваркой.

7

Восстановление деталей металлизацией. Гальванические покрытия. Пайка. Лужение. Высокотемпературная индукционная пайка:

- применяемые материалы;

- схемы оборудования и установок; технологический процесс восстановления.

2

Изучить технологический процесс восстановления, материалы и оборудование.

8

Плазменное нанесение покрытий. Детонационное нанесение покрытий: -   применяемые материалы;

-   схемы оборудования и установок; технологический процесс восстановления.

2

Изучить технологический процесс восстановления, материалы и оборудование.

9

Способы упрочнения деталей:

- способы упрочнения деталей термической и химико-термической обработкой;

- электроискровое упрочнение деталей;

- упрочняющий наклеп деталей;

- боррование деталей машин.

2

Изучить технологический процесс восстановления, материалы и оборудование.

10

Применение неметаллов при изготовлении и ремонте деталей:

-  применение клеев;

- применение пластмасс;

- гуммирование.

2

Изучить технологический процесс, свойства материалов и оборудование.


2.2. Тематика практических занятий

№№ п.п

Темы практических занятий

Кол-во часов

Цель и задачи темы

Форма контроля

1

Основы проектирования ремонтно-механического цеха, объем и трудоемкость производственной программы:

- количество оборудования;

- штаты ремонтно-механического цеха;

- планировка площади ремонтно-механического цеха.

2

Ознакомиться с методиками расчета, используемыми при проектировании ремонтно-механического цеха.

2

Влияние смазки на трение и износ деталей:

- смазочные материалы;

- свойства масел; способы и системы смазки.

2

Изучить основные сведения по фитильной и принудительной смазке.

3

Разборка оборудования узлов и механизмов: разборка соединений; очистка и сортировка деталей и узлов; демонтаж оборудования.

2

Ознакомиться с организацией и порядком разборки узлов и соединений.

4

Сборка и монтаж оборудования:

- сборка соединений и узлов;

- монтаж оборудования;

- наладка и регулировка машин.

2

Ознакомиться с организацией и порядком сборки узлов и соединений.

5

Технология восстановления деталей металлополимерами:

- свойства металлополимеров;

- применение;

- технология восстановления деталей.

2

Ознакомиться с технологией восстановления деталей металлополимерами.

6

Технико-экономические показатели восстановления деталей, эффективность ремонта:

- показатели трудовых затрат и эффективности ремонта;

- расчет затрат на ремонт оборудования;

- определение эффективности ремонта.

2

Изучить методику определения эффективности ремонта оборудования.

2.3. Тематика лабораторных занятий

№№

п.п.

Тема лабораторных

работ

Кол-во часов

Цель и задачи темы

Форма контроля

1

Изучение смазки машин.

2

Изучить смазочные материалы и системы смазки машин легкой промышленности.

Отчет, защита

2

Способы восстановления деталей машин. Оборудование для газопламенного напыления и наплавки.

2

Изучить способы восстановления деталей машин в производственных условиях.

Изучить классификацию оборудования и приспособлений для газопламенного напыления и наплавки изношенных поверхностей деталей машин.

Отчет, защита

3

Сборка узлов гидравлических и пневматических приводов.

2

Изучить устройство и порядок сборки узлов гидравлических и пневматических приводов.

Отчет, защита

4

Наладка машин

2

Изучить наладку и регулировку механизмов.

Отчет, защита

5

Ознакомление с ремонтно-механическим цехом предприятия.

2

Изучить структуру и оборудование ремонтно-механического цеха предприятия легкой промышленности,     планирование работы и виды работ.

Отчет, защита

2.4. Рекомендации по изучению вопросов, вынесенных на

самостоятельную работу

Название вопросов, которые выносятся на самостоятельную проработку

Кол-во час

Рекомендуемая литература и методические указания по изучению вопроса

1. Организация планово-предупредительного ремонта оборудования.

4

Литература [2], стр. 4-15

2. Виды износа деталей. Предельный износ деталей.

4

Литература [2], стр. 21-29

3. Детали ремонтных размеров. Дополнительные ремонтные детали.

4

Литература [2], стр. 35-38

4. Гальванические покрытия.

4

Литература [2], стр. 58-65

5. Восстановление деталей из чугуна газовой сваркой.

Электродуговая сварка деталей из чугуна.

4

Литература [2], стр. 42-46

6. Технико-экономические показатели восстановления деталей.

4

Литература [2], стр. 83-89

7. Очистка и сортировка деталей и узлов.

4

Литература [2], стр. 98-94

8. Сборка червячных, зубчатых, ременных и цепных передач.

4

Литература [2], стр. 120-126

9.Балансирование вращающихся деталей и узлов.

4

Литература [2], стр. 138-140

10. Основы проектирования ремонтно-механического цеха.

4

Литература [2], стр. 143-151

Всего на самостоятельную работу - 40 часов.

2.5. Варианты заданий контрольных работ

Контрольная работа №1

Ремонт технологических машин.

На предприятии, на котором работает студент, следует изучить и осветить в работе следующие вопросы:

1. Организация ремонтной службы предприятия.

2. Виды ремонта и структура ремонтного цикла.

3. Восстановление изношенных деталей. Анализ трудовых затрат.

4. Приемка в эксплуатацию отремонтированного оборудования.

5. Оценка экономической эффективности ремонта.

Контрольная работа №2

Монтаж и наладка оборудования.

Для приводимого в таблице одного из видов оборудования следует ответить на следующие вопросы:

1. Монтаж машины, подключение к сети.

2. Проверка работоспособности и включение в работу.

3. Возможные отказы при эксплуатации машины и методы их устранения.

4. Регулировка машин на первой стадии эксплуатации.

Номер варианта выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки

Темы заданий

№ варианта

Машина

0

Одноигольная челночная (кроме 97 А класса)

1

Двухигольная челночная

2

Двухигольнал цепная

3

Краеобметочная

4

Закрепочный полуавтомат

5

Пуговичный полуавтомат

6

Петельный полуавтомат челночной строчки

7

Петельный полуавтомат цепной строчки

8

Для получения зигзагообразной строчки

9

Для стачивания с посадкой

2.6. Пример выполнения контрольных работ

Пример выполнения контрольной работы №1

Ремонт технологических машин

1. Организация ремонтной службы предприятия

Ремонт оборудования и надзор за его технической эксплуатацией и содержанием на предприятии возглавляет главный механик. Структурная схема службы главного механика представлена на рис. 1.

Основными функциями службы главного механика являются - разработка на основании действующих руководящих положений и инструкций по планово-предупредительному ремонту оборудования годовых, квартальных и месячных планов и графиков ремонта;

- административное и техническое руководство подразделениями и ответственными исполнителями службы, а также функциональное методическое руководство административно неподчиненными службе подразделениями;

- практическое и эффективное выполнение системы планово-предупредительного ремонта действующего оборудования предприятия;

- систематическая проверка и контроль технического состояния оборудования, надзор за соблюдением производственным персоналом норм и правил технической эксплуатации оборудования и своевременного и качественного ухода за ним;

- оформление заказов и договоров на производство капитального ремонта оборудования, выполняемого подрядным способом;

- обеспечение действующего парка оборудования необходимой технической документацией — альбомами чертежей на запасные части, паспортами и т. п.;

Рисунок 1 - Структурная схема службы главного механика швейного

предприятия

- изготовление запасных частей к технологическому оборудованию, их хранение и обеспечение ими цехов предприятия;

- техническое руководство и контроль смазочного хозяйства предприятия;

- участие в составлении и оформлении заявок на новое оборудование, контроль за своевременным и полным их выполнением;

- учет действующего и бездействующего оборудования предприятия;

- участие в составлении списков и актов на списание с баланса предприятия оборудования, пришедшего в негодность, ремонт и модернизация которого экономически неэффективны;

- составление титульных списков на капитальный ремонт оборудования, ведение сметно-финансовых расчетов по планово-предупредительному ремонту;

- участие в проводимой предприятием работе по составлению планов модернизации оборудования, определению технической и экономической целесообразности модернизации, составлению технических заданий и проектов на модернизацию оборудования;

- организация выполнения работ по модернизации оборудования согласно разработанным планам в установленные сроки;

- участие в расследовании и ведение учета аварий и поломок оборудования, а также случаев ненормального его износа;

- оформление актов с выявлением причин и виновников аварий, разработка мероприятий для предупреждения их в дальнейшем;

- представление руководству цехов и предприятия виновников поломок и аварий для наложения административной и материальной ответственности;

- составление заявок на материалы, полуфабрикаты и покупные изделия для обеспечения ремонта и нормальной эксплуатации оборудования с технико-экономическим обоснованием потребности в них;

- учет фактического расхода материалов для ремонта и эксплуатации оборудования;

- разработка и в установленном порядке утверждение должностных инструкций для подчиненного персонала;

- участие в приемке вновь поступающего на предприятие смонтированного оборудования;

- установка по заказам производств приспособлений и устройств по технике безопасности, охране труда и противопожарным мероприятиям в соответствии с действующими правилами и нормами техники безопасности и противопожарной охраны;

- разработка и проведение мероприятий, направленных на снижение стоимости ремонта оборудования и механизации ремонтных работ;

- разработка планов организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение технического уровня оборудования, снижение трудоемкости и себестоимости всех работ по системе планово-предупредительного ремонта, улучшение их качества, сокращение простоя оборудования и повышение сроков службы деталей и механизмов оборудования;

- рассмотрение рационализаторских предложений по обслуживанию и ремонту оборудования и принятие необходимых мер для их быстрейшей реализации;

- организация обучения и повышения квалификации всех работников службы главного механика;

- подбор инженерно-технических работников и рабочих для аппарата службы главного механика, ремонтных цехов и участков.

Как видно из приведенного перечня, функции службы главного механика предприятия обширны. Полное, своевременное и качественное их выполнение обеспечивает прочную базу для дальнейшего повышения эффективности основного производства.

Количество и подчиненность структурных подразделений, входящих в отдел главного механика, может изменяться в зависимости от конкретных условий предприятия.

2. Виды ремонта и структура ремонтного цикла

В зависимости от размеров предприятия, количества оборудования и квалификации ремонтного персонала ремонт производится различными способами: централизованным, децентрализованным и смешанным.

Централизованный способ предусматривает проведение всех видов технического обслуживания и ремонта силами ремонтно-механических цехов предприятий.

Децентрализованный способ проведения ремонта оборудования предусматривает проведение всех видов ремонта и техническое обслуживание силами цехового ремонтного персонала производственных цехов.

Смешанный способ ремонта заключается в проведении технического обслуживания, осмотров, текущих и средних ремонтов силами ремонтного персонала, а выполнение капитальных ремонтов (в ряде случаев средних ремонтов) — силами ремонтно-механического цеха.

При проведении ремонта оборудования применяют следующие методы ремонта: индивидуальный, узловой, последовательно-узловой, стендовый.

Индивидуальный метод заключается в том, что все технологические операции ремонта выполняются последовательно: детали и сборочные единицы после снятия ремонтируют и устанавливают на эту же машину, за исключением некоторых, которые заменяются новыми. При этом машина простаивает дольше, чем необходимо для восстановления деталей.

Индивидуальный ремонт имеет ряд недостатков:

повышенный простой оборудования по сравнению с простоем при ремонте каким-либо иным способом;

высокая стоимость ремонта;

потребность в ремонтных рабочих высокой квалификации;

ограниченная возможность механизации ремонтных работ.

Узловой метод ремонта состоит в замене требующих ремонта сборочных единиц на заранее отремонтированные, приобретенные или изготовленные. Снятые с машины сборочные единицы и детали ремонтируют и хранят как запасные. Этот метод при современном, более высоком уровне развития техники и высоком оснащении ремонтных служб получает все более широкое распространение при ремонте однотипного оборудования, имеющегося в большом количестве на предприятии. По сравнению с индивидуальным, узловой метод имеет следующие преимущества:

- сокращается простой оборудования в ремонте;

- появляется возможность более точного планирования ремонтных работ;

- появляется возможность проведения ремонта во время технологических  остановок, нерабочих  смен  и в выходные дни;

- сокращается количество рабочих, одновременно занятых на ремонте оборудования, и т. п.

Последовательно-узловой метод проведения ремонта предусматривает ремонт и замену сборочных единиц и деталей не всех сразу, а отдельных в зависимости от сроков их службы. Он проводится преимущественно в нерабочее время. Этот метод может широко использоваться при ремонте оборудования, имеющего конструктивно-обособленные узлы.

Стендовый метод заключается в замене машины целиком уже отремонтированной того же типа; подлежащую ремонту машину отправляют на ремонт в ремонтно-механический цех.

Схема типового капитального ремонта представлена на рис. 2.

Рисунок 2 - Общая схема типового технологического процесса капитального

ремонта машины с применением узлового метода

3. Восстановление изношенных деталей. Анализ трудовых затрат

Долговечность отремонтированного швейного оборудования в большой мере зависит от того, какими способами производится восстановление деталей и как оно организовано. Применение наиболее эффективных способов обеспечивает длительные сроки службы деталей, снижает расход запасных частей, материалов, затраты труда и пр. Наряду с применением рациональных способов высококачественного восстановления деталей с наименьшими затратами труда и средств большое значение имеет организация  производства,   а  именно:   централизованное  восстановление деталей в специализированных цехах, оснащенных современным оборудованием, приспособлениями, инструментом.

Выбор способа восстановления зависит от конструктивно-технологических особенностей и условий работы деталей, величины их износа, эксплуатационных свойств самих способов, определяющих долговечность отремонтированных деталей, и стоимости их восстановления. Конструктивно-технологические особенности деталей определяются:

1) их структурными характеристиками— геометрической формой и размерами, материалом и термообработкой, поверхностной твердостью, точностью изготовления и чистотой поверхности;

2) характером сопряжения — типом посадки;

3) условиями работы — характером нагрузки, родом и видом трения величиной износа за эксплуатационный период.

Знание структурных характеристик деталей, условий их работы и эксплуатационных свойств способов позволяет в первом приближении решить вопрос о применимости того или иного из них для восстановления отдельных деталей. Такой анализ дает возможность установить, какие из деталей могут восстанавливаться всеми или несколькими способами и какие по своим структурным характеристикам допускают только один способ восстановления. Этот анализ выражает техническую часть выбора рационального способа восстановления деталей без учета экономической целесообразности того или иного способа. Поэтому необходима еще оценка способов восстановления, определяемая стоимостью восстановления деталей.

Окончательно вопрос выбора рационального способа решается с помощью технико-экономического анализа, связывающего долговечность детали с экономикой ее восстановления.

Относительная себестоимость деталей, т. е. себестоимость восстановления детали, отнесенная к сроку службы ее после ремонта, является основным критерием при оценке целесообразности восстановления детали и выборе способа восстановления.

Восстановление детали экономически эффективно, если относительная себестоимость восстановления меньше или равна относительной себестоимости изготовления новой детали:   

где     СВ себестоимость восстановления детали, руб.;

СН себестоимость изготовления новой детали, руб.;

ТВ средний срок службы восстановленной детали, ч;

ТН средний срок службы новой детали, ч.

Если в приведенную формулу ввести коэффициент долговечности К, равный отношению среднего срока службы восстановленной детали к среднему сроку службы новой детали, формула примет вид

При К =1, т. е. при равной долговечности новой и восстановленной деталей, рациональность применения любого из способов будет зависеть только от себестоимости восстановления. Чем меньше (единицы) коэффициент долговечности детали, тем ниже должна быть себестоимость ее восстановления. Наоборот, при коэффициентах долговечности, больших единицы, рациональными могут оказаться способы восстановления с высокой себестоимостью. Таким образом, долговечность деталей, восстановленных различными способами, в общем случае может быть равна, меньше или больше долговечности новых деталей того же наименования. Все будет зависеть от эксплуатационных свойств применяемого способа восстановления деталей.

При определении экономической эффективности восстановления быстроизнашивающихся деталей, работающих до полного износа, необходимо учитывать затраты на разборку и сборку сборочной единицы:

,

где    - затраты на разборку и сборку сборочной единицы,  руб.

Эффективность восстановления изношенной детали КД при выборе способа восстановления и оценки целесообразности ее ремонта определяется из отношения:

Эффективность должна быть равна или больше единицы, т. е. КЭ 1.

При оценке экономической эффективности ремонта изношенной детали необходимо учитывать, что восстановление детали может быть рентабельным даже тогда, когда себестоимость ее восстановления больше себестоимости изготовления новой детали, например, когда изготовление новой детали связано с длительным простоем машины, который вызывает более значительные потери, чем себестоимость детали.

Для определения экономической эффективности восстановления деталей по сравнению с их изготовлением в условиях данного производства используют технологическую себестоимость.

Технологическая себестоимость восстановления деталей — это часть затрат производства на одну деталь. В состав технологической себестоимости входят затраты, которые изменяются в зависимости от выбранного способа восстановления.

Если восстановление детали не требует дополнительных капиталовложений, затраты на восстановление сопоставляют с себестоимостью (стоимостный показатель).

Технологическую себестоимость восстановления детали, состоящую из стоимости материала и суммы себестоимости отдельных операций по восстановлению, находят из следующей зависимости:

где    СВ - технологическая себестоимость одной детали, руб.;

М - стоимость материала восстановленной детали, руб.;

СВi - себестоимость   операции   по   восстановлению,   руб.

Стоимость основных материалов восстановленной детали М, руб., определяют по формуле

,

где    МВ - стоимость материала, израсходованного на восстановление, руб.;

МД - стоимость материала изношенной детали по цене металлолома, руб.

Для определения стоимости основных материалов при изготовлении новой детали МН, руб., пользуются следующей формулой :

где    МЗ — стоимость материала заготовки, руб.;

МО — стоимость отходов в виде стружки, руб.

В технологическую себестоимость восстановления или изготовления детали, кроме затрат на материал, входят следующие затраты:

,

где    Сi - затраты   на  восстановление или изготовление деталей, руб.;

CЗ - заработная плата основных рабочих с начислением в фонд соцстраха, руб.;

СЭ - затраты на силовую и технологическую электроэнергию, руб.;    

СА - амортизационные отчисления на оборудование, руб.;

СВ.М - затраты на вспомогательные материалы, руб.;

СП - затраты на приспособление, руб.;

СИ - затраты на инструмент, руб.;

СА.З - затраты на амортизацию и содержание помещения, руб.;

СО - доля стоимости ремонта оборудования, приходящаяся на период его

эксплуатации по восстановлению (изготовлению) детали, руб.

Себестоимость восстановления партии деталей равна

где   - себестоимость восстановления партии деталей, руб.;

СО - переменные затраты на одну деталь, руб.;

N - число деталей в партии;

- затраты на партию деталей, не зависящие от количества деталей в

партии, руб.

Отсюда себестоимость восстановления одной детали СЕ руб., равна

.

Из приведенного уравнения видно, что себестоимость восстановления одной детали тем меньше, чем больше размер партии.

4. Приемка в эксплуатацию отремонтированного оборудования

Из капитального и среднего ремонтов оборудование принимается комиссией в два приема: предварительно и окончательно.

Предварительно оборудование принимается по окончании ремонта и включает в себя следующие этапы:

1) проверка объема выполненных работ, предусмотренных ведомостью дефектов для данного оборудования;

2) внешний осмотр оборудования;

3) испытание оборудования на холостом ходу;

4) испытание оборудования под нагрузкой.

По ведомости дефектов, составленной при сдаче оборудования в ремонт, комиссия проверяет объем выполненных работ.

При внешнем осмотре проверяют комплектность машины, качество сборки, доступное проверке без включения машины (например, отсутствие качки в механизмах игловодителя, нитепритягивателя и т. п.), фиксацию переключаемых элементов в рабочем положении, плотность затяжки крепежа и т. д.

При испытании на холостом ходу определяют качество ремонта оборудования и правильность взаимодействия сборочных единиц и деталей путем обкатки. Перед началом испытания полости корпусных деталей и масленки заполняют смазкой, все трущиеся и движущиеся части оборудования смазывают и проводят опробование органов управления оборудования вручную. Обкатку оборудования производят с обильной смазкой при минимальной частоте вращения главного вала и минимальной нагрузке не менее получаса, после чего масло заменяют. В процессе холостой обкатки оборудования должны быть проверены наличие, прочность и надежность действия защитных устройств на открытых ременных и цепных передачах, маховиках и других вращающихся деталях, предохранительных щитков для защиты рабочего от травмирования отлетающими частями пуговиц, крючков, петель, игл и т. п., других устройств по охране труда, а также блокировок, предохраняющих рабочие органы оборудования от поломки. Испытание на холостом ходу завершается сверкой с паспортными данными технологических показателей оборудования.

При испытании под нагрузкой проверяют качество работы оборудования, правильность функционирования и взаимодействия всех механизмов в условиях нормальной эксплуатации.

Окончательная приемка оборудования из капитального ремонта производится на ходу по истечении пяти смен работы, а из среднего ремонта — по истечении двух смен. Ответственность за нормальное обслуживание оборудования в период от предварительной до окончательной сдачи из ремонта несет цеховой персонал.

При приемке оборудования из ремонта устанавливаются две оценки состояния принимаемого оборудования: «отлично» и «хорошо». Оценка «отлично» дается ремонту, произведенному в соответствии с техническими условиями на приемку оборудования из ремонта и в соответствии с паспортными данными. Оценка «хорошо» дается, если имеются незначительные отклонения в допусках отдельных деталей от утвержденных технических условий, не оказывающие прямого влияния па работу оборудования и на качество изготовления продукции.

Результаты испытания оборудования под нагрузкой и в работе заносятся в наряды на ремонт. В случае, если оборудование после ремонта не соответствует установленным требованиям, его не принимают, а лица, допустившие некачественный ремонт, обязаны без дополнительной оплаты устранить дефекты, обнаруженные при приемке.

Смонтированное после ремонта оборудование должно отвечать всем требованиям, изложенным в «Правилах технической эксплуатации предприятий швейной промышленности системы Министерства легкой промышленности» и в «Правилах техники безопасности и производственной санитарии на предприятиях швейной промышленности».

5. Оценка экономической эффективности ремонта

Восстановление детали экономически эффективно, если относительная себестоимость восстановления меньше или равна относительной себестоимости изготовления новой детали:

где  СВ - себестоимость восстановления детали, руб.;

СН - себестоимость изготовления новой детали, руб.;

ТВ - средний срок службы восстановленной детали, ч;

ТН - средний срок службы новой детали, ч.

Если в приведенную формулу ввести коэффициент долговечности К, равный отношению среднего срока службы восстановленной детали к среднему сроку службы новой детали, формула примет вид

.

При К = 1, т. е. при равной долговечности новой и восстановленной деталей, рациональность применения любого из способов будет зависеть только от себестоимости восстановления. Чем меньше (единицы) коэффициент долговечности детали, тем ниже должна быть себестоимость ее восстановления. Наоборот, при коэффициентах долговечности, больших единицы, рациональными могут оказаться способы восстановления с высокой себестоимостью. Таким образом, долговечность деталей, восстановленных различными способами, в общем случае может быть равна, меньше или больше долговечности новых деталей того же наименования. Все будет зависеть от эксплуатационных свойств применяемого способа восстановления деталей.

При определении экономической эффективности восстановления быстроизнашивающихся деталей, работающих до полного износа, необходимо учитывать затраты на разборку и сборку сборочной единицы:

где    СР.С - затраты на разборку и сборку сборочной единицы, руб.

Эффективность восстановления изношенной детали КЭ при выборе способа восстановления и оценки целесообразности ее ремонта определяется из отношения

Эффективность должна быть равна или больше единицы, т. е. .

При оценке экономической эффективности ремонта изношенной детали необходимо учитывать, что восстановление детали может быть рентабельным даже тогда, когда себестоимость ее восстановления больше себестоимости изготовления новой детали, например, когда изготовление новой детали связано с длительным простоем машины, который вызывает более значительные потери, чем себестоимость детали.

Пример выполнения контрольной работы № 2

Монтаж и наладка одноигольной челночной машины

Машина швейная промышленная 97 А класса предназначена для шитья изделий платьевой и сорочечной и костюмной групп тканей двухниточным челночным стежком в одну строчку.

На рис.3 представлен общий вид машины 97 А класса.

Рисунок 3 – Машина в сборе:

а – общий вид; б – поддон; 1 – стол; 2 - электропривод; 3 - поддон; 4 - ящик; 5 - крышка; 6 – головка; 7 - светильник; 8 - стойка; 9, 14, 20 - ограждения; 10 - моталка;11 - опора; 12 - пульт; 13 - ремень; 15 – рычаг; 16 – тяга; 17 – педаль; 18 – шарниры; 19 – место заземления; 21 - кронштейн; 22 – поддон; 23 – стакан.

На рис. 4 представлена конструктивная схема машины 97 А класса.

Рисунок 4 - Конструктивная схема машины 97 А класса:

1 – нитепритягиватель; 2 – винт; 3 – палец; 4, 14 – кривошипы; 5, 13, 17, 19, 33 – валы; 6 – регулятор; 7, 25 – винты; 8, 12 – барабаны; 9 – маховик; 10 – ремень; 11 – рукоятка; 15 – шестерня; 16 – втулка; 18 – челнок; 20 – двигатель ткани; 21 - лапка; 22 – игловодитель; 23 – ось; 24 – рычаг; 26 – поводок; 27 , 31 – звенья; 28, 32 – пружины; 29 – тяга; 30 – скоба.

1. Монтаж машины, подключение к сети

Монтаж машины должен осуществляться в следующей последовательности:

1.1. Снимите  антикоррозионную смазку с поверхности деталей машины салфетками, смоченными в бензине.

1.2. Проверьте комплектность.

1.3. Прикрепите электропривод 2 (рис. 3) с помощью двух болтов к кронштейну 14 и подключите электропроводку. Соедините тягой  17  рычаг 16  с педалью 18.

1.4. Вставьте шарниры 22 в отверстия платформы и  установите головку 5 в вырез крышки стола.

1.5. Наденьте ремень 12 на шкив электропривода 2 и маховик 9 (рис. 3) и отрегулируйте натяжение. Ремень должен быть натянут так, чтобы при приложении к ветви усилия 4-6Н (0,4-0,6 кгс) стрела прогиба была равна приблизительно 10 мм. Установите ограждения 14, 20 (рис. 3) и надежно закрепите их.

1.6. Установите машину на рабочее место, проверьте соответствие напряжения сети и включите в сеть при помощи штепсельного разъема. Проверьте  надежность заземления.

1.7. Перед  пуском машины необходимо проверить соответствие подводимого напряжения и частоты  напряжению и частоте, указанным на табличке электродвигателя, а также правильность соединения выводных концов.

На рис. 5 представлена схема электрическая принципиальная.

Рисунок 5 - Схема электрическая принципиальная

Принципиальная электрическая схема  предусматривает подключение  машины к трехфазному источнику питания с линейным напряжением 220 или 380В, пуски остановку электропривода, включение местного освещения.

Пульт управления состоит из автоматического выключателя Q (рис. 5)  предназначенного для включения электродвигателя и защиты его от перегрузок и коротких замыканий, трансформатора  местного освещения Т, тумблера местного освещения S, плавкого предохранителя F, розетки разъема Х2.

2. Проверка работоспособности и включение в работу

2.1. Перед пуском машины заполните стакан 25 (рис. 3) маслом (около 100г).

2.2. Поднимите лапку и проверьте легкость хода, поворачивая маховик на себя.

2.3. Установите катушки (бобины) с нитками на стойку 8 (рис. 3).

2.4. Поверните маховик головки, пока игла не займет крайнее верхнее положение, отодвиньте задвижную  пластину, возьмитесь двумя пальцами левой руки за рычаг 2 (рис. 6) и выньте шпулечный колпачок.  Поверните колпачок открытой стороной вниз, опустите рычаг 2, после чего шпулька выпадет

Рисунок 6 - Установка шпулечного колпачка:

1 - стержень; 2 - рычаг

2.5. Наденьте шпульку на шпиндель моталки, проведите нитку с бобины через нитенаправитель стойки 8  (рис.  3), отверстие 4  (рис. 7), между шайбами 5 и закрепите конец ее на шпульке, намотав несколько витков в направлении,  противоположном вращению маховика машины.

Для обеспечения необходимой скорости намотки нити на шпулю введите в соприкосновение с ремнем шкив моталки и нажмите ногой на педаль 17 (рис. 3).

Моталка автоматически остановится после того, как на шпульку будет намотано достаточное  количество  ниток.  Полнота намотки шпули  регулируется винтом 1 (рис.7).

Равномерность намотки регулируется передвижением  кронштейна  вправо или влево, для чего отпустите винт 2.

Натяжение нити при наматывании регулируется гайкой 3.

Намотку нити на шпулю в дальнейшем производите во время шитья.

Рисунок 7 - Моталка:

1, 2 — винты; 3 — гайка; 4 — отверстие; 5 — шайбы; б — место смазки

2.6. Вставьте шпульку с нитками в колпачок.

2.7. Взяв большим и указательным  пальцами левой руки за рычаг защелки колпачка, наденьте его на стержень 1  (рис. 7), нажмите на колпачок большим пальцем

2.8. Проведите нитку с бобины через нитенаправитель стойки 8 (рис. 3) и далее к игле.

Возьмите  свободный конец игольной нити левой  рукой,  поверните  маховик на один оборот и потяните ее конец, пока челночная нить не выйдет вверх Затем обе нити оттяните под лапкой в направлении от себя.

2.9. Подложите ткань под лапку и опустите ее.

Машина готова к работе.

3. Возможные отказы при эксплуатации машины

Неисправность

Причина неисправности

Метод устранения

1. Обрыв ниток

Некачественные нитки (недо-

статочной прочности, неровные,с узелками).

Слишком большое натяжение ниток.

Некачественная игла с плохо

заполированным ушком, с заусенцами в желобках.

Отверстие под иглу в игольной пластине разработалось,

имеет неровную поверхность, заусенцы, зазубрины.

Места прохождения ниток с

зазубринами, заусенцами, царапинами.

Неправильная заправка игольной нитки.

Сменить катушку с нитками.

Ослабить натяжение соответствующей нитки

Смените иглу.

Сменить игольную пластину, если нельзя исправить отверстие располировкой.

Заполировать или заменить

соответствующие изношенные детали новыми.

Проверить заправку иголь-

ной нитки.

2. Пропуски стежков

Тупая или погнутая игла

Игла не соответствует вы-

бранной нитке

Неправильная установка

иглы относительно челнока

Сменить иглу

Сменить иглу

Точно соблюдать порядок и

все требования установки игловодителя и челнока

3.  Поломка иглы

Неправильный  выбор иглы

Неправильное шитье

Нельзя  шить слишком  тон-

кой иглой толстые материалы

Во время  шитья не  тянуть

материал  рукой: подача обеспечивается самой машиной

4. Неравномер-ная подача

Затупились  зубцы двигателя ткани

 Увеличить приток  смазки к челноку

5.Повышенный нагрев челнока

Недостаточное   поступление смазки к челноку

 Увеличить приток  смазки к челноку

 6. Отсутствует подача смазки

Загрязнен фильтр  или недо-

статочно  плотное  соединение трубок со штуцерами

 Произвести очистку фильтра и проверить плотность соединения  трубок  со  штуцерами


4.Регулировка машины на первой стадии эксплуатации

4.1. Машина не требует специальной подготовки обслуживающего персонала.

4.2. Включите электропривод  выключателем нажмите на педаль 17 (рис.  3), прошейте строчку 40-50  см,  выключите машину, поднимите лапку, отодвиньте материал и обрежьте нитки.

4.3. Проверьте качество шва, натяжение ниток и длину стежка.

4.4. Произведите при необходимости  регулировку  натяжения игольной и челночной ниток, длины  стежка, прижим материала лапкой. При шитье переплетение игольной и  челночной  ниток должно происходить в середине сшиваемых тканей

   Если натяжение игольной нитки сильное или челночной слабое, то игольная нитка будет лежать на верхней стороне материала, а если  наоборот, то снизу.

Рисунок 8 - Установка регулятора натяжения

Регулировка натяжения игольной нитки производится гайкой 5  (рис. 8), а челночной – винтом на шпульном колпачке.

Изменение  усилия прижима лапки на материал осуществляется регулятором 6 (рис. 10).

4.5. Длина стежка изменяется при вращении ролика, расположенного в прорези рукоятки 11 (рис. 4). При вращении по часовой стрелке длина стежка увеличивается, а против часовой стрелки - уменьшается.

4.6.  Для  регулирования  нитепритягивательной пружины отверните винт  1 (рис. 9), поверните регулятор 2 в  ту или  другую сторону и закрепите его винтом. Регулирование величины натяжения пружины 6 (рис. 9)  выполняется при повертывании шпильки  1 вокруг своей оси.  Винт  8 перед регулированием отверните на 2-3 витка.

4.7. Втулка 1  (рис. 10)  устанавливается так, чтобы верхний торец ее находился на одной высоте с верхним торцом хомутика 2 в самом нижнем его положении.

Для более  раннего  или  позднего освобождения нити ослабьте крепление  рычага 3  винтом 4 и переместите его выше или ниже. При  шитье толстых материалов рычаг 3 установите ниже, что предотвратит освобождение нити.

Рис. 9.  Регулятор натяжения:

1  —  шпилька;  2  —  гайка; 3 - пружина; .4, 5  - шайбы; 6  —  пружина  компенсационная;  7  — втулка;  8 —  винт

Рис. 10. Установка лапки:

1, 11 - втулки;  2 - хомутик;3 - рычаг;  4, 9  - винты;5 - направитель; 6  - звено;

7 - палец;  8  -  кривошип;10  - поводок;  12  -  лапка

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Яшенков, С. К. Технология ремонта оборудования швейных предприятий / С. К. Ященков. – Москва : Легпромбытиздат, 1985. – 184 с.

2. Яшенков, С. К. Ремонт и монтаж оборудования на предприятиях швейной промышленности / С. К. Ященков, Э. В. Муравьев. –  Москва : Легкая индустрия, 1967. – 168 с.

3. Силуянов, В. П. Прогрессивные способы восстановления деталей машин / В П. Силуянов. – Минск : Ураджай, 1988. – 120 с.

4. Беленький, С. И. Повышение эффективности ремонта текстильного оборудования / С. И. Беленький. – Москва : Легпромбытиздат, 1987. – 152 с.

  1.  Франц, В. Я. Эксплуатация и ремонт швейного оборудования / В. Я. Франц. – Москва : Легкая индустрия, 1978.

6. Исаев, В. В. Устройство, наладка и ремонт швейных машин / В. В. Исаев. –  Москва : Легкая и пищевая промышленность, 1983.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13891. Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать Конституцию гражданина 25.5 KB
  Конституция государства должна быть такой чтобы не нарушать Конституцию гражданина Конституция должна соответствовать моральным принципам человека и быть гарантом его прав и свобод. Конституция – это основной закон государства. В отличие от других нормативнопра...
13892. Инфляция – золотое время для возврата долгов 25 KB
  Экономика. Инфляция – золотое время для возврата долгов. К.Мелихан. Некоторые слои населения могут выиграть от инфляции. Инфляция – снижение покупательской способности денег в виду их чрезвычайного переполнения. Основными причинами инфляции могут являться внешние ...
13893. Закон тщетно существует для тех, кто не имеет мужества и средств его защищать 14.85 KB
  Закон тщетно существует для тех кто не имеет мужества и средств его защищать. Каждый человек живущий в государстве должен быть в первую очередь законопослушным защищать закон и следовать ему беспрекословно. Отсутствие справедливых законов может привести к гибел
13894. Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только умерь свою жадность 15.12 KB
  Если хочешь быть богатым не помышляй увеличить своё имущество а только умерь свою жадность. К. Гельвеций. Принято полагать что синонимом слову богатство является большое количество материальных благ принадлежащих какомулибо человеку. Но может ли считать
13895. Диктатура – это государство, в котором все боятся одного, а один – всех 14.52 KB
  Диктатура – это государство в котором все боятся одного а один – всех. А.Моравиан. Государства в которых у власти находятся диктаторы обречены на крах. Такая власть строится на запугивании населения что приводит в конечном счёте к её свержению. Диктатура – пол...
13896. Демократия есть механизм, который гарантирует, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем 14.84 KB
  Демократия есть механизм который гарантирует что нами управляют не лучше чем мы того заслуживаем. Б. Шоу. Демократия политический режим при котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан подчиняющихся закону. Но демократия подразумевает не то...
13897. Дело – за юношей, совесть – за взрослым, молитва – за стариком 16.05 KB
  Дело за юношей совесть за взрослым молитва –за стариком. Л. Питер. На каждом этапе социализации человек осуществляет определённый вид деятельности и выполняет определённые социальные роли. Социализация – начавшийся в младенчестве и заканчивающийся в глу...
13898. Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них есть выходы. И каждый не одну играет роль 19.44 KB
  Весь мир – театр. В нем женщины мужчины – все актеры. У них есть выходы. И каждый не одну играет роль. У. Шекспир Динамика современной жизни во многом заставляет личность приспосабливаться и трансформироваться меняя свою социальную роль. Говоря о социальной струк...
13899. Будь поучтивее с людьми, которых встречаешь, взбираясь наверх, - ты ещё встретишься с ними, когда будешь спускаться 15.52 KB
  Будь поучтивее с людьми которых встречаешь взбираясь наверх ты ещё встретишься с ними когда будешь спускаться У. Мизнер. Человеческая жизнь непредсказуема в ней бывают не только взлёты но и падения. На протяжении всей жизни человек приспосабливается к о