10765

Проблема бытия в классической философии (от Античности до эпохи Нового Времени)

Реферат

Логика и философия

Проблема бытия в классической философии от Античности до эпохи Нового Времени Онтология выделилась из учений о бытии природы натурфилософии как учение о самом бытии еще в древнегреческой философии. Хотя специального терминологического обозначения у него не было....

Русский

2013-04-01

47.5 KB

20 чел.

Проблема бытия в классической философии (от Античности до эпохи Нового Времени)

Онтология выделилась из учений о бытии природы (натурфилософии) как учение о самом бытии  еще в древнегреческой философии. Хотя специального терминологического обозначения у него не было.

Бытие – это чистое существование, не имеющее причины, бытие – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Это действительность в полном смысле слова, ибо все остальное, имеющее внешние причины, - не в полном смысле слова действительность, не в полном смысле слова существует. Поскольку бытие открывается только человеку и только через его мышление, то попытка постижения бытия есть попытка приобщиться к истинному существованию, обретение самобытности, свободы.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слово «бытие» было введено древнегреческим философом Парменидом. До этого предметом изучения в античной науке и философии были существующие вещи, но не сущее как таковое. Парменид сделал важный шаг в становлении философии. Теперь проблема заключалась в самообосновании философии: может ли мысль, независимо от опыта, открыть объективную, общезначимую истину? Нужно было найти точку пересечения двух непересекающихся рядов — ряда вещей и ряда мысли, точку совпадения мышления и бытия. У Пифагора такой точкой было число, у Гераклита — слово (логос), у Парменида — бытие.

Парменид обнаружил, что логика осмысления категории бытия приводит к весьма необычным выводам. Бытие – это все то, о чем можно сказать: «это есть» или «это существует». А небытие есть? Если признать, что «небытие есть», то мы получим логическую ошибку: то, чего нет (небытие) – есть?! Чтобы ее избежать надо просто лишить «небытие» статуса существования. Поэтому единственным логически верным вариантом соотношения бытия и небытия может быть только суждение «бытие есть, небытия нет».

Тезис 1. То, что есть – существует; то, чего нет – не существует. Бытие есть, а небытия – нет.

Выведение характеристик бытия: Но если небытия нет, то ничто не может ни возникнуть (из небытия), ни исчезнуть (уйти в небытие). А если ничто не возникает и не исчезает, то, следовательно, ничего не изменяется, т.е. не движется.

Тезис 2. Бытие неизменно и неподвижно.

Не возникло и не подвержено гибели.

Тезис 3. Едино и вечно, неделимо. Это характеристики, противоположные тем, какими наделены  вещи чувственного мира, мира мнения – множественные, преходящие, подвижные, изменчивые.

Впервые в истории философского мышления элеаты (представители Элейской школы, к которой и относился Парменид) противопоставили бытие как нечто истинное и познаваемое чувственному миру как всего лишь видимости («мнению»), который не может быть предметом подлинного знания.

Тезис 4. Бытие познаваемо, а небытие непостижимо.

Есть – это то, что не может не быть, т.е. это бытие, сущее.

Не Есть – это то, что необходимо не может быть, т.е. небытие, несущее. Мыслить можно только бытие, то есть то, что ЕСТЬ, ибо, то, чего нет, никоим образом не может быть мыслимо.

А как же быть с тем, что мы реально видим и чувствуем в окружающем нас мире, где все прекрасно движется и делится без проблем. Выходит мир совсем не такой, каким мы его воспринимаем? Действительно, по сути своей он не такой. Сущность мира, его бытие, т.е. то, что позволяет ему существовать, радикально отличны от чувственно воспринимаемого его облика. И это настоящее подлинное бытие мира открывается только в мышлении. А это значит, что природа его идеальна, она в чем-то сродни нашему мышлению, составляет его абсолютную основу.

Такая трактовка не могла не вызвать возражений и выдвижения конкурирующих концепций. Но исходный пункт рассуждений уже не оспаривался: подлинное бытие не дано человеку непосредственно; оно скрыто, отлично от повседневной реальности и постижимо только силой абстрактного мышления.

До Парменида философы размышляли о существующих вещах, он первый начал размышлять о сущем как таковом, что, собственно, и было началом философии. После Парменида философы стремились познать и объяснить то, что в принципе не могло быть предметом опыта, что отсутствовало среди существующих вещей и отношений, что можно было познать только мыслью, и, следовательно, мысль сама по себе, как они утверждали, может познать истину. Парменид открыл новое измерение универсума, которое было несводи мо к природе — ни к окружающему миру, ни к природе человека. Бытие и мысль сливаются, потому что их определения совпадают. Он открыл реальность, которая не является ни природой, ни человеком,— это третья реальность, которая дана в мышлении. Именно она соответствует тому, что называется бытием.

Античные оппоненты Парменида не согласились, прежде всего, с отрицанием небытия. Без него мир не полон, несовершенен, незакончен. Одно из самых удачных решений у Демокрита.

ДЕМОКРИТ

Основой мира он провозгласил атомы – мельчайшие неделимые частицы. Демокрит мыслит бытие как множественное – атомы, а небытие – как пустоту. При этом принцип единства бытия сохранился у Демокрита по отношению к каждому атому – он неделим.

Гераклит также не соглашается с Парменидом. Он считал, что бытие находится в изменении и становлении. Но при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, пребывает, являет себя во многих изменениях и данностях. Он говорит где-то, что все движется и ничто не остается на месте, и образно сравнивая сущее с течением реки, говорит, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Те, кто называют бытие «толканием», можно сказать, почти по Гераклиту, полагают, что все вещи идут и ничто не остается на месте; таким образом, причиной и первоначалом вещей оказывается «то, что толкает», поэтому оно правильно было названо «толканием».

Согласно Гераклиту и всему племени его единомышленников, все вещи движутся словно потоки; из стремительного движения и взаимосмешения рождается все, о чем мы говорим, что оно «есть», но название это неправильно: ничто никогда не «есть», но всегда возникает (становится).

Гераклит Фрагменты// Фрагменты ранних греческих философов.С.209)

ПЛАТОН

Он характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувствам. Это у Платона «мир идей» или «эйдосов». Поэтому бытие у Платона множественно – это нематериальные умопостигаемые идеи (истинно сущее).

Бытию противостоит становление – чувственный мир преходящих вещей.

Платон признает существование небытия. В противном случае было бы не понятно, как возможны заблуждения и ложь – «ведь ложное мнение – это мнение о несуществующем».

Бытие как взаимосвязанное множество идей существует и может быть мыслимо лишь в силу своей причастности к сверхбытийному и непознаваемому Единому.

ВЫВОДЫ: У греков понятие бытия, так же как и совершенства, связано с понятиями предела, единого, неделимого и определенного.

Соответственно беспредельное, безграничное осознается как несовершенство, небытие.

В целом бытие абсолютно, небытие относительно. Небытие, ничто – это принцип временности, смены и становления – процессов, происходящих внутри вечного и бесконечного бытия. Бытие – субстанция, оно первично, небытие – акциденция, оно обусловлено. Оппозиция бытие-небытие аксиологически нагружена. Бытие рассматривается как обладающее формой, организацией, а небытие – бесструктурный хаос, пустота; бытие – сущность и единое, небытие – видимость и многое; бытие – жизнь, небытие – смерть; бытие – добро, небытие – зло, ложь и безобразие. Обладать бытием – благо, потерять его – несчастье.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

В средние века статус высшего знания принадлежал теологии. Средневековая христианская философия также не обошла вниманием тему бытия. И здесь на первый план вышло противопоставление земного, ограниченного существования подлинному, сверхчувственному бытию. Всецелой полнотой бытия в христианской картине мироздания обладает только Бог. Он и есть собственно, настоящее бытие. Все остальное – «тварно», т.е. сотворено Богом, и потому не имеет самостоятельности. Акт творения мира Богом создает причастность создаваемых вещей подлинному бытию (Богу) и одновременно выстраивает их в подлинную иерархию. Чем дальше от материи, тем ближе к Богу, тем больше укорененность вещи в реальном, т.е. божественном бытии. Душа человека, его разум, будучи идеальными образованиями, приближаться к истинному бытию, приоткрывать его реальные свойства.

Фома Аквинский полагал, что высшей реальностью является действительность — чистый акт. Это Бог, сущность которого в том, чтобы существовать. Во всех остальных вещах и видах сущность и существование не совпадают. Бог есть само бытие, акт творения — следствие абсолютной полноты самого бытия.

Ступени совершенства бытия

     Фома Аквинский  Сумма теологии/ Бургош Ю. Фома Аквинский. С.156, 157, 158.

«Совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все ступени совершенства. И одна ступень совершенства состоит в том, что некоторая вещь совершенна и не может выйти из своего совершенства; другая же ступень совершенства состоит в том, что некоторая вещь совершенна, но может из своего совершенства выйти… Совершенство вселенной требует, чтобы были и некоторые вещи, которые  могут отступить от своей благости; потому они  и в самом деле время от времени делают это. В этом и состоит сущность зла, т.е. в том, чтобы вещь отступала от блага. Отсюда явствует, что в вещах обнаруживается зло, как и порча есть некоторое зло…

Из сказанного выше следует, что нет единичного первичного зла в том смысле, в котором есть единое первичное начало блага…

Понятие зла противоречит понятию первичного начала, и притом не только потому, что зло, в согласии со сказанным выше, обусловлено благом, но и потому, что зло не может быть для чего-либо причиной иначе, как акциденциально и потому оно не может быть первопричиной…»

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ФОЗРОЖДЕНИЯ

Онтологические идеи Н. Кузанского и Дж. Бруно. Это идеи пантеизма и бесконечности Вселенной.

Николай Кузанский (1401-1461) соединил в своих произведениях философские идеи античности, средневековья и Возрождения. В онтологии Кузанца происходит сглаживание противоположности Бога и мира. Николай Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир, преодолевая присущий теизму разрыв между творцом и его творением и фактически принимая позицию пантеизма. Бог — «абсолютный» или «бесконечный максимум», актуальная бесконечность, мир — проявление Бога, «ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Согласно Николаю Кузанскому, Бог есть одновременно центр и окружность, он пребывает везде и нигде. Мир также имеет свой центр повсюду и нигде. Философ, выдвинув в качестве основного принципа своей философии положение о «совпадении противоположностей», поставил под сомнение незыблемость закона непротиворечия, установленного Аристотелем, и тем самым расшатал устои средневековой схоластики. Вместо монотеистического принципа творения из ничего он выдвинул принцип ограничения «абсолютного максимума», в силу чего возникает неисчерпаемое многообразие единичных вещей. Иной конкретизацией той же мысли Николая Кузанского, восходящей к неоплатонической идее эманации, был принцип развертывания Бога в мир и свертывания мира в лоно божественного абсолюта. Николай Кузанский возродил античный взгляд на человека как на микрокосм, подобный макрокосму. Человек – существо, соединяющее в себе божественное и земное.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В Новое время гносеология вытесняет онтологию. Если у Декарта, Спинозы и Лейбница еще есть учение о субстанции, то у эмпириков онтологическая доктрина вообще отсутствует.

Бытие рассматривается как субстанция, которое есть начало самотождественное, устойчивое, неизменное.

В философии 17 века одновременно представлены сразу три формально возможные модели бытия: монистическая (пантеизм Спинозы), дуалистическая (деизм Декарта) и плюралистическая (Лейбница).

Для западноевропейской философии второй половины XIX в. характерно резкое падение интереса к метафизике вообще и к онтологии как самостоятельной философской дисциплине в частности, критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. Философов все более соблазняли успехи естествознания в попытках нефилософского синтетического описания единства мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40284. Кататонический синдром 31.5 KB
  Кататоническое возбуждение. Экстатическое растеряннопатетическое возбуждение. Возбуждение может прерываться эпизодами ступора или субступора.
40286. Лечение алкогольных психозов 27 KB
  Лечение: 1 детоксикация применение поливидона декстрана70 декстрана40 препаратов трисоль и хлосоль изотонического раствора хлорида натрия раствора Рингера внутривенно капельно или 5 раствора глюкозы капельно по 500 1000 мл; 25 раствора сульфата магния 5 10 мл внутривенно с 10 раствором глюкозы капельно; тиосульфата натрия хлорида кальция внутривенно унитиола 5 10 мл внутримышечно; 2 немедикаментозная детоксикация очистительная клизма плазмаферез гипербарическая оксигенация поверхностная церебральная...
40287. Лечение инфекционных психозов 26 KB
  При начальных или стертых субпсихотических расстройствах показано применение транквилизаторов диазепам феназепам нитразепам при нарастании бессонницы тревоги и страха применяют нейролептические средства аминазин терален. В состоянии помраченного состояния делирий эпилептиформное или онирическое состояние показано внутривенное введение диазепама при сильном возбуждении инъекции аминазина или тералена. Изза опасности коллапса аминазин и терален необходимо сочетать с сердечнососудистыми средствами кофеин кордиамин.
40288. Лечение наркоманий и токсикоманий 31.5 KB
  Первый этап включает в себя купирование абстинентного синдрома и проведение дезинтоксикационных мероприятий направленных на нормализацию соматоневрологических нарушений и коррекцию психических расстройств. Третий этап лечения заключается в выявлении основного синдрома психической зависимости и проведении целенаправленной терапии. Патогенетически обоснованная терапия определяется химической структурой и механизмом действия наркотика а также структурой клинического синдрома. Наиболее эффективными средствами купирования опийного...
40289. Лечение при ЧМТ 27.5 KB
  Применяется также ряд препаратов оказывающих влияние на мозговое кровообращение кавинтон сермион циннаризин танакан.
40290. Лечение эпилепсии 24.5 KB
  Классические препараты: карбамазепин для лечения парциальных и больших эпилептических припадков а также сочетания этих типов приступов; вальпроат эффективен при больших эпилептических и парциальных припадках препарат выбора при абсансах и миоклонических судорогах; пролонгированная форма депакинхроно; 5 новых препаратов: вигабатрин сабрил ламотриджин ламиктал габапентин нейронтин топирамат топамакс и тиагабин габитрил.
40291. Личностные расстройства 27 KB
  Долговременный паттерн переживаний и поведения явно отклоняющийся от общепринятых в данной культуре норм поведения. Этот паттерн проявляется в двух или более областях: 1. Данный паттерн приводит к нарушениям адаптации или к ухудшению функционирования в социальной профессиональной межличностной сферах. Данный паттерн является стабильным и установился до 18 лет.