10853

Проектирование СТОА

Дипломная

Логистика и транспорт

Технологическое проектирование синтезирует большой и разнохарактерный круг организационно-технологических и экономических вопросов. Изучение этих вопросов поможет молодому инженеру-механику автомобильного транспорта достаточно емко представить и освоить почти все вопросы, которые он должен решить в своей практической деятельности на СТОА.

Русский

2014-11-30

1.63 MB

100 чел.

Введение

При проектировании городской станции технического обслуживания автомобилей пользуемся документацией, полученной при прохождении производственной практики, а также ориентируясь на нормативные документы.

Технологическое проектирование синтезирует большой и разнохарактерный круг организационно-технологических и экономических вопросов. Изучение этих вопросов поможет молодому инженеру-механику автомобильного транспорта достаточно емко представить и освоить почти все вопросы, которые он должен решить в своей практической деятельности на СТОА.

Качество реконструкции, расширения, технического перевооружения и нового строительства во многом определяется качеством соответствующих проектов, которые должны отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к капитальному строительству. Основное требование заключается в обеспечении высокого технического уровня и высокой экономической эффективности проектируемых предприятий, зданий и сооружений. Это достигается путем максимального использования новейших достижений науки и техники с тем, чтобы новые или реконструируемые СТОА по времени их ввода в действие были технически передовыми и имели показатели высокие по производительности и условиям труда, уровню механизации, по себестоимости и качеству производства, по эффективности капитальных вложений.

Основными необходимыми условиями высококачественного проектирования являются:

  1.  надлежащее обоснование назначения, мощности и местоположения предприятия, а также его соответствие прогрессивным формам организации и эксплуатации автомобильного транспорта;
  2.  производственная кооперация с другими предприятиями, централизация ТО и ТР подвижного состава;
  3.  выбор земельного участка с учётом кооперирования внешних инженерных сетей;

унификация объёмно-планировочных решений здания с применением наиболее экономичных сборных конструкций, типовых деталей промышленного изготовления и современных строительных материалов.

1 Обоснование мощности СТОА

Таблица 1. Исходные данные

Наименование показателя

Значение показателя

Количество жителйе населенного пункта – P,чел.

17400

Число автомобилей на 1000 жителей - Aуд, авт./1000 чел.

190

Среднегодовой пробег автомобиля - Lг, км.

15000

Число заездов автомобиля на СТО в год - d

3

Режим работы СТО: число смен - c

продолжительность смены - Тсм., ч.

2

8

Количество рабочих дне в году СТО - Драб.г

252

Число продаваемых автомобилей в год - Апр

-----

Климатический район

Умеренный

Определим число легковых автомобилей принадлежащих населению заданного населенного пункта по формуле:

(1)

Определим число комплексно облаживаемых автомобилей на СТО.

(2)

где - коэффициент учитывающий  количество автомобилей, владельцы которых пользуются услугами СТО =0.75…0.9.  Принимаем =0.8

      - коэффициент учитывающий  количество автомобилей, за счёт транзита.

=1.1…1.2. Принимаем  =1.2

      - коэффициент учитывающий перспективы роста автомобилизации района =1.03…1.05. Принимаем  =1.05

2 Технологический расчет СТОА.

2.1 Расчет годового объёма работ и его распределение по постам и участкам.

Годовой объём ТО, ТР для городских СТО.

(3)

где - норматив удельной трудоемкости на 1000 км. пробега.

(4)

где -коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от природных климатических условий. =0.9 по табл. 2.

     -коэффициент корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов на СТО. Принимается по табл. 3.

Число рабочих постов.

(5)

По  табл. 1 определим нормативную трудоемкость для автомобилей малого и среднего класса.

Малый класс чел.ч/1000км. Средний класс чел.ч/1000км.

Особо малый чел.ч/1000км.

Принимаем что на проектируемом СТО будут проходить ТО-ТР автомобили особо малого, малого и среднего класса в процентном отношении 35/35/30 соответственно значит количество обслуживаемых автомобилей малого и особо малого класса в год составит 1166 автомобилей и среднего класса 1000 автомобиля.

Находим среднюю арифметическую нормативную трудоемкость.

Принимаем по т.3 к=0..85

По (4) рассчитываем удельные трудоемкости.

                               

Годовой объём работ.

                               

Тогда суммарный годовой объём работ на СТО будет равен.

Распределяем общий  годовой объём работ ТО-ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов по табл. 4 (ОНТП) и табл.  5 (ОНТП) уточнив количество постов на СТО во втором приближении по формуле.

(6)

Принимаем 16 постов.

Определим годовой объём уборочно-моечных работ СТО по формуле.

(7)

где -число заездов на СТО одного автомобиля в год для выполнения уборочно-моечных работ. Принимается из расчета 1 заезда на 800-1000 км. пробега.

    -разовая трудоемкость уборочно-моечных работ для городских СТО. Принимается по табл. 1 (ОНТП). Принимаем ,,

Тогда

Суммарный годовой объём уборочно-моечных работ.

Определим годовой объём работ по приемке-выдаче автомобилей по формуле.

(8)

 

где -разовая трудоемкость работ по приемке-выдаче в чел.ч, принимается по

      табл. 1(ОНТП). Принимаем ,

Суммарный годовой объём по приемке-выдаче автомобилей.

Определим годовой объём работ по противокоррозионной обработке по формуле.

(9)

где -т.к. периодичность антикоррозионных работ составляет периодичность 3-5 лет.

      -разовая трудоемкость антикоррозионных работ принимается по табл. 1 (ОНТП). Принимаем ,.

На городских СТО предусматриваются вспомогательные работы , обслуживание и ремонт технологического оборудования зон и участков, содержание инженерных коммуникаций, изготовление и ремонт нестандартного оборудования и инструмента.

Тогда годовой объём вспомогательных работ определяется по формуле.

где --коэффициент объёма вспомогательных работ т.к. их объём составляет 15-20% от основных работ. Принимаем

(10)

Результаты расчета годовых объёмов работ СТО приводим в табл.2.

Таблица 2. Годовые объёмы работ СТО.

Виды воздействия

Годовой объём работ (чел.ч)

98188

9871

1316

2998

16856

Всего

129229

Т.к. ТО-ТР  производится на СТО, производится на базе готовых деталей и узлов то  основные работы ТО-ТР выполняются на рабочих постах. Выполнение таких работ как например: электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные, шиномонтажные предусматривают как в зоне рабочих постов так и на производственных участках.

Таблица 3 Распределение объёма работ по видом и месту выполнения.

Виды работ

Распределение

Работ ТО_Р по видам

Распределение объёма работ по месту выполнения

на постах

на участках

%

чел-ч

%

чел-ч

%

чел-ч

1

2

3

4

5

6

7

Роботы по ТО-Р

Контрольно-диагностические

4

3927,52

100

3927,52

---

---

ТО в полном объёме

10

9818,8

100

9818,8

---

---

Смазочные работы

2

1963,76

100

1963,76

---

---

Регулировка угла управления колесами

4

3927,52

100

3927,52

---

---

Ремонт и регулировка тормозов

3

2945,64

100

2945,64

---

---

Электротехнические работы

4

3927,52

80

3141,12

20

785,4

Работы по системе питания

4

3927,52

70

2748,4

30

1178,12

Аккумуляторные работы

2

1963,76

10

196,36

90

1766,4

Шиномонтажные работы

1

981,88

30

294,56

70

687,32

Ремонт узлов, систем и агрегатов

8

7855,04

50

3927,52

50

3927,52

Продолжение табл. 3.

1

2

3

4

5

6

7

Кузовной и арматурный ремонт

28

27492,64

75

20619,48

25

6873,16

Окрасочные  и противокоррозионные

20

19637

100

19637

---

---

Обойные

3

2945,64

50

1671,51

50

1671,51

Слесарно-механические

7

6873,16

---

---

100

6873,16

Итого по ТО-Р

100

98188

---

74425,41

---

23762.59

Другие виды работ

Уборочно моечные работы

---

---

100

9871,5

---

---

Приемка –выдача автомобилей

---

---

100

1316,2

---

---

Антикоррозийное покрытие автомобилей

---

---

100

2998,8

---

---

Вспомогательные

---

---

---

---

100

16856

2.2 Расчет числа  постов.

Посты СТО по своему технологическому назначению  подразделяются на рабочие и вспомогательные. Рабочие посты- это автомобиле места оснащенные соответствующим оборудованием и предназначены для технического  воздействия на автомобиль, поддержание  и восстановление его технически исправного состояния и внешнего вида. (посты УМР, диагностирования, ТО-ТР, кузовных, окрасочных, противокоррозионных работ.

Число рабочих постов ТО-ТР определим по формуле.

(11)

где -годовой объём постовых работ соответствующего вида.

-коэффициент неравномерности загрузки постов по ОНТП. Принимаем  

-коэффициент использования рабочего времени поста по ОНТП при работе в 2 смены , в 1 смену .

-среднее число рабочих одновременно работающих на посту по ОНТП для постов УМР, ТО-ТР -2 чел;  для постов кузовных и окрасочных - 1.5 чел.; для постов приемки выдачи – 1 чел.

Рассчитаем количество постов ТО.

Результаты расчёта числа постов сводим в табл. 4

Таблица 4. Расчет числа постов.

Виды работ

Процентное отношение %

Годовой объём работ чел ч

Число постов

Расчётное

Принятое

ТО в полном объёме

100

9818,8

1,61

2

Смазочные работы

100

1963,76

0,32

1

Контрольно-диагностические

100

3927,52

0,64

Регулировка угла управления колесами

100

3927,52

0,64

2

Ремонт и регулировка тормозов

100

2945,64

0,48

Шиномонтажные работы

30

294,56

0,05

Работы по системе питания

70

2748,4

0,45

1

Аккумуляторные работы

10

196,36

0,03

Электротехнические работы

80

3141,12

0,51

Ремонт узлов, систем и агрегатов

50

3927,52

0,64

1

Кузовной и арматурный ремонт

75

20619,48

2,99

4

Обойные

50

1671,51

0,24

Окрасочные  и противокоррозионные

100

19637

2,84

3

Итого по ТО-Р

---

84689,78

12,23

14

Всего постов выполнения коммерческой механизированной мойки автомобиля определяется по формуле.

(12)

где -.суточное число заездов автомобиля на СТО для выполнения УМР.

     -коэффициент неравномерности поступления на посты коммерческой мойки, для СТО до 10 рабочих постой =1,3-1,5; для СТО до 11-30 рабочих постой =1,2-1,3

    -суточная продолжительность работы зоны УМР.

    -производительность моечной установки, принимается по паспортным данным или из расчета 20-40 автомобилей в час. Принимаем =20 авто/ч

      -коэффициент использования использования рабочего времени поста для УМР принимается при работе в 1 смену 0,92; в 2 смены 0,9.

(13)

где - число заездов автомобиля на СТО в год для выполнения УМР. =15 по формуле 7

Рассчитываем количество постов УМР перед выполнением работ ТО-ТР по формуле 11. Предварительно определяем объём УМР перед ТО-ТР по формуле 7.

(14)

где - число заездов автомобиля на СТО в год. d=3  заезда.

Объединяем в месте с   и у нас получается 1 пост  УМР.

Рассчитываем количество постов по противокоррозионной обработке.

Принимаем  1

Расчет числа вспомогательных постов.

Вспомогательные посты- это автомобиле-места оснащённые или не оснащенные оборудованием на которых выполняется технологические вспомогательные операции. Например посты приемки-выдачи, подготовки , сушки на окрасочном участке и т.д.

Число постов приемки-выдачи.

Принимаем  1 пост приемки-выдачи.

Не  предусматриваем в составе СТО постов сушки (обдува) после мойки т.к. используем комбинированную установку для мойки и сушки автомобилей.

Не предусматриваем постов сушки после окраски т.к. используем комбинированные окрасочно-сушильные камеры.

Предусматриваем вспомогательные посты перед окраской из расчета 1вспомогательных поста на 1 пост окраски и тогда

Расчет числа автомобилемест.

Автомобилеместа ожидания- это места для автомобилей ожидающих постановки на пост ТО-ТР и другие. При необходимости посты ожидания могут использоваться для выполнения некоторых видов ТО-ТР. На местах ожидания возможно проводить предпродажную подготовку автомобилей. Количество постов ожидания определяем из расчета 0.3-0.5 автомобилеместа на рабочий пост. Тогда принимаем.

Предварительно принимаем что все автомобилеместа размещаются вне помещении. Автомобиле места хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей и автомобилей ожидающих  обслуживание. Число автомобилемест хранения автомобилей готовых к выдаче определяется по формуле.

Укрупнённо общее число автомобилемест для хранения автомобилей ожидающих обслуживания и готовых к выдаче принимаем по формуле

(16)

где -норма численности постов ожидания и хранения =2-5 на 1 рабочий пост для

      городских СТО, =1.5 для дорожных СТО

Число автомобиле мест для открытой стоянки автомобилей клиентов и персонала СТО в не территории СТО. Принимается из расчета 2 места стоянки на 1 рабочий пост.

Таблица 5. Сводная таблица постов и автомобилемест.

Виды работ и назначение автомобилемест

Кол. постов

1

2

Рабочие

ТО-ТР

14

Коммерческой мойки и мойки ТО-ТР

1

Противокоррозионной обработки

1

Всего

16

Вспомогательные

Приемки-выдачи

1

Подготовка перед окраской

3

Всего

4

Продолжение таблицы 5

1

2

Мест ожидания

7

Автомобилеместа хранения

32

Автомобилеместа стоянки

32

2.3 Расчет численности персонала СТО

При расчете числа производственных рабочих на СТО различают технологически необходимое 9  (явочное) PT  и штатное (списочное) Рш количество рабочих для постовых и участковых работ. Расчет проводим по формулам.

(17)

где -годовой объём работ соответствующего вида.

,-соответственно годовые фонды времени технологически необходимого и штатного рабочего. Принимаем по табл. 6 (ОНТП). ;-для производств с нормальными условиями труда. ;-для вредных условий труда.

Рассчитываем штатное и явочное количество рабочих выполняющих контрольно-диагностические работы.

Рассчитываем явочное и штатное количество рабочих по другим выдам работ и занесем в табл. 6

Таблица 6. Явочное и штатное количество рабочих.

Виды работ

Объём работ

чел*ч

Численность производственных

рабочих,расчетная (принятая)

Пост.

Участ.

Технологически

Необходимое РТ

Штатное Рш

Пост.

Участ.

Пост.

Участ.

1

2

3

4

5

6

7

Контрольно-диагностические

3927,52

---

1,89(2)

---

2,15(2)

---

ТО в полном объёме

9818,8

---

4,74(5)

---

5,39(5)

---

Смазочные работы

1963,76

---

0,94(1)

---

1,07(1)

---

Регулировка угла управления колесами

3927,52

---

1,89(2)

---

2,15(2)

---

Ремонт и регулировка тормозов

2945,64

---

1,42(1)

---

1,61(2)

---

Электротехнические работы

3141,12

785,4

1,51(2)

0,37(*)

1,72(2)

0,43(*)

Работы по системе питания

2748,4

1178,12

1,32(1)

0,56(1)

1,50(2)

1,50(2)

Аккумуляторные работы

196,36

1766,4

0,09

0,85(1)

0,17(**)

0,97(1)

Шиномонтажные работы

294,56

687,32

0,14

0,54(1)

0,16(***)

0,6(1)

Ремонт узлов, систем и агрегатов

3927,52

3927,52

1,89(2)

1,89(2)

2,15(2)

2,15(2)

Кузовной и арматурный ремонт

20619,48

6873,16

9,9(10)

3,3(3)

11,32(11

3,77(4)

Окрасочные  и противокоррозионные

19637

---

9,4(10)

---

10,7(11)

---

Обойные

1671,51

1671,51

0,8(1)

0,8(1)

0,91(1)

0,91(1)

Слесарно-механические

---

6873,16

---

3,3(3)

---

3,77(4)

Уборочно моечные работы

9871,5

---

4,76(5)

---

5,42(5)

---

Приемка–выдача автомобилей

1316,2

---

0,63(1)

---

0,72(1)

---

Антикоррозийное покрытие автомобилей

2998,8

---

1,44(1)

---

1,64(1)

---

всего

44

12

48

15

Всего рабочих

56

63

*-электротехнические работы на участках выполняют рабочие занятые на постовых электротехнических работах.

**-аккумуляторные работы на постах выполняют рабочие занятые на участковых аккумуляторных работах.

***-шиномонтажные работы на постах выполняют рабочие занятые на постовых шиномонтажных работах.

Численность вспомогательных рабочих принимаем в процентном отношении от численности основных производственных рабочих по формуле:

(18)

где -норматив численности вспомогательных рабочих, в процентах к численности производственных рабочих.

         -штатное число рабочих.

Проведем распределение вспомогательных рабочих по видам работ, по табл. 8 (ОНТП) и результаты сведем в табл.7.

Таблица 7. Распределение вспомогательных рабочих по видам работ.

Вид вспомогательных работ

Распределение по видам %

Численность вспомогательных рабочих

Расчетная

Принятая

Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастка и инструмента

25

4

4

Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций

20

3,2

3

Прием, хранение и выдача материальных ценностей

20

3,2

3

Перегон подвижного состава

10

1,6

2

Обслуживание компрессорного оборудования

10

1,6

2

Уборка производственных помещений

7

1,12

1

Уборка территорий

8

1,28

2

Всего

100

16

17

Численность персонала управления предприятия, служащих младшего обслуживающего персонала (МОП) и пожарно-сторожевой охраны (ПСО) выбираем по табл. 9 (ОНТП) учитывая что количество рабочих  постов равно 22.

Таблица 8. численность персонала управления предприятия, служащих МОП, ПСО.

Наименование функции управления, персонала

Численность персонала

Общее руководство

1

Технико-экономическое планирование

Организацию труда и заработной платы

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

2

Комплектование и подготовка кадров

Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание

Материально-техническая служба

1

Производственно-техническая служба

7

Младший обслуживающий персонал (МОП)

2

Пожарно-сторожевая охрана (ПСО)

4

Итого

17

Определим количество инженерно-технических работников на СТО по формуле:

(19)

Определим суммарное количество работающих на СТО по формуле:

(20)

2.4 Расчет площадей зон, участков, складов, вспомогательных и технических помещений, стоянок.

Площади СТО по функциональному назначению условно делятся на:

1- производственно-складские

2- для хранения автомобилей

3- административно-бытовые и вспомогательные.

Площади зон ТО-ТР определяется по формуле:

                                                                                                                    (21)

где -площадь занимаемая автомобилем в плане принимается в зависимости от типа легкового автомобиля. Для автомобилей среднего класса максимальная длинна 4.7 м. максимальная ширина 1.8 м.         

     -количество постов по соответствующим видам работ.

    -коэффициент плотности расстановки. Представляет собой отношение площади занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами к сумме площадей проекции автомобилей в плане. При одностороннем расположение постов , при двухсторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания.

Меньшее значение КП принимается для СТО с количеством рабочих постов меньше 10.

Для примера рассчитаем площадь постов контрольно-диагностических работ.

                                                                                                    (22)

Расчет площади постов по видам работ и данные занесем в таблицу 9.

Таблица 9. площади постов.

Вид работ

Количество постов Xi

Коэф. плотности расстановки КП

Площадь Fi 2)

1

2

3

4

Контрольно-диагностические ,смазочные работы

1

6

51

ТО в полном объёме,

2

7

119

Регулировка угла управления колесами, ремонт и регулировка тормозов, шиномонтажные работы

2

7

119

Работы по системе питания, аккумуляторные работы, электротехнические работы

1

6

51

Ремонт узлов, систем и агрегатов

1

7

60

Кузовной и арматурный ремонт, обойные

4

6

204

Окрасочные  и противокоррозионные

3

6

153

УМР

2

6

102

Антикоррозийное покрытие автомобилей

1

6

51

Всего рабочих постов

19

910

Приемка –выдача автомобилей

1

5

42,5

Подготовка перед окраской

3

5

127,5

Всего вспомогательных

4

170

Площади участков определяются согласно п. 6.8 [4] принимаются из расчёта не менее 20 м2 на одного работающего в наиболее многочисленную смену.

Принимаю значение удельной площади участка на одного работающего равное 22 м2.

Для примера определю площадь слесарно-механического участка.

м2

Определю площади остальных участков и занесу в таблицу 2.9.

Рассчитаем площади остальных участков и занесем в таблицу 10.

Таблица 10. Площади участков

Вид работ

Кол. рабочих РТ

Площадь участка

Электротехнические работы

(1)

22

Работы по системе питания

2

44

Аккумуляторные работы

1

22

Шиномонтажные работы

1

22

Ремонт узлов, систем и агрегатов

2

44

Кузовной и арматурный ремонт

4

88

Обойные

1

22

Слесарно-механические

4

88

Всего

16

352

Вспомогательные работы будут выполнятся на соответствующих участках СТО.

Производственная площадь занимаемая рабочими постами и участками составит:

                                                                             (24)

Площадь складов определяется по формуле:

                                                                                                              (25)

где -удельная площадь складов на каждые 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей (м2) по табл. 11 (ОНТП)

Рассчитываем площадь склада запасных частей и деталей.

Рассчитываем площадь остальных складов и занесем в таблицу 11.

Таблица 11. Площади складов.

Наименование склада.

Удельная площадь  м2/1000к.о.а

Площадь склада.

Склад запасных частей и деталей.

32

106,6

Двигатели, агрегаты и узлы

12

39,9

Эксплуатационные материалы

6

19,9

Склад шин

8

26,65

Лакокрасочные материалы

4

13,32

Смазочные материалы

6

19,9

Кислород и ацетилен в баллонах

4

13,2

Всего

289,87

Площадь для хранения запасных частей и автомобильных принадлежностей продаваемых владельцам автомобилей на СТО принимаем в размере 10% от площади склада запасных частей.

Площадь кладовой для хранения автомобильных принадлежностей снятых с автомобилей на период обслуживания, согласно [3] следует принимать из расчета 2,9 м2 на 1 рабочий пост по ремонту агрегатов, кузовных и окрасочных работ.

,                                                         (2.31)

где  - удельная площадь для кладовой на 1 рабочий пост (м2); - общее количество рабочих постов по ремонту агрегатов, кузовных, окрасочных работ.

Рассчитываем площади хранения, ожидания и стоянки автомобилей по формуле.

                                                                     (27)

где -площадь занимаемая автомобилем в плане по габаритам (м2)

     -число автомобилемест хранения

    -коэффициент плотности расстановки автомобилей в местах хранения, ожидания и стоянки.

Рассчитаем площадь автомобилемест ожидания в зонах ТО-ТР.

Рассчитаем площади хранения, стоянки и данные занесем в таблицу 12.

Таблица 12. Площади хранения, ожидания, стоянки.

Назначение площади

Число автомобилемест

Площадь

Ожидания в зонах ТО-ТР

7

148,8

Хранения автомобилей ожидающих обслуживание и готовых к выдаче

32

680

Открытая стоянка

(вне территории)

32

680

Всего

71

1508,8

 

Рассчитаем площади административно-бытовых, производственных, и других помещений. Площади помещений персонала ИТР, служащих, МОП, ПСО рассчитываются согласно удельной норме на 1 работника.

                                                                                            (28)

где -удельная норма площади приходящаяся на 1 работника.

     - количество работников.

Кабинет директора принимается 20 м2

Рассчитываем полученные площади и данные занесем в таблицу 13.

Таблица 13. Площадь административных  помещений.

Наименование отдела

Удельная площадь, м2

Количество работников

Площадь отдела, м2

Общее руководство

12

1

12

ИТР

6

3

18

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

6

2

12

Материально-техническая служба

6

1

6

Производственно-техническая служба

6

7

42

МОП

6

2

12

ПСО

6

4

24

Всего

--

20

126

 

Площадь бытовых помещений определяется по формуле:

                                                                    (29)

где -удельная площадь бытовых помещений приходящаяся на 1 работающего на СТО. (производственные, вспомогательные рабочие и служащие) Принимаем

     - общее число работающих на СТО.

Площади технических помещений ( компрессорная, трансформаторная и т.д.) рассчитывается по формуле:

                                                               (30)

где -норма площади технических помещений принимается 5-10% от производственной площади. Принимаем

       - производственная площадь СТО (площадь занимаемая постами и участками)

Площадь помещений для клиентов (только для городских СТО).

                                                                                  (31)

где -общее количество рабочих постов.

      - норма площади помещений для клиентов (до 15 постов 8-9м2, с 16 до 25 постов 7-8м2,   более 25 постов 6-7м2 ).

Площадь помещений для продажи мелких запасных частей и автомобильных принадлежностей (площадь магазина) определяется по формуле:  

где -удельная площадь на каждые 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей.

Площадь данного магазина по другой методике можно принять как 30% от площади помещения для клиентов.

Определим площадь контрольно-пропускного пункта (КПП) расположенного на въезде на СТО.

                                                                            (32)

где -удельная площадь на 1 работника КПП в м2 , принимается из расчета 4 м2 на 1 работника.

    - количество персонала ПСО

Определим общую площадь СТО.

                                   (33)

2.5 Назначение и структура СТОА.  Организация технологического процесса ТО и ТР автомобилей.

Основным звеном (по решаемым задачам и числу предприятий) системы автосервиса является подсистема поддержания автомобилей в работоспособном состоянии. Эта подсистема выполняет услуги по техническому обслуживанию, ремонту и другим видам технических воздействий с целью обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей населения и представлена широкой сетью разных по мощности, масштабам и назначению предприятий автосервиса.

Станция технического обслуживания автомобилей предоставляет оборудованные посты, посты самообслуживания а также услуги по продаже запасных частей и материалов. Кроме этого, на этих станциях могут предоставляться технические консультации по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из главных звеньев которой выступают СТОА, обосновывается помимо технических следующими соображениями:

- экономическими — по данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей;

- социальными — относительная опасность автомобиля как транспортного средства очень велика и, по данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие неисправности автомобилей составляет 10-15% общего числа ДТП.

Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТОА — это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

 Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей осуществляется ремонтными службами АТП или станциями технического обслуживания автомобилей (СТОА). Структура СТОА находится в соответствии с технологическим процессом исходя из планов, графиков, периодичности и общего объема работ по техническому обслуживанию.

      Для каждой операции технологического процесса предусматриваются определенные пункты или участки производственной площади, имеющие специальные оборудование, приспособления и инструмент.

      Движение автомобилей по участкам станции технического обслуживания приводится.

      Техническое обслуживание и текущий ремонт на СТОА в основном осуществляются поточным методом, при котором работы выполняются на специализированных постах по заранее разработанной технологии с заданным временем их исполнения.

      Для перемещения автомобиля с поста на пост используются конвейеры.

      В зависимости от объема работ участков на станции технического обслуживания, специализирующихся по агрегатам, может быть несколько: участок по техническому обслуживанию двигателей, электрооборудованию, трансмиссии, ходовой части, кузова и кабины и т. д.

      Каждый вид работ выполняется по технологическим операционным картам. В них указываются наименование операции, технические условия и нормы времени на ее исполнение, применяемый инструмент и оборудование, специальность рабочего.

      При небольшом объеме работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту организация производства на СТОА может быть бригадной, при которой бригада выполняет работы по всем агрегатам автомобиля в пределах данного вида обслуживания. Квалификация исполнителей работы должна быть достаточно высокой. Работы ведутся на одном универсальном посту.

Производственный процесс ТО и ремонта АТС на предприятиях автосервиса (ПА) осуществляется согласно схеме, представленной на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Схема организации технологического процесса на ПА

Автомобили, прибывающие на ПА для проведения ТО и ремонта, проходят мойку, поступают на участок приемки для установленияобъема работ и через зону ожидания (или минуя ее) направляются на соответствующий производственный участок.

В зоне  мойки  осуществляются уборка салона кузова и багажника, мойка двигателя, колес, автомобиля (снизу и сверху), сушка.

Участок  приемки  и  выдачи  автомобилей предназначен для внешнего осмотра и проверки комплектности автомобиля, его технического состояния, определения ориентировочного объема работ, контроля выполняемых работ и сдачи автомобиля владельцу.

При необходимости для установления причин неисправностей мастер-приемщик направляет автомобиль на пост диагностирования или делает пробный выезд автомобиля. На  участке  диагностирования  выявляются скрытые неисправности в тормозной системе, подвеске, двигателе, системах питания и электрооборудования, прогнозируется остаточный ресурс, устраняются мелкие неисправности, контролируется качество ТО и ТР.

На  участке  (в зоне)  постовых  работ  по ТО и ремонту выполняются профилактические и ремонтные операции, снятие и установка агрегатов и узлов.

Снятые с автомобилей узлы и агрегаты могут направляться для проверки и ремонта на специализированные производственные участки: агрегатно-механический, шиномонтажный и шиноремонтный, топливной аппаратуры, электрооборудования, окраски и антикоррозионного покрытия, обойный.

Общий технологический процесс выполняемых работ и услуг на ПА заключается в следующем.

Сначала производится приемка автомобиля. Под приемкой автомобиляна ПА понимается комплекс работ по выявлению неисправностей деталей, узлов и агрегатов автомобиля иоформление соответствующей документации.

Приемка автомобиля на станцию предусматривает выявление объема и установление сроков выполнения работ, необходимых запасных частей и материалов, заявляемых владельцем автомобиля, первоначальной, а также суммарной стоимости работ и изделий. По согласованию с заказчиком и в его присутствии проводится дополнительный осмотр автомобиля с целью определения его технического состояния и прежде всего узлов, агрегатов и систем, влияющих на безопасность движения автомобиля.

При невозможности определения дефекта путем осмотра производятся проверка автомобиля с помощью приборов, испытание контрольным пробегом или даже, с согласия заказчика и за его счет, разборка узлов и агрегатов.

В случае необходимости регулировки или ремонта отдельных элементов автомобиля производится включение соответствующих работ в заявку на производство работ.

Во время оформления документации на прием автомобиля в ремонт составляется акт комплектности автомобиля, где отмечаются результаты наружного осмотра автомобиля, техническое состояние узлов, агрегатов, деталей и комплектности в пределах соответствия заводской инструкции по эксплуатации данной модели автомобиля, а также недостающие детали.

После установления объема и характера работ приемщик заполняет заказ-наряд,вписывая позиции прейскуранта, характеризующие наименование работ и стоимость их выполнения.

Заказчик или работник ПА перегоняет автомобиль на один из рабочих постов. Если свободных рабочих постов нет или автомобиль принят на длительный ремонт, то его перегоняют на стоянку ремонтного фонда. АТС (узел, агрегат), поступающее на ТО и ремонт, должно быть чистым (вымытым). Наружная мойка АТС или его агрегатов, а также уборка салона могут проводиться и как самостоятельная технологическая операция в соответствии с заказом-нарядом. Автомобиль поступает на участки ТО и ремонта,где после устранения неисправностей проводится приемочный контроль, результаты которого вписываются в ранее заполненную карту диагностирования автомобиля и сверяются с контрольными показателями. При передаче автомобиля с одного производственного участка на другой выполняется операционный контроль, например, проверяется качество выполненных жестяницко-сварочных работ при ремонте кузова автомобиля перед его поступлением на участок окраски.

Начальник смены или мастер, исходя из загруженности участка и квалификации персонала, вида необходимых работ, распределяет и доводит до исполнителя объем работ. Распределение работ фиксируется начальником смены в журнале распределения работ с указанием фамилии слесаря, выполняющего работу.

Технологическую оснастку и инструмент, средства измерения, необходимые для выполнения работ, слесарь получает на складе инструмента. Запасные части и расходные материалы, необходимые для проведения работ в соответствии с заказом-нарядом, выписывает со склада и передает исполнителю ТО и ремонта кладовщик цехового склада запасных частей и материалов, заполняя при этом три экземпляра накладных.

Исполнитель работ получает запасные части и расходные материалы на цеховом складе в соответствии с накладной. Первый экземпляр накладной сшивается с заказом-нарядом и передается заказчику, второй экземпляр – в бухгалтерию, третий экземпляр сшивается с заказом-нарядом и остается на предприятии.

Слесарь выполняет работы в соответствии с заказом-нарядом. При проверке содержания СО и СН в отработавших газах осуществляется обязательная регистрация в журнале результатов проверки. При выполнении работ, связанных с ремонтом тормозной системы, проводится контроль на участке диагностики с обязательной регистрацией. После окончания работ слесарь удаляет все возможные наружные и внутренние загрязнения АТС, возникшие в процессе его обслуживания.

Межоперационный контроль осуществляет начальник смены или мастер. В ходе контроля он производит оценку выполненных в соответствии заказом-нарядом работ согласно нормативной документации предприятия-изготовителя АТС.

При положительных результатах контроля начальник смены или мастер проставляет в заказе-наряде отметку – код исполнителя работ и личную подпись, подтверждающую контроль выполнения каждой операции, отметку об использовании запасных частей и материалов заказчика. Он контролирует соответствие объема выполнения работ по заказу-наряду, отсутствие наружных и внутренних загрязнений АТС, отсутствие посторонних предметов (специнструмент и другие, не принадлежащие заказчику предметы, оставленные в АТС в процессе обслуживания), демонтированные в процессе обслуживания АТС запчасти и тщательность их упаковки (если заказчик не отказался от их получения), наличие всех сопроводительных документов на обслуживание АТС, делает отметку в заказе-наряде о своем контроле по всем предусмотренным заказом-нарядом видам работ.

При отрицательных результатах контроля слесаря информируют о необходимости доработки. В этом случае оформляется протокол несоответствия, который после регистрации в журнале несоответствующих услуг передается начальнику отдела сервиса для анализа и принятия мер.

После окончания работ на ПА автомобиль поступает на пост выдачи или на площадку ожидания выдачи заказчику. Под выдачей понимается комплекс контрольных и осмотровых работ, направленных на определение качества и объема выполненных работ. Начальник смены или мастер, отвечающий за выполнение данного заказа-наряда, заполняет его, а в столе заказов производится подсчет окончательный стоимости выполненных работ, использованных запасных частей, материалов и после полной оплаты выполненного заказа заказчику оформляется пропуск на выезд автомобиля, который затем сдается заказчиком при выезде из ПА.

Технологический процесс ремонталегковых автомобилей на ПА включает (помимо операций по приему и выдаче автомобилей, моечно-уборочных работ) следующие процессы: разборочные, дефектовочные, в том числе поэлементные, слесарные, сварочные, рихтовочные, окрасочные, сборочные, обкаточные.В процессе ремонта выполняются мойка и чистка разобранных деталей и узлов, определяется их годность к восстановлению, заменяются или восстанавливаются детали, обеспечивается временное хранение разобранных узлов, относящихся к конкретному автомобилю, до момента поступления на сборку новых запасных частей или восстановленных деталей.

3.  Разработка планировочных решений  СТОА.

3.1 Разработка компоновочного решения производственного корпуса СТО.

Данный пункт пояснительной записки содержит обоснование взаимного расположения производственно-складских и административно-бытовых помещений. Дается обоснование выбранного объемно-планировочного решения производственного корпуса и его основная характеристика: конструктивная схема, сетка колонн, размеры здания в плане, высота помещений от пола до низа несущих конструкций покрытий.

Прежде чем приступить к разработке планировочного решения производственного корпуса, составили экспликацию помещений с указанием площадей, принятых в результате технологического расчета. В этой же таблице указали площади помещений, полученные в процессе разработки планировки. Категория производства по взрывопожарной и пожарной опасности устанавливается, согласно нормативным рекомендациям.

На основе экспликации помещений разрабатываем планировку производственного корпуса СТОА.

Планировочное решение зон ТО и ТР разрабатываем с учетом требований ОНТП и Ведомственных строительных норм предприятий по обслуживанию автомобилей (ВСН).

Производственный корпус спроектирован из сборных железобетонных конструкций с переменной сеткой колонн 12x12, 12x24, 12x18 м. Проездные  посты позволяют проводить диагностические и моечные работы без дополнительного маневрирования.

Кузнечно-рессорный, медницкий и сварочный участки по условиям однородности выполняемых в них работ располагаем смежно.

Слесарно-механический и агрегатный участки, исходя из целесообразности, группируем вместе, а также рядом со складом запчастей, агрегатов и материалов.

Таблица 14 – Экспликация помещений.

Номер

на

плане

Наименование

Площадь

м2

Категория

помещения

1

Электротехнический участок

15

Д

2

Участок по ремонту системы питания

14

Б

3

Участок аккумуляторный

21

Д

4

Участок шиномонтажный и вулканиз.

18

В

5

Участок агрегатный

50

Д

6

Участок кузовной

66

Г

7

Участок обойный

18

В

8

Участок слесарно-механический

66

Д

9

Склад запчастей

302

Д

10

Склад двигателей, агрегатов, узлов

114

Д

1

2

3

4

1

2

3

4

11

Склад экс. материалов

57

Д

12

Склад автомобильных шин

76

В

13

Склад лакокрасочных материалов.

38

Б

14

Склад смазочн. мат-лов

57

В

15

Кладовая

19

Д

16

Склад запчастей для продажи

30

Д

17

Санузел

7

Д

18

Посты ожидания

191

В

19

Посты диагностики

51

В

20

Посты ТО

119

В

21

Посты ТР

230

В

22

Посты кузовных работ

306

Д

23

Участок окрасочный

255

А

24

Посты моечные

102

Д

25

Посты приемки выдачи

43

Д

26

Посты антикоррозионного покрытия

102

А

27

Посты подготовки перед окраской

340

В

28

Магазин

66

Д

29

Комната для клиентов

176

Д

30

Производственно-техническая служба

48

Д

31

Материально-техническое обслуживание

12

Д

32

Младший обслуживающий персонал

18

Д

33

ПСО

24

Д

34

Кабинет директора

20

Д

35

ИТР

24

Д

36

Бухгалтерия

18

Д

37

Мужской гардероб

30

Д

38

Женский гардероб

30

Д

39

Трансформаторная

20

Д

40

Электрощитовая

20

Д

41

Компрессорная

20

Д

42

Тепловой пункт

20

Д

43

Насосная станция

20

Д

Рядом с постами работ ТР располагаем: агрегатный участок, склад запчастей, агрегатов, материалов и инструмента, слесарно-механический участок.

При размещении санузлов и курительных учитывали, что расстояние от них до наиболее удаленных рабочих мест должно быть не более  75 м.

Общая площадь производственного корпуса работ ТО-ТР, включая проезды, составляет 2267,85 .

3.2. Краткое описание работ, выполняемых в подразделениях производственного корпуса.

- зона ТО-1, ТО-2: выполняются работы направленные на снижение интенсивности изменения параметров технического состояния механизмов и агрегатов автомобиля, выявление и предупреждение неисправностей и отказов, обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды контрольные, смазочные, крепежные, регулировочные и другие работы

- зона ТР: выполняются работы направленные на устранение возникших отказов и неисправностей разборочные, сборочные, слесарные и другие работы, замена агрегатов и деталей

- пост Д-1, Д-2: определяется техническое состояние узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения и пригодность автомобиля к эксплуатации, а также уточняются объемы ТО и потребности в ремонте

- агрегатный участок: производится ремонт редукторов задних мостов, рулевых управлений, коробок передач, двигателей и других агрегатов и узлов, снятых с автомобилей

- слесарно-механический участок: производится механическая обработка деталей, а также клёпка фрикционных накладок и дисков сцеплений, срезание накладок с тормозных колодок

- сварочно-жестяницкий участок: производятся сварочные

и жестяницкие работы

- электротехнический участок: производится проверка и ремонт электрооборудования автомобилей

- аккумуляторный участок: производится обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей

- участок ремонта приборов системы питания: производится проверка дизельной аппаратуры, карбюраторов, ремонт карбюраторов, испытание и регулировка форсунок

- окрасочный участок: производится окраска автомобилей

- шиномонтажно-вулканизационный участок: производится монтаж и демонтаж шин, ремонт камер и покрышек автомобилей, изготовление фланцев вентилей и соединения их с камерами, проверка герметичности камер, накачка шин

- кузнечно-рессорный, медницкий, арматурный участок: выполняется ремонт рессор, радиаторов, топливных баков автомобилей

- обойный участок: производится обивка подушек и спинок сидений.

3. 3.  Проектирование производственного участка (зоны) СТО, подробное описание производственного процесса на участке.

  После компоновки производственного корпуса и определения размеров участков производим в соответствии с заданием разработку планировочного решения аккумуляторного участка.

Технологическая планировка производственного участка представляет собой план расстановки технологического оборудования, производственного инвентаря и прочего оборудования и является технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование. К технологическому оборудованию относятся станки, стенды, приборы, приспособления и производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, столы, шкафы).

Аккумуляторный участок предназначен для ремонта и ТО АКБ, работы по зарядке и проверки разряда АКБ.  Аккумуляторный участок размещается в двух помещениях: для ремонта аккумуляторных батарей, для зарядки АБ, для приготовления электролита.

АКБ, снятые с автомобилей, поступают на аккумуляторный участок. Здесь они проходят весь комплекс разборочно-сборочных и ремонтных операций (мойку, разборку, мойку деталей, дефектацию, сортировку, ремонт (иногда восстановление) сборку и испытание).

При размещении технологического  оборудования, кроме нормируемых расстояний необходимо учитывать ширину проездов для доставки АКБ.

На  данном участке обеспечивается свободный доступ к оборудованию. Расстояние между элементами оборудования, оборудованием и элементами зданий соответствует нормативному, вследствие чего рабочие имеют свободный подход ко всему оборудованию на участке. Оборудование не представляющее собой особой опасности устанавливается вблизи с элементами зданий. Стеллажи, подставки под оборудование при размещении их у стен боковой или тыльной стороной можно располагать вплотную к стенам и вплотную друг к другу. Расстояние между элементами оборудования, оборудованием и элементами зданий должно быть не меньше нормативного. Участок имеет искусственное освещение.

Требования к работам на аккумуляторном участке:

  1.  ТО и зарядку аккумуляторных батарей и работы, связанные с их ремонтом, необходимо проводить в специально оборудованных для этих целей помещениях.
  2.  Аккумуляторные батареи следует демонтировать с автомобиля и устанавливать на автомобиль с помощью специальных грузозахватных устройств, исключающих их падение.
  3.  Для перемещения аккумуляторных батарей по территории и в помещениях организации следует пользоваться специальной тележкой, платформа которой исключает возможность падения батарей.
  4.  При переносе вручную малогабаритных аккумуляторных батарей необходимо использовать приспособления (захваты) и соблюдать меры предосторожности во избежание обливания электролитом.
  5.  Приготавливать кислотный электролит нужно в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и тому подобных), при этом необходимо сначала налить дистиллированную воду, а затем в нее лить кислоту тонкой струей. Переливать кислоту из бутылей следует только с помощью специальных приспособлений (качалок, сифонов и тому подобных).
  6.  Переливать кислоту вручную, а также вливать воду в кислоту не допускается.
  7.  Бутыли с кислотой, электролитом разрешается переносить на специальных носилках или других приспособлениях, исключающих падение бутылей, а также перевозить, прочно закрепив их на тележках. Пробки на бутылях должны быть плотно закрыты.
  8.  Все сосуды с кислотой, щелочью и электролитом должны иметь соответствующие надписи.
  9.  Большие куски едкого кали необходимо дробить, прикрывая их чистой тканью для предупреждения разлета мелких частиц. Не допускается брать едкое кали руками, его следует брать при помощи стальных щипцов, пинцета или металлической ложки.
  10.  Аккумуляторные батареи, устанавливаемые для зарядки, должны соединяться между собой только проводами с наконечниками, плотно прилегающими к клеммам батарей и исключающими возможность искрения.
  11.  Присоединение аккумуляторных батарей к зарядному устройству и отсоединение их должно проводиться только при выключенном зарядном оборудовании.
  12.  Контроль за ходом зарядки должен осуществляться при помощи специальных приборов (термометра, нагрузочной вилки, ареометра и тому подобных приборов). Проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием не допускается.
  13.  Зарядка аккумуляторных батарей должна проводиться только при открытых пробках и включенной вытяжной вентиляции.
  14.  Для осмотра аккумуляторных батарей необходимо пользоваться переносными светильниками во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 42 В.
  15.  Не допускается:
  16.  входить в зарядную с открытым огнем (зажженной спичкой, папиросой и тому подобным);
  17.  пользоваться в зарядной электрическими нагревательными приборами (электрическими плитками и тому подобным);
  18.  хранить в аккумуляторном помещении бутыли с серной кислотой или сосуды со щелочью выше суточной потребности, а также порожние бутыли и сосуды, их необходимо хранить в специальном помещении;
  19.  хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи в одном помещении;
  20.  пребывание людей в помещении для зарядки аккумуляторных батарей, кроме обслуживающего персонала;
  21.  принимать или хранить пищу (продукты), питьевую воду (напитки).

По результатам технологического расчёта площадь аккумуляторного участка равна 21 м2.

Все источники вредных веществ оборудуются местной вытяжной вентиляцией.

На участке работает один человек. Режим работы участка – односменный.

Схема аккумуляторного участка приведена на рисунке 3.1. На данном участке обеспечивается свободный доступ к оборудованию. Расстояние между элементами оборудования, оборудованием и элементами зданий соответствует нормативному, вследствие чего рабочие имеют свободный подход ко всему оборудованию на участке. Оборудование не представляющее собой особой опасности устанавливается вблизи с элементами зданий. Стеллажи, подставки под оборудование при размещении их у стен боковой или тыльной стороной можно располагать вплотную к стенам и вплотную друг к другу. Расстояние между элементами оборудования, оборудованием и элементами зданий должно быть не меньше нормативного. Участок имеет искусственное и естественное освещение.

Рисунок 3.1 – Аккумуляторный участок

При размещении технологического  оборудования, кроме нормируемых расстояний необходимо учитывать ширину проездов для доставки АКБ.

Для подбора технологического оборудования по номенклатуре и количеству используем [4, 8]. Количество производственного инвентаря (верстаки, стеллажи) принимаем по числу работающих  на участке.

Результаты выбора оборудования для аккумуляторного участка в таблице 15.

Таблица 15 – Номенклатура и количество основного технологического оборудования аккумуляторного участка

Наименование

Кол-во

Модель

Габаритные

размеры, мм

1

Ларь для отходов

1

ПИ-19

500 х 460

2

Ванна для промывки деталей АКБ

1

М 2081

700 х 460

3

Верстак для ремонта аккумуляторных батарей (5,75 кВт)

1

ОН-150А

1200 х 560

4

Ванна для слива электролита

1

9261И

585 х 315

5

Стеллаж для деталей

1

ПИ-41

600 х 350

6

Стеллаж для хранения аккумуляторных батарей

1

Э-405

1200 х 750

7

Стеллаж для хранения технических жидкостей

1

-

1000х400

8

Стеллаж для заряда аккумуляторных батарей

1

ОГ-04-0

1200 х 600

9

Выпрямитель селеневый (1,5 кВт)

1

ВСА-5К

350х260

10

Тележка для транспортировки и подъема аккумуляторных батарей

1

1080х490

     Описание производственного процесса выполняемого в подразделении

Приёмка и внешний осмотр АКБ

Утиль

Проверка технического состояния, определение неисправности и способа ремонта АКБ

Разборка АКБ

Дефектовка деталей

Ремонт АКБ

Сборка АКБ и зарядка

Новые запасные части со склада

Выдача АКБ  в зону ТО-ТР для последующей установки на автомобиль

Рисунок 3.2 – Схема технологического процесса аккумуляторного участка.

Технологический процесс аккумуляторного участка представлен на рисунке 3.2.

АКБ, снятые с автомобилей, поступают на аккумуляторный участок. Здесь они проходят весь комплекс разборочно-сборочных и ремонтных операций (мойку, разборку, мойку деталей, дефектацию, сортировку, ремонт (иногда восстановление) сборку и испытание).

3.4 Расчет площади участка под строительство, разработка генерального плана СТО, расчет основных показателей генерального плана.

Предварительная площадь земельного участка определятся до построения генерального плана, по формуле:

 

                                             Fуч=                                            (34)

 

 где  Fуч - требуемая площадь участка, га;   Fзпс – площадь застройки производственно-складскими зданиями, м2;   м2;  FКПП – площадь КПП, м2; Fоп- площадь открытых площадок для хранения подвижного состава, м2; Кз – плотность застройки территории, %. Принимаем согласно [2]:      Кз=30%

  

Тогда площадь земельного участка равна:

Fуч =

 

Технико-экономические показатели генерального плана:

Плотность озеленения принимаем КОЗ =20%.

Площадь озеленения:

                                                                                                           (35)                                                                              

Фактическая площадь озеленения Fоз составляет 0,3 га.

Коэффициент использования территории КИ.

                                                                                                                       (36)

      

 где FСУМ – суммарная площадь, занятая зданиями, сооружениями, дорогами,  тротуарами, отмостками, площадками для отдыха, открытыми площадками для хранения автомобилей, озеленением, м2.

Принимаем размеры участка 114,4×85,2 м площадью 0,95  га чтоб уменьшить не использованную территорию.

Определенные выше технико-экономические показатели по проектируемой СТО приведены в таблице 16.

Таблица 16 –Технико-экономические показатели СТО

Номер показателя

Наименование показателя

Единицы

измерения

Значение

показателя

1

Площадь участка

га

1,57

2

Площадь застройки

га

0,47

3

Плотность застройки

%

30

4

Площадь озеленения

га

0,3

5

Плотность озеленения

%

20

6

Коэффициент использования территории

-

0,92

Рисунок 3.3- Генеральный план

      3.5. Описание основных объектов генерального плана СТО и маршрутов движения автомобилей по территории.

Размещение основных элементов СТОА характеризует способ застроек участка. На данном предприятии принята смешанная застройка. При этом помещения располагаются как в отдельно стоящих зданиях, так и внутри зданий, и движения между зданиями происходит и по наружным проездам, и внутри помещений.

Этот способ застройки уменьшает пожарную опасность и в общем упрощает планировочное решение. Она выгодна в нашем случае:

- при наличии особо крупного подвижного состава (для сокращения его маневрирования внутри здания);

- при реконструкции (когда строить новые здания выгоднее, чем увеличивать размеры существующего);

- в условиях теплого климата (так как тепловые потери не имеют существенного значения).

По требованиям СТОА имеет три въезда (выезда) на территорию, так как количество постов ТО-ТР превышает 20, и места хранения автомобилей более 40 автомобиле-мест. Также имеются 1 запасной въезд и заезд (один на другую сторону проезда).

Перед воротами основного въезда на территорию предусмотрена парковка. Ворота отступают от дороги не менее наибольшей длины модели подвижного состава СТОА. Проезды на территории СТОА имеют твердые покрытия.

На территории предусмотрены две функциональные зоны:

- эксплуатационная – для организации приема, выпуска, хранения подвижного состава;

- производственная – для размещения зданий и сооружений ТО-ТР.

На территории предприятия предусматриваем благоустроенные площадки для отдыха работающих. Их размещаем с наветренной стороны по отношению к зданиям (участкам), выделяющим вредные выбросы в атмосферу. Размеры площадок определяем из расчета не более 1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене.

Таблица 17 – Описание генплана.

№ п/п

Наименование сооружения

1

КПП

2

Производственный корпус

3

Склад кислорода и ацетилена в баллонах

4

Пожарный водоём

5

Очистные сооружения

6

Хранение автомобилей

7

Зона отдыха

8

Стоянка автомобилей работников СТО

5. Охрана труда, окружающей среды и противопожарная безопасность в производственном корпусе, на разрабатываемом участке и в целом на СТО.

В настоящее время в нашей стране очень актуален вопрос безопасности  человека, включающий  такие разделы как охрана труда на производстве и в быту, охрана окружающей среды и противопожарная безопасность.

В соответствии с положениями Конституции ставятся задачи по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, внедрению санитарно-гигиенических условий труда, автоматизации и механизации технологических процессов, внедрению совершенной техники безопасности, снижению трудоемкости работ.

В настоящее время в связи с увеличением численности парка легковых автомобилей  увеличивается его воздействие на окружающую  среду.

Основными факторами, влияющими на окружающую среду, животный и растительный мир, в том числе и на человека, являются  отработавшие  газы автомобиля, которые содержат окиси углерода, а  также  окислы свинца.

Разработку мероприятий по охране атмосферного воздуха следует предусматривать на основе следующих нормативно-правовых документов:

СНиП 1.02.01-85 “Охрана окружающей среды” и других документов,

утверждённых Госкомприродой и Госкомгидрометом. На СТОА следует предусматривать:

  1.  Пункты контроля и регулировки  автомобилей по токсичности, оснащённые средствами отвода газов, средствами отбора проб газов и газоанализаторами;
  2.  Оснащение газоаналитической аппаратурой и дымометрами постов ТО-2 и диагностики;
  3.  Средства подогрева двигателей автомобилей в холодный период года на открытых площадках.

Для снижения концентрации в рабочей зоне загрязняющих веществ, выделяемых в помещениях от стационарных установок, предусматриваем местные отсосы загрязнённого воздуха и очистку его от примесей.

Наряду с отработавшими газами вредное действие на  окружающую  среду оказывают шум и вибрация,  возникающие при движении автомобилей.

При разработке мероприятий по шумопоглощению до допустимых уровней надо учитывать “Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах ” № 3885 и ГОСТ 12.1.003-83.

Значительное уменьшение вредного воздействия на окружающую среду достигается  поддержанием подвижного состава в технически исправном состоянии. Это обеспечивается качественным ремонтом и техническим обслуживанием автомобиля. Для того чтобы уменьшить трудоемкость ТО и ТР, а также долю ручного труда при выполнении различных видов работ, предусматривается внедрение нового оборудования, обеспечивающего более качественную и совершенную технологию ТО и ремонта, а также диагностику.

Условия труда на СТОА – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Эти факторы различны по своей природе, формам проявления, характеру действия на человека. Среди них особую группу представляют опасные и вредные производственные факторы. Их знание позволяет предупредить производственный травматизм и заболевания, создать более благоприятные условия труда, обеспечив тем самым его безопасность. В соответствии с ГОСТ 12. 0. 003-74 опасные и вредные производственные факторы подразделяются по своему действию на организм человека на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на: движущиеся машины и механизмы; подвижные части  производственного оборудования и технической оснастки ; передвигающиеся изделия, детали, узлы, материалы; повышенную запыленность и загазованность воздуха  рабочей зоны; повышенную или пониженную температуру поверхностей оборудования, материалов; повышенную или пониженную температуру воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума  на  рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень ультразвука и инфразвуковых колебаний; повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; повышенную или пониженную влажность воздуха, ионизацию воздуха в рабочей зоне; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточную  освещенность  рабочей зоны; пониженную контрастность; повышенную яркость света; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и всего оборудования.

Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию, а по пути проникновения в организм человека -- на проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, спирохеты, риккетсии) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки на человека. Физические  перегрузки подразделяются на статические и динамические, а нервно-психические - на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда,  эмоциональные перегрузки.

При техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей  возникают следующие опасные и вредные производственные факторы:  движущиеся автомобили, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования, повышенная загазованность  помещений  отработавшими газами автомобилей, опасность поражения электрическим током при работе с электроинструментом и др.

Требования безопасности при ТО и ремонте автомобилей установлены ГОСТ 12. 1. 004-85, ГОСТ  12. 1. 010-76, Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию, правилами по охране труда на автомобильном  транспорте и правилами пожарной безопасности.

Технологическое оборудование должно  отвечать требованиям  ГОСТ 12. 2. 022-80, ГОСТ 12. 2. 049-80, ГОСТ 12. 2. 061-81 и ГОСТ 12. 2. 082-81.

В зоне ТО и в зоне ТР для обеспечения безопасной  и  безвредной работы ремонтных рабочих, снижения трудоемкости, повышения  качества выполнения работ по ТО и ТР легковых автомобилей работы проводят  на специально оборудованных постах, оснащенных электромеханическими подъемниками, которые после подъема автомобиля крепятся специальными стопорами, различными приспособлениями, устройствами, приборами и инвентарем. Автомобиль на подъемнике должен быть установлен без перекосов.

Для предупреждения поражения работающих электрическим током подъемники заземляют. Для работы ремонтных рабочих "снизу" автомобиля  применяется индивидуальное освещение 220 вольт, которые оборудованы необходимыми средствами безопасности. Снятие агрегатов и деталей, связанное с большими физическими напряжениями, неудобствами, производят с помощью съемников. Агрегаты, заполненные жидкостями, предварительно освобождают от них, и лишь после этого снимают с автомобиля.

Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20 кг снимают с приспособлениями и транспортируют на передвижных тележках.

Карбюратор, топливный насос, трубы глушителя снимают при остывшем двигателе. Ремонтные рабочие должны пользоваться  исправным  инструментом и оснасткой, так как автомобили сами заезжают на посты ТО и ремонта, зона ТО и ТР снабжена принудительно-вытяжной  вентиляцией.

Все рабочие места в зонах ТО и ТР должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, приспособлениями. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобиля должны быть необходимые оборудование, приспособления и инструмент. Все оборудование  и  инструмент, запасные части, приспособления располагают в  непосредственной близости в пределах зоны досягаемости.

В зоне рихтовки и сварочном цехе на СТОА применяют газовую,  точечную и электродуговую сварку. При сварочных работах основную опасность представляет видимое и инфракрасное излучение, повышенная температура, расплавленный металл и вредные газы.

Сварочные работы  выполняются  по ГОСТ 12. 3. 003-86, а также  на основании Правил техники безопасности и производственной санитарии при электросварочных работах и других.

Сварочный цех окрашен в светло-серый цвет краской с добавлением в нее окиси цинка или титана для поглощения ультрафиолетовых лучей. На рабочем месте сварщика есть стол и стул. Стол оборудован местным  отсосом. Плита стола изготовлена из чугуна, а стул с сиденьем - из диэлектрического материала, регулируемый по высоте.  Все  оборудование электросварочных установок должно иметь исполнение,  соответствующее условиям окружающей среды. Корпуса электросварочных установок и другие металлические нетоковедущие части оборудования заземляют.

Для создания здоровых условий труда рихтовщиков в зоне рихтовки предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция. Для  предохранения  глаз сварщиков от лучей электрической дуги применяются сварочные шлемы  с  защитными стеклами. Все рабочие должны быть оснащены  спецодеждой и исправным оборудованием.

Электро-карбюраторный цех и пост диагностики оборудуются  специальными местными отсосами отработавших газов, так как все работы проводят с работающим двигателем. Кроме того, к рабочим местам карбюраторщика и электрика подводятся местные отсосы приточно-вытяжной вентиляции. Для охлаждения двигателя автомобиля дополнительно устанавливают передвижной электрический вентилятор.

В окрасочном отделении выделяются токсичные компоненты лакокрасочных материалов в виде аэрозолей, пыли и паров растворителей. Поэтому организацию и проведение работ, размещение и эксплуатацию оборудования следует проводить в  соответствии  с требованиями ГОСТ 12. 3. 002-75, Правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии. Помещение  окрасочного отделения  дополнительно оборудована механической приточно-вытяжной вентиляцией и средствами пожаротушения.

Основные мероприятия по защите от электротравматизма:

  1.  Обеспечение недоступности к токоведущим частям, оборудования.
  2.  Применение малых напряжений в ручном электро-фицированном инструменте в переносных источниках тока.
  3.  Использование изоляции (усиленной, рабочей и дополни-тельной) улучшенной в ручных электрифицированных элементах.
  4.  Электрическое разделение сети на отдельные участки с помощью специальных разделительных трансформаторов.
  5.  Выравнивание потенциала земли, с целью устранения шагового напряжения, путем применения не одиночных, а групповых заземлителей.
  6.  Применение средств коллективной защиты: заземление, зануление и аварийное включение.

Благоустройство территории и озеленение.

Площадь озеленения в пределах ограждения должна составлять не менее 3м2 на 1-го работающего в наиболее многочисленную смену;

не менее 15% от площади предприятия при плотности застройки менее 50%; не менее 10% от площади СТОА при плотности более 50% и не более 15% от площади территории СТОА.

На СТОА предусматривает площадки для спорта и отдыха из расчета не более 1м2 на 1-го работающего в наиболее многочисленную смену.

Для очистки загрязнения сточных вод перед поступлением их в канализацию на СТОА предусматривают местные очистные установки вне зданий, либо в производственном корпусе.

Санитарные и противопожарные разрывы между зданиями СТОА по обслуживанию легковых автомобилей, площадок для их стоянки и хранения следует принимать по СНИП II-60-75.

Производственный микроклимат и его

влияние на организм человека.

Для обеспечения необходимых условий нормальной жизнедеятельности человека здорового высокопроизводительного труда имеет создание и поддержание нормативных метеорологических условий (микроклимата), а также чистоты воздушной среды рабочей зоны производственных помещений, т. е. это климат внутренней среды производственных помещений, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности, скорости, движения воздушной среды, а также температуры окружающей среды.

    Понятие «безопасность труда» включает в себя такое состояниепроизводственной среды, при котором воздействие опасных и вредных производственных факторов сведено до минимума.

     Микроклимат оказывает определенное влияние на процесс теплообмена и характер работы, при котором длительное воздействие неблагоприятных факторов, отрицательно сказывается на самочувствии и снижает производительность труда.

     При высокой температуре воздушной среды развивается быстрая утомляемость работающего, которая может привести к перегреву организма, тепловому удару, профессиональному заболеванию.

Противопожарная безопасность на СТОА

Противопожарная профилактика включает в себя мероприятия, на предупреждение пожаров, пресечение путей распространения огня, обеспечение быстрой и безопасной эвакуации людей и имущества из помещений в случае пожаров. Эти мероприятия должны предусматривать развертывание средств тушения огня и четкую организацию действий пожарных команд при ликвидации пожаров.

Строительные нормы и правила разделяют строительные материалы и конструкции на: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

Несгораемые материалы не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются под действием огня и высокой температуры; несгораемые конструкции изготавливают из несгораемых материалов. К несгораемым материалам относят все естественные и искусственные неорганические материалы, а также применяемые в строительстве металлы.

Трудносгораемые материалы при тех же воздействиях с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть или тлеть только при наличии источника огня, а после удаления его горение или тление прекращается.

Сгораемые материалы при тех же воздействиях воспламеняются или тлеют и продолжают гореть или тлеть после удаления источника огня.

Строительные нормы и правила все производственные помещения разделяют на категории А, Б, В, Г, Д в порядке убывания степени пожарной опасности.

Для тушения пожаров применяются различные огнегасительные средства. К наиболее распространенным средствам пожаротушения относят воду. Кроме нее, используется песок и другие виды грунта, различные пены и порошки, кошмы и покрывала.

Заключение

В результате выполнения курсового проекта произведено проектирование СТОА.

В результате проведенной работы для данного парка автомобилей рассчитали и спроектировали зоны ежедневного обслуживания, технического обслуживания, текущего ремонта, с детальной разработкой аккумуляторного участка. Рассчитано количество штатных рабочих, участвующих в техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей. Ознакомились с методикой расчета складских и административно-бытовых помещений, площадей открытых стоянок.

При этом получены следующие основные показатели проекта:

  1.  численность производственных рабочих, чел –  99;
  2.  число рабочих постов, шт – 22;
  3.  площадь производственно-складских помещений, м2 – 682;
  4.  площадь административно-бытовых помещений, м2 – 164;
  5.  площадь открытой стоянки,  м2 – 2061.

Литература

  1.  Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Мн.; НПО Транстехника, 1998.
  2.  ОНТП-01-91.
  3.  Проектирование предприятий автомобильного транспорта/под ред. М.М. Болбаса. – Мн.: Адукацыя  i выхаванне, 2004.
  4.  Напольский Г.М. Технологическое проектирование СТОА и СТО.-М.: Транспорт, 1993.
  5.  НИИАТ. Краткий автомобильный справочник.-М.:Транспорт,1985.
  6.  Архангельский Ю.А. и др. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта: учебник. -М.: Транспорт, 1979.
  7.  Методические указания к выполнению практических работ и курсового проекта по дисциплине «Проектирование предприятий автомобильного транспорта». Брест, 2006.

Приложение

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82969. Планирование персонала 83.5 KB
  Термин планирование персонала включает в себя все проблемы сферы персонала которые могут возникнуть в будущем. Планирование персонала во-первых служит целевому планированию потребностей в области персонала и во-вторых планированию мероприятий которые должны проводиться...
82970. ФИЗИОЛОГИЯ РЕФЛЕКСОВ 32.62 KB
  Большинство видов нервной регуляции эффекторов осуществляется через такие дуги которые широко варьируют по сложности. Более сложные формы нервной интеграции в основном имеют ту же природу. Однако межнейронные связи центральной нервной системы широко варьируют по сложности и благодаря...
82971. Функции и виды прибыли 152 KB
  Для каждого студента факультета экономики и финансов важнейшим и приоритетным направлением является глубокое изучение экономических дисциплин, в частности такого предмета, как экономика предприятия. Для достижения должного уровня познания данной дисциплины необходим системный подход к ее исследованию.
82972. Гигиена ротовой полости и питания 848.42 KB
  Цель гигиены состоит в предотвращении заболеваний, сохранении и укреплении здоровья, создании оптимальных условий для жизнедеятельности человека методами профилактики. Результатом поставленной цели можно считать оптимизацию условий труда и жизни человека вследствие снижения заболеваемости и т.п.
82973. ДЕЗИНФЕКЦИЯ. СВЕДЕНИЯ ПО ВЕТЕРИНАРНОЙ САНИТАРИИ И ДЕЗИНФЕКЦИИ 52.66 KB
  Дезинфекция слагается из двух последовательно осуществляемых приемов: механической очистки и собственно дезинфекции.Удалением загрязнений создают условия для последующего свободного доступа химических средств в случае проведения дезинфекции к оставшимся на поверхностях микроорганизмам...
82974. Опухолевая прогрессия. Метастазирование, кахексия, рецидирование опухолей 47 KB
  Злокачественные опухоли зачастую становятся причинами смерти людей. Согласно цитологической и гистологической структуре опухолевых клеток и тканей выделяют доброкачественные и злокачественные опухоли. Доброкачественные опухоли. Такие опухоли растут медленно и как правило не метастазируют.
82975. Антропогенные факторы загрязнения гидросферы 45.11 KB
  Существование всего живого на земле и человека в частности основано на использовании воды. Установлено что более 400 видов веществ могут вызвать загрязнение воды. Постоянно загрязняются и подземные воды при просачивании промышленных и хозяйственно-бытовых стоков из хранилищ накопителей отстойников...
82976. Узагальнення та систематизація знань по темі «Поняття» 136 KB
  Систематизувати знання про поняття вдосконалювати вміння розв’язувати логічні задачі класифікувати та порівнювати предмети. Сьогодні ми закріпимо і узагальнимо наші знання з теми Поняття. Побудова Асоціативного куща спираючись на знання дітей по темі Поняття.
82977. Виготовлення геометричних фігур при допомозі аплікації. Порівняння фігур за кольором, розміром, формою 1.67 MB
  Мета: вчити виготовляти геометричні фігури з паперу за допомогою аплікаціїпорівнювати фігури за кольором формою розміром; розвивати розумові здібності мовлення творчі здібності учнів; виховувати любов до своєї родини; допомогти дитині зрозуміти які цінності є духовним фундаментом повноцінної...