10856

База данных для таможенной службы

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Выполнить анализ предметной области автоматизации процесса обработки данных о таможенной службе, описать постановку задачи для разработки автоматизированной системы; выполнить проектирование автоматизированной системы обработки данных о таможенной службе, этапы которого отразить в техническом проекте; реализовать автоматизированную систему обработки данных о таможенной службе;

Русский

2014-11-30

439.41 KB

13 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии являются неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Их использование повышает качество таможенного контроля, максимально упрощает и ускоряет процесс декларирования товаров, способствует улучшению инвестиционного климата на территории государства, создает благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Информационная система как средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствует своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. Позволяет заменить физический и умственный труд человека работой технических средств, обеспечивающих выполнение работ с заданной производительностью. Человек осуществляет функции наблюдения и подготовки технических средств к эксплуатации.

Автоматизированный учет облегчает работу при обработке документов. Использование информационных систем повышает эффективность и достоверность учета, что играет очень важную роль в современном мире.

В процессе выполнения дипломного проекта необходимо реализовать следующие задачи:

  1.  выполнить анализ предметной области автоматизации процесса обработки данных о таможенной службе, описать постановку задачи для разработки автоматизированной системы;
  2.  выполнить проектирование автоматизированной системы обработки данных о таможенной службе, этапы которого отразить в техническом проекте;
  3.  реализовать автоматизированную систему обработки данных о таможенной службе;
  4.  выполнить расчет показателей надежности созданного программного и информационного обеспечения;
  5.  выполнить расчет себестоимости программного изделия;
  6.  рассмотреть вопросы безопасности жизнедеятельности;
  7.  оформить результаты выполнения дипломного проекта в виде пояснительной записки.

Реализацию автоматизированной системы необходимо выполнить с помощью системы управления базами данных Microsoft Access, предназначенную для организации хранения информации автоматизированной системы, для создания интерфейса и выполнения всех необходимых функций автоматизированной системы обработки данных о таможенной службе.

Итогом выполнения дипломной работы является база данных упрощающая работу таможенной службы.


1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1.1 Анализ предметной области

Предметной областью автоматизации в дипломном проекте является обработка данных таможенной службы, включающая перемещение товаров через таможенную границу, помещение товаров под определенные таможенные режимы, взимание таможенных платежей.

По функционалу система информационно обеспечивает практически все задачи, связанные с контролем внешнеторговой деятельности и перемещением товаров через границу. Информационная система работает в режиме реального времени, обеспечивает выполнение операций, которые требуется совершить в момент пересечения границы транспортным средством, в момент оформления транзита, поступления товаров на склады временного хранения, таможенного оформления, которое тоже регламентировано жесткими сроками.

Задачей управляющего таможни является отслеживание финансовой стороны работы таможни. Его деятельность организована следующим образом: таможня обеспечивает порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применяет таможенные режимы и взимает таможенные платежи.

Основные функции – это деятельность таможенной службы, связанная с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля. Все услуги, о которых я говорил, размещены на портале, часть из них уже обеспечена в электронном виде, например, принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой Таможенного союза. Система отвечает конкретным потребностям таможенной службы, есть возможность дальнейшей ее модернизация и развитие, непрерывный и постоянный процесс, самостоятельное управление программным обеспечением.

Система позволяет в режиме реального времени отслеживать поставки, обрабатывать декларации, начислять пошлины, налоги, гарантии, контролировать применение мер нетарифного регулирования, ускорять выпуск товаров. Она предусматривает:

  1.  приоритетную обработку информации уполномоченных экономических операторов,
  2.  анализ базы данных деклараций в целях выявления высокорисковых поставок,
  3.  выбор субъектов для постаудитных проверок,
  4.  анализ результатов расследований и проведения постаудитных проверок для уточнения и коррекции критериев риска,
  5.  предусматривает создание электронного торгового сообщества, объединяющего участников ВЭД, таможенную службу, банки, грузоотправителей, порты, аэропорты, брокеров, контролирующие органы,
  6.  позволяет синхронизировать процессы информатизации таможенных служб, иных контролирующих органов, коммерческих организаций.

Таможенной службе не обязательно внедрять самую передовую систему, а необходимо подобрать систему и ее версию, которая будет информатизировать только необходимые и таможенные процессы и процедуры. Это позволяет запустить информационную систему в более короткие сроки с минимальными финансовыми затратами. Кроме того, внедрение таможенными службами одной и той же информационной системы упрощает процесс организации информационного обмена между ними.

Функциями данной предметной области являются:

- учет сотрудников,

- учет заявителей,

- справочники по типам грузов,

- регистрация грузов.

В предметной области используются следующие документы, схема документопотока которых представлена на рисунке 1.

Входная информация

Карточка

Заявители

Груз

Тип груза

Результат

Сотрудники

Выходной документ

Рисунок 1 – Схема документопотока предметной области

На основе анализа содержания документов предметной области можно выделить следующие сущности и их атрибуты:

  1.  сущность «Груз», содержащая атрибуты: код, наименование, таможенный номер, тип груза;
  2.  сущность «Заявитель», содержащая атрибуты: код, ФИО, паспорт, гражданство, адрес;
  3.  сущность «Сотрудник», содержащая атрибуты: код, тип сотрудника, ФИО, паспорт, телефон, дата приема;
  4.  сущность «Тип груза», содержащий атрибуты: код, наименование, реестровый номер;
  5.  сущность «Карточка», содержащий атрибуты: дата обработки, груз, заявитель, сотрудник, результат;
  6.  сущность «Результат», содержащий атрибуты: код, наименование;

Из анализа информации, относящейся к предметной области и подлежащей хранению в виде базы данных, можно выделить следующие концептуальные ограничения:

- Доступ к базе данных имеют пользователи, прошедшие авторизацию.

- Запрещено вводить отрицательные значения.

На основе анализа функций предметной области и ее сущностей можно выделить следующие взаимосвязи сущностей, которые представлены в концептуальной модели, изображенной на рисунке 2.

Рисунок 2 – Концептуальная модель

1.2 Постановка задачи

1.2.1 Формулировка задачи

Реализовать автоматизированную информационную систему таможни в виде базы данных на основе использования СУБД MS Access, которая выполняет следующие функции:

предоставляет удобный интуитивно понятный интерфейс;

хранит вводимые пользователем в текстовые поля диалоговых окон данные, которые автоматически заносятся в базу данных;

осуществляет добавление новых записей в базу данных, удаление ненужных записей и редактирование существующих, а также вывод на печать выходных документов.

1.2.2 Описание выходной информации

Выходной информацией автоматизированной системы является документ «Карточка». Форма выходного документа приведена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Форма выходного документа «Карточка»

1.2.3 Описание входной информации

Оперативно-учетная информация поступает из следующих источников:

- информация о заявителях;

- информация о грузе;

- информация о сотрудниках;

Вывод о состоянии готовности отправки груза записывается в форму «Результат».


Рисунок 4 – Форма входного документа «Результат»

Рисунок 5 – Форма входного документа «Заявитель»

Рисунок 6 – Форма входного документа «Сотрудник»

Рисунок 7 – Форма входного документа «Груз»

1.3 Выбор средств и методов программирования

Реализацию автоматизированной системы необходимо осуществить с помощью системы управления базами данных Access, потому что она имеет ряд преимуществ перед другими средами разработки, а именно:

  1.  возможность быстрой и интуитивной разработки;
  2.  полноценное хранилище данных, поддерживающее транзакции, индексы, типы данных, ограничения, связи;
  3.  язык запросов SQL;
  4.  обладает высокой устойчивостью данных;
  5.  позволяет готовить отчеты из баз данных различных форматов.

Работая в среде Microsoft Office, пользователь получает в своё распоряжение полностью совместимые с Access текстовые документы (Word), электронные таблицы (Excel), презентации (PowerPoint). MS Access специально спроектирован для создания многопользовательских приложений, где файлы базы данных являются разделяемыми ресурсами в сети. В Access реализована надёжная система защиты от несанкционированного доступа к файлам.

Достоинством Access является то, что она имеет очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственно базу данных, но и разрабатывать простые и сложные приложения.

В отличие от других настольных СУБД, Access хранит всю информацию в одном файле, хотя и распределяется по разным таблицам. Access позволяет не только вводить данные в таблицы, но и контролировать правильность вводимых данных. Также в Access возможно создание связей между таблицами, что позволяет совместно использовать данные из разных таблиц. При этом для пользователя они будут представляться одной таблицей. Access имеет развитую систему защиты от несанкционированного доступа, которая позволяет каждому пользователю или категории видеть и изменять только те объекты, на которые ему были выданы права администратором системы.


4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В этой главе дипломного проекта будет произведен расчет экономической эффективности внедрения автоматизированной системы «Проектирование и реализация автоматизированной системы Таможенная служба».

Эффективность автоматизированной системы - это эффективность ее применения с точки зрения экономических показателей.

Предполагается, что внедрение АИС позволит упростить работу инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля, предоставляя возможность доступа ко всем ресурсам АИС в режиме реального времени.

Для экономического обоснования целесообразности применения разработанной автоматизированной информационной системы сравним два варианта работы организации:

  1.  первый базовый вариант – все мероприятия проводятся в ручном режиме работниками;
  2.  проектный вариант – с применением автоматизированной информационной системы, разработанной в процессе дипломного проекта.

В ходе выявления экономической эффективности внедрения автоматизированной информационной системы будут рассмотрены:

  1.  планирование и организация процесса разработки автоматизированной информационной системы (АИС);
  2.  расчет затрат на разработку автоматизированной информационной системы по статьям;
  3.  расчет общих капитальных вложений по вариантам;
  4.  расчет затрат по изменяющимся элементам;
  5.  расчет годового экономического эффекта и прочих показателей экономической эффективности;
  6.  экономический эффект;
  7.  социальный эффект.

4.1 Планирование и организация процесса разработки автоматизированной информационной системы (АИС)

Для расчета затрат на создание АИС необходимо составить график разработки АИС. Необходимо определить стадии разработки и их продолжительность.

Перечень работ по созданию АИС приведен в таблице 5

Таблица 5 – Перечень работ по созданию АИС

Наименование этапа

Продолжительность, час

Анализ объекта автоматизации

6

Анализ и выбор средств для создания ПО

13

Разработка технического задания

16

Разработка информационно-логической структуры системы

21

Разработка информационной системы

27

Разработка интерфейса программы

23

Тестирование ПО

48

Доработка ПО

62

Разработка и распечатка руководства пользователя

11

Итого

227

На основании данных таблицы 5 сформируем круговую диаграмму разработки АИС.


Рисунок 27 – Линейный график разработки АИС

4.2Расчет затрат на разработку автоматизированной информационной системы по статьям

4.2.1 Покупные изделия

Затраты на покупные изделия рассчитываются по формуле:

 , (5)

где – количество покупных изделий i-го вида на создание АИС, шт.;

  – цена покупных изделий i-го вида, р./шт;

  – общее количество покупных изделий.

Покупные изделия - это изделия, не изготовляемые на данном предприятии, а получаемые им в готовом виде.

Расчет затрат на покупные изделия сведем в таблицу 6


Таблица 6 – Затраты на покупные изделия

Наименование изделия

Количество, шт.

Цена за единицу, руб./шт.

Сумма затрат, руб.

Примечание

Лицензионное программное обеспечение

1

15 000 р.

15 000 р.

ПО для работы с документацией

Сервер для хранения БД АИС

1

25 000 р.

25 000 р.

Веб сервер

Средства для подключения сервера

1

2 000р.

2 000р.

Локальная и внешняя сеть

Картридж для принтера

2

800 р.

1600 р.

Черно-белый

Бумага, упаковка 500шт

2

200 р.

400 р.

Формат  А4

Шариковые ручки

100

5 р.

500 р.

Синего цвета

Итого:

 

 

44 500

 


4.2.2 Затраты на электроэнергию

Затраты на электроэнергию — это ресурсы или деньги заплаченное за количества электрической энергии, получаемой из сети.

Затраты на электроэнергию рассчитываются по формуле:

 , (6)

Где – норма расхода энергии в единицу времени i-го потребителя, кВт/ч;

– время работы i-го оборудования при создании АИС, ч.;

– цена 1 кВт/ч энергии, руб. (по данным на 2014г. стоимость 1кВт/ч  для населения составляет 2,15 руб);

– общее количество потребителей энергии.

Норму расхода электроэнергии (Нэi) берется из технической документации оборудования. Цена за 1 кВт взята из расценок на апрель 2014 года – 2,15 рубля.

Расчет затрат на электроэнергию сведем в таблицу 7


Таблица 7 – Затраты на электроэнергию

Потребитель

Норма расхода энергии, кВт/ч

Время работы, ч.

Цена 1 кВт/ч, руб.

Сумма затрат, руб.

Моноблок Lenovo IdeaCentre C255

0,4

120

2,15

103,2

Принтер Canon i-SENSYS MF4018

0,65

20

2,15

27,95

 Сервер Cisco UCS C220 M3

0,5

120

2,15

127,2

Итого

258,35

4.2.3 Основная заработная плата

Основная заработная плата разработчика системы рассчитывается по формуле:

 , (7)

где – часовая тарифная ставка с учетом доплат, руб./ч;

– трудоемкость выполнения i-го вида работ при создании АИС, ч.

Согласно заданию часовая тарифная ставка работника (Сч) – 60 рублей в час. Количество часов –168.

Зо=60×227=13 620 руб.

4.2.4 Дополнительная заработная плата

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда, которое включает:

- доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты,

- премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций.


Расчет затрат дополнительной заработной платы осуществляется по следующей формуле:

 , (8)

где – норматив дополнительной заработной платы, % (9%);

Зо– основная заработная плата работника.

Заработная плата берется из пункта 4.2.3,  норматив дополнительной заработной платы согласно заданию равен 9%.

Зд=13 620×0,09=1225,8 руб.

4.2.5 Отчисления на социальное страхование

Социальное страхование— это система социальной защиты, задача которой— обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Расчет затрат на социальное страхование осуществляется по следующей формуле:

 , (9)

Заработная плата и дополнительная заработная плата берутся из пунктов 4.2.3 и 4.2.4, согласно заданию норматив отчислений на социальное страхование 26%.

Осс=(13 620 +1225,8)×0,26= 14 845×0,26=3860. – фонд заработной платы, руб.

4.2.6 Амортизация

Амортизация — процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции.

Расчет затрат на амортизацию оборудования осуществляется по следующей формуле:

 , (10)

где – первоначальная стоимость оборудования, руб.;

– норматив амортизационных отчислений на полное восстановление, % (20%);

– количество месяцев работы оборудования при создании АИС.

Первоначальная стоимость оборудования берется из предыдущих расчетов, норматив амортизационных отчислений согласно заданию равен 20%, количество месяцев работы оборудования берем с момента покупки оборудования до даты создания АИС.

В процессе разработки АИС использовалось следующее оборудование:

Таблица 8 Перечень используемого оборудования

Наименование изделия

Количество, шт.

Цена за единицу, руб./шт.

Сумма затрат, руб.

Амортизация

Примечание

Моноблок Lenovo IdeaCentre C255

1

25 000

75 000

417

В комплекте мышь и клавиатура

Принтер Canon i-SENSYS MF4018

1

5 000

5 000

83,3

Лазерный

 Сервер Cisco UCS C220 M3

1

25 000

25 000

417

Веб-сервер

Итого:

 

 

105 000

917,3


4.2.7 Затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования

Затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования рассчитываются по формуле:

 , (11)

где – первоначальная стоимость оборудования, руб.;

– норматив отчислений на ремонт и обслуживание оборудования, % (5%);

– количество месяцев работы оборудования при создании АИС:

Первоначальная стоимость оборудования берется из предыдущих расчетов и таблиц, норматив на текущий ремонт согласно заданию равен 5%, количество месяцев работы оборудования согласно расчетам из затрат времени на разработку АИС.

Расчет затрат на текущий ремонт и обслуживание сводится в таблицу 9.

Таблица 9 – Затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования

Наименование

Количество (шт.)

Цена за ед. (руб.)

Сумма (руб.)

Текущий ремонт и обслуживание

Моноблок Lenovo IdeaCentre C255

1

25 000

25000

1250

Принтер Canon i-SENSYS MF4018

1

5 000

5 000

250

Сервер Cisco UCS C220 M3

1

25 000

25000

1250

Общие затраты

2750

4.2.8 Накладные расходы

Накладные расходы рассчитываются по формуле:

 , (12)

где – норматив накладных расходов, %(50%).


Накладные расходы — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть напрямую отнесены на себестоимость изготовления продукции (оказания услуг, предоставления работ)предприятием или организацией.

Косвенные затраты распределяются пропорционально между различными видами продукции по определённой базе. В виде базы могут быть взяты:

заработная плата производственных рабочих, стоимость из расходованных материалов, объём выполненных работ и так далее.

К косвенным затратам относятся: административно-управленческие расходы, затраты на повышение квалификации персонала, издержки в инфраструктуре производства, затраты в социальной сфере и другие.

Норматив накладных расходов согласно заданию равен 50%, основная зарплата берется из пункта 3.3.

Рн=13 620 ×0,5=6810 руб.

Результаты расчетов по всем статьям затрат сведем в таблицу 9

Таблица 9 – Себестоимость разработки АИС

Наименование статей затрат

Обозначение

Сумма, руб.

Покупные изделия

44 500

Затраты на энергию

258,35

Основная заработная плата

13 620

Дополнительная заработная плата

1225,8

Отчисления на социальное страхование

3860

Амортизация

917,3

Затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования

2750

Накладные расходы

6810

Итого:

73 941,45


Далее следует рассчитать прибыль, которую организация получит в результате внедрения автоматизированной системы

Прибыль рассчитывается по формуле:

 , (13)

где – прибыль от внедрения автоматизированной системы;

– уровень рентабельности – (условно 10%);

– себестоимость разработки автоматизированной системы.

Себестоимость разработки АИС берем из таблицы 9, уровень рентабельности берем согласно заданию 10%.

П = (10*73 941,45)/100=7 394,14 руб.

Цена АИС будет соответствовать сумме себестоимости разработки АИС и прибыли:

Ц=C+П (14)

Где:

C – себестоимость разработки автоматизированной системы

П – прибыль после внедрения АИС

Цена АИС составит:

Ц=73 941,45+7 394,14=81 335,5 руб.

4.3 Расчет общих капитальных вложений по вариантам

При расчете общих капитальных вложений будет проведено сравнение 2 вариантов:

базовый вариант –проводится в ручном режиме работниками;

проектный вариант – автоматизированная информационная система, разработанная в процессе курсового проектирования.

Расчет общих капитальных вложений осуществляется по формуле:

 , (15)

где элементы капитальных вложений.

iколичество капитальных вложений

4.3.1 Капитальные вложения на оборудование

Капитальные вложения на оборудование рассчитываются по следующей формуле:

 , (16)

где – количество оборудования, шт.;

– первоначальная стоимость оборудования, руб.;

– коэффициент использования оборудования.

Расчет капитальных вложений на оборудование сведем в таблицу 10

Таблица10 – Капитальные вложения на оборудование

Наименование

Необходимое количество, шт.

Цена, руб./шт.

Сумма, руб.

базовый вариант

проектный вариант

базовый вариант

проектный вариант

Моноблок Lenovo IdeaCentre C255

1

3

25 000

25 000

75 000

Сервер Cisco UCS C220 M3

1

1

25 000

25 000

25 000

Принтер Canon i-SENSYS MF4018

1

1

5 000

5 000

5 000

Итого:

55000

105000

Оборудование и цена не изменились, дальнейшие расчеты проводить нецелесообразно.

4.3.2 Капитальные вложения на программное обеспечение

Базовый вариант не предполагает капитальных вложений  на программное обеспечение – .

Капитальные вложения для проектного варианта рассчитываются по формуле:

 , (17)

где – стоимость программного продукта, руб;

– затраты на обучение персонала работе с программным продуктом, руб.


Для оптимизации расходов на создание АИС, вместо обучения будет создано руководство пользователя.

КПО2== 15 000 + 0 = 15 000 руб.

Стоимость разработанной АИС была определена в предыдущем подразделе.

Обучение персонала работе с системой не требуется, поскольку разработано руководство пользователя. Разработка руководства пользователя проводилась в рамках создания АИС, поэтому затраты на разработку руководства пользователя включены в затраты на разработку АИС, т.е.

4.3.3 Капитальные вложения на площадь

При расчете капитальных вложений на площадь необходимо учитывать, что площадь, занимаемая рабочим местом сотрудников, не меняется при внедрении любого из рассматриваемых вариантов.

Капитальные вложения на площадь рассчитываются по формуле:

 , (18)

где – площадь i-го рабочего места 4,5 м2;

– количество рабочих мест для сотрудников, 6 шт.;

– цена площади производственных помещений, 300 руб./м;

– коэффициент использования площади i-м оборудованием, 0,6.

KS=4,5×6×300×0,6= 4 860 руб

Все элементы капитальных вложений сведем в таблицу 11

Таблица 11 – Общие капитальные вложения по вариантам

Элементы капитальных вложений

Величина затрат, руб.

Базовый вариант

Проектный вариант

Оборудование

55000

105000

Программное обеспечение

0

15000

Площадь

4 860

4 860

Общая сумма вложений:

59 860

124860

Общие вложения:

184720

4.3.4 Расчет затрат по изменяющимся элементам

Расчет затрат будет вестись относительно базового варианта (ручной метод) и проектного варианта (АИС).

При расчете затрат использовались исходные данные, приведенные в таблице 12

Таблица 12 – Исходные данные

Наименование

Единица измерения

Значение

Примечание

Норма расхода энергии

НЭ, кВт/ч

0,8

Из технической документации

Стоимость 1 кВт энергии

ЦЭ, руб.

2,55

По данным предприятия

Часовая тарифная ставка

ЗО, руб./час

60

По исходным данным

Норматив дополнительной заработной платы

ЗД, %

9

По данным предприятия

Норматив на социальное страхование

НСС, %

26

По данным предприятия

Норматив амортизации оборудования

НА, %

20

По данным предприятия

Норматив отчислений на текущий ремонт

НРО, %

5

По данным предприятия

Годовой действительный фонд времени работы оборудования

часы

1700

По исходным данным

Трудоемкость по базовому и проектному вариантам представьте в таблице 13Данные приведите по результатам сравнительного мониторинга.


Таблица 13 – Трудоемкость по базовому и проектному вариантам.

Наименование этапа

Продолжительность этапа, мин.

Базовый вариант

Проектный вариант

Анализ объекта автоматизации

5

6

Анализ и выбор средств для создания ПО

10

13

Разработка технического задания

12

16

Разработка информационно-логической структуры системы

21

21

Разработка информационной системы

27

27

Разработка интерфейса программы

5

23

Тестирование ПО

10

48

Доработка ПО

5

62

Разработка и распечатка руководства пользователя

5

11

Итого мин:

100

227

4.4.1 Покупные изделия

Расчет затрат на покупные изделия проводится по формуле:

  (19)

где – количество покупных изделий i-го вида, шт.;

– цена покупных изделий i-го вида, р./шт.;

– общее количество покупных изделий.

Рассчитывается для базового и проектного вариантов. Наименование изделий и их цену для проектного варианта берем из таблицы 6. Затраты на покупные изделия сводиться в таблицу 14.


Таблица 14 – Затраты на покупные изделия

Наименование изделия

Цена, руб./шт.

Количество, шт.

Сумма затрат, руб.

Базовый вариант

Проектный вариант

Базовый вариант

Проектный вариант

Лицензионное программное обеспечение

15 000 р.

0

1

15 000 р

15 000 р

Сервер для хранения БД АИС

25 000 р.

0

1

0

25 000 р

Средства для подключения сервера

2 000р.

0

1

0

2000

Картридж для принтера

800 р.

1

2

800

1600

Бумага, упаковка 500шт

200 р.

2

2

400

400

Шариковые ручки

5 р.

100

100

500

500

Лицензионное программное обеспечение

15 000 р.

0

1

0

15 000 р

Сервер для хранения БД АИС

25 000 р.

0

1

0

25 000 р

Средства для подключения сервера

2 000р.

0

1

0

2 000 р

Итого:

 

16 700

86 500


4.4.2 Затраты на электроэнергию

Затраты на энергию рассчитываются по следующей формуле:

 , (20)

где – норма расхода энергии в единицу времени i-го потребителя, кВт/ч 0,8 (по данным таблицы 12);

– время работы i-го оборудования, ч.;

– цена 1 кВт/ч энергии, руб.;

– общее количество потребителей энергии.

1 Рассчитайте затраты на электроэнергию для базового варианта:

= 0,8×100×2,55×1=204

2 Рассчитайте затраты на электроэнергию для проектного варианта:

= 0,8×120×2,55×3=734,4

4.4.3 Основная заработная плата

Основная заработная плата - это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов — для служащих.

Основная заработная плата рассчитывается по формуле:

  (21)

где – часовая тарифная ставка с учетом доплат, руб./ч. (по данным таблицы 12);

– трудоемкость выполнения i-го вида работ, ч. (по данным таблицы 12).

Согласно заданию часовая тарифная ставка работника (Сч) – 60 рублей в час. Количество часов – 227, взято из таблицы 5.

Зо=60×227=13 620 руб.

Расчет основной заработной платы сведем в таблицу 15

Таблица 15 – Затраты на основную заработную плату

Работник

Часовая тарифная ставка, руб./ч

Трудоемкость, ч.

Сумма затрат, руб.

Базовый вариант

Проектный вариант

Базовый вариант

Проектный вариант

Консультант отдела анализа деятельности таможенных органов

60

227

227

13 620

13 620

Главный таможенный инспектор 

60

227

227

13 620

13 620

инспектор отдела методологии

60

227

227

13 620

13 620

инспектор отдела контроля 

60

227

227

13 620

13 620

инспектор отдела судебной защиты

60

227

227

13 620

13 620

Советник отдела координации 

60

227

227

13 620

13 620

Итого:

81 720

81 720

4.4.4 Дополнительная заработная плата

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда, которое включает:

- доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты,

- премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций.

Расчет затрат дополнительной заработной платы осуществляется по следующей формуле:

 , (22)

где – норматив дополнительной заработной платы, 9 (по данным таблицы 12);

– основная заработная плата работника.


Рассчитайте затраты на дополнительную заработную плату:

1 для базового варианта:

Зд=13 620×0,09=1 225,8 руб 

2 для проектного варианта:

Зд=13 620×0,09=1 225,8 руб.

4.4.5 Отчисления на социальное страхование

Социальное страхование— это система социальной защиты, задача которой— обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Расчет затрат на социальное страхование осуществляется по следующей формуле:

  (23)

где – норматив отчислений на социальное страхование, 26%(по данным таблицы 7.1);

– фонд заработной платы, руб.

Рассчитаем размер отчислений на социальное страхование:

1 для базового варианта: (1 225,8 + 13 620)×0,26= 4767

2 для проектного варианта: (1 225,8 + 13 620)×0,26= 4767

4.4.6 Амортизация оборудования

Амортизационные отчисления рассчитываются по формуле:

  (24)

где – первоначальная стоимость используемого оборудования, руб.;

– норматив амортизационных отчислений на полное восстановление, (по данным таблицы 12);

– суммарное время использования оборудования, ч.

Fдействительный годовой фонд времени работы оборудования.

Рассчитывается для базового и проектного вариантов. Первоначальная стоимость оборудования берется из предыдущих расчетов и таблиц, норматив амортизационных отчислений согласно заданию равен 5%, количество месяцев работы оборудования берем с момента покупки оборудования до даты создания АИС.

Расчет затрат на амортизационные отчисления сведем в таблицу 16

Таблица 16 – Амортизационные отчисления

КП, руб.

НА, %

, ч.

, ч.

Амортизационные отчисления, руб.

Базовый вариант

55000

20%

100

1700

1235

Проектный вариант

105000

227

1468

4.4.7 Текущий ремонт

Отчисления на текущий ремонт рассчитываются по формуле:

 , (25)

где – первоначальная стоимость оборудования руб.;

– норма отчислений на текущий ремонт, (по данным таблицы 12);

– суммарное время использования оборудования, ч.;

– действительный годовой фонд времени работы оборудования, ч.

Рассчитывается для базового и проектного вариантов. Первоначальная стоимость оборудования берется из предыдущих расчетов и таблиц, норматив на текущий ремонт согласно заданию равен 5%, время использования оборудования согласно расчетам из таблицы 10.

Расчет затрат на текущий ремонт сведем в таблицу 17

Таблица 17 – Отчисления на текущий ремонт

КП, руб.

НТР, %

, ч.

, ч.

Амортизационные отчисления, руб.

Базовый вариант

55000

5%

100

1700

308

Проектный вариант

105000

227

367

4.4.8 Затраты на программное обеспечение

Ежемесячные затраты на программное обеспечение вычисляются по следующей формуле:

  (26)

где – стоимость программного обеспечения, руб.;

– коэффициент учета стоимости автоматизированной системы;

Коэффициент учета стоимости является величиной, обратной сроку эксплуатации системы. Срок эксплуатации АИС составляет 4 года (с учетом морального старения), тогда коэффициент учета стоимости будет равен 0.25.

Pпо=(15 000×0.25)/12=312,5руб.

4.4.9 Амортизация площади рабочего места

Амортизационные отчисления рассчитываются по формуле:

  (27)

где – площадь рабочего места, ;

– цена площади производственных помещений, 300;

– норма амортизации площади, 1%;

– суммарное время использования оборудования ч.;

– действительный годовой фонд времени работы оборудования, ч.

Рассчитывается для обоих вариантов. Площадь рабочего места и цену за м2 берем согласно проведенным расчетам из пункта 4.3.3 Суммарное время использования оборудования берем из таблицы 10.

Расчет затрат на амортизацию рабочего места сведем в таблицу 18

Таблица 18 – Амортизация площади рабочего места

Вариант

Площадь рабочего места, м2.

Норма амортизации площади

Суммарное время использования оборудования

Действительный годовой фонд, в часах

Амортизационные отчисления, руб.

Базовый вариант

4,5

1%

100

1700

0,7

Проектный вариант

4,5

227

1,8

Результаты всех расчетов сведем в таблицу 19

Таблица 19 – Ежемесячные затраты по изменяющимся элементам

Наименование элемента затрат

Затраты по изменяющимся элементам, руб.

Базовый вариант

Проектный вариант

Покупные изделия

86 500

16 700

Электроэнергия

734,4

204

Основная заработная плата

81 720

81 720

Дополнительная заработная плата

1 225,8

1 225,8

Отчисления на социальное страхование

4767

4767

Амортизация оборудования

1235

1468

Текущий ремонт

308

367

Затраты на программное обеспечение

312,5

0

Амортизация площади рабочего места

0,7

1,8

Итого:

176 802

106 453

Разница между вариантами:

70 349,9

Остальные элементы затрат не изменяются.

Процент снижения затрат от применения АИС рассчитывается по формуле:

  (28)

где С'– текущие затраты по базовому варианту, руб. (таблица 19);

C'' – текущие затраты по проектному варианту, (таблица 19);

ΔС=(176802106453/176802) ×100%  = 39,7%

В результате использования АИС снижение затрат составит:

ΔС=70 349,9 руб.


4.4.5 Расчет годового экономического эффекта и прочих показателей экономической эффективности

Для решения вопроса о внедрении проектного решения используют показатель годового экономического эффекта. Для вычисления данного показателя сопоставляют реально существующий метод (базовый вариант) и внедряемый метод (проектный вариант).

Ожидаемый годовой экономический эффект от применения АИС рассчитывается по формуле:

  (29)

Где С– ежемесячные затраты, руб.;

ЕН нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений. ЕН = 0,33;

– удельные капитальные вложения, руб.,

   (30)

где - общие капитальные вложения, руб.

1 Для базового варианта:

= 59 860/12=4988

2 Для проектного варианта:

= 124860/12=10405

Таким образом, ожидаемый годовой экономический эффект составит:

[(176 802+ 0,33×4988) – (106 453+ 0,33 × 10405)] × 12 = (178448-109886) =68562×12 = 822744 руб.

4.5.1 Условно-годовой экономический эффект

Условно-годовой экономический эффект от применения АИС рассчитайте по формуле:

  (31)

где – себестоимость на единицу работы по базовому варианту, руб. (таблица 19);

– затраты на единицу работы по проектному варианту, руб. (таблица 7.8);

Условно-годовой экономический эффект от применения АИС равен:

Эуг = (176802106453) × 12= 844188 руб.

4.5.2 Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений

Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений вычисляется по формуле:

  (32)

где – дополнительные капитальные вложения на разработку и внедрение системы, руб. (таблица 4.2);

  – условно-годовой экономический эффект (руб.).

Дополнительные капитальные вложения ΔK берем из таблицы 8, условно-годовой экономический эффект берем из расчетов пункта 2.4.1.

Таким образом, срок окупаемости дополнительных капитальных вложений на разработку и внедрение АИС составит:

T= 184720 /844188=  0,21

Итак, срок окупаемости дополнительных капитальных вложений на разработку и внедрение АИС составит – 0,21.

4.5.3 Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений

Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений на разработку АИС:

  (33)

где – дополнительные капитальные вложения на разработку и внедрение системы, руб.;

– условно-годовой экономический эффект (руб.).

Таким образом, коэффициент экономической эффективности капитальных вложений составит:

E= 844188/184720=4,5

4.5.4 Процент снижения трудоемкости

Процент снижения трудоемкости рассчитывается по формуле:

  (34)

где t'– трудоемкость по базовому варианту, ч. (таблица 7.2);

t''– трудоемкость по проектному варианту, ч. (таблица 7.2).

Δt=227–100 / 100× 100% = 1,2

Δt=120%

4.5.5 Рост производительности труда

Рост производительности труда определяется по формуле:

  (35)

где t– процент снижения трудоемкости, %.

Δt–процент снижения трудоёмкости.

Процент снижения трудоёмкости Δt берем из расчетов пункта 2.4.5.

Таким образом, производительность труда составит:

ΔП = 1,2× 1 / 1 – 1,2= 6

ΔП = 600%


4.6 Экономический эффект

В данном разделе подводится итог расчетов, которые проводились в процессе выполнения курсовой работы.

Экономический эффект характеризуется выраженной в стоимостных показателях экономией живого и овеществленного труда на предприятии, полученного в результате внедрения АИС.

Все показатели экономической эффективности сведем в таблицу 20.

Таблица 20 – Показатели экономической эффективности

Наименование показателей

Обозначение

Проектный вариант

Годовой экономический эффект

Руб.

822744

Условно-годовой экономический эффект

Руб.

844188

Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений

Год.

0,21

Рост производительности труда

%

600%