1092

Переменные режимы эксплуатации паровых турбин энергоблоков ТЭС

Лекция

Энергетика

Характеристика переменных режимов ТЭС. Пример графика электрической нагрузки энергосистемы. Маневренность турбоагрегатов и программы регулирования энергоблоков ТЭС. Холостой ход турбоагрегата. Моторный режим. Режим горячего вращающегося резерва. Реализация перегрузочных режимов в турбоустановках.

Русский

2013-01-06

1.56 MB

107 чел.

Лекция №15. Переменные режимы эксплуатации паровых турбин энергоблоков ТЭС

15.1. Характеристика переменных режимов ТЭС

Переменные режимы работы ТЭС определяются изменением электрической нагрузки в энергосистеме (рис. 15.1). Базовую часть потребления электрической мощности обычно обеспечивают энергоблоки АЭС, ТЭЦ, работающие по тепловому графику, и ГЭС без регулируемого стока воды из водохранилищ. В летний неотопительный период помимо конденсационных энергоблоков ТЭС и парогазовых установок к регулированию нагрузки в полупиковой зоне могут привлекаться турбоагрегаты ТЭЦ. Пиковую зону закрывают ГТУ ТЭС, ГАЭС и ГЭС с регулируемым стоком. Следует также учитывать и сезонный спад нагрузок. Например, в летний период потребление электроэнергии сокращается на 30-33% в сравнении с потребностью в январе месяце. В суточном графике обычно имеют место один или два пика (утренний и вечерний) и соответственно один или два провала (дневной и ночной). Резкое снижение нагрузки отмечается в выходные дни из-за перераспределения бытовой и промышленной мощностей.

Рис. 15.1. Пример графика электрической нагрузки энергосистемы

1 – зимний период; 2 – осенне-весенний период; 3 – летний период

Для обеспечения пиковой нагрузки приходится выполнять процедуры повышения мощности основного оборудования электростанций в режимах их перегрузки. Снижение нагрузки обеспечивается различными способами. Среди них снижение мощности в пределах регулировочного диапазона, а также разгрузка турбоагрегата до холостого хода или уровня потребностей собственных нужд электростанции или энергоблока. В практике эксплуатации используется перевод турбины в моторный режим с одновременным остановом и горячей консервацией котла энергоблока. Возможен также останов энергоблока в период провала нагрузки с последующим его пуском. Выбор того или иного режима эксплуатации определяется характеристиками экономичности и надежности работы оборудования паротурбинной установки.

Для турбины допускается длительная работа при отклонениях параметров пара от номинального значения в диапазоне р0=23,04-24,02 МПа, t0=530-545оС, tпп=530-545оС. При повышении температуры свежего пара и пара в промежуточном перегревателе на 10оС, а также начального давления на 0,98 МПа работа допускается не более 30 минут. В любых сочетаниях отклонений суммарная продолжительность эксплуатации турбоагрегата не должна превышать 200 часов в году. Турбина допускает длительную работу с минимальной нагрузкой 240 МВт при номинальных параметрах пара. При этом время перехода от номинальной мощности до 30% составляет не менее 60 минут. В диапазоне нагрузок от 100% до 60% по мощности турбоагрегата температуры свежего пара и промперегрева сохраняются на номинальном уровне. При снижении мощности от 60 до 30% допускается плавное снижение температуры свежего пара до 505оС за время 60 минут. Турбина допускает работу на скользящем давлении свежего пара. Кроме того, допускается работа в беспаровом режиме не более 3 минут. В турбоустановке предусмотрен автоматический пуск и последующее нагружение после простоя любой продолжительности (табл. 15.1).

Таблица 15.1. Время пуска и нагружения энергоблока К-800-23,5 ЛМЗ из различных тепловых состояний

Продолжительность простоя, час

Продолжительность пуска

Продолжительность нагружения

Холодное состояние

8-9 час

6 час 30 мин

48-55

5 час 30 мин

4 час 20 мин

24-32

4 час 30 мин

3 час 20 мин

6-8

2 час 30 мин

2 час 10 мин

15.2. Маневренность турбоагрегатов и программы регулирования энергоблоков ТЭС

В общем случае маневренность энергоблока определяется совокупностью его следующих характеристик, обеспечивающих эффективность участия блока в регулировании мощности энергосистемы:

  1.  регулировочный диапазон - разность Nмах-Nmin, при котором блок может работать долгое время (уровень регулировочного диапазона в основном определяется условиями работы котла, так как ограничений по работе турбины практически нет);
  2.  время останова и пуска блока из различных тепловых состояний его оборудования (см. табл. 15.1);
  3.  скорость изменения нагрузки, характеризуемая приемистостью энергоблока.

Приемистость лимитируется температурным состоянием оборудования и паропроводов. При этом пиковые агрегаты (работающие около 1000-2000 часов в год) должны иметь возможность не менее 2-х пусков и остановов в сутки при высоких скоростях пуска и набора мощности (в основном агрегаты ГАЭС, ГТУ). Полупиковые нагрузки регулируются базовыми агрегатами (газомазутные блоки) с полупиковыми характеристиками. После останова в ночь на 6-8 часов дальнейший набор нагрузки производится со скоростью 5% мощности в минуту, а после останова в выходные дни (около 60 часов) скорость набора нагрузки составляет 3% в минуту.

Регулировочный диапазон базовых энергоблоков должен быть: для газомазутных конденсационных блоков не менее 70% номинальной мощности; для пылеугольных – не менее 50% (для блоков СКД 70-80%); для АЭС - 25-30%; для ТЭЦ - до 40%. Следует отметить, что режимы разгрузки связаны со снижением экономичности оборудования энергоблока. Поэтому велика значимость выбора программ регулирования их мощности. Для ТЭС существуют три основные программы регулирования (рис. 15.2):

    а) при постоянном давлении свежего пара р0 и переменном положении регулирующих клапанов турбоагрегата (изменение давления пара производится его дросселированием в регулирующих клапанах турбины);

    б) со скользящим начальным давлением (давление изменяется питательным насосом) и неизменном положении регулирующих клапанов (до уровня относительной мощности  NЭ/NЭ,ном0,3-0,35);

    в) комбинированная программа, когда в области высоких нагрузок реализуется программа а), а в области низких нагрузок – программа со скользящим давлением в двух сопловых коробках турбины при закрытых остальных.

                             а)                                                  б)                                             в)

Рис. 15.2. Основные программы регулирования энергоблоков:

а) при постоянном давлении свежего пара и переменном положении РК; б) со скользящим начальном давлении; в) комбинированная программа

(- относительная высота подъема штока регулирующего клапана паровой турбины; - относительное давление водяного пара перед турбиной)

15.3. Холостой ход турбоагрегата

При холостом ходе отключаются все отборы водяного пара на подогреватели питательной воды и расход свежего пара в турбину G0 примерно равен расходу Gк в конденсатор турбоустановки. Обычно при холостом ходе понижают температуры to и tnn. На рис. 15.3 показан процесс расширения пара при холостом ходе турбины К-800-23,5 ЛМЗ. Здесь Gхх/(G0)ном=0,08, а внутренняя мощность турбины (около 3 МВт) примерно равна потерям холостого хода, включая механические и в электрогенераторе. Данный режим позволяет в короткие сроки обеспечить набор требуемой мощности турбоустановки за счет сокращения пусковых операций, в том числе связанных с прогревом парогенерирующих элементов котла и высокотемпературных элементов турбины.

Расход пара в турбину на холостом ходу существенно зависит от давления в конденсаторе. Обычно соотношение расходов пара на холостом ходу и в номинальном режиме эксплуатации турбины Gxх/(G0)ном=8…10%. Однако при холостом ходе крайне трудно обеспечить глубокое разрежение в конденсаторе, так как при сокращении расхода свежего пара понижается давление по ступеням турбины и большая их часть находится под разрежением. Следовательно, создаются условия для роста присосов воздуха, ухудшающих процессы формирования разрежения в конденсаторе. Кроме того, в рассматриваемом режиме имеет место перегрев корпуса выходного патрубка, связанный с увеличением температуры из-за роста вентиляционных потерь в последних ступенях ЦНД. Поэтому приходится обеспечивать охлаждение корпуса патрубка впрыском в его паровое пространство охлаждающей воды.

Рис. 15.3. Процесс расширения при холостом ходе паровой турбины К-800-23,5 ЛМЗ

15.4. Моторный режим

Моторный режим осуществляется при прекращенном доступе пара в турбину и переводе электрогенератора для работы двигателем для вращения валопровода турбоагрегата с потреблением электрической энергии из энергосистемы. При этом вращение производится с синхронной частотой, а потребляемая мощность затрачивается на преодоление сил трения в подшипниках и вентиляционных потерь в проточной части турбины. Электрогенератор можно использовать в качестве синхронного компенсатора для выработки или потребления реактивной составляющей мощности. Конденсационная установка остается в работе, поддерживая установленный уровень разрежения. В этой связи приходится подавать пар в концевые уплотнения турбины от постороннего источника. Кроме того, подача пара производится и через некоторые патрубки отбора для охлаждения лопаточного аппарата. Прежде всего, это лопаточный аппарат последних ступеней ЦНД турбины. В моторном режиме сохраняется температурное состояние турбоустановки, близкое к состоянию, когда турбина находится под нагрузкой, что снижает уровень тепловых напряжений при наборе нагрузки и обеспечивает высокую скорость ее набора. Но, при этом, в моторном режиме затрачивается дополнительное топливо на его поддержание, а также в режимах останова и пуска энергоблока. Экономически оправданным является сохранение моторного режима не более 8 часов, а при использовании электрогенератора в режиме синхронного компенсатора – до 15 часов. В настоящее время рассмотренный режим находит применение в турбоагрегатах мощностью не более 100 МВт.

15.5. Режим горячего вращающегося резерва

В режиме горячего вращающегося резерва (ГВР) валопровод турбоагрегата вращается с частотой 700-1100 об/мин при подаче пара через байпас ГПЗ и отключенном от сети электрогенераторе. Котел разгружается до режима работы с одним дымососом и одним дутьевым вентилятором для поддержания выработки небольшого количества пара при работе растопочной форсунки. Пар на уплотнения турбины подается по трубопроводам пусковой схемы энергоблока. Режим горячего резерва турбоустановки позволяет перевести его в работу с необходимым уровнем нагрузки без предварительных пусковых операций. Требуется лишь осуществить синхронизацию электрогенератора в сеть. Вместе с тем, из-за большого расхода топлива на период ГВР (не более 5 часов) рассмотренный режим не нашел широкого применения в практике эксплуатации электростанций.

15.6. Реализация перегрузочных режимов в турбоустановках

Максимальное значение мощности турбоагрегата (на 10-15% от номинального значения) реализуется при форсировке котла, когда повышается его производительность сверх номинального значения (обычно на 5-7%). В турбине с сопловым парораспределением максимальное значение мощности достигается открытием перегрузочного регулирующего клапана. Электрогенераторы паровых турбин допускают длительное повышение мощности при одновременном снижении ее реактивной составляющей. Например, турбогенератор ТВВ-320-2УЗ допускает повышение мощности на 10% при cos=0,9 и до уровня 360 МВт при cos=0,95. В данных режимах перегрузке подвергается регулирующая ступень ЦВД, а также предотборные ступени теплофикационных турбин. Речь идет об изменении теплоперепадов ступеней при росте расхода пара в проточную часть турбины. При этом изменяются осевые нагрузки в валопроводе турбоагрегата и растут изгибающие напряжения в лопаточном аппарате.

В ряде случаев для получения пиковой мощности используются теплофикационные турбины, когда уменьшают тепловую нагрузку отопительных отборов пара. После увеличения расхода свежего пара начинают открывать поворотную диафрагму, в результате чего увеличивается расход пара в ЧНД и мощность турбины. Компенсация тепловой нагрузки осуществляется водогрейным котлом. Повышение электрической нагрузки возможно вплоть до перехода турбины на конденсационный режим эксплуатации.

Менее эффективно получение пиковой мощности за счет отключения регенеративных отборов пара из турбины. Отключение ПНД, как правило, не приводит к значимому росту мощности турбины. Отключение ПВД позволяет получить повышение мощности на 10-12%. При этом для поддержания температуры свежего пара на расчетном уровне при снижении температуры питательной воды необходимо увеличивать расход топлива в котел. В современных энергоблоках по ограничениям систем защиты заводы-изготовители разрешают отключать только всю группу ПВД. При этом существенно растет удельный расход топлива, а также возникают проблемы малоцикловой усталости питательного тракта, включая экономайзерную часть котла. Поэтому данный способ получения пиковой мощности находит в практике ограниченное применение.  

Лектор: В.Ф. Касилов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31713. Соціалізація особистості 95.5 KB
  socilis суспільний характеристика це процес входження індивіда в суспільство соціалізації особистості активного засвоєння ним соціального досвіду соціальних ролей норм цінностей необхідних для успішної життєдіяльності в даному суспільстві. У процесі соціалізації в людини формуються соціальні якості знання вміння відповідні навички що дає їй змогу стати дієздатним учасником соціальних відносин. Отже основа соціальнопсихологічного розуміння соціалізації особистості грунтується на характеристиці соціальнопсихологічного типу...
31714. Загальні поняття про особистість 49 KB
  В особистості немовби концентруються особливості суспільства основні його риси. Тому зрозуміти життя особистості можна тільки розглядаючи її у конкретних суспільних умовах в діяльності та стосунках з іншими людьми аналізуючи її соціальний статус та місце в суспільних відносинах. Усі особистості – індивіди але не кожен індивід – особистість. Паригіна модель особистості котра повинна зайняти місце в системі психології припускає поєднання двох підходів: соціологічного й загальнопсихолоігчного.
31715. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДІВ СОЦІАЛЬНОЇ ПСИХОЛОГІЇ 105 KB
  Метод спостереження може використатися як один із центральних самостійних методів дослідження. Метод спостереження здійснюється також з метою збору первинного матеріалу дослідження а також для контролю отриманих емпіричних даних. Класифікація спостереження виконується на різних підставах.
31716. Соціалізація старшокласників у школі 89.5 KB
  Ціннісні орієнтації референтної групи істотною мірою визначають соціальнопсихологічне обличчя підлітка. Оскільки група єдина площина соціальнопсихологічного досвіду в якій може проявити себе підліток яку він може засвоїти й через яку пізнати сукупність суспільних відносин то саме група стає формівною силою в соціалізації підлітка. Тут надзвичайно суттєвим є питання про те що визначає референтну значущість тієї чи іншої групи в очах підлітка або навпаки сприяє її зниженню.
31717. Структура педагогічної психології 35.5 KB
  До кожної теми подано список літератури щоб читач міг поперше більш докладно вивчити певний аспект теми яка його зацікавила подруге мав уявлення та добре орієнтувався у працях авторів які займаються проблемами та дослідженнями в галузі психології навчання та виховання. Предмет і задачі педагогічної психології Предметом педагогічної психології є психологія навчання психологія виховання психологія вчителя та педагогічної діяльності. Основний зміст педагогічної психології складають психологічні закономірності процесів навчання та...
31718. Загальна характеристика процесу виховання 43.5 KB
  Соціальня ситуація розвитку особистості Становлення людини як індивіда та особистості за Л. Виготським передбачає діалектичну взаємодію двох відносно автономних однак нерозривно пов'язаних процесів розвитку природного і соціального. Кожному віку притаманна певна специфічна соціольна сипгуаціярозвитку тобто особливе співвідношення внутрішніх процесів розвитку і зовнішніх умов яке є типовим для кожного вікового етапу зумовлює динаміку психічного розвитку протягом відповідного вікового періоду і нові якісно своєрідні психологічні утворення...
31719. Формування моральної свідомості 39 KB
  Для періоду дитинства взагалі характерне засвоєння моральних норм і перетворення останніх на регулятори поведінки та діяльності дитини через наслідування відповідних дій дорослих. 3 погляду педагогіки це орієнтація на максимальне усвідомлення у межах вікових психологічних можливостей дитиною моральних вимог що їх постійно висуває перед нею життя орієнтація на природну творчість дитини. У моральній свідомості учнів розрізняють два взаємопов'язаних рівні: теоретичний система моральних знань того чи іншого рівня узагальненості та рівень...
31720. Соціально-психологічні аспекти виховання 37 KB
  Такі групи називають референтними. Референтні групи можуть бути як реальними так і уявними але особистість завжди орієнтується на їх цінності і стандарти як на еталонні зразки своєї поведінки завжди прагне до визнання з їх боку. Якщо індивід реально входить до складу референтної групи то це створює психологічно сприятливі умови для успішного розвитку особистості в певному напрямку останній зовсім не обов’язково має співпадати зі загальною стратегією виховання особливо коли референтній групі притаманна асоціальна спрямованість.
31721. Загальна характеристика процесу учіння 23.5 KB
  Загальна характеристика процесу учіння Учіння виявляється там де дії людини скеровуються свідомою метою засвоїти певні знання навички вміння форми поведінки і діяльності коли суб’єкт діє з метою засвоєння нового досвіду. Зміст учіння – гностична пізнавальна діяльність на основі пізнавальних психічних процесів за допомогою перцептивних мнемічних інтелектуальних імажинативних дій. Існує 3 основних групи мотивів учіння за їх джерелом: Внутрішні – зумовлені структурою потреб людини.