10996

Глобальные проблемы современности, Стимулы и потенциалы общественного развития

Доклад

Логика и философия

Глобальные проблемы современности. Современная глобальная ситуация. Политические экологические демографические экономические проблемы. Стимулы и потенциалы общественного развития. Глобальные проблемы современности являются самой актуальной тем

Русский

2015-01-19

56 KB

107 чел.

Глобальные проблемы современности.

  1.  Современная глобальная ситуация.
  2.  Политические, экологические, демографические, экономические проблемы.
  3.  Стимулы и потенциалы общественного развития.

Глобальные проблемы современности являются самой актуальной темой философии конца XX века. Глобальные проблемы нашей эпохи – это закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся в последней трети XX века, это результат обострившейся неравномерности социально-экономического и политического, научно-технического и экологического, демографического и гуманитарного развития в условиях совершенно новой своеобразной исторической обстановки.

В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. К комплексу глобальных проблем относятся следующие: угроза третьей мировой войны, опасность техногенных и ядерных катастроф, экологические проблемы, демографическая проблема, проблема ресурсов и продовольствия.

В заключении необходимо рассмотреть возможные пути решения глобальных проблем, подчеркнув при этом, что локальное, региональное решение их почти невозможно. Решение глобальных проблем должно быть на глобальном уровне, во взаимообусловленной комплексной системе, в соответствии с принципами гуманизма и приоритета общечеловеческих интересов.

Глобальные проблемы современности и пути их решения.

    Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в. перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего.
    
     1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом.
    
     Тогда же было принято решение и о создании ООН — универсальной международной организации, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Однако произошедший вскоре раздел мира на две системы — капиталистическую и социалистическую, а также начало «холодной» войны и гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Особенно реальной угроза начала третьей мировой войны была в период так называемого Карибского кризиса 1962 г., вызванного размещением советских ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной позиции руководителей СССР и США кризис был разрешен мирным путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуош-ское движение. Именно ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества.
    
     На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.
    
     2. Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Эта проблема является наиболее актуальной. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В результате опасные для жизни и здоровья человека вещества выбрасывались в атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Решить проблему преодоления экологического кризиса человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.
    
     3. Проблема демографического роста. Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. По состоянию на 1990 г. его количество равнялось 5,3 млрд человек. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости.
    
     4. Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север—Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.
    
     Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в отдельности, в отрыве от других, усилиями нескольких стран. Нужны воля и действия всего человечества.
    Смысл жизни и глобальные проблемы современности

ПЛАН

1. Смысл жизни как один из основных вопросов философии
2. Подходы к решению вопроса о смысле жизни — истории философии.
3. Глобальные проблемы современности.

↑ к оглавлению
 
скачать 

Начало формы

Конец формы

1. Смысл жизни как один из основных вопросов философии

В самой первой лекции мы рассуждали о том, что может стать главным вопросом философии. Но оказалось, что такой вопрос однозначно выделить невозможно- разные философы, разные школы и направления называли в качестве основного — разные вопросы.
Для материалистического, рационалистических направлений — важны два основных вопроса: 1. Что первично сознание или материя? 2. Познаваем ли мир?
Для философии религиозной, философии жизни, экзистенциализма философской антропологии — важнейшим является вопрос о смысле жизни, тесно связанный с вопросами, Что такое добро и зло? Что такое любовь? Что такое человек? Что прекрасно?
В курсе теории познания мы уже обсуждали проблему первичности материи или сознания и должны понимать, что в зависимости от решения этого вопроса — во многом будет определяться и вопрос о смысле жизни.
Поскольку вопрос о смысле жизни неизменно выводит на вопрос о глобальных проблемах современности, то его решение является очень важным не только для философии, но и для жизни в целом. Ведь если смысл жизни человечества сводится только к процессам познания материального мира и использования его в своих практических целях, или состоит в бесконечном повышении материального благосостояния и комфорта — то этот путь может привести к противостоянию человека и природы, к конфликту с природой. Если смысл жизни видится в совершенствовании духовного начала человека или в сохранении его гармоничного единства с миром — то в этом случае вероятность конфликта субъект-объект значительно меньше.
В истории человечества смыслообразующие тенденции много раз меняли свое направление, но так или иначе многие их них сводятся к двум основным философским течениям, по-разному ставившим вопрос о смысле жизни: это гедонизм и стоицизм, возникшие еще в античную эпоху.

2. Подходы к решению вопроса о смысле жизни в истории философии (гедонизм, стоицизм)

В античной философии в период своего становления человеческое познание было направлено «вовне», на объективный мир. Греческие философы стремились сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира.
Но постепенно происходит переход от преимущественного изучения к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Родоначальником этой идеи являются софисты и Сократ (5—4 века до н. э). Протагор говорил: «Человек — мера всех вещей».
Слово «софист» (от греческого «София» — мудрость) — означало мудрец, особый тип философа-профессионала, учителя философии. «Познай самого себя»- этот лозунг отражает содержание философских размышлений софистов и Сократа (призыв, помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах). В этой философии — ставится важнейшая проблема личности человека.
Затем антропологическая традиция в древнегреческой философии была забыта и вновь возродилась в учениях Эпикурейцев и Стоиков.
Эпикурейцы (последователи Эпикура) провозгласили гедонистическое понимание
смысла жизни.
Гедонизм (от греч. наслаждение) — учение, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавляет от страдания; а зло — как то, что влечет за собой страдание.
Смысл жизни, высшее благо для человека, считал Эпикур — это достижение им блаженства, наслаждения.
НО:
Действительно длительными и прочными с точки зрения Эпикура, может быть только духовные наслаждения и блага: дружба, знания — «Блажен тот, кто удаляется от мира без ненависти». Высшая форма блаженства — это состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира — атараксия (т. е идеал мудреца в эпикурействе родственен буддийскому идеалу). В дальнейшем гедонистическое понимание жизни часто истолковывалось натуралистически — как получение наслаждения от материальных благ, чувственных наслаждений и т. п.
Таким образом, гедонистическое понимание смысла жизни во многом зависит от того, что именно доставляет человеку наслаждение: духовные или материальные блага. К сожалению, современное понимание гедонизма, эпикуреизма чаще связывают с изысканным материальным потреблением.

Иное отношение к смыслу жизни — в Стоицизме (Древний Рим -Сенека (ок.5г. до н. э — 65г. н. э)); Марк Аврелий (121—180 г.).
Стоицизм исходит из представления о предопределённости всего существующего. Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, т. е мировоззрению стоиков присущ глубокий фатализм: человек ничего не может изменить в порядке вещей. Поэтому человек должен мужественно переносить удары судьбы. Нужно жить сообразно с природой , поступать разумно — таков главный принцип этики стоицизма.
Мудрец — это человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений ради того, чтобы наслаждаться добродетелью к которой он приобщается через познание сущности вещей и благодаря победе разума над страстями.
Важны не сами вещи или внешние события, отношение — считают стоики. Поэтому необходимо отказаться от негативных психических переживаний. Ради свободы человек должен подавить в себе страсти: страх, печаль, вожделение, удовольствие. Сенека в своём сочинении «О гневе» — учит необходимости подавления гнева и проповедует любовь к ближнему и всепрощение. Основная цель жизни мудреца — выработать абсолютную невозмутимость духа. Человек стремится стать свободным, но от него зависит только духовная свобода. Остальное не в его власти, и не в его силах.
Угнетённый раб, если он стойко, мужественно переносит невзгоды, относится к ним безразлично и равнодушно, может стать духовно свободнее своего господина, являющегося рабом собственности и собственных страстей. Истинная свобода заключается лишь во внутренней, духовной независимости человека, и, чтобы обрести такую свободу, человек не должен желать того , что не находится в его власти.
Если нас постигнет несчастье, бедность мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы не можем достичь этого, то мы должны безропотно подчиниться и рассматривать несчастье как благо.
Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, способного к любви и всепрощению был полностью воспринят христианством.
Литература:
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1 и 2. М., 1989
Луций Аней Сенека Нравственные письма к Луцилию
Асмус  В. Ф. Античная философия

3. Глобальные проблемы современности

Появление самой проблемы глобальных проблем связано с тем, что происходит повсеместная глобализация социальных им культурных процессов, а следовательно глобализируются и отрицательные следствия этих процессов. Глобализация (глобус- Земля) означает, что они носят общепланетарный характер.
В философии эти проблемы изучаются под углом зрения их происхождения, а также возможностей и перспектив выживания человечества. Как мы уже говорили выше, происхождение глобальных проблем по большому счету определяется постановкой вопроса о смысле жизни как отдельным человеком так и всем человечеством. Выдвижение во главу угла темы потребления и производства товаром потребления, а также роста материальных потребностей у жителей Земли — стало причиной множества существующих глобальных проблем материально-экологического порядка. В то же время отсутствие должного внимания к вопросам нравственного, духовного развития человека, сохранения духовной преемственности поколений — поставило перед человечеством еще ряд глобальных вопросов, связанных с «экологией духа», без рассмотрения которых и другие проблемы не разрешимы. Возможно, обращение к опыту античных стоиков и гедонистов, позволит восстановить иную систему ценностей, где главным признается не бесконечное материальное производство и накопление, а развитие духа, душевных качеств, умение ценить их в других людях прежде всего, отказ от излишнего потребления. Однако, пока это видится лишь в возможной перспективе.
В целом, существующие глобальные проблемы сводятся к следующим (заметим, что их взаимная относительная значимость постоянно меняется):
— проблема нравственного состояния общества (как один из вариантов постановки вопроса — тема ноосферы, сферы разума, формирующейся в процессе развития человечества)
— экологические проблемы (их сущность состоит в углубляющемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания)
— демографические проблемы, связанные с перенаселением Земли
— проблема войны
— проблема терроризма
— проблема источников энергии
— и пр.
Их решение зависит не столько от принятия сиюминутных законов и постановлений, сколько от изменения образа жизни человека в целом. Например, если главная причина экологического кризиса — безудержный рост производства и потребления, то необходимо самоограничение в этой области: ограничение роста потребления через принятие идеологии «нового аскетизма»; создание новых базисных ориентиров — новой системы ценностей: гуманизм, трансцендентальность и пр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52419. Числа Фібоначчі та їх основні властивості 839.5 KB
  Числа Фібоначчі та їх основні властивості Методичні розробки для факультативних занять Зміст Передмова. Що таке числа Фібоначчі. Деякі найпростіші властивості чисел Фібоначчі. Властивості чисел ФібоначчіНарайани.
52420. Действия с рациональными числами 408 KB
  На нашем уроке работает Зеленый патруль 1 задание Деревья способствуют очищению воздуха поглощая углекислый газ и выделяя кислород. 2 задание. Каждый получает карточку с заданием. Координатная прямая проектируется не экран 8 7 6 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Я У К Ь Д Л...
52421. Розвязування вправ з теми «Дії над раціональними числами» 130 KB
  Розвивати вміння учнів знаходити суму, різницю та добуток раціональних чисел, працювати з різними видами чисел; виховувати увагу, спостережливість при виконанні завдань.
52422. Дії з натуральними числами 63 KB
  Обладнання: сніжинка переможець проведеного напередодні конкурсу ялинка іграшкиналіпки картина Святий Миколай. Головним його атрибутом є новорічна ялинка. 4м і 6м Яка гарна ялинка виходить У кожного вдома теж буде ялинка. Назва роботи Урокгра математики в 5 класі Новорічна ялинка П.
52423. Загальна характеристика Членистоногих 115.5 KB
  Загальна характеристика Членистоногих Мета уроку: ознайомити із загальними рисами типу; відмітити ускладнення організації членистоногих порівняно з кільчаками; з’ясувати їхнє походження; розкрити різноманітність членистоногих їхню роль у природі та житті людини; формувати навички роботи з текстом підручника вміння виділяти головне порівнювати робити висновки; розвивати пізнавальні пошукові та творчі можливості учнів під час створення проектів розвивати вміння презентувати власну роботу; формувати основи екологічного мислення Тип уроку:...
52424. Chocolate is good for you 94.5 KB
  INTRODUCTION t the lesson we re going to tlk with you bout chocolte nd its role nd plce in our life.CHOCOLTE: Wlk round the clss nd tlk to other students bout chocolte. studies fntstic news reserch diet hert ttcks milk chocolte risks suffering stroke nutrition blood pressure weight gin clories sweets snck Hve cht bout the topics you liked.
52425. Чорнобиль не має минулого. Історія Чорнобильської трагедії крізь призму української літератури 72.5 KB
  Історія Чорнобильської трагедії крізь призму української літератури Мета: розширити знання дітей про Чорнобильську трагедію розповісти про ліківідаторів аварії на Чорнобильській АЕС розкрити трагедію ЧАЕС через твори українських письменників; розвивати вміння школярів аналізувати та узагальнювати навчальну інформацію вміння виразно декламувати артистичні здібності; виховувати співчуття до чужого болю любов до рідного краю природи; виховувати людяність доброту згуртованість. Драч Чорнобильська мадонна М. І тихо ступає життя у полин...
52427. Чорнобиль – найбільша трагедія світу 50 KB
  Досліджуючи солі урану він виявив що уран випромінює невидимі промені. фізик і хімік Петербурзької Академії наук невидимі промені назвала радіоактивними а явище випромінювання радіоактивністю. У забруднених зонах спостерігаються масові аномалії тому що радіонукліди потрапивши в організм людини випромінюють радіоактивні промені які руйнують клітини. випромінювання – це потік позитивно заряджених частинок з масою атома Гелію промені – це потік негативно заряджених електронів це потік електромагнітних хвиль подібних до звичайного...