10996

Глобальные проблемы современности, Стимулы и потенциалы общественного развития

Доклад

Логика и философия

Глобальные проблемы современности. Современная глобальная ситуация. Политические экологические демографические экономические проблемы. Стимулы и потенциалы общественного развития. Глобальные проблемы современности являются самой актуальной тем

Русский

2015-01-19

56 KB

114 чел.

Глобальные проблемы современности.

  1.  Современная глобальная ситуация.
  2.  Политические, экологические, демографические, экономические проблемы.
  3.  Стимулы и потенциалы общественного развития.

Глобальные проблемы современности являются самой актуальной темой философии конца XX века. Глобальные проблемы нашей эпохи – это закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся в последней трети XX века, это результат обострившейся неравномерности социально-экономического и политического, научно-технического и экологического, демографического и гуманитарного развития в условиях совершенно новой своеобразной исторической обстановки.

В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. К комплексу глобальных проблем относятся следующие: угроза третьей мировой войны, опасность техногенных и ядерных катастроф, экологические проблемы, демографическая проблема, проблема ресурсов и продовольствия.

В заключении необходимо рассмотреть возможные пути решения глобальных проблем, подчеркнув при этом, что локальное, региональное решение их почти невозможно. Решение глобальных проблем должно быть на глобальном уровне, во взаимообусловленной комплексной системе, в соответствии с принципами гуманизма и приоритета общечеловеческих интересов.

Глобальные проблемы современности и пути их решения.

    Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в. перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего.
    
     1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом.
    
     Тогда же было принято решение и о создании ООН — универсальной международной организации, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Однако произошедший вскоре раздел мира на две системы — капиталистическую и социалистическую, а также начало «холодной» войны и гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Особенно реальной угроза начала третьей мировой войны была в период так называемого Карибского кризиса 1962 г., вызванного размещением советских ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной позиции руководителей СССР и США кризис был разрешен мирным путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуош-ское движение. Именно ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества.
    
     На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.
    
     2. Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Эта проблема является наиболее актуальной. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В результате опасные для жизни и здоровья человека вещества выбрасывались в атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Решить проблему преодоления экологического кризиса человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.
    
     3. Проблема демографического роста. Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. По состоянию на 1990 г. его количество равнялось 5,3 млрд человек. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости.
    
     4. Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север—Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.
    
     Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в отдельности, в отрыве от других, усилиями нескольких стран. Нужны воля и действия всего человечества.
    Смысл жизни и глобальные проблемы современности

ПЛАН

1. Смысл жизни как один из основных вопросов философии
2. Подходы к решению вопроса о смысле жизни — истории философии.
3. Глобальные проблемы современности.

↑ к оглавлению
 
скачать 

Начало формы

Конец формы

1. Смысл жизни как один из основных вопросов философии

В самой первой лекции мы рассуждали о том, что может стать главным вопросом философии. Но оказалось, что такой вопрос однозначно выделить невозможно- разные философы, разные школы и направления называли в качестве основного — разные вопросы.
Для материалистического, рационалистических направлений — важны два основных вопроса: 1. Что первично сознание или материя? 2. Познаваем ли мир?
Для философии религиозной, философии жизни, экзистенциализма философской антропологии — важнейшим является вопрос о смысле жизни, тесно связанный с вопросами, Что такое добро и зло? Что такое любовь? Что такое человек? Что прекрасно?
В курсе теории познания мы уже обсуждали проблему первичности материи или сознания и должны понимать, что в зависимости от решения этого вопроса — во многом будет определяться и вопрос о смысле жизни.
Поскольку вопрос о смысле жизни неизменно выводит на вопрос о глобальных проблемах современности, то его решение является очень важным не только для философии, но и для жизни в целом. Ведь если смысл жизни человечества сводится только к процессам познания материального мира и использования его в своих практических целях, или состоит в бесконечном повышении материального благосостояния и комфорта — то этот путь может привести к противостоянию человека и природы, к конфликту с природой. Если смысл жизни видится в совершенствовании духовного начала человека или в сохранении его гармоничного единства с миром — то в этом случае вероятность конфликта субъект-объект значительно меньше.
В истории человечества смыслообразующие тенденции много раз меняли свое направление, но так или иначе многие их них сводятся к двум основным философским течениям, по-разному ставившим вопрос о смысле жизни: это гедонизм и стоицизм, возникшие еще в античную эпоху.

2. Подходы к решению вопроса о смысле жизни в истории философии (гедонизм, стоицизм)

В античной философии в период своего становления человеческое познание было направлено «вовне», на объективный мир. Греческие философы стремились сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира.
Но постепенно происходит переход от преимущественного изучения к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Родоначальником этой идеи являются софисты и Сократ (5—4 века до н. э). Протагор говорил: «Человек — мера всех вещей».
Слово «софист» (от греческого «София» — мудрость) — означало мудрец, особый тип философа-профессионала, учителя философии. «Познай самого себя»- этот лозунг отражает содержание философских размышлений софистов и Сократа (призыв, помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах). В этой философии — ставится важнейшая проблема личности человека.
Затем антропологическая традиция в древнегреческой философии была забыта и вновь возродилась в учениях Эпикурейцев и Стоиков.
Эпикурейцы (последователи Эпикура) провозгласили гедонистическое понимание
смысла жизни.
Гедонизм (от греч. наслаждение) — учение, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавляет от страдания; а зло — как то, что влечет за собой страдание.
Смысл жизни, высшее благо для человека, считал Эпикур — это достижение им блаженства, наслаждения.
НО:
Действительно длительными и прочными с точки зрения Эпикура, может быть только духовные наслаждения и блага: дружба, знания — «Блажен тот, кто удаляется от мира без ненависти». Высшая форма блаженства — это состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира — атараксия (т. е идеал мудреца в эпикурействе родственен буддийскому идеалу). В дальнейшем гедонистическое понимание жизни часто истолковывалось натуралистически — как получение наслаждения от материальных благ, чувственных наслаждений и т. п.
Таким образом, гедонистическое понимание смысла жизни во многом зависит от того, что именно доставляет человеку наслаждение: духовные или материальные блага. К сожалению, современное понимание гедонизма, эпикуреизма чаще связывают с изысканным материальным потреблением.

Иное отношение к смыслу жизни — в Стоицизме (Древний Рим -Сенека (ок.5г. до н. э — 65г. н. э)); Марк Аврелий (121—180 г.).
Стоицизм исходит из представления о предопределённости всего существующего. Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, т. е мировоззрению стоиков присущ глубокий фатализм: человек ничего не может изменить в порядке вещей. Поэтому человек должен мужественно переносить удары судьбы. Нужно жить сообразно с природой , поступать разумно — таков главный принцип этики стоицизма.
Мудрец — это человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений ради того, чтобы наслаждаться добродетелью к которой он приобщается через познание сущности вещей и благодаря победе разума над страстями.
Важны не сами вещи или внешние события, отношение — считают стоики. Поэтому необходимо отказаться от негативных психических переживаний. Ради свободы человек должен подавить в себе страсти: страх, печаль, вожделение, удовольствие. Сенека в своём сочинении «О гневе» — учит необходимости подавления гнева и проповедует любовь к ближнему и всепрощение. Основная цель жизни мудреца — выработать абсолютную невозмутимость духа. Человек стремится стать свободным, но от него зависит только духовная свобода. Остальное не в его власти, и не в его силах.
Угнетённый раб, если он стойко, мужественно переносит невзгоды, относится к ним безразлично и равнодушно, может стать духовно свободнее своего господина, являющегося рабом собственности и собственных страстей. Истинная свобода заключается лишь во внутренней, духовной независимости человека, и, чтобы обрести такую свободу, человек не должен желать того , что не находится в его власти.
Если нас постигнет несчастье, бедность мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы не можем достичь этого, то мы должны безропотно подчиниться и рассматривать несчастье как благо.
Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, способного к любви и всепрощению был полностью воспринят христианством.
Литература:
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1 и 2. М., 1989
Луций Аней Сенека Нравственные письма к Луцилию
Асмус  В. Ф. Античная философия

3. Глобальные проблемы современности

Появление самой проблемы глобальных проблем связано с тем, что происходит повсеместная глобализация социальных им культурных процессов, а следовательно глобализируются и отрицательные следствия этих процессов. Глобализация (глобус- Земля) означает, что они носят общепланетарный характер.
В философии эти проблемы изучаются под углом зрения их происхождения, а также возможностей и перспектив выживания человечества. Как мы уже говорили выше, происхождение глобальных проблем по большому счету определяется постановкой вопроса о смысле жизни как отдельным человеком так и всем человечеством. Выдвижение во главу угла темы потребления и производства товаром потребления, а также роста материальных потребностей у жителей Земли — стало причиной множества существующих глобальных проблем материально-экологического порядка. В то же время отсутствие должного внимания к вопросам нравственного, духовного развития человека, сохранения духовной преемственности поколений — поставило перед человечеством еще ряд глобальных вопросов, связанных с «экологией духа», без рассмотрения которых и другие проблемы не разрешимы. Возможно, обращение к опыту античных стоиков и гедонистов, позволит восстановить иную систему ценностей, где главным признается не бесконечное материальное производство и накопление, а развитие духа, душевных качеств, умение ценить их в других людях прежде всего, отказ от излишнего потребления. Однако, пока это видится лишь в возможной перспективе.
В целом, существующие глобальные проблемы сводятся к следующим (заметим, что их взаимная относительная значимость постоянно меняется):
— проблема нравственного состояния общества (как один из вариантов постановки вопроса — тема ноосферы, сферы разума, формирующейся в процессе развития человечества)
— экологические проблемы (их сущность состоит в углубляющемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания)
— демографические проблемы, связанные с перенаселением Земли
— проблема войны
— проблема терроризма
— проблема источников энергии
— и пр.
Их решение зависит не столько от принятия сиюминутных законов и постановлений, сколько от изменения образа жизни человека в целом. Например, если главная причина экологического кризиса — безудержный рост производства и потребления, то необходимо самоограничение в этой области: ограничение роста потребления через принятие идеологии «нового аскетизма»; создание новых базисных ориентиров — новой системы ценностей: гуманизм, трансцендентальность и пр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21356. Назначение, состав вооружения воинских частей и подразделений РЭБ 587.21 KB
  Имеющиеся на вооружении силы и средства РЭБ не в состоянии оказать воздействие на всю систему управления противника поэтому важно применять их в сочетании с огневым поражением на наиболее важных направлениях в нужные периоды боя операции в нужное время по наиболее важным целям. Умелое применение современных комплексов радиоподавления иногда может дать не меньшие результаты чем удары средствами поражения по элементам АСУ противника. Радиоэлектронная борьба РЭБ совокупность согласованных по целям задачам месту и времени мероприятий...
21357. НАЗНАЧЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СОСТАВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СТАНЦИЙ ПОМЕХ Р –325У,Р378А,Б 53 KB
  АСП обеспечивает: автоматический поиск и обнаружение источников радиоизлучений ИРИ в пределах частотного диапазона или в заданном участке диапазона; автоматическое или ручное пеленгование обнаруженных ИРИ; отображение значений частоты и пеленга обнаруженных ИРИ на табло УУС устройство управления станцией; определение принадлежности обнаруженных ИРИ к объекту РЭП радиоэлектронного подавления путем анализа оператором значений частот параметров сигналов и пеленгов; запись и хранение в ЗУ запоминающее устройство значений...
21358. Назначение, состав, ТТХ, БВ автоматизированного комплекса радиоразведки и подавления Р330 «МАНДАТ 1.2 MB
  Комплекс Р330 Мандат состоит на вооружении подразделений и частей РЭБ Сухопутных войск и предназначен для радиоразведки и радиоподавления линий радиосвязи противника в тактическом и оперативнотактическом звене управления в диапазоне от 1. Состав комплекса Мандат по количеству и типам применяемых средств зависит от организационноштатной структуры ОШС частей РЭБ решаемых ими задач и может включать: а автоматизированный пункт управления АПУ Р330К в составе двух машин: машина управления; аппаратная связи; б...
21359. Расчет СЭП 14.7 MB
  Рулевое устройство предназначается для удержания судна на заданном курсе, а также для его поворота при изменении направления движения
21360. Структурная схема, назначение составных частей, принцип работы станции в различных режимах 50.55 KB
  АПОА предназначен для обнаружения пеленгования и технического анализа ИРИ. Он обеспечивает: панорамную перестройку панорамного обнаружителя Р381Т15 и одновременно с ним автоматического пеленгатора по частоте во всем рабочем диапазоне частот или на отдельных участках диапазона с одинаковыми полосами обзора до семидесяти девяти; определение численных значений частот ИРИ и пеленгов на них с вводом измеренных значений в УУС; определение характеристик сигналов в ручном режиме с помощью анализатора Р399Т и занесение их при...
21361. Аппаратура АПОА: АФС КАМА-4, широкополосное входное устройство Т-152, панорамный обнаружитель Р-381Т1-5 38.37 KB
  Основными функциями изделия являются автоматический поиск радиоизлучений в установленной полосе обзора определение их средних частот ширины спектра и уровня на входе изделия формирование кодов характеристик излучений для передачи в УУС определение момента настройки РПУ на центральную или максимальную частоту спектра излучения. Логическая обработка кодов уровней при поиске сигналов со скоростью 0125 и 0250МГц cек предусматривает разделение импульсных помех и сигналов определение ширины спектра сигнала определение момента точной...
21362. Аппаратура АПОА: назначение, состав и работа составных частей панорамного обнаружителя Р-381Т1-5 25.35 KB
  РПУ Р381Т1 4 предназначено для использования в автоматизированных комплексах. В РПУ имеется гетеродин для приёма ТЛГ и ОПС сигналов работающий в следующих режимах: в режиме плавной перестройки с пределами изменения частоты 5000 Гц. В режиме фиксированных настроек для приёма передач с ОБП стабилизированный кварцевыми резонаторами на частотах 21315 и 21685 кГц режимы ВБП и НБП. Блок ПБ11 предназначен для преселекции усиления и аттенюации принимаемого ВЧ сигнала а также защиты РПУ от мощного сигнала помехи.
21363. Аппаратура АПОА: приемник контроля Р399А 17.93 KB
  В РПУ имеется гетеродин для приёма ТЛГ и ОПС сигналов работающий в следующих режимах: в режиме плавной перестройки с пределами изменения частоты 5000 Гц относительно средней частоты 215 кГц режим ТЛГ. Предусмотрена коррекция частоты гетеродина. Установка частоты и перестройка в ручном режиме обеспечивается: вручную с помощью клавиатуры УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ или ручки НАСТРОЙКА с дискретностью 1 при нажатой кнопке 1 переключателя ШАГ НАСТРОЙКИ и с дискретом 10 Гц при нажатой кнопке 10. Обеспечивается установка частоты по...
21364. Аппаратура АПОА: приемоиндикатор Р-381Т1-3 25.68 KB
  Вопрос№1 Назначение и технические данные ПИ Р381Т13 при работе в составе АПОА предназначен для автоматического определения направления пеленга на источники радиоизлучений. Состав: трёхканальное радиоприёмное устройство РПУ; блок индикации пеленга ИП; блок управления; два блока питания для РПУ и ИП. Для уменьшения ошибок пеленгования предусмотрено автоматическое выравнивание характеристик каналов и поддержание их идентичности. Для слухового контроля радиопередач в ПИ имеется слуховой тракт...