10998

Основные особенности философского типа мышления

Доклад

Логика и философия

Основные особенности философского типа мышления: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных однажды выбранных принципов их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы конечно могут вноситься уточ...

Русский

2013-04-03

91.5 KB

62 чел.

Основные особенности философского типа мышления: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами;

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов;

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов;

КРИТИЧНОСТЬ - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.

.ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ.

Источниками рождения философского мышления и взгляда на мир можно считать:

продуктивное сомнение в правильности обыденных «мнений»;

потребность подняться над преходящими явлениями,
попытка проникнуть к Единому, Целому, Изначальному; личностное уникальное видение мира.

Многие основные свои темы философия почерпнула из мифологии и религии. Философия рождается из диалога с мифологическим и религиозным мировоззрением.

Предметом философии является духовный опыт человека. «Разные формы опыта (не только чувственного — внешнего, психического, социального, но и нечувственного — морального, эстетического, религиозного) ставят перед нашей мыслью проблемы и требуют их разрешения на путях разума» [9, т.1, с. 33]. Путь к смыслу лежит не через абстракции, а через целостную личность философствующего. «Философия как целостное миросозерцание есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет отвлеченным или чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов» [33, с. 68]. «Основные мотивы философствования, темы философских систем не выдумываются, но осознаются интуитивно, имеют сверхфилософское происхождение ... философствование есть рефлексия разума на его узрения ... в основе действительно оригинальных, творческих философских систем всегда лежит философский миф...»

Процесс философствования основывается на рациональном доказательстве и выводе. Но философия не является формальным мышлением или методологией. Гегель неправомерно абсолютизировал рацио, разум, придал ему онтологический статус. Мифологическое мышление существует в мыслящем субъекте наравне с рациональным, логическим. Мифологическое мышление, связанное с человеком в его сознательном и бессознательном аспектах, во многом ответственно за выработку человеком ценностей. Оно дает тему, импульс; рациональное мышление развивает эту тему, приводит в систематическую форму. В области философских, гуманитарных понятий мышление тесно взаимодействует с фантазией.

Философское мировоззрение строится из понятий, в которых фиксируются самые общие и необходимые признаки явлений, их сущность. У философии есть свой понятийный аппарат (понятия «дух», «идея», «материя», закон», необходимость», «свобода», «объект», «субъект», «причина», «истина» и др.).

Специфика философских понятий, в отличие от понятий математических или естественнонаучных, состоит в том, что они ни в какой мере не однозначны, из них трудно строить формально-логические схемы. Если понятие «квадрат» подразумевает одно значение, то понятие «добро», понятие философское, нравственное, никак не может быть сведено к одному значению. Более того, философские понятия максимально многозначны и общи. Для их исследования и определения необходимо определение либо более простых понятий, которые входят в это большое понятие, либо выявление многоуровневой связи этого понятия с другими понятиями. При объяснении мира с помощью философских понятий, не отбрасывая их всеобщности, приходится прибегать к наглядности, к конкретным примерам. В философии невозможно ограничиться только «чистым» понятием. Естественнонаучные понятия во многом условны, являются устоявшимися в научном сообществе знаками неких связей, эти понятия относятся к явлениям узкого сегмента эмпирической сферы. Наоборот, в философии понятие в наименьшей степени есть знак, оно постоянно вызывает споры относительно его сущности и смысла и именно в силу своего дискуссионного, незавершенного характера требует использования конкретики и истолкования с помощью других понятий и образов.
В языке философа наряду с понятиями важное место занимают метафоры, образы («Язык — дом бытия» — Хайдеггер, «Мир есть вода» — Фалес, «Сущее есть разум» — Гегель). Для философа метафора благодаря ее выразительной силе и захватываемой глубине часто оказывается адекватным выразителем философского мышления, мышления подчас парадоксального, алогичного. Метафора является живым, конкретным, качественным, внутренним, а не формальным единством различного. В философской метафоре осуществляется единство бытия и человека, фиксируется образ, на который опирается философ. В исходной философской метафоре происходит встреча мифологического и рационального компонентов мышления. Так, Фалес живет в окружении мифологических представлений. Диалектики в его рассуждениях еще почти нет. Однако Фалес преследует цель объяснить всё с помощью определенного образа. Вода есть аналог всего, единое начало всего.

Какое место занимает логика в философии?
Логика изучает логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения). Логика оперирует с отвлеченными понятиями как с величинами и устанавливает между ними правильные соотношения. С помощью логики критически анализируется ход философствования. Логика — это некая отвлеченная рассудочная сетка, схема, набрасываемая на живую действительность, позволяющая наиболее быстро и экономно решать какие-то проблемы, осмысливать огромные объемы информации благодаря использованию знаков-заместителей чувственных представлений. Другое дело, что логика не может дать целостного ответа на проблему, она только может указать путь. Найти ответ на мировоззренческую проблему означает не только определить понятие, но и пережить его в целостном личностном опыте. Логический знак, чистое, абстрактное понятие представляют только часть целостного образа мира, сам образ полностью в нем не изживается.
Вообще, в философии можно говорить о нескольких логиках. Одна логика — это формальная логика однозначностей: «нет или да». Возможна и другая логика: «верно и то и другое».

Суть как философских вопросов, так и философских ответов состоит в том, что они всегда открыты для новых вопросов, всегда порождают новые смыслы. Как разговор не предполагает однозначных ответов (иначе бы он прекратился ибо ответ нужно давать так, чтобы можно было потом задать вопрос), так и философия предполагает многовариантность суждений, предполагает многозначность, одновременное сосуществование нескольких смыслов, нескольких истин. Только при такой логике сосуществования нескольких истин возникает потребность думать, осмыслять мир.

Каковы методы и средства философской деятельности?
Основным философским методом является диалектика (метод разрешения противоречий).
Основной формой философствования является диалог. Поэтому обучение философии — это обучение прежде всего философствованию как самостоятельному диалогическому мышлению, рассуждению. 

Философский взгляд на мир — это такой особый взгляд на мировые проблемы, который предполагает альтернативные, многообразные подходы к их решению. Человек, обдумывающий и обсуждающий философскую проблему, неизбежно рассматривает более чем одну ее трактовку. Философствование — это прежде всего свободное, творческое, диалогическое мышление и неиссякаемая любознательность.
Рассмотрим, на каких уровнях в философии существует диалог.
Диалог в философии возникает уже на уровне собственно философских систем, философских учений, полемизирующих друг с другом вокруг традиционных и новых для философии тем. Это собственно диалог мировоззрений. Невозможно изучать философию на примере только одной философской системы. За время своего существования философия не пришла к какому-то единому для всех ее течений итогу, философии сменяли друг друга. За всю историю философии различных вариантов ответов на одни и те же философские проблемы, способов их постановки и решения было множество, и все они рано или поздно оказывались одностронними.
Но и само философское понятие также диалогично. Имманентно присущая философствованию диалектика понятий приводит к диалогу.

При работе с философскими понятиями и проблемами диалог возникает как следствие:
Логических противоречий. Логические противоречия возникают из-за нарушения формальной, нормативной стороны мышления.
Диалектических противоречий. Диалектика, согласно П. А. Флоренскому, есть движение живой мысли по пути «ее вглядывания, вживания в реальность» [28, с. 136—137]. На этом пути мышление время от времени останавливается, фиксирует результат своего движения, а затем преодолевает, «снимает» ограничение, переходит к новой точке, новому тезису, новому определению, которые тоже, в свою очередь, преодолевает. Даже обычный разговор имеет диалектический характер. С формальной стороны, необходимость формализации своих представлений в слове и приводит к противоречию между формой (высказыванием) и содержанием. При фиксации одной какой-нибудь стороны мира в суждении упускается другая сторона. А это неизбежно ведет к диалогизму при обсуждении проблем, т. е. к стремлению преодолеть односторонность формализации. Согласно Платону, диалектика есть движение мысли от разделенного к неделимому. По Гегелю, диалектика — двигатель духа. Ее движение — от абстрактного, отвлеченного, одностороннего к конкретному,
наиболее полному. Диалектика ведет к целостному, всеобъемлющему, всестороннему истолкованию, пониманию действительности, к синтезу противоположностей.

Диалектика является также и определенным принципом мышления. В качестве предмета мысли можно выбрать любой, но диалектика устанавливает определенные правила, порядок рассуждения. Например, первым шагом диалектического рассмотрения предмета является отличение, отграничение его от других предметов, выделение существенных признаков. Философское осмысление проблем (любых, пусть даже взятых из сказки) отличается от обыденного тем, что оно диалектично, руководствуется некими правилами. Но при всей своей рациональности диалектика фиксирует и иррациональные переходы в развитии.
— Антиномий. Платон полагал, что бытие само по себе противоречиво: оно одновременно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. И. Кант писал, что разум рано или поздно неизбежно сталкивается с рационально неразрешимыми антиномиями. Согласно воззрениям П.А. Флоренского, мир и человеческий разум настолько противоречивы, что окончательно снять противоречия не удается. Даже истина может быть представлена только в
форме антиномии, т. е. одновременно утверждающей и отрицающей саму себя. Через внутреннюю антиномичность рассудок рождается к высшей истине. Сама истина, таким образом, ведет к диалогу, к столкновению различных суждений.

Развитое мышление — это диалог, диалектика, многовариантность. То есть выявление многообразия отношений предмета, противоречий и антиномий. Суть диалектики: противоречия и антиномии не пределы мысли, а стимул к поиску неделимого и непротиворечивого (истины, всеобщего, целого). Противоречия (к которым ведет диалектика понятий) снимаются в синтезе, а также в опыте единого.

Диалектика — неотъемлемое свойство Целого.
B.C. Библер отмечает такой аспект диалога, как диалог «голосов поэта (художника) и теоретика, выступающий основой реального развития творческого (гуманитарного) мышления» [23, №4, с. 68].
М.М. Бахтин полагал, что в основе всех человеческих способностей, в том числе и мышления, лежит межличностное начало. Быть — значит общаться, в общении преодолевая тенденцию к овеществлению человека. Истина, понимание другого открываются только в диалоге. Вне речевого, одухотворяющего словесного контекста человек немыслим. Во взаимодействии человека с миром, в напряженном диалоге и создаются условия возникновения мышления.

Вообще мышление возникает как потребность разрешить противоречие, как практическое, так и нравственное, из несоответствия понятия внутренней или внешней реальности. Мышление не просто набор мыслительных операций, но прежде всего деятельность по построению понятий и суждений. Мышление — это синтетическая деятельность, путем анализа и синтеза движущаяся от одних обобщений к другим.
В философии, как игре, происходит освобождение от закосте-невших социальных ролей, от давления стереотипов. В свободном общении происходит раскрепощение человека, он раскрывается навстречу глубоким духовным смыслам.

К средствам философского исследования относятся:

диалектическая и формальная логика;

индуктивный и гипотетико-дедуктив-ный метод;

экстраполяция;

идеализация;

мыслительный эксперимент;

интерпретация;

наблюдение;

созерцание;

сомнение (ведущее к построению нового убеждения);

рефлексия;

интеллектуальная интуиция.

  •  Ведущая философская деятельность — исследование философских проблем.
  •  Способ организации философского исследования — диалог, дискуссия различных позиций, диалектическое решение философских проблем.
  •  Результат философского исследования — картина мира (мировоззрение), состоящая из философских истин (т, е. ответов на философские вопросы) и выражающихся в категориальной и систематической форме.

Философия – одна из многих разновидностей мыслительной деятельности человека. Естественно, она отличается своей специфичностью от остальных форм его духовной активности. Эти отличия касаются не только целей, которые стоят перед философией, не только направленности философского мышления. На этом стоит задержать наше внимание, с тем, чтобы понять, в чем заключается самобытность философии в сравнении её с наукой, художественным словом или религией, и чем эта самобытность объясняется. Только так мы сможем уяснить  место, которое философия занимает в культуре в целом, с тем, чтобы не предъявлять ей нелепых претензий и не выдвигать пустых обвинений.


Относительно философии сформировалось немало иллюзий и предрассудков, и рассеять хотя бы часть из них было бы в высшей степени полезно уже в момент первого знакомства с предметом.

Самый распространённый предрассудок – называть философию наукой. Этот предрассудок присущ не только лицам для философии посторонним. Он находил себе место и среди философов. Достаточно привести, скажем, только название работы Эдмунда Гуссерля "Философия как чистая наука", чтобы понять, что такие претензии выражались и в самой философии. Гуссерль полагал необходимым подвергнуть современную ему философию некоторому очищению для того, чтобы она смогла действительно претендовать на звание подлинной науки.

Между прочим, столетием ранее Георг Гегель (да и не только он) утверждал, что философия – это "наука наук". Однако, объявляя её наукой наук, Гегель фактически ставил философию выше науки. Он создавал для философии особый метод мышления – диалектику. Эта диалектика, будучи применённой в дальнейшем в эпоху сталинизма к конкретным наукам наделала в них много бед, став средством критики генетики, кибернетики, и ещё много чего.

Разумеется, на ранних этапах развития научного мышления философия могла брать на себя некоторые  научные функции. И эта деятельность содержала в себе определённый позитивный смысл. Однако как только наука достигла зрелости,  стало очевидным, что у философии и науки несколько различные подходы к действительности. Так что, отношения у них  довольно сложные, неоднозначные, а порой и очень напряжённые. Хотя философия и наука несомненные родственники. Впрочем, некоторые философы наотрез отказывались это признавать.

Среди таких можно было бы назвать Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера.
Тот же, упомянутый ранее Гегель, говоря об отношениях религии и философии, заявлял, что истинная философия не может не быть по своей сути религией, а истинная религия – философией. И в истории философии мы находим немало воплощений этой мысли, как в форме так называемой теологии (богословия), так и в виде просто религиозной философии. Русский философ Николай Бердяев утверждал в своей "Философии свободы": "Религия есть жизненная основа философии, религия питает философию реальным бытием"

Такую же близость можно обнаружить  между философией и художественным словом. Некоторые философские произведения по праву считаются достойным  воплощением литературного языка своей эпохи. Так можно было бы сказать о Платоне или Ницше.
Бросим взгляд на разнообразие жанров философских произведений. Оно чрезвычайно красноречиво иллюстрирует положение  философии, занимаемое ею в культуре в целом.

Самым древним жанром философских произведений была поэма. Так мы находим большое количество фундаментальных философских текстов в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". Первые греческие философы считали своим долгом сочинять пространные поэтические произведения под названием "Пэри фюзис", что означает "О природе". Один из таких текстов, но уже в латинском варианте, целиком сохранился до наших дней в виде сочинения римского философа Тита Лукреция Кара "О природе вещей". Почему именно поэма стала  формой выражения раннего философского опыта человека? Да потому, что философия с самого начала толковала о вещах глубоких и значительных. В ней видели отблеск божественной мудрости, а поэтическая речь считалась разновидностью священной речи. С помощью такой речи люди общались с богами. Естественно,  значительные вещи подобает излагать  языком особым. Потому философия выражала себя при помощи такого языка, на каком сочинялись гимны и славословия в честь божества.
Крупнейший греческий философ Платон облекал свои произведения в форму диалогов. То есть он, по сути, создавал драматические произведения на философские темы. Диалог – это основа основ любой драматургии, т.е. сочинения пьес. Платоновы диалоги и были своеобразными пьесами, где действовали реальные исторические персонажи (в том числе и учитель Платона Сократ) и решались разнообразные философские вопросы. Использовали эту форму и в другие эпохи.

Знает философия и такой жанр как притча. Притча –  простая жизненная  история с глубоким философским смыслом. Притча – один из излюбленных видов фольклора, т.е. чисто народного творчества. Удивительной красоты и поэтичности этот жанр достигает в творчестве древнего китайского мыслителя Чжуан Цзы.
Почётное место в арсенале философской мысли занимает афоризм – яркое короткое высказывание, нередко носящее парадоксальный характер, т.е. потрясающее наше воображение сочетанием каких-либо противоречивых сторон действительности. Афоризм также неизбежный компонент фольклорного творчества, где он принимает вид пословицы. В философии же хорошо известны афористические высказывания многих греческих философов. Нашли себе здесь достойное место и афористические произведения философов более позднего времени. Например, "Афоризмы житейской мудрости" Артура Шопенгауэра.

Хорошо известен философии и такой почтенный жанр как  роман или повесть. Этот вид художественной прозы очень любили французские философы ХУ111 столетия. Обращались к нему и в ХХ веке, к примеру сказать, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Справедливости ради надо заметить, что ему отдали должное и некоторые средневековые арабские мыслители.
И уж, конечно же, философия знает и широко применяет такой вид организации текста как трактат. То есть систематическое логически организованное рассуждение на какую- либо тему. А это уже научный жанр.
Самым же удивительным видом философского произведения является образ жизни, который практиковали те или иные философы прошлого, воплощая в нём свои идеи. Вспомним греческого философа Диогена, который жил в бочке. Являя собой тип древнегреческого бомжа, Диоген своим образом жизни пропагандировал естественность и возврат к природе, отвергая то, что, по его мнению, является не только обузой для человека, но и портит его нрав – имущество, удобства, изнеженность, власть и т.д. Диоген превратил свои жесты, поступки, высказывания – всю свою жизнь в реальное живое произведение философии, из которого люди самым натуральным образом усваивали его философские взгляды. До сих пор у нас в ходу некоторые из произнесённых им крылатых фраз. Например: "Всё своё ношу с собой". Или: "Днём с огнём". Последняя отражает ту историю, когда Диоген бродил днём по улицам Афин с зажжённым светильником в поисках "человека", давая тем самым понять, что настоящего человека в жизни отыскать совсем нелегко. Таких практически действовавших проповедников философской мысли в её истории было немало. В своей деятельности они чем-то напоминают нам религиозных подвижников.

Поэма.

Драматический диалог.

Притча.

Афоризм.

Философский роман.

Научный трактат.

Образ жизни.

Такое многообразие жанров философских произведений оформилось в философии не случайно. Оно основано отнюдь не на произволе и субъективных устремлениях авторов. Хотя влияние субъективных склонностей тут, безусловно, проявляется. Но это не делает, как говорят, в этом вопросе погоды. Данное положение вещей объясняется природой самой философии, её спецификой,  характером вопросов её интересующих, сущностью, в конце концов.


Мир как единое целое невозможно изучать средствами науки. Невозможно постичь научно всю глубину и многообразие человеческой истории. Освальд Шпенглер, к примеру, заявлял: "Природу нужно толковать научно, история требует поэтического творчества". Характеризуя сложность такой ситуации в области познания действительности, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет констатировал: "Перед нами открытое противостояние двух типов истин: научной и философской. Первая точна, но недостаточна, вторая достаточна, но не точна. И получается, что эта неточная истина является более глубокой и, следовательно, истиной, несомненно, более высокого ранга, не только потому, что её предмет шире, но и как сам метод познания; короче, менее точная философская истина более верна"

Философия – синтетическая форма человеческого мышления. Прямо и откровенно обращаясь к вещам неисчерпаемым и необъятным, таким как мир в целом и человек в нём, философия не может строится на ограничениях, присущих науке. Не может она практиковать и безотчётную, догматическую религиозную веру. Не способна она оставаться и только в рамках откровенного воображения, на котором зиждется искусство и художественное слово, в частности. Мощь и действенность философского мышления проявляются в его многосторонности и синтетичности.
Философия соединяет в себе многие черты, присущие иным видам человеческого опыта. Делает  она это по-своему гармонично, опираясь в равной мере на разнородные человеческие способности — рациональное мышление (интеллект, логику), художественную интуицию и воображение, способность формировать определённую веру, убеждённость.
Каждая из остальных форм отображения действительности (наука, литература, религия) выводят на первый план единственную, главную для них форму человеческого восприятия. Все другие в них глубоко второстепенны. Наука основана на рациональности и не выходит за её пределы. Литература – на переживаниях, художественном воображении. Религия исходит из веры как из своей основы. Задействованы в них и другие ресурсы человеческой психики. Однако не так, как в философии. Философия использует их более или менее равномерно. Именно поэтому философское мышление играет всеми красками человеческих способностей – от логики до поэзии.
Определяя место философии в общем ресурсе человеческого опыта, один из крупнейших философов ХХ столетия, англичанин Бертран Рассел писал: "Между теологией (т.е. богословием, религией) есть ничейная земля, и имя ей – философия ... Философия родственна науке, ибо она не догматична, но отличается от неё тем, что имеет дело с умозрением (т.е. не может практиковать форму конкретно-научных наблюдений и экспериментов со своим предметом)"
 . Не может она не потому, что философы к этому патологически не способны. Не может потому, что нельзя экспериментировать с миром в целом и человеком вообще – это нам не под силу. Так же как и наука, философия стремится исследовать действительность. Но по-своему. Анализируя её в умственных образах. Она ищет обоснований своим взглядам на реальность, мобилизует логику. Однако одной логики для освоения широты философской проблематики мало. И философы дополняют её художественным воображением. Потому в конечном  итоге они оказываются способными выработать не знание о мире и человеке, а только сформировать некоторые убеждения, т.е. определённую разновидность веры. Но веры не религиозной, а веры критической, ограничивающей свои притязания на истину в последней инстанции.
Такое положение вещей приводит к непреодолимому многообразию и расхождению философских позиций и взглядов по одним и тем же вопросам. Они конкурируют между собой, но преодолеть друг друга теоретически не могут. При всей гибкости философского мышления всё равно не хватает аргументов в пользу окончательного утверждения той или иной позиции. Все философские обобщения с неизбежностью имеют статус гипотез. Это там, где речь идёт об объяснении реальности.

Ещё трудней найти общий язык в пропаганде и оправдании тех или иных жизненных смыслов, оценок целей, идеалов. К этому философия также всегда имеет прямое отношение. Данное внутреннее многообразие философии, его неуничтожимость именуется философским плюрализмом (от латинского pluralis - множественный). Это ещё одна из особенностей философии. 

Разные философы идут в ней разными путями, используя порой совсем различные средства. Имея ввиду эту сторону философии, сербский писатель-сатирик и драматург  Бранислав Нушич в своей пьесе "Доктор философии" шутил: "Философия – это когда ты не понимаешь, что говорю я, а я – что говоришь ты". А упоминавшийся уже нами американский философ У. Джемс констатировал: "История философии является в значительной мере историей своеобразного столкновения человеческих темпераментов... От темперамента зависит значение и убедительность, приписываемые философом тем или иным аргументам; темперамент влияет подобно фактам или принципам, побуждая выбирать более мягкую или суровую точку зрения на мир" .
Если философия, не в пример науке, не может дать единой для всех точки зрения  на реальность, то в чём её польза? Не является ли она одним из дополнительных стимулов к  межчеловеческой розни и противостоянию? Нет, не является! Наоборот, она учит мыслить широко, гибко, не догматично, избавляет нас от излишней самоуверенности, фанатизма в вопросах мировоззрения, жизненных позиций, жизненного выбора.
Философия делает нас чуткими к разнообразным аргументам и стимулирует культуру мышления в целом. Она приучает к уважению различных разумных и гуманных точек зрения, помогая понять и оценить всю сложность природы человеческого существа. Она даёт возможность увидеть в человеке своеобразное чудо природы и утвердить человеческое достоинство на должном уровне. Она учит нас брать на себя груз осмысленного  отношения к реальности и не идти на поводу у расхожих мнений. Она избавляет нас от бездумного, стадного отношения к жизни, дает нам уроки демократии мышления, освобождая  от влияния дутых авторитетов. В этом смысле она делает нас свободно, независимо мыслящими людьми, открытыми для любых позиций и мнений. Разумеется, если эти мнения выдерживают надлежащую философскую критику.
В философии нет ничего бесспорного. И совсем не всё, что мы в ней можем найти  – истина. Но  истина не преподносится на блюдечке, в готовом виде. Истина – это поиск, это вдохновение, это ответственность за всякое высказываемое мнение. Разумеется ответственность интеллектуальная, а не уголовная.
Так что собой представляет философия? К какой сфере культуры её следует относить – к науке, искусству или религии? Ответ очевиден. Философия – вполне самостоятельный, самобытный вид мыслительной деятельности. Обладая сходством с другими её видами, она, тем не менее, утверждает себя  на своих собственных основах. Так, как это соответствует её предназначению. Иными словами, философия не наука, не художественное слово, не религия. Философия – это философия. И только! Таков вывод, итожащий рассмотрение основных особенностей философии.

Подведём же последнюю черту под всеми нашими рассуждениями относительно философии и выделим самое важное из того, к чему мы с вами пришли:

Возраст философии – примерно 2500 лет.

Философия как явление возникает и существует отнюдь не случайно, но вполне закономерно там, где для этого появляются надлежащие условия.

Философия – это особый род мыслительной деятельности, разрабатывающий наши представления о мире в целом и месте человека в нём.

Конечная цель философии (предназначение) сформировать наше самосознание на основе глубокого понимания природы мира и человеческого существа.

Функция самосознания – правильно ориентировать человека относительно самого себя, относительно своих способностей, возможностей и перспектив исторического существования.

Философия имеет ввиду не личные стороны самосознания конкретного индивида (например, некоего Иванова относительно его личных житейских обстоятельств), а более глубокие, общие людям вообще его основы.

Философия имеет ряд общих черт и отличий относительно науки, художественного слова (литературы), религии, но является совершенно самостоятельным видом мыслительной деятельности.

Особой самобытной чертой философии следует признать её плюрализм.

Философия развивает: а) культуру мышления человека; б) культуру отношения к другим мнениям; в) укрепляет позитивный  критический дух; г) способствует интеллектуальной независимости личности; д) прививает представление о сложности и ценности  человеческой личности при условии её гуманной ориентации относительно других людей и общих принципов человеческого общежития; е) повышает чувство человеческого достоинства у осознавших и усвоивших всё это.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64812. Заохочувальні адміністративні процедури 143.5 KB
  Актуальність визначення сутності заохочення як методу діяльності органів державного управління обумовлена потребою підвищення ефективності управлінського впливу на суспільні відносини які весь час змінюються і потребують адекватного правового регулювання.
64813. Наукові основи моделювання процесів різання з використанням числових методів 762.5 KB
  Теорія різання спираючись головним чином на глибокі експериментальні дослідження досягла значних успіхів не тільки у розумінні процесів та явищ що відбуваються під час стружкоутворення на контактних поверхнях різального інструмента та в обробленій поверхні...
64814. ОРГАНІЗАЦІЯ ВИСОКОПРОДУКТИВНИХ ТА ЕКОНОМІЧНИХ ОБЧИСЛЮВАЧІВ ДЛЯ СПЕЦІАЛІЗОВАНИХ СИСТЕМ 1022.5 KB
  Вирішення численних науковотехнічних завдань розв’язання яких неможливе без використання високопродуктивних та економічних обчислювачів у зв’язку із підвищеними і специфічними вимогами до оброблення інформації. Такі завдання можна об'єднати в основні групи...
64815. ЛІКУВАННЯ УШКОДЖЕНЬ МІЖГОМІЛКОВОГО СИНДЕСМОЗУ ПРИ ТРАВМАХ ГОМІЛКОВОСТОПНОГО СУГЛОБА 441.5 KB
  Стандартною методикою оперативного лікування показання до якого розширюються з кожним роком повних розривів міжгомілкового синдесмозу є стабільний остеосинтез гомілкових кісток однимдвома шурупами уведеними з боку малогомілкової кістки у великогомілкову дистальне блокування.
64816. ТЕХНОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КЕРУВАННЯ ЯКІСТЮ ПОВЕРХНЕВОГО ШАРУ ОПТИЧНИХ МАТЕРІАЛІВ ПРИ ЕЛЕКТРОННО-ПРОМЕНЕВІЙ МІКРООБРОБЦІ 3.99 MB
  Вперше аналіз електроннопроменевого впливу на мікрорельєф поверхні і ПШ германію та кремнію представлено в роботах Г. Ващенком розвинені математичні моделі та вперше розроблені наукові основи керування параметрами стрічкового електронного потоку при обробці оптичного скла і оптичних керамік...
64817. Мінливість ознак рижію ярого та створення нового вихідного матеріалу методом хімічного мутагенезу 456 KB
  Важливою задачею при створенні нових сортів ярого рижію є вивчення колекційних зразків з метою визначення кращих із них для подальшої селекційної роботи. Тому селекційні дослідження спрямовані на вивчення мінливості ознак рижію ярого й визначення ефективності...
64818. ТЕХНОЛОГІЯ ВІДНОВЛЕННЯ КАНАЛІЗАЦІЙНИХ КОЛЕКТОРІВ З ВИКОРИСТАННЯМ КОНСТРУКЦІЙ ІЗ ШЛАКОВОГО ЛИТТЯ 3.18 MB
  Значна частина каналізаційних мереж України перебуває у передаварійному та аварійному стані і потребує термінового відновлювання. Через корозію абразивний знос розгерметизацію стикових з’єднань конструкції каналізаційних мереж передчасно руйнуються втрачаючи несучу здатність...
64819. ПАРАМЕТРИ ЗМІН ФІЗИКО-ХІМІЧНИХ ВЛАСТИВОСТЕЙ СІРОГО ЛІСОВОГО ҐРУНТУ ПІД ВПЛИВОМ УДОБРЕННЯ КУЛЬТУР І ПІСЛЯДІЇ ВАПНУВАННЯ 237 KB
  Метою досліджень було встановити закономірності впливу післядії вапнування з використанням різних систем удобрення на родючість сірого лісового ґрунту а саме: фізикохімічні властивості процеси перетворення кальцію вмісту гумусу агрохімічні...
64820. Фізичні поля прийомних криволінійних акустичних антен з екранами 9.9 MB
  Криволінійні антенні решітки що утворені з кругових циліндричних п’єзокерамічних перетворювачів відносять до антен що знайшли найбільш широке застосування як у підводній електроакустичній апаратурі та пристроях так і в іншому обладнанні акустичної техніки.