11000

Основные особенности досократовской философии

Доклад

Логика и философия

Основные особенности досократовской философии. Космоцентризм и основные понятия античной философииКосмос Природа Логос Эйдос Душа Спецификой греческой философии особенно в начальный период ее развития является стремление понять сущность природы космоса ми...

Русский

2013-04-03

30.5 KB

43 чел.

Основные особенности досократовской философии.

Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей милетской школы (6 в.до н.э.), несколько позднее пифагорейцев, Гераклита, Эмпидокла так и называли “физиками” от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В древнегреческих мифологических текстах постепенно накапливались сведения объективного характера и предпринимались первоначальные попытки объяснения мира. В поэме “Теогония” (происхождение богов) Гесиода - первого известного по имени древнегреческого поэта - читаем, что раньше всех возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Для последующего возникновения философии существенно то, что вопрос о рождении мира, небесных тел, земных и небесных стихий уже поставлен. Человек бросает взгляд на мир в целом, пытается представить себе и его рождение и его единство.

Ранние мыслители ищут первоначало, из которого все произошло. У Фалеса (7 - 6 вв до н.э.) - это вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок.544 - 483 гг до н.э.) - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Однако путь мысли, ставящий понятия “вода”, “воздух” над природой, трактующий их в качестве первоначала, оказался тупиковым. Тем не менее он не был философски бесплодным. Размышления и утверждения о первоосновах могли выводить к тому, для чего философия и возникла: нацеливать человеческую практику на работу с общим, а потом рождать всеобщее и работать с ним. У первых “физиков” философия мыслится как наука о причинах  и началах всего сущего (космогонизм). В этом подходе сказывается объективизм и онтологизм древней философии. Её центральный мотив - выяснить , что действительно есть, т.е. пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее фил. мышление ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа “порождения”. На место мифологического порождения у философов становится причина. Др. Греч ф-фы(милетцы) в основном - гилозоисты – любое мат тело обладает душой. Душа – особая нематериальная субстанция, независимая от тела, бессмертие души (Платон) – между миром идей и чувств, божественный статус души.(движ начало всей природы – милетцы; Огненное дыхание, основа жизни – Гераклит; Я-познающее – Сократ; Причина и начало живого тела – Аристотель)

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей. Не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места. Логос - корневая основа логики – слово и смысл; введено Гераклитом – универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня.(Всеобщая закономерность мира, зн бытия). У стоиков Л - судьба, мировой разум. Христианство – творец, Бог.

Идеалисты, начиная с Платона, представляли стройную систему из космоса идеального и физического, являющегося отражением первого. Мир идей (эйдосов) признаётся в качестве первичного по отношению к миру вещей. Сущ сверхчувственный мир, кот постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя». Космос (материальное бытие) – прекрасная, одухотворенная, живая, причастная бытию иерархическая структура, сотворенная демиургом (созидающее начало), гармонически расчисленная и обустроенная. Многие античные философы представляли его как самодовлеющее и вечное бытие, живое и одушевленно целое.

Эйдос – (вид, образ) = идея, «видимое», «то, что видно» (Гомер), затем – конкретная явленность, видимая сущность (Парменид), субстанциальная идея (Платон), форма (Аристотель) – общность, единичность, целостность.

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60117. Позакласний захід з народознавства «Обжинки» 33 KB
  Учні: Ой обжинки господарю обжинки Позбирали колосочки із нивки Ой весело господарю весело Що ми тобі віночок несемо А ще буде веселіш Коли буде цей вінок на голові Коли буде коровай на столі Діти виконують пісню з рухами...
60118. Здоров’я – це скарб. Усний журнал 85 KB
  Мета: вчити здорового способу життя свідома ставитися до свого здоровя; розвивати бажання вести активний спосіб життя берегти зміцнювати здоровя; виховувати хороші звички бажання перетворити набуті знання у внутрішню потребу.
60119. Виховний захід: З усмішкою про наше шкільне життя 47 KB
  Я книжки закинув та й не вчився Телевізор цілий день дивився Ось стою зітхаю нічого не знаю Двійку заробив 1 учень Оце лихо Іване А що ж у тебе вчителька таке спитала 2 учень Таблицю множення скільки буде...
60120. Внеклассная работа. «Выпускной бал в 4 классе» 68 KB
  Цель: подвести итоги обучения за 4 года в начальной школе мотивировать учащихся на дальнейшее успешное обучение. Рады мама с бабушкой папа мой доволен И самой мне нравится в нашей милой школе.
60124. От теории – к практике «Визуальная поэзия – современная интеллектуальная игра» 986.5 KB
  В настоящее время интерес исследователей к современной поэзии неуклонно возрастает. К концу ХХ века интеллектуальная игра с поэзией приобрела современное звучание и не утратила своего значения: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.
60125. Учитель, ринок, технологія (Обираємо технологію) 207.94 KB
  Мета: обговорити підходи до вибору технології навчання з позицій потреб сучасного ринку освітніх послуг в Україні, визначити дієвість та конкурентоспроможність обраних технологій в інтерактивному спілкуванні студентів.