11003

Система и метод философии Гегеля. Диалектический метод Гегеля

Доклад

Логика и философия

Система и метод философии Гегеля. Выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал д...

Русский

2013-04-03

25.46 KB

29 чел.

Система и метод философии Гегеля.

Выдающееся  значение  философии  Гегеля  заключалось в  том,  что  в  ней  в  систематической  форме  было изложено  диалектическое  миропонимание  и  соответствующий   ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как  философскую  науку,  обобщающую  всю  историю  познания и исследующую наиболее общие  закономерности  развития  объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления,  в  корне  противоположного   метафизике.    Подвергнув глубокой и основательной  критике  метафизический  метод,  Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Природа,  по  Гегелю,  существует  независимо  от человека,  а  человеческое    познание    обладает    объективным содержанием. Гегель учил,  что  явления столь же объективны, как  и  сущность,  сущность  является,  т.е. обнаруживается в  явлении,  ввиду  чего  и  явление  существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

    Исходя из диалектического положения о  единстве  сущности  и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости  "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких  непреодолимых  преград  для познания.

Он полагал, что ни материя, ни сознание  человека  не  могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно  логически вывести из материи, а материя также невыводима  из  человеческого сознания,  которое  само  должно  быть  понятно  как    результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначала.

Мышление, по Гегелю - это не  только  субъективная,  человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная  сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие  в  виде материи,  природы,  которая  есть  "инобытие"  этого   объективно существующего мышления, именуемого Гегелем  абсолютной  идеей.  С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека,  а первооснова мира,  из  чего  следует,  что  мир  в  основе  своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне  присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от  человека  и  человечества  абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории.  Гегель  стремится доказать, что мышление, как субстанциальная  сущность,  находится не вне мира, а  в  нем  самом,  как  его  внутреннее  содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

    Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею)  не  как неподвижную,  неизменную  первосущность,   а    как    непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий  от  одной  ступени  к другой, более высокой. В силу этого  абсолютная  идея  не  только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса.  В этом смысл известного положения  Гегеля  о  том,  что  абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая  ступень  его  развития.  Эту высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет  "абсолютный дух" - человечество, человеческая история.

    Мышление  по  сравнению    с    чувственными    восприятиями представляет собой высшую форму познания  внешнего  мира.  Мы  не можем чувственно воспринимать то, чего  уже  нет  (прошлое),  то, чего еще нет (будущее).  Чувственные  восприятия  непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на  наши  органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых  мы  не видим, не слышим, не осязаем.  Однако,  как  ни  велико  значение мышления,  как  ни  беспредельны    возможности    теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и  без него невозможно. Содержание мышления  (содержание  науки),  по  мнению Гегеля,  есть  ему  одному  (одному  лишь   мышлению)    присущее содержание;  оно  не  получено  извне,  а  порождено   мышлением. Познание, с этой точки зрения,  не  есть  обнаружение  того,  что существует вне нас, вне мышления; это  -  обнаружение,  осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что  мышление и  наука  познают  свое  собственное  содержание    и    познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель  приходит к фантастическому выводу, что  человеческое  мышление  есть  лишь одно  из  проявлений   некоего    абсолютного,    вне    человека существующего мышления - абсолютной идеи,  т.е.  Бога.  Разумное, божественное,  действительное,  необходимое  совпадают  друг  с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все  действительное  разумно,  все разумное действительно.

    Мышление отражает объективную реальность, и,  поскольку  оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на  мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и  то, что отражается, - объективную реальность. Это тождество  мирового разума с многообразным  миром  явлений,  этот  процесс  мышления, содержит в себе все многообразие действительности,  и  называется им "абсолютной идеей", с одной  стороны,  наполняется  совершенно реальным  природным  и  историческим  содержанием,  а  с   другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.

    Основной формой мышления является понятие. Оно, по его учению, "есть начало  всякой  жизни"  и  представляет собой "бесконечную творческую  форму,  которая  заключает  внутри себя всю полноту всякого содержания и служит  вместе  с  тем  его источником".

    Итак,  исходный  пункт  гегелевской  философской  системы  - идеалистическое отождествление мышления и  бытия,  сведение  всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится  к истории  познания,  а  рост  и  углубление    знаний    о    мире рассматриваются  как  развитие  самой  действительности.   Гегель обожествляет  процесс  познания,  осуществляемый   человечеством, выдавая его за божественное самопознание,  а  также  за  познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

    Основные  части  философской  системы  Гегеля   -    логика, философия природы и философия  духа,  к  которой  непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет  важнейшую  часть  его системы, поскольку  тождество  мышления  и  бытия  означает,  что законы мышления, которыми и  занимается  логика,  суть  подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории  и  познания.  До Гегеля логика  считалась  наукой  о  субъективных  (человеческих) формах  мышления.  Не  отрицая  необходимости    такой    научной дисциплины, т.е. формальной логики,  как  науки  об  элементарных формах  и  законах  правильного  мышления,  Гегель  ставит  перед логической   наукой    задачу    исследовать    наиболее    общие закономерности развития познания.

Логику Гегель подразделяет  на  учение  о  бытии,  сущности, понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно есть  в  то  же время и чистая мысль. В этом случае оно есть  в  то  же  время  и ничто,  лишенное  каких-либо  определений.    Бытие    и    ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто  сняты,  т.е.  они  одновременно  и  упразднены,  и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада:  утверждение  (тезис),  отрицание  этого  утверждения (антитезис)   и,    наконец,    отрицание    отрицания,    снятие противоположностей (синтез).

    Понятия,  по  Гегелю,  находятся  в  непрерывном   движении, переходят, "переливаются" друг в друга, изменяются.  развиваются, превращаются  в  свою  противоположность,  обнаруживая  внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую  силу  их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного  к  конкретному, от одностороннего, бедного содержанием  понятия  к  понятию,  все более богатому содержанием, охватывающему в  единстве  различные, даже  противоположные,   стороны.    Гегель    показывает,    что количественные  изменения  приводят  к  изменениям  качественным, совершаются путем скачка, прерыва непрерывности.

    Гегелевское учение о диалектике мышления,  о  взаимосвязи  и движении  понятий  косвенно    указывает    на    содержание    и закономерности  развития  тех  реальных  материальных  процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от  познания, от  мышления.

    Характеризуя  сущность  как  философскую  категорию,  Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что  отличает  явления друг от друга, и то, что одинаково,  тождественно  в  них.  Но  в противоположность метафизике Гегель утверждает, что  тождество  и различие не существуют отдельно друг  от  друга,  а  представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты  сущности. Говоря о тождестве мы имеем в виду различия, говоря  о  различии, предполагаем тождество.

    Гегель противопоставляет  метафизическому  представлению  об абстрактном,  исключающим  различия   тождестве    диалектическое  представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие  абстрактного  тождества    предполагает    существование неизменных,  всегда  одинаковых  вещей.    Понятие    конкретного тождества,  напротив,  указывает  на  то,  что  каждое    явление изменяется, т.е. не остается самим собой,  всегда  одинаковым,  а переходит  в  другое,  содержит  в   себе    это    другое    как противоположность, отрицание, зародыш будущего.

    Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно  не есть только общее.  Общее,  взято  само  по  себе,  вне  связи  с особенным, т.е. с тем, что  отличает  одно  явление  от  другого, бессодержательно. В реальной действительности, а следовательно  и в понятии общее, особенное и  единичное  также  неразделимы,  как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство  различных  сторон  в  самой  действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть  истина, поскольку содержит в себе в единстве различные,  в  том  числе  и противоположные,  стороны  реального.  В  этом   смысле    Гегель утверждает: абстрактной  истины  нет,  истина  всегда  конкретна. Понятие как единство общего,  особенного  и  единичного  получает свое  необходимое  выражение  в  различных  видах   суждений    и умозаключений, которые изображаются  Гегелем  как  обнаружение  и осуществление творческой мощи присущей "понятию"  как  внутренней основе всех  тех  процессов,  которые  наблюдаются  в  природе  и обществе на всем протяжении истории.

    Понятие у Гегеля   -  это процесс  теоретического  мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и  всей  сознательной, целесообразной  практической  деятельности  людей,  преобразующей мир,  идеалистически  истолковывается  Гегелем  как   творчество, самопознание "абсолютной идеи", обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы  и общества. Таким образом, признавая развитие и  пытаясь  дать  его картину,  Гегель  изображает   его    как    процесс    познания, осуществляющийся в лоне "абсолютной идеи".

    В своем учении о познании  Гегель  ставит  также  вопрос  об отношении теоретического познания  к  практической  деятельности, пытаясь  вскрыть  единство  и  взаимодействие  между  теорией   и практикой. Гегель  показывает,  что    преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс.

    Логический процесс развития завершается  у  Гегеля  понятием "абсолютной  идеи",  которая  вначале  "отчуждает"  свое   бытие, сообщает ему движение, в  результате  которого  бытие  становится содержательным. Затем она обнаруживает  себя  как  сущность,  как понятие и, наконец, благодаря развитию  понятия  как  "абсолютная идея",  которая  выступает  как  систематическое,   многообразное единство всех сторон, логических  определений,  характеризует  не только мир как целое, но и его познание.

     Если логика, по Гегелю, есть "наука об идее  в  себе  и  для себя", то философия природы характеризуется им как "наука об идее в ее инобытии". Гегель не объясняет, как  происходит  переход  от "чистой" логической идеи к природе, он  просто  декларирует,  что "абсолютная идея", познав вое собственное  содержание,  "решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы". "Абсолютная  идея",    по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала  во времени.

    Главными формами природного бытия "абсолютной идеи" являются механика,  физика,  органика.

Третья часть философской системы Гегеля - философия  духа  - посвящена рассмотрению "абсолютной идеи" на заключительном  этапе ее развития, когда она, покидая природу, "возвращается"  к  самой себе в  качестве  "абсолютного  духа",  т.е.  "абсолютной  идеи", преодолевшей свое "отчуждение", снявшей свое отрицание  (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем  протяжении всемирной истории. В  природе,  по  Гегелю,  духовное  содержание находится  в  постоянном  конфликте  с  ограниченной  и  инертной материальной формой.

     Философия  духа  состоит  из  учения  о  субъективном   духе (антропология, феноменология, психология), учения об  объективном  духе (право, нравственность, государство) и учения об  абсолютном духе  как  высшей  ступени   самопознания    "абсолютной    идеи" (искусство, религия, философия).

В "Феноменологии духа" (1807), по словам Маркса,  содержатся истинный  исток  и  тайна  гегелевской   философии. В   нём    даётся    происхождение диалектики, а также раскрывается принцип  абсолютного  идеализма: господство мирового разума в мире,  абсолютной  идеи,  которая  в своём поступательном развитии развивается от противоположности  с предметом до абсолютного знания, т.е.  до  понятий  науки.  Таким образом, Гегель пытался  раскрыть  генезис  философского  знания, начинающегося  с  чувственной  достоверности  и  доходящего    до философского  знания.  Сначала  сознание  противостоит  предмету, который не зависит от него, и не знает  своей  природы,  а  также сущность предмета. На второй  стадии  сознание  овладевает  своей собственной общественной  природой  и  сознаёт  себя  в  качестве участника исторических  событий.  Когда  сознание  ретроспективно обозревает свой собственный путь, то поднимается на  третий  этап своего развития и доходит до абсолютного знания. В "Феноменологии духа"  Гегель,  рассматривая  исторически  весь  путь   сознания, применяет  принцип  историзма  и  даёт  толкование   общественной природы  сознания.  Он  показывает  историческую    необходимость развития сознания, которая выражается в разных формах. Однако  на ступени абсолютного знания развитие сознания останавливается.

    В "Феноменологии духа" Гегель рассматривает такую важную для философии категорию, как отчуждение, которое он понимает в разных смыслах, хотя и связанных между собой. Отчуждение  для  Гегеля  - это прежде  всего  порождение  духом  природы  и  общества,  т.е. опредмечивание.  Затем  под  отчуждением   он    понимал    любую целесообразную  деятельность  человека,  отчуждение  деятельности человека  в  результатах  его  труда.  Кроме  того  Гегель  видел отчуждение  в  искажённом  восприятии  людьми  продуктов    своей деятельности.

     В  гегелевской  философии  духа  особенно  ярко    сказались свойственные этому мыслителю и немецкой  буржуазии  того  времени вообще консервативные, а частью прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы  неправильно  на  этом  основании  совсем  отрицать положительное значение работ Гегеля. Его диалектический метод лёг в основу более поздних философских работ.

Противоречие между методом и системой в философии Гегеля.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения: ”Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

В ”Науке логики” (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена ”абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”.

Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии ”отрицательность”, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину.

Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14300. Влияние музыки на организм человека 147.45 KB
  Курсовая работа по общей психологии на тему: Влияние музыки на организм человека Введение Данная курсовая работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители а точнее – от прослу...
14301. Внеклассное музыкальное занятие по теме: Детская полька 1.01 MB
  Внеклассное музыкальное занятие по теме: Детская полька Возраст детей: 57 лет Время проведения: 20 минут Цель занятия: Найчить дтей танцевать Детскую польку Задачи занятия: 1 Образовательная: Расширить представление и получить знания о Чешских танца
14302. Вокальная музыка 14.72 KB
  Вокальная музыка Вокальная музыка это музыка в которой голос главенствует или равноправен с инструментами с сопровождением или a cappella. Крупные жанры музыкальнодраматическое произведение оратория средние жанры кантата вокальный цикл литургия хоровой концерт...
14303. Основи музичної грамоти 1.41 MB
  ЛЕКЦІЙНИЙ МАТЕРІАЛ ДО ТЕМИ Основи музичної грамоти спеціальність 5.010102. Початкове навчання Викладач Громова Н.О. Музика це мистецтво звуків. В звукових художніх образах відображається оточуюча нас дійсність передаються відчуття настрої переживання людей...
14304. Электронный осциллограф. Исследование чувствительность пластин вертикального и горизонтального отклонений осциллографической трубки 37 KB
  Отчет по лабораторной работе №2 Тема: Электронный осциллограф Цель работы. Исследовать чувствительность пластин вертикального и горизонтального отклонений осциллографической трубки. Наблюдать с помощью осциллографа синусоидальное напряжение полученное с вых
14305. Исследование электромагнитных колебаний в параллельном RLC контуре 40 KB
  Отчет по лабораторной работе №3 Тема: Исследование электромагнитных колебаний в параллельном RLC контуре Задача Для параллельного LC колебательного контура измерить и вычислить следующие величины: В режиме свободных затухающих колебаний: период колебаний лог
14306. Экспериментальная проверка принципа эквивалентности масс 142 KB
  Отчёт по лабораторной работе №4 Тема: Экспериментальная проверка принципа эквивалентности масс Задача: 1. Проверка принципа эквивалентности масс. 2. Измерение ускорения свободного падения тел. 3. Знакомство с методом измерения длительности импульсов частот
14307. Измерение отношения заряда электрона к постоянной Больцмана 66.2 KB
  Отчет по лабораторной работе №7 Тема: Измерение отношения заряда электрона к постоянной Больцмана Задача Измерить зависимость тока короткого замыкания коллектора транзистора от напряжения между эмиттером и базой. По результатам измерений определить отнош
14308. Измерение скорости звука в твёрдых телах 35 KB
  Отчет по лабораторной работе №9 Тема: Измерение скорости звука в твёрдых телах. Задача Измерить скорость распространения продольной волны сжатия в образце. Измерить скорость распространения сдвиговой волны в образце. Блоксхема экспериментальной уст...