11004

Соотношение философии и науки по предмету. Предмет философии как отношение человека к миру

Доклад

Логика и философия

Соотношение философии и науки по предмету. Предмет философии как отношение человека к миру 1. Соотношение философии и науки по предмету. Множество определений философии. Существует множество определений философии и ее предмета1. Древнегреческий философ Платон пола...

Русский

2013-04-03

73.5 KB

10 чел.

Соотношение философии и науки по предмету. Предмет философии как отношение человека к миру

1. Соотношение философии и науки по предмету.

Множество определений философии. Существует множество определений философии и ее предмета1. «Древнегреческий философ Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего. Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности – стоики, эпикурейцы – видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость – необходимую ступень к достижению божественной мудрости, открываемой в теологии.

Родоначальники новоевропейской философии Бэкон и Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание. ...И.Кант отличал философию в ее школьном понимании – как систему философских знаний – от подлинного философствования, стремящегося уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума. ...

С конца XIX в. вслед за философами-неокантианцами многие стали понимать философию как теоретическое мировоззрение, в котором человек, находящийся в мире, пытается понять и мир, и самого себя. В свете кризисных событий, охвативших Европу после первой мировой войны, философы-экзистенциалисты поставили в центр философии фундаментальные проблемы экзистенции – существования человека в истории, обществе, мире»2.

Всем вышеперечисленным подходам присуще и нечто общее. А именно: для решения практических задач необходимо иметь истинное знание о вещах и процессах, которые нас окружают. Западноевропейское понимание философии рождается в противопоставлении истинного знания (философия) – ложному (миф).

Философия как совокупность истинного знания о мире и человеке. Считается, что впервые термин «философ» употребил Гераклит. Философ, по Гераклиту, – это исследователь природы вещей, т.е. «внутреннего устройства» вещи, того, что вещь представляет собой на самом деле (по своей природе), а не во мнениях людей. Мнения людей о вещах бывают разные, причем все они – ложны. Знание о вещи – это знание ее природы, т.е. ее истинного устройства3.

Таким образом, Гераклит под философией как «любовью к мудрости» понимает следование мудрости как следование истине – «природе вещей»,  внутренним закономерностям вещей, закономерностям, лежащим вне субъекта.

Философское знание потому является истинным, что дает теоретическое, понятийно-логическое описание изучаемого предмета, опирающееся на логические принципы и правила.  

Генезис науки. Начиная с XVII в. и до начала ХХ в. происходит генезис и развитие классической науки. Наука – это высокоспециализированный и специально организованный вид деятельности, направленный на выработку объективно истинного знания о материальном мире. В Новое время наука – это знание, основанное на эксперименте и математике (это классическое понимание науки сейчас изменилось, но полностью не утратило своего значения)4.

Истинность научного знания сочетается с его общезначимостью, то есть наука разработала такие процедуры и способы получения знания, что с результатами научного исследования, если оно проведено по всем правилам, невозможно не согласиться. Если в истинности того или иного научного утверждения возникают сомнения, то это утверждение можно проверить, повторив логику рассуждений и научные эксперименты. При этом результат окажется одинаковым у разных людей, если процесс исследования проведен с соблюдением всех требований методологии науки.

Таким образом, научное знание обладает «общезначимостью» и «принудительностью», то есть с выводами науки невозможно не согласиться, поскольку они подтверждены экспериментально, а повторение эксперимента приводит к тому же самому результату. Следовательно, в отличие от философского знания, истинность которого подтверждена логикой, научное знание обладает истинностью, подтвержденной и логикой, и экспериментом.

ПРОБЛЕМА соотношения философии и науки по предмету. Формирование классической науки приводит к тому, что предмет философии как окружающая человека реальность, действительность все более и более начинает познаваться и описываться отдельными науками. Зачем теоретизировать о природе (натурфилософия), если физика, химия, биология и т.д. дают не только теоретически обоснованное, но и экспериментально подтвержденное знание о соответствующих фрагментах (аспектах) природы? Если когда-то  знание о человеке сосредотачивалось в рамках философии, то теперь оно развивается и углубляется как научное знание в области психологии, медицины, истории и т.д.

Философия, как отметил философ В.Виндельбанд еще в начале ХХ века, относительно своего предмета оказывается на положении короля Лира, который, раздав свое королевство по частям, сам остался ни с чем5.

Так возникает проблема соотношения философии и науки по предмету.

С одной стороны, философию можно рассматривать как совокупность истинного знания о мире и человеке, поскольку философское знание есть результат критического рационального исследования «природы вещей».

С другой стороны, по мере формирования естественных наук о природе  они все с большей полнотой дают истинное знание о мире и человеке, так что однажды наступит (или уже наступил) момент, когда научное знание опишет "весь мир", так что для философии не останется места.

Проблема, следовательно, состоит в том, что неясно, каков собственный предмет философии, что является предметом философского исследования и философского знания в условиях, когда научное знание с некоторой полнотой опишет природу, общество и человека?

Позитивизм (О.Конт). Вывод о том, что философия изживает себя по мере развития естественнонаучного знания, был сделан в рамках позитивизма в XIX в.

В «Курсе позитивной философии» (1830 – 1842) О.Конт (1798 – 1857) формулирует «закон трех стадий». «Изучая развитие человеческого разума... от первого его проявления до наших дней, думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную...»6.

Закон трех стадий – основополагающий закон философии Конта. Три стадии развития проходит как общество в целом, так и человеческий индивид. Если на теологической стадии развития познания знание о мире формируется на основе веры, что явления – результаты действий сверхъестественных сил, на метафизической стадии – на основе логически обоснованных абстрактных сущностей, то на научной (позитивной) стадии знание формируется как обоснованное наблюдением, фактами, экспериментом и научной индукцией.

Позиция О.Конта в философии науки получила название «позитивизм». В упрощенном виде позитивистская программа, опирающаяся на закон трех стадий, выражается в следующих утверждениях.

1. Теологический и метофизический этапы уже преодолены естествознанием, поэтому современный этап – этап позитивного знания о мире. Если будет создана позитивная наука об обществе (научная социология), то для религиозных «фикций» и философских «абстракций» просто не останется места.

2. Содержание позитивного знания – научные законы, выявление которых позволяет эффективно предвидеть события и воздействовать на природу. Позитивное знание об обществе, которое позволит упорядочить общественную жизнь, предвидеть и преодолевать общественные кризисы, должно быть создано по образцу естествознания.

Позитивизм – философское учение, согласно которому философия по мере развития позитивных наук утрачивает свой предмет и становится излишней, поскольку истинное знание о мире дают универсальные законы, сформулированные на основе обобщения фактов и подтвержденные экспериментально.

Мировоззренческая и методологическая функции философии. Существуют различные способы решения данной проблемы. Например, наука и философия рассматриваются как разные формы знания, дающие разные «картины мира» – естественнонаучную и философскую. Однако такое различение философии и науки в действительности не решает сформулированную проблему, поскольку непонятно, зачем нужна «философская картина мира», если существует «естественнонаучная», дающая истинное знание о мире, подтвержденное практикой (экспериментом, фактами)?

О.Конт, разрабатывая классификацию наук, не включил в них философию, но, по существу, оставил за философией методологическую функцию: задача философии – точное определение духа каждой из наук, «открытие их связей и отношений, суммирование принципов в соответствии с позитивным методом».

Мировоззренческая и методологическая функции философии все же являются общепризнанными. К началу XXI века философия рассматривается как высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия (мировоззренческая функция философии – философская «картина мира») и принципах его познания (методологическая функция философии).

 

Специфика философских проблем: исследование смысла, присущего целому. Философия формулирует рациональные7, философско-теоретические, логически выверенные истины. Не может быть алогичной философии, не может быть алогичной философской истины.

Вместе с тем философская истина – это не только теоретическая абстракция, построенная по законам логического мышления. Истина процессуальна в том смысле, что представляет собой не просто статичное знание (теоретико-логическую конструкцию), но такое знание, которое рассматривается в контексте его становления и принципиально открыто для критики и изменения (уточнения, «приращения»). Не овладение истиной как «вещью», которой можно владеть, но процесс поиска истины как реализация мышления. Истинное знание (мудрость, как говорили древние греки) не тождественно многознанию, которое «уму не научает». Таким образом, философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Философия – это особый стиль мышления, условно именуемый «философским», а по существу являющийся конструктивно-логическим, понятийно-категориальным. Овладение философией – это овладение особым стилем мышления, культурой мышления.

Философское знание, в отличие от научного знания, не носит принудительного характера. Это следует понимать и в том смысле, что философия – это не всегда ответ, но всегда – вопрошание (постановка вопроса). Для философского мышления особую значимость имеет сама постановка проблемы. Отсюда сократовское понимание процесса философского мышления как диалога, направленного на постижение истины. При этом исходной точкой и для начала диалога, и для перехода диалога на новый «виток», является вопрос. Именно умение «увидеть» вопрос там, где неглубокому уму «все ясно», а также умение формулировать проблемы (вопросы), составляет специфику культуры философского мышления.

Проблема – это вопрос, имеющий важное теоретическое или практическое значение. Философские проблемы характеризуются следующим:

  1.  предельный характер;
  2.  принципиальная неразрешимость.

1. Предельный характер философских проблем связан с тем, что философские вопросы касаются наиболее общих основ бытия и мышления. Эти вопросы «мигрируют» из эпохи в эпоху, получая то или иное рациональное решение, предопределяемое социокультурной ситуацией (мировоззрением эпохи) и личностью философа. Философия отвечает только на предельные (глобальные) вопросы, осознавая, что для окончательного ответа имеющихся в распоряжении данной культуры знаний недостаточно8. Предельность означает, что исследуется не та или иная часть предмета, а предмет в целом

2. История философии есть история человеческого мышления, которое ставит проблемы и работает над их решением. Философы работают над решением проблем, «оттачивая» инструменты познания, что и определяет значимость философии. Если же какая-то проблема получает общезначимое решение, то, «что на необходимой основе признается каждым, становится тем самым научным знанием и не является больше философией» (К.Ясперс).

Итак, специфика философских проблем состоит в их предельной обобщенности и принципиальной неразрешимости.

Пример: шесть философских проблем9 (Б.Рассел). «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми силами? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? Существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или все образы жизни являются только счетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и мы как его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, - просто максимально рафинированная глупость?»

2. Предмет философии как отношение человека к миру.

Три подхода к предмету философии. Можно указать на три основных подхода к определению предмета философии в XX в. Это:

  1.  «научный подход» (предмет философии как мир вне человека, субъекта);
  2.  «аксиологический», «антропологический» подход (предмет философии как человек, субъект, человеческое существование, субъективное отношение человека к миру);
  3.  «рационалистический подход» (предмет философии – человек в его отношении к миру, взаимосвязь объективного и субъективного).

Таким образом, философское мышление направлено на реальность, имеющую два полюса – «Мир и Человек». Первый (научный) подход к трактовке предмета философии порождает трудности, связанные с разграничением философии и науки по предмету. Второй (антропологический) подход, делая акцент на одном из «полюсов» – «экзистенциональном существовании человека», имеет тенденцию к усечению, неполноте, сужении философской проблематики. Наиболее адекватным представляется третий (рационалистический) подход, при котором предметом философии является Бытие как особая сложная система, задаваемая отношением Человека к Миру10. В этом смысле предмет философии на протяжении всей ее истории остается стабильным.

Итак, предмет философии – это отношение человека к миру как сложноорганизованная системная реальность. Данное определение предмета философии является базовым определением в рамках нашего учебного курса. Исходя из этого определения на протяжении курса философия будет пониматься как теоретическое мировоззрение, совокупность взглядов на мир и место человека в нем11.

Отношение человека к миру: онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое. Наше личное (и объективное, и субъективное) отношение к окружающей действительности различно, но все мы, независимо от нашего желания, соотносимся с окружающим миром, связаны с ним12. Эти связи можно классифицировать на четыре основных типа.

1. Человек существует не изолировано, а «в мире», являясь его частью. Это – онтологическое отношение (отношение существования), представляющее собой реальное бытие (существование) человека в мире, процесс взаимодействия мира и человека, процесс обмена веществом и энергией между индивидом и средой. Собственно, это непосредственная жизнь (жизнедеятельность) человека, рассматриваемая со стороны его биофизической и биосоциальной природы.

2. Человек – существо активное, субъект13. Он существует, активно воздействуя на окружение, действуя (иногда – целенаправлено, иногда – бесцельно). Это – праксиологическое отношение (отношение воздействия) человека к миру. Совокупность действий, направленных на достижение некоторой цели, представляет собой деятельность. Специфической формой человеческой деятельности является труд – деятельность, направленная на создание артефактов (внеприродных вещей).

3. Чтобы эффективно действовать в мире, человек должен обладать некоторыми знаниями об окружающей действительности. Это – гносеологическое отношение (познавательное отношение). Знание внутреннего устройства вещей, их свойств, причинно-следственных связей явлений, закономерностей процессов позволяет человеку контролировать свое воздействие на окружающую среду, успешно достигать поставленных целей.

4. Человеку свойственно давать оценки окружающим вещам, событиям людям: «больше-меньше», «хуже-лучше» и т.п. Это – аксиологическое отношение (оценочное отношение) человека к миру. Способность давать оценочные высказывания – атрибутивный признак человека. Наиболее значимы в социальной жизни человека этические (добро-зло) и эстетические (прекрасное-безобразное) ценности.

Типы отношений человека к миру позволяют выделить три основные части философии как теоретического мировоззрения.

Онтология – учение о бытии, о структурах и формах бытия, об основных принципах и категориях (определениях) бытия.

Термин «онтология» введен в 1613 г. Р.Гоклениусом, однако различение подлинного (истинного) бытия и неподлинного (иллюзорного) сущего введено уже в античной греческой философии. В частности, в дальнейшем мы будем рассматривать постановку онтологической проблемы древнегреческим философом Парменидом.

Гносеология – учение о познании, о структурах и формах знания, о методах познания и критериях истины.

Гносеологическая проблематика и, в частности, проблема метода познания, выходит на первый план в философии в эпоху Нового времени. Тем не менее гносеологическая проблема впервые была сформулирована в античной философии софистом Горгием. Программой нашего курса «Философия» изучению гносеологической проблематики отведено значительное место.

Аксиология – учение о ценностях, о природе ценностей,  общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности.

Проблему оценочных суждений поставили софисты в античной греческой философии (принцип релятивизма истины и релятивизма моральной нормы у Протагора). В XVIII в. в связи с переосмыслением оснований этики происходит расширение исследований по аксиологии. Понятие ценности впервые дает немецкий философ И.Кант, который противопоставил сферу нравственности (свободы)  сфере природы (необходимости). Из этого противопоставления, по Канту, следует, что ценность не имеет бытия (в природе), у ценности есть только значимость (смысл для человека). Ценность – это требование, обращенное к воле и цели субъекта. Аксиологическая проблематика будет изучаться в соответствующих курсах «Этики» и «Эстетики».

Практические задания.

  1.  Дайте критическую оценку следующего определения философии:

«Философия – это особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собой (философская мудрость), которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и на непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющем своей целью отразить целостность и единство мира» (Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М., 1999. – С. 124).

1 В данном случае под предметом некоторого знания будем понимать некоторую реальность, действительность, внешнюю по отношению к индивиду (конкретному человеку), подлежащую изучению; под знанием – описание некоторого предмета, осуществляемое на основе четко фиксируемых принципов и правил.

2 Философия. Учебник. 2-е изд. Отв. ред. В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П.Филатов. – М., 2001. – С. 5 – 6.

3 Противопоставление истинного знания и ложного мнения характерно для философской школы элеатов в Древней Греции. Так, Парменид указывал на «путь мнения», основанный на чувственном восприятии вещей, и всегда ведущий к заблуждению, и «путь знания», основанный на разуме, и всегда ведущий к истине.

4 См. подр. о научной революции: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. – СПб., 1996. –  С. 43 – 158.

5 Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904. – С. 16.

6 Цит по: Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. - СПб., 1997. - С. 191 - 192.

7 Рациональное – соответствующее наиболее общим принципам мышления, разума. См. об этом: Эпистемология и философия науки. Ежеквартальный журнал. 2004. Т. II. С. 157 – 163.

8 См. подробнее: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М., 1999. – С. 120 – 124.

9 См.: Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. / Пер с англ. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 22 – 23.

10 См., напр.: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. - М.: ИНФРА - М, 1999. - С. 125, 127.

11 Понятие «мировоззрение», структура мировоззрения, исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия, наука) будут рассмотрены на семинаре № 1. Это позволит лучше понять определение философии как теоретического мировоззрения.

12 Отношение – это наличие двух или более вещей, свойств, понятий    и т.п.,  сопоставимых  друг с другом. Поскольку все существующее так или иначе сопоставимо друг с другом, то отношения всеобщи. Иначе говоря, можно всегда  сопоставить  вещь,  свойство  или  понятие с другой вещью, иным свойством или понятием, т.е. установить некоторое отношение. Связь – это такое отношение,  которое  выражает  зависимость между предметами или явлениями,  их взаимообусловленность.  Таким образом, связь всегда представляет собой отношение,  но такое отношение, когда  изменение  одного члена отношения влечет за собой изменение другого члена отношения.  Отношения многообразны,  поскольку за ними кроются различные типы связей, различные типы взаимозависимостей. Перечислим наиболее важные типы связей.

13 Субъект – носитель активности, направленной на объект.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44255. Годинники, засновані на підрахунку періодів коливань від задаючого генератора за допомогою електронної схеми і виведення інформації на цифровий дисплей 545 KB
  В умовах подальшого технічного прогресу, що характеризується інтенсивним використанням електроніки та мікропроцесорної техніки, сучасний спеціаліст в будь-якій галузі науки й техніки повинен бути ознайомлений із основними функціональними пристроями електроніки, які становлять основу усіх систем керування технологічними процесами.
44256. ЧЕТЫРЕХЭТАЖНАЯ БЛОК-СЕКЦИЯ НА 12 КВАРТИР 1.01 MB
  Кладка стен осуществляется на цементно-песчаном растворе. Толщина наружных стен определяется на основании теплотехнического расчета. Изначально толщина наружной стены предполагается равной 510 мм. Такая толщина необходима для обеспечения устойчивости по отношению к ветровым и ударным нагрузкам, а также для увеличения тепло- и звукоизоляционной способности стен
44257. Расчет канализационной сети 110 KB
  Общесплавными называют системы канализации при которых все сточные воды бытовые производственные и дождевые сплавляются по одной общей сети труб и каналов за пределы городской территории на очистные сооружения. Раздельными называют системы канализации при которых дождевые и условно чистые производственные воды отводят по одной сети труб и каналов а бытовые и загрязненные производственные сточные воды по другой одной или нескольким сетям. Характеристика наружной канализационной сети Наружной канализационной сетью называют...
44258. Расчёт многопустотной плиты перекрытия 355.5 KB
  Расчетные данные Для бетона класса В 30 Rb=17 МПа; Rbser=22 МПа; Rbt=12 МПа; Rbt ser=18 МПа; Eв=29000 МПа для тяжелого бетона с тепловой обработкой Для напрягаемой арматуры класса АтIV: Rsn=590 МПа; Rs=510 МПа; Rs=405 МПа; Es=19105 МПа. Для арматуры сварных сеток и каркасов из проволоки класса ВрI: R=360 МПа; Rs=265 МПа; Es=1.7105 МПа. Rвр=05 В=30=0530=15 МПа.
44259. Разработка жидкостный ракетный двигатель первой ступени ракетоносителя, работающего на топливе Керосин и О2ж 3.15 MB
  Объектами разработки являются конструкция камеры компоновочная схема и пневмогидравлическая схема двигателя. В процессе работы произведён выбор системы подачи схемы и основных параметров системы характеризующих совершенство процессов в камере сгорания и сопле проведен тепловой расчет камеры определены параметры системы подачи выполнено...
44260. АНАЛІЗ РОЗВЯЗУЮЧИХ ВЛАСТИВОСТЕЙ ІМПЕДАНСНИХ СТРУКТУР З РЕАКТИВНИМ ІМПЕДАНСОМ 8.48 MB
  Значення коефіцієнта придушення. Аркуш 5 Значення коефіцієнта придушення. Ефективність запропонованої неоднорідної імпедансної смуги була оцінена в досить вузькому частотному діапазоні у зв'язку з чим не зрозуміло як буде поводитися коефіцієнт придушення за границями цього діапазону. Коефіцієнт придушення імпедансної смуги.
44261. Создание ИТ инфраструктуры внутри организации ОАО «ИПРОМАШПРОМ» 6.33 MB
  ИТ инфраструктура гарантирует: бесперебойную работу сети; адекватную скоростью расширения без перестройки; возможность управления ИТ инфраструктурой.1 LN WLN Wireless re Network вид локальной вычислительной сети LN использующий для связи и передачи данных между узлами высокочастотные радиоволны а не кабельные соединения.2 WLN CN Cmpus re Network кампусная сеть объединяющая локальные сети близко расположенных зданий на ограниченной территории студенческий городок. WN Wide re Network – сети объединяющие территориально...
44263. Отношение европейских держав к итало-турецкой войне 1911-1912гг 564 KB
  Интересы стран Антанты Тройственного союза а также Италии и Турции в Средиземноморском регионе до начала Ливийской войны. Франция заручившись поддержкой со стороны Англии и Италии стремилась к овладению Марокко и пыталась навязать султану свои требования по которым страна стала бы французским протекторатом что крайне не нравилось Германии. Помимо определения международной ситуации следует остановиться на непосредственных участниках конфликта Италии и Османской империи. Конец XIXXX – время формирования внешнеполитического курса единой...