11006

Основные черты средневекового христианского мировоззрения.(Бог, человек и мир в средневековой христианской философии)

Доклад

Логика и философия

Основные черты средневекового христианского мировоззрения.Бог человек и мир в средневековой христианской философии. Особенности философии СредневековьяВыделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично философия Средневеко

Русский

2013-04-03

38 KB

89 чел.

Основные черты средневекового христианского мировоззрения.(Бог, человек и мир в средневековой христианской философии).

Особенности философии Средневековья

Выделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично, философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления - церковная догма), постулирование Бога как мировоззренческого начала.

Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях:

1. креацианизм - учение о сотворении Богом мира из ничего,
2. провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека,
3. сотериологизм - ориентация жизни человека на спасение души.

Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее". Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.

Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование).

Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).

В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.

Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. "Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).

Человек.

В христианской теологии человек воспринимается как субъект деятельности, познания и общения до объекта и субъекта “спасения”. Смысл человеческого бытия состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом т т.н. “божьем царстве”. Все стороны жизнедеятельности человека при таком подходе рассматриваются через призму религиозных ценностей, как факторы, благоприятствующие или препятствующие “спасению”. В результате, жизнь человека получает как бы два измерения: первое - отношение человека к Б; второе - отношение Ч к природе и другим людям. Нельзя утверждать, что социальная активность человека, его познание и преобразование мира теряют в полной мере для религиозных мыслителей смысл. В различных системах этим сторонам придается неодинаковое значение. Но главное, определяющее в них отводится первому отношению, поскольку именно в нем раскрывается смысл человеческой жизни, приобретается все доброе и нравственное. Второе отношение приобретает значение для человека т.к. способствует формированию его духовного мира, выступает в качестве средства духовного восхождения к Б.

Человек в отличие от Б конечен и греховен.

Христианская философия имеет духовно-нравсвенную направленность и ориентирует человека на спасение его души.

Признается исключительная роль Ч среди творений Б. Б сотворил Ч не вместе со всеми существами, а отдельно, для него был выделен специальный день творения. Философы подчеркивают особое положение Ч в мире. Ч - венец творения. Он является центром Вселенной и конечной целью творения. Он - существо, господствующее на Земле.

Высокий статус человеческого бытия определяется формулой “человек - образ и подобие Б”. Божественные качества Ч - разум и воля. Именно разум и свободная воля делают нравственным существом Ч и представителем Б в этом мире, продолжателем божественных деяний. Человеку дана способность высказывать суждения, различать добро и зло. Свобода воли позволяет Ч сделать выбор  между добром и злом. Первые люди - Адам и Ева - сделали этот выбор не удачно. Они выбрали зло и, тем самым, совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, на него постоянно оказывает воздействие грехопадение. Поэтому определяют природу человека двойственной. Двойственность природы Ч - важнейшая черта всего Х мировоззрения. Это раздвоение Ч Августин назвал “болезнью души”, неподчинение ее себе самой, то есть высшему началу.

Человек сам своими силами не способен преодолевать своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима божественная помощь, действие божественной благодати. Соотношение природы и благодати является центральной темой  учения о человеке.

Ч - бытие сотворенное богом, спасенное Христом и предназначенное к сверхъестественной судьбе.

Мир.

Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу божию. Согласно этому мировоззрению, промысел Б распространяется на весь окружающий мир и придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. Божественный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все события и факты. На долю людей остается либо содействовать осуществлению этого плана, либо противодействовать ему, за что Б подвергает их наказаниям.

Эсхатология - учение о конце мира. История  изображается как целесообразный процесс, направляемый Б к заранее предопределенной цели - царству Божию. Оно изображается как мир истинного , прекрасного и совершенного, где человек будет находится в полном единении с Б. Его достижение - конечная цель и смысл человеческого существования. Это положение признается всеми направлениями Х. философии. расхождения начинаются, когда речь заходит об истолковании этого царства и путей, ведущих к нему.

Бог.

Активное творческое начало изымалось из природы и передавалось Б.

В основе - два важные принципа: принцип творения и принцип откровения. Оба тесно связаны и предполагают существование единого личного бога.

Трактуется как абсолютное творческое начало. Ему приписываются все те атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: он вечен, неизменен, самотождественен, является источником всего сущего. Бог не только высшее Бытие, но и высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.

Б. - реальность, определяющая все сущее.

Августин.

Учение о Боге. Бог - высшее бытие. В нем пребывают вечные и неизменные идеи, обусловившие мировой порядок. Б сотворил мир из ничего по своей воли, а не в силу необходимости. Б стоит над природой. Б - истинное бытие, он вечен, самотождественен, ни от чего не зависит, является источником всего.

Учение о мире как второй реальности. Мир - вторичен, его создал Б. Божественное предопределение - источник двух противоположных царств - божьего и земного. Земное держится на войнах и насилии, Б - формируется с помощью церкви.

Учение о предопределении (человеке).  Хотя субъективно Ч действует свободно, но все, что он делает,  делает через него Б. Своим решение Б одних людей избрал для спасения, других - для осуждения на муки в аду.

Фома Аквинский.

Высшее начало есть само бытие, которое есть Б. Есть какие-то истины о Б, которые превосходят всякую способность человеческого рассудка, как например о том, что Б троичен и един.

Высшая истина - Б. Знание ее не в полной мере доступно человеческому разуму, поэтому Ч должен верить.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35079. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 235.5 KB
  Из истории учений о типах темперамента. Физиологическая основа темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Несмотря на то что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки.
35080. Инвестиции. Понятие и классификация инвестиций 103 KB
  Понятие и классификация инвестиций Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и страны в целом в значительной мере характеризуется объемом и формами осуществляемых инвестиций. Источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является получаемая от них прибыль. Чистые инвестиции представляют собой сумму валовых инвестиций уменьшенную на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде. Факторы влияющие на объемы инвестиций довольно многочисленны.
35081. Теория государства и права. Конспект лекций 1.58 MB
  Предмет и методология теории государства и права. Место и роль теории государства и права в системе других наук. Основные категории и структура курса теории государства и права.
35082. Туристско-рекреационные районы, их иерархия и типология 634.5 KB
  Чаще всего аттрактивиость обусловливается всем комплексом факторов и в этом случае такие комплексноаттрактивные районы особенно привлекательны для туристов и туристского бизнеса. Задача рекреационной географии и туристского рерсурсоведения заключается сейчас не только в том чтобы найти и оцепить новые ресурсы в местах до сих пор не освоенных туристской отраслью а обогатить туристский потенциал уже освоенных мест обустроенных туристскими учреждениями доступными для потенциальных туристов. Нахождение в них туристов носит скорее...
35083. ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 562 KB
  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Понятие предмет и функции права интеллектуальной собственности. Система права интеллектуальной собственности. Источники права интеллектуальной собственности.
35084. Управление человеческими ресурсами. Конспект лекций 143.75 KB
  Структура персонала организации определяется по категориям руководители специалисты служащие рабочие. Все категории персонала разделяются по профессиям специальностям квалификационным признакам и характеризуются специфическим местом в системе управления особенностями профессиональной подготовки. Разработка и проведение кадровой политики Оплата и стимулирование труда Групповое управление взаимоотношение в коллективе и с профсоюзами Социально психологические аспекты управления Принципы подбора и расстановки персонала Формы оплаты...
35085. Управлінське документування: Кредитно – модульний курс 292.5 KB
  Важливим завданням є створення і функціонування системи документів як робочого інструменту будьякої сфери. Зараз перед державою та суспільством постало багато нових завдань і значно зріс обсяг інформації стали жорстокішими вимоги до якості документів термінів їх виконання та доведення до виконавців.1 Призначення та класифікація документів Документ це засіб закріплення різними способами на відповідному матеріалі інформації про факти події явища обєктивної дійсності та розумову діяльність людини. Під час...
35086. Понятие и юридическая структура административного правонарушения в области таможенного дела 180 KB
  Законодательство различает посягательства в сфере таможенного дела в зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. Под административными правонарушениями в области таможенного деланарушениями таможенных правил понимаются именно проступки.1 КоАП России административным правонарушением признается противоправное виновное действие бездействие физического или юридического лица за которое КоАП России и законами субъектов РФ к административным правонарушениям в сфере таможенного дела не применимо установлена...
35087. ВАЛЕОЛОГИЯ. Учебник для вузов 2.92 MB
  Так в части требований к уровню подготовленности выпускника педагогического вуза определены следующие условия: владение системой знаний о взаимосвязях физического психического и социального здоровья человека и общества; обладание организационнодеятельностными умениями необходимыми для самоанализа развития своих творческих способностей и повышения квалификации; осознание здоровья как ценности владение знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности; представление о взаимодействии организма и среды месте...