11008

Полемика славянофилоф и западников в русской философии

Доклад

Логика и философия

Полемика славянофилоф и западников в русской философии Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство ярким представиетелм которого были А.С.Хомяков 18041860 и И.В.Киреевский 18061856 оказавшие значительное воздействие на развитие русской мыс

Русский

2013-04-03

74 KB

2 чел.

Полемика славянофилоф и западников в русской философии

   Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, ярким представиетелм которого были А.С.Хомяков (1804-1860) и И.В.Киреевский (1806-1856), оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог всечеловеческого призвания (они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим), тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве «обманутой надежды», и «безотрадной пустоты». По словам Вл.Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства, имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды. Но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости – хуже, чем бить камень, о который споткнулся. В критике ранней буржуазной цивилизации славянофилами были усмотрены негативные, нарушающие внутренний душевный лад, деморализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке  и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о «её центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем средоточии духа» (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову,- «волящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, или «волящий разум», может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой «разумной зрячестью» или «живознанием», исходным началом которых является «народная вера», религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса.

   Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.

   К.С.Аксаков – выступал за отмену крепостного права при сохранении самодержавия.

Вопрос 25(вариант). Разработка идеологии славянофильства (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков).

Реформы Петра I ускорили созревание конфликта между славянофилами и западниками.

Представители славянофильства первыми выразили  внутренний синтез русского народного духа и религиозного опыта православия. В СВФ были обобщены все свойства русского мышления, его представители сознательно стремились к  созданию русской философии.

С одной стороны они стремились к преемственности духовного развития, а с другой - отрицали достижения других народов.

СВФ считали, что России предназначено оздоровить духовную жизнь Европы.

Речь о будущих преобразованиях в России . Славянофилы пытались обнаружить будущее России в ее прошлом, опирались на самобытность России. Западники - развитие России по западному пути. “Запад” и “Россия” для обозначения фундаментального вопроса: соотношение мышления и бытия.

“Запад” - возможность достижения абсолютной истины по ту сторону различий в культурной и жизненной практике.

“Россия” - невозможность абсолютной идеи, необходимо искать ее на уровне самой жизни, а не на уровне мышления.

Столкновение рационалистических и иррационалистических тенденций. Запад мечтает о целостности, а в России это есть изначально, в особенностях православия. Православие - образ жизни, не догматика. Стремление не разорвать связи с другими. Соборность - единство в понимании веры, первична жизнь, а не рациональное обсуждение.

Среди “старших славянофилов” прежде всего выделяют Хомякова (1804-1860).

Хомяков: “Запад - страна святых чудес”.

Запад развился и достиг предела своего развития, дряхлеет. Теперь черед России. Она овладеет достижениями мировой культуры и станет опорой человечества. Почему?

Особенности, которые позволяют России оказаться во главе всех народов:

1. Цельность, как главная позитивная черта русского характера, культуры и ума:

а) гносеологическая важность цельности - мысль не отделяется от действия, входит в бытие, мысль и объект - едины. Мышление, воля, чувства - собраны в единое для постижения истины. Из всего сказанного следует, что истина для России может открыться.

б) социальное развитие и нравственное совершенство. Для западного человека характерна раздвоенность (разум отделен от веры и от удовольствий). Для России все едино. “Добрые силы в одиночестве не растут” - Хомяков. Необходимость взаимоотношений людей друг с другом.

Церковь - идеал социального устройства. Соборность - единство в понимании веры и жизни - главный принцип церкви. Церковь - носитель истины. Католицизм - единство без свободы. Протестантизм - свобода без единства.

смирение

набожность

идеалы святости

склонность к общественной жизни

черты характера

России

Поэтому Россия пойдет дальше Запада в деле социальной справедливости.

В своем творчестве Х. исходил из глубокого знания сочинений отцов церкви, кроме того ощущается  понимание теории Шеллинга. В мировоззрении Х. чувствуется влияние русской и немецкой романтической поэзии, не случайно и то,, что сам он писал стихи и баллады, которые имеют параллели с творчеством Жуковского. Все его стихи и книги написаны в связи с противопоставлением собственных взглядов иной мировоззренческой позиции.

Х. - христианской философ, церковное сознание является систематизирующим звеном его взглядов.  Но Церковь для него - не отвлеченный авторитет, а - источник “живого света”, “истина”. Церковь объединяет всех людей веры, делает их свободными от внешнего мира. Учение о церкви является для Х. переходом к учению о человеке.  Человек без церкви обречен на совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад. Человек находится в постоянной борьбе между эгоизмом и любовью к Богу, и это противоречие преодолевается  рациональной волей и нравственной свободой. Х. считает, что только церковь может помочь обрести себя в этой борьбе, но часто человек идет ложным путем, покоряясь природной или социальной необходимости.

В гносеологии Х. стоит на позиции приоритетности религиозного познания. Считает, что познание является функцией индивидуального сознания. Он пишет “истина недоступна для отдельного мышления, доступна только совокупности мышлений, связанных любовью”.

Индивидуальное познание, не опосредованное церковью, способно только к рассудочному познанию мира - к постижению только внешней, видимой стороны предметов и явлений. Рассудочное познание стало путем Западной Европы, и потому там процветают бездуховность и рационализм. Под рационализмом Х. понимает логическое знание, отделенное от нравственного начала.

Рассудочному познанию Х. противопоставляет веру, являющуюся способностью разума, которая воспринимает действительные данные, передаваемые ей на разбор и сознание рассудка. Вера - функция всецелого разума. Х. первым в русской философии разрабатывает  тему познания, связывает ее с проблемой мироздания и объективной истинности.

В историософии признает природную закономерность исторического развития. Не может быть независимой истории отдельных народов - истиной является только  история человечества, которая объединяет историю всех наций  в их взаимовлиянии. Естественный ход истории не  исключает того, что существуют законы развития и воля божья. Но человек обладает нравственной свободой, которая существует наряду с внутренней необходимостью и делает историю многосторонним процессом, в котором России отведена особая роль “духовного лидера”. Х. пишет “история призывает Россию стать впереди всемирного просвещения  - история дает ей право на это за всесторонность и полноту ее начал”.

Россия должна показать пути всестороннего духовного очищения, вырвать мир их оков рационалистической Западной Европы, так как последняя развивалась исторически не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, т.е. христианства односторонне понятого.

Главная задача философии - согласование веры и разума. Воля - допредметная область, которая никогда не переходит в познаваемый образ. Как историческая реальность для Х. первоначален народ, а не государство. Критика Х. пути развития Западной Европы ставит ударение на рационализме, рационализм Х. связывает с рассудочным познанием.

“Старший славянофил” - И.В. Киреевский (1806-1856).

В своем творчестве - прежде всего романтик. Сказывается влияние Жуковского  и немецких поэтов.

У К. базисом мировоззрения является понятие “духовной жизни”. Он верит, что посредством объединения в одно гармоничное целое всех духовных сил человек приобретает способность к мистической интуиции и созерцанию, которые делают для него доступной суперрациональную истину о Боге и его соотношении с миром. Вера такого человека - не вера во внешний авторитет, а вера в живое и цельное зрение ума.

В первый период своей деятельности К. идеализировал опыт Западной Европы, но затем он пришел к выводу о необходимости собственного пути развития для России, “освобождении умственной жизни православного мира от искажающих влияний постороннего просвещения”.

К. выступает против рационализма, противопоставляя ему подлинное христианское просвещение. Это противоречие К. объясняет  различной направленностью веры и разума. К. определяет веру как действительное событие внутренней жизни, через которое человек входит в существенно общение с Божественными вещами”.

Идея целостности мироздания основная в учении о человеке, который находится в “болезненном противоречии между умом и верой, между внутренними убеждениями и внешнюю жизнью”. Человек испытывает груз противоположных воздействий и в этом смысле обречен на непрестанную борьбу и отход от религии. Поэтому большую роль в жизни людей играет окружающий их социум, оказывающий решающую роль в формировании личности. “все, что существенного в душе человека вырастает в нем общественно”. Т.о. К. подошел к учению о соборности - т.е. объединению сил православных верующих в духовных и социальных устремлениях.

К. трактует систему познания мира как стремление к согласованию человеческой веры и разума в самых истоках мысли, признанию недостаточности “естественного” хода мысли и восхождению к духовному разуму.

Основание для критики Западной Культуры заключается в подмене католической церковью внутреннего авторитета истины внешним авторитетом церкви. Это объединило все сферы духовной жизни и привело к тому, что церковь в своей организации приблизилась к светским рациональным институтам.

В историческом процессе действует на только Провидение (необходимость), но и свободная воля людей (случайность).

Смысл истории заключается в преемственности всемирной исторической мысли. К. даже выдвинул мысль о том, что каждый народ должен пройти определенные этапы в своем развитии, и у каждого народа есть свой период “расцвета”. Роль России в истории, считал К., в привнесении духовности в рационалистический мир Запада, в преодолении “однобокости” развития.

Последний из “старших славянофилов” - К.С. Аксаков (1817-1860).       

А. видит специфическую особенность русского народа в общине. Он пишет, что личность в русской общине не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма, личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свобода в ней как в хоре.

А. в большей степени, чем другие славянофилы, противопоставлял общественную сферу жизни государственной. Отсюда А. критиковал государственную замкнутость, узконациональную культуру, которая, по его мнению, наиболее свойственна Западной Европе. Он подчеркивал, что Запад потому и развил законность, что чувствовал в себе недостаток правды.

А. осуждал деятельность Петра I за его подрыв народного строя и нарушение идеального порядка. А. идеализировал русскую историю, называя ее “всеобщей исповедью” и “житием святых”.

Если Х. и К. видели отдельные плюсы в развитии Западной Европы, то А. ненавидел Западную цивилизацию, противопоставляя ей русский путь. А. видел только темные стороны латинизма: насилие, враждебность, ошибочную веру, склонность к театральным эффектам.

А. считал, что основы высокой нравственности русской жизни следует искать в крестьянстве, которое еще не испорчено цивилизацией. А. выступал против ограничения  самодержавной власти царя, но в то же время был сторонником духовной свободы индивидуума.       

Вопрос 26. А.И. Герцен (1812 - 1870)  как философ

Летом 1833 г. Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) завершил четырехлетний курс обучения в Московском университете. Перед молодым выпускником открывался путь к успешной научной карьере, однако судьба Герцена сложилась иначе. Через год после окончания университета его арестовали за участие в "тайном обществе" и после 9-месячного тюремного заключения отправили в ссылку, продлившуюся в общей сложности до 1842 г. После возвращения из ссылки в Москву Герцен возобновляет начатое в студенческие годы изучение теоретических основ, методологии и современных достижений естествознания. Он штудирует труды зарубежных и отечественных ученых по физике, химии, зоологии и физиологии, посещает лекции и публичные чтения в университете, а также в период с 1842 по 1846 гг. пишет и публикует философско-науковедческие работы "Дилетантизм в науке", "Письма об изучении природы" и "Публичные чтения г-на профессора Рулье"  В этих работах, пользовавшихся широкой известностью среди студентов и столичной интеллигенции, Герцен проявил себя как серьезный методолог и блестящий популяризатор науки. Однако и этот, новый этап его научной деятельности прервался. В 1847 г., не выдержав полицейских придирок, Герцен навсегда покинул Россию и, находясь за границей, наукой уже больше не занимался, сосредоточив свои силы на революционно-публицистической деятельности и создании независимой российской печати.

Согласно Герцену, человек выделился из природы и противопоставил себя, свои цели природе. В этом смысле он тоже имеет право на борьбу с природой, с несправедливыми общественными порядками, которые существуют объективно по отношению к личности как вторая природа. В своем замечательном философском произведении «Письма об изучении природы» Герцен (1812—1870) доказывает, что человек отделяется от природы, в известном смысле противостоит ей — потому, что является ее необходимым собственным дополнением и продолжением. "Природа, — пишет Герцен, — не заключает в себе всего смысла своего — в этом ее отличительный характер; именно мышление и дополняет, развивает его природа — только существование и отделяется, так сказать, от себя в сознании человеческом, для того чтобы понять свое бытие, мышление делает не  чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна, — то самое развитие, которое начинается со стихийной борьбы, с химического сродства и оканчивается самопознающим мозгом человеческой головы"1

        Таким образом, право человека на бунт, вернее, на революцию — это право самой природы, которое она доверила или передоверила человеку как своему необходимому дополнению. Но если революция, — то есть сознательное изменение действительности посредством отрицания ее — не просто отрицает реальность, а является тем средством, без которого сама реальность не может дорасти до своего разума, своего понятия, как сказал бы Гегель, то революция качественно отлична от нигилистического бунта, является его прямой противоположностью. Нигилистический бунт отрицает все, потому что ни в чем не видит ни разума, ни добра, ни красоты. «Бог умер», — сказал Ницше. Напротив, революционер черпает свое отрицание из самой реальности, которая нуждается в революционном изменении человеком для своего дальнейшего роста, развития”. Разумение человека не вне природы, а есть разумение природы о себе, — продолжает Герцен — ... законы мышления — осознанные законы бытия, что, следственно, мысль нисколько не теснит бытия, а освобождает его..“ 2

       Для Ницше насилие есть альфа и омега бунта, бунт не опирается ни на какое право, кроме права сильнейшего, права сверхчеловека. Для русских революционных демократов революция подобна повивальной бабке, которая освобождает уже заключенную в реальности мысль, объективный смысл, который, однако, без помощи революции не мог бы появиться на свет, и реальность стала бы разлагаться, как народившийся ребенок в утробе матери. Другими словами, революционное насилие понимается здесь так же, как понимал свою роль Сократ: умен не я, говорил он своим ученикам, умны вы, а я только помогаю вашим мыслям появиться на свет, как это делает повивальная бабка.

В 40-х гг.  у Герцена начинается кризис, вызванный смертью троих детей.  В этот период он начинает испытывать сильное влияние Гегеля.  Философия развивает, по его мнению,  в человеке «всеобщий разум, освобожденный от личности...  Разум не знает личности этой -  он  знает  одну  необходимость личности вообще...». Еще больше Герцен испытывает влияние Гегеля  в  области антропологии.  Под  его влиянием Герцен видит основную функцию личности в том, что она служит Абсолютному Духу. А это находит свое  отражение в историческом бытии.  Центральная суть бытия:«история связует природу с логикой»; «ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического бытия».

Постепенно он отходит от этих идей, приходит к идеи независимости человека - «человек свободнее,  нежели обыкновенно думают.. большая доля нашей судьбы лежит в наших руках».

Отходит он и от гегелевского панлогизма,  т.е. всеобщей предопределенности и приходит к идее  случайности.  Он  пишет: «...в природе и истории много случайного,  глупого,  неудавшегося, спутанного». Он пишет: «Будущего нет, его образует совокупность тысячи условий,  необходимых и случайных, да воля человеческая... История импровизируется... она пользуется всякой нечаянностью,  стучится разом в тысячи ворот..». Он приходит к историческому алогизму,  а проблема личности теперь выходит  у него на первый план.

      Вместе с тем Герцен  догадывался, что “революция в России будет ужасной, разрушительной, рождающей не разум, а выпускающей на волю адскую энергию неразумия”3. Причина этого в том, что народ веками удерживался и рабском состоянии, он дик и невежествен. И не только терпеть, а превращать неразумное и дикое в подлинный народ, то есть силу сознательную, ставшую разумной силой самой реальности. Такой революционный народ разрушает только то, что должно быть разрушено, но главная его цель не разрушение, а рождение нового, доброго, разумного.

Герцен называл Россию XIX века «царским коммунизмом», «казачьим коммунизмом». Русская поземельная община исключала частную собственность на землю, и царь со своей государственной машиной был до известной степени гарантом сохранения такого положения. Вот почему Герцен и Чернышевский обращались к царю-«освободителю». Герцен посылал ему письма, а Чернышевский издал адресованные Александру II «Письма без адреса».

      Русские демократы убеждали царя, революцию в России можно предотвратить только одним путем — осуществив ее, подобно Петру Великому, сверху. Программа революции сверху включала в себя наделение крестьян землей, окончательное освобождение от тяжелого наследия крепостного права и просвещение народа. Причем просвещение предполагало не только строительство школ, больниц, но и уравнивание крестьян в гражданских правах с помещиками. Одним из главных средств воспитания народа мыслилась новая национальная политика. Ведь если другие народы в России останутся на положении инородцев, то это бумерангом ударит, прежде всего по русскому народу, внушит ему шовинистическое, развращающее сознание. Тот, кто воспитывает в своем народе шовинизм и прочие пороки, пусть потом не жалуется на погромы и жестокости, обращенные против самих «воспитателей».

       Герцен не верит, что Россия пойдет вслед за Западом, повторяя eго. Прежде всего потому, что историческая роль Запада уже завершена, после неудачной революции 1848 года в Европе установилось безраздельное господство мещанства (в этом выводе Герцен опять таки близок Кьеркегору и Ницше): “История для Запада, зaкончилась, но в России бурлят какие то пока еще неведомые силы, которые, вырвавшись наружу, сдвинут и Запад с мертвой точки, вдохнут в него новую жизнь”5.

Теории славянофильства и западничества оказали огромное влияние  на  развитие  социально-политической  и революционной мысли в России,  привели к возникновению  теории  крестьянской революции  в  России в работах Герцена и Чернышевского,  что в свою очередь послужило толчком для возникновения  народничества,  идеологами  которого  были Лавров (сторонник просвещеннического направления),  Ткачев (сторонник  тактики  заговора  и установления  диктатуры)  и  Бакунин (тактика мятежа,  один из основоположников анархизма).  50-90-е гг.  Х1Х в.  прошли  под знаменем народничества,  оказав значительное влияние на развитие русской общественной мысли.

Говоря о возможной роли Герцена в "сайентизации" России, важно подчеркнуть и то, что западники, к которым он принадлежал, безоговорочно выступали за распространение в стране науки, видя в ней, в стиле европейских социальных идей, мощнейшее средство материального и духовного преобразования общества.Работа Герцена "Дилетантизм в науке" - сочинение во многом уникальное, являющееся практически первой в России попыткой построить развернутую философскую концепцию развития науки, определить ее место в обществе и в духовной жизни человека. Сам Герцен характеризовал свою работу как пропедевтическую, предназначенную прежде всего тем, кто только приступает к изучению науки. При этом ее главная цель - предохранить начинающих от того опасного разочарования в науке, которое распространяется в российском обществе. Поскольку современная наука - всего лишь "разработка материалов", промежуточная стадия, то нет смысла корпеть над ней, так как всё равно скоро появится новая, более совершенная и более доступная наука.  Герцен пишет, что современная наука рвется из тесных аудиторий и конференц-залов в действительную (?!) жизнь, чему, однако, препятствует каста ученых, ревниво окружившая науку лесом схоластики, варварской терминологии и тяжелым, отталкивающим языком.  Это  последняя возможность удержать науку в цехе была основана на разрабатывании чисто теоретических сторон, не везде доступных профанам".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24557. Консультирование по вопросам найма 82 KB
  Методы набора персонала из внутреннего источника разнообразны. Служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях известить об этом всех работающих попросить их порекомендовать на работу своих друзей и знакомых. Некоторые французские фирмы внутренний источник набора персонала используют в трех случаях: при стремлении к формированию минимальной численности персонала в этом случае персонал частично высвобождается и перераспределяется кадровая служба полностью отказывается от внешнего набора кадров;...
24558. Концепция телефонного консультирования как вида психологической практики 66.5 KB
  общение осуществляется по единственному акустическому каналу что усиливает вербализацию переживаемой ситуации и тем самым способствует аффективному отреагированию уменьшает чувство тревоги а также позволяет в некоторой степени идеализировать психотерапевта что повышает эффективность психотерапии; эффект доверительности: свойство телефонной связи – звучащие в непосредственной близости голоса абонента и консультанта – способствует быстрому формированию доверительной беседы Содержательный характер обращений на телефонное консультирование:...
24559. Профессиональный отбор персонала 51 KB
  Задача службы персонала при осуществлении оценки кандидатов при приеме на работу состоит в том чтобы отобрать такого работника который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Для эффективной работы менеджерам и специалистам целесообразно пользоваться общей системой правил оценки кандидата на этом этапе. Методы оценки персонала. Центры оценки персонала.
24560. Современные гуманистически-ориентированные модели психологической помощи 41 KB
  Теория самореализации личности в психологии. Маслоу разработал целостнодинамическую теорию личности и мотивации. Человек достигший этого уровня добивается полного использования своих талантов способностей и потенциала личности. Соответственно и превращение ущербной личности в полноценную рассматривается с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации заложенных в природе человека.
24561. Клиент-центрированный подход в психологическом консультировании 39.5 KB
  Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Имеется в виду что поведение консультанта естественно оно соответствует его опыту тому что он думает чувствует т. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Определение безусловная означает что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности он безусловно принимает чувств мыслей поведения и т.
24562. Направления и методы работы психолога в образовательном учреждении 52.5 KB
  Психологическая диагностика В компетенцию и обязанности детского психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка сформированности определенных психологических новообразований соответствия уровня развития умений знаний навыков личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам требованиям общества и др. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования. Получение данных о динамике...
24563. Психологическая помощь семье в перинатальный период 52 KB
  Очень часто этот термин используется в более широком смысле включая всю беременность роды и первый год жизни ребенка. Психологическая помощь семье планирующей завести ребенка. Мотивы желания иметь ребенка разнообразны. Рождение ребенка в критической ситуации а зачастую попытка разрешить ее с помощью беременности и родов отрицательно влияет на успешность установления раннего диалога в системе мать дитя способствует формированию отклонений семейного воспитания.
24564. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях 72.5 KB
  Конфликты их значение для развития человека и социума. Условия и факторы возникновения конфликтов. Конфликт – это столкновение противоположно направленных несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида в межличностных отношениях индивидов или групп людей связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями По значению для человека и социума конфликты делятся на конструктивные созидательные позитивные и деструктивные разрушительные негативные. Положительное воздействие конфликта часто...