11009

Истоки философии. Хронология и краткая характеристика основных этапов

Доклад

Логика и философия

Тема. Истоки философии Хронология и краткая характеристика основных этапов. Причины возникновения философии являются и причиной её развития. Данный вопрос является дискуссионным. Основные этапы развития мировой философии преимущественно связываются только с развит...

Русский

2013-04-03

46 KB

114 чел.

Тема. Истоки философии

Хронология и краткая характеристика основных этапов.

Причины возникновения философии являются и причиной её развития. Данный вопрос является дискуссионным. Основные этапы развития мировой философии преимущественно связываются только с развитием западной философии.

Существуют разногласия в том вопросе, какую философию считать как этап развития, а какую не считать. Этап – есть существенное приращение, новое слово, новый шаг в философии.

Основные этапы.

1) Греческая (античная) Философия. 7 в. до н.э. – 4 в. н.э. (классика – Сократ, Платон, Аристотель).

2) Средневековая Философия. до 15 в. н.э. На этом этапе ф-кое обоснование божественности мироздания (теоретическое) Фома Аквинский, Августин.

3) Философия Возрождения 15 – 16 вв. (Джордано Бруно, Галилей, Коперник, Кузанский).

4) Философия Нового Времени 17вв. Это Философия науки и прав человека. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Джон Локк ).

5) 18 в. Философия Просвещения: Философия энциклопедических знаний, науки. (Руссо, Вольтер).

6) немецкая классическая Философия 1780–1830г. (Кант, Гегель). Создана Философия познания в лице Канта, классическая теория движения и развития (Гегель).

7) неклассическая западная Философия, вторая половина19в. Иррационализм Шопенгауэра и Ницше, рациональная Философия (Спенсер).

8) вторая половина 19в. марксистская Философия. начало 20в. (Маркс, Энгельс, Ленин).

9) русская Философия. середина 19 – начало 20в. (П. Чаадаев, Владимир Соловьёв, Булгаков, Бердяев).

Обобщение этапов: самыми выдающимися этапами мировой философии были греческая и германская философии. Самыми длительными этапами были: греческая и средневековая Философия. Самым насыщенным ф-ким временем был 19 век.

Проблема зарождения философии. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3. Почему?

1. Когда и где? Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. (были и другие цивилизации, но философская мысль там не прослеживалась). Разногласия во времени( проблема различия «миф – философское мышление»). Предфилософия–совокупность дискурсивных мыслей–каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность. Наиболее теоретична в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретична.

Приблизительно в 6 в до н.э.– бытовые, семейные вопросы, 10 ,11–16 в до н.э.–вопросы мироздания. С европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 века до н.э. одновременно в Др.Греции, Индии и Китае.

2. Из чего? К источникам философии можно отнести:

  1.  народное творчество в целом(мифы и т.д.)
  2.  накапливающийся опыт

«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения» (Гегель)

В основе философии – понятийно-логический язык в отличие от мифов(образный). Ф. Проявляет себя в литературных произведениях(Гомер)–вначале были древние летописи.

Таким образом, философия сложилась как форма мировоззрения 2,5 тыс. лет назад. Карл Ясперс ввел понятие «осевого времени», т.е. момент появления Христа. Он отмечал, что примерно между 800 и 200 годами до н.э. произошел поворот в истории и сложился Мыслящий Человек. Это было вызвано тем, что Миф и Религия уже были не в состоянии дать ответы на все вопросы. Сейчас философия очень расширилась и делится на:

  •  Онтология/метафизика (учение о сущем)
  •  Гносеология (познание)
  •  Аксиология (учение о ценностях)
  •  Социальная философия (учение об обществе)
  •  Этика (учение о морали)
  •  Философская антропология (учение о Человеке)

В ХХ в. из философии вышли такие науки, как : логика, эстетика; а во второй половине ХХ в. появились такие подразделы философии, как – философия науки, философия природы, философия техники.

Самый главный вопрос философии– «Что такое сознание и что такое материя? Что первично – материя или сознание?».

Основные концепции происхождения философии :1. Мифогенная. 2.Гносеогенная. 3.Теологическая.–ряд разногласий между философами.

  1.  Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа(Гегель, Лосев, Коннфорд)
  2.  Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения знаний(космогонии, медицины и т.д.)(Богданов)
  3.  Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дара божьего.

Каждая концепция имеет «за» и «против».

Синтетический подход–философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.

3. Почему возникла философия? Необходимо теоретическое понимание действительности.

  •  Разделение труда (отделение умственного от физического).
  •  Присущее человеку творчество духа (Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»).
  •  Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».

Индивидуальные импульсы к философствованию

С чего может или должна начинаться философия в каждом конкретном случае, как к ней приобщается отдельно взятый человек? Различные мыслители по-разному отвечали на этот вопрос.

       Древнегреческий философ
 Аристотель, например, считал, что философия начинается с удивления. Удивления перед таинством мира, его единством и многообразием, его бесконечностью. Удивиться, т.е. увидеть нечто в его первозданности и нетронутости, очень трудно. По-настоящему на это способны, пожалуй, только гении и дети. В большинстве своем нормальные взрослые люди ничему особо не удивляются, принимая все как есть - холодно и равнодушно. И маска у них соответствующая - степенность. Бывает, правда, что экзотика по туристически щекочет нервы.

       Француз
Декарт видел истинное начало философии в сомнении. Можно сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в том, что сомневаешься.

      
Дидро, его соотечественник, рассматривал неверие (адресат - религия) в качестве первого шага к философии. Автор "воли к жизни" Шопенгауэр связывал обращение к философии с боязнью смерти.

       Одно из самых светлых и чистых начал философствования ассоциируется в нашем сознании с именем немецкого философа
Фейербаха. Это - любовь, социально-онтологическая потребность в другом, Я - в Ты, мужчины - в женщине, женщины - в мужчине.

       Не в пример Фейербаху,
Кьеркегор выводил философию из отчаяния.

       Надежда - вот истинный импульс к философствованию, по
Блоху.

       "Да, философия, особенно моральная, - писал Горький, - скучное дело, но когда душа намозолена жизнью до крови и горько плачет о неисчерпаемой любви к "великолепному пустяку" - человеку, невольно начинаешь философствовать, ибо - хочется утешить себя".

"Фундаментальное настроение"

В зарождение потребности в философствовании всегда присутствует какая-то очень сильная и серьезная страсть, какое-то очень глубокое и ответственное чувство. К философии человека ведет желание узнать что-то по-настоящему важное, уверенность, что с ее помощью удастся по-новому самоопределить свою жизнь, найти настоящие, действительно достойные человека ценности и идеалы. Если, скажем, Сократ решил, что "неосмысленная жизнь недостойна того, чтобы ее прожить", то он и положил все свои силы на выявление феномена осмысленной жизни, на раскрытие этой тайны бытия. Истинную тягу человека к философии остановить нельзя - она преследует, как наваждение.

       Философия в ее реальном жизненном проявлении - это какое-то "фундаментальное настроение" (
Хайдеггер), связанное с существенной перестройкой всего внутреннего мира человека. Перед нами, скорее всего, какое-то трагическое, но благородное осознание человеком своего разрыва с миром (жизнью, природой, обществом), неосознанное, даже инстинктивное стремление к единству с ним. Сам Хайдеггер говорил о двух видах фундаментального философского настроения: ностальгии (тоске) и ужасе. Ностальгия - это желание преодолеть бытийную бездомность, слиться с миром, почувствовать его частью самого себя. Ужас же открывает перед человеком Ничто - его конечность, смертность, смысловую неприкаянность.

       Фундаментальное философское настроение есть род духовного подвижничества, особого интеллектуального напряжения, некая открытость основам мира, желание и способность участвовать в его бытии. Это некая причастность к бесконечному. Воля к смыслу, изначальному жизненному смыслу - таков, скорее всего,
истинный мотив философствования. Вообще же он может формулироваться и по-другому. Хайдеггер в данной связи говорит о вкусе "ко всей загадочности и полноте бытия и мира".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62733. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» 33.12 KB
  Сколько лет прошло Сколько событий минуло А я все не могу забыть бабушкиного пряника того дивного коня с розовой гривой. Астафьева прививать любовь и внимательное отношение к слову на основе рассказа Конь с розовой гривой.
62734. В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Мир природы и мир ребенка 27.12 KB
  Пробудить интерес к его личности; обучить учащихся аналитическому пересказу и анализу эпизода текста. Астафьева компьютер проектор экран учебники. Астафьев Повести.
62735. Деление двузначного числа на двузначное 18.16 KB
  Цель: учить пользоваться приемом деления двузначного числа на двузначное; повторить операции умножения; развивать логическое мышление, внимание, использовать грамотную связную речь при ответах; воспитание взаимопомощи, дружбы, интереса к предмету.
62736. Сложение трёхзначных чисел с переходом через десяток и без перехода через десяток 19 KB
  Решите примеры вычислите: 4191=420 Вспомни правило прибавления единицы: Чтобы прибавить единицу к числу нужно назвать следующее за ним число 20340=243 10900=910 700600=100 608600=8 2101=209 Вспомни правило вычитания единицы: Чтобы вычесть единицу из числа нужно назвать предыдущее число...
62737. Образование и название чисел 21 – 39. Счет в пределах 30.98 KB
  Цель: Ознакомить со способом образования и названиями чисел от 21 до 39; формировать вычислительные навыки и умения решать составные задачи; Развивать абстрактное мышление, математическую речь, внимание и воображение...
62738. Старая-новая одежда 30.41 KB
  Узнать больше о таких вещах разных народов как ципао шаровары саронг унты туника мокасины джинсы. И так мы выводим слайды со всеми вещами с которыми хотим детей познакомить или больше про них узнать ципао шаровары саронг унты туника мокасины джинсы.