11011

Закономерности исторического развития техники

Реферат

Логика и философия

Закономерности исторического развития техники. Проблема периодизации. Предметная сторона Т. Техника и наука. Т как деятельность. ФТ выделяет общие закономерности и стадии исторической эволюции Т потом это будет конкретизировано в истории Т. В отличие...

Русский

2013-04-03

46 KB

10 чел.

Закономерности исторического развития техники.

  1.  Проблема периодизации. Предметная сторона Т.
  2.  Техника и наука.
  3.  Т как деятельность.

ФТ выделяет общие закономерности и стадии исторической эволюции Т, потом это будет конкретизировано в истории Т. В отличие от науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и ее история соответствует общей истории человечества. Существуют различные способы выделения основных периодов, этапов в истории техники; они связаны с выделенными ранее аспектами технической сферы: техника как совокупность предметов, артефактов, техника как деятельность и техническое знание.

Периодизация, ориентированная на предметный аспект – самая простая и предполагает выделение нескольких типов технических устройств, которые способен создавать человек. Г. Н. Поваров:

  •  стадия малых простых предметов (ручные орудия труда);
  •  стадия больших сложных предметов (корабль);
  •  стадия малых простых систем (механизмы; важно, что не просто детали, а рабочие блоки);
  •  стадия больших сложных систем (вычислительная техника; рубежным он считает число элементов от 10000 – 10000000).

Второй способ периодизации берет за основу соотношение науки и техники. В предыдущей лекции рассматривалось их взаимосвязь. Но так было далеко не всегда: хотя для нас это привычное сочетание, реально Т долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным культурным ареалам.

Таким образом, первым и достаточно длительным периодом в развитии Т был доинженерный период.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое  действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге «Возникновение технологии», писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как необходимая принадлежность культа. …Первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня – операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам». Познание в этот период была неспециализированным  и недисциплинарным,   большинство авторов рассматривает его максимум как преднаучное, а не научное знание.

Античная наука была ориентирована теоретически и внеутилитарно. Понятие техники в античности, напротив, не включало теорию: это мастерство, искусство, практический навык, необходимый для дела. «Технэ» не имело никакого теоретического фундамента, античная техника ориентировалась на сноровку, навык; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое разграничение теоретического знания и практического ремесла.

В средние века архитекторы и ремесленники также полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и со временем изменялось лишь незначительно. Техника при этом могла быть достаточно сложной – и в античности, и в средневековье создавались механические игрушки – но отдельно от науки, без сопромата и т.п.

Второй этап в развитии техники заключается в постепенном формировании обращения к науке в поисках решения технических проблем и целенаправленного применения в технике достижений науки. Этот этап характеризуется как инженерный и охватывает XVIXIX вв. Начало инженерного этапа развития Т относится, т.о., к эпохе Возрождения. В контексте общей тенденции к максимальному развитию человеческих способностей, подчинению и преобразованию природы формируется идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего — в самых различных областях науки и техники. Леонардо да Винчи, характеризуя свою квалификацию, пишет, что может возвести башню, осушить болото, создать канал, строить механизмы, «и как рисовальщик я не хуже других». Другой пример той же эпохи – Никколо Тарталья, который был математиком и занимался баллистикой, вел расчеты артиллерийской стрельбы. Т.е. Н и Т впервые стыкуются, хотя бы на уровне личности, в некое единое направление – преобразование природы, установление господства разума. В Возрождении появились, с одной стороны, художники и практические математики, которые начали стремиться к созданию нового типа теории, ориентированной на практическое применение. С другой стороны, изменился социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры.  Т.о., из ученых-практиков и высших уровней ремесленного мастерства формируется в этот период особая социальная прослойка инженеров.

В  XVII в. происходят существенные изменения в п.о. в сфере науки. В этот период формируются специальные методы научного исследования, наука начинает сама активно опираться на практическую деятельность. Происходит «онаучивание» традиционных технологий, начинается их систематическая рационализация на основе лабораторных исследований. В технике формируется практика обращения к науке для решения технической задачи. Это стало возможным в п.о. потому, что в науке появились знания, недостижимые для обыденного познания и созданные в ответ на известные из практики задачи.  

В XVIII в. происходит профессионализация науки и переход к ориентированной на профессиональную деятельность системе образования. Ученые начинают получать вознаграждение за свой труд от государства. Все это тоже оказывает влияние на технику: заимствуется из Н организационная система, организация инженерной деятельности стала строиться по образцам научного сообщества. В XIX в. происходит формирование дисциплинарной структуры технических наук и обретает определенность и самостоятельность профессия инженера. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования. Возникает практика подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

Наиболее ярко новая линия развития выразилась в программе подготовки инженеров в Парижской политехнической школе. Это учебное заведение было основано в 1794 г. математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии. В программу была заложена ориентация на глубокую математическую и естественнонаучную подготовку будущих инженеров. По образцу данной Школы создавались впоследствии многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, США, России.

Процесс формирования инженерного типа организации техники завершается в XIX в. В XIX веке "техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке, — писал американский философ и историк Э. Лейтон. — Техническое сообщество, которое в 1800 г. было ремесленным и мало отличалось от средневекового, становится "кривозеркальным двойником" научного сообщества. На передних рубежах технического прогресса ремесленники были заменены новыми фигурами — новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по образцу научной". Перестройка, составлявшая сущность инженерного этапа, произошла - техника стала научной.

Вместе с тем особенностью всего инженерного периода является вторичность науки в сфере технического знания: задачи возникают, формируются, ставятся в рамках технической практики, при обращении к соответствующей области Е находится или не находится ответ. Еще одно радикальное изменение – и начало нового этапа  во взаимоотношениях науки и техники – это «переворачивание» указанного соотношения, когда Н начнет опережающе разрабатывать и целенаправленно внедрять свои достижения в технической практике. Этот период называется технологическим.

Начало перехода к этой стадии относится к 90-м гг. XIX  в. Первой областью, которая строилась именно по этому принципу – внедрения ранее сконструированного в рамках науки, открытого в лабораторных условиях – была электротехника. В полной мере новое соотношение было реализовано к середине XX века. Как отражение завершения перехода, появляется понятие «высокие технологии» - технические разработки, основным источником которых является наука.

Технологической стадии соответствует формирование техники нового уровня - системотехники. Ее отличает универсальность по отношению ко всем отраслям современной техники и технических наук и использование не только  технических и естественнонаучных, но и гуманитарных знаний (инженерная экономика, психология, разработка средств общения человека и машины, общие исследования мышления, в т.ч. философские).

Возникновение системотехники маркирует важнейшую тенденцию технологического этапа развития. Процесс сайентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и специализации по образцу дисциплинарной науки в инженерный период. Однако к середине XX века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без обратного процесса формирования междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Сами инженерные задачи становятся комплексными, и при их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные аспекты. В результате возникает необходимость формирования нового стиля инженерно-научного мышления в процессе инженерного образования.

Наконец, третья периодизация развития техники связана с ее трактовкой как специфической деятельности и базируется на принципе: в коэволюции человека и техники человек постепенно передает технике свои функции и навыки в трудовом процессе.

На первом этапе технике передается функция непосредственного воздействия на объект, обработки материала. Т в основном представлена ручными инструментами, стадия называется орудийной или инструментальной.

На втором этапе технике передается функция источника двигательной энергии. Возникает машина, механизм, в котором есть движущая часть и рабочая часть. Начало этой стадии связывается с появлением парового двигателя и относится к рубежу XVIII -  XIХ вв. Стадия называется машинной.

На третьем этапе человек передает технике управленческие функции: счетные, логические, поисковые, функции наблюдения и контроля. Начало этой стадии относится к середине  XХ в. Стадия называется автоматической.

В этой периодизации переход от первой стадии ко второй принято называть промышленным переворотом, переход от второй к третьей – научно-технической революцией.

В рамках этой периодизации можно дальше подразделить этапы, выделив внутри первого фазы простых и сложных устройств (см. периодизацию 1), на второй выделяют механизацию как внедрение машин, индустриализацию как формирование промышленного производства в целом и конвейерное производство; на третьей: автоматизация, компьютеризация и стадия электронных сетей.

Эта периодизация будет подробнее рассмотрена в следующей лекции.

Уже на этой схеме хорошо видно, что а) периодизации вполне совместимы, акцентируя внимание на различных примечательных моментах в развитии Т; б) ни одно деление не абсолютно. Название этапа всегда характеризует некоторую ключевую тенденцию развития Т, преобладание Т определенного типа, но всегда есть технические устройства, выпадающие из этой тенденции.

Общие тенденции развития техники:

1) переход от формообразующей к преобразующей деятельности (объекту не просто придается нужная форма, а меняется его сущность, создается новый объект и т.д.);

2) переход от макротехнологий к микротехнологиям и от макрообъектов к системам с больщим числом элементов;

3) расширение оснований техники от механики к биологии и биотехнологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66991. Ми прийшли у цей світ, щоб творити добро 101.5 KB
  Допомогти учням зрозуміти зміст людського життя визначити своє місце в ньому навчити відрізняти добро від зла; сприяти вихованню в них людяності чесності працьовитості відповідальності любові до людей до рідної землі. На фоні музики читець декламує духовні заповіді Матері Терези Життя це можливість...
66992. «НЕМАЄ ВИЩОЇ СВЯТИНІ НІЖ ЧИСТЕ СЯЙВО ДОБРОТИ» 61.5 KB
  Людяність, милосердя, добро. Такі знайомі нам ці слова. Все частіше ми говоримо про них, а чи кожна людина відкрита для добра? Чомусь сьогдні наше суспільство заражене вірусом егоїзму, зла і жорстокості. Зачерствілі людські серця заросли ряскою байдужості до чужого горя, чужої біди, яких у нашому житті дуже багато.
66994. Про доброту і милосердя 310 KB
  Хто ж винен у ситуації до якої потрапив вовк Чи викликає у вас симпатію герой байки Чому Як можна допомогти вовкові 2. Як це не кайся Яку частину прислів’я можна сказати саме вовкові ІІІ. Що можна віднести до милосердя А що ви вважаєте немилосердним ІІІ група Будь привітним.
66995. Доля, що дарує Надію 33.5 KB
  Одного разу Ніна Михайлівна їхала в поїзді і раптом почула по радіо повідомлення що пасажирці цього поїзду терміново потрібна донорська кров. Був випадок коли після забору крові прийшов вагон з мукою і Ніна Михайлівна пішла його розвантажувати. Ніна Михайлівна дістає із шухляди скриньку з паперами.
66996. Урок обучения грамоте 38 KB
  Формировать умение выделять эти звуки в речи. Ой что за звуки мы слышим сейчас Звучат голоса курицы и петуха гусей. Ребята что за интересные звуки сейчас прозвучали в нашем классе Какую песенку пропел петух Какие знакомые нам звуки вы услышали в пении петуха Запишите какими буквами они обозначаются.
66997. Письмо строчной буквы -з-, слогов и слов с ней 38.5 KB
  Цель: учить писать строчную букву –з-, соединять с другими буквами; развивать фонематический слух; познавательные возможности, тактильную память, умения анализировать, сравнивать; воспитывать самостоятельность, любовь к животным. Оборудование: оформление игровых моментов.
66998. Письмо великої букви Е. Підготовчі графічні вправи. Написання складів, слів та речень 119 KB
  Як назвати одним словом їх усіх Квіти Які квіти згадуються у віршику Які інші квіти ви знаєте Назвіть свою найулюбленішу квітку. Де ростуть ці квіти А чи можемо ми їх зараз побачити Чому Я вам пропоную поглянути на дошку. У назвах яких квітів є звук...
66999. Українська народна казка «Мудра Дівчина» 36.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з соціально-побутовою казкою, відображенням народного побуту, місцем подій у казці, особливостями мови; розвивати вміння розрізняти відмінність соціально-побутових казок від інших фольклорних казок; розвивати в учнів стійкий інтерес до театрально-ігрової діяльності казкових персонажів.