11011

Закономерности исторического развития техники

Реферат

Логика и философия

Закономерности исторического развития техники. Проблема периодизации. Предметная сторона Т. Техника и наука. Т как деятельность. ФТ выделяет общие закономерности и стадии исторической эволюции Т потом это будет конкретизировано в истории Т. В отличие...

Русский

2013-04-03

46 KB

10 чел.

Закономерности исторического развития техники.

  1.  Проблема периодизации. Предметная сторона Т.
  2.  Техника и наука.
  3.  Т как деятельность.

ФТ выделяет общие закономерности и стадии исторической эволюции Т, потом это будет конкретизировано в истории Т. В отличие от науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и ее история соответствует общей истории человечества. Существуют различные способы выделения основных периодов, этапов в истории техники; они связаны с выделенными ранее аспектами технической сферы: техника как совокупность предметов, артефактов, техника как деятельность и техническое знание.

Периодизация, ориентированная на предметный аспект – самая простая и предполагает выделение нескольких типов технических устройств, которые способен создавать человек. Г. Н. Поваров:

  •  стадия малых простых предметов (ручные орудия труда);
  •  стадия больших сложных предметов (корабль);
  •  стадия малых простых систем (механизмы; важно, что не просто детали, а рабочие блоки);
  •  стадия больших сложных систем (вычислительная техника; рубежным он считает число элементов от 10000 – 10000000).

Второй способ периодизации берет за основу соотношение науки и техники. В предыдущей лекции рассматривалось их взаимосвязь. Но так было далеко не всегда: хотя для нас это привычное сочетание, реально Т долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным культурным ареалам.

Таким образом, первым и достаточно длительным периодом в развитии Т был доинженерный период.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое  действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге «Возникновение технологии», писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как необходимая принадлежность культа. …Первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня – операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам». Познание в этот период была неспециализированным  и недисциплинарным,   большинство авторов рассматривает его максимум как преднаучное, а не научное знание.

Античная наука была ориентирована теоретически и внеутилитарно. Понятие техники в античности, напротив, не включало теорию: это мастерство, искусство, практический навык, необходимый для дела. «Технэ» не имело никакого теоретического фундамента, античная техника ориентировалась на сноровку, навык; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое разграничение теоретического знания и практического ремесла.

В средние века архитекторы и ремесленники также полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и со временем изменялось лишь незначительно. Техника при этом могла быть достаточно сложной – и в античности, и в средневековье создавались механические игрушки – но отдельно от науки, без сопромата и т.п.

Второй этап в развитии техники заключается в постепенном формировании обращения к науке в поисках решения технических проблем и целенаправленного применения в технике достижений науки. Этот этап характеризуется как инженерный и охватывает XVIXIX вв. Начало инженерного этапа развития Т относится, т.о., к эпохе Возрождения. В контексте общей тенденции к максимальному развитию человеческих способностей, подчинению и преобразованию природы формируется идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего — в самых различных областях науки и техники. Леонардо да Винчи, характеризуя свою квалификацию, пишет, что может возвести башню, осушить болото, создать канал, строить механизмы, «и как рисовальщик я не хуже других». Другой пример той же эпохи – Никколо Тарталья, который был математиком и занимался баллистикой, вел расчеты артиллерийской стрельбы. Т.е. Н и Т впервые стыкуются, хотя бы на уровне личности, в некое единое направление – преобразование природы, установление господства разума. В Возрождении появились, с одной стороны, художники и практические математики, которые начали стремиться к созданию нового типа теории, ориентированной на практическое применение. С другой стороны, изменился социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры.  Т.о., из ученых-практиков и высших уровней ремесленного мастерства формируется в этот период особая социальная прослойка инженеров.

В  XVII в. происходят существенные изменения в п.о. в сфере науки. В этот период формируются специальные методы научного исследования, наука начинает сама активно опираться на практическую деятельность. Происходит «онаучивание» традиционных технологий, начинается их систематическая рационализация на основе лабораторных исследований. В технике формируется практика обращения к науке для решения технической задачи. Это стало возможным в п.о. потому, что в науке появились знания, недостижимые для обыденного познания и созданные в ответ на известные из практики задачи.  

В XVIII в. происходит профессионализация науки и переход к ориентированной на профессиональную деятельность системе образования. Ученые начинают получать вознаграждение за свой труд от государства. Все это тоже оказывает влияние на технику: заимствуется из Н организационная система, организация инженерной деятельности стала строиться по образцам научного сообщества. В XIX в. происходит формирование дисциплинарной структуры технических наук и обретает определенность и самостоятельность профессия инженера. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования. Возникает практика подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

Наиболее ярко новая линия развития выразилась в программе подготовки инженеров в Парижской политехнической школе. Это учебное заведение было основано в 1794 г. математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии. В программу была заложена ориентация на глубокую математическую и естественнонаучную подготовку будущих инженеров. По образцу данной Школы создавались впоследствии многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, США, России.

Процесс формирования инженерного типа организации техники завершается в XIX в. В XIX веке "техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке, — писал американский философ и историк Э. Лейтон. — Техническое сообщество, которое в 1800 г. было ремесленным и мало отличалось от средневекового, становится "кривозеркальным двойником" научного сообщества. На передних рубежах технического прогресса ремесленники были заменены новыми фигурами — новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по образцу научной". Перестройка, составлявшая сущность инженерного этапа, произошла - техника стала научной.

Вместе с тем особенностью всего инженерного периода является вторичность науки в сфере технического знания: задачи возникают, формируются, ставятся в рамках технической практики, при обращении к соответствующей области Е находится или не находится ответ. Еще одно радикальное изменение – и начало нового этапа  во взаимоотношениях науки и техники – это «переворачивание» указанного соотношения, когда Н начнет опережающе разрабатывать и целенаправленно внедрять свои достижения в технической практике. Этот период называется технологическим.

Начало перехода к этой стадии относится к 90-м гг. XIX  в. Первой областью, которая строилась именно по этому принципу – внедрения ранее сконструированного в рамках науки, открытого в лабораторных условиях – была электротехника. В полной мере новое соотношение было реализовано к середине XX века. Как отражение завершения перехода, появляется понятие «высокие технологии» - технические разработки, основным источником которых является наука.

Технологической стадии соответствует формирование техники нового уровня - системотехники. Ее отличает универсальность по отношению ко всем отраслям современной техники и технических наук и использование не только  технических и естественнонаучных, но и гуманитарных знаний (инженерная экономика, психология, разработка средств общения человека и машины, общие исследования мышления, в т.ч. философские).

Возникновение системотехники маркирует важнейшую тенденцию технологического этапа развития. Процесс сайентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и специализации по образцу дисциплинарной науки в инженерный период. Однако к середине XX века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без обратного процесса формирования междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Сами инженерные задачи становятся комплексными, и при их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные аспекты. В результате возникает необходимость формирования нового стиля инженерно-научного мышления в процессе инженерного образования.

Наконец, третья периодизация развития техники связана с ее трактовкой как специфической деятельности и базируется на принципе: в коэволюции человека и техники человек постепенно передает технике свои функции и навыки в трудовом процессе.

На первом этапе технике передается функция непосредственного воздействия на объект, обработки материала. Т в основном представлена ручными инструментами, стадия называется орудийной или инструментальной.

На втором этапе технике передается функция источника двигательной энергии. Возникает машина, механизм, в котором есть движущая часть и рабочая часть. Начало этой стадии связывается с появлением парового двигателя и относится к рубежу XVIII -  XIХ вв. Стадия называется машинной.

На третьем этапе человек передает технике управленческие функции: счетные, логические, поисковые, функции наблюдения и контроля. Начало этой стадии относится к середине  XХ в. Стадия называется автоматической.

В этой периодизации переход от первой стадии ко второй принято называть промышленным переворотом, переход от второй к третьей – научно-технической революцией.

В рамках этой периодизации можно дальше подразделить этапы, выделив внутри первого фазы простых и сложных устройств (см. периодизацию 1), на второй выделяют механизацию как внедрение машин, индустриализацию как формирование промышленного производства в целом и конвейерное производство; на третьей: автоматизация, компьютеризация и стадия электронных сетей.

Эта периодизация будет подробнее рассмотрена в следующей лекции.

Уже на этой схеме хорошо видно, что а) периодизации вполне совместимы, акцентируя внимание на различных примечательных моментах в развитии Т; б) ни одно деление не абсолютно. Название этапа всегда характеризует некоторую ключевую тенденцию развития Т, преобладание Т определенного типа, но всегда есть технические устройства, выпадающие из этой тенденции.

Общие тенденции развития техники:

1) переход от формообразующей к преобразующей деятельности (объекту не просто придается нужная форма, а меняется его сущность, создается новый объект и т.д.);

2) переход от макротехнологий к микротехнологиям и от макрообъектов к системам с больщим числом элементов;

3) расширение оснований техники от механики к биологии и биотехнологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34555. Сквозной сюжет Фолкнера об американском юге. Особенности их сюжетно-повествовательной организации 21.77 KB
  Специфичность в том что все особенности частности той жизни и жанры которые берет Фолкнер для читателя вбирают в себя то что для Фолкнера было частью человечества. Фолкнера интересует судьба Американского юга. Сама композиция произведений Фолкнера отличается от композиций Джойса.
34556. О Нил основоположник американской национальной драмы. Трагедия «Страсти под вязами» 16.7 KB
  Как художник О Нил сложился в атмосфере ширившегося в начале 20 в. Именовавший себя анархистом О Нил отошел затем от политического движения но крайне негативное отношение к государству как орудию подавления личности и буржуазному обществу которое презрев духовные ценности обольстилось ценностями материальными сохранял всю жизнь. Выступив в двойной роли родоначальника и реформатора отечественной драмы О Нил не замкнулся в рамках чистого искусства для задуманных им преобразований такой масштаб был тесен.
34557. Основные этапы и общие тенденции развития литературы Зап.Европы и Америки после ВМВ 18.09 KB
  Так формируется ситуация постмодернизма. С точки зрения постмодернизма модернизм характеризуется стремлением познать начало начал. Отличительная черта постмодернизма – концептуальность. Характерные черты постмодернизма 1интертекстуальность 2 многоуровневая организация текста 3неопределенность культ неясностей ошибок пропусков фрагментарность и принцип монтажа принцип ризомы 4жанровый и стилевой синкретизм соединение нерасчлененность различных видов культурного творчества 5театральность работа на публику использование...
34558. Молодежная проблематика в современной литературе (Д. Селинджер, Д. Осборн, Р. Мерль и др.) 18.16 KB
  стал неоднозанчный образ главного героя – Холдена Колфилда. Возраст героя выбран С. В образе героя причудливо переплетаются жизненная мудрость и инфантилизм. Окружающую действительность он воспринимает через соотнесение с идеалом которым для героя является свобода.
34559. Проза французского Сопротивления 19.28 KB
  Арагона сбки Нож в сердце 1941 Глаза Эльзы 1942 Паноптикум 1943 Французская заря 1945 в стихах других поэтовкоммунистов Л. Арагон Ф. За порчу сукна штраф 200 франков 1945 Арагона К. Луи Арагон 18971982 начинает свою литературную деятельность в 1917 году а после возвращения с фронта примыкает к дадаистам сборник стихов Фейерверк 1920.
34560. Экзистенциализм во французской литературе. Его влияние на литературный процесс. Спор Сартра и Камю 15.46 KB
  Спор Сартра и Камю. Хотите философствовать пишите романы рекомендовал соотечественникам Альбер Камю. Спор Камю с Сартром не менее важен. В отличие от Сартра изображающего человеческую сущность чистой возможностью Камю считает что бытие человека изначально определено человеческой природой и содержит в себе набор возможностей ограничивающих человеческую свободу.
34561. Драматургия французского экзистенциализма, ее идейные и стилевые особенности (Ж. Ануй, Ж. П. Сартр, А. Камю) 19.51 KB
  Камю. Все дозволено Ивана Карамазова единственное выражение свободы писал Альбер Камю 1913 1960. С юности Камю зачитывался Достоевским Ницше Мальро. Мысли об абсурде абсурд царит о всевластии смерти познание себя познание смерти ощущение одиночества и отчуждения от омерзительного внешнего мира все мне чуждо постоянны и неизменны в эссеистике прозе и драматургии Камю.
34562. Сюжет и герой романа А. Камю («Посторонний», «Чума») 18.47 KB
  Мерсо взрывается выкрикивает что всю жизнь ощущал дыхание мрака смерти. Гораздо больше Мерсо любит природу особенно море. Суд над Мерсо. Те кто судят Мерсо продолжают верить что бытие изначально имеет высший позитивный смысл.
34563. Конфликт в романе Сартра «Тошнота» 18.68 KB
  И он решает что будет описывать и исследовать состояния мира разумеется как они даны преобразованы его Рокантена сознанием а еще более сами эти состояния сознания. Но если Гуссерль выделяет описывает феномены сознания чтобы зафиксировать их безличные всеобщие структуры то Сартр в духе Ясперса Хайдеггера Марселя использует описание феноменов сознания для анализа таких экзистенциальных состояний как одиночество страх отчаяние отвращение и других поистине трагических мироощущений личности. Существовать значит сознавать...