11012

Социальная роль техники

Реферат

Логика и философия

Социальная роль техники. Техника как основа социального прогресса. Информационное общество. Понятие техногенной цивилизации. Антитехницизм и его основания. Рассмотрены различные периодизации истории техники. Каждая новая стадия в развитии техники в

Русский

2013-04-03

47 KB

26 чел.

Социальная роль техники.

  1.  Техника как основа социального прогресса. Информационное общество.
  2.  Понятие техногенной цивилизации.
  3.  Антитехницизм и его основания.

Рассмотрены различные периодизации истории техники. Каждая новая стадия в развитии техники влекла за собой и социальные изменения – способов труда. производственных отношений, образа жизни в целом.

В частности, социальными следствиями перехода от инструментальной к машинной стадии являются:

  •  урбанизация и рост городской культуры;
  •  миграции и формирование маргинальных слоев общества;
  •  возможность женского производительного труда наряду с мужским и новые взаимоотношения в семье;
  •  безработица как социальное явление.

Социальными следствиями перехода от машинной к автоматической стадии являются:

  •  новые требования к подготовке специалистов, в частности, переход от концепции конечного образования к концепции непрерывного образования;
  •  постоянное обновление рынка труда, возможность и необходимость смены человеком сфер профессиональной деятельности;
  •  возникновение принципиально новых форм социальных коммуникаций;
  •  изменение занятости, возможность работы вне производственных структур.

Т.о., технический прогресс меняет не только систему производства, но и всю социальную систему, общественную жизнь.

Осознание этого в СФ середины ХХ в. создало систему взглядов, обозначаемую как технологический детерминизм (классики - Д.Белл, З.Бжезинский, У.Ростоу, Д.Гэлбрейт).  Ключевая идея: со стадиями в развитии техники связываются этапы развития общества. С переходом от инструментальной техники к машинной и от машинной техники к автоматической следуют соответственно доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии в развитии общества. На первой стадии основной сферой общественного производства является сельское хозяйство, на 2 – промышленность, на 3 увеличивается значение сферы услуг и индустрии развлечений. Производство на первой стадии определяется как трудоемкое, на 2 – капиталоемкое и на 3 – наукоемкое, а основной производственный ресурс составляют соответственно сырье, энергия и информация.

Оценка сущности последней стадии в социальной философии ХХ в. претерпела эволюцию. Первоначально она характеризовалась как «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «технотронное общество» (З. Бжезинский). В 80-х гг. ХХ в. стало понятно, что самым главным ее содержанием является развитие ИВТ, и появился новый термин – «информационное общество». Дж.Несбитт в книге 1982 г. «Мегатенденции: десять новых направлений, преобразующих ваши жизни» пишет» «Мы всегда применяем частицы «пост» и «нео» к каким-либо эрам и движениям, когда не знаем, как назвать их. Теперь ясно, что постиндустриальное общество – это информационное общество». Одновременно с ним этот термин ввели японец И. Масуда, в статье «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1983) и автор теории «третьей волны» О. Тоффлер.

Первоначально при объяснении термина «информационное общество» делали акцент на росте количества работающих в сфере получения информации и информационных услуг (более 50% самодеятельного населения) и наличии глобальных сетей коммуникации, обеспечивающих легкий доступ к хранилищам информации в информационной среде. Позже определение было несколько уточнено, и можно использовать в качестве рабочего следующее: информационным является общество, в котором нормативной становится оптимизация локальных актов деятельности через обращение к глобальным информационным процессам. Такое определение предполагает, что даже люди, которые не пользуются сами Интернетом и т.п., связаны с информационными сетями: через компьтерную сеть им начисляется зарплата, магазины заказывают товары, организована работа городского и междугороднего транспорта, и т.п.

Информационное общество – это высшая стадия развития техногенной цивилизации. Для характеристики его места в истории вернемся к общим представлениям о развитии культуры.

С т.з. современной социальной философии существуют два основных типа социального развития: проектная культура, в которой стержнем общественного развития является развитие техники, и традиционная культура, в которой техника не является универсальным основанием социальной жизни, а выступает лишь одной из ее сторон. Соответственно есть – в истории и современном мире - конкретные сообщества, страны, которые развиваются по первому типу, и развивающиеся по второму. Ориентация на традиционную культуру дает традиционное общество, на проектную – техногенную цивилизацию.

Традиционное общество – это совокупность сообществ, ориентированных на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм общественной организации и ценностных ориентаций, их характеризуют медленный темп социальных изменений, высокая роль религии и общинных норм, авторитарные формы управления, почтение к предкам, к старшим, к старости.

Техногенная цивилизация – это совокупность обществ, ориентированных на технический прогресс и социальные изменения на его основе; для них характерны высокий темп изменений во всех сферах жизни, приоритет инноваций, высокая степень автономии личности.

Техногенная цивилизация сформировалась в Европе в эпоху Возрождения и расширялась путем экспансии, т.е. освоения новых территорий (Америка, Австралия) и преобразования бывших традиционных сообществ. Процесс и период массового перехода от традиционного общества к техногенной цивилизации называется модернизацией.

В основе мировоззрения техногенной цивилизации лежит технократизм – убеждение в том, что

а) развитие техники представляет собой безусловно прогрессивный процесс;

б) технический прогресс является необходимым и достаточным условием общесоциального прогресса. Любые общественные проблемы можно решить путем технического роста;

в) обществом следует управлять с помощью технологических приемов, т.е. управление должно основываться не на харизматическом лидерстве, а на стандартных механизмах власти. Соответственно руководящая роль в обществе должна принадлежать профессионалам, специалистам высшей квалификации.

Термин «технократизм» ввел и теоретически обосновал французский социолог Веблен в книге «Инженеры и система цен» (1921). Он писал о необходимости  для инженерного сообщества объединиться, осознать себя как социальную силу, выработать свою этику, осознать свою ответственность.

Во второй половине ХХ в. обозначилась альтернативная технократизму позиция – идея пределов роста техногенной цивилизации. Причины:

1) экологические проблемы и связанное с ними осознание того, что рост народонаселения и промышленного производства, уровень загрязнения окружающей среды, потребление продовольствия и истощение природных ресурсов – факторы, которые определяют естественные пределы развития техногенной цивилизации. Неограниченное развитие техники, потребительское отношение к природе ведут к тупику развития и перспективе самоуничтожения человечества; необходимо регулирование и разумное самоограничение.

2) Второе направление критики технократизма связано с опытом социального реформирования. Технократизм в самом широком смысле – это взгляд на общество как машину, которую можно время от времени перенастраивать, регулировать, вносить конструктивные изменения в ее работу, причем определенные воздействия должны давать строго определенный, предусмотренный результат. На российской почве история сформировала негативное отношение к такому стилю радикального социального реформирования.

3) В более широком теоретическом плане критика технократизма поддержана сомнениями в прогрессе как таковом, критикой провиденциализма как веры в прогресс. По мнению представителей персоналистской концепции истории (Н.А.Бердяев, К.Ясперс, Ж.Маритен, К.Поппер, Ж.-П.Сартр и др.), вера в прогресс теоретически неправильна, т.к. в развитии общества возрастают не только позитивные его свойства, но и негативные: ХХ в. – век самых опустошительных в истории войн, геноцида, тоталитарных режимов, терроризма. Кроме того, концепция прогресса предполагает однолинейное развитие, а в реальной истории могут быть альтернативы, т.е. различные варианты развития событий.

В этом контексте актуализируются философские концепции, которые не рассматривали технику как безусловно положительное явление, видели и ее противоречия.

Наиболее очевидны два направления критики техники:

  1.  практическое: техника ненадежна, может выйти из-под контроля, возрастает опасность техногенных катастроф и т.д.
  2.  нравственное: с помошью техники человек выходит за пределы своих естественных возможностей, оказывается в положении «ученика чародея», который получил в свое распоряжение колоссальные силы, но не всегда может их контролировать.

В философских концепциях антитехницистской ориентации можно выделить еще ряд идей. Больше всего в них рассматривается трансформация мышления, мировоззрения человека, которое происходит в технической среде.

Н. А. Бердяев. «Человек и машина». Техника рациональна и формирует стереотип рационального отношения к миру. Но рациональное – это не эмоциональное, не духовное, т.е. это отношение к миру техникой не поддерживается. С ростом техносферы человек попадает из органического мира в механический и теряет себя как живое и духовное существо.

Х. Оргета-и-Гассет. «Рассуждение о технике». Техника возникла из фантазии, из способности человека воображать и желать то, чего нет. Но совершенствование техники привело к постепенному насыщению и отмиранию этой способности. В прошлом люди осознавали, что есть вещи, которые они не в состоянии сделать или получить; теперь на всякое желание есть готовый предмет. Техника со своим предложением идет впереди желания, человек становится неспособным мечтать, т.е. опять утрачивает одно из своих базовых качеств.

М. Хайдеггер. «Вопрос о технике». Техническое отношение к миру – это «постав», т.е. установление собственной формы явления, события («поставить на своем»), как альтернатива принятию того, что дано. Это действие с т.з. этики: человек привыкает устанавливать свое (своеобразный эгоизм); с т.з. познания: техника затемняет истинную природу вещей, мы не успеваем ее увидеть, мы заменяем ее своей природой.

Техника рассматривается как «вызов» или «провокация»: она поощряет человека к манипулированию реальностью, подобно тому, как, не запирая дом или машину, мы провоцируем вора.

Льюис Мэмфорд. «Техника и цивилизация» (1930), «Миф о машине» (1969 – 1970). Он делит технику на типы: политехника и монотехника. Политехника – это техника, которая не подчиняет себе человека, которая ориентирована не на одну функцию, а на использование человеком разными способами в своих целях. Таковы были первые орудия труда. «Примитивная техника была жизнеориентирована, а не узко трудоориентирована». Монотехника – такая, где надо выполнять только определенные операции (нажимать кнопки), она требует специализации. Период перехода к монотехнике сформировал общественную организацию, которую Мэмфорд называет «мегамашиной»: эффективная работа целого за счет утраты самостоятельности и самодостаточности частей. Это фабрика, конвейер. В широком смысле мегамашина – это, например, армия, где у каждого строго определенные рамки, т.е. этот принцип распространяется, деформируя отношения и личность.

Г. Маркузе. «Одномерный человек». Похожая идея: техника формирует одностороннего человека с узким кругом функций.

Жан Бодрийар: техника деформирует реальность. Речь в п.о. о СМИ:  то или иное событие «существует», «состоялось» в сознании общества, если оно стало телевизионным событием. Некоторые события общество может просто не заметить или проигнорировать, если они не продублированы телевидением. Он ввел понятие «гиперреальность» – данная в СМИ. Так, война в Персидском заливе в 1991 году – это война, «посаженная» на дисплеи компьютеров и экраны видеопроекторов.

Таким образом, можно составить обобщенный свод проблем личности в информационном обществе.

1.  Проблемы общения. С одной стороны, благодаря Интернету мир превратился в «мировую деревню»: (термин ввел в 70-е гг. Маклюэн): все доступно, все знакомы. С другой стороны, в этом общении раскрываются не все стороны человека, более того – он может совсем не раскрываться, а выступать под маской.

2. Проблема взаимодействия с реальностью. Естественная реальность как среда обитания человека все больше замещается искусственно созданной. Человек там чувствует себя увереннее, может ее менять «под себя». Тогда столкновение с «настоящей» реальностью может оказаться проблематичным.

3. Проблема самоопределения. СМИ демонстрируют нам реальность сразу с готовым ракурсом ее осмысления, политические и пропагандистские технологии необыкновенно сильны. Для выработки собственной позиции человек должен всему этому до некоторой степени противостоять, а это сложно.

4. Проблема творчества. Широчайший доступ к информации, технические возможности досуга во многом разгружают человека от активной деятельности, переориентируют его на потребление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42351. ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФОТОЭФФЕКТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕКТРАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОТОСОПРОТИВЛЕНИЯ 87 KB
  Цель работы: получение спектральной характеристики фотосопротивления для определения спектральной области его использования. Дело в том что проводимость фотосопротивления зависит от частоты длины волны поглощаемого им света так как поглощение фотонов различной энергии происходит по-разному. Спектральная характеристика фотосопротивления это кривая зависимости отношения фототока I при данной частоте к максимальному фототоку во всем диапазоне чувствительности фотосопротивления.
42352. Опыт Франка и Герца 75 KB
  Описание метода и экспериментальной установки В работе используется метод задерживающего потенциала для регистрации неупругих соударений и определения величины энергии передаваемой электроном атому при его соударении с атомом в тиратроне. При абсолютно упругих столкновениях внутренняя энергия взаимодействующих частиц не изменяется и поэтому их суммарная кинетическая энергия после столкновения равна суммарной кинетической энергии до взаимодействия. При неупругом соударении наблюдается переход механической энергии во внутреннюю энергию что...
42353. Разработка функциональных модулей обработки агрегатных данных 112 KB
  Даны две вещественные квадратные матрицы размер вводится пользователем. Даны две вещественные квадратные матрицы размер вводится пользователем. Даны четыре вещественные матрицы произвольной размерности размерность вводится пользователем. Упорядочить по возрастанию элементы главной диагонали той из полученных матриц след которой является наибольшим следом матрицы называется сумма элементов главной диагонали.
42354. Оценка и планирование доходов предприятия 114 KB
  Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
42356. Освоение методики работы с инструментальным пакетом fuzzy для проектирования регуляторов 84 KB
  В результате применения Fuzzy-регулятора в системе, получены графики переходных процессов, которые свидетельствуют об удовлетворительном качестве регулирования (малое перерегулирование, соблюдение ограничений системы).
42357. Опрацювання результатів вимірювання при виконанні лабораторних робіт фізичного практикума з використанням математичної системи MCAD 1.22 MB
  Метою математичної обробки результатів прямих вимірювань є обчислення найбільш достовірного значення вімірюваної величини та оцінка її точності. Така обробка основана на методах теорії ймовірності та математичної статистики яка передбачає випадковий характер зміни величини що аналізується. Основними характеристиками випадкової величини є математичне сподівання середнє значення випадкової величини усереднення якої здійснюється для великої кількості вимірювань та дисперсія кількісна міра флуктуацій випадкових величин що...
42358. ЭЛЕКТРОННЫЕ И КВАНТОВЫЕ ПРИБОРЫ СВЧ 190 KB
  Управление и контроль за ходом выполнения работы осуществляется с помощью выводимых на экран дисплея базового меню и меню отдельных этапов работы. Организация начального этапа выполнения работы Исполнимый модуль запускается средствами предусмотренными данной операционной системой после чего на экране дисплея появляется базовое меню. Выполнение работы начинается с набора и ввода номера соответствующего пункта базового меню которым на начальном этапе является номер 2 номер 1 используется для завершения работы в целом или ее...
42359. Technologies of the aircraft systems refilling by the special gases 2.54 MB
  Brief theoreticl dt The onbord ircrft systems re refilled by the following specil gses: medicl oxygen for brething of crew nd pssengers in the cse of cockpit depressuriztion; nitrogen is refilled in chmbers of shock bsorbers of lnding ger gseous chmbers of hydrulic ccumultor tnks superchrging system for the hydrulic system nd fuel system; compressed ir for refilling in chmbers of shock bsorbers of lnding ger nd wheels tires. Refilling of the onbord ircrft systems by medicl oxygen is the most difficult nd dngerous technologicl...