11012

Социальная роль техники

Реферат

Логика и философия

Социальная роль техники. Техника как основа социального прогресса. Информационное общество. Понятие техногенной цивилизации. Антитехницизм и его основания. Рассмотрены различные периодизации истории техники. Каждая новая стадия в развитии техники в

Русский

2013-04-03

47 KB

25 чел.

Социальная роль техники.

  1.  Техника как основа социального прогресса. Информационное общество.
  2.  Понятие техногенной цивилизации.
  3.  Антитехницизм и его основания.

Рассмотрены различные периодизации истории техники. Каждая новая стадия в развитии техники влекла за собой и социальные изменения – способов труда. производственных отношений, образа жизни в целом.

В частности, социальными следствиями перехода от инструментальной к машинной стадии являются:

  •  урбанизация и рост городской культуры;
  •  миграции и формирование маргинальных слоев общества;
  •  возможность женского производительного труда наряду с мужским и новые взаимоотношения в семье;
  •  безработица как социальное явление.

Социальными следствиями перехода от машинной к автоматической стадии являются:

  •  новые требования к подготовке специалистов, в частности, переход от концепции конечного образования к концепции непрерывного образования;
  •  постоянное обновление рынка труда, возможность и необходимость смены человеком сфер профессиональной деятельности;
  •  возникновение принципиально новых форм социальных коммуникаций;
  •  изменение занятости, возможность работы вне производственных структур.

Т.о., технический прогресс меняет не только систему производства, но и всю социальную систему, общественную жизнь.

Осознание этого в СФ середины ХХ в. создало систему взглядов, обозначаемую как технологический детерминизм (классики - Д.Белл, З.Бжезинский, У.Ростоу, Д.Гэлбрейт).  Ключевая идея: со стадиями в развитии техники связываются этапы развития общества. С переходом от инструментальной техники к машинной и от машинной техники к автоматической следуют соответственно доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии в развитии общества. На первой стадии основной сферой общественного производства является сельское хозяйство, на 2 – промышленность, на 3 увеличивается значение сферы услуг и индустрии развлечений. Производство на первой стадии определяется как трудоемкое, на 2 – капиталоемкое и на 3 – наукоемкое, а основной производственный ресурс составляют соответственно сырье, энергия и информация.

Оценка сущности последней стадии в социальной философии ХХ в. претерпела эволюцию. Первоначально она характеризовалась как «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «технотронное общество» (З. Бжезинский). В 80-х гг. ХХ в. стало понятно, что самым главным ее содержанием является развитие ИВТ, и появился новый термин – «информационное общество». Дж.Несбитт в книге 1982 г. «Мегатенденции: десять новых направлений, преобразующих ваши жизни» пишет» «Мы всегда применяем частицы «пост» и «нео» к каким-либо эрам и движениям, когда не знаем, как назвать их. Теперь ясно, что постиндустриальное общество – это информационное общество». Одновременно с ним этот термин ввели японец И. Масуда, в статье «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1983) и автор теории «третьей волны» О. Тоффлер.

Первоначально при объяснении термина «информационное общество» делали акцент на росте количества работающих в сфере получения информации и информационных услуг (более 50% самодеятельного населения) и наличии глобальных сетей коммуникации, обеспечивающих легкий доступ к хранилищам информации в информационной среде. Позже определение было несколько уточнено, и можно использовать в качестве рабочего следующее: информационным является общество, в котором нормативной становится оптимизация локальных актов деятельности через обращение к глобальным информационным процессам. Такое определение предполагает, что даже люди, которые не пользуются сами Интернетом и т.п., связаны с информационными сетями: через компьтерную сеть им начисляется зарплата, магазины заказывают товары, организована работа городского и междугороднего транспорта, и т.п.

Информационное общество – это высшая стадия развития техногенной цивилизации. Для характеристики его места в истории вернемся к общим представлениям о развитии культуры.

С т.з. современной социальной философии существуют два основных типа социального развития: проектная культура, в которой стержнем общественного развития является развитие техники, и традиционная культура, в которой техника не является универсальным основанием социальной жизни, а выступает лишь одной из ее сторон. Соответственно есть – в истории и современном мире - конкретные сообщества, страны, которые развиваются по первому типу, и развивающиеся по второму. Ориентация на традиционную культуру дает традиционное общество, на проектную – техногенную цивилизацию.

Традиционное общество – это совокупность сообществ, ориентированных на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм общественной организации и ценностных ориентаций, их характеризуют медленный темп социальных изменений, высокая роль религии и общинных норм, авторитарные формы управления, почтение к предкам, к старшим, к старости.

Техногенная цивилизация – это совокупность обществ, ориентированных на технический прогресс и социальные изменения на его основе; для них характерны высокий темп изменений во всех сферах жизни, приоритет инноваций, высокая степень автономии личности.

Техногенная цивилизация сформировалась в Европе в эпоху Возрождения и расширялась путем экспансии, т.е. освоения новых территорий (Америка, Австралия) и преобразования бывших традиционных сообществ. Процесс и период массового перехода от традиционного общества к техногенной цивилизации называется модернизацией.

В основе мировоззрения техногенной цивилизации лежит технократизм – убеждение в том, что

а) развитие техники представляет собой безусловно прогрессивный процесс;

б) технический прогресс является необходимым и достаточным условием общесоциального прогресса. Любые общественные проблемы можно решить путем технического роста;

в) обществом следует управлять с помощью технологических приемов, т.е. управление должно основываться не на харизматическом лидерстве, а на стандартных механизмах власти. Соответственно руководящая роль в обществе должна принадлежать профессионалам, специалистам высшей квалификации.

Термин «технократизм» ввел и теоретически обосновал французский социолог Веблен в книге «Инженеры и система цен» (1921). Он писал о необходимости  для инженерного сообщества объединиться, осознать себя как социальную силу, выработать свою этику, осознать свою ответственность.

Во второй половине ХХ в. обозначилась альтернативная технократизму позиция – идея пределов роста техногенной цивилизации. Причины:

1) экологические проблемы и связанное с ними осознание того, что рост народонаселения и промышленного производства, уровень загрязнения окружающей среды, потребление продовольствия и истощение природных ресурсов – факторы, которые определяют естественные пределы развития техногенной цивилизации. Неограниченное развитие техники, потребительское отношение к природе ведут к тупику развития и перспективе самоуничтожения человечества; необходимо регулирование и разумное самоограничение.

2) Второе направление критики технократизма связано с опытом социального реформирования. Технократизм в самом широком смысле – это взгляд на общество как машину, которую можно время от времени перенастраивать, регулировать, вносить конструктивные изменения в ее работу, причем определенные воздействия должны давать строго определенный, предусмотренный результат. На российской почве история сформировала негативное отношение к такому стилю радикального социального реформирования.

3) В более широком теоретическом плане критика технократизма поддержана сомнениями в прогрессе как таковом, критикой провиденциализма как веры в прогресс. По мнению представителей персоналистской концепции истории (Н.А.Бердяев, К.Ясперс, Ж.Маритен, К.Поппер, Ж.-П.Сартр и др.), вера в прогресс теоретически неправильна, т.к. в развитии общества возрастают не только позитивные его свойства, но и негативные: ХХ в. – век самых опустошительных в истории войн, геноцида, тоталитарных режимов, терроризма. Кроме того, концепция прогресса предполагает однолинейное развитие, а в реальной истории могут быть альтернативы, т.е. различные варианты развития событий.

В этом контексте актуализируются философские концепции, которые не рассматривали технику как безусловно положительное явление, видели и ее противоречия.

Наиболее очевидны два направления критики техники:

  1.  практическое: техника ненадежна, может выйти из-под контроля, возрастает опасность техногенных катастроф и т.д.
  2.  нравственное: с помошью техники человек выходит за пределы своих естественных возможностей, оказывается в положении «ученика чародея», который получил в свое распоряжение колоссальные силы, но не всегда может их контролировать.

В философских концепциях антитехницистской ориентации можно выделить еще ряд идей. Больше всего в них рассматривается трансформация мышления, мировоззрения человека, которое происходит в технической среде.

Н. А. Бердяев. «Человек и машина». Техника рациональна и формирует стереотип рационального отношения к миру. Но рациональное – это не эмоциональное, не духовное, т.е. это отношение к миру техникой не поддерживается. С ростом техносферы человек попадает из органического мира в механический и теряет себя как живое и духовное существо.

Х. Оргета-и-Гассет. «Рассуждение о технике». Техника возникла из фантазии, из способности человека воображать и желать то, чего нет. Но совершенствование техники привело к постепенному насыщению и отмиранию этой способности. В прошлом люди осознавали, что есть вещи, которые они не в состоянии сделать или получить; теперь на всякое желание есть готовый предмет. Техника со своим предложением идет впереди желания, человек становится неспособным мечтать, т.е. опять утрачивает одно из своих базовых качеств.

М. Хайдеггер. «Вопрос о технике». Техническое отношение к миру – это «постав», т.е. установление собственной формы явления, события («поставить на своем»), как альтернатива принятию того, что дано. Это действие с т.з. этики: человек привыкает устанавливать свое (своеобразный эгоизм); с т.з. познания: техника затемняет истинную природу вещей, мы не успеваем ее увидеть, мы заменяем ее своей природой.

Техника рассматривается как «вызов» или «провокация»: она поощряет человека к манипулированию реальностью, подобно тому, как, не запирая дом или машину, мы провоцируем вора.

Льюис Мэмфорд. «Техника и цивилизация» (1930), «Миф о машине» (1969 – 1970). Он делит технику на типы: политехника и монотехника. Политехника – это техника, которая не подчиняет себе человека, которая ориентирована не на одну функцию, а на использование человеком разными способами в своих целях. Таковы были первые орудия труда. «Примитивная техника была жизнеориентирована, а не узко трудоориентирована». Монотехника – такая, где надо выполнять только определенные операции (нажимать кнопки), она требует специализации. Период перехода к монотехнике сформировал общественную организацию, которую Мэмфорд называет «мегамашиной»: эффективная работа целого за счет утраты самостоятельности и самодостаточности частей. Это фабрика, конвейер. В широком смысле мегамашина – это, например, армия, где у каждого строго определенные рамки, т.е. этот принцип распространяется, деформируя отношения и личность.

Г. Маркузе. «Одномерный человек». Похожая идея: техника формирует одностороннего человека с узким кругом функций.

Жан Бодрийар: техника деформирует реальность. Речь в п.о. о СМИ:  то или иное событие «существует», «состоялось» в сознании общества, если оно стало телевизионным событием. Некоторые события общество может просто не заметить или проигнорировать, если они не продублированы телевидением. Он ввел понятие «гиперреальность» – данная в СМИ. Так, война в Персидском заливе в 1991 году – это война, «посаженная» на дисплеи компьютеров и экраны видеопроекторов.

Таким образом, можно составить обобщенный свод проблем личности в информационном обществе.

1.  Проблемы общения. С одной стороны, благодаря Интернету мир превратился в «мировую деревню»: (термин ввел в 70-е гг. Маклюэн): все доступно, все знакомы. С другой стороны, в этом общении раскрываются не все стороны человека, более того – он может совсем не раскрываться, а выступать под маской.

2. Проблема взаимодействия с реальностью. Естественная реальность как среда обитания человека все больше замещается искусственно созданной. Человек там чувствует себя увереннее, может ее менять «под себя». Тогда столкновение с «настоящей» реальностью может оказаться проблематичным.

3. Проблема самоопределения. СМИ демонстрируют нам реальность сразу с готовым ракурсом ее осмысления, политические и пропагандистские технологии необыкновенно сильны. Для выработки собственной позиции человек должен всему этому до некоторой степени противостоять, а это сложно.

4. Проблема творчества. Широчайший доступ к информации, технические возможности досуга во многом разгружают человека от активной деятельности, переориентируют его на потребление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45121. Law profession in Great Britain 23 KB
  For instnce the solicitors dels with petty crimes nd some mtrimonil mtters in mgistrtes’ courts. He my represent his client in the court when the cse is one of divorce or recovering with other mtters. Brristers re expects in the interprettion of the lw nd dvoccy – the rt of the presenting cses in court. They dvice on relly difficult points nd conduct legl proceedings in the higher courts.
45122. What are your food tastes and preferences? Do you eat nutritionally sound food? 15.46 KB
  Eаting blnced diet mens choosing wide vriety of foods nd drinks from ll food groups. The key to helthy blnced diet is not to bn or omit ny foods or food groups but to blnce wht you et by consuming vriety of foods from ech food group in the right proportions for good helth. For some people is food is source of plesure for others – source of energy.
45123. My profession 23 KB
  Graduates from different law school can work at the Bar, in the organs of the Prosecutor’s Office, in different court, in notary office, in legal advice offices, in organs of militia, as well as in different firms, etc
45124. Innovations in our life 13.74 KB
  A lot of scientists have made some very surprising predictions about the future. They say that in the next fifty years the way we live will change beyond our wildest dreams. Here are some of their predictions which have already come true. In 1932, an English, Aldous Huxley wrote that you will go to the feelies, where we not only will see pictures, but also feel and smell them
45125. Which predictions about the future most worry you and surprise you? 14.65 KB
  They sy tht in the next fifty yers the wy we live will chnge beyond our wildest drems. So scientists believe tht if we cn tlk to nimls we won’t to et them. I worry tht lborsving devices nd the resulting sedentry lifestyle could well led to n epidemic in obesity. growth in online shopping nd homeworking my men tht our city centres become deserted wstelnds.
45126. Would you say that you are computer-literate? What do you use the computer for? 14.8 KB
  I need computer so much becuse my work stnds in close reltion to computer. I work s trnsltor with my sister nd her husbnd. I trnslte correct shpe texts little rticles or documents with the help of online dictionries for exmple BBY Lingvo online or other becuse my work to expect from the stff or specil knowledge which I hven’t. When I hve problems with my work I cll my sister with the help of the Skype.
45127. Explain to someone who doesn’t know how to work on a computer how to write a document for a university? 14.53 KB
  Soon you’ll see menu or icons on the monitor screen. If you hve printer you cn print the informtion displyed on the screen. CDROMs cn be used to produce imges on the computer screen. The user cn move round the progrmme by clicking on different prts of the screen with mouse.
45128. What do you do on the Net? What are your favorite websites? 15.06 KB
  I cfn spend lot of free time surfing the Internet nd get ll sorts of informtion from it. You cn enter the cht the Internet nd get ll sorts of informtion from it. I cn enter the cht room with other Internet users nd debte urgent problems on line.
45129. The Internet 13.99 KB
  The Internet is sves time nd money. The Internet hs both dvntges nd disdvntges. However using the Internet in the best wy is problem which depends on the ttitude of ech people I think tht in our society nowdys so mny people tke dvntge of the Internet even to do bd things.