11012

Социальная роль техники

Реферат

Логика и философия

Социальная роль техники. Техника как основа социального прогресса. Информационное общество. Понятие техногенной цивилизации. Антитехницизм и его основания. Рассмотрены различные периодизации истории техники. Каждая новая стадия в развитии техники в

Русский

2013-04-03

47 KB

26 чел.

Социальная роль техники.

  1.  Техника как основа социального прогресса. Информационное общество.
  2.  Понятие техногенной цивилизации.
  3.  Антитехницизм и его основания.

Рассмотрены различные периодизации истории техники. Каждая новая стадия в развитии техники влекла за собой и социальные изменения – способов труда. производственных отношений, образа жизни в целом.

В частности, социальными следствиями перехода от инструментальной к машинной стадии являются:

  •  урбанизация и рост городской культуры;
  •  миграции и формирование маргинальных слоев общества;
  •  возможность женского производительного труда наряду с мужским и новые взаимоотношения в семье;
  •  безработица как социальное явление.

Социальными следствиями перехода от машинной к автоматической стадии являются:

  •  новые требования к подготовке специалистов, в частности, переход от концепции конечного образования к концепции непрерывного образования;
  •  постоянное обновление рынка труда, возможность и необходимость смены человеком сфер профессиональной деятельности;
  •  возникновение принципиально новых форм социальных коммуникаций;
  •  изменение занятости, возможность работы вне производственных структур.

Т.о., технический прогресс меняет не только систему производства, но и всю социальную систему, общественную жизнь.

Осознание этого в СФ середины ХХ в. создало систему взглядов, обозначаемую как технологический детерминизм (классики - Д.Белл, З.Бжезинский, У.Ростоу, Д.Гэлбрейт).  Ключевая идея: со стадиями в развитии техники связываются этапы развития общества. С переходом от инструментальной техники к машинной и от машинной техники к автоматической следуют соответственно доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии в развитии общества. На первой стадии основной сферой общественного производства является сельское хозяйство, на 2 – промышленность, на 3 увеличивается значение сферы услуг и индустрии развлечений. Производство на первой стадии определяется как трудоемкое, на 2 – капиталоемкое и на 3 – наукоемкое, а основной производственный ресурс составляют соответственно сырье, энергия и информация.

Оценка сущности последней стадии в социальной философии ХХ в. претерпела эволюцию. Первоначально она характеризовалась как «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «технотронное общество» (З. Бжезинский). В 80-х гг. ХХ в. стало понятно, что самым главным ее содержанием является развитие ИВТ, и появился новый термин – «информационное общество». Дж.Несбитт в книге 1982 г. «Мегатенденции: десять новых направлений, преобразующих ваши жизни» пишет» «Мы всегда применяем частицы «пост» и «нео» к каким-либо эрам и движениям, когда не знаем, как назвать их. Теперь ясно, что постиндустриальное общество – это информационное общество». Одновременно с ним этот термин ввели японец И. Масуда, в статье «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1983) и автор теории «третьей волны» О. Тоффлер.

Первоначально при объяснении термина «информационное общество» делали акцент на росте количества работающих в сфере получения информации и информационных услуг (более 50% самодеятельного населения) и наличии глобальных сетей коммуникации, обеспечивающих легкий доступ к хранилищам информации в информационной среде. Позже определение было несколько уточнено, и можно использовать в качестве рабочего следующее: информационным является общество, в котором нормативной становится оптимизация локальных актов деятельности через обращение к глобальным информационным процессам. Такое определение предполагает, что даже люди, которые не пользуются сами Интернетом и т.п., связаны с информационными сетями: через компьтерную сеть им начисляется зарплата, магазины заказывают товары, организована работа городского и междугороднего транспорта, и т.п.

Информационное общество – это высшая стадия развития техногенной цивилизации. Для характеристики его места в истории вернемся к общим представлениям о развитии культуры.

С т.з. современной социальной философии существуют два основных типа социального развития: проектная культура, в которой стержнем общественного развития является развитие техники, и традиционная культура, в которой техника не является универсальным основанием социальной жизни, а выступает лишь одной из ее сторон. Соответственно есть – в истории и современном мире - конкретные сообщества, страны, которые развиваются по первому типу, и развивающиеся по второму. Ориентация на традиционную культуру дает традиционное общество, на проектную – техногенную цивилизацию.

Традиционное общество – это совокупность сообществ, ориентированных на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм общественной организации и ценностных ориентаций, их характеризуют медленный темп социальных изменений, высокая роль религии и общинных норм, авторитарные формы управления, почтение к предкам, к старшим, к старости.

Техногенная цивилизация – это совокупность обществ, ориентированных на технический прогресс и социальные изменения на его основе; для них характерны высокий темп изменений во всех сферах жизни, приоритет инноваций, высокая степень автономии личности.

Техногенная цивилизация сформировалась в Европе в эпоху Возрождения и расширялась путем экспансии, т.е. освоения новых территорий (Америка, Австралия) и преобразования бывших традиционных сообществ. Процесс и период массового перехода от традиционного общества к техногенной цивилизации называется модернизацией.

В основе мировоззрения техногенной цивилизации лежит технократизм – убеждение в том, что

а) развитие техники представляет собой безусловно прогрессивный процесс;

б) технический прогресс является необходимым и достаточным условием общесоциального прогресса. Любые общественные проблемы можно решить путем технического роста;

в) обществом следует управлять с помощью технологических приемов, т.е. управление должно основываться не на харизматическом лидерстве, а на стандартных механизмах власти. Соответственно руководящая роль в обществе должна принадлежать профессионалам, специалистам высшей квалификации.

Термин «технократизм» ввел и теоретически обосновал французский социолог Веблен в книге «Инженеры и система цен» (1921). Он писал о необходимости  для инженерного сообщества объединиться, осознать себя как социальную силу, выработать свою этику, осознать свою ответственность.

Во второй половине ХХ в. обозначилась альтернативная технократизму позиция – идея пределов роста техногенной цивилизации. Причины:

1) экологические проблемы и связанное с ними осознание того, что рост народонаселения и промышленного производства, уровень загрязнения окружающей среды, потребление продовольствия и истощение природных ресурсов – факторы, которые определяют естественные пределы развития техногенной цивилизации. Неограниченное развитие техники, потребительское отношение к природе ведут к тупику развития и перспективе самоуничтожения человечества; необходимо регулирование и разумное самоограничение.

2) Второе направление критики технократизма связано с опытом социального реформирования. Технократизм в самом широком смысле – это взгляд на общество как машину, которую можно время от времени перенастраивать, регулировать, вносить конструктивные изменения в ее работу, причем определенные воздействия должны давать строго определенный, предусмотренный результат. На российской почве история сформировала негативное отношение к такому стилю радикального социального реформирования.

3) В более широком теоретическом плане критика технократизма поддержана сомнениями в прогрессе как таковом, критикой провиденциализма как веры в прогресс. По мнению представителей персоналистской концепции истории (Н.А.Бердяев, К.Ясперс, Ж.Маритен, К.Поппер, Ж.-П.Сартр и др.), вера в прогресс теоретически неправильна, т.к. в развитии общества возрастают не только позитивные его свойства, но и негативные: ХХ в. – век самых опустошительных в истории войн, геноцида, тоталитарных режимов, терроризма. Кроме того, концепция прогресса предполагает однолинейное развитие, а в реальной истории могут быть альтернативы, т.е. различные варианты развития событий.

В этом контексте актуализируются философские концепции, которые не рассматривали технику как безусловно положительное явление, видели и ее противоречия.

Наиболее очевидны два направления критики техники:

  1.  практическое: техника ненадежна, может выйти из-под контроля, возрастает опасность техногенных катастроф и т.д.
  2.  нравственное: с помошью техники человек выходит за пределы своих естественных возможностей, оказывается в положении «ученика чародея», который получил в свое распоряжение колоссальные силы, но не всегда может их контролировать.

В философских концепциях антитехницистской ориентации можно выделить еще ряд идей. Больше всего в них рассматривается трансформация мышления, мировоззрения человека, которое происходит в технической среде.

Н. А. Бердяев. «Человек и машина». Техника рациональна и формирует стереотип рационального отношения к миру. Но рациональное – это не эмоциональное, не духовное, т.е. это отношение к миру техникой не поддерживается. С ростом техносферы человек попадает из органического мира в механический и теряет себя как живое и духовное существо.

Х. Оргета-и-Гассет. «Рассуждение о технике». Техника возникла из фантазии, из способности человека воображать и желать то, чего нет. Но совершенствование техники привело к постепенному насыщению и отмиранию этой способности. В прошлом люди осознавали, что есть вещи, которые они не в состоянии сделать или получить; теперь на всякое желание есть готовый предмет. Техника со своим предложением идет впереди желания, человек становится неспособным мечтать, т.е. опять утрачивает одно из своих базовых качеств.

М. Хайдеггер. «Вопрос о технике». Техническое отношение к миру – это «постав», т.е. установление собственной формы явления, события («поставить на своем»), как альтернатива принятию того, что дано. Это действие с т.з. этики: человек привыкает устанавливать свое (своеобразный эгоизм); с т.з. познания: техника затемняет истинную природу вещей, мы не успеваем ее увидеть, мы заменяем ее своей природой.

Техника рассматривается как «вызов» или «провокация»: она поощряет человека к манипулированию реальностью, подобно тому, как, не запирая дом или машину, мы провоцируем вора.

Льюис Мэмфорд. «Техника и цивилизация» (1930), «Миф о машине» (1969 – 1970). Он делит технику на типы: политехника и монотехника. Политехника – это техника, которая не подчиняет себе человека, которая ориентирована не на одну функцию, а на использование человеком разными способами в своих целях. Таковы были первые орудия труда. «Примитивная техника была жизнеориентирована, а не узко трудоориентирована». Монотехника – такая, где надо выполнять только определенные операции (нажимать кнопки), она требует специализации. Период перехода к монотехнике сформировал общественную организацию, которую Мэмфорд называет «мегамашиной»: эффективная работа целого за счет утраты самостоятельности и самодостаточности частей. Это фабрика, конвейер. В широком смысле мегамашина – это, например, армия, где у каждого строго определенные рамки, т.е. этот принцип распространяется, деформируя отношения и личность.

Г. Маркузе. «Одномерный человек». Похожая идея: техника формирует одностороннего человека с узким кругом функций.

Жан Бодрийар: техника деформирует реальность. Речь в п.о. о СМИ:  то или иное событие «существует», «состоялось» в сознании общества, если оно стало телевизионным событием. Некоторые события общество может просто не заметить или проигнорировать, если они не продублированы телевидением. Он ввел понятие «гиперреальность» – данная в СМИ. Так, война в Персидском заливе в 1991 году – это война, «посаженная» на дисплеи компьютеров и экраны видеопроекторов.

Таким образом, можно составить обобщенный свод проблем личности в информационном обществе.

1.  Проблемы общения. С одной стороны, благодаря Интернету мир превратился в «мировую деревню»: (термин ввел в 70-е гг. Маклюэн): все доступно, все знакомы. С другой стороны, в этом общении раскрываются не все стороны человека, более того – он может совсем не раскрываться, а выступать под маской.

2. Проблема взаимодействия с реальностью. Естественная реальность как среда обитания человека все больше замещается искусственно созданной. Человек там чувствует себя увереннее, может ее менять «под себя». Тогда столкновение с «настоящей» реальностью может оказаться проблематичным.

3. Проблема самоопределения. СМИ демонстрируют нам реальность сразу с готовым ракурсом ее осмысления, политические и пропагандистские технологии необыкновенно сильны. Для выработки собственной позиции человек должен всему этому до некоторой степени противостоять, а это сложно.

4. Проблема творчества. Широчайший доступ к информации, технические возможности досуга во многом разгружают человека от активной деятельности, переориентируют его на потребление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78938. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки 25 KB
  Основные функции современного соц. сциентизма: социолог не определяет цели и их проблемы исследования, это результат руководства общества; так называемые руководители общества получают от социологов данные, рекомендации и прочие «орудия» технологического плана, которые они могут применять или нет в каждом нужном направлении; для выработки своих рекомендаций социологи должны полностью отказаться от фил. взглядов на общество.
78939. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития 25.5 KB
  Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества в котором господствует свобода равенство и братство. Традиционные цивилизации. Техногенные цивилизации. Особенности техногенной цивилизации: Ориентация на совершенствование техники производства.
78940. Соотношение науки, философии, искусства, обыденного познения 36 KB
  Соотношение науки философии искусства обыденного познения. Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности это проблема демаркации т. 5 Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде заветов примет наставлений ритуалов и пр.
78941. Стратегии порождения научных знаний 29 KB
  Иными словами элементы предпосылки ростки будущей науки формировались в недрах другой духовной системы но они еще не выделялись из них как автономное самостоятельное целое. Действительно предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе в виде отдельных элементов зачатков астрономии этики логики математики и др. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия механика физика химия и другие...
78942. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки 31.5 KB
  Так в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы в зависимости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозномистической форме и только жрецы могли читать священные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Особенности греческого мышления которое было рациональным теоретическим что в данном случае равносильно созерцательному наложили отпечаток на формирование...
78943. Развитие форм научного мышления в средние века 41 KB
  Но в это время существуют уже области знаний которые подготавливали возможность рождения науки. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки Эпоху Средневековья относят к началу II в. Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры науки и религии. К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев тенденцию к систематизации и классификации знаний.
78944. Формирование эмпирического метода исследования 26.5 KB
  Некоторый фрагмент действительности объективные события результаты относящиеся либо к объективной реальности факты действительности либо к сфере сознания и познания факты сознания. В научном познании факты играют двоякую роль: вопервых совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; вовторых факты имеют решающее значение в подтверждении теорий если они соответствуют совокупности фактов или их опровержении если тут нет соответствия. При этом недопустимо выхватывать отдельные...
78945. Формирование рационал. метода исследования 30.5 KB
  Мышление осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций понятий категорий и др. Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе которая может быть естественной или искусственной язык математики формальной логики химические формулы и т. Что такое мышление и каковы его основные...
78946. Общие проблемы структуры научного знания 26 KB
  С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве: а Субъект науки ключевой ее элемент: отдельный исследователь научное сообщество научный коллектив и т. в Система методов и приемов характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук. По предмету и методам познания выделяют науки о природе естествознание об обществе ...