11015

Этика науки и техники

Реферат

Логика и философия

Этика науки и техники. Этика науки и техники как этика ответственности. Внутренняя и внешняя этика науки и техники. Проблема этической размерности научной деятельности и технического творчества обозначилась в ХХ в.: достаточно долго этические проблемы на...

Русский

2013-04-03

51 KB

62 чел.

Этика науки и техники.

  1.  Этика науки и техники как этика ответственности.
  2.  Внутренняя и внешняя этика науки и техники.

Проблема этической размерности научной деятельности и технического творчества обозначилась в ХХ в.: достаточно долго этические проблемы науки и техники специально не рассматривались. Сформировавшаяся в эпоху Просвещения идеология гласила: «Знание – сила», невежество и суеверие - основной источник всех социальных зол, научно-технический прогресс открывает человечеству дорогу к «царству разума». Т.е. в первые века развития техногенной цивилизации НТП имел однозначно позитивную оценку.

В.Гейзенберг, комментируя эту позицию, писал: «Мы по опыту знаем, что достигнутое наукой может в одинаковой мере привести к добру и ко злу. И все-таки мы все как один были убеждены - а наши рациональные предшественники в Х1Х в. были в этом уверены - что с приумножением знания господствующим станет добро, а зло мы заставим отступить» [Шаги за горизонт, c.28-29]. Гейзенберг считал, что эта вера рассеялась, когда взорвалась первая атомная бомба. Проблема ценностной размерности НТП приобрела принципиально иной вид в связи с превращением науки и техники в силу, способную принципиально изменить всю жизнь человечества – и даже положить ей предел. Итак, в середине ХХ в. человечество столкнулось с необходимостью этического регулирования развития науки и техники.

Этика науки и техники строится на философском принципе ответственности. Этика ответственности основывается на том, что человек может выбирать любые формы самоосуществления, но при этом должен исходить в выборе этих форм из оценки последствий своих действий для будущего. Конституирование этики ответственности как новой этики связывается с работой Г.Йонаса «Принцип ответственности» (1979 г.), где он говорит о ней как «этике техногенной цивилизации».

Г. Йонас считает ключевыми проблемами, требующими этического регулирования науки и техники, атомную энергетику, загрязнение окружающей среды и биомедицинские технологии, связанные с возможностями перекраивания природы человека. С т.з. этики ответственности человек должен взвешивать последствия своих решений и исправлять результаты прошлых непродуманных действий. Применительно к технологиям, по выражению Йонаса, необходима «эвристика страха»: до начала осуществления технического проекта необходимо рассмотреть худшие сценарии его развития.

Общий подход к построению этики науки и техники как этики ответственности базируется на следующих принципах:

  •  существует моральная ответственность ученого, проектировщика, эксплуатационника, которая отлична от правовой;
  •  ответственность предполагает оценку не только намерений и действий, но и их последствий и результатов;
  •  ответственность м.б. направлена не только на ближайшие, но и на отдаленные действия и социальные группы (следующие поколения, развитие направления исследований и т.п.).

С т.з. адресата этика науки и техники подразделяется на внешнюю – по отношению к обществу в целом и внутреннюю по отношению к коллегам, в рамках совместного труда. Традиционная инженерная этика предполагала в п.о. ответственность перед работодателем, за качество своей работы, но дискуссии расширили эту ответственность в обоих обозначенных направлениях.

Внешняя этика базируется на оценке социальных последствий научно-технической деятельности. Она предполагает для ученого, инженера (причем занятого и разработкой, и эксплуатацией) следующие обязанности:

  •  принимать во внимание не только теоретическое значение, но и возможные социальные последствия своей деятельности и цену ошибок;
  •  стать достаточно компетентным для оценки таких последствий (видеть горизонты, не быть социально наивным);
  •  осуществлять на основе своей профессиональной подготовки предвидение возможных нежелательных технических и экологических эффектов;
  •  оповещать общественность о возможных последствиях проводимых исследований, о том, как можно избежать негативных последствий или их минимизировать, выбирая для этого адекватные формы обращения;
  •  обеспечить достаточно полную информацию для властных структур, позволяющую обеспечить компетентность управленческих решений.

В ХХ в. наметились следующие организационные формы реализации в деятельности ученых этики ответственности:

  1.  Разработка специальных условий для отдельных видов и сфер исследовательской деятельности, принятие профессиональными сообществами соответствующих кодексов. Пока наиболее разработан такой свод этических правил для биомедицинских технологий. Наиболее востребованной в настоящее время является «компьютерная этика», ключевые требования которой – защита частной жизни, интеллектуальной собственности и регламентация доступа к специальным информационным ресурсам. Междисциплинарный характер носит экологическая этика, базовые принципы которой – требование поддержания стабильности природной среды, недопущение ее нарушения; защита прав животных и растений (ограничение экспериментального использования, некоторых видов сельскохозяйственного производства); концепция «органического земледелия»; «космическая этика» как распространение требований охраны окружающей среды на околоземное пространство.

2. Свертывание или замораживание по инициативе ученых, разработчиков некоторых направлений исследований до улучшения средств контроля. Например, в генной инженерии, которая в конце 60-х развивалась без ограничений, были осознаны потенциальные опасности, по инициативе профессора Берга был создан комите по их изучению, в журналах  «Science» и  «Nature» было опубликовано обращение к ученым мира. В результате исследования были приостановлены и возобновились после разработки рекомендаций по предосторожностям.

3. Деятельность в рамках институтов гражданского общества - возникающих по инициативе ученых, инженеров общественных движений за рациональное использование достижений научно-технического прогресса (Всемирная федерация научных работников, Пагуошское движение,  Движение за альтернативную технологию и др.). Организации, осуществляя компетентные оценки возможных результатов развития направлений науки и технологии, принимая соответствующие документы (обращения к своим членам, к правительству, к общественности), влияют на формирование общественного мнения.

Может быть поставлен вопрос, насколько эти формы применимы не к ученому, работающему в лаборатории, а к инженеру, работающему в прикладной сфере и в более жесткой организационной структуре. Но сейчас считается признанным, что инженер также имеет моральное право поднимать вопрос о возможных последствиях направления исследований, апеллировать к общественности, даже отказываться от участия в проектах по этическим соображениям. Ф. Коллинз, «Специальная ответственность инженеров»: «В отличие от ученых, которые всегда имеют возможность избежать ответственности, ссылаясь на то, что конечные результаты их фундаментальных исследований не являются легко предсказуемыми, цели инженерии обычно хорошо видны»1.

Развитие внутренней этики науки и техники необходимо, как нормативное регулирование любой профессиональной деятельности. Оно актуализировано превращением науки и техники в массовые профессии и кризисом традиционных механизмов обеспечения качества интеллектуальной продукции: если в классической науке любой значимый эксперимент обязательно воспроизводился многими исследователями, то в современной науке эта практика стала нереальной. В результате возник всплеск патологических форм исследовательской деятельности. Среди форм проявления научной недобросовестности – исключение из рассмотрения данных, противоречащих исследовательской гипотезе, фальсификация данных, плагиат, особенно из малоизвестных журналов, присвоение соавторства, злоупотребление служебным положением, нарушение правил экспериментальной работы с людьми и животными, нарушение финансовых правил и норм публикации (например, тиражирование под разными названиями), попустительство неэтичным поступкам коллег.

Обнаружение этих явлений привело к возникновению термина «теневая наука» (по аналогии с «теневой экономикой») — «деятельность представителей научных сообществ, микросоциумов (входящих в них по формальным либо содержательным признакам), которая строится на нарушении, деформации принятых в обществе и поддерживаемых обществом в качестве своего рода идеалов, ценностей и норм — правовых, этических и т.д., которые регулируют научную жизнь»2.

Достаточно спорным является вопрос о степени распространенности явлений «теневой науки». Ряд авторов считает, что это редкие исключения; в целом механизм поддержания качества научных исследований работает исправно. А. Кон пишет: в важных вопросах фальсификация всегда будет обнаружена, а в частных моментах она не может причинить особого вреда.

Другая позиция значительно более пессимистична: она связана с убеждением, что обнаруженные нарушения — лишь верхушка айсберга, который в перспективе будет расти из-за коллективизации науки и размывания ответственности. Многими разделяется мнение, что преднамеренное мошенничество в науке встречается сравнительно редко, но мелкие и тонкие отклонения от норм научного исследования повсеместно распространены.

В результате оказалась востребованной также явная формулировка внутренних этических правил науки.

Первой и наиболее популярной до сих пор концепцией такого рода стал предложенный американским социологом Робертом Мертоном «нормативный этос науки» («кодекс Мертона»). (Социология науки, 1973 г.). Согласно ему, в основе Н-деятельности лежат четыре императива: универсальность знания – оно должно оцениваться как объективное, не зависящее от личных качеств исследователя, его национальной принадлежности и т.п.; обобществление (коммунальность) – барьеры на пути распространения информации противоречат духу науки; незаинтересованность – ученый ориентирован на истину, а личный успех, престиж, статус, материальное вознаграждение для него второстепенны, он готов поступиться своим мнением, если оно противоречит научной аргументации; организованный скептицизм – критичность и самокритичность мышления, уважение к авторитетам без преклонения перед ними.

Кодекс Мертона критиковали за абстрактный характер, за несоответствие реалиям эпохи (например, идее интеллектуальной собственности), но ведь этика не обязана быть дескриптивной, она задает идеал, выражающий генеральные направленность и принцип научного исследования. И в этом отношении кодекс Мертона сохраняет свое значение.

Но сформулировать кодекс – лишь половина дела. Какие средства существуют в научно-исследовательской деятельности для обеспечения его выполнения? Позиции, существующие на этот счет в литературе, можно обозначить как этическую, нормативную и социологическую. Представители этической позиции в качестве способов решения проблемы предлагают акцент на воспитание молодых ученых, в том числе посредством соответствующих учебных курсов, перестройка образования (в т.ч. изучение истории и философии науки), повышение моральной роли института наставничества и общее оздоровление морального климата в обществе.

Нормативный подход акцентирует внимание на отсутствии эффективной системы контроля за качеством научных результатов. Воздействие на ситуацию предполагается через повышение ответственности редакторов и рецензентов за качество публикуемых материалов и развитие независимых комитетов, куда можно было бы обращаться с подозрениями по поводу фальсификаций и которые обладали бы правом экспертной проверки в любом сомнительном случае.

Социологический подход ставит во главу угла внешние по отношению к исследовательской деятельности факторы и ценности, воздействующие на науку (поощрение оригинальности и первенства, зависимость административной карьеры от научных званий, конкурентный характер современной науки, распространенность внешних способов оценки научной деятельности, таких как количество публикаций и ссылок). Соответственно основную роль в решении проблем научной этики должна сыграть самоорганизация научных сообществ и деятельность органов государственного регулирования.

Ни один из этих подходов не создает уверенности в достижимости решения проблемы. Этический подход не может быть жестким, как всякая этическая регуляция. Сторонники социологического подхода отмечают, что ученые не склонны ему следовать, так как опасаются появления форм организации научной деятельности, существенно отличающихся от привычных, и сомневаются в применимости идеально сконструированных форм к современной реальности. Действенность и статус процедур нормативного контроля вызывает вопросы — насколько возможно, скажем, для редактора научного журнала выявить по содержанию статьи допущенные при ее подготовке нарушения,  если речь не идет о плагиате или прямом подлоге?

Вывод: Утрата эффективности традиционных механизмов обеспечения нормативности науки лежит в русле более общего процесса утраты наукой традиционных форм включенности в социальную реальность. Наука как деятельность еще не обрела адекватных форм институционализации в современном обществе, а функционирование ее в заимствованных у производства формах ведет к возникновению ряда противоречий. В результате возникает целый спектр проблем создания нормативов ее функционирования, адекватных сущности науки, духу научного поиска и в то же время соответствующих социокультурным реалиям эпохи. Такими проблемами, настоятельно требующими решения, является не только создание механизмов контроля за соблюдением нормативов научной деятельности, но и оптимизация способов признания, построения научной иерархии, и развитие отношений собственности в науке (принцип, прямо противоречащий мертоновской «коммунальности», но необходимый в современных условиях), и организация взаимодействия в научном коллективе, в том числе в отношении к полученным результатам.

1 Митчем К. Что такое философия техники? М., 1994. С. 107.

2 Бажанов В.А. Наука как самопознающая система.   Казань, 1991. С.153.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34515. Философско-эстетические взгляды А. Мердок. Конфликт искусства и жизни в романах писательницы 15.66 KB
  Конфликт искусства и жизни в романах писательницы Ее философскопсихол. Чаще всего ее романы связаны с событиями частной семейной жизни. По ее мнению роман должен повествовать о сложной нравственности жизни человека о загадочности человеческого индивидуальности о том что человек – это необыкновенная ценность она выступила против романа – мифа романапритчи и связала роман с философией. В романе 70х : Человек случайности Черный принц Священная и земная любовь на первый план выдвигается философская проблема случайности в жизни...
34516. Игра в сюжетном развитии и повествовательной организации произведений Д. Фаулза 19.88 KB
  До конца 1960х вышли в свет два романа писателя – Волхв и роман Женщина французского лейтенанта. При этом Фаулз достигает эффекта максимального присутствия предлагая в конце романа читателю сделать выбор вместе с его героем – уподобиться осторожному обывателю или рискнуть обрести свое я в извечном конфликте долга и чувства. деконструирует сам тип викторианского романа. Но задача Фаулза не в том чтобы занять читателя интеллектуальной игрой по разгадке аллюзий а в деконструировании или деконструкции согласно терминологии...
34517. Творчество У. Эко и постмодернизм 18.02 KB
  Эко и постмодернизм. Много сделал Экоученый для осмысления таких явлений как постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм согласно Эко не столько явление имеющее строго фиксированные хронологические рамки а скорее определенное духовное состояние особого рода игра участие в которой возможно и в том случае если участник не воспринимает постмодернистскую иронию интерпретируя предложенный текст сугубо серьезно. По мнению Эко высокая и массовая эстетики в постмодернизме сближаются.
34518. Тема строительства нового общества в литературе ГДР 19.54 KB
  Эти предпосылки были полностью реализованы на территории будущей ГДР. Образование ГДР было закономерным итогом антифашистскодемократического переворота ответом прогрессивных сил немецкого народа на раскол Германии западными державами и западногерманской реакцией. С возникновением ГДР в ней наряду с укреплением антифашистскодемократического порядка начался процесс создания основ социализма.
34519. Духовно-нравственная проблематика и ее художетсвенное воплощение в произведениях писателей ГДР 17.54 KB
  1900; роман Мёртвые остаются молодыми 1949 повесть Человек и его имя 1952 Л. Бределя 190164; романыСыновья 1949 Внуки 1953 Г. Мархвицы 18901965; роман Возвращение Кумяков 1952 в поэзии Э. 1912; роман Чудодей 1957 Б.
34520. Тема неопределенного прошлого в произведениях западногерманских писателей (Г. Белль, Г. Грасс) 22.83 KB
  Грасс Генрих Бёлль 19171985 Входил в Группа 47 объединение писателей не желавш.Тематика: Тема Бунтарства в романе описана в образе причастности к фашистскому движению причастие буйвола большинство окружения Генриха Фемеля прильнули к этим течениям он оставался равнодушным однако еще в юным дал обет не принимать их сторону. А помощница Генриха напротив хотела сбежать от опостылевшей ей правильности и вежливости хозяина. Тема порядка: Фемель был как часы как слаженный механизм он делал все с немецкой дотошностью и...
34521. Мотив клоунады в произведениях писателей ФРГ 17.7 KB
  Широкая известность почти молниеносно распространившаяся за пределами Германии пришла к Грассу с его первым романом Жестяной барабан 1959 и укрепилась после повести Кошкимышки 1961 и романа Собачья жизнь 1963 составивших своеобразный эпический триптих об истории Германии XX в. истории грассовского поколения немцев. Как и Бёлль Грасс отчетливо ощущает роковую преемственность в этой истории неслучайность историческую обусловленность прихода фашистского варварства. И все же творчество Грасса принципиально новый этап в...
34522. Рабочая тема в послевоенной литературе (английский «рабочий» роман, «Группа 61» и творчество М. Грюна) 18.55 KB
  Грюна Значительным явлением в литературной жизни послевоенной Англии стали романы о рабочих. критически освещающих проблемы жизни рабочих. Острокритический роман Светляки и пламя 1963 Два письма Поспишилу 1968 Местами гололед 1973 Жар под золой 1979 о жизни рабочих в ФРГ; политический роман Лавина 1986. В романе фон дер Грюна Местами гололед 1973 критика социального угнетения рабочих на современном капиталистическом предприятии перерастает в критику политического режима.
34523. Пути развития послевоенной американской драматургии 19.82 KB
  Н а убогую окраину огромного города в дом к Стэнли Ковальскому приезжает сестра его жены – Бланш Дюбуа. Бланш осталась в поместье и боролась за его существоавние. Позади – неудачное замужество муж оказался гомосексуалистом покончил с собой узнав что Бланш раскрыла его тайну; потеря честного имени; в отчаянии Бланш приезжает к сестре. Когда она уезжает в родильный дом Стэнли насилует Бланш и Бланш сходит с ума.