1103

Операционные системы UNIX на примере реализации Kubuntu

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Запуск операционной системы Kubuntu Desktop 6 (Portable). Навигация в linux. Создание и модификация пользователей и групп. Установка и удаление программ на примере пакета webmin. Просмотр системной информации. Манипулирование владельцами файлов и директорий.

Русский

2013-01-06

52 KB

23 чел.

Лабораторная работа №5

Операционные системы UNIX на примере реализации Kubuntu.

Предварительные этапы. Запуск операционной системы Kubuntu Desktop 6 (Portable).

  1.  1. Запустите Vmware. Создайте новую машину с оперативной памятью 256 Mb, жестким диском 2 Гб для запуска операционной системы Kubuntu Desktop 6 (Portable). В качестве iso образа установите kubuntu-6.06-desktop-i386.iso .

После запуска в появившемся меню нажмите F2 и выберите язык – Русский. Затем выберите пункт меню Запуск Kubuntu и нажмите Enter. 

Дождитесь запуск операционной системы. 

  1.  На рабочем столе запустите программу Install. Следуя указаниям системы установите на виртуальный жесткий диск.
  2.  Перезапустите операционную систему, выполнив вход введенным при установке пользователем. 

Упражнение 1. Навигация в linux.

Выберите  в меню Terminal и задайте пароль root командой passwd root с паролем qwerty.

Войдите в систему под именем root, используя пароль qwerty или выполняйте команды с использованием sudo_команда.

В окне терминала введите cd / для перехода в корень файловой системы. Команда ls –la выведет содержимое текущей директории.

Введите mkdir /lab1 для создания новой директории.

Аналогичным образом создайте директорию /lab2.

Введите команду cd /lab1 для смены текущей директории. Команда pwd печатает полное имя текущей директории.

Введите команду touch file1 для создания файла в текущей директории.

Введите команду ls –la для детального просмотра текущей директории.

Введите команду cp /lab1/file1 /lab2/file2 для копирования файла из одной папки в другую.

Введите команды ls для проверки того, что файл file1 находиться директории /lab1

Смените текущую директорию на /lab2, использую команду cd.

Просмотрите текущую директорию /lab2, используя команду ls.

Вернитесь в директорию /lab1.

Введите команду mv /lab1/file1 /lab2/

Просмотрите содержимое ваших директорий.

Перейдите в директорию /lab2. Используя команду rm file1, удалите файл file1, для подтверждения удаления введите y.

Аналогичным образом удалите файл file2.

Просмотрите содержимое ваших директорий.

Удалите директории /lab1, /lab2.

Упражнение 2. Создание и модификация пользователей и групп.

       Необходимо загрузить Linux и открыть terminal

Введите useradd –g  users User1, для создания пользователя c логином для входа в систему User1. Введите passwd User1 для включения учетной записи User1 и установки пароля. Для установки пароля введите его в приглашение команды passwd.

Из главного меню выберите пункт Настройки->Системные настройки->Пользователи и группы для просмотра сведений о пользователях и группах на данном компьютере.

Проверьте существование вновь созданного пользователя. Запомните его UID.

Переключитесь в окно терминала и введите следующую команду для изменения UID  на номер 507: usermod –u 507 User1.

Вернитесь в «Пользователи и группы», нажмите Обновить(Refresh) и проверьте что UID изменился.

Переключитесь в окно терминала и для добавления новой группы «Testers» с GID 510 введите следующую команду: groupadd –g510 Testers/

Переключитесь в «Пользователи и группы», нажмите Обновить(Refresh) и проверьте что GID группы “Testers”изменился на номер 510. 

Переключитесь в окно терминала и введите следующую команду для изменения GID  на номер 515: groupmod  –g 507 Testers.

Переключитесь в «Пользователи и группы», нажмите Обновить(Refresh) и проверьте что GID группы “Testers”изменился на номер 515.

Выберите группу, просмотрите ее свойства, перейдите на закладку “Group users”, Выберите User1 для того чтобы добавить пользователя в группу.

Закройте  окно  «Пользователи и группы». 

Упражнение 3. Просмотр деталей файлов и директорий.

Перейдите в свою домашнюю директорию.

Введите ls –la  для просмотра содержимого текущей директории.

Просмотрите структуру файлов в директории уделяя особое внимание владельцу, группе, времени последнего доступа, размеру файла.

Упражнение 4. Установка и удаление программ на примере пакета webmin.

Загрузите операционную систему и зайдите в неё как пользователь root.

Создайте в своей домашней директории директорию /webmin

Скопируйте в нее дистрибутив webmin-1.020.i386.rpm

Для установки программ из пакетов RPM существует несколько способов. Если установка происходит из X-window то можно кликнуть мышкой на нужном пакете и в появившемся меню выбрать «Установить», при необходимости необходимо ввести пароль суперпользователя. Также в системе есть и графические менеджеры пакетов. В случае установки пакета из командной строки необходимо воспользоваться командой rpm. 

Для установки rpm –i <имя пакета>, также используются дополнительные ключи  –ivh, что позволяет видеть на экране дополнительную информацию. Для удаления rpm –e <имя пакета>. Для просмотра установленных пакетов rpm –q <имя пакета>. Для более подробного знакомства с этой командой рекомендуется ознакомиться с помощью.

После завершения установки необходимо протестировать работоспособность webmin, для чего в браузере на локальном компьютере необходимо набрать в адресной строке http://localhost:10000. В появившемся окне необходимо указать имя и пароль. По умолчанию доступ разрешен только root. Сразу после входа мы рекомендуем русифицировать webmin, для чего перейдите на вкладку webmin и кликнете по значку Languades. Затем выберите русский язык. Дальнейшая навигация в webmin станет интуитивно понятной.

Упражнение 5. Просмотр системной информации.

Введите ps для просмотра текущих процессов пользователя.

Введите ps -aux для просмотра всех процессов системы.

Введите top для интерактивного просмотра  процессов всей системы.

В то время как  программа top  выполняется, нажмите –H для вызова подсказки поданной программе.

Закройте окно терминала. При необходимости, выходя из программы top, нажмите q

Для просмотра графического аналога  программы top введите gtop или ktop. Или воспользуйтесь системным меню.

Сравните данные программы по функциональности.

После сравнения команд выйдите из программы просмотра системной информации.

В окне терминала наберите следующие команды для просмотра информации об использовании дискового пространства: df  -h.  Обратите внимание на использовании различных ключей данной программы.

Закройте окно терминала.

Упражнение 6. Манипулирование владельцами файлов и директорий.

Для выполнения задания необходимо создать следующий список пользователей и групп:

User1, GroupA

User2, GroupA

User3, GroupB

User4, GroupB

       Пароль каждого пользователя qwerty 

Также необходимо создать следующую структуру файлов и директорий в своей домашней директории:

/Marketing/Compaign.txt

/Marketing/Tracking.txt

/Research/Software.txt

/Research/Development.txt

Проверьте текущих владельцев файлов в директориях /Research/ /Marketing/  использую команду ls –la

Смените текущую директорию на /Marketing/. Проверить текущую директорию можно командой pwd.

Введите chown User1.GroupA Compaign.txt для изменения владельца файла Compaign.txt.

Измените владельца файла Tracking.txt на User2.GroupA.

Перейдите в директорию /Research/

Измените владельца файла Software.txt  на User3.GroupB.

Измените владельца файла Development.txt  на User4.GroupB.

Проверьте текущих владельцев файлов в директории /Marketing/

Проверьте текущих владельцев файлов в директории /Research /

Вернитесь в свою домашнюю директорию.

Из своей домашней директории измените рекурсивно владельца используя следующую команду: chown –R .GroupA Marketing

Упражнение 7. Использование прав доступа к файлам и директориям.

Зайдите в директорию Marketing.

Для изменения прав доступа к файлу Соmpaign.txt введите chmod 740 Соmpaign.txt

Для изменения прав доступа к файлу Tracking.txt введите chmod 740  Tracking.txt

Зайдите в директорию /root.

Для изменения прав доступа к директории /Marketing введите chmod -R 770  /Marketing.

Зайдите в директорию Research.

Для изменения прав доступа к файлу Software.txt введите chmod u+rwx,g+rwx Software.txt

Для изменения прав доступа к файлу Development.txt введите chmod u+rwx,g+rwx Development.txt.

Зайдите в директорию /root.

Для изменения прав доступа к директории /Research введите chmod -R 770  /Research .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36215. Классификация математических моделей. Критерии качества моделей. Примеры моделей 66.5 KB
  Примеры моделей Суть моделирования состоит в замене исходного объекта упрощенной копией математической моделью ММ и дальнейшем изучении модели с помощью вычислительнологических алгоритмов реализуемых на компьютерах. При исследовании любой системы методами математического моделирования возможно наличие нескольких альтернативных вариантов модели. Поэтому процесс построения наилучшего как правило компромиссного варианта модели достаточно сложен. Системный подход предполагает наличие следующих этапов создания модели.
36216. Простейший поток и его свойства. Модель простейшего потока 61 KB
  Модель простейшего потока. Свойства ординарного потока. Тогда для любого случайного потока имеем равенство как сумма вероятностей полной группы событий. Для ординарного же потока имеем.
36217. Уравнения Колмогорова. Моделирование многоканальной СМО с ограничением на длину очереди 75.5 KB
  Моделирование многоканальной СМО с ограничением на длину очереди Марковские процессы уравнения Колмогорова Случайный процесс t называется Марковским если его будущее не зависит от прошлого а определяется настоящим т. Примерами Марковских процессов являются при определенных предположениях процессы функционирования СМО.1 СМО может иметь установившийся стационарный режим. Для построения модели стационарного режима СМО положим все производные в системе 11 равными нулю.
36218. Имитация Марковских процессов с непрерывным временем и дискретными состояниями. Планирование машинных экспериментов при имитационном моделировании 91.5 KB
  Например пусть 1 время через которое должен произойти переход в состояние Sj1 а 2 время через которое должен произойти переход в состояние Sj2. Обозначим Т время в течении которого будем наблюдать имитируемый процесс время прогона. Для тех дуг что i = k0 сформировать с помощью датчика случайных чисел k0 j время ожидания перехода Sk0 Sj. Определить время пребывания в состоянии Sk0 через какое время будет реальный переход в новое состояние.
36219. Классификация моделей оптимального синтеза. Методы релаксации в непрерывной оптимизации, условия сходимости. Алгоритмы градиентного метода и методов сопряжённых градиентов 119 KB
  Задача линейного программирования ЛП функции критериев qkx и ограничений fix линейны; если хотя бы одна из этих функций нелинейна то имеем задачу нелинейного программирования НЛП. Задача выпуклого программирования функции критериев qkx и ограничений fix выпуклые. Задача линейного целочисленного программирования функции критериев qkx и ограничений fix линейны контролируемые входные переменные хj целые числа. Оценка приращения функции Лемма 6.
36220. Теоретические основы линейного программирования. Симплекс-метод. Метод искусственного базиса 93.5 KB
  Канонической формой задачи ЛП называется такая ее запись при которой 1 целевая функция должна быть минимизирована; 2 все искомые переменные должны быть неотрицательны; 3 все ограничения кроме неотрицательности переменных имеют вид равенства. Оптимальные значения переменных от такой замены не изменятся. 2 Если в исходной задаче на какойто параметр хj не наложено условие неотрицательности то можно сделать замену переменных положив где новые переменные удовлетворяющие условию неотрицательности. 3 Преобразование неравенств в...
36221. Очередь. Работа с динамической очередью 246 KB
  Например: Работа с очередью Для создания очереди и работы с ней необходимо иметь как минимум два указателя: на начало очереди возьмем идентификатор BegQ; на конец очереди возьмем идентификатор EndQ. Установка указателей BegQ и EndQ на созданный первый элемент: Удаление элемента очереди 1. Перестановка указателя начала очереди BegQ на следующий элемент используя значение поля Link которое хранится в первом элементе. После этого освобождается память начального...
36222. Парадигмы программирования. Правила структурного программирования 37.5 KB
  Создавались вполне работоспособные программы. Это можно объяснить только тем что программы в те времена были в основном простые работала над каждой группа не больше чем 10 человек а чаще всего вообще только программист. Он же потом осуществлял сопровождение программы и перенос в случае необходимости на другие аппаратные платформы...
36223. Понятия класса, объекта 25 KB
  Одним из самых главных понятий языка С является понятие класса с1аss. Понятие класса напоминает понятие записи в языке PSCL. По умолчанию все элементы класса приватные поэтому ключевое слово рrivаte можно опустить.