11050

Информационные системы в мехатронике

Лекция

Физика

Информационные системы в мехатронике 1. Место и роль информационных систем Информационная система ИС представляет собой совокупность функционально объединенных измерительных вычислительных и других вспомогательных технических средств предназначенных для получ

Русский

2013-04-03

96.5 KB

13 чел.

Информационные системы в мехатронике

1. Место и роль информационных систем

Информационная система (ИС) представляет собой совокупность функционально объединенных измерительных, вычислительных и других вспомогательных технических средств, предназначенных для получения измерительной и другой, необходимой для нормального функционирования МС информации, ее передачи, хранения и преобразования (в том числе осуществления логических функций контроля, диагностики, идентификации) в целях представления этой информации потребителю (системе управления или человеку-оператору) в виде, удобном для принятия решения.

Информационные системы являются важнейшей составной частью МС и занимают в них особое место: именно они обеспечивают координацию и синхронизацию работы всех других систем. Благодаря ИС объект приобретает новые системные свойства (целостности, организованности, иерархичности структуры), которые не являются простой суммой свойств составляющих систем.

9.2. Состав, классификация и основные виды информационных систем мехатронных устройств

Информационные системы современных мехатронных устройств имеют достаточно сложную структуру, включают в себя множество различных функциональных блоков и связей между ними. На схеме (см. рис. 9.1) показаны объекты 1, информация о которых собирается с помощью множества первичных измерительных преобразователей (датчиков) 2, размещенных в определенных точках пространства или перемещающихся в пространстве (сканирующего типа); множество вторичных измерительных преобразователей: аналоговых 3, аналого-цифровых 4 цифровых 5, 6 и цифроаналоговых 7.

Функциональные блоки ИС могут соединяться между собой через стандартные интерфейсы, содержащие интерфейсные узлы 8, системы шин 9 и устройства управления 10. На схеме показана также возможность соединения функциональных блоков между собой с помощью жестко установленных связей.

Рисунок.9.1. Обобщенная структурная схема ИС

Множество аналоговых преобразователей 3 может включать нормирующие преобразователи аналоговых сигналов 3.1, преобразователи вида модуляции 3.2, коммутаторы 3.3, вычислительные устройства 3.4, устройства памяти 3.5, компараторы 3.6, каналы связи 3.7 и т. п.

Интерфейсные устройства 8 аналоговых функциональных блоков служат главным образом для приема командных сигналов и передачи информации о состоянии блоков. Через них, например, могут передаваться команды на изменение режима работы, подключение заданной цепи с помощью коммутатора.

Между аналоговыми и цифровыми устройствами включено множество аналого-цифровых преобразователей 4.1 и аналоговых устройств допускового контроля 4.2.

К цифровым устройствам 5 относятся формирователи импульсов 5.1, коммутаторы 5.2, специализированные цифровые вычислительные устройства (CPU) 5.3, устройства памяти 5.4, устройства сравнения кодов 5.5, каналы цифровой связи 5.6, универсальные программируемые вычислительные устройства - микропроцессоры и микроЭВМ 5.7.

Группа цифровых устройств вывода, отображения и регистрации 6 содержит формирователи кодоимпульсных сигналов 6.1, печатающие устройства 6.2, накопители информации на магнитной ленте б.З, магнитных дисках 6.4, оптических дисках 6.5, дисплеи, цифровые индикаторы 6.6, сигнализаторы 6.7.

Разумеется, в конкретных ИС практически никогда не используется весь приведенный состав блоков. Нужно также иметь в виду, что для выполнения одних и тех же функций могут быть созданы системы, существенно различающиеся по структуре и алгоритму работы. Цифровые ИС мехатронных устройств, как правило, обладают более высокой надежностью по сравнению с аналоговыми. Например, цифровой лазерный проигрыватель компакт-дисков (который является примером современной МС) несравненно надежнее проигрывателя грампластинок. Компакт-диск как носитель информации также обладает гораздо более высокой надежностью хранения информации (количество проигрываний компакт-диска не ограничено, в то время как грампластинка сохраняет исходное качество звучания при проигрывании не более пяти раз).

Можно классифицировать ИС по составу, выполняемым функциям и уровню интеллектуальности (рис.9.2).

Информационные системы

Состав

Выполняемые

Уровень интел-

(подсистемы)

функции

лектуальности

Измерительная

Формирование запроса

Детерминиро-

на получение инфор-

ванные

Автоматического

мации

С адаптацией ин-

контроля

Получение информа-

формационных про-

ции от датчиков

цессов

Технической

Получение информа-

С обучением

диагностики

ции от внешних источ-

Самооргани-

источников

зующиеся

Распознавания об-

Первичная обработка

Самосовершенст-

разов

информации

вующиеся

Передача информации

Комбинированные

на расстояние

Обработка информа-

ции

Запись, хранение,

поиск, считывание

информации

Рис. 9.2. Способы классификации ИС

         

          В мехатронных устройствах процесс измерения обязательно включает измерительные и вычислительные процедуры. Под измерительными процедурами понимают в первую очередь восприятие входных величин и преобразование измерительных сигналов, сравнение непрерывных сигналов с мерами и получение цифровых значений этих сигналов. К вычислительным процедурам относятся математические преобразования аналоговых, дискретных и цифровых сигналов в процессе измерения. Эти процедуры выполняются входящими в состав ИС микропроцессорами, микроЭВМ и другими вычислительными устройствами.

9.3. Подсистемы информационных систем

Измерительная подсистема (см.рис.9.2) осуществляет процесс получения информации, заключающийся в сравнении опытным путем измеряемых и известных величин или сигналов, выполнения необходимых логических операций и представления информации в численной форме. Остановимся на некоторых определениях, используемых в МС.

Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

Объектом измерения является та или иная физическая величина - особенность физического объекта, характеризующая его свойства, состояние или происходящий в нем процесс и имеющая количественное и качественное содержание.

Измерительная информация - количественная информация о свойствах физических объектов (о значениях физических величин), получаемая в результате измерений.

В общем случае под сигналом подразумевают материальный носитель информации, а измерительным называют сигнал, несущий информацию о значении измеряемой величины.

Входной измерительный сигнал, т.е. сигнал, воздействующий на вход средства измерения, является физическим процессом, параметры которого являются той или иной функцией времени. Измеряемая величина - определенный параметр этого процесса.

Выходным сигналом называется сигнал, возникающий на выходе средства измерения. Это - физический процесс или явление, несущее сообщение о каком-либо событии или состоянии объекта наблюдения. В общем случае выходной сигнал может обладать многими параметрами, как информативными, так и неинформативными. В МС выходной сигнал всегда имеет электрическую природу.

Подсистема автоматического контроля выполняет функцию установления соответствия между состоянием (свойством) объекта контроля и заданной нормой, определяющей качественно различные области его состояния. В результате контроля выдается суждение о состоянии объекта контроля, т.е. к какой из нормированных областей относится рассматриваемое состояние объекта контроля.

Контроль может быть осуществлен везде, где имеются установленные нормы. Нормы задаются самым разнообразным образом, чаще всего в виде области количественных значений, определяющих нормальное состояние объекта (например, при контроле знаний студентов нормы могут задаваться в виде объема конкретных знаний, предусмотренных программой обучения).

Процессы контроля и измерения роднит наличие операций сравнения входных или производных от них величин: при измерении - с мерами (овеществленными единицами измерения), а при контроле - с уставками.

С работой подсистем контроля биологических ИС хорошо знаком каждый из нас. Когда многочисленные параметры внутренней среды организма находятся в допустимых пределах, в нашем сознании формируется ощущение нормального состояния организма. При выходе этих параметров за допустимые пределы мы можем ощущать дискомфорт, и даже болезненное состояние. При этом информация об абсолютных значениях параметров на выход подсистемы контроля (т. е. в сознание) не поступает.

Подсистема технической диагностики ИС позволяет выявить элементы, послужившие причиной неправильного функционирования какого-либо объекта, что необходимо для восстановления нормальной работы МС. Установление факта и места неисправности в МС, а также ошибок в их программах путем определения состояния всех элементов и связей обычно нецелесообразно или невозможно. Это объясняется тем, что для такого «стопроцентного» контроля требуются большие затраты времени и труда. Особенно это относится к сложным МС, характеризующимся большим количеством элементов и сложными связями между ними. Такие МС могут насчитывать сотни тысяч и миллионы элементов. В этих случаях используются специальные методики и программы, позволяющие решать задачи диагностики с допустимыми затратами времени и средств.

Подсистема распознавания образов определяет принадлежность данного объекта к одному из заранее выделенных классов объектов.

Под образом понимается наименование области в многомерном пространстве признаков, в которой отображаются свойства объекта или множества объектов, а под распознаванием образов - процесс, в результате которого определяется соответствие между распознаваемыми объектами и образами. Это соответствие устанавливается путем сравнения объектов и образов по признакам, характеризующим свойства образов, и принятия по определенному алгоритму решения о принадлежности распознаваемых объектов к тому или иному образу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52826. Застосування сучасних прикладних програм і технологій при розв’язуванні задач економічного напрямку 337 KB
  Можливо за допомогою всього лише прикладних програм, що входять до пакета MS Office, розв’язати задачу про те, який кошторис потрібно фірмі закласти сьогодні в новий проект для того, щоб через певний період часу вона отримала від здійснення цього проекту максимальний прибуток? Чи можна в середовищі MS Excel розв’язати проблему оптимального розподілу ресурсів фірми
52827. ЭКОНОМЕТРИКА Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения 956 KB
  Если работа не принимается к зачету, то она вместе с рецензией возвращается студенту. Студент обязан учесть все замечания и внести их в текст работы или выполнить ее заново
52828. Використання мультимедійних засобів для проведення лекційного заняття з дисципліни «Основи менеджменту та маркетингу» 26.03 MB
  По-перше. Кожен викладач може розробити власний пакет лекцій, який буде максимально адаптований саме для певного кола слухачів. Для створення таких лекцій необхідний лише один персональний компютер, на якому установлено стандартний пакет програм Microsoft Office, a саме стандартна програма Power Point.
52829. Школа бізнесу 37.5 KB
  Мета: Ознайомити дітей з грошовими одиницями інших держав, продовжувати вчити дітей ощадливо ставитися до грошей, економно та раціонально їх використовувати. Пригадати основний закон економіки. Розрізняти першочергові і другорядні потреби. Вправляти в розв’язуванні кросвордів, читанні ребусів; розвивати пам'ять, логічне та образне мислення, творчу уяву, пізнавальні інтереси.
52830. Машини і механізми 200 KB
  Мета. Ознайомити учнів з різними видами машин і механізмів, де і як вони використовуються у виробництві; розвивати мислення, уяву, мовлення, виховувати інтерес до різних видів професій.
52831. РЕАЛІЗАЦІЯ МЕТОДУ ПРОЕКТІВ З ВИКОРИСТАННЯМ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ ПРИ ПРОЕКТУВАННІ ДІЯЛЬНОСТІ ФІРМИ СТУДЕНТАМИ СПЕЦІАЛЬНОСТІ „ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА“ 121 KB
  Зявилась можливість бути учасником міжнародних проектів телеконференцій спілкуватися з величезною і дуже різноплановою аудиторією. Серед різноманітних напрямів нових педагогічних технологій найбільш адекватним до поставлених завдань є метод проектів. Численними дослідженнями встановлено що метод проектів виступає як важливий компонент системи продуктивної освіти і є нестандартним нетрадиційним способом організації освітніх процесів через активні дії планування прогнозування аналіз синтез спрямованих на реалізацію...
52832. Екосистеми світу. Ecosystems of the World 83.5 KB
  To start with we’ll see how well you know the matter of our discussion and revise the lexical units which help us to keep it and be aware of the problem under consideration. On your desks there are cards with words and word-combinations. During two minutes define them and give examples. At that time one of you will go to the board and draw a scheme of an ecosystem with all elements it comprises and give the definition what an ecosystem is.
52833. Математична наука навколо нас 67 KB
  Математична наука навколо нас Протягом усього свідомого життя людина здобуває нові знання. Знанняце сукупність інформаціїяку вона дістає з навколишнього світу в процесі суспільновиробничої практики. Головна мета такого уроку спостереження предметів явищ процесів які вивчаються та вміння використовувати теоретичні знання на практичних прикладах що супроводжується поясненням учителя. У процесі уроку учні зможуть: повторити теоретичні відомості ; поглибити свої знання про...
52834. Конструювання та розвязання економічних задач в середовищі табличного процесору Microsoft Excel 108.5 KB
  Раціональність вибору вказаних класів пояснюється тим, що разом з наочно-образним мисленням, що допомагає цілісно бачити обєкти, в учнів у цьому віці активно розвивається асоціативне мислення, сприяюче засвоєнню різних абстрактних понять.