11070

Философия эпохи Просвещения

Доклад

Логика и философия

Философия эпохи Просвещения. Основные тенденции развития культуры и философии. Социальная философия Просвещения. Все еще в рамках Нового времени следующий XVIII в. остался в истории как век Просвещения. Просвещение как деятельность это распространение

Русский

2013-04-03

38 KB

21 чел.

Философия эпохи Просвещения.

  1.  Основные тенденции развития культуры и философии.
  2.  Социальная философия Просвещения.

Все еще в рамках Нового времени, следующий - XVIII в. остался в истории как век Просвещения. Просвещение как деятельность – это распространение знания. И действительно, в этот период не столько создаются принципиально новые концепции, сколько более получают развитие, достигают логического завершения.

Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение в области культуры и духовной жизни, отрицающее сложившиеся порядки в области социального управления, политики, права, религии, морали. Общая идея эпохи - преобразование всех социальных порядков, культуры, быта на основе достижений разума, с позиций рациональности и целесообразности, преодоление невежества, построение «царства разума».

В этот период в Европе происходит распространение науки из традиционных центров учености (Англия, Франция) на другие территории (Германия, Голландия, Россия); развитие образования, в т.ч. - создание высших учебных заведений нового типа, в противовес университетам, сохранявшим средневековые схоластические традиции. В целях распространения знаний, передовых достижений науки в 1751 – 1772 гг. французскими просветителями предпринимается издание Энциклопедии (всего вышло 28 томов); это был свод важнейших достижений науки к тому времени.

Все это происходит на общем социальном фоне: быстрый прогресс технологий, промышленности, рост городов, развитие коммуникаций, торговли, банковского дела. С социальной точки зрения это окончательное утверждение буржуазного общественного строя в экономике и идеологии, которое закрепляется политически. Идеология Просвещения была антифеодальной идеологией, философским обоснованием и выдвижением лозунгов буржуазных революций.

К просветителям относятся: во Франции – Ф.Вольтер, П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро, Ж.Руссо, Ш.Монтескье и др., в Англии – Дж.Локк, А.Шефтсбери, Д.Юм, А. Смит, в Германии – Г.Лессинг, И.Кант, в Америке – Т. Джефферсон, в России – А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Я. П. Козельский, И. П. Пнин.

В онтологии просветители придерживались натурализма, созданного в предыдущем веке, стояли на позициях деизма или атеизма, считали единственной реальностью природу, ее первоосновой – материю. Гольбах дал близкое к современному определение материи: «материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Жизнь они считали формой организации материи, закономерно возникающей в ее совершенствовании.

В гносеологии они в основном поддерживали эмпирическую методологию познания, критиковали концепцию «врожденных идей», выдвинутую Декартом, противопоставили ей теорию «чистой доски», стояли на позициях сенсуализма. Отсюда важность обучения, воспитания.

В области антропологии и социальной философии их взгляды базировались на понятии «природа человека», введенном в эпоху Возрождения Макиавелли. Природа человека - это естественные общие свойства, т.е. если мы скажем «человек по своей природе эгоистичен», это означает, что всем людям свойственно и для всех естественно исходить в п.о. из собственных интересов. Просветители включали в природу человека:

  •  разумность как способность осмысленного отношения к миру и к самому себе;
  •  духовность как способность ориентироваться на высшие цели деятельности, чувствовать прекрасное, справедливое, правильное и т.п. и стремиться к нему;
  •  этическую ответственность как способность оценивать и учитывать интересы других людей, понимать, что такие общественные интересы, как поддержание порядка, закона и т.п. – это и твои личные интересы тоже, и сообразовывать с этим свои действия. Вольтер: «Для любого из людей разумно заключить, что явно в его интересах быть порядочным гражданином, добрым человеком и выполнять свои обязанности в жизни». Эту идею просветители развили в концепцию разумного эгоизма.

Из концепции "природы человека" были выведены:

  1.  Концепция естественного воспитания. Человек от природы не плох, но искаженное воспитание в неправильно устроенном обществе его портит (критика системы образования и воспитания). Опыт идеального воспитания Руссо описывает в удалении от цивилизации; отличительная особенность воспитания – следование естественным склонностям и запросам ребенка.
  2.  Концепция естественного равенства всех людей. Все от природы одинаковы; никто не выше других. Любая социальная иерархия, основанная на идее изначального предпочтения (например, расовая, сословная) – несправедлива и должна быть отменена.
  3.  Концепция естественных прав человека. Каждый человек изначально имеет права, на которые никто не может посягать: на неприкосновенность своей жизни и достоинства, на свободу, на собственность, на справедливое решение спорных вопросов и т.д. Эти права – не то, что предоставляется за какие-то заслуги или достоинства, они являются продолжением человеческой природы. Политическая и правовая система в обществе вторична по отношению к этим правам и по своему истинному назначению должна их обеспечить. Отсюда
  4.  идеал государства. Это общество, продуманные законы которого в точности соответствуют естественным правам и отношениям, вытекающим из природы. Предполагалось, что в таком государстве исчезнет глубокое имущественное, моральное, интеллектуальное неравенство между людьми (например, собственность будет регулироваться так, что не будет нищеты и чрезмерного богатства). По форме правления это демократия. А поскольку современное им государство не таково, отсюда его критика и в целом
  5.  концепция истории. Изначально люди жили в т.н. естественном состоянии: в природе и в соответствии со своими природными склонностями, небольшими семейными группами. Не было никаких внешних форм организации (как в семье мы не заключаем договоры и не определяем санкции при распределении обязанностей). При увеличении числа людей началось естественное столкновение интересов, возникло понятие собственности, появилась необходимость ее защищать. И произошло в какой-то форме заключение договоренности между людьми: каждый согласился поступиться частью своей свободы в обмен на защиту. Появились фиксированные законы и специально выделенные организации, поддерживающие порядок – прообраз будущих армии, милиции, органов юстиции. Эти органы и есть государство (т.е. это не общество, а аппарат); с его возникновением произошел переход от естественного состояния к гражданскому. Теория, объясняющая возникновение государства таким образом, называется теорией общественного договора; автор ее – Гоббс, и просветители сделали из нее вывод о правомерности буржуазных революций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10523. Международно-правовое регулирование ответственности морского перевозчика за не сохранность груза 29 KB
  Международноправовое регулирование ответственности морского перевозчика за не сохранность груза. Основные принципы: полная реституция; ответственность за действия своих служащих как за свои собственные; в свободном контракте может быть установлено ус...
10524. Обязанности перевозчика. Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности 56 KB
  Обязанности перевозчика 2. Забота о грузе на всех этапах перевозки. Была: если груз в непрочной упаковке - то капитан должен проявлять всю осторожность. Вопрос: когда начинается ответственность Правила ГВ: от погрузки до выгрузки. Но - это долгий процесс. По ГВ: е
10525. Морское страхование 28 KB
  Морское страхование Страхование - способ возмещения случайных потерь. Страхование делится на 4 вида: самострахование государственное коммерческое осуществляют специалисты страховых компаний взаимное добровольные ассоциации судовладельцев...
10526. Страхование. Участники отношений страхования 45.5 KB
  Страхование Страховая премия - это цена страхования. Та плата которую страхователь платит страховщику: а страховая премия: большая и один раз, б страховые взносы: по частям. Страховое возмещение - то возмещение которое страховщик выплачивает страхователю при...
10527. Случаи, когда договор страхования может быть расторгнут 41 KB
  Случаи когда договор страхования может быть расторгнут. Срочный договор: заключается на год. Но если страховой случай наступил то он потом прекращается после выплаты страховки. В результате гибели застрахованного имущества по причинам иным чем страховой случ...
10528. Страхование грузов: КАРГО 39.5 KB
  Существуют районы которые не покрываются страхованием: ─ Юг: ближе к 60 параллели - Север: выше 70 параллели - Финский залив - Гудзон. Страхование грузов: КАРГО. Основные принципы - такие же. В чем отличие: Страхователями грузов могут быть продавец или по...
10529. Коммерческие условия пассажирских перевозок 32.5 KB
  Коммерческие условия пассажирских перевозок. Три категории: Богатые. Курьеры. Бедные. Не выдержало конкуренции с авиацией. Появилось два вида: паромное круизное. Особенность паромов короткие морские. Каюты минимальных р...
10530. Социальная педагогика 27 KB
  Педагогическая деятельность это одна из сторон профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Педагогическая деятельность специалиста направлена на превращение неуправляемой неорганизованной деятельности члена социального сообщества в управляему...
10531. Социальная педагогика: предмет и основные понятия 109 KB
  Социальная педагогика: предмет и основные понятия План. 1. Основная функция и предмет педагогики. 2. Основная функция и предмет социальной педагогики. 3. Основные понятия социальной педагогики. 1. Основная функция и предмет педагогики. Область любой проф