11070

Философия эпохи Просвещения

Доклад

Логика и философия

Философия эпохи Просвещения. Основные тенденции развития культуры и философии. Социальная философия Просвещения. Все еще в рамках Нового времени следующий XVIII в. остался в истории как век Просвещения. Просвещение как деятельность – это распространение

Русский

2013-04-03

38 KB

19 чел.

Философия эпохи Просвещения.

  1.  Основные тенденции развития культуры и философии.
  2.  Социальная философия Просвещения.

Все еще в рамках Нового времени, следующий - XVIII в. остался в истории как век Просвещения. Просвещение как деятельность – это распространение знания. И действительно, в этот период не столько создаются принципиально новые концепции, сколько более получают развитие, достигают логического завершения.

Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение в области культуры и духовной жизни, отрицающее сложившиеся порядки в области социального управления, политики, права, религии, морали. Общая идея эпохи - преобразование всех социальных порядков, культуры, быта на основе достижений разума, с позиций рациональности и целесообразности, преодоление невежества, построение «царства разума».

В этот период в Европе происходит распространение науки из традиционных центров учености (Англия, Франция) на другие территории (Германия, Голландия, Россия); развитие образования, в т.ч. - создание высших учебных заведений нового типа, в противовес университетам, сохранявшим средневековые схоластические традиции. В целях распространения знаний, передовых достижений науки в 1751 – 1772 гг. французскими просветителями предпринимается издание Энциклопедии (всего вышло 28 томов); это был свод важнейших достижений науки к тому времени.

Все это происходит на общем социальном фоне: быстрый прогресс технологий, промышленности, рост городов, развитие коммуникаций, торговли, банковского дела. С социальной точки зрения это окончательное утверждение буржуазного общественного строя в экономике и идеологии, которое закрепляется политически. Идеология Просвещения была антифеодальной идеологией, философским обоснованием и выдвижением лозунгов буржуазных революций.

К просветителям относятся: во Франции – Ф.Вольтер, П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро, Ж.Руссо, Ш.Монтескье и др., в Англии – Дж.Локк, А.Шефтсбери, Д.Юм, А. Смит, в Германии – Г.Лессинг, И.Кант, в Америке – Т. Джефферсон, в России – А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Я. П. Козельский, И. П. Пнин.

В онтологии просветители придерживались натурализма, созданного в предыдущем веке, стояли на позициях деизма или атеизма, считали единственной реальностью природу, ее первоосновой – материю. Гольбах дал близкое к современному определение материи: «материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Жизнь они считали формой организации материи, закономерно возникающей в ее совершенствовании.

В гносеологии они в основном поддерживали эмпирическую методологию познания, критиковали концепцию «врожденных идей», выдвинутую Декартом, противопоставили ей теорию «чистой доски», стояли на позициях сенсуализма. Отсюда важность обучения, воспитания.

В области антропологии и социальной философии их взгляды базировались на понятии «природа человека», введенном в эпоху Возрождения Макиавелли. Природа человека - это естественные общие свойства, т.е. если мы скажем «человек по своей природе эгоистичен», это означает, что всем людям свойственно и для всех естественно исходить в п.о. из собственных интересов. Просветители включали в природу человека:

  •  разумность как способность осмысленного отношения к миру и к самому себе;
  •  духовность как способность ориентироваться на высшие цели деятельности, чувствовать прекрасное, справедливое, правильное и т.п. и стремиться к нему;
  •  этическую ответственность как способность оценивать и учитывать интересы других людей, понимать, что такие общественные интересы, как поддержание порядка, закона и т.п. – это и твои личные интересы тоже, и сообразовывать с этим свои действия. Вольтер: «Для любого из людей разумно заключить, что явно в его интересах быть порядочным гражданином, добрым человеком и выполнять свои обязанности в жизни». Эту идею просветители развили в концепцию разумного эгоизма.

Из концепции "природы человека" были выведены:

  1.  Концепция естественного воспитания. Человек от природы не плох, но искаженное воспитание в неправильно устроенном обществе его портит (критика системы образования и воспитания). Опыт идеального воспитания Руссо описывает в удалении от цивилизации; отличительная особенность воспитания – следование естественным склонностям и запросам ребенка.
  2.  Концепция естественного равенства всех людей. Все от природы одинаковы; никто не выше других. Любая социальная иерархия, основанная на идее изначального предпочтения (например, расовая, сословная) – несправедлива и должна быть отменена.
  3.  Концепция естественных прав человека. Каждый человек изначально имеет права, на которые никто не может посягать: на неприкосновенность своей жизни и достоинства, на свободу, на собственность, на справедливое решение спорных вопросов и т.д. Эти права – не то, что предоставляется за какие-то заслуги или достоинства, они являются продолжением человеческой природы. Политическая и правовая система в обществе вторична по отношению к этим правам и по своему истинному назначению должна их обеспечить. Отсюда
  4.  идеал государства. Это общество, продуманные законы которого в точности соответствуют естественным правам и отношениям, вытекающим из природы. Предполагалось, что в таком государстве исчезнет глубокое имущественное, моральное, интеллектуальное неравенство между людьми (например, собственность будет регулироваться так, что не будет нищеты и чрезмерного богатства). По форме правления это демократия. А поскольку современное им государство не таково, отсюда его критика и в целом
  5.  концепция истории. Изначально люди жили в т.н. естественном состоянии: в природе и в соответствии со своими природными склонностями, небольшими семейными группами. Не было никаких внешних форм организации (как в семье мы не заключаем договоры и не определяем санкции при распределении обязанностей). При увеличении числа людей началось естественное столкновение интересов, возникло понятие собственности, появилась необходимость ее защищать. И произошло в какой-то форме заключение договоренности между людьми: каждый согласился поступиться частью своей свободы в обмен на защиту. Появились фиксированные законы и специально выделенные организации, поддерживающие порядок – прообраз будущих армии, милиции, органов юстиции. Эти органы и есть государство (т.е. это не общество, а аппарат); с его возникновением произошел переход от естественного состояния к гражданскому. Теория, объясняющая возникновение государства таким образом, называется теорией общественного договора; автор ее – Гоббс, и просветители сделали из нее вывод о правомерности буржуазных революций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3115. Разработка и исследование двухконтурной структуры подчиненного регулирования скорости электропривода постоянного тока 386 KB
  Очень трудно представить себе современную жизнь человека без систем автоматического управления (САУ). Методы автоматического управления широко используются в производстве и научных исследованиях. Одной из главных задач автоматики является...
3116. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ МНОГОСЛОЙНОЙ СТЕНОВОЙ ОГРАЖДАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ 111 KB
  Лабораторная работа №1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ МНОГОСЛОЙНОЙ СТЕНОВОЙ ОГРАЖДАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ Цель работы: знакомство с экспериментальными методами исследования теплозащитных качеств ограждения и принципам анализа основных параметров, хара...
3117. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ ОКОННЫХ ОГРАЖДЕНИЙ 99.5 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ ОКОННЫХ ОГРАЖДЕНИЙ Цель работы: знакомство с экспериментальными методами исследования теплозащитных качеств оконных заполнений. Приборы и оборудование: фрагмент светопрозрачного оконного ограждения, комплект смонти...
3118. Алгоритм диагностики трансмиссии автомобиля Daewoo Matiz 243.29 KB
  Daewoo Matiz — микролитражный городской автомобиль класса «А». Разработан и выпускается южнокорейским подразделением General Motors (Daewoo), а также другими автозаводами по лицензии.
3119. Управление затратами транспортного цеха ОАО Омскавтотранс 1.03 MB
  На рынке автотранспортных услуг в новых рыночных условиях управление затратным механизмом перевозок, а значит и повышение их эффективности, является жизненно важной задачей любого автотранспортного предприятия. Одна из наиболее актуальных п...
3120. Множества и операции над ними 133 KB
  Множества и операции над ними Написать программу, в которой для конечных упорядоченных множеств реализовать все основные операции с помощью алгоритма типа слияния. Допустима организация множеств в виде списка или в виде массива...
3121. Написание программы реализующей параллельную работу нескольких процессов 121.5 KB
  Необходимо написать программу, реализующую параллельную работу нескольких процессов. Каждый процесс может состоять из одного или нескольких потоков. Любой из потоков, работающих в составе этих процессов, может быть приостановлен и вновь запущен неко...
3122. Реализация параллельной работы нескольких процессов программным методом 258 KB
  При написании программы выяснилось, что имеющиеся в Borland Pascal функции вывода (Write[Ln]) не подходят, т. к. в том случае, когда несколько процессов выводят информацию на экран может случиться
3123. Платежные карты: Бизнес-энциклопедия 115.64 MB
  Платежные карты: Бизнес-энциклопедия Важнейшая социально-политическая задача, которую решает сегодня банковская система России, —повышение доступности финансовых услуг для граждан страны. Банковская активность, связанная с...