11070

Философия эпохи Просвещения

Доклад

Логика и философия

Философия эпохи Просвещения. Основные тенденции развития культуры и философии. Социальная философия Просвещения. Все еще в рамках Нового времени следующий XVIII в. остался в истории как век Просвещения. Просвещение как деятельность – это распространение

Русский

2013-04-03

38 KB

20 чел.

Философия эпохи Просвещения.

  1.  Основные тенденции развития культуры и философии.
  2.  Социальная философия Просвещения.

Все еще в рамках Нового времени, следующий - XVIII в. остался в истории как век Просвещения. Просвещение как деятельность – это распространение знания. И действительно, в этот период не столько создаются принципиально новые концепции, сколько более получают развитие, достигают логического завершения.

Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение в области культуры и духовной жизни, отрицающее сложившиеся порядки в области социального управления, политики, права, религии, морали. Общая идея эпохи - преобразование всех социальных порядков, культуры, быта на основе достижений разума, с позиций рациональности и целесообразности, преодоление невежества, построение «царства разума».

В этот период в Европе происходит распространение науки из традиционных центров учености (Англия, Франция) на другие территории (Германия, Голландия, Россия); развитие образования, в т.ч. - создание высших учебных заведений нового типа, в противовес университетам, сохранявшим средневековые схоластические традиции. В целях распространения знаний, передовых достижений науки в 1751 – 1772 гг. французскими просветителями предпринимается издание Энциклопедии (всего вышло 28 томов); это был свод важнейших достижений науки к тому времени.

Все это происходит на общем социальном фоне: быстрый прогресс технологий, промышленности, рост городов, развитие коммуникаций, торговли, банковского дела. С социальной точки зрения это окончательное утверждение буржуазного общественного строя в экономике и идеологии, которое закрепляется политически. Идеология Просвещения была антифеодальной идеологией, философским обоснованием и выдвижением лозунгов буржуазных революций.

К просветителям относятся: во Франции – Ф.Вольтер, П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро, Ж.Руссо, Ш.Монтескье и др., в Англии – Дж.Локк, А.Шефтсбери, Д.Юм, А. Смит, в Германии – Г.Лессинг, И.Кант, в Америке – Т. Джефферсон, в России – А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Я. П. Козельский, И. П. Пнин.

В онтологии просветители придерживались натурализма, созданного в предыдущем веке, стояли на позициях деизма или атеизма, считали единственной реальностью природу, ее первоосновой – материю. Гольбах дал близкое к современному определение материи: «материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Жизнь они считали формой организации материи, закономерно возникающей в ее совершенствовании.

В гносеологии они в основном поддерживали эмпирическую методологию познания, критиковали концепцию «врожденных идей», выдвинутую Декартом, противопоставили ей теорию «чистой доски», стояли на позициях сенсуализма. Отсюда важность обучения, воспитания.

В области антропологии и социальной философии их взгляды базировались на понятии «природа человека», введенном в эпоху Возрождения Макиавелли. Природа человека - это естественные общие свойства, т.е. если мы скажем «человек по своей природе эгоистичен», это означает, что всем людям свойственно и для всех естественно исходить в п.о. из собственных интересов. Просветители включали в природу человека:

  •  разумность как способность осмысленного отношения к миру и к самому себе;
  •  духовность как способность ориентироваться на высшие цели деятельности, чувствовать прекрасное, справедливое, правильное и т.п. и стремиться к нему;
  •  этическую ответственность как способность оценивать и учитывать интересы других людей, понимать, что такие общественные интересы, как поддержание порядка, закона и т.п. – это и твои личные интересы тоже, и сообразовывать с этим свои действия. Вольтер: «Для любого из людей разумно заключить, что явно в его интересах быть порядочным гражданином, добрым человеком и выполнять свои обязанности в жизни». Эту идею просветители развили в концепцию разумного эгоизма.

Из концепции "природы человека" были выведены:

  1.  Концепция естественного воспитания. Человек от природы не плох, но искаженное воспитание в неправильно устроенном обществе его портит (критика системы образования и воспитания). Опыт идеального воспитания Руссо описывает в удалении от цивилизации; отличительная особенность воспитания – следование естественным склонностям и запросам ребенка.
  2.  Концепция естественного равенства всех людей. Все от природы одинаковы; никто не выше других. Любая социальная иерархия, основанная на идее изначального предпочтения (например, расовая, сословная) – несправедлива и должна быть отменена.
  3.  Концепция естественных прав человека. Каждый человек изначально имеет права, на которые никто не может посягать: на неприкосновенность своей жизни и достоинства, на свободу, на собственность, на справедливое решение спорных вопросов и т.д. Эти права – не то, что предоставляется за какие-то заслуги или достоинства, они являются продолжением человеческой природы. Политическая и правовая система в обществе вторична по отношению к этим правам и по своему истинному назначению должна их обеспечить. Отсюда
  4.  идеал государства. Это общество, продуманные законы которого в точности соответствуют естественным правам и отношениям, вытекающим из природы. Предполагалось, что в таком государстве исчезнет глубокое имущественное, моральное, интеллектуальное неравенство между людьми (например, собственность будет регулироваться так, что не будет нищеты и чрезмерного богатства). По форме правления это демократия. А поскольку современное им государство не таково, отсюда его критика и в целом
  5.  концепция истории. Изначально люди жили в т.н. естественном состоянии: в природе и в соответствии со своими природными склонностями, небольшими семейными группами. Не было никаких внешних форм организации (как в семье мы не заключаем договоры и не определяем санкции при распределении обязанностей). При увеличении числа людей началось естественное столкновение интересов, возникло понятие собственности, появилась необходимость ее защищать. И произошло в какой-то форме заключение договоренности между людьми: каждый согласился поступиться частью своей свободы в обмен на защиту. Появились фиксированные законы и специально выделенные организации, поддерживающие порядок – прообраз будущих армии, милиции, органов юстиции. Эти органы и есть государство (т.е. это не общество, а аппарат); с его возникновением произошел переход от естественного состояния к гражданскому. Теория, объясняющая возникновение государства таким образом, называется теорией общественного договора; автор ее – Гоббс, и просветители сделали из нее вывод о правомерности буржуазных революций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4292. Становлення та розвиток української та європейської культури в 19 - початку 20 ст. Частина 2. Українське мистецтво 55 KB
  В першій половині 19 ст. в Україні зявився перший професійний театр. Спершу це були бродячі акторські групи. Потім з'являються перші театральні приміщення, що приймають у себе гастролерів і дають сцену для власних театральних труп. У 1818 р. Іван Котляревський очолив професійний театр у Полтаві...
4293. Освоение приемов объявления, обращения и использования двумерных массивов при решении задач. 78.5 KB
  Цель работы: освоение приемов объявления, обращения и использования двумерных массивов при решении задач. Один из возможных вариантов объявления двумерного массива в программе: объявляем две константы – максимально возможное количество строк и...
4294. Освоение приемов объявления, обращения и использования массивов при решении задач 64.5 KB
  Цель работы: освоение приемов объявления, обращения и использования массивов при решении задач. Типовые алгоритмы обработки одномерных массивов Рассмотрим некоторые типовые алгоритмы обработки массивов. Положим, что в декларативной части программы о...
4295. Капитал и его вещественное содержание 210.5 KB
  Цель курсовой работы на тему Капитал и его вещественное содержание - изучить содержание капитала, теории капитала, категории капитала и износ и амортизацию капитала. В ходе выполнения курсовой работы изучено что категория капитал имеет д...
4296. Проектирование привода конвейера. Детали машин 4.11 MB
  Выбор электродвигателя. Определение придаточных чисел привода. Межосевое расстояние. Предварительные основные размеры колеса. Проверочный расчет на прочность зубьев при действии пиковой нагрузки. Определение предварительных значений межосевого расстояния и угла обхвата ремнем малого шкива. Радиальные реакции опор от сил в зацепление. Для типового режима нагружения II коэффициент эквивалентности.
4297. Явление дифракции электромагнитных волн 118 KB
  Цель работы. Исследовать явление дифракции электромагнитных волн. С помощью дифракционной решетки проходящего света измерить длины электромагнитных волн видимого диапазона. Основные теоретические сведения Дифракцией называется совокупность явлений...
4298. Кинематическая схема привода конвейера 341 KB
  Введение В данном курсовом проекте рассматривается кинематическая схема привода конвейера. В первой части курсового проекта производится кинематический расчет и построение планов скоростей и ускорений (первый лист). Во втором части производится кине...
4299. Проектирование токарного станка с ЧПУ на базе модели 16К20Ф3 57.29 KB
  Введение Данная работа предполагает проектирование токарного станка-аналога на базе станка 16К20ФЗ. Проектируемый станок должен отвечать всем требованиям современного станкостроения, основными из которых являются: повышение производительности ...
4300. Жилое 9 – ти этажное здание в застройке микрорайона г. Самара 73 KB
  Архитектурно-строительная часть Исходные данные для проектирования Настоящий проект разработан на основании задания преподавателя и предусматривает строитель...