11087

Чрезвычайные ситуации на транспорте

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Чрезвычайные ситуации на транспорте Особенности аварий на транспорте Значительное число техногенных катастроф происходит на транспорте. Транспорт является важнейшим связующим звеном частей любой страны звеном современного многоотраслевого хозяйства. Транспо...

Русский

2013-04-04

28.73 KB

135 чел.

Чрезвычайные ситуации на транспорте

Особенности аварий на транспорте

Значительное число техногенных катастроф происходит на транспорте. Транспорт является важнейшим связующим звеном частей любой страны, звеном современного многоотраслевого хозяйства. Транспорт, кроме пассажиров, перевозит массу разнообразных грузов. Многие из этих грузов представляют для человека значительную угрозу. Они могут гореть, взрываться, отравлять и заражать окружающую среду.

Ежегодно в Украине перевозится транспортом около 900 млн. тонн грузов и свыше 3 млрд. пассажиров. На железнодорожный транспорт приходится до 60% грузовых перевозок, автомобильный – 26, речной и морской – 14. Взрывоопасные, пожароопасные, химические и другие опасные вещества составляют 155 общего объема перевозок.

Чтобы предотвратить вредное влияние перевозимых грузов на окружающую среду, транспортные средства специально оборудуются. Но, несмотря на это, далеко не всегда удается избежать чрезвычайного происшествия, в том числе и с человеческими жертвами. 50% всех аварий и катастроф, возникающих в хозяйстве, приходится на транспорт.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций являются ошибки человека и техническое состояние того или иного транспортного средства. Усилия в борьбе с транспортными авариями и катастрофами должны быть направлены на их предотвращение. Вовремя принятые меры полностью их исключают или значительно уменьшают потери.

мощь пострадавший автокатастрофа

Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте

Проблемы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте, присущи всем странам мира. В последние годы резко возросло число личных автомобилей, движение стало намного интенсивнее и как следствие возрастает риск различного рода аварий. Согласно принятым в Украине критериям, к чрезвычайным ситуациям на автомобильном транспорте относятся те дорожно-транспортные происшествия, следствием которых была гибель 3 и более человек или когда число пострадавших составило 5 и более человек.

Главные причины ЧС на автомобильном транспорте:

  1.  различные нарушения правил дорожного движения;
  2.  техническая неисправность автомобиля;
  3.  превышение скорости движения;
  4.  управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
  5.  плохие дороги (в том числе и скользкие);
  6.  неисправности автомобилей (прежде всего – тормозной системы и рулевого управления);
  7.  недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональная устойчивость;
  8.  невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности;
  9.  неудовлетворительное состояние дорог.

Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, не огороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Если авария неизбежна:

  1.  не покидайте машину до ее остановки (выжить в машине легче, чем вне ее);
  2.  следует управлять машиной до последней возможности, сохраняя самообладание;
  3.  нужно сделать все возможное, чтобы уйти от встречного удара. Кювет, забор, кустарник и даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;
  4.  если нет такой возможности, постарайтесь перевести встречный удар в скользящий, боковой.

Самое важное в любой аварии – не препятствовать перемещению тела вперед и защитить голову. Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться набок, напрячь все мышцы и не расслабляться до полной остановки автомобиля. Если рядом находится ребенок – необходимо крепко прижать его к себе, накрыть собой и также завалиться набок. Следует помнить, что наиболее опасное место пассажира в автомобиле – переднее сиденье.

После того как удар произошел, прежде всего, необходимо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не подтекает ли бензин и т.д. В зависимости от ситуации нужно покинуть автомобиль через дверь или окно. Помните! Делать это нужно как можно быстрее. Очень часто происходит загорание автомобиля с последующим взрывом. Если не открываются ни двери, ни окна – следует разбить стекло.

Основные работы при крупных автомобильных авариях проводят специальные команды, имеющие автокраны, машины техпомощи с приспособлениями для резки металла, реечными домкратами, клиньями, тросами и другим необходимым инструментом.

Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозящими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные формирования.

Оказание первой помощи пострадавшему в автокатастрофе

Первоочередной задачей при оказании доврачебной помощи является устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. При автокатастрофе главное – своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее первых 20, от силы 30 мин. Иначе будет поздно.

Главные опасности:

  1.  потеря сознания;
  2.  обильное кровотечение;
  3.  нарушение сердечной деятельности и дыхания;
  4.  шок;
  5.  тяжелые черепно-мозговые травмы и повреждения позвоночника;
  6.  клиническая смерть.

Надо иметь в виду, что водитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенки кузова и ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы наибольшие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом. Около 60% всех ранений – результат вторичного удара о дорожное полотно, бордюрный камень.

Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. На место происшествия вызываются работники ГАИ, скорая медицинская и техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

  1.  остановить кровотечение, угрожающее жизни;
  2.  при отсутствии дыхания – сделать искусственное дыхание и вентиляцию легких;
  3.  при отсутствии пульса – одновременно с искусственным дыханием проводить непрямой массаж сердца;
  4.  при шоке – ограничить подвижность, утеплить, дать горячее питье, обезболивающее средство;
  5.  при черепно-мозговых травмах и повреждениях позвоночника – обеспечить неподвижность, дать обезболивающее средство;
  6.  при потере сознания – расстегнуть одежду, положить на спину так, чтобы голова была ниже ног, сбрызнуть лицо и грудь холодной водой, поднести к носу нашатырный спирт. Если результат не достигнут, следует проверить, свободны ли дыхательные пути;
  7.  при клинической смерти – убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и дыхания (при помощи зеркала) и только потом приступить к реанимационным действиям.

Четыре заповеди, как сохранить жизнь пострадавшему до прибытия спасательных служб.

Схема оказания помощи при автодорожном происшествии, если пострадавший находится без сознания:

  1.  убедиться в наличии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;
  2.  быстрее повернуть пострадавшего на живот;
  3.  очистить с помощью платка или салфетки ротовую полость;
  4.  при кровотечении – наложить кровоостанавливающие жгуты;
  5.  на раны – стерильные повязки;
  6.  при подозрении на переломы костей конечностей наложить шины;
  7.  подкладывать под голову подушку, сумку или свернутую одежду;
  8.  переносить или перетаскивать пострадавшего с места происшествия без крайней необходимости (угроза взрыва, пожар и т.п.);
  9.  самостоятельно транспортировать пострадавшего (при возможности вызвать спасательные службы).

Пожар в автомобиле

Есть три наиболее важные вещи, которые надо всегда иметь в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель и несинтетическую накидку.

Если автомобиль загорелся, то:

  1.  остановите автомобиль и выключите двигатель;
  2.  поставьте машину на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение может усугубить инцидент);
  3.  выставите сигналы на дорогу;
  4.  займитесь жертвами;
  5.  вызовите помощь (медицинскую и техническую), пожарных, милицию;
  6.  следите, чтобы не было утечки бензина (сигарета или даже маленький камешек способный вызвать трение, могут стать причиной пожара).

Огонь в автомобиле зарождается почти всегда под капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, либо в результате загорания в карбюраторе или газовом баллоне. Первое, что необходимо сделать – это разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания.

Если машина работает на газе, закрываются два крана, расположенные в багажнике на баке с топливом. После этого направить струю огнетушителя на основание пламени; если его нет - использовать песок, землю, накидку, одежду. Эффективен также пакет с водой, брошенный с силой на объятые пламенем части автомобиля.

Далее:

  1.  если пожар затронул только карбюратор, достаточно включить мотор на максимальные обороты, что поможет потушить огонь;
  2.  если есть раненые, их необходимо отнести в безопасное место;
  3.  если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бензобак, единственное, что остается сделать - это быстро удалиться от машины;
  4.  сцены из фильмов, где взрывается автомобиль, в жизни довольно редки; это может произойти, если бензобак почти пустой или машина работает на газовой установке;
  5.  если пожар охватил салон автомобиля, знайте: опасность велика, огонь быстро распространяется по обивке, состоящей из ткани, пластика и синтетических волокон.

Советы водителям

1. Внимательность и предусмотрительность:

- нет правил, единых для всех условий движения. Кроме одного – за рулем всегда надо быть максимально осторожным и внимательным. Оно поможет вам избежать многих опасных ситуаций;

- ездите понятно для окружающих! Старайтесь управлять автомобилем так, чтобы ваши действия никогда не были неожиданными для других водителей и пешеходов;

- если поведение другого водителя вам не очень понятно, снижайте скорость;

- если водитель впереди снижает скорость, не спешите его обогнать, а осознайте сначала, почему он это делает;

- не будьте самоуверенны, остерегайтесь неуверенных лиц;

- приучайтесь управлять автомобилем, заглядывая далеко вперед и назад;

- нельзя водить автомобиль в расчете на то, что избегать опасностей вам помогут умение и предусмотрительность других водителей. Нужно всегда самому быть готовым избежать опасных последствий ошибок или легкомыслия окружающих;

- будьте психологом! Двигаясь за другим автомобилем, старайтесь предусмотреть действия его водителя, чтобы быть готовым ко всяким неожиданностям.

2. Бдительность и усталость:

- опасное дело – двигаться без остановок длительное время, это притупляет внимание;

- монотонная езда имеет гипнотическое действие. Время от времени меняйте темп движения, останавливайтесь для отдыха;

- держите руль без напряжения, но обязательно двумя руками. Это позволяет вести автомобиль без больших усилий и мгновенно выравнивать его при толчках;

- ночью водитель утомляется быстрее из-за напряженного зрения и повышенного внимания. Поэтому нужно чаще останавливаться для отдыха;

- никогда не управляйте автомобилем, если вы не здоровы или ощущаете утомление.

3. Соблюдение дистанций:

В потоке машин интервал и дистанция – самое главное в обеспечении безопасности движения.

- не «работайте локтями» на дороге: по обе стороны вашего автомобиля всегда должно оставаться хотя бы по пол метра пространства;

- при встречах с автопоездом интервал нужно увеличивать до одного метра, потому что прицеп редко когда идет по следу тягача;

- приучитесь всегда держаться правее. Хороший водитель должен занимать на дороге места не больше, чем ему положено;

- не «висите на хвосте» у впереди идущего автомобиля. Это утомительно и всегда опасно для всех участников движения.

4. Помните о тормозах:

- умелое применение тормозов – самое убедительное свидетельство высокого мастерства водителя. Оно тем выше, чем реже и более плавно вы тормозите;

- резкое торможение – прямой путь к заносу и выходу автомобиля из подчинения;

- старайтесь всегда держаться такой дистанции, чтобы тормозить только в крайнем случае;

- снизив скорость на одну треть, вы сократите тормозной путь больше, чем в два раза;

- всегда проверяйте работу тормозов, когда садитесь за руль автомобиля (особенно незнакомого);

- доведите управление тормозами до полного автоматизма – и вы выиграете немало времени для оценки дорожной обстановки;

- ни в чем так не видна разница между мастером и неопытным водителем, как в пользовании коробкой передачи и тормозами.

5. Внимание, поворот:

- только повороты дорог по-настоящему проверяют наше умение водить безопасно автомобиль;

- умело проехать поворот – не значит проехать его быстро;

- не пробуйте проходить повороты на высокой скорости (дорога – не гоночный трек, не спешите!)

- непосредственно на повороте забудьте о педалях сцепления и тормозах;

- визг шин при повороте – визитная карточка неопытного водителя;

- заранее снижайте скорость, пусть автомобиль поворачивает на колесах, а не на крыше;

- лучший стиль при повороте – всегда двигаться по своей полосе на дороге.

6. Не бойтесь заноса:

- скользкая дорога не терпит резкого торможения. Умеренность и плавность во всем – это первейший закон на такой дороге;

- помните, что занос легче упредить, чем преодолеть, когда он уже возник;

- при заносе не касайтесь тормозной педали. Сохранить прежнее направление движения помогут только спокойствие и умелая работа рулем;

- на скользкой дороге лучший способ тормозить – без использования тормозов;

- если под колесами неожиданно появился лед, не впадайте в панику, на трезвую голову всегда можно найти выход из затруднительного положения;

- попав на скользкий участок дороги, нет ничего хуже, чем сбросить «газ»;

- скользкой дорога может быть в любую пору года, особенно в дождь. Постоянно следите за состоянием дорожного полотна.

7. Безопасная скорость:

- скорость – достоинство автомобиля, если ведет его человек предусмотрительный и рассудительный;

- скорость становится опасной, когда не соответствует условиям движения;

- помните! Чем больше скорость, тем труднее остановить автомобиль. С ростом скорости автомобиля, скорость человеческих реакций не растет;

- будьте рассудительны в выборе скорости. Она всегда должна быть такой, чтобы тормозной путь не превышал расстояния видимости;

- чем выше скорость, тем меньше времени исправить возможные ошибки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85394. Глобальный мониторинг окружающей среды 48.5 KB
  Глобальный мониторинг окружающей среды Всемирной метеорологической организацией ВМО в шестидесятые годы была создана мировая сеть станций мониторинга фонового загрязнения атмосферы БАПМоН. Ее цель состояла в получении информации о фоновых уровнях концентрации атмосферных составляющих их вариациях и долгопериодных изменениях по которым можно судить о влиянии человеческой деятельности на состояние атмосферы. Развёрнутая там программа Глобальные системы мониторинга окружающей среды имеет 7 направлений: организация и расширение системы...
85395. Фоновый мониторинг 41 KB
  Программа наблюдения на фоновых станциях Целью фонового мониторинга является проведение долговременных систематических наблюдений за уровнем содержания ЗВ во всех объектах окружающей среды в районах которые находятся на значительном расстоянии от источников вредных выбросов. Для осуществления фоновых наблюдений создана сеть станций которые подразделяются на базовые и региональные. Состав показателей гидрометеорологических наблюдений: температура и влажность скорость и направление ветра давление облачность атмосферные явления туман...
85396. Региональный и импактный мониторинг 35.5 KB
  Установить контрольный уровень загрязняющих веществ создать систему раннего предупреждения экологической катастрофы установить фоновые уровни для основных экосистем завершить изучение биогеохимических циклов цель глобального мониторинга. Задачами экологического мониторинга на региональном уровне являются: контроль за фоновыми загрязнениями; наблюдение оценка прогноз трансграничных переносов вредный веществ; формирование распределённой базы данных об экологической обстановке в регионе. Обычно приходится иметь дело с целым рядом...
85397. Приоритетность загрязняющих веществ 86.5 KB
  Глобальная система мониторинга окружающей среды ГСМОС была создана совместными усилиями мирового сообщества основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу. Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия. Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях которым соответствуют специально разработанные программы: импактном изучение сильных воздействий в локальном...
85398. Контактные и дистанционные методы наблюдений 40.5 KB
  Контактные и дистанционные методы наблюдений Существуют два способа контактных измерений. Методы мониторинга за состоянием атмосферы. Контактные физикохимические методы контроля. Методы аналитической химии.
85399. Космическое зондирование 301 KB
  Орбиты разной высоты обеспечивают необходимые условия съемки для различных целевых задач: низкие околоземные орбиты предназначены для детальной съемки; орбиты средней высоты для менее детальной но более оперативной и территориально более захватной съемки; удаленные орбиты для постоянного наблюдения за определенным районом. с момента проведения съемки создавать цифровые карты на большие участки территории...
85400. Методы дешифрирования и цифровой обработки изображений, полученных в результате ДЗ 430 KB
  Поэтому дешифровщики космических снимков конечно же обязательно зная механизм изучаемых явлений например биологический местоположение и природнохозяйственные условия опорных наземных объектов очень часто пользуются методом аналогий при котором основную роль играют такие характеристики снимков как цвет яркость геометрия размер текстура. А на земле на опорных объектах работниками специальных служб агрометеорологами гидрологами гидрогеологомелиораторами лесомелиораторами измеряются наземные параметры характеризующие...
85401. Применение ГИС технологий в экологическом мониторинге 154 KB
  Применение ГИС технологий в экологическом мониторинге Геоинформационные системы ГИС автоматизированные информационные cистемы предназначенные для обработки пространственновременных данных основой интеграции которых служит географическая информация. В ГИС проявляется множество новых технологий пространственного анализа данных. В силу этого ГИС служит мощным средством преобразования и синтеза разнообразных данных для задач управления. Как системы использующие базы данных ГИС характеризуются широким набором данных собираемых с помощью...
85402. Принцип комплексной организации осуществления экологического мониторинга 50.5 KB
  Принцип комплексной организации осуществления экологического мониторинга. В силу того что экологическим мониторингом предусматривается наблюдение оценка и прогноз антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы и ответной реакции биологических систем на эти изменения в его организацию и осуществление закладывается принцип комплексного сочетания различных видов мониторинга окружающей среды. В 1978 году была обсуждена всемирная климатическая программа основной задачей которой было обеспечение климатического мониторинга и...