11091

Чрезвычайные ситуации экологического характера

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Чрезвычайные ситуации экологического характера Нарушение экологического равновесия Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Все элементы живой и неживой природы влияют на состояние и жизнедеятельность друг друг...

Русский

2013-04-04

192.24 KB

33 чел.

Чрезвычайные ситуации экологического характера

Нарушение экологического равновесия

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей  средой. Все элементы живой и неживой природы влияют на состояние и жизнедеятельность друг друга. Для жизни на Земле очень важно, чтобы между элементами живой и неживой природы сохранялось устойчивое экологическое равновесие.

Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария, которая привела к массовой гибели живых организмов и большому материальному ущербу.

Чрезвычайные ситуации экологического характера подразделяются на 4 вида.

Чрезвычайные ситуации

  1.  ЧС, связанные с изменением состава и свойств воздушной среды
  2.  ЧС, связанные с изменением состояния водной среды
  3.  ЧС, связанные с изменением состояния почвы, недр, ландшафта
  4.  ЧС, связанные с изменением состояния живой оболочки Земли
  5.  

Изменение воздушной среды

Загрязнение воздуха происходит по природным причинам и в результате хозяйственной деятельности человека.

Природные причины загрязнения воздуха:

  1.  космическая пыль,
  2.  деятельность вулканов,
  3.  действие ветра на почву и горные породы.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  1.  выбросы вредных веществ промышленных предприятий,
  2.  электростанций,
  3.  выбросы транспортных средств,
  4.  неосторожное обращение с огнём в лесах.

Изменение водной среды

  1.  Изменение водной среды происходит в  двух направлениях: истощение водных ресурсов и загрязнение воды.
  2.  Загрязнение воды происходит по природным причинам и в результате деятельности человека.

Природные причины загрязнения воды:

  1.  паводки,
  2.  сель,
  3.  размыв берегов,
  4.  загрязнения осадками.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  1.  промышленные сточные воды,
  2.  отходы и сбросы,
  3.  сельское хозяйство.

Истощение водных ресурсов – это обмеление водоёмов, исчезновение рек, высыхание озёр.

Причины истощения водных ресурсов:

  1.  вырубка лесов,
  2.  распашка степей,
  3.  осушение болот,
  4.  неконтролируемый выпас скота,
  5.  рост потребления воды.

Изменение состояния почвы

Изменение состояния почвы также происходит по природным причинам и в результате деятельности человека.

Природные причины разрушения почвы:

  1.  размыв почвы,
  2.  выветривание,
  3.  засоление,
  4.  оползни, обвалы, образование оврагов.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  1.  загрязнение тяжёлыми металлами, радиоактивными элементами, химическими и органическими веществами,
  2.  заражение почвы в результате антисанитарного состояния,
  3.  неправильная агротехника,
  4.  истощение,
  5.  заболачивание,
  6.  опустынивание.

Изменение состояния живой оболочки Земли

Земля населена живыми организмами – растениями, животными, микроорганизмами. Они составляют живую оболочку Земли.

Изменение состояния живой оболочки Земли происходит по природным причинам и в результате деятельности человека. Это вызывает исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменениям условий среды обитания, гибель растительности на обширной территории, массовую гибель животных. Живая среда теряет способность к восстановлению.

Живая и неживая природа находятся в постоянном взаимодействии.

Взаимодействие живой и неживой природы

Изменения в одной из составляющих этого взаимодействия приводят к нарушению экологического равновесия.

В настоящее время самое мощное воздействие на живую и неживую природу оказывает человек. Антропогенное воздействие – непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие через изменение им среды обитания. Человек стал оказывать влияние на природу с тех пор, как перешёл к охоте и земледелию. С середины 19 века начала интенсивно развиваться промышленность, что привело к загрязнению окружающей среды. К концу 20 века влияние человеческой деятельности на воздушную среду, водную среду и почву увеличивалось с развитием различных производств, освоением новых технологий и интенсификацией сельского хозяйства. В большинстве случаев деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды и гибели живых организмов. Это в свою очередь создаёт опасность для самого человека.

Вся живая оболочка находится под усиливающимся давлением разнообразной деятельности человека, поэтому для сохранения жизни на Земле и создания благоприятных условий существования живых организмов необходимо постоянно осуществлять природоохранные мероприятия.

Правила поведения, обеспечивающие экологическую безопасность человека

1.Не ходить, не бегать и не ездить на велосипеде рядом с оживлёнными автомагистралями. Избегать физических нагрузок на открытом воздухе в районах, перегруженных автотранспортом.

2.Купаться только в разрешенных местах чистых  экологически безопасных водоёмов.

3.На дачных участках, в садах и огородах не использовать химические методы борьбы с сорняками и вредителями.

4.Употреблять в пищу только качественные экологически безопасные продукты питания.

5.Отказаться от курения. Оно разрушает ваше здоровье.

6.Хорошо проветривать помещение и регулярно проводить влажную уборку в нём.

7.Установить в кухне и в ванной комнате вытяжки для удаления пара и неприятных запахов.

8.Установить бытовые фильтры очистки воды, используемой для приготовления пищи и питья.

9.Оборудовать свой дом (квартиру) так, чтобы уровень шума в нём в любое время суток не превышал предела безопасности.

10.Использовать в жилом помещении экологически безопасное оборудование и мебель.

11.Использовать одежду и бельё, изготовленное из натуральных волокон (хлопчатобумажное, льняное, шелковое, шерстяное). Стирать вещи, используя мыло, а при пользовании стиральными порошками тщательно их прополаскивать.

12.Продолжительность просмотра телепередач для школьников не должна превышать 1 часа в сутки, для взрослых – 4 часов.

13.Завести комнатные растения, лучше разновидности кактуса и хризантемы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56087. Кіммерійці та скіфи на території сучасної України 101.5 KB
  У відповідному місці впишіть назву кочових племен причорноморського степу що їх витіснили скіфи в VІІ ст. Скіфи –- кочові племена що витіснили кіммерійців на теренах Північного Причорноморя. Скіфи були, як і кіммерійці, кочівниками.
56088. Кіммерійці та скіфи на території сучасної України 62.5 KB
  Навчальна мета: закріпити знання з попередньої теми; розглянути з учнями історичний матеріал повязаний з життям на території сучасної України кочових племен кіммерійців та скіфів; при вивченні нового матеріалу...
56089. Школа проти СНІДу 123 KB
  Саме тому перш за все школа повинна стати середовищем для формування у молодих людей розуміння серйозності проблеми ВІЛ СНІДу та переваг здорового способу життя. Мета: ознайомити учнів з епідеміями що спіткали цивілізацію з сучасним станом розвитку епідемії ВІЛ СНІДу.
56090. Григорій Сковорода – філософ, поет, музикант. (“Всякому городу – нрав і права” із циклу “Сад божественних пісень”) 38.5 KB
  Сковорода: філософом поетом чи композитором. Тарас Шевченко Григорій Сковорода видатний український просвітитель поет педагог музикант ХVІІІ століття поборник правди чия творчість пройнята любов’ю до людей.
56091. ОСОБЛИВОСТІ ВИВЧЕННЯ ТВОРЧОСТІ Г.С. СКОВОРОДИ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТІ 186.5 KB
  Сковорода був близький йому своїми ідеями поглядами на призначення людини. Можливо він орієнтувався трохи на малюнок Івана Їжакевича Мандрівний філософ Сковорода і на малюнок Миколи Самокиша Сковорода...
56092. Бабусина скриня 72 KB
  Мета уроку: поглибити знання учнів з краєзнавства, акцентувати увагу на потребі зберігати як святиню усе те, що пов’язує людину з рідною землею; розвивати зв’язне мовлення та логічне мислення учнів...
56093. Скульптурний портрет 273 KB
  Обладнання: Для вчителя: ілюстративний матеріал таблиці зі схемами ліплення людської голови скульптурні роботи учнів. Для учнів: підкладні дошки пластилін стеки ганчірки для рук. Практична діяльність учнів. Хід уроку: Вчитель перевіряє готовність учнів до уроку наявність необхідних матеріалів.