11091

Чрезвычайные ситуации экологического характера

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Чрезвычайные ситуации экологического характера Нарушение экологического равновесия Экология это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Все элементы живой и неживой природы влияют на состояние и жизнедеятельность друг друг...

Русский

2013-04-04

192.24 KB

33 чел.

Чрезвычайные ситуации экологического характера

Нарушение экологического равновесия

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей  средой. Все элементы живой и неживой природы влияют на состояние и жизнедеятельность друг друга. Для жизни на Земле очень важно, чтобы между элементами живой и неживой природы сохранялось устойчивое экологическое равновесие.

Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария, которая привела к массовой гибели живых организмов и большому материальному ущербу.

Чрезвычайные ситуации экологического характера подразделяются на 4 вида.

Чрезвычайные ситуации

  1.  ЧС, связанные с изменением состава и свойств воздушной среды
  2.  ЧС, связанные с изменением состояния водной среды
  3.  ЧС, связанные с изменением состояния почвы, недр, ландшафта
  4.  ЧС, связанные с изменением состояния живой оболочки Земли
  5.  

Изменение воздушной среды

Загрязнение воздуха происходит по природным причинам и в результате хозяйственной деятельности человека.

Природные причины загрязнения воздуха:

  1.  космическая пыль,
  2.  деятельность вулканов,
  3.  действие ветра на почву и горные породы.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  1.  выбросы вредных веществ промышленных предприятий,
  2.  электростанций,
  3.  выбросы транспортных средств,
  4.  неосторожное обращение с огнём в лесах.

Изменение водной среды

  1.  Изменение водной среды происходит в  двух направлениях: истощение водных ресурсов и загрязнение воды.
  2.  Загрязнение воды происходит по природным причинам и в результате деятельности человека.

Природные причины загрязнения воды:

  1.  паводки,
  2.  сель,
  3.  размыв берегов,
  4.  загрязнения осадками.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  1.  промышленные сточные воды,
  2.  отходы и сбросы,
  3.  сельское хозяйство.

Истощение водных ресурсов – это обмеление водоёмов, исчезновение рек, высыхание озёр.

Причины истощения водных ресурсов:

  1.  вырубка лесов,
  2.  распашка степей,
  3.  осушение болот,
  4.  неконтролируемый выпас скота,
  5.  рост потребления воды.

Изменение состояния почвы

Изменение состояния почвы также происходит по природным причинам и в результате деятельности человека.

Природные причины разрушения почвы:

  1.  размыв почвы,
  2.  выветривание,
  3.  засоление,
  4.  оползни, обвалы, образование оврагов.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  1.  загрязнение тяжёлыми металлами, радиоактивными элементами, химическими и органическими веществами,
  2.  заражение почвы в результате антисанитарного состояния,
  3.  неправильная агротехника,
  4.  истощение,
  5.  заболачивание,
  6.  опустынивание.

Изменение состояния живой оболочки Земли

Земля населена живыми организмами – растениями, животными, микроорганизмами. Они составляют живую оболочку Земли.

Изменение состояния живой оболочки Земли происходит по природным причинам и в результате деятельности человека. Это вызывает исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменениям условий среды обитания, гибель растительности на обширной территории, массовую гибель животных. Живая среда теряет способность к восстановлению.

Живая и неживая природа находятся в постоянном взаимодействии.

Взаимодействие живой и неживой природы

Изменения в одной из составляющих этого взаимодействия приводят к нарушению экологического равновесия.

В настоящее время самое мощное воздействие на живую и неживую природу оказывает человек. Антропогенное воздействие – непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие через изменение им среды обитания. Человек стал оказывать влияние на природу с тех пор, как перешёл к охоте и земледелию. С середины 19 века начала интенсивно развиваться промышленность, что привело к загрязнению окружающей среды. К концу 20 века влияние человеческой деятельности на воздушную среду, водную среду и почву увеличивалось с развитием различных производств, освоением новых технологий и интенсификацией сельского хозяйства. В большинстве случаев деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды и гибели живых организмов. Это в свою очередь создаёт опасность для самого человека.

Вся живая оболочка находится под усиливающимся давлением разнообразной деятельности человека, поэтому для сохранения жизни на Земле и создания благоприятных условий существования живых организмов необходимо постоянно осуществлять природоохранные мероприятия.

Правила поведения, обеспечивающие экологическую безопасность человека

1.Не ходить, не бегать и не ездить на велосипеде рядом с оживлёнными автомагистралями. Избегать физических нагрузок на открытом воздухе в районах, перегруженных автотранспортом.

2.Купаться только в разрешенных местах чистых  экологически безопасных водоёмов.

3.На дачных участках, в садах и огородах не использовать химические методы борьбы с сорняками и вредителями.

4.Употреблять в пищу только качественные экологически безопасные продукты питания.

5.Отказаться от курения. Оно разрушает ваше здоровье.

6.Хорошо проветривать помещение и регулярно проводить влажную уборку в нём.

7.Установить в кухне и в ванной комнате вытяжки для удаления пара и неприятных запахов.

8.Установить бытовые фильтры очистки воды, используемой для приготовления пищи и питья.

9.Оборудовать свой дом (квартиру) так, чтобы уровень шума в нём в любое время суток не превышал предела безопасности.

10.Использовать в жилом помещении экологически безопасное оборудование и мебель.

11.Использовать одежду и бельё, изготовленное из натуральных волокон (хлопчатобумажное, льняное, шелковое, шерстяное). Стирать вещи, используя мыло, а при пользовании стиральными порошками тщательно их прополаскивать.

12.Продолжительность просмотра телепередач для школьников не должна превышать 1 часа в сутки, для взрослых – 4 часов.

13.Завести комнатные растения, лучше разновидности кактуса и хризантемы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77750. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 64 KB
  Методология это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования подходов и ориентиров в его проведении выборе средств и методов определяющих наилучший результат. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. На практике проведение исследования преследует разные цели например: мониторинг качества управления формирование атмосферы творчества и инноваций в...
77751. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ 31.5 KB
  Подходы к исследованию: Механистический подход признающий только причинноследственные связи явлений; Метафизический подход который отдает приоритет связям движения но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному; Организмический подход акцентирующий те связи которые действуют в живых организмах это главным образом связи функциональные; Диалектический подход основанный на связях рождаемых противоречием. Аспектный подход. Многоаспектный подход.
77752. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 81.5 KB
  Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом по каким критериям мы выбираем методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы. Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: Эмпирические методы построены на осмыслении практической деятельности сути и особенностей событий и ситуаций. Методы наблюдений исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации.
77753. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ 36.5 KB
  Система управления совокупность звеньев и связей между ними осуществляющих управление. Звенья системы управления выделяются: по специфике объему и масштабу полномочий трудоемкости работы равномерности распределения нагрузки квалификационным требованиям к персоналу информационному обеспечению возможностям территориального размещения сотрудников. Звенья составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Звенья системы управления...
77754. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ 56.5 KB
  Наиболее важными из них являются методы: исследования документов эксперимент социологические исследования тестирование коллективный анализ социометрические оценки деловые и инновационные игры имитационное моделирование. Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы. Эффективность исследования по документам зависит от: состава документов их содержания формы информационной классификации.
77755. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ИСУ 82 KB
  Наблюдаются ли процессы диверсификации в области исследования? В чем они проявляются? Почему возникает потребность в диверсифицированных методах исследования? Что собой представляют диверсифицированные методы исследования? Что дают диверсифицированные методы, в чем их сильные и слабые стороны?
77756. МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИСУ 79.5 KB
  Как мобилизовать и мотивировать творческий потенциал исследователя? Какую роль формирование группы играет в мобилизации творчества исследователя? Как социально-психологические факторы совместной деятельности исследователей влияют на результат?
77757. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ 46 KB
  Методы дивергенции Дивергенция это прием расширения границ предмета исследования которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения. К методам дивергенции можно отнести методы: обобщения литературы визуализации проблемы обсуждения анализа формулировок накопления и систематизации информации инвентаризации точек зрения и подходов анкетирования анализа ограничений. Методы трансформации Это следующий этап исследования.
77758. МЕТОД МЭТЧЕТА В ИСУ 37 KB
  Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Режимы исследования Первый режим мышления мышление по основным элементам. Течтемы средства осознания исследователем разнообразия действий которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. потребность в исследовании; ключевая категория исследования; предварительная гипотеза; подход парадигма исследования; переключение.