11091

Чрезвычайные ситуации экологического характера

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Чрезвычайные ситуации экологического характера Нарушение экологического равновесия Экология это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Все элементы живой и неживой природы влияют на состояние и жизнедеятельность друг друг...

Русский

2013-04-04

192.24 KB

33 чел.

Чрезвычайные ситуации экологического характера

Нарушение экологического равновесия

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей  средой. Все элементы живой и неживой природы влияют на состояние и жизнедеятельность друг друга. Для жизни на Земле очень важно, чтобы между элементами живой и неживой природы сохранялось устойчивое экологическое равновесие.

Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария, которая привела к массовой гибели живых организмов и большому материальному ущербу.

Чрезвычайные ситуации экологического характера подразделяются на 4 вида.

Чрезвычайные ситуации

  1.  ЧС, связанные с изменением состава и свойств воздушной среды
  2.  ЧС, связанные с изменением состояния водной среды
  3.  ЧС, связанные с изменением состояния почвы, недр, ландшафта
  4.  ЧС, связанные с изменением состояния живой оболочки Земли
  5.  

Изменение воздушной среды

Загрязнение воздуха происходит по природным причинам и в результате хозяйственной деятельности человека.

Природные причины загрязнения воздуха:

  1.  космическая пыль,
  2.  деятельность вулканов,
  3.  действие ветра на почву и горные породы.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  1.  выбросы вредных веществ промышленных предприятий,
  2.  электростанций,
  3.  выбросы транспортных средств,
  4.  неосторожное обращение с огнём в лесах.

Изменение водной среды

  1.  Изменение водной среды происходит в  двух направлениях: истощение водных ресурсов и загрязнение воды.
  2.  Загрязнение воды происходит по природным причинам и в результате деятельности человека.

Природные причины загрязнения воды:

  1.  паводки,
  2.  сель,
  3.  размыв берегов,
  4.  загрязнения осадками.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  1.  промышленные сточные воды,
  2.  отходы и сбросы,
  3.  сельское хозяйство.

Истощение водных ресурсов – это обмеление водоёмов, исчезновение рек, высыхание озёр.

Причины истощения водных ресурсов:

  1.  вырубка лесов,
  2.  распашка степей,
  3.  осушение болот,
  4.  неконтролируемый выпас скота,
  5.  рост потребления воды.

Изменение состояния почвы

Изменение состояния почвы также происходит по природным причинам и в результате деятельности человека.

Природные причины разрушения почвы:

  1.  размыв почвы,
  2.  выветривание,
  3.  засоление,
  4.  оползни, обвалы, образование оврагов.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  1.  загрязнение тяжёлыми металлами, радиоактивными элементами, химическими и органическими веществами,
  2.  заражение почвы в результате антисанитарного состояния,
  3.  неправильная агротехника,
  4.  истощение,
  5.  заболачивание,
  6.  опустынивание.

Изменение состояния живой оболочки Земли

Земля населена живыми организмами – растениями, животными, микроорганизмами. Они составляют живую оболочку Земли.

Изменение состояния живой оболочки Земли происходит по природным причинам и в результате деятельности человека. Это вызывает исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменениям условий среды обитания, гибель растительности на обширной территории, массовую гибель животных. Живая среда теряет способность к восстановлению.

Живая и неживая природа находятся в постоянном взаимодействии.

Взаимодействие живой и неживой природы

Изменения в одной из составляющих этого взаимодействия приводят к нарушению экологического равновесия.

В настоящее время самое мощное воздействие на живую и неживую природу оказывает человек. Антропогенное воздействие – непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие через изменение им среды обитания. Человек стал оказывать влияние на природу с тех пор, как перешёл к охоте и земледелию. С середины 19 века начала интенсивно развиваться промышленность, что привело к загрязнению окружающей среды. К концу 20 века влияние человеческой деятельности на воздушную среду, водную среду и почву увеличивалось с развитием различных производств, освоением новых технологий и интенсификацией сельского хозяйства. В большинстве случаев деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды и гибели живых организмов. Это в свою очередь создаёт опасность для самого человека.

Вся живая оболочка находится под усиливающимся давлением разнообразной деятельности человека, поэтому для сохранения жизни на Земле и создания благоприятных условий существования живых организмов необходимо постоянно осуществлять природоохранные мероприятия.

Правила поведения, обеспечивающие экологическую безопасность человека

1.Не ходить, не бегать и не ездить на велосипеде рядом с оживлёнными автомагистралями. Избегать физических нагрузок на открытом воздухе в районах, перегруженных автотранспортом.

2.Купаться только в разрешенных местах чистых  экологически безопасных водоёмов.

3.На дачных участках, в садах и огородах не использовать химические методы борьбы с сорняками и вредителями.

4.Употреблять в пищу только качественные экологически безопасные продукты питания.

5.Отказаться от курения. Оно разрушает ваше здоровье.

6.Хорошо проветривать помещение и регулярно проводить влажную уборку в нём.

7.Установить в кухне и в ванной комнате вытяжки для удаления пара и неприятных запахов.

8.Установить бытовые фильтры очистки воды, используемой для приготовления пищи и питья.

9.Оборудовать свой дом (квартиру) так, чтобы уровень шума в нём в любое время суток не превышал предела безопасности.

10.Использовать в жилом помещении экологически безопасное оборудование и мебель.

11.Использовать одежду и бельё, изготовленное из натуральных волокон (хлопчатобумажное, льняное, шелковое, шерстяное). Стирать вещи, используя мыло, а при пользовании стиральными порошками тщательно их прополаскивать.

12.Продолжительность просмотра телепередач для школьников не должна превышать 1 часа в сутки, для взрослых – 4 часов.

13.Завести комнатные растения, лучше разновидности кактуса и хризантемы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52805. EASTER 85.5 KB
  Jesus Christ, the Son of God, was resurrected (воскрес) and the Cross is a very important symbol. The egg is a symbol of a new life. Easter eggs are mostly red and are very beautiful. People decorate eggs in many ways.
52806. Використання методу проектів на уроках біології 2.75 MB
  Учитель повинен розвивати в учнів навички які потрібні людині ХХІ століття: відповідальність та адаптивність критичне та системне мислення вміння працювати з інформацією та медіазасобами ставити та вирішувати проблеми направленість на саморозвиток творчість і допитливість та інші. Сьогодні більшість учнів мотивована на стійке незалежне цілеспрямоване і самостійне навчання. Метод проектів вимагає ретельної підготовки вчителя оскільки від того наскільки він зможе зацікавити учнів темою проекту буде залежати і результативність роботи...
52807. Менеджмент у підприємницькій діяльності 2.44 MB
  Мета: познайомити з функціями менеджменту складанням бізнесплану; розвиватися вміння практикуватися в прийнятті управлінських рішень організаційній структурі підприємства. Знаючи сильні і слабкі боки свого підприємства економіст може запропонувати найефективнішу стратегію розвитку. Наприклад розпочати кар'єру з позиції рядового бухгалтера і поступово дорости до фінансового директора підприємства. Аналізуючи дані бухобліку економіст шукає шляхи оптимізації бізнесу вираховує слабкі місця у роботі підприємства: фонд...
52808. Education. Schools in Ukraine and Great Britain 1.63 MB
  Aims: To practise the pupils in using the topic words and expressions in speech; To develop the pupils’ skills in listening to the text ignoring unknown words; To develop reading skills; To do creative exercises connected with the texts of reading and listening;
52809. The System of Education in Great Britain 32.5 KB
  Good afternoon, pupils. I’m glad to see you again. How are you today? How is your day going? Great! We heard much about England, and we learn the language of this country, but we have never thought how pupils and students live there. So today we are going to discuss the system of education in Great Britain. I hope we will find out much new information for us. I think we can start.
52810. Єгипет – перлина стародавніх цивілізацій 39.5 KB
  Пояснювати структуру суспільства. Обладнання: роздавальний матеріал Структура єгипетського суспільства атлас контурні карти підручник. Структура суспільства. Опрацювати відповідний текст параграфа і дати відповіді на запитання: Як зрошувалися землі до яких не доходила вода Чому на роботах з осушення і зрошення долини Нілу брало участь усе доросле населення Хто організовував роботу людей давав їм завдання стежив за порядком Структура суспільства Поки шестикласники дають відповіді на поставлені запитання у класі починає...
52811. Розквіт та занепад Давньоєгипетської держави 97.5 KB
  Мета: Сформувати уявлення про передумови перетворення Єгипту в могутню державу; з'ясувати напрямки та наслідки військових походів фараонів; охарактеризувати релігійну реформу; розвивати вміння використовувати історичну карту та висловлювати думку щодо причин занепаду держави. Актуалізація опорних знань учнів Пригадайте коли утворилась Давньоєгипетська держава Хто очолював державу Якою була влада фараона ІІ. до нашої ери фараони дуже багато воювали. Але проводячи військові походи фараони втратили контроль над номархами...