11205

Правовые основы проведения аграрной реформы в России

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема: Правовые основы проведения аграрной реформы в России. Объективные предпосылки реорганизации колхозов и совхозов. Порядок определения земельных долей и имущественных паёв в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Особенност...

Русский

2013-04-05

61.5 KB

6 чел.

Тема: «Правовые основы проведения аграрной реформы в России».

  1.  Объективные предпосылки реорганизации колхозов и совхозов.
    1.  Порядок определения земельных долей и имущественных паёв в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий.
    2.  Особенности приватизации предприятий агропромышленного комплекса.
    3.  Цели и задачи аграрной реформы.
    4.  Продовольственная безопасность Российской Федерации.

1. Объективные предпосылки реорганизации колхозов и совхозов.

Основными видами сельскохозяйственных предприятий в СССР были колхозы и совхозы.

Примерные уставы определяли колхоз как кооперативную организацию добровольно объединившихся крестьян для совместного ведения крупного социалистического сельскохозяйственного производства на основе обобществлённых средств производства и коллективного труда.

Колхозам всегда был присущ ряд признаков кооператива, например:

  1.  Членство;
  2.  Общее собрание членов;
  3.  Выборность председателя.

Однако принудительное обобществление земель и имущества крестьян при создании колхозов, произвольное распоряжение произведённой ими продукцией на основе планов государственных поставок и государственных закупок и другие проявления административно-командной системы управления обусловили фактическое огосударствление колхозов, то есть чрезмерное, несоответствующее их кооперативному статусу сужение их самостоятельности, отчуждение членов колхоза от создаваемой их трудом продукции.

Правовой статус колхоза можно определить следующим образом:

Колхоз – это коллективное хозяйство, созданное на земле, находящейся в исключительной собственности государства и переданной хозяйству в бессрочное и бесплатное пользование для производства и реализации в основном государству сельскохозяйственной продукции, имеющее как бы кооперативную организационно-правовую форму, но функционирующее в огосударствлённом виде.

На конец 1987 года в СССР насчитывалось 26,6 тысяч колхозов. В них было занято 12,2 миллионов человек. За колхозами закреплялось 169,2 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий.

В конце 80-х годов XX века начинается постепенный процесс расширения прав колхозов, нашедший отражение в законе 1988 года «О кооперации в СССР». Начали создаваться внутриколхозные арендные коллективы, наделённые правами самостоятельно организовывать производства и реализовывать производимую продукцию.

Совхозы функционировали как государственные сельскохозяйственные предприятия.

Совхоз использовал землю, находящуюся в государственной собственности, всё его имущество, в том числе производимая продукция, было государственной собственностью.

Директор назначался государственным органом, трудовой коллектив состоял из рабочих и служащих, работающих по найму.

Органы государственного управления осуществляли планирование производственно-хозяйственной деятельности совхоза, доводили до него планы государственных поставок, закупок сельхоз продукции.

В конце 1987 года насчитывалось примерно 23,3 тысячи совхозов. В них было занято примерно 12 миллионов человек. За совхозами закреплялось 364,5 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий.

В 80-е годы XX века в связи с неэффективностью планово-административной модели организации сельскохозяйственного производства стали применяться меры по совершенствованию экономического механизма.

Внедрялся внутренний хозрасчёт, расширялись права по реализации произведённой продукции.

В 1990 году в Конституцию РСФСР было внесено дополнение о том, что собственностью совхозов является произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной не запрещённой законом деятельности.

Реформирование колхозной и совхозной форм организации производства стало неизбежным при переходе России к рыночной экономике.

Закон «О земельной реформе» и Земельный Кодекс 1991 года установили право на приватизацию земель сельскохозяйственных предприятий.

Фактически же приватизация начинается чуть позже и связана она с реорганизацией колхозов и совхозов.

Такая реорганизация началась с принятия Указа Президента от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и пакета рекомендаций Министерства Сельского Хозяйства.

Реорганизация колхозов и совхозов – это процесс преобразования форм хозяйствования, сложившихся в условиях планово-централизованной экономике СССР и создание на их основе новых организационно-правовых форм, соответствующих периоду перехода к рыночной экономике.

Особенность этой реорганизации заключается в её обязательном характере.

Основное содержание реорганизации.

  1.  Во-первых, осуществляется приватизация сельскохозяйственных угодий, находящихся в постоянном пользовании предприятия, посредством раздела их на условные земельные доли.
  2.  Во-вторых, определяются имущественные паи работников предприятия и некоторых других лиц и приватизируется имущество государственных сельхоз предприятий.
  3.  В-третьих, из реорганизуемого предприятия выходят с земельными долями и имущественными паями лица, желающие создать крестьянско-фермерское хозяйство.

То есть, обращают наше внимание – вот откуда пошли эти земельные доли. А единственный случай получить эти земельные доли в натуре – это создать крестьянско-фермерское хозяйство.

  1.  Колхозы и совхозы преобразуются в хозяйственные товарищества, общества или производственные кооперативы. При этом используются два варианта:
    1.  Предприятие реорганизуется как единое хозяйство.
    2.  На добровольной основе происходит раздел предприятия на несколько предприятий, каждое из которых выбирает свою организационно-правовую форму.

По данным статистики, большинство крестьян отдали предпочтение коллективной форме хозяйствования.

2. Порядок определения земельных долей и имущественных паёв в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий.

В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

Трудовые коллективы принимают решения о выборе формы собственности на землю, предусмотренную земельным кодексом. С учётом этого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельхоз предприятий подаётся заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.

К этой заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно. В них включаются:

  1.  во-первых, работники колхозов и совхозов, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях (то есть если пенсионер на постоянное место жительство уехал из колхоза или совхоза – право не сохранялось, а если остался – то сохранялось, и неважно, как давно он вышел на пенсию или сколько проработал), также лица уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года (все, кто был уволен ранее этой даты автоматически лишались права приобретать в собственность бесплатно);
  2.  во-вторых, лица, занятые в социальной сфере села (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий);
  3.  и, в-третьих, временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы; работники, направленные на повышение квалификации; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребёнком).

Разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков:

  1.  во-первых, переданных в ведение муниципальных органов, в том числе земель приусадебного фонда; участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;
  2.  во-вторых, включённых в фонд перераспределения земель;
  3.  в-третьих, занятых под дорогами общего пользования;
  4.  в-четвёртых, используемых сорто-участками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур;
  5.  и, в-пятых, переданных данному хозяйству в аренду.

Земельная доля – это в праве общей собственности на земли реорганизованного сельскохозяйственного предприятия, имеющая количественное выражение и не отграниченная на местности.

Её размер определяется в гектарах или в балло-гектарах, учитывающих не только размер земельной площади, но и её качество.

При определении земельных долей устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение земельной доли.

Размер индивидуальной земельной доли устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы.

Имущественный пай – это часть стоимости имущества реорганизуемого предприятия, причитающаяся конкретному лицу с учётом его вклада в создание этого имущества.

Определение размера индивидуальных имущественных паёв осуществляется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия.

Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых законодательством установлен особый режим приватизации (например, жилищный фонд совхозов), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создаётся.

Имущественный пай работника в общем паевом фонде определяется с учётом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства. Им может осуществляться с учётом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей.

Паи работников, занятых в социальной сфере, определяются в порядке, устанавливаемым трудовым коллективом.

Владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующим образом:

  1.  Первый вариант – получить при выходе из хозяйства с целью создания фермерского хозяйства.
  2.  Второй вариант – внести в качестве взноса в уставный (складочный) капитал создаваемого товарищества, общества или кооператива.
  3.  Третий вариант – получить денежный эквивалент стоимости имущественного пая и/или земельной доли.
  4.  И четвёртый вариант – продать или сдать в аренду другим владельцам долей, паёв.

Имущественные паи и земельные доли передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством.

3. Особенности приватизации предприятий агропромышленного комплекса.

Приватизация означает преобразование государственной и муниципальной собственности в частную.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в собственности физических и/или юридических лиц.

Принципы приватизации.

  1.  Во-первых, признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества.
    1.  Открытость деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления.
    2.  И третий принцип – отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц исключительно на возмездной основе – за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций Открытого Акционерного Общества, в уставный капитал которого вносится государственное или муниципальное имущество.

Приватизация имущества в агропромышленном комплексе имеет свою специфику.

Правительство установило особый порядок реорганизации некоторых предприятий и приватизации их имущества.

Выделены четыре группы предприятий, для каждой из которых установлены свои требования к приватизации.

1 группа. Ряд объектов и предприятий приватизируется по решению госкомимущества с согласия Министерства сельского хозяйства и Российской Академии сельскохозяйственных наук. Например, племенные и конные заводы, селекционные центры, лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур и так далее.

Здесь обязательное условие – сохранение выполнения такими предприятиями производственных функций по основной специализации. В связи с этим выделение части имущества и земли в натуре при выходе работника из состава хозяйства не допускалось.

2 группа. Передача имущества некоторых предприятий в собственность трудовым коллективам учебно-опытных, учебно-производственных, опытно-производственных и других хозяйств высших и средних специальных сельскохозяйственных учебных заведений, научно-исследовательских институтов могла осуществляться по решению госкомимущества с согласия Министерства сельского хозяйства, Российской Академии сельскохозяйственных наук и других заинтересованных министерств и ведомств. При этом требовалось объединение имущественных паёв и земельных долей в размере, обеспечивающим учебный или исследовательский процесс.

3 группа. Специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, рисоводческие, виноградорские, чаеводческие, по выращиванию лекарственных трав, зверосовхозы – приватизировались без каких-либо ограничений лишь с требованием сохранения целесообразности специализированных участков производства, технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.

4 группа. Приватизация имущества животноводческих комплексов, птицефабрик, парниково-техничных комбинатов осуществлялась при условии согласия Министерства сельского хозяйства и отсутствия у работников права получить земельную долю в натуре при выходе из хозяйства в случае, если земельные площади хозяйства достаточны лишь для обеспечения кормами животноводства.

Запрещена приватизация, например: водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений; предприятий, осуществляющих посев и возделывание культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества.

Ещё одна группа осталась не разобранной, так что на следующей лекции напомнить – с ней начнём.

4. Цели и задачи аграрной реформы.

5. Продовольственная безопасность Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24963. Договор аренды 57 KB
  Договор аренды По договору аренды имущественного найма арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Договор аренды консенсуальный возмездный взаимный и двусторонний. В настоящее время объектами аренды могут быть земельные участки и участки лесного фонда. Единственным существенным условием договора аренды в силу требования закона является условие о предмете аренды.
24964. Договор аренды транспортных средств 43 KB
  Договор аренды транспортных средств Выделение договора аренды транспортного средства в качестве отдельного вида договора аренды продиктовано особенностями его предмета транспортного средства. По второму признаку аренда конной повозки с неизбежностью будет отнесена к аренде движимой вещи но не к аренде транспортного средства. Закон регламентирует две разновидности договора аренды транспортного средства: 1 аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации; 2 аренда транспортного средства без...
24965. Аренда недвижимости 56 KB
  По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса используемого для осуществления предпринимательской деятельности арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки здания сооружения оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства передать в порядке на условиях и в пределах определяемых договором запасы сырья топлива материалов и иные оборотные средства права пользования землей водой и другими природными ресурсами зданиями...
24966. Договор строительного подряда. Понятие и предмет договора 70.5 KB
  Договор строительного подряда. По договору строительного подряда одна сторона подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы а другая сторона заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ принять их результат и уплатить обусловленную цену п. основной отличительный признак договора строительного подряда – характер работ и особая область в которой они осуществляются. Следовательно выполнение монтажных работ...
24967. Сравнительная характеристика договоров поручения, комиссии и агентского договора. Значение этих договоров 55.5 KB
  Сравнительная характеристика договоров поручения комиссии и агентского договора.971 ГК – легальное определение дра поручения. и фактических действий; 2 длящийся харр; 3 агент действует либо от своего имени и за счет принципала модель отношений дра комиссии либо от имени и за счет принципала модель отношений дра поручения но при этом агентский договор никогда не носит личнодоверительного характера. деятти хотя бы одним из его учв – поручение всегда возмездно если только в самом дре не предусмотрено иное; 3 отношения учв...
24968. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд 54.5 KB
  Заказчик уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров выполнение работ оказание услуг сведения о которых составляют государственную тайну. При этом создание комиссии по размещению заказа определение начальной цены контракта предмета и его существенных условий утверждение проекта контракта конкурсной документации документации об аукционе определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком уполномоченным органом а...
24969. Договор займа и кредитный договор 36 KB
  Договор займа и кредитный договор 1. Понятие Договор займа кредитный договор и договор факторинга оформляют единые экономические кредитные отношения. По договору займа одна сторона заимодавец передает в собственность другой стороне заемщику деньги или другие вещи определенные родовыми признаками а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег сумму займа или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества абз. Эта сделка: односторонняя заемщик обязан возвратить сумму займа а займодавец имеет...
24970. Кредитный договор 50.5 KB
  Именно поэтому закон говорит о предоставлении кредита в виде денежных средств п. Вознаграждение кредитору определяется в виде процентов начисленных на сумму кредита за все время его фактического использования. Обязанности заемщика состоят в возврате полученного кредита и уплате предусмотренных договором или законом процентов за его использование. Законом определяется момент исполнения заемщиком обязанности по возврату суммы кредита п.
24971. Договор лизинга (понятие, содержание, виды) 47.5 KB
  Договор лизинга понятие содержание виды Понятие признаки содержание. Договор лизинга является двусторонним взаимным консенсуальным возмездным. Лизингодатель не имеет прямой заинтересованности в конкретном имуществе являющемся предметом лизинга. Главной обязанностью лизингодателя по договору лизинга является финансирование покупки предмета лизинга и получение прибыли на вложенные деньги.