11211

Фонетика и фонология изучаемого языка. Специфика структуры английского произношения

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

ЛЕКЦИЯ 2 Фонетика и фонология изучаемого языка. Специфика структуры английского произношения Литературное произношение. Понятие орфоэпии. Языковая фонетическая интерференция. Понятие фонетической базы Артикуляционная и просодическая база. Артикуля...

Русский

2013-04-05

48 KB

120 чел.

ЛЕКЦИЯ 2

Фонетика и фонология изучаемого языка.

Специфика структуры английского произношения

  1.  Литературное произношение. Понятие орфоэпии.
  2.  Языковая (фонетическая) интерференция.
  3.  Понятие фонетической базы Артикуляционная и просодическая база.
  4.  Артикуляционная база: статический и динамический аспекты.
  5.  Просодическая база: мелодика, фразовая акцентуация, ритм как уровни просодической базы.
  6.  Сравнение фонетических баз русского и английского языков.

Литературное произношение. Понятие орфоэпии.

Произношение – это совокупность особенностей артикуляции звуков речи в каждом конкретном языке, термин, объединяющий в практическом аспекте все компоненты фонетического строя языка, т.е. фонемный состав, ударение и интонацию. Правильное литературное произношение – это произношение, соответствующее орфоэпическим нормам данного языка. Орфоэпия буквально значит правильное произношение. Однако иногда под этим разумеют вообще произношение литературного языка и говорят о «хорошей» и «плохой» орфоэпии. В науке о языке орфоэпия означает раздел, посвященный произносительным нормам. Нормировать можно только литературное произношение, что необходимо для радио вещания, театра, школы и ораторского искусства. Орфоэпическая норма является одним из двух аспектов произносительной нормы и определяет употребление фонем, порядок их следования в слове, т.е. нормативный фонемный состав слова, подобно орфографии, определяющей нормативный буквенный состав слов на письме. Второй аспект произносительной нормы – орфофония – устанавливает нормативную реализацию звуковых функциональных единиц, т.е. правила произношения аллофонов фонем. Различение двух аспектов нормы - орфоэпии и орфофонии – имеет большое значение при исправлении диалектических ошибок и при обучении иностранному языку, т.к. овладение орфофонией требует создания новых артикуляторных привычек, воспитания новых произносительных навыков. Т.о. литературное произношение находится в зависимости от фонологической системы языка, т.е. от инвентаря фонем, правил их дистрибуции, чередования, сочетаемости, функциональной нагрузки.

В английском языке литературное произношение определяется так называемым вариантом Good English, Well-bred English, Kings English, Received (Standard) English, Public School English. Американский вариант английскогоэто General American (GA)+ Eastern American, Southern American, в АвстралииEducated Australian (Cultivated Australian), General Australian, Broad Australian.

Т.о., как вы уже поняли, произношение ни коим образом нельзя назвать величиной постоянной. Оно может меняться в зависимости от различных факторов, в том числе и экстралингвистических: территориальных, социальных, ситуационных. В соответствии с этими факторами, можно выделить следующие направления фонетики: лингвогеографию, социофонетику и фоностилистику, о которых мы поговорим чуть позже.

Языковая (фонетическая) интерференция.

 Ещё одним из таких факторов, приводящим к отклонению от принятого произносительного стандарта может стать ситуация двуязычия.

. Результатом такой ситуации может стать так называемая межъязыковая интерференция (от лат. Inter между собой, взаимно и   ferio касаюсь, ударяю), которая выражается в отклонениях от нормы и от системы второго языка под влиянием родного.

Предлагается различать 4 основных типа  фонологической интерференции: недодифференцированность и сверхдифференцированность фонем,  реинтерпретация (переосмысление) различий и звуковая субституция.

Термин «интерференция» используется также для обозначения её результата. Интерференция, происходившая в прошлом, может оставлять следы в системе языка в виде субстрата и суперстрата.

 

Понятие фонетической базы.

Общая совокупность произносительных признаков языка, наиболее часто встречающихся в речи и воспринимающихся как её характерная окраска, называется - фонетической базой языка. Фонетическая база  любого языка представлена двумя аспектами: артикуляционным и просодическим.  

Артикуляционная база: статический и динамический аспекты.

Артикуляционная базасовокупность особенностей артикуляционной работы органов речи, свойственных данному языку и выделяемых путём сопоставления с фонетической системой родного языка. 

Т.о. специфика артикуляционной базы любого языка проявляется двояко: для неё характерны определённые точки артикуляции и траектории артикуляции, описывая которые, можно получит представление о статических и динамических характеристиках артикуляционной базы данного языка.

Просодическая база: мелодика, фразовая акцентуация, ритм как уровни просодической базы.

Существуют 2 чётко выраженные и диаметрально противоположные точки зрения в понимании явления, которое называют просодией. 

Одна из них разграничивает понятия просодии и интонации и относит их к разным речевым сегментам: просодию - к слогу, интонацию – к фразе

Вторая точка зрения понимает под просодией систему супрасегментных средств, в которой можно выделить ряд единиц. Обычно эти единицы называют компонентами просодии. Выделяются следующие основные  компоненты: речевая мелодия, ударение, ритм и некоторые другие.

Под речевой мелодией понимается изменение высоты тона. Уточним прочие понятия, с которыми будем работать.

Терминальным тоном мы называем тональные изменения, реализующиеся в последнем ударном слоге и последующих безударных слогах. В английском языке различаются простые терминальные тоны и сложные. Простые тоны характеризуются тональными изменениями, по преимуществу, в одном направлении (вверх,  вниз или вперёд). Сложные тоны характеризуются изменениями в разных направлениях. 

Простые тоны имеются во всех языках и могут быть отнесены к  категории универсалий. Сложные тоны – явление более редкое и менее изученное

К простым тонам относятся:

  1.  Низкий\ средний нисходящий тон (Low Fall). Второй вариант этого тона имеет увеличенный интервал падения.
  2.  Высокий нисходящий тон. Падение в этом случае заканчивается на низком уровне, т.е. тон имеет максимальный интервал изменения. (High-Fall   or Glide-Down)
  3.  Восходяще-нисходящий тон. Восходящая часть локализуется в высоком регистре,  а нисходящее движение  доходит до низкого регистра.
  4.  Низкий восходящий тон. Он имеет 2 варианта – с малым и увеличенным интервалом подъёма. (Low-Rise or Glide Up\ Take Off)
  5.  Высокий\средний восходящий тон (High \ Mid-Rise).Второй вариант имеет увеличенный интервал изменения.
  6.  Нисходяще-восходящий тон (Fall-Rise or Dive).Движение тона происходит в низком регистре. Фонетическая реализация этого тона зависит от структуры  акцентированного слова. Если это односложное слово с конечным шумным согласным (типа 6), то весь контур реализуется на гласном. Если слог закрыт сонорным (как в слове 10), то восходящее движение происходит на этом звуке. Наконец, если имеется заядерная часть, то восходящее движение реализовано на ней (ne\ve/r)
  7.  Восходяще-нисходяще-восходящий тон в низком регистре (Rise-Fall-Rise).

  1.  Ровный тон на среднем уровне (Mid-Level ).

В лингвистике чётко различаются словесное и фразовое ударение. Словесное ударение выделяет слог и организует слово, фразовое ударение выделяет наиболее важные по смыслу слова и наряду с организующей функцией выполняет и смысловую функцию. Обычно выделяется 2 типа фразового ударения: централизованное и децентрализованное. Во фразе с децентрализованным ударением смысловая связь между словами более тесная, чем при централизованном. Поэтому-то вся фраза и воспринимается как единый смысловой центр.  При централизованном ударении слова получают индивидуальную выделенность, и поэтому связь между ними менее тесная.

 

Наконец, третий основной слой просодической базы языка представлен ритмом. Речевой ритмэто периодичность, сходных и соизмеримых явлений. Периодичность в речи на фонетическом уровне создаётся различными факторами: звуковыми (сегментными) и просодическими (супрасегментными).

К звуковой периодичности можно отнести смену согласных и гласных, повторение одинаковых звуков (аллитерация, ассонанс) или группы звуков и т.д. К просодическим относится периодичность употребления определенных тонов, акцентных структур, мелодических контуров и т.д.

Что касается просодических баз, тот количество наиболее употребляемых интонационных конструкций русского языка в отличие от английского с его 10 тоногруппами, сводится к 7, хотя основные ядерные тоны те же: восходящий, нисходящий, ровный и их разнообразнейшие комбинации и вариации по высоте.

ИК – 1: нисходящий тон (\) – сообщение:

- Здесь живут мои родители (=\). И сестра (\) здесь живёт.

ИК – 2: нисходящий тон в сочетании с некоторыми просодическим усилением (\+). Так оформлен требовательный специальный вопрос и побуждение типа приказа:

- Когда это произошло? (=\+)

- Закройте окно (\+) !

ИК -3: восходящий тон с последующим падением (\). Это интонация общего вопроса и незавершённости:

- Вы были в театре (/)?

ИК – 4: нисходяще-восходящий тон (\/ ). Типичное использование по Брызгуновой – сопоставительные вопросы:

-Его сестра приехала. – А жена? (\ /)

ИК – 5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов ( /=\). Эта конструкция часто оформляет восклицания.

- Какая погода ( /=\)!

- Великолепно (/ =\)!

ИК -6: сочетание восходящего и ровного тонов (/=). Используется в оценочных восклицаниях.

- Какой вечер (/=) тёплый (:)!

ИК -7: сочетание восходящего тона с гортанной смычкой (/q). Используется в экспрессивных оценках:

- Хорошо (/q)!

Е.А. Брызгунова признаёт наличие и других просодических признаков и конфигураций (как тональных так и нетональных), но считает их менее значимыми.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34819. Современный философский иррационализм: «философия жизни», экзистенциализм, психоанализ 36 KB
  Вопервых развитие всех трех иррационалистических типов можно подчинить следующей схеме: на первом этапе развития того или иного типа всегда наблюдается противопоставление иррационального рациональному что является реакцией на классическую философскую традицию которая подавляла и вытесняла иррациональное на периферию философии. Гегеля первый этап в философии С. Киркегора иррационализм принимает крайнюю форму антирационализм второй этап в философии французских экзистенциалистов ХХ века заметна тенденция к соединению рационального и...
34820. Философское учение о бытии и субстанции. Диалектика бытия и небытия. Бытие и ничто 58 KB
  Диалектика бытия и небытия. бытие от небытия и следовательно может считать все бытие как истинным с начала и до конца так и ложным в каждом его пункте. Поэтому чтобы окончательно добить софиста нужно бытие точнейшим образом отличать от небытия однако так чтобы небытие и ложь все же в известном смысле существовали рядом с бытием и истиной. А это приводит нас уже к диалектике бытия и небытия.
34821. Понятие материи. Специфика философского понимания материи. Онтологический и гносеологический аспекты понятия материи. Объективная реальность 43.5 KB
  Специфика философского понимания материи. Онтологический и гносеологический аспекты понятия материи. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии как диалектический материализм.
34822. Материя как субстанция. Атрибуты материи ( пространство, время, движение) 25.5 KB
  Атрибуты материи пространство время движение Материя лат. Проство и времяфилософские категории всеобщие формы существования координации объектов. Но по теории относительности к 3 пространственным параметрам длина ширина высота добавляется время. Время как философская категория служит для обозначения всеобщего свойства материальных процессов протекать обладать длительностью и развиваться по этапам и стадиям.
34823. Основные формы существования материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Человек как высшая форма существования материи. Проблема сущности человека 32.5 KB
  Проблема сущности человека Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: 1 формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2 между формами движения существует генетическая связь то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3 высшие формы...
34824. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материя для медика 44.5 KB
  В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так с точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции это первоначальная форма материализма в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов Фалес. Существуют и такие разновидности материализма как например последовательный материализм в рамках которого принцип...
34825. Постановка проблемы сознания в философии. Отражение как атрибут материи. Развитие форм отражения как предпосылка возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения 40.5 KB
  Развитие форм отражения как предпосылка возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения. Логично предположить что вся материя обладает свойством по существу родственным с ощущением свойством отражения. присущее всей материи свойство отражения.
34826. Сущность сознания. Проблема идеального. Критика альтернативных концепций сознания 38 KB
  Критика альтернативных концепций сознания. Таким образом речь как и орудия труда это важнейший фактор формирования сознания человека и его мира. Еще раз отметим что идеальное главнейший признак сознания обусловленный социальной природой человека.
34827. Сознание как субъективный образ объективного мира. Творческая природа сознания. Сознание и самосознание. Рефлексия и интенсивность. Проблема формирования человеческой психики у слепоглухих детей 40 KB
  Творческая природа сознания. Способность к целеполаганию специфически человеческая способность составляющая кардинальную характеристику сознания. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей а также переживание т. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.