11217

Фонетика и фонология изучаемого языка. учение о фонеме

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

ЛЕКЦИЯ 3. Фонетика и фонология изучаемого языка. учение о фонеме Теория фонемы. Абстрактный материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы. Фонема и аллофоны. Функции фонемы. 1.Теория фонемы. Основные направления в рамках учения о фонеме.

Русский

2013-04-05

57.5 KB

68 чел.

ЛЕКЦИЯ 3.

Фонетика и фонология изучаемого языка.

учение о фонеме

  1.  Теория фонемы.
  2.  Абстрактный, материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы.
  3.  Фонема и аллофоны.
  4.  Функции фонемы.

1.Теория фонемы. Основные направления в рамках учения о фонеме.

До сих пор мы рассматривали материальную базу звукового общения, которая включает 3 вида субстанции: артикуляционную, акустическую и перцептивную. Теперь речь пойдёт о фонологии. В этом разделе фонетики описывается функционирование звуков в системе языка.

Идею отграничения функционального подхода к звукам речи от изучения их материальной стороны впервые ясно выразил в конце 19 века русский учёный польского происхождения И.А. Бодуэн де Куртене.

И. А. Бодуэн де Куртенэ по праву считается основоположником учения о фонеме: хотя сама идея что называется, носилась в воздухе, Бодуэн первым придал ей вид законченной теории, когда написал свою работу «Сравнительная грамматика славянских языков».

В самых первых его определениях фонемы Бодуэн де Куртенэ делает акцент на физиологическом (антропофоническом) аспекте фонемы как далее неделимой единицы языка.

Рассматривая то, чему может соответствовать фонема в речи, автор замечает, что понятие фонемы разлагается на два существенно различные:

  1.  просто обобщение антропофонических свойств,
  2.  подвижной компонент морфемы и признак известной морфологической категории;  

и далее подчеркивает, что «…При дальнейшем развитии этих мыслей необходимо будет строго различать названия двух сторон понятия «фонема» и, вместе с тем, установить для них частные термины…»

Мы полагаем, что концентрация внимания на одном из понятий стала причиной противоречий между двумя крупнейшими фонологическими школами России.

В более поздней своей работе, озаглавленной недвусмысленно «Фонема», Бодуэн де Куртенэ обращает внимание на психический аспект фонемы, определяя ее как «психически живую единицу языка», «психический эквивалент звука», и заканчивает статью попыткой синтеза обоих аспектов:

  1.  «фонема – это единый неделимый в языковом отношении антропофонический образ, возникший из целого ряда одинаковых и единых впечатлений, ассоциированных с акустическими и фонационными (произносительными) представлениями.
  2.  «фонема – это единое фонетическое представление, возникшее в душе путем психического слияния впечатлений, полученных от произнесения одного итого же звука».
  3.  «фонемы – единые непреходящие представления звуков языка»

Заинтересованность автора в психическом аспекте фонемы появляется уже в подборе слов: впечатление, ассоциированные, представления, психическое слияние впечатлений. Показательным является так же тот факт, что на данном этапе развития теории фонемы Бодуэн де Куртенэ выделяет в ее психическом аспекте впечатления акустические и фонационные, не давая, еще, однако, специальных терминоединиц  для этих понятий. Его увлеченность психической стороной проблемы доходит до своего логического конца  в работе 1917г «Введение в языковедение», где к определениям интенсиональной терминоединицы добавляются и две недостающие: «акусма» - для акустических впечатлений (далее неразложимый акустический или слуховой (аудиционный) элемент) и «кинема» для произносительных впечатлений  (далее неразложимый произносительный или фонационный элемент). Кроме того, вводится понятие кинакемы, которая понимается как «соединение кинемы и акусмы в тех случаях, когда благодаря кинеме получается и акусма».

(Под интенсиональной единицей мы понимаем центральную единицу терминосистемы, ядро для всех остальных.)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что теория Бодуэна де Куртенэ и вся его терминологическая система базировались на почве ассоциативной психологии. Помимо этого, в поздних работах Бодуэн де Куртенэ отнюдь не отказывается от своих ранних взглядов на фонему, а лишь дополняет и уточняет их.

Заслуга Бодуэна де Куртенэ состоит в том, что он впервые сформулировал проблему фонемы, оставив дальнейшую разработку и уточнения будущим исследователям. Несомненно, что именно психологизм, именно подход к языку как к психическому явлению, помог Бодуэну де Куртенэ открыть фонему, подойти к осознанию разницы между звуком как материальной сущностью и фонемой как некоторой абстракцией звука. Но тот же самый психологизм помешал ему пойти дальше и понять, как это «общее представление звука» складывается в сознании говорящего. Понимание этого механизма стало возможным только на функциональной почве, на почве осознания смыслоразличительных качеств звука, но это уже следующий этап развития учения о фонеме, хотя и связанный с именами учеников Бодуэна де Куртенэ – прежде всего Л.В. Щербы и Н.С Трубецкого, но все-таки принципиально иной в своих подходах к языку.

Абстрактный, материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы.

Итак,  совершенно очевидно, что существует великое множество определений фонемы. Мы будем придерживаться взглядов  Л.В. Щербы, который выделял в фонеме 3 разных аспекта: функциональный, материальный и абстрактный.  В.А. Васильев, его ученик автор учебника по теоретической и практической фонетике английского языка даёт такое определение: «Фонема это мельчайшая (т.е. далее неделимая) единица языка (звукотип), которая существует в речи всех членов данной языковой общности в виде таких звуков, которые способны служить различительным признаком, отличающим одно слово или одну грамматическую форму от всех остальных слов и грамматических форм этого языка.

Единственный недостаток этого определения в том, что оно слишком длинное и сложное для практического использования. Кратко, фонему можно определить так: фонема – это минимальная абстрактная лингвистическая единица, реализованная в речи в виде звуков, которая может быть противопоставлена другим фонемам того же языка, с целью различения лексического значения морфем и слов.

Рассмотрим фонему с точки зрения всех 3х аспектов. Во-первых, это функциональная единица. Как вы уже поняли из всего вышесказанного, в фонетике под функцией обычно имеется в виду различительная функция, т.е. та роль, которую выполняют различные компоненты фонетической системы при различении одной морфемы от другой, одного слова от другого, одного высказывания от другого.

Оппозиция фонем служит для различения значения морфем и слов в одном и том же фонетическом окружении: said – says, sleepersleepy, pathbath, lightlike.

Иногда оппозиция фонем служит для различения целых предложений: He was heard badly. He was hurt badly.

Во-вторых, фонема – единица реальная, материальная и объективная.  Это означает, что она реализуется в речи всех англо-говорящих людей в виде звуков речи, своих аллофонов. Аллофоны представляют собой не один звук, а комплексы звуков, т.к. хотя и принадлежат одной фонеме, но всё равно отличаются артикуляционными характеристиками, несмотря на общее сходство.

Понаблюдаем это на примере английской [d] .  Как вы помните из  курса практической фонетике, если [d] не подвергается влиянию соседних звуков, то это взрывной, переднеязычный-апикальный, альвеолярный, звонкий, слабый согласный. Таким он предстаёт в словах door, darn, down и т.д. В этих случаях мы имеем дело с основным аллофоном. Аллофоны, которые не претерпевают заметных изменений в потоке речи, называются основными.  В тоже время существуют вполне предсказуемые изменения в артикуляции аллофонов, которые подвергаются влиянию соседних звуков, такие аллофоны называются дополнительными.

Например,  [d]

  •  слегка палатализуется перед передними гласными и сонорными – deal, day, did, did you;
  •  произносится без взрыва перед другим взрывным: bedtime, bad pain, good dog, произносится с носовым взрывом перед носовыми сонантами: sudden, admit, couldntt, could meet; с латеральным взрывом перед сонантом [l]: middle, badly, bad light.
  •  Особенно чувствительно к окружению альвеолярность согласного. Так, перед  [r], [d] становится заальвеолярным: dry, dream; перед межзубными он становится зубным: breadth, lead the way, good thing. 
  •  Если [d] стоит перед [w] , то он становится лабиализованным: dweller.
  •  В начальной позиции  частично оглушается: dog, dean; в интервокальной позиции или перед сонантом он полностью звонкий: order, driver ,leader; в конце слова может частично оглушаться: road, raised, old.

Следовательно, хотя аллофоны одной и той же фонемы обладают определённым артикуляторным сходством, они также демонстрирую значительное фонетическое различие.

Все аллофоны одной фонемы образуют функционально единую группу. Её  члены не противопоставляются друг другу, но они противопоставляются членам других групп при различении значения. Следовательно, аллофоны одной фонемы никогда не встречаются в одном и том же фонетическом окружении, они легко предсказуемы по этому фонетическому окружению, а, значит, не несут полезной информации, т.к. не различают лексические значения. Аллофоны одной фонемы функционируют как единая лингвистическая единица, и  в этом-то и заключается абстрактный характер фонемы.

Фонема и аллофоны.

Итак, если представить схему взаимоотношения фонемы и её аллофонов, то она будет выглядеть следующим образом:

Фонема

аллофоны

Основной и дополнительные

                                                               Обязательные  факультативные индивидуальные

                                                               позиционные,    фоностилистические

                                                                                           диалектные                   

                                                                                                                                                          

                                                              комбинаторные

фоны

Появление индивидуальных вариантов вызвано не системой фонетических правил языка, а индивидуальными особенностями говорящих. Однако их нельзя упускать из виду, поскольку, получая по тем или иным причинам широкое распространение, они могут превратиться в факультативные варианты, а в дальнейшем привести к звуковым изменениям в языке

О факультативных вариантах (или о свободном варьировании фонемы) говорят тогда, когда какая-нибудь фонема в одном и том же положении может иметь неодинаковые фонетические реализации, причём в любом слове. Существование факультативных вариантов нередко знаменует изменение в системе фонем языка. ПРИМЕР

Среди обязательных аллофонов принято различать комбинаторные и позиционные аллофоны. Комбинаторные аллофоны возникают под влиянием окружающих звуков – вспомним аллофоны русских гласных в соседстве с мягкими согласными; согласные перед гласным   [i] могут быть палатализированными аллофонами, при произнесении которых язык уже приготовился к артикуляции переднего гласного верхнего подъёма, т.е. поднялся вверх и продвинулся вперёд.

Позиционные аллофоны возникают в зависимости от того, в какой фонетической позиции находится звук. Например, русские согласные  [p], [t], [k] в позиции абсолютного конца слова – [dup], [vot], [vrak]  - произносятся как сильно придыхательные; во многих языках сонанты [l], [r] в этой же позиции слегка оглушаются (т.е. начинаются как звонкие, а заканчиваются как глухие). Для гласных можно привести примеры позиционных аллофонов, зависящих от их положения по отношению к ударению: в безударном слоге артикуляция гласного может сильно отличаться от артикуляции соответствующего ударного. Наиболее ярким примером является безударный аллофон фонемы \а\ в русском языке (например, первый гласный в слове подучил), который является гораздо более закрытым по сравнению с ударным.

Разумеется, каждый аллофон зависит и от комбинаторных, и от позиционных условий: например, в том же слове подучил безударный аллофон фонемы \и\ артикуляционно отличается от ударного тем, что язык при его произнесении меньше поднят вверх, а комбинаторно – тем, что под влиянием согласных [d], [č] язык меньше отодвинут назад. Все обязательные  (комбинаторные и позиционные) аллофоны одной фонемы равноправны, поскольку их свойства определяются существующими в языке фонетическими правилами. Принято, однако, говоря определённой фонеме, называя её, употреблять основной аллофон, свойства которого меньше всего зависят от окружения и позиции.

Смысл теории фонемы в том и заключается, что она объясняет, почему одни звуковые различия оцениваются как очень существенные и замечаются говорящим, а другие – объективно не менее значительные фонетически – привлекают внимание лишь при особых условиях и, как  правило, «пропускаются мимо ушей».

Вся совокупность фонетических положений, в которых возможна данная фонема, составляет её дистрибуцию, или распределение. Поскольку различные аллофоны одной и той же фонемы встречаются всегда в неодинаковых фонетических положениях, они оказываются в дополнительной дистрибуции. Напротив, разные фонемы обязательно встречаются в одинаковых фонетических положениях – ведь различие между фонемами автономно, не связано с фонетическими условиями, т.е., они находятся в отношениях контрастного варьирования.

Функции фонемы.

Создание звукового облика слова значащих единиц – основная функция фонемы: конститутивная (от лат.   «составляю) ( если мы имеем в виду говорящего) или опознавательная (если мы говорим о слушающем). Именно потому, что мы узнаём смысловые единицы по их фонемному составу, своеобразие фонемного состава используется для различения значащих единиц: так- ток- сток- стук- стул….лампа-лампы-лампу….В этих  случаях фонема выполняет различительную функцию, которая является следствием конститутивной либо опознавательной функции.

Минимальная значащая единица – морфема – может состоять из одной фонемы (примеры выше). Иными словами, в фонемных языках кратчайший звуковой отрезок потока речи – фонема – одновременно является единицей, минимальной по членению (сегментации) и по конститутивности.

Фонема иногда выполняет и ещё одну функцию – разграничительную. Это имеет место в тех языках, где есть фонемы, употребляющиеся лишь на границах значимых единиц языка – морфем или слов. Так, например, в ряде языков заднеязычный носовой сонант встречается только в конце слова ил и морфемы; можно сказать, что появление этого согласного сигнализирует о наличии границы (конца слова или морфемы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39032. Современные технологии доступа к БД 117 KB
  Технология ODBC все еще признается в качестве отраслевого стандарта доступа к базам данных однако также не развивается поэтому разработчики программного обеспечения все чаще обращают свое внимание на современные и возможно более эффективные технологии. С конца 90ых годов и до настоящего времени фирма Microsoft пытается создать универсальную платформу доступа к разнородным хранилищам данных для семейства своих операционных систем Windows. Источниками данных в данном случае могут являться не только SQLсервера Баз Данных но и иные...
39033. Технологии разработки распределенных информационных систем 121.5 KB
  Получить представление о компонентной объектной модели COM. Развитием трехуровневой архитектуры является так называемая многоуровневая nуровневая организация вычислений Multitier computing когда информационная система состоит из большого количества удаленных друг от друга объектов серверов каждый из которых может предоставлять другим объектам клиентам разнообразные информационные услуги. В настоящее время наиболее популярны следующие технологии организации распределенных информационных систем: Технология COM и ее развитие...
39034. Разработка технического задания на разработку ИС 77.5 KB
  Техническое задание ТЗ – это завершающий предпроектную стадию документ который содержит цели и обоснование проектирования а также определяет основные требования к ИС и исходные данные необходимые при разработке. В настоящее время при составлении технического задания обычно руководствуются требованиями следующих ГОСТов: 34.60289 Техническое задание на создание автоматизированной системы – описывает состав и содержание ТЗ которые распространяются на автоматизированную информационную систему в целом в том числе: общесистемные...
39035. Базовые технологии доступа к БД в Borland C++ Builder и их принципы 156 KB
  Указания к выполнению лабораторной работы Современные информационные системы не могут существовать без Баз Данных. По этой причине современные средства разработки приложений должны обеспечивать программиста средствами которые бы: Обеспечивали универсальный механизм доступа к базам данных построенных с использованием различных СУБД; Обеспечивали приемлемый уровень эффективности; Позволяли быстро разрабатывать полнофункциональные приложения для работы с БД любого размера. В Borlnd C Builder предлагается большое количество компонентов...
39036. Использование Borland C++ Builder в качестве средства быстрой разработки приложений 46 KB
  Компоненты для изучения: BitBtn StringGrid вкладка dditionl DteTimePicker вкладка Win32. Компоненты для изучения: StringGrid вкладка dditionl PgeControl вкладка Win32 Timer вкладка System. Компоненты для изучения: ColorBox вкладка dditionl RichEdit вкладка Win32 Timer вкладка System. Компоненты для изучения: MskEdit вкладка dditionl PgeControl вкладка Win32 Timer вкладка System.
39037. Разработка многооконных приложений с использованием Borland C++ Builder 88.5 KB
  Для добавления новой формы в проект приложения необходимо вызвать команду File New Form главного меню или нажать соответствующую кнопку на панели инструментов. Для каждой формы приложения вызывается метод CreteForm создать форму объекта приложения ppliction. Главная форма автоматически отображается на экране при запуске приложения в то время как остальные формы которые иногда называют вторичными будут созданы но останутся невидимыми для пользователя до тех пор пока не будут явно...
39038. Количество информации. Мера Хартли и мера Шеннона 80.5 KB
  Рассмотрение предложенных способов измерения количества информации удобно начать с примера. Тем не менее только на основе априорной информации мы не можем точно сказать какое именно число очков выпало в результате конкретного подбрасывания. С поступлением новой информации о результате подбрасывания эта неопределенность может уменьшаться.
39039. Понятие информационной системы 98.5 KB
  Сейчас пришло время дать этому понятию более точное определение: Информационная система ИС это взаимосвязанная совокупность средств методов и персонала используемых для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Как видно из определения информационные системы обеспечивают сбор хранение обработку поиск выдачу информации необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Основными элементами работы информационных систем являются: ввод новой информации и выдача текущей информации по...
39040. Классификация информационных систем 123 KB
  Основная проблема классификации ИС заключается в том что единой системы оснований для классификации выработать не удалось. Предлагается классифицировать информационные системы по следующим признакам: По масштабам применения – настольные офисные и корпоративные. ПО: различные программные приложения связанных общим информационным фондом Такие приложения создаются с помощью так называемых настольных СУБД FoxPro Prdox dBse MS ccess или с помощью файловой системы и диалоговой оболочки для ввода редактирования и обработки данных. Это...