11246

Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

8. Цены: понятие состав виды порядок формирования Одним из важнейших рычагов управления является цена которая оказывает непосредственное воздействие на производство распределение обмен и потребление. Цена это денежное выражение стоимости; экономическая кат

Русский

2013-04-05

79 KB

45 чел.

8. Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования

Одним из важнейших рычагов  управления является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена – это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т.е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

Цена на продукцию формируется под воздействием множества факторов и всей совокупности субъектов рыночных отношений.


Цены могут быть классифицированы по различным экономическим признакам:

ВИДЫ ЦЕН

По сфере обслуживания национальной экономики

По степени участия государства в ценообразовании

По стадиям ценообразования

По транспортной составляющей в цене

По характеру ценовой информации

Оптовые цены на продукцию промышленности

Рыночные цены:

  •  свободные
  •  монопольные
  •  демпинговые

Оптовые цены изготовителя

Цены франко – склад поставщика

Цены фактических сделок

Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства

Регулируемые цены:

  •  фиксированные
  •  предельные

Оптовые отпускные цены

Цены франко – станция отправления

Аукционные цены

Цены на продукцию строительства

Оптовые цены закупки

Цены франко- вагон станция отправления

Биржевые цены

Тарифы транспорта

Розничные цены

Цены франко - вагон станция назначения

Справочные цены

Цены на потребительские товары

Цены франко – склад потребителя

Ценовые индексы:

  •  индивидуальный
  •  сводный

Тарифы на услуги

Внешнеторговые цены:

  •  экспортные
  •  импортные

Структуру цены можно представить следующим образом:

Себестоимость производства

Прибыль производителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

НДС

Акцизы

Издержки посредника

Прибыль посредника

НДС посредника

Издержки торговли

Прибыль торговли

НДС торговли

Оптовая цена изготовителя

Оптовая отпускная цена

Оптовая цена закупки

Розничная цена

Можно выделить следующие основные этапы ценообразования:

  1.  Выявление внешних факторов, влияющих на цену, анализ информации маркетинговых исследований.
  2.  Постановка целей ценообразования.
  3.  Выбор метода установления исходной цены.
  4.  Разработка ценовой стратегии фирмы.
  5.  Корректировка базовых цен.

Возможные цели ценообразования:

Цели

Подцели

Характер цели

Уровень цен

Сбыт

1. Максимизировать сбыт

долгосрочный

низкий

2. Завоевание определенной доли рынка

Текущая

1. Максимизировать прибыль

краткосрочный

высокий

прибыль

2. Сохранить существующий уровень

Выживаемость

1. Обеспечить окупаемость

краткосрочный

Низкий

2. Сохранить существующий уровень

Качество

Обеспечить лидерство

долгосрочный

Высокий

Существуют три основных подхода к установлению исходной цены:

  •  затратный подход;
  •  ценообразование с ориентацией на спрос;
  •  ценообразование с ориентацией на конкуренцию.

Затратный подход основан на возмещении изготовителю затрат на производство и реализацию продукции и получение минимальной прибыли. Затраты можно устанавливать различными методами. Традиционно они принимаются равными полной себестоимости изделия (метод полных издержек). Однако, если речь идет об увеличении выпуска продукции, цена на дополнительную партию может устанавливаться на части себестоимости – переменных расходах (метод предельных издержек). Прибыль определяется исходя из норматива рентабельности, принятого предприятием. Обычно она рассчитывается в процентах от полной себестоимости изделия, но могут применяться и другие методы. Затратный метод используется для установления нижнего предельного уровня цены, ниже которого производителя не выгодно продавать изделие.

Для определения верхнего предельного уровня цены используются подход с ориентацией на спрос. Спрос сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с затратами, поэтому на практике обычно анализируется изменение спроса за предыдущие периоды и на этой базе строится прогноз цены. Оценка спроса ведется обычно при помощи статистических методов, а также путем проведения опросов, интервью.

При подходе с ориентацией на конкуренцию предприятия основываются на собственных затратах и анализе возможностей конкурентов. Одна из разновидностей такого подхода – тендеры на поставку определенных видов изделий, при котором заказ получает предприятие, предложившее минимальную цену.

На основе базового уровня цен формулируется стратегическая линия ценового поведения фирмы по всей номенклатуре и по каждому виду в отдельности на всем протяжении рыночного цикла.

Название стратегии

Описание

1

2

“Снятия сливок”

Установление на начальном периоде рыночного цикла высокой цены с последующим ее постепенным снижением. Предназначена для продажи новинок, запатентованных товаров, проникновения на новые сегменты рынка.

Прорыва на рынок

Товары вначале продаются по низким ценам, затем цены постепенно повышаются.

Дифференциро-ванных цен

Состоит в установлении шкалы возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей.

Льготных цен

Льготные цены устанавливаются на уровне, близком к себестоимости.

Стабильных цен

Состоит в поддержке цен на одном уровне в течение длительного времени.

1

2

Гибких цен

Цены изменяются в зависимости от складывающейся ситуации на рынке и издержек производства.

Престижных цен

Продажа товаров по высоким ценам.

Неокругленных цен

19999=

Необходимость корректировки базовых цен определяется обеспечением приспособления предприятия к меняющимся условиям рынка. Чаще всего он выражается в установлении системы скидок-надбавок к базисным ценам: за качество товара, за условия поставки и размер партии продукции, скидки-надбавки по индивидуальным заказам, за имидж (торговую марку) фирмы, за условия оплаты, за бизнес-партнерство и др.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75729. Расчет показателей(коэф-ов) , характеризующих состояние производственного травматизма 101.75 KB
  Для характеристики уровня производственного травматизма в бригаде участке цехе предприятии отрасли и народном хозяйстве в целом а также для сопоставления состояния травматизма в этих структурных подразделениях используются относительные показатели коэффициенты частоты тяжести несчастных случаев и нетрудоспособности. Показатели рассчитываются на основе данных отчета о пострадавших при несчастных случаях.Показатель частоты несчастных случаев кч:...
75730. Статистический метод анализа причин производственного травматизма 14.48 KB
  Статистический метод анализа причин производственного травматизма Статистический метод анализа причин производственного травматизма служит сегодня пожалуй основным методом позволяющим вырабатывать политику действий и намечать конкретные меры по предотвращению этого печального и нежелательного явления. Для анализа собирают массив данных по всем изучаемым показателям. С помощью статистического анализа можно обнаруживать закономерности свойственные этим показателям изучать особенности возникновения несчастных случаев в отдельных...
75731. Условия и факторы производственной среды, вредно влияющие на организм человека. Нормативные документы, регламентирующие их параметры 36 KB
  Условия и факторы производственной среды вредно влияющие на организм человека. Производственная среда это часть окружающей человека среды включающая природно-климатические факторы и факторы связанные с профессиональной деятельностью шум вибрация токсичные пары газы пыль ионизирующие излучения и др. Опасными называются факторы способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья травму и гибель организма; вредными факторы отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и...
75732. Показатели, характеризующие метеорологические условия производственной среды. Понятие терморегуляции 43 KB
  В понятие метеорологических условий производственной среды или микроклимата входят: температура воздуха его влажность и скорость движения атмосферное давление и тепловое излучение от нагретых поверхностей. Исследования показывают что повышение температуры воздуха выше 2022С снижает работоспособность на 24 на каждый градус повышения температуры а при температуре в 30С и выше на 46 на каждый градус. При температуре воздуха более 30С и значительном тепловом излучении от нагретых поверхностей наступает нарушение терморегуляции...
75733. Оптимальные параметры микроклимата производственной среды. Организация и проведение контроля параметров микроклимата 47.5 KB
  В этих нормах отдельно нормируется каждый компонент микроклимата в рабочей зоне производственного помещения: температура относительная влажность скорость движения воздуха в зависимости от способности организма человека к акклиматизации в разное время года характера одежды интенсивности производимой работы и характера тепловыделений в рабочем помещении. Перепады температуры воздуха по высоте и по горизонтали а также изменения температуры воздуха в течение смены при обеспечении оптимальных величин микроклимата на рабочих местах не должны...
75734. Производственная пыль. Виды производственной пыли, в т.ч. по характеру действия на организм человека и химическому составу 42 KB
  Виды производственной пыли в т. Понятие и классификация пыли. За последние годы появились крупные учреждения массового обслуживания населения супер и гипермаркеты комбинаты сервисного обслуживания косметические салоны выставочные комплексы залы для обслуживания клиентов финансовых предприятий в которых движение больших людских и товарных потоков создает повышенное содержание пыли в помещениях. Многие виды производственной пыли представляют собой аэрозоль.
75735. Вредное воздействие производственной пыли на организм человека. Нормативные документы, регламентирующие концентрацию пыли в воздухе производственных помещений 40 KB
  Вредное воздействие производственной пыли на организм человека. Нормативные документы регламентирующие концентрацию пыли в воздухе производственных помещений. Влияние пыли на организм. Неблагоприятное воздействие пыли на организм может быть причиной возникновения заболеваний.
75736. Весовой метод определения концентрации пыли. Нормирование ее содержания в воздухе. Пути снижения запыленности воздуха на предприятии 32 KB
  Пути снижения запыленности воздуха на предприятии. Весовой метод измерения запыленности воздуха совокупность приемов и правил определения массы пылевых частиц в единице объема воздуха. состоит в выделении пылевых частиц из известного объема запыленного воздуха с последующим их взвешиванием. Выделение осуществляется протягиванием воздуха через фильтр на котором пылинки задерживаются; привес фильтра определяет общее количество пыли содержащееся в данном объеме воздуха.
75737. Качество воздуха и виды промышленной вентиляции 64 KB
  Качество воздуха и виды промышленной вентиляции Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность свойств атмосферы определяющую степень воздействия физических химических и биологических факторов на людей растительный и животный мир а также на материалы конструкции и окружающую среду в целом. Нормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной предназначенной для размещения промышленных предприятий опытных производств научно-исследовательских институтов и т....