11246

Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

8. Цены: понятие состав виды порядок формирования Одним из важнейших рычагов управления является цена которая оказывает непосредственное воздействие на производство распределение обмен и потребление. Цена это денежное выражение стоимости; экономическая кат

Русский

2013-04-05

79 KB

45 чел.

8. Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования

Одним из важнейших рычагов  управления является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена – это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т.е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

Цена на продукцию формируется под воздействием множества факторов и всей совокупности субъектов рыночных отношений.


Цены могут быть классифицированы по различным экономическим признакам:

ВИДЫ ЦЕН

По сфере обслуживания национальной экономики

По степени участия государства в ценообразовании

По стадиям ценообразования

По транспортной составляющей в цене

По характеру ценовой информации

Оптовые цены на продукцию промышленности

Рыночные цены:

  •  свободные
  •  монопольные
  •  демпинговые

Оптовые цены изготовителя

Цены франко – склад поставщика

Цены фактических сделок

Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства

Регулируемые цены:

  •  фиксированные
  •  предельные

Оптовые отпускные цены

Цены франко – станция отправления

Аукционные цены

Цены на продукцию строительства

Оптовые цены закупки

Цены франко- вагон станция отправления

Биржевые цены

Тарифы транспорта

Розничные цены

Цены франко - вагон станция назначения

Справочные цены

Цены на потребительские товары

Цены франко – склад потребителя

Ценовые индексы:

  •  индивидуальный
  •  сводный

Тарифы на услуги

Внешнеторговые цены:

  •  экспортные
  •  импортные

Структуру цены можно представить следующим образом:

Себестоимость производства

Прибыль производителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

НДС

Акцизы

Издержки посредника

Прибыль посредника

НДС посредника

Издержки торговли

Прибыль торговли

НДС торговли

Оптовая цена изготовителя

Оптовая отпускная цена

Оптовая цена закупки

Розничная цена

Можно выделить следующие основные этапы ценообразования:

  1.  Выявление внешних факторов, влияющих на цену, анализ информации маркетинговых исследований.
  2.  Постановка целей ценообразования.
  3.  Выбор метода установления исходной цены.
  4.  Разработка ценовой стратегии фирмы.
  5.  Корректировка базовых цен.

Возможные цели ценообразования:

Цели

Подцели

Характер цели

Уровень цен

Сбыт

1. Максимизировать сбыт

долгосрочный

низкий

2. Завоевание определенной доли рынка

Текущая

1. Максимизировать прибыль

краткосрочный

высокий

прибыль

2. Сохранить существующий уровень

Выживаемость

1. Обеспечить окупаемость

краткосрочный

Низкий

2. Сохранить существующий уровень

Качество

Обеспечить лидерство

долгосрочный

Высокий

Существуют три основных подхода к установлению исходной цены:

  •  затратный подход;
  •  ценообразование с ориентацией на спрос;
  •  ценообразование с ориентацией на конкуренцию.

Затратный подход основан на возмещении изготовителю затрат на производство и реализацию продукции и получение минимальной прибыли. Затраты можно устанавливать различными методами. Традиционно они принимаются равными полной себестоимости изделия (метод полных издержек). Однако, если речь идет об увеличении выпуска продукции, цена на дополнительную партию может устанавливаться на части себестоимости – переменных расходах (метод предельных издержек). Прибыль определяется исходя из норматива рентабельности, принятого предприятием. Обычно она рассчитывается в процентах от полной себестоимости изделия, но могут применяться и другие методы. Затратный метод используется для установления нижнего предельного уровня цены, ниже которого производителя не выгодно продавать изделие.

Для определения верхнего предельного уровня цены используются подход с ориентацией на спрос. Спрос сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с затратами, поэтому на практике обычно анализируется изменение спроса за предыдущие периоды и на этой базе строится прогноз цены. Оценка спроса ведется обычно при помощи статистических методов, а также путем проведения опросов, интервью.

При подходе с ориентацией на конкуренцию предприятия основываются на собственных затратах и анализе возможностей конкурентов. Одна из разновидностей такого подхода – тендеры на поставку определенных видов изделий, при котором заказ получает предприятие, предложившее минимальную цену.

На основе базового уровня цен формулируется стратегическая линия ценового поведения фирмы по всей номенклатуре и по каждому виду в отдельности на всем протяжении рыночного цикла.

Название стратегии

Описание

1

2

“Снятия сливок”

Установление на начальном периоде рыночного цикла высокой цены с последующим ее постепенным снижением. Предназначена для продажи новинок, запатентованных товаров, проникновения на новые сегменты рынка.

Прорыва на рынок

Товары вначале продаются по низким ценам, затем цены постепенно повышаются.

Дифференциро-ванных цен

Состоит в установлении шкалы возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей.

Льготных цен

Льготные цены устанавливаются на уровне, близком к себестоимости.

Стабильных цен

Состоит в поддержке цен на одном уровне в течение длительного времени.

1

2

Гибких цен

Цены изменяются в зависимости от складывающейся ситуации на рынке и издержек производства.

Престижных цен

Продажа товаров по высоким ценам.

Неокругленных цен

19999=

Необходимость корректировки базовых цен определяется обеспечением приспособления предприятия к меняющимся условиям рынка. Чаще всего он выражается в установлении системы скидок-надбавок к базисным ценам: за качество товара, за условия поставки и размер партии продукции, скидки-надбавки по индивидуальным заказам, за имидж (торговую марку) фирмы, за условия оплаты, за бизнес-партнерство и др.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28319. Участие публично-правовых образований (ППО) в гражданско-правовых отношениях 15.9 KB
  Участие публичноправовых образований ППО в гражданскоправовых отношениях. Участие государства и иных ППО в вещных отношениях: РФ ее субъекты и МО являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в вещных ПО. Как собственники своего имущества ППО независимы друг от друга и выступают в ГПО как самостоятельные равноправные и имущественно обособленные субъекты например государство может устанавливать порядок приватизации но не может определять объекты. РФ не отвечает своей казной по обязательствам иных ППО а последние...
28320. Объекты гражданских правоотношений: понятие, виды 14.94 KB
  Статья 128 содержит перечень таких объектов: а вещи включая деньги и ЦБ иное имущество в том числе имущественные права; б работы и услуги; в информация; г результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них интеллектуальная собственность; д нематериальные блага. Общеизвестно что объектом правового регулирования может выступать поведение деятельность людей а вещи и иные материальные и нематериальные блага составляют объект соответствующих действий субъектов ПО. Виды объектов ГПО: а К материальным благам...
28321. Вещи: понятие, сравнительная характеристика с имуществом, классификация 15.8 KB
  Вещи: понятие сравнительная характеристика с имуществом классификация. Вещи являются результатами труда имеющие в силу этого определенную экономическую ценность. Вещи становятся объектами права собственности и других вещных прав. С этой точки зрения вещи делятся на 3 группы: а вещи разрешенные в обороте свободное обращение без специального разрешения публичной власти; б вещи ограниченные в обороте могут принадлежать только определенным участникам оборота оружие либо находится в обороте по специальному разрешению валютные...
28322. Понятие, виды и особенности правового режима ценных бумаг 16.33 KB
  Если бы право могло быть осуществлено беспрепятственно без бумаги то ему незачем было искать воплощение в бумаге. К ценным бумагам относятся: государственная облигация; облигация; вексель; чек; депозитный и сберегательный сертификаты; банковская сберегательная книжка на предъявителя; коносамент; акция; приватизационные ценные бумаги и другие документы которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Ценные бумаги могут быть классифицированы по различным признакам. Так по содержанию...
28323. Сделки: понятие, признаки, виды 20.42 KB
  Сделки акты осознанных целенаправленных волевых действий физических и юридических лиц совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий. Сущность сделки составляют воля и волеизъявление сторон. Волеизъявление важнейший элемент сделки с которым как правило связываются юридические последствия. Признаки сделки: 1.
28324. Условия действительности сделок. Последствия признания сделок недействительными 16.85 KB
  Действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта порождающего тот правовой результат к которому стремились субъекты сделки. Действительность сделки определяется законодательством посредством следующей системы условий: законность содержания; способность физических и юридических лиц совершающих ее к участию в сделке; соответствие воли и волеизъявления; соблюдение формы сделки. Законность содержания сделки означает ее соответствие требованиям законодательства. Законность содержания сделки предполагает ее...
28325. Недействительность сделок: понятие, виды, последствия 22.11 KB
  Недействительность сделки означает что она не влечет юридических последствий на достижение которых была направлена но в то же время порождает последствия установленные законом в связи с ее не действительностью. ГК РФ подразделяет недействительные сделки на ничтожные и оспоримые. В теории гражданского права такие сделки называются абсолютно недействительными. Ничтожные сделки не влекут возникновения изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей на которые они были направлены.
28326. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей: понятие, принципы и способы осуществления 15.41 KB
  Под осуществлением гражданского права понимается совершение действий по реализации возможностей заложенных в содержании субъективного права. Содержание границы того или иного субъективного права определяются нормативными актами или договорами например согласно статье 209 ГК РФ содержание права собственности составляет возможность владеть пользоваться и распоряжаться вещью. 9 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению принцип диспозитивности. Носитель субъективного права...
28327. Пределы осуществления субъективных гражданских прав. Злоупотребление правом 13.92 KB
  Пределы осуществления субъективных гражданских прав. Злоупотребление правом. Пределы осуществления субъективных гражданских прав ОСГП это законодательно очерченные границы деятельности управомоченных лиц по реализации возможностей составляющих содержание данных прав. Пределы ОСГП: а осуществление субъективных гражданских прав е имеет временные границы т.