11246

Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

8. Цены: понятие состав виды порядок формирования Одним из важнейших рычагов управления является цена которая оказывает непосредственное воздействие на производство распределение обмен и потребление. Цена это денежное выражение стоимости; экономическая кат

Русский

2013-04-05

79 KB

44 чел.

8. Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования

Одним из важнейших рычагов  управления является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена – это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т.е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

Цена на продукцию формируется под воздействием множества факторов и всей совокупности субъектов рыночных отношений.


Цены могут быть классифицированы по различным экономическим признакам:

ВИДЫ ЦЕН

По сфере обслуживания национальной экономики

По степени участия государства в ценообразовании

По стадиям ценообразования

По транспортной составляющей в цене

По характеру ценовой информации

Оптовые цены на продукцию промышленности

Рыночные цены:

  •  свободные
  •  монопольные
  •  демпинговые

Оптовые цены изготовителя

Цены франко – склад поставщика

Цены фактических сделок

Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства

Регулируемые цены:

  •  фиксированные
  •  предельные

Оптовые отпускные цены

Цены франко – станция отправления

Аукционные цены

Цены на продукцию строительства

Оптовые цены закупки

Цены франко- вагон станция отправления

Биржевые цены

Тарифы транспорта

Розничные цены

Цены франко - вагон станция назначения

Справочные цены

Цены на потребительские товары

Цены франко – склад потребителя

Ценовые индексы:

  •  индивидуальный
  •  сводный

Тарифы на услуги

Внешнеторговые цены:

  •  экспортные
  •  импортные

Структуру цены можно представить следующим образом:

Себестоимость производства

Прибыль производителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

НДС

Акцизы

Издержки посредника

Прибыль посредника

НДС посредника

Издержки торговли

Прибыль торговли

НДС торговли

Оптовая цена изготовителя

Оптовая отпускная цена

Оптовая цена закупки

Розничная цена

Можно выделить следующие основные этапы ценообразования:

  1.  Выявление внешних факторов, влияющих на цену, анализ информации маркетинговых исследований.
  2.  Постановка целей ценообразования.
  3.  Выбор метода установления исходной цены.
  4.  Разработка ценовой стратегии фирмы.
  5.  Корректировка базовых цен.

Возможные цели ценообразования:

Цели

Подцели

Характер цели

Уровень цен

Сбыт

1. Максимизировать сбыт

долгосрочный

низкий

2. Завоевание определенной доли рынка

Текущая

1. Максимизировать прибыль

краткосрочный

высокий

прибыль

2. Сохранить существующий уровень

Выживаемость

1. Обеспечить окупаемость

краткосрочный

Низкий

2. Сохранить существующий уровень

Качество

Обеспечить лидерство

долгосрочный

Высокий

Существуют три основных подхода к установлению исходной цены:

  •  затратный подход;
  •  ценообразование с ориентацией на спрос;
  •  ценообразование с ориентацией на конкуренцию.

Затратный подход основан на возмещении изготовителю затрат на производство и реализацию продукции и получение минимальной прибыли. Затраты можно устанавливать различными методами. Традиционно они принимаются равными полной себестоимости изделия (метод полных издержек). Однако, если речь идет об увеличении выпуска продукции, цена на дополнительную партию может устанавливаться на части себестоимости – переменных расходах (метод предельных издержек). Прибыль определяется исходя из норматива рентабельности, принятого предприятием. Обычно она рассчитывается в процентах от полной себестоимости изделия, но могут применяться и другие методы. Затратный метод используется для установления нижнего предельного уровня цены, ниже которого производителя не выгодно продавать изделие.

Для определения верхнего предельного уровня цены используются подход с ориентацией на спрос. Спрос сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с затратами, поэтому на практике обычно анализируется изменение спроса за предыдущие периоды и на этой базе строится прогноз цены. Оценка спроса ведется обычно при помощи статистических методов, а также путем проведения опросов, интервью.

При подходе с ориентацией на конкуренцию предприятия основываются на собственных затратах и анализе возможностей конкурентов. Одна из разновидностей такого подхода – тендеры на поставку определенных видов изделий, при котором заказ получает предприятие, предложившее минимальную цену.

На основе базового уровня цен формулируется стратегическая линия ценового поведения фирмы по всей номенклатуре и по каждому виду в отдельности на всем протяжении рыночного цикла.

Название стратегии

Описание

1

2

“Снятия сливок”

Установление на начальном периоде рыночного цикла высокой цены с последующим ее постепенным снижением. Предназначена для продажи новинок, запатентованных товаров, проникновения на новые сегменты рынка.

Прорыва на рынок

Товары вначале продаются по низким ценам, затем цены постепенно повышаются.

Дифференциро-ванных цен

Состоит в установлении шкалы возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей.

Льготных цен

Льготные цены устанавливаются на уровне, близком к себестоимости.

Стабильных цен

Состоит в поддержке цен на одном уровне в течение длительного времени.

1

2

Гибких цен

Цены изменяются в зависимости от складывающейся ситуации на рынке и издержек производства.

Престижных цен

Продажа товаров по высоким ценам.

Неокругленных цен

19999=

Необходимость корректировки базовых цен определяется обеспечением приспособления предприятия к меняющимся условиям рынка. Чаще всего он выражается в установлении системы скидок-надбавок к базисным ценам: за качество товара, за условия поставки и размер партии продукции, скидки-надбавки по индивидуальным заказам, за имидж (торговую марку) фирмы, за условия оплаты, за бизнес-партнерство и др.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75586. Вашингтон — столиця США, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 74.5 KB
  Обладнання: підручник автентичний текст для читання Wshington D. Т: Tody we re going to tlk bout Wshington D. By the end of the lesson you should be ble: to review lexicl nd grmmr mteril bout the United Sttes nd its lrgest city New York; to identify min ides nd detils from the uthentic text for reding; to tlk bout Wshington D. The clp of the US is Wshington D.
75588. Театр. Вільний час, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 71.5 KB
  Активізувати вживання ЛО теми «Вільний час», «Відвідування театру естради». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та максимально повного й точного розуміння усієї інформації, що в ньому міститься (scanning) Підготувати до самостійного усного висловлювання про відвідування театру.
75589. Відвідування театру естради, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 65.5 KB
  Активізувати в мові учнів вживання ЛО теми «Відвідування театру». Підготувати учнів до самостійного висловлювання про відвідування театру естради на основі плану. Практикувати у діалогічному мовленні: конструюванні діалогів за заданою ситуацією та з урахуванням міжрольових взаємодій комунікативних партнерів...
75590. Музичні захоплення, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 90.5 KB
  Обладнання: підручник вікторина Pop Music Quiz НО1 текст для читання My fvourite singer Elvis Presley king of rock nd roll HO2 Fill in the tble HO3 Write biogrphy of your own fvourite pop strrdquo;HO4 тексти 1 2 для позакласного читання з серії Pop rt з молодіжних журналів НO5 НO6. Т: We re going to tlk bout your fvourite music musicins singers nd pop groups By the end of the lesson you should be ble: to tlk bout your fvourite music musicins singers nd pop groups; to conduct your own dilogues using the given one s n...
75591. Музичні захоплення. Мій улюблений співак 63.5 KB
  Обладнання: підручник текст і запис пісні Yesterdy групи Betles НО1 текст цієї пісні з пропускамНO2 текст для аудіювання The Betles НО3 True or Flse HO4 HO5. Предявлення тексту для аудіювання The Betles. Т: Wht do you think Do you know the fmous group The Betles Wht hits of the Betles do you like re the Betles still populr in Englnd Why 2 WhileListening ctivities. Н03: The Betles The Betles becme ntionlly fmous in Englnd in October 1962 when their first single record Love me do entered the Hit Prde t number 27.
75592. Музичні захплення, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 59.5 KB
  Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (scanning) та з метою точного й повного розуміння усієї інформації, що в ньому міститься (skimming). Навчати висловлюванню за змістом прочитаного тексту.
75593. Шекспір — видатний англійський письменник 69 KB
  Обладнання: підручник автентичний текст для читання Shkespere HO1 True or Flse H02 nswer the questions H03 Strip story H04 текст для позакласного читання про англійських або американських акторів на вибір учителя. Т: The topic of our tody\'s lesson is Shkespere the gretest English writer...
75594. Відвідування кінотеатру 71 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Відвідування кінотеатру». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning).