11246

Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

8. Цены: понятие состав виды порядок формирования Одним из важнейших рычагов управления является цена которая оказывает непосредственное воздействие на производство распределение обмен и потребление. Цена – это денежное выражение стоимости; экономическая кат

Русский

2013-04-05

79 KB

44 чел.

8. Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования

Одним из важнейших рычагов  управления является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена – это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т.е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

Цена на продукцию формируется под воздействием множества факторов и всей совокупности субъектов рыночных отношений.


Цены могут быть классифицированы по различным экономическим признакам:

ВИДЫ ЦЕН

По сфере обслуживания национальной экономики

По степени участия государства в ценообразовании

По стадиям ценообразования

По транспортной составляющей в цене

По характеру ценовой информации

Оптовые цены на продукцию промышленности

Рыночные цены:

  •  свободные
  •  монопольные
  •  демпинговые

Оптовые цены изготовителя

Цены франко – склад поставщика

Цены фактических сделок

Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства

Регулируемые цены:

  •  фиксированные
  •  предельные

Оптовые отпускные цены

Цены франко – станция отправления

Аукционные цены

Цены на продукцию строительства

Оптовые цены закупки

Цены франко- вагон станция отправления

Биржевые цены

Тарифы транспорта

Розничные цены

Цены франко - вагон станция назначения

Справочные цены

Цены на потребительские товары

Цены франко – склад потребителя

Ценовые индексы:

  •  индивидуальный
  •  сводный

Тарифы на услуги

Внешнеторговые цены:

  •  экспортные
  •  импортные

Структуру цены можно представить следующим образом:

Себестоимость производства

Прибыль производителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

НДС

Акцизы

Издержки посредника

Прибыль посредника

НДС посредника

Издержки торговли

Прибыль торговли

НДС торговли

Оптовая цена изготовителя

Оптовая отпускная цена

Оптовая цена закупки

Розничная цена

Можно выделить следующие основные этапы ценообразования:

  1.  Выявление внешних факторов, влияющих на цену, анализ информации маркетинговых исследований.
  2.  Постановка целей ценообразования.
  3.  Выбор метода установления исходной цены.
  4.  Разработка ценовой стратегии фирмы.
  5.  Корректировка базовых цен.

Возможные цели ценообразования:

Цели

Подцели

Характер цели

Уровень цен

Сбыт

1. Максимизировать сбыт

долгосрочный

низкий

2. Завоевание определенной доли рынка

Текущая

1. Максимизировать прибыль

краткосрочный

высокий

прибыль

2. Сохранить существующий уровень

Выживаемость

1. Обеспечить окупаемость

краткосрочный

Низкий

2. Сохранить существующий уровень

Качество

Обеспечить лидерство

долгосрочный

Высокий

Существуют три основных подхода к установлению исходной цены:

  •  затратный подход;
  •  ценообразование с ориентацией на спрос;
  •  ценообразование с ориентацией на конкуренцию.

Затратный подход основан на возмещении изготовителю затрат на производство и реализацию продукции и получение минимальной прибыли. Затраты можно устанавливать различными методами. Традиционно они принимаются равными полной себестоимости изделия (метод полных издержек). Однако, если речь идет об увеличении выпуска продукции, цена на дополнительную партию может устанавливаться на части себестоимости – переменных расходах (метод предельных издержек). Прибыль определяется исходя из норматива рентабельности, принятого предприятием. Обычно она рассчитывается в процентах от полной себестоимости изделия, но могут применяться и другие методы. Затратный метод используется для установления нижнего предельного уровня цены, ниже которого производителя не выгодно продавать изделие.

Для определения верхнего предельного уровня цены используются подход с ориентацией на спрос. Спрос сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с затратами, поэтому на практике обычно анализируется изменение спроса за предыдущие периоды и на этой базе строится прогноз цены. Оценка спроса ведется обычно при помощи статистических методов, а также путем проведения опросов, интервью.

При подходе с ориентацией на конкуренцию предприятия основываются на собственных затратах и анализе возможностей конкурентов. Одна из разновидностей такого подхода – тендеры на поставку определенных видов изделий, при котором заказ получает предприятие, предложившее минимальную цену.

На основе базового уровня цен формулируется стратегическая линия ценового поведения фирмы по всей номенклатуре и по каждому виду в отдельности на всем протяжении рыночного цикла.

Название стратегии

Описание

1

2

“Снятия сливок”

Установление на начальном периоде рыночного цикла высокой цены с последующим ее постепенным снижением. Предназначена для продажи новинок, запатентованных товаров, проникновения на новые сегменты рынка.

Прорыва на рынок

Товары вначале продаются по низким ценам, затем цены постепенно повышаются.

Дифференциро-ванных цен

Состоит в установлении шкалы возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей.

Льготных цен

Льготные цены устанавливаются на уровне, близком к себестоимости.

Стабильных цен

Состоит в поддержке цен на одном уровне в течение длительного времени.

1

2

Гибких цен

Цены изменяются в зависимости от складывающейся ситуации на рынке и издержек производства.

Престижных цен

Продажа товаров по высоким ценам.

Неокругленных цен

19999=

Необходимость корректировки базовых цен определяется обеспечением приспособления предприятия к меняющимся условиям рынка. Чаще всего он выражается в установлении системы скидок-надбавок к базисным ценам: за качество товара, за условия поставки и размер партии продукции, скидки-надбавки по индивидуальным заказам, за имидж (торговую марку) фирмы, за условия оплаты, за бизнес-партнерство и др.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78321. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП 162 KB
  Понятие группы и их классификация Человек это общественное существо и вся его жизнь от рождения до смерти протекает в различных группах: семье школьном студенческом производственном армейском коллективах спортивной команде кругу друзей подруг и т. Традиционная психология не делает акцент на социальной характеристике группы. Психологию интересует не характер содержательной социальной деятельности группы а скорее форма действий индивида в условиях присутствия других людей или...
78322. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 112 KB
  Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Именно эту задачу позволяет нам решить изучение психологии в вузе. Объектом психологии как области научного знания является все то в реальном мире что выступает действительным или потенциальным носителем психического; совокупность изучаемых психологией явлений реального мира взаимодействующая с психикой. Предмет психологии психика психическое во всех формах и разновидностях его...
78323. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ. МОЗГ И ПСИХИКА 118.5 KB
  Кеннона является неспецифическая структура головного мозга – таламус. Возникновение эмоции есть результат одновременного возбуждения через таламус симпатической нервной системы и коры головного мозга. Собственно с эмоциями из всех структур головного мозга связан больше не таламус а гипоталамус и центральная часть лимбической системы. Таким образом теория КеннонаБарда связывает психические явления не только с физиологическими процессами в организме но и с особенностями функционирования центральной нервной системы – структурами головного...
78324. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 122 KB
  Темперамент личности – совокупность динамических особенностей психической деятельности зависящих от особенностей высшей нервной деятельности конкретного человека. Эстраверсия – интроверсия – выражаются в преимущественной направленности активности личности либо вовне на мир внешних объектов: окружающих людей событий предметов либо вовнутрь на свои переживания и мысли. Темперамент как биологически обусловленное качество индивида не определяет содержание личности ее...
78325. КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ ГОМОГЕННЫЙ КАТАЛИЗ 93.87 KB
  Гетерогенный катализ позволяет интенсифицировать производственные процессы, использовать более доступные и дешёвые исходные материалы, получать новые вещества с нужными свойствами. В настоящее время гетерогенн-каталитические процессы используют в таких важнейших производствах, как получение серной кислоты
78326. ЭЛЕКТРОХИМИЯ 178.5 KB
  Сумма скачков потенциала на всех границах раздела фаз равновесной электрической системы называется электродвижущей силой ЭДС элемента. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА Гальванический элемент состоит из двух электродов анода и катода. Его устройство и принцип работы рассмотрим на примере элемента ДаниэляЯкоби. При замыкании цепи гальванического элемента между электродом и раствором электролита идёт реакция окисления: Ионы цинка из электрода переходят в раствор а на электроде остаются электроны; таким...
78327. ТЕРМОДИНАМИКА ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА 158.39 KB
  В ходе химической реакции при работе гальванического элемента на каждом электроде растворяется или выделяется n молей вещества. Эта максимально полезная работа эквивалентна электрической энергии равной nFE получаемой при работе гальванического элемента. где n число электронов пронимающих участие в процессе F постоянная Фарадея 96 500 Кл E ЭДС элемента.
78328. СТАНДАРТНЫЕ ЭЛЕКТРОДНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ 365.16 KB
  Международным соглашением установлена шкала потенциалов по которой скачок потенциала стандартного водородного электрода при всех температурах равна нулю. Водородный электрод записывается следующим образом: Электродный процесс: Электродный потенциал водородного электрода запишется по уравнению Нернста: Так как парциальное давление водорода равно единице=1то это выражение упрощается: стандартный потенциал водородного электрода при активности ионов водорода...
78329. НЕРАВНОВЕСНАЯ ЭЛЕКТРОХИМИЯ. ЭЛЕКТРОЛИЗ 469.82 KB
  При сравнении этих потенциалов и водорода можно было бы сделать вывод о невозможности выделения металла на катоде. Например при рН=50; и В то же время потенциалы металла в области где не происходит выпадения их нерастворимых гидроксидов от рН не зависит. Таким образом при некоторой плотности тока потенциал выделения водорода становится отрицательнее чем потенциал выделения металла поэтому на катоде может выделиться металл. При электролизе часть количества электричества расходуется на выделение водорода часть на выделение металла.