11246

Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

8. Цены: понятие состав виды порядок формирования Одним из важнейших рычагов управления является цена которая оказывает непосредственное воздействие на производство распределение обмен и потребление. Цена – это денежное выражение стоимости; экономическая кат

Русский

2013-04-05

79 KB

44 чел.

8. Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования

Одним из важнейших рычагов  управления является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена – это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т.е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

Цена на продукцию формируется под воздействием множества факторов и всей совокупности субъектов рыночных отношений.


Цены могут быть классифицированы по различным экономическим признакам:

ВИДЫ ЦЕН

По сфере обслуживания национальной экономики

По степени участия государства в ценообразовании

По стадиям ценообразования

По транспортной составляющей в цене

По характеру ценовой информации

Оптовые цены на продукцию промышленности

Рыночные цены:

  •  свободные
  •  монопольные
  •  демпинговые

Оптовые цены изготовителя

Цены франко – склад поставщика

Цены фактических сделок

Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства

Регулируемые цены:

  •  фиксированные
  •  предельные

Оптовые отпускные цены

Цены франко – станция отправления

Аукционные цены

Цены на продукцию строительства

Оптовые цены закупки

Цены франко- вагон станция отправления

Биржевые цены

Тарифы транспорта

Розничные цены

Цены франко - вагон станция назначения

Справочные цены

Цены на потребительские товары

Цены франко – склад потребителя

Ценовые индексы:

  •  индивидуальный
  •  сводный

Тарифы на услуги

Внешнеторговые цены:

  •  экспортные
  •  импортные

Структуру цены можно представить следующим образом:

Себестоимость производства

Прибыль производителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

НДС

Акцизы

Издержки посредника

Прибыль посредника

НДС посредника

Издержки торговли

Прибыль торговли

НДС торговли

Оптовая цена изготовителя

Оптовая отпускная цена

Оптовая цена закупки

Розничная цена

Можно выделить следующие основные этапы ценообразования:

  1.  Выявление внешних факторов, влияющих на цену, анализ информации маркетинговых исследований.
  2.  Постановка целей ценообразования.
  3.  Выбор метода установления исходной цены.
  4.  Разработка ценовой стратегии фирмы.
  5.  Корректировка базовых цен.

Возможные цели ценообразования:

Цели

Подцели

Характер цели

Уровень цен

Сбыт

1. Максимизировать сбыт

долгосрочный

низкий

2. Завоевание определенной доли рынка

Текущая

1. Максимизировать прибыль

краткосрочный

высокий

прибыль

2. Сохранить существующий уровень

Выживаемость

1. Обеспечить окупаемость

краткосрочный

Низкий

2. Сохранить существующий уровень

Качество

Обеспечить лидерство

долгосрочный

Высокий

Существуют три основных подхода к установлению исходной цены:

  •  затратный подход;
  •  ценообразование с ориентацией на спрос;
  •  ценообразование с ориентацией на конкуренцию.

Затратный подход основан на возмещении изготовителю затрат на производство и реализацию продукции и получение минимальной прибыли. Затраты можно устанавливать различными методами. Традиционно они принимаются равными полной себестоимости изделия (метод полных издержек). Однако, если речь идет об увеличении выпуска продукции, цена на дополнительную партию может устанавливаться на части себестоимости – переменных расходах (метод предельных издержек). Прибыль определяется исходя из норматива рентабельности, принятого предприятием. Обычно она рассчитывается в процентах от полной себестоимости изделия, но могут применяться и другие методы. Затратный метод используется для установления нижнего предельного уровня цены, ниже которого производителя не выгодно продавать изделие.

Для определения верхнего предельного уровня цены используются подход с ориентацией на спрос. Спрос сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с затратами, поэтому на практике обычно анализируется изменение спроса за предыдущие периоды и на этой базе строится прогноз цены. Оценка спроса ведется обычно при помощи статистических методов, а также путем проведения опросов, интервью.

При подходе с ориентацией на конкуренцию предприятия основываются на собственных затратах и анализе возможностей конкурентов. Одна из разновидностей такого подхода – тендеры на поставку определенных видов изделий, при котором заказ получает предприятие, предложившее минимальную цену.

На основе базового уровня цен формулируется стратегическая линия ценового поведения фирмы по всей номенклатуре и по каждому виду в отдельности на всем протяжении рыночного цикла.

Название стратегии

Описание

1

2

“Снятия сливок”

Установление на начальном периоде рыночного цикла высокой цены с последующим ее постепенным снижением. Предназначена для продажи новинок, запатентованных товаров, проникновения на новые сегменты рынка.

Прорыва на рынок

Товары вначале продаются по низким ценам, затем цены постепенно повышаются.

Дифференциро-ванных цен

Состоит в установлении шкалы возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей.

Льготных цен

Льготные цены устанавливаются на уровне, близком к себестоимости.

Стабильных цен

Состоит в поддержке цен на одном уровне в течение длительного времени.

1

2

Гибких цен

Цены изменяются в зависимости от складывающейся ситуации на рынке и издержек производства.

Престижных цен

Продажа товаров по высоким ценам.

Неокругленных цен

19999=

Необходимость корректировки базовых цен определяется обеспечением приспособления предприятия к меняющимся условиям рынка. Чаще всего он выражается в установлении системы скидок-надбавок к базисным ценам: за качество товара, за условия поставки и размер партии продукции, скидки-надбавки по индивидуальным заказам, за имидж (торговую марку) фирмы, за условия оплаты, за бизнес-партнерство и др.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84013. Развитие теории управления в работах основных представителей классической (административной) школы менеджмента 24.31 KB
  Разновидностью классической школы управления является административная школа. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций которые мы до сих пор применяем в управлении организацией: планирование организация подбор и расстановка кадров руководство мотивация и контроль.Файоля в 20е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы элементы которой представляют систему взаимосвязей серию непрерывных взаимосвязанных действий функций управления.
84014. Теоретические воззрения А. Файоля 19.8 KB
  Он разделил весь процесс управления на пять основных функций которые мы до сих пор применяем в управлении организацией: планирование организация подбор и расстановка кадров руководство мотивация и контроль.Файоля в 20е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы элементы которой представляют систему взаимосвязей серию непрерывных взаимосвязанных действий функций управления.Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления администрирования отсюда и название ...
84015. Характеристика принципов управления А.Файоля 23.1 KB
  Единство действий группа работников должна работать только по единому плану направленному на достижение одной цели. Подчинённость интересов интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации. Вознаграждение наличие справедливых методов стимулирования работников. Корпоративный дух сплочённость работников единство силы.
84016. Вклад Г. Эмерсона в развитие идеологии управления 21.75 KB
  Двенадцать принципов производительности труда главный его труд. Его принципы так определены верны и незыблемы что могут быть приняты за мерило. Успешность этих предприятий определяется и измеряется степенью отклонения их организации от двенадцати принципов производительности . FincilTimes Двенадцать принципов производительности: Первый принцип точно поставленные идеалы или цели Второй принцип здравый смысл Третий принцип компетентная консультация Четвертый принцип дисциплина Пятый принцип справедливое отношение к...
84017. Школа человеческих отношений и развитие теории менеджмента 20.55 KB
  В основу школы человеческих отношений положены достижения психологии и социологии. Таким образом школа человеческих отношений поведенческих наук пыталась всесторонне проанализировать проблему человеческих отношений в процессе труда и устранить конфликт между наемным трудом и капиталом создав предпосылки к кооперации и сотрудничеству между ними.
84018. Особенности теоретических взглядов представителей поведенческой школы менеджмента 25.01 KB
  Мэйо результаты труда. Изучая влияние различных факторов условия и организацию труда заработную плату межличностные отношения и стиль руководства на производительность труда Э. Идея состоит в том что простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.Мэйо хотсорнский эффект свидетельствует о том что производительность труда и качество продукции зависят не столько от условий труда сколько от социальных и психологических факторов.
84019. Теория и практика человеческих отношений в работах Э. Мэйо 19.88 KB
  Мэйо результаты труда. Изучая влияние различных факторов условия и организацию труда заработную плату межличностные отношения и стиль руководства на производительность труда Э. Идея состоит в том что простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.Мэйо хотсорнский эффект свидетельствует о том что производительность труда и качество продукции зависят не столько от условий труда сколько от социальных и психологических факторов.
84020. Хоторнский эксперимент 22.3 KB
  Мейо Уорнер Фриц Ротлисбергер Вильям Диксон и другие исследовали влияние объективных факторов освещение оплата перерывы на производительность труда в пригороде Чикаго Хотторне Hwthorne. На первой стадии эксперимента учёные обнаружили что улучшение условий освещения резко увеличивает производительность труда но и ухудшение условий освещения также привело к улучшению производительности труда На второй стадии исследования учёные обнаружили что с течением времени производительность возвращалась на прежний уровень причём начинали...
84021. Теоретические взгляды Г. Мюнстерберга, их значение 21.85 KB
  Мюнстерберга их значение Самой пожалуй важной сферой интересов Мюнстерберга выступила индустриальная психология понимавшаяся им чрезвычайно широко в его работах на эту тему освещались проблемы профориентации в частности с применением психодиагностических процедур управления персоналом повышения трудовой мотивации и производственной дисциплины преодоления негативного влияния монотонного труда и т. Мюнстерберг доказывал что наилучший способ повысить производительность труда подбирать работникам должности которые соответствуют их...