11250

Организационно-правовые формы предприятия

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Тема 3 Организационноправовые формы предприятия 3.1. Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное коммерческое финансовое. Предпринимательство бизнес – инициативная самостоятельная осуществляемая от...

Русский

2013-04-05

90 KB

39 чел.

Тема 3  Организационно-правовые формы предприятия

3.1. Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.

Предпринимательство (бизнес) – инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена).

Субъектами предпринимательства могут быть:

  •  граждане Российской Федерации и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
  •  граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
  •  объединения граждан (партнеры).

Статус предпринимателя как юридического лица приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда – как предприятие. (Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности).

Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности и осуществляется:

  •  самим собственником средств производства на свой риск и под свою имущественную ответственность;
  •  руководителем предприятия от имени собственника и т.д.

Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон.

В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства:

  •  Производственное – к нему относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и представление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащей последующей реализации потребителям. Функция производства в этом виде предпринимательства является основной. Исходный элемент формирования производственного предпринимательства – выбор основной области деятельности, что предполагает проведение предварительного маркетинга, т.е. изучения того, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабилен ли спрос на них, его величина и тенденции развития в будущем, каковы возможная продажная цена товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж. Результат производственно-предпринимательской деятельности – производство продукта, который должен быть реализован. Производственная деятельность обеспечивает 10 – 12% рентабельности предприятия.
  •  Коммерческое предпринимательство – его суть составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами выпуска продукции. Первой стадией производства является выбор – что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов прежде всего следует исходить из положения, что цена реализации товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным. В настоящее время является преимущественным видом предпринимательства. Коммерческая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 20 – 30% затрат.
  •  Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку здесь объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности (поиск и привлечение потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг). Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 5% при продолжительности сделки менее года и 10–15% – для долговременных сделок.
  •  Посредническое предпринимательство – проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
  •  Страховое предпринимательство – это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

3.2. Организация (предприятие)как хозяйствующий субъект в рыночной экономике.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности.

Отличительные признаки предприятия:

  1.  производственно-техническое единство – заключается в том, что все силы и средства предприятия объединены общим производственным процессом;
  2.  организационное единство – предприятие имеет единый коллектив, единое руководство, устав, общее обслуживание коллектива, общее имущество (средства);
  3.  экономическое единство – единство управления, планирования и учета результатов деятельности и отражение их в едином балансе предприятия; единство формирования и распределения доходов предприятия;
  4.  административно-хозяйственная самостоятельность – предприятие имеет права и обязанности юридического лица и может самостоятельно вступать в хозяйственные отношения с другими предприятиями, заключать с ними договоры на поставку, сбыт продукции; предприятие отвечает полностью за свою хозяйственную деятельность, за соблюдение законов государства и прав граждан.

Цель деятельности предприятия – удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. В дореформенной России основной целью предприятия называлось удовлетворение общественных потребностей.  В условиях рыночной экономики это не единственная цель.

Основная цель предпринимательства – получение прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей.

3.3. Организационно-правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования

Наличие различных организационно-правовых форм служит важнейшим условием для эффективного функционирования рыночной экономики. Рассмотрим основные организационные формы хозяйствования, закрепленные в Гражданском кодексе РФ для коммерческих организаций:

  1.  хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере, или коммандитные товарищества);
  2.  хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа);
  3.  унитарные предприятия (государственные и муниципальные);
  4.  производственные кооперативы.

Полным товариществом признается объединение двух и более предпринимателей (участников). Создаваемое ими предприятие (путем объединения капитала и заключения договора) предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную (неограниченную) имущественную ответственность участников по обязательствам товарищества.

Товариществом на вере (коммандитным) признается объединение, в котором один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью – это организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности и получения дохода.

Акционерное общество представляет собой объединение, средства которого образуются за счет сложения капитала участников, выпуска и размещения акций.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

3.4. Акционерные общества: сущность и особенности функционирования

Нормативное регулирование: Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208_ФЗ, от 26.12.1995 (в ред. № 58-ФЗ от 29.04.2008).

Признак

ЗАО

ОАО

Организационно-правовая форма организации

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им  акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках.

Учредители (участники)

Общество может быть создано одним лицом. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица.

Закрытое акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения.

Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Число участников ЗАО не должно превышать установленного законом предела (50 человек). В противном случае оно подлежит преобразованию в ОАО в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела.

ОАО может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения. ОАО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредительные документы

Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями.

Учредительным документом ОО является его устав, утвержденный учредителями.

Уставный капитал

Уставный капитал ЗАО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.

Уставный капитал ОАО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.

Управление организацией

Высшим органом управления ЗАО является общее собрание акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

Высшим органом управления ОАО является общее собрание акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

3.5. Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты, некоммерческие организации

Холдинг, холдинг-компания – корпорация, компания, управляющая деятельностью или контролирующая деятельность других предприятий, компаний. В зарубежной практике холдинговая компания занимает ведущее положение благодаря обладанию пакетом акций контролируемых ею предприятий, фирм. При этом сама холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью (чистый холдинг).

Финансово-промышленная группа (ФПК) – зарегистрированная на федеральном уровне группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединение материальных ресурсов и капитала которых проведено на условиях «Положения о ФПГ и порядке их создания». К началу 2000-х гг. в РФ действовали около 50 зарегистрированных ФПГ. Головной организацией в ФПГ может быть как производственная структура, так и банк, финансовая компания.

Консорциум (лат. consortium – участие) – временное объединение компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками. В консорциум могут входить предприятия, организации разных форм собственности. Участники консорциума сохраняют полную хозяйственную самостоятельность и могут входить в состав других организаций. Финансовые и материальные фонды консорциуму создаются как за счет его участников, так и посредством привлечения кредитов и бюджетных средств.

Синдикат (от лат. sindicatus, sindicus – поверенный, представитель) – 1) объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданное в интересах организации коллективного сбыта такой продукции через единую торговую сеть.

Некоммерческая организация, бесприбыльная – организация, не ставящая в качестве основной цели своей деятельности получение, извлечение прибыли. К таковым относятся общественные, религиозные, благотворительные организации, фонды содействия и помощи науке, культуре, образованию, здравоохранению, спорту, ассоциации и союзы, учреждения. Некоммерческие организации обладают правом заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, необходимых для выполнения их уставных целей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65768. Основные функции маркетинга 18.62 KB
  В исследовании маркетинга выделяют три возможных подхода: институциональнораспределительный функциональный и концептуально-управленческий.Функции маркетинга выделяются в зависимости от видов маркетинговой деятельности: исследование рынка сбытовая функция...
65769. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий 28.62 KB
  В зависимости от масштаба чрезвычайные происшествия ЧП делятся на аварии при которых наблюдаются разрушения технических систем сооружений транспортных средств но нет человеческих жертв и катастрофы при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей но и гибель людей.
65770. Славяне и тюрки. Присоединение к России среднего и нижнего Поволжья и Приуралья 35 KB
  Тюрки вторая по численности народность России после славян. в России проживало 11 млн. Однако по официальным источникам мусульмане чью основную массу составляют тюрки составляют 20 населения России.
65771. Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Украины и Белоруссии 19.61 KB
  В ходе третьей фазы обретала жизнь завершенная социальная структура и движение подразделялось на консервативно-клерикальное либеральное и демократическое крылья каждое из которых имело свою собственную программу Либеральные и консервативные партии...
65773. Современная концепция маркетинга 69.59 KB
  В настоящее время в теории маркетинга выделяют 5 концептуальных подходов к его организации. Концепция чистого маркетинга может быть кратко охарактеризована девизом Производить то что продается а не продавать то что производится.
65775. Опасности, возникающие в повседневной жизни и безопасное поведение 212.5 KB
  Понятие пожарной опасности Понятие пожарная опасность емко и многогранно. В этом случае пожарная опасность обуславливается видом объекта степенью горючести обрабатываемых производимых или потребляемых материалов технологической культурой производства и степенью точности...