11258

Основы формирования цены. Прибыль. Рентабельность

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Тема 11. Основы формирования цены. Прибыль. Рентабельность 11.1. Понятие цены. Виды цен. Структура цены. 11.2. Экономическая сущность прибыли. Порядок формирования и использования прибыли. Пути увеличения суммы прибыли. 11.3. Рентабельность производства продукции деятел...

Русский

2013-04-05

73 KB

8 чел.

Тема 11. Основы формирования цены. Прибыль. Рентабельность

11.1. Понятие цены. Виды цен. Структура цены.

11.2. Экономическая сущность прибыли. Порядок формирования и использования прибыли. Пути увеличения суммы прибыли.

11.3. Рентабельность производства, продукции, деятельности. Пути, резервы, факторы увеличения рентабельности.

11.1. Понятие цены. Виды цен. Структура цены.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Основные элементы цены представлены в табл. 11.1

Таблица 11.1

Структура (формирование) цены

Э л е м е н т ы    ц е н ы

Себестоимость производства

и реализации товаров (услуг)

Прибыль производителя

Косвенные налоги

(акциз, НДС)

Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника)

Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли)

Оптовая цена изготовителя

Оптовая цена отпускная

Оптовая цена закупки

Розничная цена

Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.

Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.

Прямые (административные) способы – это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) – направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.

Ценовая политика предприятия – это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.

Существуют три основные цели ценовой политики:

  •  обеспечение выживаемости;
    •  максимизация прибыли;
    •  удержание рынка.

Обеспечение выживаемости (сбыта) – главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.

Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.

На систему ценообразования, а соответственно на ценовую политику предприятия, оказывает большое влияние состояние денежной сферы, а именно:

  •  изменение покупательской способности рубля;
  •  курсы иностранных валют.

Излишний выпуск денег в обращение снижает их покупательную способность – они обесцениваются. Механизм влияния изменений валютного курса на цены многообразен.

11.2. Экономическая сущность прибыли. Порядок формирования и использования прибыли. Пути увеличения суммы прибыли.

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию – разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью  реализованной продукции.

Различают балансовую прибыль, валовую, налогооблагаемую (расчетную) и чистую прибыль предприятия.

Балансовая прибыль планируется раздельно по всем видам:

- прибыль от реализации продукции;

- прибыль от реализации прочих активов;

- прибыль от внереализационных доходов (за вычетом внереализационных расходов).

Прибыль от реализации продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость продукции.

Прибыль (или убытки) от реализации прочих активов (основных фондов и другого имущества) рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции.

Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов (за вычетом внереализационных расходов) определяется как разность между общей суммой доходов и общей суммой расходов.

Валовая прибыль предприятия может отличаться от балансовой прибыли в силу ряда причин:

  1.  Валовая прибыль увеличивается для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции по ценам не выше себестоимости.
  2.  При осуществлении прямого обмена по основным средствам и иному имуществу или реализации этих видов имущества по ценам ниже их балансовой стоимости сумма сделки определяется по рыночной стоимости имущества за вычетом балансовой стоимости реализованного или выбывшего имущества.
  3.  Выручка в валюте пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов для налогообложения прибыли по этим операциям.
  4.  Налогообложению подлежат денежные средства, получаемые безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности.
  5.  По имуществу, полученному безвозмездно, его стоимость оценивается не ниже балансовой, по которой оно числится у передающего предприятия.
  6.  Валовая прибыль учитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).

Исчисленная в установленном выше порядке валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой (расчетной) прибыли, расчет которой производится в такой последовательности.

Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли):

а) доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. (Эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом.);

б) доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также от посреднических операций и сделок. (Расчет налога по этим видам доходов осуществляется в ином порядке.);

в) доходы юридических лиц по государственным облигациям и другим государственными, ценным бумагам, а также доходы от оказания услуг по их размещению. (Эти виды доходов вообще не подлежат обложению налогом.);

г) суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.

После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.

В соответствии с законодательством валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называется нераспределенной (чистой) прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.

Чистая прибыль направляется на:

  •  финансирование производственного развития предприятия;
    •  удовлетворение потребительских и социальных нужд;
    •  финансирование социально-культурной сферы;
    •  отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы;
    •  благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Однако не вся чистая прибыль используется предприятием по собственному усмотрению. За счет прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов (например, налог на имущество предприятий, сбор за право торговли и др.); штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, а также в случае утаивания прибыли от налогообложения и другие платежи.

На некоторых предприятиях, в акционерных обществах чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд; фонд социальной сферы; фонд валютных отчислений; прибыль к распределению между учредителями (акционерами) и т.п. Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия.

Основными методами планирования прибыли являются:

  •  метод прямого счета;
  •  аналитический метод;
  •  метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью:

П = (О ∙ Ц) – (О ∙ С).

где П – плановая прибыль;

О – объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С – полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль от реализации продукции (ПРП) рассчитывается по формуле:

ПРП = ВРП - СРП

где ВРП – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

СРП – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (ПН) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (ПТП) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (ПК). Плановая прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле:

ПРП = ПН + ПТП - ПК

Разновидностью метода прямого счета является метод ассортиментного планирования прибыли.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

11.3. Рентабельность производства, продукции, деятельности.

Пути, резервы, факторы увеличения рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия, характеризующий прибыльность производственной деятельности за определенный период (характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов).

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.

Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы:

Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием основных и оборотных средств определяется как отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости основных производственных и оборотных средств, умноженному на 100%.

Рентабельность продукции характеризует эффективность издержек предприятия на производство и реализацию отдельных  видов продукции и определяется как отношение прибыли на единицу продукции к полной себестоимости единицы продукции, умноженному на 100%.

Рентабельность продаж отражает способность фирмы контролировать себестоимость реализованной продукции и ее успехи в политике ценообразования. Определяется как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации продукции, умноженному на 100%.

Рентабельность активов (капитала) характеризует отдачу, которая приходится на 1 руб. активов предприятия. Определяется как отношение прибыли до налогообложения к средней величине активов предприятия, умноженному на 100%.

Рентабельность собственного капитала показывает прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала. Определяется как отношение прибыли до налогообложения к средней величине собственного капитала предприятия, умноженному на 100%.

Рентабельность рассчитывается в процентах.

Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), собственного капитала и реализации (продаж).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73887. Тепловые свойства диэлектриков 26 KB
  Этот эффект представляет собой необратимый переход электрической энергии в тепловую энергию. Необходимо отметить что в пироэлектрических кристаллах возможен не только квадратичный но и линейный электротепловой эффект. Этот эффект является обратимым и называется электрокалорическим.
73888. Оптические свойства сопровождающиеся прирдной анизотропией диэлектрика 15.12 KB
  В линейно поляризированого света колебание происходит в одной полскости. В случае анизотропных сред оптически анизотропных структур это сраведливо для падения света в напралении главных оптических осей крсталла. Это обусловлено дисперсией показателя преломения чо в анизотропичной среде происходит в различных диапазонах в зависимости от направления света и его поляризации.
73889. Электромеханические свойства диэлектриков 88.5 KB
  Электромеханические свойства диэлектриков Из электрических откликов отметим в первую очередь поляризацию вследствие которой диэлектрик приобретает удельный электрический момент называемый также поляризованностью Pn.
73891. Вектори електричного поля, індукції та поляризованості 93.5 KB
  Однорідний протяжний пружний стрижень одновимірний кристал на який діє механічне напруження показано на рис. Механічне напруження не вектор і тому позначається парою стрілок однакових за величиною і протилежних за напрямом...
73894. Ионная упругая поляризация 34.66 KB
  Но во внешнем электрическом поле катионы т анионы смещаются под действием кулоновских сил создавая полярную решетку с элементарными электрическими моментами. Если приложить электрическое поле то к упругой энергии заряженных частиц добавляется энергия накопленная ими в поле...