11259

Общая фамакология. Задачи фармакологии

Лекция

Химия и фармакология

Общая фамакология I Введение в предмет Фармакология pharmacon лекарство logos учение учение о лекарствах наука о лекарствах. Фармакология изучает лекарственные средства применяемые для лечения и профилактики различных заболеваний. В отличие от других фармацевти...

Русский

2013-04-05

75 KB

4 чел.

Общая фамакология

I Введение в предмет

Фармакология (pharmacon – лекарство, logos - учение) – учение о лекарствах (наука о лекарствах).

Фармакология изучает лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики различных заболеваний. В отличие от других фармацевтических дисциплин фармакология – медицинская наука, изучает воздействие лекарственных веществ на живой организм (человека и животных).

Фармакология как наука сформировалась в середине 19 века, когда для этого созрели предпосылки. На протяжении тысячелетий использовались лекарства из окружающей природы – растительного, животного, минерального происхождения.

Длительное время использовали различные вещества для лечения заболеваний и смотрели за результатом. Постепенно накапливался опыт, который передавали из поколения в поколения, как правило без какого-либо обоснования. Были неудачи и много жертв.

В 19 веке пришли к выводу о необходимости эксперимента.

Предпосылки:

  •  Развитие экспериментальной физиологии и фармакологии
  •  Интенсивное развитие смежных медицинских дисциплин
  •  Выделение активных веществ из растительного сырья
  •  Развитие органической химии          синтетические средства          зарождение химико-фармацевтической промышленности.

Фармакология является частью обширного комплекса медицинских наук и стоит на стыке между теоретическими науками и клиническими дисциплинами.

Достижения фармакологии позволяют изменить подход к лечению различных заболеваний или добиться выздоровления ранее неизлечимых заболеваний. (АБ, туберкулез, гормоны, нейролептики).

ФИЗИОЛОГИЯ                                                            ВНУТРЕННИЕ

ПАТОЛОГИЯ                                                                         БОЛЕЗНИ

БИОХИМИЯ                                                                ХИРУРГИЯ

МИКРОБИОЛОГИЯ                                                   АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ

ТОКСИКОЛОГИЯ                                                       ИНФЕКЦИОННЫЕ

ИМУННОЛОГИЯ                                                                   БОЛЕЗНИ

                                                                              ПСИХИОТРИЯ

                                                                              ПУЛЬМОНОЛОГИЯ

                                                                              АКУШЕРСТВО

#

  •  Ермольева З. – пенициллины, Пушкин
  •  До антисептиков – 60-70% умирало от госпитальной инфекции
  •  Нейролептики – психозы
  •  Наркоз, м/а, миорелаксанты – хирургия
  •  ИД – пересадка тканей

#

С другой стороны фармакология оказывает влияние на развитие теоретических дисциплин, т.к. установления механизма действия ЛВ позволяет получить новые данные о функционировании организма (новые рец., медиаторы, этапы передачи Н.И.)

#

  •  Морфин - опиойдные рец., проведение боли, причины.
  •  Транквилизаторы - БД-рец.
  •  Причины возникновения заболеваний – более эффективное лечение (Де-нол, Х.П.)

#

Задачи фармакологии:

В теоретическом плане:

- закономерности взаимодействия лекарственных веществ с организмом на различных уровнях:

  •  целый организм – снотворные, наркоз
  •  системы- ССС, ИД, ИС
  •  орган- желудок, бронхи
  •  ткань- гладкие мышцы, скелетные мышцы, кровь, железы
  •  клетка- гепатоцит, макрофаг, нефрон
  •  субклеточный ур.- ХР, АР, АТ-рец; метиаторы.

- принципы регуляции работы организма с помощью ЛВ при патологии (иногда в норме): физиология (норма)     патология      что делают ЛВ для восстановления нормы (СГ)

В норме – адаптогены, вопросы профилактики патологии (витамины, М.В.)

В практическом плане:

Создание более эффективных и менее токсичных ЛС.

  •  Совершенствование в уже известных классах (активность, ПБД, длительность, ЛФ…)
  •  Изыскание ЛС с принципиально новыми точками приложения
  •  Создание комбинированных препаратов, комплексное лечение (аспирин        колдрекс      Энап-НL, пилобакт)

                    II          ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ

                                 ЛЕКАРСВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ

 

ХИМИЧЕСКИЙ                                          ЖИВОТНОГО

      СИНТЕЗ                                             ПРОИСХОЖДЕНИЯ

                                РАСТИТЕЛЬНОГО                                ПРОДУКТЫ

                               ПРОИСХОЖДЕНИЯ               ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                            М/ОРГ-В И ГРИБОВ

  РЕКОМБИНАНТНЫЕ                           МИНЕРАЛЬНЫЕ

      ПРЕПАРАТЫ                                         ВЕЩЕСТВА

(ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ)

                                       ХИМИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ

А) ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПУТЬ – без теоретического обоснования. Основан на отдельных фактах и явлениях:

а) случайные находки

  хлороформ           наркоз; транквилизаторы (из миорелаксантов)

     N2О

  антидепрессанты (из ГИНК)

б) скрининг – длительный и малоэффективный путь, при котором на биологическую активность проверяются все имеющиеся вещества

  САП – скрининг красителя

Б) НАПРАВЛЕННЫЙ СИНТЕЗесть цель.

а) воспроизведение биологически активных веществ, имеющихся в организме или их аналогов с улучшенными свойствами (создание метаботитов)

  Медиаторы, гормоны, биогенные амины, ПГ…

б) СОЗДАНИЕ АНТИМЕТАБОЛИТОВ – структурные аналоги естественных метаболитов, оказывающих, как правило, блокирующие, тормозное действие

  САП, налорфин, противоопухолевые средства

А

Б

в)     химическая модификация в-в с известной биологической активностью

с целью получения лекарственных ср-в более активных, менее токсичных, с большей продолжительностью действия или с новыми свойствами

  новокаин ------ новокаинамид

  аминазин ------ трифтазан

                                             пенициллин фау

  Бензилпеницилин Na

                                             Бицилиллины

г)    синтез оснований на изучении данных патофизиологии и патобиохимии (т.е. путь не от химического строения вещества, а от патологии организма).

Это трудный, но самый эффективный способ воздействия на патологический процесс. Позволяет создать лекарственные ср-ва с новыми, неизвестными ранее механизмами действия

  ИАПФ, Антагонисты Ca, ингибиторы ИОГ-2, ИПН.

                  РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

используют:  - растительное сырье

                      - галеновые и новогаленовые препараты (настои, отвары, н-ки, экстракты)

                      - индивидуальные химические соединения.

а) алкалоиды – атропин, морфин

б) гликозиды – дигоксин, строфантин, адонизид

в) эфирные масла – (летучие) камфорное, эвкалиптовое, мятное

г) дубильные в-ва, флаванойды, сапонины, полисахариды и др.

                             ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

В древности – органы животных.

Экстракты из органов и тканей, индивидуальные вещества:

  Гормоны, ферменты, пантокрин, гепарин (из легких кр. р. с.), желудочный

сок, солкосерил.

      ПРОДУКТЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРИБОВ И М/О

АБ, ферментные препараты (стрептокиназа, ораза, солизим …)

                                     МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Очень мало: I, MgSO4, NaCl

                          РЕКОМБИНАНТНЫЕ (ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ)

Вещества природного происхождения, труднодоступные, имеются в организме человека, активная часть          микроорганизмы, рибы.

           III.  СОЗДАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ,  

                        ВНЕДРЕНИЕ ИХ В ПРАКТИКУ

  1.  ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (растения, животные)

 

  1.  ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (φLP)

  1.   ЛАБОРАТОРИЯ  ГЛС

  1.    ФК  МЗ  РФ(экспертиза)

 регистрация

  1.   КЛИНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ (φCP)

  1.   УПРАВЛЕНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ЛЕК. СРЕДСТВ

  1.  ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

  1.  ВНЕДРЕНИЕ В МЕДЕЦИНСКУЮ ПРАКТИКУ.

Фармакологическая лаборатория: биологическая активность, специфическое действие, токсичность (ПБД), длительность действия, механизм действия, фармакокинетические параметры. Сравнивают с известным средством на моделях экспериментальной патологии = φоклинические испытания (φLP).

                                  IV ТЕРМИНОЛОГИЯ

Лекарственное средство (лекарство) - одно или несколько лекарственных веществ, применяемые для лечения или профилактики патологических состояний и разрешенное к использованию уполномоченными на то органами.

Лекарственное вещество - индивидуальное химическое соединение, применяемое для лечения или профилактики заболеваний.

Лекарственная форма – форма, придаваемая лекарственному средству удобная для практического применения и обеспечивающая максимальный фармакологический эффект (твердые, жидкие, мягкие).

Лекарственный препарат - лекарственное средство в определенной лекарственной форме.

              Парацетамол - лек. в-во        таблетки, свечи          Пенталгин

                                         лек. ср-во       капсулы, сироп,           Колдрекс лек. ср-во

                                                порошок                  Цитромон

              Новокаин - лек. в-во                 лек. ф.: порошок,

                                 лек. ср-во                ампулы, свечи

               Меновазин

Бренд – оригинальный препарат, как правило не имеющий аналогов.

Дженерик – воспроизведенный препарат.

НАЗВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ

Одно ЛВ может иметь 10 и более названий.

  Международное – рекоменд. предложен. ВОЗ, основное, единое для всех стран (непатентованное)

  Торговые, фирменные - под которыми препарат выпускают и продают в различных формах (их много)

(патентованное)

  Синонимы - торговые названия относительно друг друга.

ПАРАЦЕТАМОЛ

Эффералган

Панадол

Калпол

Цефекон

Далерон

Доломол

Пацемол

Медиприн

Парацет

Парамоша

Перфалган

ЭНАЛАПРИЛ-МН

Ренитек

Эднит

Энап

Энапрел

Берлиприл

Инварил

Мироприл

Рениприл

Энам

Энаренал

Энвас

Багоприл

КЛАСИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ

     а) по виду действия (анальгетики, пр./судорожные, гипотензивные)

    б) по химическому строению (Барбитураты, Сульфаниламиды, Фторхинолоны,

                                                                                        Бензадиазепины)

    в) по механизму действия (адреномиметики АК, в-АБ, иАПФ)

Часто используют смешанный принцип.

Ф А Р М А К О Л О Г И Я


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55854. Дистанційне навчання як інструмент для розвитку та самовдосконалення особистості сучасного вчителя 175.5 KB
  Якісно новими характеристиками таких освітніх інформаційно-комунікаційних мережевих систем є: орієнтація на потреби професійної діяльності педагога серед яких пріоритетною є потреба у безперервному самовдосконаленні та самореалізації...
55857. Технологія організації учнівського самоврядування в школі 688 KB
  За цих умов організація учнівського самоврядування в школі є надзвичайно актуальною. Найвідчутніші результати у формуванні соціально-компетентної особистості школяра дає активна участь в роботі учнівського самоврядування.
55858. Класне самоврядування як одна із форм виховної роботи 107 KB
  Формування ініціативної здатної приймати нестандартні рішення особистості неможливе без широкого залучення учнів до управління класними справами через діяльність в органах учнівського самоврядування.
55860. Santa’s Little Helper 287 KB
  There are lots of presents in Santa’s sleigh for children around the world. Now they are off! Santa leaves a present for good boys and girls. He eats one mince pie. Then two… three… four! Amy is asleep at home. Santa climbs down the chimney with Amy’s present. But oh dear… he is too fat. He can’t move!
55861. Вибір професії 54.5 KB
  Prior to this lesson your task was to visit my teacher's website and read the materials that would help you in work on the topic of our project. Raise your hands, those who visited the site and looked through the materials. So, what was your homework?
55862. Save our nature 44.5 KB
  Well, you see that there are a lot of problems in our life. Today in our lessons we begin to discuss one of them: “People and nature”. During the lesson we’ll understand the reasons, compare activities in our country and in England and try to find the way out of some problems of our world.