11287

Изучение явления дифракции света от дифракционной решетки

Лабораторная работа

Физика

Изучение явления дифракции света от дифракционной решетки Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику измерения длины световой волны с помощью дифракционной решётки. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальн

Русский

2013-04-05

240 KB

82 чел.

Изучение явления дифракции света от дифракционной решетки

Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику измерения длины световой волны с помощью       дифракционной решётки. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения в лабораторном практикуме по физике (раздел «Оптика»).

Печатается по решению методической комиссии факультета «Нанотехнологии и композиционные материалы»

Научный редактор   к.ф.-м.н., доц. Г.Ф. Лемешко

© Издательский центр ДГГУ, 2011

I. Цель работы:  

  Изучить явление дифракции света на примере

   дифракционной решётки. Определить длину световой  

   волны, дисперсию и разрешающую способность.

II. Приборы и принадлежности: 

Установка для наблюдения дифракции света.

III. Краткая теоретическая часть.

Дифракцией называется огибание волнами препятствий, соизмеримых с длиной волны, встречающихся на их пути, или в более широком смысле — любое отклонение распространения волн от законов геометрической оптики вблизи любых неоднородностей (препятствий).

Явление дифракции можно наблюдать с помощью дифракционной решётки. Дифракционная решётка представляет собой стеклянную или металлическую пластинку, на которой через строго одинаковые интервалы нанесены параллельные штрихи. В итоге получают последовательность параллельных щелей равной ширины а, разделенных непрозрачными промежутками равной ширины b. Величина          d = a+b,  называется периодом (постоянной) дифракционной решётки.

Пусть на дифракционную решетку падает нормально световой поток. Благодаря дифракции свет от щелей будет распространяться во всех направлениях (на рис. показаны только два луча). Разность хода  параллельных лучей, дифрагирующих от щелей под углом , равна:

   ,                                         (1)

где   - угол дифракции, d – постоянная дифракционной решетки.

Собранные линзой в одну линию (проходящую параллельно щелям через точку В на экране) эти лучи интерферируют. Для того, чтобы в точке В наблюдался интерференционный максимум, разность хода  между волнами, испущенными соседними щелями, должна быть равна целому числу длин волн (четному числу полуволн):

,          (2)

где m – порядок максимума,  - длина световой волны.

Таким образом, выражение (2) задает условие главных максимумов.

Очевидно, что в тех направлениях, в которых ни одна из щелей не распространяет свет, он не будет распространяться и при многих щелях, т.е. главные минимумы интенсивности (как и в случае одной щели) будут наблюдаться в направлениях, определяемых условием:

,                (3)

где  а- ширина щели.              

Если дифракционная решётка состоит из щелей, то дополнительные минимумы интенсивности будут наблюдаться в направлениях, определяемых условием:

    (4)

где  m*  может  принимать  все  целочисленные  значения,   кроме 0, N, 2N, ..., т. е. кроме тех значений, при которых условие (4) переходит в (2). Следовательно, в случае N щелей между двумя главными максимумами располагается N─1 дополнительных минимумов, разделенных слабыми вторичными максимумами.

Чем больше щелей N, тем больше световой энергии пройдет через решетку, тем больше минимумов образуется между соседними главными максимумами, тем, следовательно, более интенсивными и более острыми будут главные максимумы.

При освещении дифракционной решётки белым светом на экране наблюдаются кроме светлой полосы (нулевого максимума) ещё и цветные линии, т.е. происходит разложение белого света в спектр. Цветные линии располагаются по обе стороны от нулевого максимума примерно на равных расстояниях (рис.1,b), причем фиолетовая область спектра будет обращена к центру дифракционной картины, красная — наружу. Это следует из формулы (2) в которой угол отклонения увеличивается с увеличением длины волны, т.е.   .

 В настоящей работе постоянная дифракционной решётки d известна (она указана на решётке). Порядок  спектральной линии m задается преподавателем. Для определения длины волны света  из формулы (2), соответствующей наблюдаемому дифракционному максимуму, надо знать sin. 

В спектре (рис. 1,b) угол отклонения фиолетовых лучей определится так:        ,                                          (5)

где xф1  расстояние от максимума нулевого порядка (m=0) до фиолетовой линии в спектре первого порядка (m=1),                                                                                                                  L расстояние от дифракционной решётки до экрана.

Используя соотношение (2), определим:

                                    (6)

В нашем случае углы дифракции малы ( < 7о) и можно считать  и тогда приравнивая (5) и (6) для любого цвета и порядка спектра можно записать:

,                                         (7)  

где   – длина световой волны, d – постоянная дифракционной решетки, x – расстояние от максимума нулевого порядка (m=0) до  линии в спектре m-го порядка. L– расстояние от дифракционной решётки до экрана.                               

Основными характеристиками дифракционной решётки являются дисперсия и разрешающая способность.

Угловая дисперсия D определяется угловым расстоянием между двумя спектральными линиями, отнесённым к разности их длин волн :

Значение дисперсии получаем, дифференцируя формулу (2):

,   т.е.

  ,                               (8)

где D  угловая дисперсия,    длина световой волны,               m  порядок спектра, d  постоянная дифракционной решетки.      

Дисперсия возрастает с увеличением порядка спектра.

Разрешающая способность  характеризует минимальную разность длин волн , которые в спектре видны раздельно, т.е.

                                   .                                           

Можно показать, что для дифракционной решетки

                                   ,

где m  порядок спектра; N  общее число штрихов решётки.

Таким образом:

                               .                                     (9)

Измерив ширину освещенной части решётки l, найдём число штрихов решётки N в этой части:

                                                             (10)

где   число штрихов на единице длины решётки,  d   постоянная дифракционной решётки.

Таким образом, из соотношений (9) и (10) разрешающая способность дифракционной решётки определится  по формуле:

 ,                                        (11)

где l – ширина освещённой части решётки, d- период решётки, - порядок спектра.

Разность                                                    (12)

определяет длину спектра любого порядка на экране.

Воспользовавшись соотношением (2) можно рассчитать номер последнего дифракционного максимума, который можно было бы наблюдать при определенных условиях на экране с помощью используемой дифракционной решётки:

 

Поскольку синус не может быть больше единицы, т.е. , получаем, что , следовательно

  .                                   (13)

IV. Экспериментальная часть.

1 - оптическая скамья; 2 - осветитель; 3 - щелевая диафрагма;

4 - объектив для получения резкого изображения дифракционной картины; 5 - дифракционная решётка; 6 - матовый экран.

Задание 1. Нахождение длины световой волны.

1. Перемещая рамку с дифракционной решёткой 5, установить по

   заданию преподавателя расстояние L между дифракционной

   решёткой и экраном 6 (положение экрана не изменять!!!).

2. Измерить расстояние от центральной полосы до красной слева

  () и справа (). Результаты измерений занести в таблицу 1.

  Аналогичные измерения провести для зеленых полос (и)

  и фиолетовых (и) полос  1-го порядка (m = 1).

3. Определить средние значения    ,    , 

       для красного, зеленого и фиолетового цветов.

4. Повторить пункты 1-3 не менее 5 раз, изменяя расстояние

   между решеткой и экраном (L =100, 150, 200, 250, 300 мм).

5. Вычислить длины волн наблюдаемых спектральных линий

   (красной, зелёной и фиолетовой) по формуле (7) и занести

   результаты в таблицу 2.

6. По заданию преподавателя можно выполнить пункты 2-5 для

   спектров более высокого порядка (например, m = 2).

Задание 2. Определение характеристик решётки.

1. Измерить освещенную ширину решетки ()  для L=300мм.

2. Используя соотношение (8), вычислить угловую дисперсию для

   красного, зеленого и фиолетового цветов для данного .

3. Используя соотношение (11), определить разрешающую

   способность дифракционной решётки и занести

   результаты в таблицу 2.

Задание 3. Определение характеристик спектра.

1. Используя соотношение (13), рассчитать для всех длин волн

   номер последнего дифракционного максимума mmax и занести

   результаты в таблицу 2.

2. Используя соотношение (12), рассчитать длину спектра 1-го

   порядка.

Таблица 1.                                                                                         

№/№

п/п

L

мм

мм

мм

мм

мм

мм

мм

мм

мм

мм

1

100

2

150

3

200

4

250

5

300

Таблица 2.

№/№

п/п

L

R

mmax

мм

мм

мм

мм

рад/м

рад/м

рад/м

1

100

2

150

3

200

4

250

5

300

Среднее

значение

Абсол.

погрешн.

Относ.

погрешн.

Контрольные вопросы.

  1.  В чем проявляется явление дифракции света?
  2.  В чем состоит принцип Гюйгенса-Френеля? Какое дополнение в принцип Гюйгенса ввел Френель?
  3.  В каком направлении световая энергия, излучаемая вторичными источниками, максимальна?
  4.  Напишите математическое выражение условия, при которых будут наблюдаться минимумы и максимумы дифракции  от дифракционной решетки.
  5.  Что такое период (постоянная) дифракционной решетки?
  6.  На что и как  влияет изменение  величины постоянной дифракционной решетки?
  7.  Как располагаются цветные линии в дифракционном спектре?
  8.  Почему при использовании белого света только центральный максимум белый, а боковые максимумы радужно окрашены?
  9.  Какими параметрами характеризуется дифракционная решетка в качестве спектрального прибора?
  10.  Дать понятия дисперсии и разрешающей способности дифракционной решётки.

Техника безопасности

  1.  К работе с установкой допускаются лица, ознакомленные с её устройством и принципом действия.
  2.  Не следует касаться пальцами поверхностей оптических деталей.
  3.  Не следует перемещать по оптической скамье объектив.

Рекомендуемая  литература 

Грабовский Р.И. Курс физики. СПб.: Лань, 2002.

Савельев И.В.  Курс общей физики. (т.3). СПб.: Лань, 2006.

Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высш. шк. 2004.   

Андрющенко А.А., Максимов С.М., Последова Н.Г. Волновая оптика: учеб.-метод. пособие-Ростов н/Д: издательский центр ДГТУ, 2010.

Редактор А.А.Литвинова

_________________________________________________________

В печать

Объём 0,5 усл. п.л. Офсет. Формат 60x84/16.

Бумага тип №3. Заказ №     .Тираж 100 экз. Цена свободная

_________________________________________________________

Издательский центр ДГТУ

Адрес университета и полиграфического предприятия:

344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1


a)

j

d=a+b

B

ис. 1. Дифракция света на решётке

b)

xф

xк

jф

jк

L

Рис. 2. Общий вид установки.

0        1        2        3        4        5        6         7        8        9       10      11

1

2

3

4

5

6

L


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35980. Личность в системе межличностных отношений 40 KB
  Процесс обучения его сущность функции виды 2. Процесс обучения его сущность функции виды Дидактика – это наука об обучении и образовании их целям содержании методах средствах и организационных формах. Дидактика это область педагогики исследующая закономерности процесса обучения. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения его цели научные основы содержания образования методы формы средства.
35981. Мотивационная сфера личности. Содержание образования как фундамент культуры личности 40 KB
  Содержание образования как фундамент культуры личности Образова́ние целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека общества государства сопровождающийся достижения гражданином обучающимся установленных государством образовательных уровней Культура – это предпосылка и результат образованности человека. Под содержанием образования следует понимать: 1 систему научных знаний практических умений и навыков; 2 систему мировоззренческих и нравственноэстетических идей которые необходимо приобрести учащимся в процессе...
35982. Принципы научной лексикографии и фразеологии. Словари РЯ 45 KB
  Словари РЯ. Лингвистические словари бывают одноязычными двуязычными и многоязычными. К числу одноязычных лингвистических словарей относятся: словари синонимов омонимов антонимов паронимов исторические этимологические диалектологические фразеологические словари иностранных слов нормативные и др. Различаются словари академического типа и словарисправочники.
35984. Этапы развития PR в США 44.5 KB
  Общепринято выделять два основных этапа развития PR в США – до конца 19 века и 20 век. Начало 17 века – 10е годы 19 века. 10е годы 19 века – конец 19 века. Начало 20 века – середина 40х годов 20 века.
35985. Абстрактный экспрессионизм 44.38 KB
  Портрет и мечта Portrit nd Drem 1953 Пасха и тотем Ester nd the Totem 1953 Серость океана Ocen Greyness 1953 Глубина The Deep Марк Ротко Эмиграция в США Глава семейства Ротковичей опасаясь того что детей заберут на службу в царскую армию решил эмигрировать в США следуя примеру многочисленных еврейских семей бежавших от погромов. В Америку уже уехали двое братьев Якова Ротковича которые обосновались в Портленде штат Орегон и занялись производством одежды. Раннее творчество...
35987. Гидросфера: строение, физические свойства и химический состав. Мировой океан. Пресные воды 44 KB
  Пресные воды Гидросфера – прерывистая водная оболочка Земли располагающаяся между атмосферой и твердой земной корой и представляющая собой совокупность вод Мирового океана и поверхностных вод суши. В общем виде принято деление гидросферы на Мировой океан континентальные воды и подземные воды. Большая часть воды сосредоточена в океане значительно меньше в континентальной речной сети и подземных водах. Также большие запасы воды имеются в атмосфере в виде облаков и водяного пара.