11299

Работа источника тока в замкнутой цепи

Лабораторная работа

Физика

Работа источника тока в замкнутой цепи Указания содержат краткое описание работы источника тока в замкнутой цепи и методику определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальнос

Русский

2013-04-05

226 KB

33 чел.

Работа источника тока в замкнутой цепи

Указания содержат краткое описание работы источника тока в замкнутой цепи и методику определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника.

Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения, в программу учебного курса которых входит выполнение лабораторных работ по физике (раздел <<Электричество и магнетизм>).

Печатается по решению методической комиссии факультета

<<Нанотехнологии и композиционные материалы>>

Рецензент доцент каф. физики, к.ф.- м. н. Г.Ф.ЛЕМЕШКО

©Издательский центр ДГТУ, 2011

Работа источника тока в замкнутой цепи

Цель работы:  1) определить внутреннее сопротивление                источника тока и его ;

2) исследовать изменения полезной мощности и  источника тока в зависимости от его нагрузки.

Оборудование:  источник тока (выпрямитель напряжением 6 В), амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода.

Теоретическая часть

Рассмотрим схему, изображенную на рис. 1.

Источник тока характеризуется электродвижущей силой ( или ) и внутренним сопротивлением .

Физическая  величина, численно равная работе сторонних сил при перемещении

единичного положительного

заряда по цепи, называется

электродвижущей силой (), действующей в цепи:

.    (1)

При подключении к источнику тока внешнего сопротивления  ток  в цепи определяется законом Ома для полной цепи:

.    (2)

Каждому значению внешнего сопротивления будет соответствовать определенное значение силы тока. Например,  внешним сопротивлениям реостата ибудут соответствовать силы токов и .

Используя закон Ома для полной цепи (2), запишем:

и   (3)

Приравнивая правые части равенств (3), получим:

,

откуда

.   (4)

Используя закон Ома для участка цепи:

,   (5)

перепишем равенство (4)  в виде:

,

откуда, внутреннее сопротивление  

 

.

 

 можно рассчитать по формуле:

 

или

 ,    (7)

где   и  - номера измерений силы тока и напряжения.

Полная мощность, развиваемая источником тока, равна

.   (8)

Мощность, расходуемая во внешней части цепи, т. е. полезная мощность, определяется формулой:

 .   (9)

Подставляя в выражение (9) формулу (2), получим:

.   (10)

Здесь величины  и  - постоянные. Поэтому полезная мощность  является функцией только внешнего сопротивления  и при определенных условиях принимает максимальное значение. Чтобы определить эти условия, необходимо исследовать функцию (10)  на экстремум:

.   

Таким образом, полезная мощность источника тока становится наибольшей, когда внешнее сопротивление цепи равно внутреннему сопротивлению источника тока.

Мощность, выделяемая внутри источника тока – это мощность потерь . При этом энергия электрического тока переходит во внутреннюю энергию источника (происходит нагрев). Мощность потерь  определяется  по формуле

.   (11)

Коэффициентом  полезного действия ( или ) источника тока называется отношение полезной мощности  к его полной мощности :

      ,   (12)

или

.  (13)

Полезная мощность достигает максимального значения при .  В этом случае из формулы (13) следует, что  равен 0,5 или 50%.

Представим выражение (12) в виде:

.

Заметим, что  при  силе тока    оказывается равным. Затем при увеличении силы тока  уменьшается, обращаясь в  ноль при , т. е. при коротком замыкании источника тока.

Порядок выполнения работы

  1.  Собрать цепь по схеме, изображенной на рис.1.
  2.  Определить цену деления амперметра  и вольтметра ; записать в таблицу (таблицу изобразить для десяти строк).
  3.  Установить по заданию преподавателя первое значение силы тока, заметить при этом соответствующее значение напряжения.
  4.  Записать показания амперметра  и вольтметра  в делениях в таблицу.
  5.  Затем, увеличивая последовательно силу тока (шаг изменения силы тока задает преподаватель), довести ее до максимального значения, снимая 8-10  значений I и U.
  6.  Вычислить значения силы тока и напряжения соответственно по формулам:

,     

  1.  Используя пять разных пар значений  и (напр.: 1-5; 2-6; 3-7; 4-8; 5-10), по формулам (6) и (7) вычислить пять значений   и .

Пример. Пусть  Тогда

.

  1.  Результаты вычислений записать в таблицу.
  2.  Вычислить средние значения  и .
  3.  Используя полученные значения  и , вычислить для каждого значения силы тока:
  •   внешнее сопротивление, используя формулу (5);
  •   полную мощность по формуле (8);
  •   полезную мощность по формуле (9);
  •   мощность потерь по формуле (11);
  •    по формуле (12).
  1.  Внести их значения в соответствующие столбцы таблицы.
  2.  Построить в одной системе координат графики зависимостей:.
  3.  Построить графики зависимостей.

Таблица

cA

nA

I

cV

nV

U

R

ε

r

P

Pп

P1

η

А/дел

A

В/дел

B

Ом

B

Ом

Bт

Bт

Bт

1

10

ср

Контрольные вопросы

  1.  Что называется электрическим током?
  2.  Что называется силой тока?
  3.  Запишите закон Ома для однородного участка цепи; для неоднородного участка цепи.
  4.  Что  называется  источника тока?
  5.  Сформулируйте закон Ома для полной цепи.
  6.  Чем обусловлено внутреннее сопротивление источника тока?
  7.  Как определяется сила тока короткого замыкания?
  8.  Сформулируйте правила Кирхгофа.
  9.  Чему равна полная мощность, развиваемая источником тока?
  10.  Что  называется полезной мощностью?
  11.  Как определяется мощность потерь?
  12.  Как определяется  источника тока?
  13.  Как зависит полезная мощность источника тока от величины внешнего сопротивления?
  14.  Чему равен   источника тока при максимальной полезной мощности?
  15.  При каких условиях  источника тока достигает максимального значения?

Рекомендуемая литература

  1.  Трофимова Т. И. Курс физики.- М.: Высш. шк., 2004.
  2.  Яворский Б. М., Детлаф А. А. Справочник по физике.-М.:Наука, 2006.
  3.  Кунаков В. С., Мардасова И. В. и др. Электростатика. Постоянный электрический ток: учеб. пособие- Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010.

Техника безопасности

  1.  К работе с установкой допускаются лица, ознакомленные с ее устройством и принципом действия.
  2.  Электрическую схему включать в сеть только после проверки преподавателем правильности ее сборки.

Составители: Е. С. Богославская, В. С. Ковалева, И. Г. Попова,

Н. Н. Фролова

РАБОТА ИСТОЧНИКА ТОКА В ЗАМКНУТОЙ ЦЕПИ

Методические указания к лабораторной работе №6 по физике

(Раздел <<Электричество и магнетизм>>)

Редактор А. А. Литвинова

     В печать

      Объем   Офсет. Формат

      Бумага тип №   Заказ №        Тираж     Цена

_______________________________________________________________

     Издательский центр ДГТУ

     Адрес университета и полиграфического предприятия:

     344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57464. Животные паразиты и животные - хозяева 40 KB
  Правила личной гигиены карточки с изображением животных паразитов и хозяев для закрепления материала магнитная доска вопросы для фронтального опроса по домашнему заданию.
57465. Урок-викторина «Мифы древней Греции» 91.5 KB
  Цель: повторение и закрепление материала по теме; развитие творческих способностей учащихся, воспитывать интерес к литературе, культуру коллективного ответа.
57466. В белом облаке белка - яркое солнышко желтка 4.53 MB
  Существует Во вторую пятницу октября во многих странах мира отмечается Всемирный день яйца. Изучение нового материала: Яйца - пищевой продукт имеющий высокую ценность обладающим нежным приятным вкусом.
57471. Нестандартні підходи до вивчення української мови та літератури 188.5 KB
  Основне завдання школи дати дитини змогу знайти себе в цьому складному світі. Отже школа як живий організм постійно міняючись повинна стати тим творчим середовищем різних рівнів і напрямів завдання якого дати людині можливість знайти себе в цьому складному світі. Адже основним завданням для кожного вчителя є підключити учня до активної самостійної діяльності поставити його в позицію субєктивна цієї діяльності. Поруч стенд з конвертами завданнями.
57472. До Дня української мови. Мова – інтелектуальний портрет народу, його душа 56 KB
  Українське слово зажило визнання і шани серед близьких і далеких народів. Україна створила мистецтво, визнане в усьому світі. Україна дала людству геніальних мислителів, поетів.