11306

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ЗАО ЭССЕН ПРОДАКШН АГ

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Разработка специфической для каждого предприятия методики, включающей параметры управленческого учёта (направления, центры дохода, центры затрат), учётную политику, форматы отчётности, процедуры получения информации...

Русский

2014-11-23

466.5 KB

14 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. НАПРАВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

1.1 Цель управленческого учета на предприятии ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

1.2 Постановка и задачи системы управленческого учета  предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» на стадии спада

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО ЭССЕН ПРОДАКШН АГ

2.1 Характеристика предприятия ЗАО ЭССЕН ПРОДАКШН АГ

2.2 Система учета затрат и порядок распределения косвенных затрат. Метод учета затрат

2.3 Оценка текущей деятельности предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ЗАО ЭССЕН ПРОДАКШН АГ

3.1 Рекомендации по совершенствованию управленческого учета в ЗАО Эссен Продакшн АГ

3.2 Расчет экономических показателей деятельности предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

Заключение

Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

На сегодняшний день не существует однозначного определения управленческого учета. Какая-либо нормативная законодательная база по управленческому учету отсутствует. Иногда, для простоты, управленческий учет ограничивают только задачами сбора, агрегирования (группировки) информации и формирования управленческой отчетности, то есть формированием информационной среды для руководителей и менеджеров, принимающих управленческие решения. Некоторые рассматривают его как систему управления прибылью предприятия через управление затратами.

Управленческий учет в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также и планирование, и контроль, и анализ.

Управленческий учет – это система:

- планирования расходных и доходных показателей;

- привлечения финансовых средств;

- распределения поступивших средств в соответствии с планом;

- учета фактически осуществленных расходов и соотнесения их с плановыми показателями;

- формирования внутренней и внешней отчетности о полученных и израсходованных средствах;

- контрольных мероприятий за всеми этими процессами.

Диагностика управленческого учета на предприятии необходима для того, чтобы определить, на каком уровне построения учетного процесса находится предприятие.

Определив этот уровень, руководитель может принимать решение по постановке управленческого учета.

Для эффективного ведения управленческого учета, необходимо:

1) привлечение высококвалифицированных специалистов, имеющих соответствующий опыт;

2)  глубокое вовлечение руководства предприятия в процесс ведения учёта и в процесс его постановки;

3) обеспечение руководством взаимодействия различных служб для предоставления соответствующей информации в центр управленческого учёта;

4) разработка специфической для каждого предприятия методики, включающей параметры управленческого учёта (направления, центры дохода, центры затрат), учётную политику, форматы отчётности, процедуры получения информации;

5) наличие компьютерных программ, специально разработанных или адаптированных для этих целей.

Целью курсовой работы является исследование системы управленческого учета на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  Изучить теоретические аспекты системы управления персоналом.
  2.  Исследовать систему управленческого учета на предприятии.
  3.  Предложить способы совершенствования системы управленческого учета.

         Объектом исследования в данной работе является предприятие ЗАО «Эссен Продакшн АГ».

Предметом исследования – система управленческого учета.

В ходе написания курсовой работы были использованы научные труды следующих авторов: Адамова Н.А., Амучиевой Г.А., Архиповой О.И., Гущиной И.Э., Баканова М.И., Балакиревой Н.М., Головизниной А. Т., Рогуленко Т.М., Шеремета А.Д. и др.

1. НАПРАВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

  1.  Цель управленческого учета на предприятии

ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

Управленческий учет на предприятии ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» обеспечивает получение внутренней информации, необходимой для управления деятельностью предприятия и принятия решений руководством на ближайшую и отдаленную перспективу.

Цель управленческого учета - увеличение прибыли предприятия. При этом он решает следующие основные задачи:

1) обеспечивает руководство предприятия информацией о том, каковы консолидированные результаты бизнеса, состоящего из неограниченного количества юридических лиц и структурных подразделений;

2) показывает результаты работы отдельных направлений (ими могут быть виды деятельности, группы товаров, или другие элементы, в зависимости от специфики бизнеса), независимо от того, как эти направления распределены между юридическими лицами, входящими в бизнес;

3) показывает результаты работы также и по структурным подразделениям, которыми могут быть отделы, цеха, юридические лица;

4)  осуществляет контроль над издержками путем их учета по видам и центрам затрат;

5) накапливает статистику о доходах и расходах предприятия в определённом разрезе и выявляет общие тенденции;

6)   осуществляет планирование и контролирует выполнение бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом, включая совокупность юридических лиц;

7) ведет оперативный учет расчетов с отдельными контрагентами, взаиморасчетов между собственными юридическими лицами.

Отсюда следует важный вывод: для эффективного ведения управленческого учета, который был бы в состоянии решать все эти задачи, необходимо:

- привлечение высококвалифицированных специалистов, имеющих соответствующий опыт и сочетающих его со знаниями финансового анализа, бухгалтерского учета, системы налогообложения, международных принципов финансового учета, информатики;

-   глубокое вовлечение руководства предприятия в процесс ведения учета и в процесс его постановки;

- обеспечение руководством взаимодействия различных служб для предоставления соответствующей информации в центр управленческого учета;

-  обеспечение специалистов всей необходимой информацией, в частности самой конфиденциальной, так как при неполной информации управленческий учет теряет смысл;

-  разработка специфической для каждого предприятия методики, включающей параметры управленческого учета (направления, центры дохода, центры затрат), учетную политику, форматы отчетности, процедуры получения информации;

-  наличие компьютерных программ, специально разработанных или адаптированных для этих целей.

Всю информацию, используемую в процессе управленческого учета на предприятии ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» можно разделить на количественную и качественную:

- количественной (то есть связанной с цифрами, как, например, документация по товарным запасам, управленческие отчеты и т.д.);

- качественной (то есть информация нефинансового характера, которая дополняет картину, привлекая внимание руководства к соответствующим проблемам, не имеющим денежного выражения).

Бухгалтерский учет, который обязаны вести все предприятия, имеет своей целью создание соответствующего образа предприятия в сознании государственных налоговых органов и только потом – в сознании руководства. С позиций бухгалтерского учета предприятия не просто равны, а одинаковы. Процессы оперативного финансового учета не регламентируются государством, и их проработка целиком возлагается на предприятие. Часто при этом возникает проблема несоответствия учетных процедур и регистров оперативного и бухгалтерского учета.

Таким образом, для полноценного управления предприятием требуется постановка управленческого учета, что является во многих случаях обязательным условием принятия адекватных управленческих решений [2, с.97].

Нередко качественные факторы игнорируются руководителями. Это происходит, когда данные, подготовленные в качестве вспомогательного материала для принятия решения, указывают непосредственно на одно решение. Подобная практика не эффективна, так как качественные аспекты решений являются такими же важными, как и количественные, и самые квалифицированные решения могут быть приняты только при учете всей имеющейся в распоряжении информации.

Ключевыми проблемами в области управленческого учета на предприятии ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» являются низкая достоверность и оперативность получаемых данных. Эти проблемы обусловлены различными причинами: это и недостаточная оперативность получения первичных учетных документов, территориальная удаленность подразделений предприятия, несоответствие системы аналитического учета задачам управления, нехватка человеческих и материальных ресурсов и др.

Существующая на предприятии ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» проблема автоматизации включает разработку концепции системы управленческого учета, ее адекватного восприятия всеми заинтересованными лицами на предприятии. На втором месте — наличие формализованных процессов учета. Тут следует отметить, что наиболее проработанными являются процессы бухгалтерского учета.

На рис. 1.1.1. показаны проблемы предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» в области управленческого учета.

Рис. 1.1.1 - Проблемы предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»  в области управленческого учета

На предприятии ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»   информация, пришедшая с опозданием, фиксируется в бухгалтерском учете по дате ее возникновения (когда произошло событие, по дате документа).

В управленческом учете предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»   информация фиксируется на дату ее поступления (когда информация была получена). Это позволяет решить обе задачи: проводить анализ финансовой деятельности (на основе бухгалтерского учета) и оперативно принимать решения (на основе управленческого учета).

Таким образом, информация, используемая руководством ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»   для целей управления, должна быть более детальной, чем обычная бухгалтерская отчетность. Для того чтобы обеспечить получение точных и детальных первичных данных, необходимо построить систему управленческого учета.  Цель управленческого учета – обеспечить менеджеров предприятия информацией для принятия обоснованных управленческих решений, в то время как цель бухгалтерского учета – предоставление данных, необходимых для составления финансовой отчетности предприятия, которая необходима как для внутреннего, так и для внешнего пользователя.

1.2   Постановка и задачи системы управленческого учета  предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» на стадии спада

Поскольку под управленческим учетом понимается система сбора, обработки и предоставления учетной информации для нужд управления, то, естественно, целью управленческого учета ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» является создание и поддержание информационной системы в организации. Это вместе с тем является важнейшей предпосылкой функционирования управленческого учета. Другой предпосылкой является разработка необходимой системы показателей для управленческого учета и внутренних форм отчетности. Использование системы управленческого учета способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные возможности для его оптимизации. Решение всех этих задач обеспечивает наиболее оптимальную систему принятия и реализации соответствующих управленческих решений.

Диагностика управленческого учета на предприятии ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» необходима для того, чтобы определить, на каком уровне построения учетного процесса находится предприятие. Определив этот уровень, руководитель предприятия принимает решение по постановке управленческого учета. При этом перед ним возникает необходимо решить следующие вопросы:

1. Насколько действующая система управленческого учета и бюджетирования предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» соответствует целям руководства компании?

2. Насколько уровень автоматизации учетных процессов позволяет быстро и качественно получать необходимую информацию?

3. Насколько система управленческого учета позволяет получать информацию в любом разрезе аналитики?

Диагностика системы управленческого учета и уровня автоматизации учетных процессов позволяет выявлять все открытые вопросы и вырабатывать пути их решения.

Среди основных задач, решаемых управленческим учетом с целью диагностики состояния предприятия, можно выделить следующие:

-  обеспечение руководства предприятия информацией о том, каковы консолидированные результаты бизнеса, состоящего из неограниченного количества юридических лиц и структурных подразделений;

-   отражение результатов работы отдельных направлений (ими могут быть виды деятельности, группы товаров, или другие элементы, в зависимости от специфики бизнеса), независимо от того, как эти направления распределены между юридическими лицами, входящими в бизнес;

- отражение результатов работы также и по структурным подразделениям, которыми могут быть отделы, цеха, юридические лица;

-   осуществление контроля над издержками путем их учета по видам и центрам затрат;

-  накапливание статистики о доходах и расходах предприятия в определенном разрезе и выявляет общие тенденции;

-   осуществление планирования и контроль выполнения бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом, включая совокупность юридических лиц [7, с.154].

Управленческий учет предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» на стадии спада можно охарактеризовать с точки зрения возникновения проблем, связанных с его постановкой и сформулировать следующим образом:

1. Сложность в определении квалификации и подборе специалистов, в чьи обязанности входит постановка и ведение управленческого учета.

2. Отсутствие понимания руководством и сотрудниками предприятия данного участка работы (отсюда проистекает недостаточное взаимодействие между специалистами и руководством, между специалистами и другими сотрудниками предприятия).

3. Отставание на других участках работы: слабый уровень бухгалтерского и товарного учета, отсутствие четкой структуры предприятия, включающей в себя реальную органиграмму, реально действующие должностные инструкции.                   

4. Отсутствие идеологии на предприятии, которая обеспечивала бы работу коллектива как единого целого, отношения взаимопомощи, взаимного уважения и осознание ответственности за предоставляемую информацию.

5. Сложность в техническом обеспечении функционирования системы управленческого учета: отсутствие необходимой компьютерной техники, программного обеспечения и т. п.

Ответственность за решение всех этих проблем ложится на руководство предприятия, которое должно проявлять заинтересованность в создании полноценной системы управленческого учета и проявлять инициативу в решении сопутствующих организационных, психологических и технических проблем.

В настоящее время в ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» руководство реализует отдельные блоки системы управленческого учета и бюджетирования, а также производится частичная автоматизация учетных процессов.

Среди направлений анализа можно выделить следующие:

1. Анализ организационной структуры, центров финансовой ответственности и соответствия бюджетных форм структуре предприятия и этапам бизнес-процесса.

2. Анализ документооборота и производственных взаимосвязей, выявление «петлей» и сбоев документооборота.

3.    Анализ необходимых для принятия управленческих решений отчетов, их периодичности оперативности составления.

4.  Анализ учетной политики с целью удовлетворения потребностей руководства в отчетах.

5. Анализ возможности плана счетов предприятия по генерации необходимых управленческих отчетов.

6. Анализ наличия нормативной базы и степени формализации бюджетных процессов.

7. Анализ степени соответствия системы управленческого учета международным стандартам финансовой отчетности.

8.  Разработка подробного плана-графика по решению всех открытых вопросов, связанных с системой управленческого учета.

При постановке системы управленческого учета в ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ», решаются следующие важнейшие задачи:

- формирование полной себестоимости предприятия и на ее основе определение прибыли - обеспечивает ведение рационального учета и контроль за уровнем затрат;

- формирование сокращенной себестоимости, на основе которой исчисляется маржинальный доход, - в большей степени создает условия для подготовки управленческих решений благодаря возможностям показателя маржинального дохода.

Система управленческого учета важна именно как необходимый инструмент подготовки эффективных управленческих решений. Она позволяет прогнозировать вероятные последствия принимаемых управленческих решений на основе детального анализа статистических показателей деятельности предприятия за достаточно продолжительный период.

Стратегия в момент спада становится жизненно важным и необходимым управленческим механизмом. Универсальность предлагаемых стратегий финансового оздоровления подтверждается тем, что в настоящее время они широко применяются коммерческими организациями в России и в других странах.

Среди основных характеристик стадии спада на предприятии можно выделить следующие:

  1.  Предотвращение падения спроса, восстановление объема продаж.
  2.  Сокращение объемов продаж.
  3.  Незначительная конкуренция.
  4.  Стремительно сокращающаяся прибыль, ее отсутствие, убытки.
  5.  Среди потребителей – преимущественно консерваторы (отстающие).
  6.  В товарном ассортименте – отдельные виды товаров.
  7.  Сокращение сбытовых торговых точек.
  8.  Устанавливаются отдельные цены.
  9.  Продвижение товара осуществляется преимущественно с распродажи.
  10.   Низкие затраты на маркетинг.

        Продажи большинства товаров и торговых марок постепенно падают. Падение может быть медленным или быстрым. Продажи могут упасть до нуля, или сильно снизиться, оставаясь на этом уровне в течение многих лет. Это – этап упадка.

Продажи падают по многим причинам, включая технический прогресс, изменения вкусов потребителей и рост конкуренции. При падении продаж и прибыли некоторые фирмы уходят с рынка. Оставшиеся товары могут сузить товарный рынок. Они могут покинуть меньшие сегменты рынка и второстепенные каналы сбыта или сократить бюджет стимулирования сбыта, уменьшив за счет этого цены.

Для начала проведения диагностики необходимо выявить  динамику структуры по долям объемов продаж на рынке (см. рис.1.1.2) .

Рис.1.1.2  - Динамика структуры продаж конкурентного рынка

товарной продукции в 2011 году (%)

Из рис. 1.1.2. видно, что ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» имеет долю на рынке по объему продаж, равную 33,6%. Не смотря на то, что его положение по уровню продаж на рынке лидирующее, по объему производства продукции для сохранения лидирующего положения требуется иметь запасы товара на складах в два раза больше, что и показано на рис. 1.1.3. В то же время такая тенденция может привести к затовариванию рынка.

Так  сегмент рынка по г. Набережные Челны на 2/3 перекрыт выпускаемой и реализуемой  продукцией ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ», то есть этот сегмент составляет 70%.

Рис. 1.1.3   - Диаграмма объема выпуска товарной продукции (%)

Поддержка слабого товара может оказаться для фирмы чересчур дорогостоящей, и не только в отношении прибыли. Существует множество скрытых расходов. Слабый товар может отнимать слишком много времени у руководства. Он нередко требует частой корректировки цен и переучета складских запасов. Он требует рекламы и внимания торгового персонала, которые лучше было бы использовать для увеличения прибыльности «здоровых» товаров. Ухудшившаяся репутация товара может вызвать сомнения покупателей в фирме в целом и в остальных ее товарах. Наибольшие расходы могут оказаться впереди. Поддержка слабых товаров вызывает задержку с поиском их замены, создает однобокий ассортимент товаров, вредит текущим прибылям и ослабляет устойчивость фирмы.

На самом деле в период спада предприятие не в состоянии покрыть оборотные и основные фонды собственными средствами, для поддержки лидирующего положения на товарном рынке. Поэтому для дальнейшей успешной деятельности и выхода предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» из кризиса требуется привлечение дополнительных инвестиций, а иначе заемных средств.

Рынок и процессы внутри предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» постоянно находятся в движении. Изменяется спрос на продукцию, темпы производства, уровень издержек, производительность оборудования. И каждая из этих ситуаций требует своего набора управленческих решений. На данный момент под влиянием этих изменений компания ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» столкнулась с затовариванием сырьем и товарами. По этим причинам фирме необходимо больше внимания обращать на свои стареющие товары. Первой задачей фирмы является выявление товаров, перешедших на этап упадка, посредством регулярного анализа тенденций продаж, доли рынка, издержек и прибыли. Затем руководство в отношении каждого товара, находящегося в стадии упадка, должно решить, поддерживать ли его, «собрать последний урожай», или поставить на нем крест.

Руководство может решить поддерживать свою торговую марку, не изменяя ее, в надежде, что конкуренты оставят эту отрасль. Руководство может решить репозиционировать торговую марку, надеясь вновь переместить ее на стадию роста жизненного цикла товара.

Руководство может решить сократить всевозможные издержки (производство и оборудование, поддержка, исследования и разработка, реклама, торговый персонал) и надеяться, что продажи поднимутся сами собой.

В случае успеха это на короткий период времени увеличит прибыль. Руководство может также решить прекратить выпуск товара. Оно может продать его другой фирме или просто избавиться от него, распродав имущество по цене возможной реализации. Если фирма собирается найти покупателя, ей не следует выжимать из товара последние соки.

Цель управленческого учета на стадии спада предприятия – вернуть ему утраченные позиции на рынке, восстановить сбыт и производство товара.

Задачи управленческого учета на данном этапе:

1. Составление бюджета финансовых ресурсов.

2. Планирование учета ресурсов и всех направлений деятельности предприятия.

3. Оптимизация использования ресурсов.

Итак, главная проблема, с которой столкнулось предприятие ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» - отток клиентов, который привел к спаду спроса на продукцию. Это явление требует от руководителя компании решения одной из главных задач - активного управления продажами.

На этапе спада резко уменьшается эффективность маркетинговой деятельности, расход средств не целесообразен и не дает отдачи. Возможные причины спада:

         - новые достижения в технологии (моральное старение);

         - изменение вкусов потребителей;

         - обострение конкуренции.

Пути выхода:

          - снижение цен;

          - придание товару рыночной новизны;

          - поиск новых сфер использования товара и новых рынков;

          - снятие старых товаров с производства (возможен резкий выход с рынка);

          - сокращение маркетинговой программы;

          - переход к выпуску и продвижению нового перспективного товара.

Таким образом, основная задача управленческого учета на предприятии - подготовка необходимой   информации   для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию процесса производства и тем самым оптимизации процесса управления. Под диагностикой управленческого учета понимается учение о методах и принципах распознавания дисфункций предприятия с целью повышения эффективности его функционирования, повышения его жизнеспособности в условиях свободной конкуренции.

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КОМПАНИИ

ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

2.1 Характеристика предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

Многолетнее тесное сотрудничество ЧП Барышева Л.А. и ЧП Махеев. В.Е. в 2001 году привело к объединению двух предпринимателей в ЗАО «Эссен Продакшн АГ», что в переводе с немецкого означает «производство продуктов питания». Учредители Барышев Л.А. 50% доля в уставном капитале и Махеев В.Е, 50 % доля в уставном капитале.

В настоящее время товарная номенклатура ЗАО «Эссен Продакшн АГ» состоит из 5 ассортиментных групп:

  1.  Майонезная продукция.
  2.  Кетчупы, соусы, томатная паста.
  3.  Маргарин.
  4.  Вермишель быстрого приготовления.
  5.  Полимерная тара.

Поставка продукции ЗАО «Эссен Продакшн АГ» осуществляется в города Набережные Челны, Казань, Орск, Омск, Оренбург, Кемерово, Киров, Пенза, Курган, Тюмень и т.д. Предприятие делает ставку на приобретение дополнительного автотранспорта, чтобы добиться более быстрой доставки продукции до потребителей и не создать при этом дефицит продукции ЗАО «Эссен Продакшн АГ» в дальних регионах.    

Помимо немецкого названия на предприятии имеется и немецкое оборудование, закупленное в 2001 году прямо с выставки в Москве. На сегодня это самая передовая техника в данной области. Это оборудование работает только на импортном сырье (которое доставляется из Германии и Голландии).

Одним из важных аспектов в развитии теории и практики управленческого учета является концепция разграничения контроля за уровнем затрат и уровнем доходов по местам их возникновения и центрам ответственности.

Итак, на данном предприятии можно выделить следующие центры ответственности:

         -  центры затрат,

         -  центр доходов или центр ответственности по сбыту продукции,

         -  центр ответственности за снабжение,

         - центр ответственности за производство,

         - центр управления.

В основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, определяемый широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной на них ответственности. Также выделение центров ответственности произведено по принципу осуществления производственных функций.

Центры затрат – это все обособленные структурные подразделения ЗАО «Эссен Продакшн АГ», так как в каждом из них организуется нормирование, планирование и учет издержек производства в целях наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

В центрах затрат контролируются только их расходы. Их основной целью является минимизация затрат.

Центром доходов или центром ответственности по сбыту продукции является отдел продаж. Руководитель именно этого подразделения, то есть коммерческий директор, в рамках выделенного бюджета ответственен за максимизацию дохода от продаж.

Центр ответственности за снабжение – это отдел снабжения. Именно здесь планируются, учитываются и контролируются закупки товарно-материальных ценностей, их хранение, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их отпуск в производство. Что касается центра ответственности за производство, то, можно сказать, таковым является Заместитель Генерального Директора по производству. Также центрами ответственности за производство являются заведующая производством, начальник отдела качества и отдел технологии производства. Ведь именно перечисленные отделы и руководители планируют, учитывают и контролируют затраты на производство продукции и ассортимент выпускаемой продукции, ее качество, исчисляют ее себестоимость.

Заместитель Генерального Директора по вопросам стратегии и развитию, Финансовый отдел и Бухгалтерия, а также Главный инженер планируют, учитывают и контролируют затраты на их функционирование и определяют эффективность своей деятельности.

Следовательно, перечисленные структурные подразделения являются центром управления.

Деление организации на центры ответственности и их ранжирование называют организационной структурой предприятия. Она может быть охарактеризована как централизованная или децентрализованная – в зависимости от степени ответственности, возложенной на ее менеджеров.

Организационная структура ЗАО «Эссен Продакшн АГ» представлена на рис. 2.1.1.

 

Рис. 2.1.1 - Организационная структура ЗАО «Эссен Продакшн АГ»

Таким образом, в ЗАО «Эссен Продакшн АГ» децентрализованная структура. С одной стороны, менеджеры в компаниях с такой структурой несут большую ответственность, обладают расширенными полномочиями и могут принимать значительную часть решений без предварительного согласования с администрацией предприятия. С другой стороны, при децентрализованной структуре между управляющими распределяется ответственность в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности отдельных структурных подразделений.  

2.2 Система учета затрат и порядок распределения косвенных затрат. Метод учета затрат

Основная задача управленческого учета состоит в обеспечении финансовой информацией руководителей предприятия. Правильно подобранная и проанализированная информация, представленная своевременно и в необходимом объеме, поможет принять оптимальное решение по управлению предприятием.

Подготовка информации для принятия управленческих решений базируется на методиках и технологиях управленческого учета, внедрение которых в практическую деятельность дает предприятию безусловные преимущества по сравнению с традиционным управлением.

В ЗАО «Эссен Продакшн» используется методика системы учета полных затрат (Absorption-costing), которая представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, согласно которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции. Указанная система основывается на классификации затрат по способу отнесения на себестоимость (прямые и косвенные).

Прямые расходы относятся на конкретный вид продукции экономически обоснованным способом. Общая сумма косвенных затрат распределяется по видам продукции пропорционально выбранным коэффициентам распределения. Выбор коэффициентов распределения зависит от отраслевых особенностей, размеров предприятия, его организационной структуры, ассортимента выпускаемой продукции и других факторов. Чем больше затрат в структуре расходов предприятия являются прямыми, тем более точной оказывается величина себестоимости конкретных видов продукции.
В российской практике применение данной системы учета затрат очень распространено. Данная система позволяет сформировать полную себестоимость отдельных видов продукции, а также себестоимость незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, рассчитать рентабельность отдельных видов продукции и применяется в ценообразовании, когда цена на продукцию устанавливается по принципу «полные затраты плюс норма прибыли (процент рентабельности)», так называемый затратный метод формирования цены.

Основные преимущества данной системы:

- возможность рассчитать себестоимость и рентабельность отдельных видов продукции;

- применение в целях финансового учета и составления внешней отчетности;

- возможность рассчитать полную себестоимость готовой продукции, запасов готовой продукции на складе и незавершенного производства;

- широкая сфера применения;

- возможность применения для расчета цены за единицу продукции.

Усложнение организационной структуры предприятий, создание крупных предприятий с развитой региональной структурой значительно меняет структуру затрат в сторону увеличения доли косвенных затрат, что является причиной неоднозначного отнесения затрат к одной группе, усложняет механизм распределения косвенных затрат по объектам затрат и выбор экономически обоснованных коэффициентов распределения.

К основным недостаткам можно отнести следующие:

- субъективность выбора коэффициента распределения; при сложной организационной структуре и большом ассортименте продукции существует вероятность выбора некорректной базы распределения, что искажает реальную величину себестоимости и ведет к установлению необоснованных цен;

- неоднозначность отнесения затрат к одной группе;

- невозможность применения для сравнительного анализа себестоимости однородных товаров, производимых разными предприятиями.

1 этап. Отнесение и распределение накладных расходов по центрам затрат. 1. Освещение и отопление.

Составим структуру распределения общих затрат по центрам затрат (табл.2.2.1):

Таблица 2.2.1 - Распределение накладных расходов по центрам затрат  (руб.)

Показатели

Центры затрат по изделиям

Центр затрат по услугам, т.е. цех полимерной продукции

Всего

Цех производства майонеза

Цех производства томатной продукции

1 этап.

Распределение общих затрат по центрам затрат

1.З\пл администрации

2.Косвенные затраты труда

3.Освещение и отопление

4.Страхование

5.Затраты, связанные с имуществом

20 000

35 000

1850

3500

12 950

18 000

25 000

1950

3900

13 650

15 000

19 000

1200

2600

8400

53 000

79 000

5000

10 000

35 000

Итого косвенных затрат:

73 300

62 500

46 200

182 000

  1.  этап. Распределение затрат обслуживающих хозяйств на центры затрат основного производства.

Для начала определимся с базой отнесения затрат, которая отражает базу распределения затрат обслуживающего производства.

Итак, методом прямого перераспределения затраты цеха полимерной продукции распределим пропорционально количеству изготовленных упаковок (табл. 2.2.2).

Таблица 2.2.2 - Распределение затрат цеха полимерной продукции по изготовления упаковок (руб.)

Центры затрат

БОЗ

Доля, в %.

Сумма, в руб.

1.Цех производства майонеза.

2.Цех производства томатной продукции.

1800

2000

3800

47

53

100

21 714

24 486

46 200

Сводная таблица 2 этапа прямым методом перераспределения затрат (табл.2.2.3).

Таблица 2.2.3 - Перераспределение затрат (руб.)

Показатели

Центры затрат по изделиям

Центр затрат по услугам, т.е. цех полимерной продукции

Всего

Цех производства майонеза

Цех производства томатной продукции

Итого по 1 этапу:

73 300

62 500

46 200

182 000

Цех полимерной продукции

21 714

24 486

-

46 200

Итого накладных расходов:

95 014

86 986

-

182 000

3 этап. Расчет ставки распределения накладных расходов.

В качестве базы распределения является стоимость прямых материалов, израсходованных на каждый вид продукции (табл. 2.2.4).

Таблица 2.2.4 -  Стоимость прямых материалов (руб.)

БОЗ

Цех производства майонеза

Цех производства томатной продукции

Всего

Стоимость прямых материалов, израсходованных на каждый вид продукции, в рублях

90 000

75 000

165 000

Рассчитаем ставку распределения накладных расходов:

Ставка распределения накладных расходов = сумма накладных расходов / показатель объема продукции (БОЗ).

Ставка распределения накладных расходов = сумма накладных расходов / стоимость прямых материалов.

а) цех производства майонеза:

ставка распределения накладных расходов = (95 014 / 90 000) * 100% = 106 %.

б) цех производства томатной продукции:

ставка распределения накладных расходов = (86 986 / 75 000) * 100% = 116 %.

Таким образом, ставка распределения, то есть прямые материальные затраты выбрана удачно, так как данное предприятие занимается производством материалоемкой продукции, то есть продукции, в структуре себестоимости которой преобладают материальные затраты.

В будущем ЗАО «Эссен Продакшн» планирует открытие еще одного вспомогательного цеха – цех производства гофротары, то есть косвенные расходы будут распределяться соответственно с двух обслуживающих цехов.

2.3 Оценка текущей деятельности предприятия

ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

Вообще деятельность предприятия – это совокупность работ (действий) для достижения определенной поставленной цели.

Цель – это желаемое состояние, то, к чему организация стремится.

Основной задачей хозяйственной деятельности предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции, и получение максимального объема прибыли.

Значение этого показателя напрямую связано как с организацией работ непосредственно в службе сбыта фирмы ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ», так и со сложившейся структурой взаимодействия между структурными подразделениями.

Анализ текущей деятельности проведем по данным рис. 2.3.1. В целях совершенствования этих отношений и повышения оперативности в принятии решений по сбыту может быть организован оперативный учет причин отказа потребителей от заключения договоров.

Рис. 2.3.1 - Динамика реализации ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

в 2008-2011 гг.

Значение показателя (см. рис. 2.3.1.) сократилось примерно на 5% в 2011 году в сравнении с 2010 годом, что свидетельствует об ухудшении сбытовой политики и предприятие оказалось на стадии спада. В этой связи предприятие ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» должно предпринять меры по улучшению данного показателя.  Периодически эти данные, сгруппированные по основным причинам отказа от приобретения продукции (например, не устроила цена, форма и порядок оплаты, отсутствие скидок, условия реализации услуг по обслуживанию и другое), обобщаются и передаются руководителям фирмы и ее структурных подразделений, от которых непосредственно зависит принятие решений. При этом по каждому фактору игнорирования этих проблем потребителя, приведшему к отказу от приобретения, фиксируется упущенная выгода.

В отношении доли на рынке ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ» использует различные варианты «военной стратегии». Ведущими стратегиями являются стратегия концентрированного наступления, концентрированной обороны. Имея в конкурентах множество конкурентов, предприятие стремиться удовлетворить нужды своих постоянных клиентов, привлекая их. Предприятие стремится сохранить отношения, находя выгоду для клиента, формируя спрос.               

В балансе ЗАО «Эссен Продакшн АГ» по итогам I квартала 2011 года отражены следующие показатели:

Таблица 2.3.1 - Баланс ЗАО «Эссен Продакшн АГ»  на 01.04.2011 г. (тыс. руб.)

Актив

На начало года

На конец года

Пассив

На начало года

На конец года

I.Внеоборотные активы

125 60

154 14

III.Капитал и резервы

19 480

21 210

Нематериальные активы

120

120

Уставный капитал

10 000

10 000

Основные средства

10 115

124 50

Добавочный капитал

220

270

Незавершенное строительство

1800

2319

Резервный капитал

500

500

Долгосрочные финансовые вложения

525

525

Нераспределенная прибыль

8760

10 440

II.Оборотные активы

37 050

36 650

IV.Долгосрочные обязательства

1200

1500

Запасы

16 200

16 780

Займы и кредиты

1200

1500

НДС

740

810

V.Краткосрочные обязательства

22 630

29 354

Дебиторская задолженность (со сроком погашения до 12 мес.)

10 340

16 430

Займы и кредиты

4410

4813

Дебиторская задолженность (со сроком погашения более чем через 12 мес.)

870

1100

Кредиторская задолженность

18220

24541

Краткосрочные финансовые вложения

420

380

в том числе по налогам и сборам

5560

7015

перед персоналом организации

3170

3840

Денежные средства

2180

1150

перед поставщиками и подрядчиками

5890

615

Баланс

43310

52064

Баланс

43310

52064

Исходя из этих данных, рассчитаем коэффициенты ликвидности и сравним их с нормой каждого из показателей.

Коэффициент абсолютной ликвидности (2.3.1):

(КФВ + ДС) : КО,                                         (2.3.1)

где КФВ – краткосрочные финансовые вложения (строка 250 раздела II баланса); ДС – денежные средства (строка 260 раздела II баланса); КО – величина краткосрочных обязательств (строка 690 раздела V баланса).

        Его оптимальное значение колеблется в пределах от 0,15 и выше.

1 150 000 руб. +380 000 руб.): 29 354 000 руб.= 0,05 < 0,15.

Коэффициент срочной (промежуточной) ликвидности (2.3.2):

(КФВ + ДС +КДЗ) : КО,                                  (2.3.2)

где КДЗ – краткосрочная дебиторская задолженность предприятия, то есть со сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240 раздела баланса). Значение этого показателя должно быть выше 0,5.

(1 150 000 руб. + 380 000 + 16 430 000 руб.) : 29 354 000 руб. = 0,61 > 0,5

Коэффициент текущей ликвидности (2.3.3):

ОА : КО,                                                    (2.3.3)

где ОА – сумма оборотных активов предприятия (строка 290 раздела II баланса).

Считается, что этот показатель должен быть больше единицы. Если же коэффициент оказался меньше единицы, то это означает, что фирма на справляется с текущими обязательствами.

36 650 000руб. : 29 354 000 руб. = 1,25 > 1.

Таким образом, только первый коэффициент оказался ниже нормы, а другие два ее превысили.

Теперь рассчитаем показатели рентабельности продаж и соотношение собственного и заемного капитала. Выручка предприятия (строка 010 Отчета о прибылях и убытках) за 2004 год составила 74 463 000 руб., а прибыль (строка 050) – 7 250 000 руб. Отсюда рентабельность равна:

(7 250 000 руб. : 75 463 000 руб.) * 100% = 9,61%.

Сумма заемного капитала фирмы равна 30 854 000 руб. (1 500 000 + 29 354 000), а собственного – 21 210 000 руб. соотношение этих двух показателей составит 0,69 (21 210 000 руб. : 30 854 000 руб.), что почти укладывается в норму (0,7).

Анализ всех перечисленных показателей говорит о том, что фирма переживает определенные финансовые трудности в период спада, но положение далеко не критическое. Однако в ближайшее время организации лучше обойтись без привлечения заемных средств, хотя предприятие и может рассчитывать на получение кредита.

Таким образом, некоторые опасения вызывает достаточно существенный рост кредиторской задолженности в прошлом году, а также увеличение дебиторской. Это может привести к тому, что фирма не справится с погашением текущей задолженности из-за невысокого показателя высоколиквидных активов (суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений).

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

3.1 Рекомендации по совершенствованию управленческого учета

в ЗАО «Эссен Продакшн АГ»

Для более успешного ведения управленческого учета в ЗАО «Эссен Продакшн АГ» и вообще для эффективности его деятельности в целом предлагаю предприятию формировать сметы (бюджеты) на каждый центр ответственности.

Для того чтобы управленческую информацию можно было эффективно использовать, она должна отвечать некоторым определенным критериям:

1. Краткость – информация должна быть четкой, не содержать ничего лишнего.

2. Точность – пользователь должен быть уверен, что информация не содержит ошибок или пропусков. Информация должна быть свободна от любых подтасовок.

3. Оперативность – информация должна быть готова к тому времени, когда она необходима.

4. Сопоставимость – информация должна быть сопоставимой по времени и по отделам/подразделениям.

5. Целесообразность  – информация должна подходить для той цели, для которой она приготовлена.

6. Рентабельность – подготовка информации не должна стоить больше, чем выгоды от ее использования.

7. Нетенденциозность – информация должна быть приготовлена и представлена таким образом, чтобы она была непредвзятой.

8. Адресность – информация должна быть доведена до ответственного исполнителя; при этом следует соблюдать конфиденциальность.

На практике получаемая информация не всегда соответствует вышеизложенным требованиям. В результате возникает множество противоречий и ошибок при принятии управленческих решений. Одну из основных проблем можно описать следующим образом: как учитывать факторы, информация по которым поступила с опозданием?  Решение этой проблемы может быть следующим.

Организационный аспект составления бюджетов. Одним из важнейших принципов формирования и представления руководству бюджетов является принцип своевременности. При составлении бюджетов необходима четкая регламентация ответственности и сроков их предоставления. Взаимоотношения между сотрудниками целесообразно выстраивать в иерархическом порядке, в соответствии с организационной структурой компании:

-  администраторы бюджета – финансисты, работающие в главном офисе и отвечающие за бюджетный процесс в целом;

- консолидаторы – финансовые и функциональные специалисты, отвечающие за бюджетирование на уровне функциональных подразделений и/или региональных структур;

- планировщики – рядовые сотрудники, отвечающие за отдельные участки учета и планирования.

Составление бюджета в иерархической организационной среде может производиться при помощи двух основных подходов – сверху вниз (исходя из целевых параметров, намеченных руководством) и снизу вверх (при формировании подразделениями своих планов). Во многих организациях применяется комбинированный подход: сначала определяются общие цели, вытекающие из стратегии компании и рыночных прогнозов (сверху вниз), а уже затем составляется реальный бюджет (снизу вверх).

Другой важной задачей является доведение составляющих бюджеты сотрудников информации о целях разработки бюджетов. Иначе возможна ситуация, когда информацию о целях бюджетирования имеет только высшее руководство. В этом случае качество составляемых бюджетов значительно падает, поскольку сотрудники, занимающиеся бюджетированием, не понимают, каков будет конечный результат их работы.

Технический аспект составления бюджетов. Успешность и своевременность составления бюджетов зависит от того, в какой программной среде они будут разрабатываться. Обычно составление бюджета выполняется при помощи электронных таблиц, в которые заносятся данные по каждому подразделению. Если имеются разные версии бюджета, а также необходимо отображать фактические и прогнозные данные по его выполнению, то в этом случае каждый департамент будет представлен несколькими таблицами вместо одной.  Возникает проблема числового контроля данных, полученных от других работников. Данную проблему можно устранить с помощью программного обеспечения, имеющего следующие характеристики:

- комплексный контроль версий, обеспечивающий каждому пользователю работу с правильной версией. Руководитель должен иметь возможность в любой момент заблокировать работу с одной версией и перейти к использованию другой;

- возможность связи с другими системами при помощи мощного механизма интеграции данных. Эта возможность позволяет извлекать данные, при необходимости группировать их, а затем загружать в базу данных;

- возможность постоянного отслеживания динамики поступления данных;

- встроенная проверка правильности, сообщающая пользователям, соответствуют ли их данные требованиям руководства.

Методологический аспект составления бюджетов. Форма составления бюджетов произвольна и определяется потребностями людей, их составляющих. Однако бюджет должен иметь четкую и логичную структуру. Содержащаяся в нем информация должна быть ясна и понятна: излишние данные перегрузят бюджет ненужными сведениями и затруднят его восприятие.

Один бюджет может содержать данные о доходах и расходах либо об одном из них. Единицы, в которых составляется бюджет, могут быть как денежными, так и натуральными (условно-натуральными). При подготовке бюджета необходимо ясно сформулировать его название и период, для которого он составляется. Процесс построения системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж: сначала определяется цель, а потом способы ее достижения. В рыночной экономике в условиях конкуренции рынок навязывает производителю количество необходимых к производству товаров и услуг, поэтому планирование продаж, а как следствие, и производства, будет отталкиваться от уровня спроса. Способы прогнозирования объемов продаж определяются спецификой производства. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

На базе запланированного объема продаж определяется объем и номенклатура производства.

Планирование объемов производства включает определение товарного выпуска и валового выпуска.

На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Подобный расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия.

Для составления бюджета закупок необходимо дополнительно рассчитать потребность организации во вспомогательных материалах. Расчет осуществляется на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов с целью определения ставки начисления, характеризующей соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении (базы начисления). Затем путем умножения ставки начисления на плановую величину показателя базы начисления рассчитывается потребность во вспомогательных материалах на общепроизводственные цели через сметное планирование (утверждение сметы общехозяйственных расходов подразделений, в том числе по статье расходования вспомогательных материалов). Потребность во вспомогательных материалах для хранения, отгрузки и сбыта продукции может рассчитываться на основе калькуляции. В качестве базы начисления используются показатели физического объема отгрузки (реализации).

Следующим этапом является определение себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность и составление прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат.

Расчет плановой себестоимости осуществляется на основе принятых в организации методов списания материалов в производство: по средневзвешенной себестоимости; ЛИФО; ФИФО; по себестоимости единицы материалов.

На основе полученной величины себестоимости списания в производство и потребности в основных материалах (в физическом выражении) калькулируется бюджет прямых материальных затрат. Бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.

Затем составляется бюджет постоянных (общехозяйственных и общекоммерческих) расходов. Основой составления бюджета постоянных расходов является сметное планирование в разрезе подразделений (служб) организации, контролирующих соответствующие расходы.

На основе запланированных величин расходов определяется себестоимость продажи продукции, что в совокупности с рассчитанной себестоимостью финансовые результаты и составить проект отчета о прибылях и убытках.  

Следующим этапом является составление прогнозного баланса на конец бюджетного периода на основе использования информации всех предыдущих бюджетов.

Таким образом, прогнозный баланс отражает состояние имущества организации и источников его образования на конец планируемого бюджета с учетом планируемых изменений.

На основе прогнозного (динамического) баланса составляется прогнозный отчет об изменении финансового состояния.

3.2 Расчет экономических показателей деятельности предприятия ЗАО «ЭССЕН ПРОДАКШН АГ»

3.2.1 Формирование исходных данных для расчета

Исходные данные для расчета приведены в таблицах 3.2.1-3.2.4.

Таблица 3.2.1 - Затраты на изготовление продукции в 1 квартале

Изделие А

(Упаковка для майонеза)

Изделие Б

(Упаковка для кетчупа)

Выпуск (шт.)

Нормы расхода полимера (т/шт.)

Нормы расхода топлива (т/шт.)

Нормы расхода электроэнергии (кВт*ч/шт.)

Сдельные расценки (руб./шт.)

Рентабельность (к себестоимости) %

950

0,21

0,011

540

245

24

2050

0,19

0,014

760

305

21

Таблица 3.2.2 - Потребление и продажа материальных ресурсов

Количество

Цена приобретения

Цена продажи

Полимер (приобр.)

Полимер (прод.)

Топливо

Электроэнергия

750 т

161 т

70 т

2,5 млн.кВт*ч

12,0 тыс.руб./т

10,0 тыс.руб./т

1,0 руб./кВт*ч

15,0 тыс.руб./т

Таблица 3.2.3 - Состояние основных фондов

Стоимость млн.руб.

Норма амортизации,%

Здания и сооружения

Машины и оборудования

19

24

2,4

14

Таблица 3.2.4 - Финансовые показатели работы предприятия

Абсолютные величины

%

Ставка НДС

Численность работников

Среднемесячная зарплата одного работника

Единый социальный налог от фонда оплаты труда

Доход от сдачи помещений в аренду (ежемесячно)

Дивиденды по ценным бумагам (ежеквартально)

Налоги из прибыли за квартал

Ставка налога на прибыль

Ставка налога на доходы по ценным бумагам

Экономические санкции за квартал

90 чел.

5000 руб.

50 000 руб.

130 000 руб.

115 000 руб.

95 000 руб.

18,00

26,20

20,00

15,00

Вся сумма амортизационных отчислений и 50% чистой прибыли направляются на развитие производства. В результате внедрения мероприятий научно-технического прогресса со 2-ого полугодия: - нормы расхода полимера снизились на 8 % при повышении цен на него на 5 %; - квартальный объем производства и соответственно производительность труда повысилось в 1,1 раза без увеличения численности работников;

- зарплата производственных рабочих выросла на 6 %;

- условно-постоянные расходы увеличились на 3 %.

3.2.2 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции

Стоимость материальных затрат определяется на основе цен приобретения материальных ресурсов без учета НДС и количества израсходованных материальных ресурсов.

Таблица 3.2.5 - Смета затрат, тыс. руб.

Экономические элементы затрат

Цена приобретения

Цена без НДС

Израсходовано

Сумма (тыс.руб.)

1

2

3

4

5=3*4

Полимер

12,0 тыс.руб./т.

9,84 тыс.руб./т.

589

5795,76

Топливо

10,0 тыс.руб./т.

8,2 тыс.руб./т.

70

574,00

Электроэнергия

1,0 руб./кВт*ч

0,82 руб./кВт*ч

2,5 млн.кВт

2050,00

Заработная плата

5000*90*3

1350,00

Единый социальный налог 26,2%

1350,00*0,262

353,70

Амортизация зданий

114,00

Амортизация машин и оборудования

840,00

Прочие расходы

1440,07

Итого затрат

12517,53

Фонд заработанной платы определяется на основе среднемесячной заработанной платы численности работников предприятия и количества месяцев в расчетном периоде. Амортизационные отчисления определяют исходя из стоимости основных фондов по видам, норм амортизации и количества месяцев в расчетном периоде.

Величина прочих расходов составляет 10-15 % от суммы стоимости материальных затрат, фонда заработанной платы работника предприятия и амортизации основных фондов (в данном расчете - 13%).

3.2.3 Расчет себестоимости изготовления продукции

Стоимость материальных затрат на технологические нужды определяется на основе норм расхода материалов, топлива, энергии и цен на них без учета НДС. Заработная плата производственных рабочих (сдельщиков) определяется на основе сдельных расценок.


Таблица 3.2.6 - Калькуляция себестоимости изделий А и Б, тыс. руб.

Калькуляционные статьи расходов

Изделие А – 950 шт.

Изделие Б – 2050 шт.

А + Б

(тыс. руб.)

Норма расхода

Цена

без НДС

Затраты на ед. продукции (тыс. руб.)

Затраты на весь выпуск (тыс. руб.)

Норма расхода

Цена

без НДС

Затраты на ед. продукции (тыс. руб

Затраты на весь выпуск (тыс. руб.)

Полимер на технологические нужды

0,21 т/шт.

9,84

тыс.руб./т.

2,066

1962,70

0,19

т/шт.

9,84

тыс.руб./т.

1,870

3833,50

5796,20

Топливо

0,011 т/шт.

8,2

тыс.руб./т.

0,090

85,50

0,014

т/шт.

8,2

тыс.руб./т.

0,115

235,75

321,25

Электроэнергия

540

кВт.ч/шт.

0,001

тыс.руб./кВт.ч

0,540

513,00

760

кВт.ч/шт.

0,001

тыс.руб./кВт.ч

0,760

1558,00

2071,00

Зарплата производственных рабочих  (сдельщиков)

0,245

232,75

0,305

625,25

858,00

ЕСН от ФОТ (26,2%, в т.ч. социальное страхование от несчастных случаев 1,1%)

0,064

0,003

63,65

0,080

0,003

170,15

233,80

Итого переменные расходы

3,008

2857,60

3,133

6422,65

9280,25

Накладные (условно-постоянные) расходы

0,920

874,00

1,1528

2363,28

3237,28

Полная себестоимость

3,928

3731,60

4,2858

8785,93

12517,53


Величина накладных расходов (условно-постоянных) рассчитывается как разность между общей суммой затрат по смете и величиной условно-переменных расходов. Распределение накладных расходов по изделиям производится в соответствии с трудоемкостью изготовления изделия, по коэффициенту заработной платы. Коэффициент заработной платы рассчитывается как отношение заработной платы производственных рабочих на весь выпуск изделия к общей сумме заработной платы производственных рабочих на выпуск всех изделий из полимера.

,                                                          (1)

; .

где - коэффициент заработной платы по i-ому изделию;

- заработная плата производственных рабочих по i-ому изделию;

          - общая заработная плата производственных рабочих;

3.2.4 Определение цены продукции

Оптовая цена предприятия:

                                           (2)

где P-рентабельность изделия, %

С - себестоимость единицы продукции, тыс.руб./шт.

Изделие А:

ЦАО=(1+24/100)* 3,928= 4,871 тыс.руб./шт.

Изделие Б:

ЦБО= (1+21/100)* 4,2858= 5,186 тыс.руб./шт.

Отпускная цена:

                             (3)

где НДС - ставка налога на добавленную стоимость

Изделие А:

ЦАОТП =(1+18/100)*4,871 = 5,748 тыс.руб./шт.

Изделие Б:

ЦБОТП=(1+18/100)*5,186 = 6,119 тыс.руб./шт.

Объем реализации в оптовых ценах:

VP= ЦАО* VА+ ЦБО* VБ                                     (4)

где VА и VБ - объем реализации в натуральном выражении

VP= 4,871 *950 + 5,186 *2050=4627,45+10631,30=15258,75 тыс. руб.

3.2.5 Формирование прибыли

Валовая прибыль:

ПВ = ПРВРД;                                                 (5)

где ПР - прибыль по реализационной деятельности;

ПВРД - прибыль по внереализационной деятельности.

ПР = ППК;                                                   (6)

где ПП - прибыль по основной производственной деятельности;

ПК - прибыль по коммерческой деятельности (реализация имущества, товаров).

ПП = VPP                                                     (7)

ПП = 15258,75 –12517,53= 2741,22 тыс. руб.

где VP-объем реализации продукции (изделий А и Б), тыс.руб.;

СP-себестоимость продукции (изделий А и Б), тыс.руб.

                                (8)

тыс.руб.

где ЦПРОД и ЦПОК - цена продажи и цена покупки товара (полимера), тыс.руб.;

VН - объем продажи в натуральном выражении, т.

Прибыль по внереализационной деятельности:

                                            (9)

где - прибыль от сданного в аренду имущества:

тыс. руб.

ПБ - дивиденды по ценным бумагам, тыс. руб.

Итого валовая прибыль:

ПВ =2741,22+409,32+127,12+130=3407,66 тыс. руб.

3.2.6 Распределение прибыли

        Налогооблагаемая прибыль:

,                                          (10)

где - налоги, выплачиваемые из валовой прибыли (первоочередные платежи).

ПН=3407,66-115=3292,66 тыс. руб.

Налог на доход по ценным бумагам:

,                                (11)

где -дивиденды по ценным бумагам и банковский депозит, тыс.руб.;

- ставка налога на доход по ценным бумагам и банковским депозитам, %

НБ=130*15/100=19,50 тыс. руб.

Налог на прибыль по основной деятельности и от аренды:

,                (12)

где - ставка налога на прибыль и аренду, %

Нпр=(3292,66-130)*20/100=632,53 тыс. руб.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия:

                          (13)

ППРЕД=3292,66-19,50-632,53=2640,63 тыс. руб.

Чистая прибыль:

,                              (14)

где - экономические санкции, тыс.руб.;

ПЧИСТ=2640,53-95=2545,53 тыс. руб.

3.2.7 Расчет капитальных вложений на развитие производства

Капитальные вложения на развитие производства складываются:

,                                 (15)

где А-амортизация зданий и машин (оборудования), тыс. руб.;

-отчисления от чистой прибыли на развитие производства, %;

КРП=114,00+840,00+2545,53+50/100=3500,03 тыс. руб.

3.2.8 Определение снижения себестоимости изготовления продукции от внедрения мероприятий НТП

Изделие А:

Экономия полимера:

,                            (16)

где - нормы расхода материалов соответственно в отчетном (базовом) и плановом периодах, т.;

- цена материалов соответственно в отчетном (базовом) и плановом периодах, тыс. руб./т.;

- значение стоимости материалов в себестоимости i-го изделия, тыс.руб./шт.;

- значение себестоимости i-го изделия, тыс. руб./шт.;

;

Экономия по зарплате (и отчислениям с зарплаты) производственных рабочих:

;                      (17)

где - заработная плата соответственно в отчетном (базовом) и плановом периодах, тыс. руб.;

- производительность труда соответственно в отчетном (базовом) и плановом периодах, шт.;

- значение заработной платы в себестоимости i-го изделия, тыс.руб./шт.;

- значение отчислений заработной платы в себестоимости i-го изделия, тыс. руб./шт.;

;

Экономия по условно-постоянным расходам:

,                                (18)

где - условно-постоянные расходы соответственно в отчетном (базовом) и плановом периодах, тыс.руб.;

- значение условно-постоянных расходов платы в себестоимости i-го изделия, тыс. руб./шт.;

Итого, общий процент снижения себестоимости по изделию А составит:

Снижение себестоимости по изделию А:

где - себестоимость изделия А, тыс. руб./шт.;

DСА=4,409*3,928/100=0,173 тыс. руб./шт.;

Изделие Б:

Экономия полимера:

Экономия по зарплате (и отчислениям с зарплаты) производственных рабочих:

Экономия по условно-постоянным расходам:

Итого, общий процент снижения себестоимости по изделию Б составит:  

Снижение себестоимости по изделию Б:

DСБ=3,476*4,2858/100=0,149 тыс. руб./шт.

3.2.9 Расчет экономического эффекта за счет экономии затрат от снижения себестоимости

а) экономия от снижения себестоимости за второе полугодие:

ЭПГDС=0,173*1045*2+0,149*2255*2=361,57+671,99=1033,56 тыс. руб.

         где VА=1045 шт. и VБ=2255 шт. – количество произведенной продукции (А и Б соответственно) за квартал после внедрения мероприятий научно-технического прогресса;

б) годовая экономия от снижения себестоимости:

,

ЭГ (DС)=2*1033,56=2067,12 тыс. руб.

3.2.10 Расчет и анализ объемов  безубыточности и запаса финансовой прочности по каждому изделию предприятия

Точка безубыточности – это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.

 Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:

1.   Критический

(пороговый)                    Постоянные расходы на объем реализации

объем                     =   

реализации                        Цена – средние переменные затраты на

(КОР), шт.                                                      единицу продукции

2.    Порог рен-

  табельности         = Критический объем реализации, шт.* Цена

  (ПР), руб.

3.    Запас финансовой

       прочности (ЗФП),   =  Выручка от           _      Порог рентабель-

 руб.                             реализации, руб.          ности, руб.

4.    Маржа безопас-      =  Объем реализа-    _    Критический объем

  ности (МБ), шт.              ции, шт.                     реализации, шт.

Порог рентабельности – это такая выручка о реализации, при которой предприятие уже не имеет ни убытков, но еще не получает прибыли.

Запас финансовой прочности – это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.

Исходные данные для расчета критического объема реализации и запаса финансовой прочности, сформированных на основании таблиц приведенных выше представлены в таблице 3.10.1.

Таблица 3.2.7 - Исходные данные для расчета КОР, ПР, ЗФП и МБ

Показатель

Ед. изм.

Значение показателя

1.

Цена

тыс.руб./ шт.

Изделие А

4,871

Изделие Б

5,186

2.

Объем реализации

шт.

950

2050

3.

Выручка от реализации

тыс. руб.

4627,45

10631,30

4.

Полная себестоимость за расчетный период (1 квартал)

тыс. руб.

3731,60

8785,93

4.1.

Переменные затраты

тыс. руб.

2857,60

6422,65

4.2.

Постоянные затраты

тыс. руб.

874,00

2363,28

5.

Переменные расходы приходящиеся на1изделие

тыс. руб.

3,008

3,133

Приведем расчет точек безубыточности для изделий.

Изделие А: КОР = 874,00 тыс. руб./ (4,871 – 3,008) тыс. руб./шт. = 469 шт.

ПР = 469 шт. * 4,871 тыс. руб./шт. = 2284,50 тыс. руб.

ЗФП = 4627,45 тыс. руб. – 2284,50 тыс. руб.= 2342,95 тыс. руб.

МБ = 950 шт. – 469 шт. = 481 шт.

Изделие Б:  КОР = 2363,28 тыс. руб./ (5,186 – 3,133) тыс. руб. = 1151 шт.

ПР = 1151 шт. * 5,186 тыс. руб./шт. =5969,09 тыс. руб.

ЗФП = 10631,30 тыс. руб. – 5969,09 тыс. руб. = 4662,21 тыс. руб.

МБ = 2050 шт. – 1151 шт. = 899 шт.

Данные расчета КОР, ПР, ЗФП и МБ по изделиям А и Б сведены в таблицу 3.2.8.

Таблица 3.2.8 - Значение показателей КОР, ПР, ЗФП и МБ

для изделий А и Б

Показатель

Ед. изм.

Значение показателя

Изделие А

Изделие Б

1.

Критический объем реализации (КОР)

шт.

469

1151

2.

Порог рентабельности (ПР)

тыс. руб.

2284,50

5969,09

3.

Запас финансовой прочности (ЗПФ)

тыс. руб.

2342,95

4662,21

4.

Маржа безопасности (МБ)

шт.

481

899

 Графический анализ критического объема реализации изделий показан на рис.  3.2.1. и 3.2.2.

Выручка,

расходы,                                                                                          

тыс.руб.                                                                                      Прибыль

                         Общие расходы                             

         6000                             

                               Точка безубыточности

       

         4000                                                                                    Выручка

                                                                                    Постоянные расходы 874,00                   

                                                           КОР=469 шт.

           Убыток                                                                                     Переменные расходы

         2000                                                                                               

                                                                      

          

                                     400         800             1200          1600        2000

Рис. 3.2.1  - Графический анализ критического объема реализации изделий А,

тыс. руб.

Выручка,

расходы,                                                                                          

тыс.руб.                                                                                                   Прибыль

                         Общие расходы                             

         6000                             

      Точка безубыточности              Выручка

                                                                                     Постоянные расходы 2363,28         

         4000                                                   

                                                                                                        

                                                                                        Переменные расходы

           Убыток                                                                                     

         2000                           КОР=1151 шт.                                              

                                                                                               

          

                                     400         800             1200          1600        2000

Рис. 3.2.2 - Графический анализ критического объема реализации изделий Б,

тыс. руб.

Таким образом при объеме реализации 469 шт. для изделия А (упаковок для майонеза) и 1151 шт. для изделия Б (упаковок для кетчупа) и выручке соответственно 2284,50 тыс. руб. и 5969,09 тыс. руб., предприятие возмещает все расходы полученными доходами, при этом прибыль предприятия равна нулю, а запас финансовой прочности составляет для изделия А = 2342,95 тыс. руб.; для изделия Б = 4662,21 тыс. руб.

Чем больше разность между фактическим объемом производства и критическим, тем выше «финансовая прочность» предприятия, а, следовательно, и его финансовая устойчивость.  Предприятие с малой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции, чем предприятие с большей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность и безопасность своего производства. Предприятие с высокой долей постоянных расходов должно в значительно большей мере опасаться снижения объема производства.

Заключение

Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием.

Основные задачи управленческого учета, решаемые в рамках поставленной цели:

- планирование;

- определение затрат и контроль;

- принятие решений.

Планирование – процесс определенных действий, которые должны быть выполнены в будущем. В основе планирования лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Планирование в рамках управленческого учета называется бюджетным планированием – самое детализированное планирование.

Нереальность планов вызывается, как правило, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности и др.

Определение затрат (учет затрат и калькулирование себестоимости продукции) представляет собой процесс, начинающийся со сбора всей информации, относящейся к затратам, возникающим при покупке или производстве готовой продукции, услуг предприятием. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная классификация затрат.

Система контроля, как установление обратной связи, должна обеспечивать, с одной стороны, планирование затрат, взаимосвязанное с реальной деятельностью, прошлыми и будущими событиями в организации. С другой стороны, система контроля обеспечивает четкое отслеживание исполнения планов, учет отклонений фактических показателей от запланированных ранее, а также анализ данных отклонений.

Принятие решений является конечной, итоговой задачей ведения управленческого учета.

Управленческий учет необходим для нормального функционирования и развития предприятия. С его помощью руководители и менеджеры определяют основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

Разработка систем управленческого учета, а также использование и интерпретация информации, произведенной этими системами, являются решающими для успеха производственных и сервисных организаций в сегодняшней глобальной конкурентной и полной вызовов технологической среде. Основой системы управленческого учета являются следующие источники:

1. Технология бизнеса в целом и конкретного вида деятельности, являющегося составной частью этого бизнеса.

2. Учетная политика предприятия и правила бухгалтерского учета.

3. Нормативная база конкретного вида деятельности.

На основании этих источников формируется управленческий учет, представляющий собой систему организации, сбора, обобщения и анализа данных с учетом конкретной управленческой задачи.

В курсовой работе было рассмотрено, каким образом ведется управленческий учет в ЗАО «Эссен Продакшн АГ», а именно: в тесной взаимосвязи с бухгалтерским финансовым учетом. В ходе исследования выявлялись достоинства и недостатки системы управленческого учета на данном предприятии, а также были сделаны некоторые выводы о его работе.

Как уже было сказано, в ЗАО «Эссен Продакшн АГ» не составляется смета для каждого центра ответственности. Именно с этой проблемой связана третья глава курсовой работы. В ней присутствуют следующие рекомендации: техническое оснащение бюджетирования относительно доступности каждому пользователя, логичная структура бюджета, в которой должна содержится ясная и понятная информация.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003).
  2.  Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А. Основы управленческого учета.- СПб.: Питер, 2005.- 436 с.
  3.  Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2008. - 320 с.
  4.  Анализ хозяйственной деятельности / Под ред. В.А. Белобородова. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 420 с.
  5.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 288 с.
  6.  Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 240 с.
  7.  Головизнина А. Т., Архипова О.И. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 410 с.
  8.  Гущина И.Э., Балакирева Н.М. Управленческий учет: основы теории и практики: Учебное пособие. – М.: 2004. – 247 с.
  9.  Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. – 560 с.
  10.   Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. - М.: Интел-синтез, 2007. – 284 с.
  11.   Карпова Т.П. Основы управленческого учета: учебное пособие - М.: ИНФРА - М. 2009. - 392 с.
  12.   Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 350 с.
  13.   Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 395 с.
  14.   Финансовое оздоровление по рыночным рецептам: неплатежи предприятий // Экономика и жизнь. - 2009. - № 43. - с.3.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41467. Учет затрат на восстановление основных средств 25.08 KB
  Виды ремонта – текущий, средний и капитальный. Основным первичным документом, согласно которому определяются объем работ по капитальному ремонту, его продолжительность, сметная стоимость, является дефектная ведомость. Ремонт объектов ОС может быть проведен подрядным, хозяйственным или смешанным способом.
41468. Порядок проведения и учёт результатов инвентаризации основных средств и учёт их результатов 60.49 KB
  Основные средства — неотъемлемая часть имущества большинства организаций. В отношении таких объектов, как и любого другого имущества, должны быть обеспечены учет и контроль. Соответствие фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета регулярно проверяется инвентаризацией. О методике проведения инвентаризации основных средств и оформлении ее результатов рассказывается в данной статье.
41469. Экономическое содержание, принципы, оценка и задачи учёта материально-производственных запасов 26.53 KB
  Понятие и сущность ОП установление фактов имеющих юридическое значение в ОП признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами. Отмена судом ограничения дееспособности Эмансипация Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное освидетельствование семейный кодекс гражданский...
41470. Изучение организации и методики анализа выполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения 168.34 KB
  Объектом исследования курсовой работы является смета доходов и расходов Бахчисарайского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. Предмет исследования – организация и методика анализа выполнения сметы доходов и расходов данного бюджетного учреждения
41471. Создание информационной системы управления заказами для МБУЗ ЦРБ 2.29 MB
  Провести анализ структуры предприятия и обосновать потребность создания для неёMRPсистемы; Рассмотреть существующие варианты реализации информационной системы; Произвести анализ из существующих средств разработки СУБД и сделать выбор для реализации информационной системы;
41472. РИМСКОЕ ПРАВО. Методические материалы 340.5 KB
  Настоящие методические материалы предназначены для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Римское право» для студентов факультета внебюджетного образования (заочная форма обучения), обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Данная учебная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла
41473. Особенности сексуального поведения современной молодежи 106.8 KB
  В общем и целом, социологическое исследование является отправной точкой для определения общественного мнения по разным насущным и актуальным вопросам. Итоги подобных исследований зачастую используются для формирования стратегии регулирования культурных ценностей у разных социальных слоев общества.
41474. Аудит финансового состояния предприятия 83.75 KB
  Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
41475. Культура педагогического труда 131.65 KB
  Цель курсовой работы - изучение профессиональной компетентности и определение смысла педагогической культуры.