11307

История денег

Лекция

Деньги и денежные системы

Раздел 1. Деньги Лекция №1 История денег До появления денег был бартер прямой безденежный обмен товарами. Существует два предположения того как возникли деньги: рационалистический деньги являются результатом соглашения между людьми; эволюционноист

Русский

2013-04-07

96 KB

2 чел.

Раздел 1. Деньги

Лекция №1 История денег

До появления денег был бартер - прямой безденежный обмен товарами.

Существует два предположения того, как возникли деньги:

  1.  рационалистический (деньги являются результатом соглашения между людьми);
  2.  эволюционно-исторический (появление денег длительным стихийным процессом).

Каждый из этих подходов по-своему правильный (НА СВЕТЕ НЕТ НИ ОДНОЙ АБСОЛЮТНО НЕВЕРНОЙ ТЕОРИИ), потому, как на первоначальных этапах истории денег доминировали стихийные процессы, то после этого денежное обращение подверглось осознанному «социальному конструированию». 

Изначально в роли денег выступал товар. Он обладал самостоятельной стоимостью и полезностью и мог использоваться не только в качестве денег (например, золотую монету можно переплавить в ювелирное украшение). Именно такими деньгами являлись скот, зерно, меха, ракушки и т.п., а также металлические деньги - медные, бронзовые, серебряные, золотые полновесные монеты.

Разные товары и сегодня выполняют роль денег в специфических условиях. Например, сигареты у заключённых и военнопленных, водка и сахар в периоды экономических кризисов, оружие и боеприпасы в местах вооружённых конфликтов.

Постепенно натуральные деньги уходят из оборота. Они неудобны для частого обращения, стираются, портятся при хранении. Но самое главное - они слишком дорогие в процессе изготовления.

С развитием экономики, потребность в деньгах увеличивается. Денежная система государства становится слишком дорогой. Стоимость денег в такой экономике всегда сопоставима с размерами ВВП, что отвлекает слишком много ресурсов. Экономика становится неконкурентоспособной. Даже на международном валютном рынке с 1973 года перестали использовать золотой эквивалент.

В настоящее время натуральные деньги иногда используются как средство сбережения. Чаще всего они представляют лишь коллекционную ценность.

Деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом называют кредитными деньгами. К таким деньгам относят:

  •  банкноты;
  •  монеты из дешевых сплавов, например, на основе алюминия (билонные монеты);
  •  электронные деньги, в том числе в виде записей на банковских счетах;
  •  чеки;
  •  векселя;
  •  облигации;
  •  другие ценные бумаги.

На сегодня основной формой денег являются электронные (безналичные) деньги и банкноты. С распространением пластиковых карточек банкноты постепенно вытесняются из обращения.

Обобщим. Основные этапы истории развития денег:

  1.  Появление денег. Их функции выполняет случайный товар;
  2.  Закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был, пожалуй, самым продолжительным);
  3.  Переход к бумажным или кредитным деньгам;
  4.  Постепенное вытеснение наличных денег из оборота, появление электронных платежей.

Первые монеты

Первые монеты стали почти одновременно чеканить в середине VII веке до н.э. на двух противоположных концах тогдашнего мира – в Китае и в Лидии (запад современной Турции).

В Китае в качестве денег чеканили металлические ножи, мотыги (крошечные). В Лидии зародился абстрактный металлический кружочек, который дожил до наших дней. Лидия не была развитым государством, однако на его территории находилась гора Тмол с богатыми залежами так называемого электрума (естественный сплав золота и серебра). Поначалу монетой платили только наемным воинам, потому как они не доверяли чужим весам и не брали оплату ни скотом, ни зерном. Первые монеты назывались «солид» (от «солдат»»).

Очень скоро лидийские цари стали портить собственную монету, произвольно увеличивая процент серебра (в естественном сплаве он составлял не более 40%). Так обнаружилось преимущество серебряной монеты – ее труднее испортить.

В начале VI века до н.э. греческие города стали чеканить серебряную монету и лишь тогда она впервые стала использоваться для торговли. В середине того же столетья царь Крез придумал первую в истории биметаллическую систему – параллельное хождение золотых и серебряных денег.

Внешний вид монет не очень изменился со времен Лидии. Единственное принципиальное новшество было введено Исааком Ньютоном. Когда он в течение первой четверти XVIII века руководил Королевским монетным двором, он заметил, что нечестные люди норовят понемногу спиливать краешки монет и присваивать так образом драгоценные металлы. Великий ученый придумал наносить на ребро вертикальные насечки. Выдумка Ньютона используется до сих пор.

Банки и бумажные деньги

В средние века появились первые банки, которые были посредниками между вкладчиками с одной стороны и теми, кто хотел одолжить деньги, с другой стороны.

Банкиры брали у вкладчиков реальные монеты под определённый процент и одалживали их под более высокий процент, получая от этого прибыль. Вкладчик получал сертификат о вкладе, который удостоверял, что реальные деньги находятся на вкладе и предъявитель сей бумаги получит определённую сумму реальных денег. Со временем эти сертификаты стали иметь такую же силу, как и реальные деньги. Нужно отметить, что эти сертификаты являлись требованием на активы банкира и все сертификаты были обеспечены реальными деньгами на 100% (по крайне мере так было в самом начале).

Люди, которые одалживали деньги в банке, писали расписку, что они обязуются вернуть долг вместе с процентами. В обмен на эту расписку они получали или реальные деньги, или сертификаты. Многие люди предпочитали взять бумажный сертификат, а не реальные деньги. Реальные деньги только лежали мёртвым грузом у банкиров.

Наверное, прошло не так много времени до того, как банкиры сделали открытие, что они могут делать ссуды используя "лишние" деньги и увеличивая, таким образом, свою прибыль. При этом количество сертификатов начало превышать количество реальных денег. Эта тайна банкиров могла раскрыться только в том случае, если бы все обладатели сертификатов одновременно потребовали обменять сертификаты на реальные деньги и тогда реальных денег на всех бы не хватило.

Так появились первые бумажные деньги, возникшие из практики использования банковских сертификатов. Само слово "банкнота" происходит от английских слов "bank note", что означает "банковская записка". Бумажные деньги появились в Китае в VIII веке нашей эры (бумага впервые была произведена там в 100 г. н.э.).

В 1768 (1769) год – выпущены первые русские бумажные деньги (по преданию, из старых дворцовых салфеток и скатертей). Это были ассигнации номиналом в 25, 50, 75 и 100 рублей, в двух вариантах - по месту выпуска.

Понятие и функции денег

Согласно наиболее часто встречающемуся подходу в экономической литературе деньги выполняют 5 функций:

  1.  мера стоимости;
  2.  средство обращения;
  3.  средство накопления;
  4.  средство платежа;
  5.  мировые деньги.

Мера стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Формой проявления стоимости товара является цена. Цена - это стоимость товара, выраженная в деньгах.

Средство обращения. Товарное обращение состоит из 2 операций: продажи одного товара и купли другого. В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене обоих товаров: Т - Д - Т.

Таким образом, деньги позволяют уйти от непосредственного обмена товар на товар (бартера) Т - Т.

Степень выполнения деньгами функций меры стоимости и средства обращения определяется стабильностью принятой в стране единой измерения стоимости товаров. В условиях высокой инфляции происходит разделение функций меры стоимости и средства обращения между различными денежными единицами. Сделки совершаются в одной денежной единице, а расчет производиться в другой. Примерами могут служить опыт Китая (1939-1949гг.), Израиля (70-е годы 20в.), России (1991-1995гг.), когда мерой стоимости выступал доллар США, а обращение осуществлялось с использованием национальной денежной единицы.

Средство образования накоплений. Данная функция эволюционировала вместе с эволюцией денег. В период функционирования полноценных денег золото и серебро служило формой образования сокровищ, так как золото и серебро представляли всеобщее воплощение богатства. Сокровища всегда обладают реальной стоимостью. Образование сокровищ приводило к выводу денег из денежного обращения.

С прекращением размена банкнот на золото и изъятием его из денежного обращения средством накопления и сбережения становятся кредитные деньги. В отличие от полноценных они не являются сокровищем, и если изымаются из обращения, то из действительных денег превращаются в бумажные символы, не имеющие реальной стоимости. Накопление кредитных денег требует их обращение в денежный капитал.

В современных условиях наряду с денежной формой накопления существует множество других, более прибыльных форм накопления (ценные бумаги, недвижимость, антиквариат и пр.). Однако денежное накопление является основной формой благодаря своей ликвидности. Деньги как инструмент накопления обладают абсолютной ликвидностью.

Средство платежа. Данная функция возникла в связи с развитием кредитных отношений. В этой функции деньги используются при:

  •  продаже товаров в кредит;
  •  выплате заработной платы рабочим и служащим;
  •  осуществлении платежей в бюджет.

Мировые деньги. Данная функция возникает вследствие международного разделения труда и мирового рынка. Парижским соглашением 1867г. единственной формой мировых денег было признано золото 995 пробы. В современных условиях мировыми деньгами являются валюты ведущих стран мира.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47516. ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 223 KB
  Конкретное содержание экономических расчетов в зависимости от целевого назначения дипломного проекта и особенностей специальности определяется студентом-дипломником по согласованию с руководителем и консультантом экономической части дипломного проекта
47517. Методичні вказівки. Фінанси 230.5 KB
  Дипломна робота являє собою індивідуальне за характером наукове вивчення актуальних питань теорії та практики фінансово-економічних відносин з обов’язковим відпрацьовуванням практичних рекомендацій, спрямованих на підвищення ефективності фінансової діяльності підприємства чи його підрозділу
47519. Методические указания. Безопасность жизнедеятельности 208 KB
  Рост энерговооруженности производства внедрение новых форм организации и стимулирования труда требует подготовки квалифицированных специалистов обладающих глубокими знаниями в области безопасности труда. Только квалифицированные специалисты способны реализовать основные направления государственной политики в области охраны труда направленные на улучшение условий труда снижение травматизма и профессиональных заболеваний повышение производительности труда. Такие специалисты должны иметь потребность к разработке и безусловному выполнению...
47521. ГРОШІ ТА КРЕДИТ 162 KB
  Сутність та функції грошей СУТНІСТЬ ТА ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ Походження та сутність грошей. Форми грошей та їх еволюція. Формування цінності неповноцінних грошей.
47523. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Методические рекомендации 333 KB
  Рекомендуемая тематика и планы дипломных работ по бухгалтерскому учету аудиту и экономическому анализу Цель и задачи дипломной работы Подготовка и защита дипломной работы является завершающим этапом учебного процесса по подготовке специалистов высокой квалификации в области бухгалтерского учета экономического анализа и аудита. Задачами дипломной работы являются: Систематизация расширение и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков по бухгалтерскому учету экономическому анализу и аудиту; Овладение методикой...
47524. Дипломные работы. Методика проведения и оформления 791.5 KB
  Учебное пособие знакомит студентов с требованиями, которые предъявляются к дипломной работе на всех этапах ее создания. Учебное пособие поможет правильно выбрать и сформулировать тему исследования, подобрать литературу, написать текст, оформить его, успешно защитить свою работу. В пособии содержится большое количество примеров, иллюстрирующих наиболее важные аспекты создания научного произведения.