11314

Дешифраторы и шифраторы

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Занятие. Шифраторы и дешифраторы Учебные методические и воспитательные цели. Изучить принципы построения кодирующих и декодирующих устройств. Показать приемы активизации аудитории. Воспитывать уважение к цифровым и импульсным устройствам.

Русский

2014-10-04

198.5 KB

69 чел.

Занятие 1. Шифраторы и дешифраторы

Учебные, методические  и воспитательные цели:

1. Изучить принципы построения  кодирующих  и  декодирующих

   устройств.

2.Показать приемы активизации аудитории.

3. Воспитывать уважение к цифровым и импульсным устройствам.

Время: 2 часа.

Плен лекции

п/п

Учебные  вопросы

Время,

мин.

1.

2.

3.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Дешифратор.

2.Шифратор.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

5

80

40

40

5

Материальное обеспечение:

1. Компьютерный комплекс.

2. Демонстрационная программа "Шифраторы и дешифраторы".

3. Плакат "Сумматоры, дешифраторы".

Литература:

1. Калабеков Б.А. Цифровые устройства и микропроцессорные   системы. – М.Горячая линия – Телеком, 2000г., с.110-117.

  


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

На данной лекции будут рассмотрены устройства, с помощью которых  осуществляется преобразование кодов,  а также решается целый ряд специфических задач по формированию и распознаванию  кодовых комбинаций. Эти  устройства получили название шифраторы и дешифраторы. Они  относятся к классу комбинационных устройств  и  строятся  на основе логических элементов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Дешифратор

Дешифратором (декодером) называют устройство, преобразующее кодовую комбинацию, поступающую на входы, в сигнал 1 на одном из выходов.

В общем  случае  это устройство с m входами и n выходами,  причем

число выходов n=2m. Как правило, входы обозначаются весами двоичных разрядов, а выходы нумеруются от 0 до n-1.

Для примера на рис.1а показано условное  графическое  обозначение трехрязрядного дешифратора.

х3

х3

х3

F0

F1

F2

F3

F4

F5

F6

F7

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

2

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

3

0

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

4

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

5

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

6

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

7

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

          а)                                                                        б)

Рис.1

Обычно номер выхода дешифратора,  на котором появляется сигнал 1, равен двоичному числу поданной на входы кодовой комбинации. Логика работы такого дешифратора представлена таблицей на рис.1б.

На основании  таблицы  истинности запишем систему булевых функций для каждого выхода:

                                         ;                ;

                               ;                ;                         (1)

                               ;                ;

                               ;                 ;

Как видно из выражений (1), каждый выход дешифратора определяется набором входных переменных или их отрицаниями.  По полученным  булевым функциям строится  схема  дешифратора,  которая  будет содержать  8 элементов И на три входа каждый. Для получения инвертированных значений  входных переменных на каждый вход необходимо поставить инвертор. Схема дешифратора приведена на рис.2

Такой дешифратор получил название линейный. Он обладает достаточно высоким быстродействием,  но требует элементов И с большим количеством входов.

Линейный дешифратор  может  быть  построен и на элементах ИЛИ-НЕ. Для этого к выражениям булевых функций (1) необходимо применить теорему де Моргана. Тогда они преобразуются к виду: ;   ;

;  ;     (2)

;  ;

                                 ;   ;

Схему данного дешифратора рекомендуется построить  самостоятельно.

На практике часто встречаются стробируемые дешифраторы,  т.е. такие дешифраторы,  у которых распознавание входной кодовой комбинации и появление 1 на выходе происходит только при подаче импульса на  специальный вход. Для этого число входов элементов должно быть увеличено на единицу, а стробирующий импульс должен подаваться на один из входов каждого  элемента.

Рассмотренные дешифраторы находят широкое применение в технике связи и изготовляются в виде типовых микросхем, например, К555ИД3 страбируемый дешифратор 4х16.

2.Шифратор

Шифратором (кодером)  называют  устройство,  сигнал 1 на одном из входов которого преобразуется в двоичную кодовую комбинацию на выходах. Максимальное число входов шифратора m определяется числом разрядов кодовой комбинации n,   m = 2n.  Условное графическое обозначение  трехразрядного шифратора приведено на рис.3а

х0

х1

х2

х3

х4

х5

х6

х7

F3

F2

F1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

2

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

3

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

4

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

5

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

6

0

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

7

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

          а)                                                                        б)

Рис.3

Обычно входы нумеруются по порядку,  а на выходах обозначаются вес разрядов. Двоичная  кодовая комбинация на выходах соответствует номеру входа, на который подается 1.

Логика работы трехразрядного шифратора представлена в виде таблицы на рис.3б.  В таблице приведены не все наборы входных  переменных, т.к. шифратор по определению требует 1 только на одном входе.  Булевы функции для каждого выхода шифратора запишем исходя из

очевидных  логических связей между входами и выходами. Выходная переменная F3 должна быть равна 1,  когда или х4 = 1,  или х5 = 1, или х6 = 1, или х7 = 1. Таким образом

                                ;

                                ;                                               (3)

                                ;

Можно показать, что если бы составить таблицу истинности шифратора

со всеми возможными наборами входных переменных, записать по ней булевы функции для выходов F1,  F2,  F3, провести их минимизацию с учетом факультативных условий, то можно получить те же выражения (3).

Схема шифратора, построенная по булевым функциям (3) приведена на

рис.4.

Схема состоит из трех  четырех входовых элементов ИЛИ. Применив к выражениям (3) теорему де Моргана, можно привести их к виду:

             ;

   ;                          (4)

             ;

В соответствии  с  преобразованными  булевыми функциями (4) схема шифратора будет построена на элементах И-НЕ с инверсией  всех  входных переменных.

На практике применяются более сложные шифраторы -  приоритетные. Особенность такого шифратора состоит в том,  что если сигнал 1 подается одновременно на несколько входов,  то на выходах  формируется кодовая комбинация,  равная номеру старшего входа,  получившего 1. Это достигается введением в схему дополнительной логики.  Именно таким является шифратор К555ИВ1.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Таким образом, в ходе данной лекции рассмотрены принципы построения кодирующих и декодирующих комбинационных устройств, которые широко используются в технике связи и вычислительной технике.  Для более глубокого усвоения материала рекомендуется вычертить схемы дешифратора на элементах ИЛИ-НЕ и шифратора на элементах И-НЕ.

Задание на самостоятельную работу

1. Изучить материал по учебнику [1] стр. 110-117 и дополнить конспект лекции.

2. Построить схему трехразрядного шифратора на элементах И-НЕ.

Доцент кафедры №9                             Б.Степанов

Рецензент     полковник                    Г.Журбин

Рис. 2

EMBED Visio.Drawing.4  

Рис. 4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14990. ҮСТІРТ КЕРУЕН ЖОЛЫНДАҒЫ САМ ҚАЛАСЫ 66.5 KB
  ҮСТІРТ КЕРУЕН ЖОЛЫНДАҒЫ САМ ҚАЛАСЫ Тарихтың атасы атанған Геродот бiздiң дәуiрiмiзге дейiнгi мыңжылдықтың орта шенiнде Қара теңiз маңынан Дон жағалауына одан Оңтүстiк Оралдағы савроматтар жерi арқылы Ертiс бойы мен Алтайға Зайсан көлiне дейiн барған далалық сақ жолының
14991. Ұлы даланың астаналары 52.5 KB
  Ұлы даланың астаналары Дидарыңда Мәңгіліктің мұңы ұйыған Ұлы Дала... Керуендеп көшкен тұтас дәуірлер ол үшін қасқағымдық мезет қана. Қатпарлы тау аңырған оқшау төбелермен толқындап шексіздікке маңған ұлан жазық алапат кеңістік мұхитының шежіреестелігі де біртүрлі...
14992. Мұражай тәрбие өзегі 67.5 KB
  Мұражай тәрбие өзегі Ақселеу Сланұлы Сейдімбеков бұрыны Жезқазған қазіргі Қарағанды облысы Жаңаарқа ауданына қарасты Дружба совхозына 1942 жылы дүниеге келген. 1962 жылдан 1968 жылға дейін Киров атындағы Қазақ мемлекеттік университетінде оқып журналистика факульте...
14993. Шу өңірінің тарихын білеміз бе 58 KB
  Шу өңірінің тарихын білеміз бе Біздің білетініміз Шу тарихын зерттеп жүрген екі ғалым бар. Бірі тарих ғылымдарының докторы профессор Қожа Ахмет Ясауи атындағы Халықаралық қазақтүрік университетінің құрметті профессоры Әбу Насыр ӘлФараби атындағы Қазақ ұл...
14994. Web-бет дизайны, HTML 504 KB
  Webбет дизайны HTML Кіріспе Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін ақпараттандыру еліміздің даму стратегиясының негізгі бағыттарының бірі себебі ХХІ ғасыр – білім беру жүйесін ақпараттандыру ғасыры. Информатика пәнінің орта білім беру жүйесіндегі ролі ...
14995. Интернет жүйесі 622.5 KB
  Интернет жүйесі Интернет туралы ұғым. Жиырмасыншы ғасырдың аяғында пайда болған Интернет қазір жер шарының әр түкпірін байланыстырып сан алуан адамдарды елдер мен құрылқтарды біріктіріп отыр. Интернет 1960 жылдары АҚШта дүниеге келдi.Оны соғыс бола қалған жағ...
14996. Информатиканы ойын–пән ортасында оқытуда қолданылатын ойын түрлері 214 KB
  Информатиканы ойын–пән ортасында оқытуда қолданылатын ойын түрлері АНДАТПА Ғылыми жобада өздігінен танымдылықты ойынпән ортасында дамыту оқушылардың қиялын зеінің қабылдауын логикалық ойлауын жетілдіруі туралы айтылған. Төменгі сыныптарда информатикан
14997. Информация және информатика 79 KB
  Информация және информатика 1.1. Информация Біз бәріміз бала кезімізден бастап информация алмасу процесіне қатысамыз. Кітап газет және журнал оқығанда радио тыңдап теледидар көргенде мұғаліммен атааналармен достарымызбен әңгімелескенде әртүрлі информаци...
14998. Ахмет Байтұрсынұлының шығармалары 55.5 KB
  Ахмет Байтұрсынұлының шығармалары Қалайда халықты ояту оның санасына жүрегіне сезіміне әсер ету жолдарын іздеген ақын айналып келгенде ұлы Абай тапқан соқпақ орыс әдебиеті үлгілерін пайдалану аударма жасау дәстүріне мойынсынады. Бұрынғы ескіертегі химия үлгіл...