11317

Триггеры задержки и универсальные триггеры

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Занятие 4. Триггеры задержки и универсальные триггеры Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения триггеров с раздельным и счетным запуском. 2. Совершенствовать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного ма...

Русский

2013-04-07

136 KB

8 чел.

Занятие 4. Триггеры задержки и универсальные триггеры

Учебные, методические и воспитательные цели:

1. Изучить принципы построения триггеров с раздельным и счетным запуском.

2. Совершенствовать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного материала.

3. Воспитывать интерес к импульсным и цифровым устройствам, построенным на интегральных микросхемах.

Время: 2 часа.

План  лекции

п/п

Учебные  вопросы

Время

мин.

1.

2.

3.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Триггеры задержки

2. Универсальные триггеры

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

5

80

45

35

5

Материальное обеспечение:

1. Компьютерный комплекс.

2. Компьютерные демонстрационные программы “Триггеры”.

3. Слайды “Триггеры с раздельной установкой”.

Литература:

1. Калабеков Б.А. Цифровые устройства и микропроцессорные   системы. – М.Горячая линия – Телеком, 2000г., с.104-110.

 


ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ

В ходе первой лекции по теме "Триггеры" были рассмотрены принципы построения относительно простых и достаточно  широко  распространенных RS - и Т -триггеров.  На основе данных триггеров можно построить более сложные варианты, применение которых упростит построение цифровых устройств и  значительно повысит их надежность в условиях воздействия помех. Одним из таких триггеров является триггер задержки или D-триггер.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

1. Триггеры  задержки

Условное графическое обозначение триггера задержки и его схема на основе  одноступенчатого RSC- триггера приведены на Рис.1.

Как видно из рис.1а,  D- триггер имеет два входа. Вход D информационный, вход С для синхронизирующих импульсов. Информация, поступившая на вход D,  записывается в триггер в момент поступления синхронизирующего импульса. Таким образом, информация поданная на вход D "задерживается" до прихода синхроимпульса,  поэтому триггер  называют  триггером задержки.

Временные диаграммы,  поясняющие принцип работы триггера и режимы его работы, приведены на рис.2. В таблице   изменения   состояний  триггера  введено  обозначение Qn-состояние триггера до прихода синхроимпульса  и  Qn+1 -  состояние триггера после  прихода синхроимпульса.

На практике чаще встречаются двухступенчатые D-триггеры. Принципы построения таких триггеров рассмотрены на предыдущей лекции, а схема и условное обозначение приведены на рис.3.

Пусть оба триггера Т1 и Т2 в состоянии 0 и на вход D поступает 1, тогда на входе S триггера Т1 - 1, а на R - 0.

С приходом синхросигнала на вход С триггер Т1 переходит в состояние 1.  Его прямой выход соединен с входом S второго триггера,  а инверсный - с входом R,  но  Т2 продолжает оставаться в состоянии 0,  т.к.  во время действия синхроимпульса на входе С второго триггера 0. После окончания синхроимпульса Т1 переходит в режим хранения,  а на синхровходе  Т2 появляется 1. Это приведет к переходу Т2 также в состояние 1. Таким образом, анализ работы схемы показывает,  что изменение состояния двухступенчатого D-триггера происходит в момент окончания синхроимпульса, т.е. такой триггер имеет инверсный динамический вход С.

Схема двухступенчатого D-триггера,  приведенная  на  Рис.3,  легко преобразуется в  синхронный Т-триггер.  Для этого вход D соединяется с выходом Q. Анализ полученной таким образом схемы рекомендуется провести самостоятельно.

Рассмотренные схемы D-триггеров нашли широкое применение в сериях интегральных цифровых схем 155, 555, 176, 561 и др.

2.Универсальный JK-триггер

В силу своей универсальности находит наиболее широкое применение. Имеет два информационных  входа  J, K и синхровход С для тактовых импульсов. Условное графическое обозначение  и  основные  режимы  работы представлены на рис.4.

Анализ режимов работы триггера показывает, что JK - триггер функционирует почти так же как синхронный RS - триггер.  При этом  вход  J играет роль входа S, а вход К - роль входа R. Действительно, сигнал 1, действующий на вход J,  переводит триггер в состояние 1, а сигнал 1 на входе К,  переводит триггер в состояние 0.  Отличие состоит в том, что он не имеет запрещенной комбинации и при J=К=1 изменяет свое состояние на противоположное с приходом каждого синхроимпульса, т.е. функционирует как триггер со счетным входом.  Как видно  из  условного  обозначения, это двухступенчатый  триггер  с  инверсным динамическим входом С и изменение информации на его выходах  будет  происходить  только  после окончания действия синхроимпульса.

Один из возможных вариантов схемы JK-триггера приведен на Рис.5

Анализируя работу  данной схемы нетрудно показать основные режимы работы JK-триггера. Но при этом не надо забывать, что изменение состояния второго  RS-триггера  происходит  после  окончания синхроимпульса (при С=0). JK-триггер называют универсальным, т.к.  на  его основе может быть реализован любой триггер (Рис.6).

Если на  входах  JK  исключить  появление  комбинации  J=К=1,  то JK-триггер можно использовать как синхронный RS-триггер (Рис.6а).

Объединив входы  J и К и подав на них сигнал 1,  получаем триггер со счетным входом (Рис.6б).

Если в  качестве  информационного  входа использовать только один вход J, а вход К соединить с J через инвертор, то получается триггер задержки (D-триггер), как показано на Рис.6в.

Обычно универсальный триггер имеет дополнительно два установочных входа, которые  предназначены  для  установки триггера в требуемое начальное состояние.  Установка осуществляется  сигналами,  поступающими непосредственно на входы RS-триггеров первой и второй ступени. В некоторых случаях установочные входы инверсные.  На входах J и К часто устанавливаются схемы  логического умножения.  Примером  может  служить JK-триггер, представленный на рис.7. Это триггер с входной логикой,  инверсными установочными входами, инверсным динамическими входом  С.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

Рассмотренные триггеры  находят широкое применение в технике связи. Так,  например, только в блоке демодулятора приемника радиостанции Р-161 использованы  72 JK-триггера.  Кроме,  того, как будет показано в следующей теме,  на основе триггеров строятся более  сложные  цифровые устройства: регистры,  счетчики импульсов, распределители импульсов и др. Понимание принципов построения и логики работы триггеров необходимо для дальнейшего освоения материала курса.

Задание на самостоятельную работу

  1.  Изучить по учебнику [1] стр.104-110.

2. Вычертить схему JK-триггера.

Доцент кафедры №9                       Б.Степанов

Рецензент   полковник                  Г.Журбин


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35788. МОЙ ВЫБОР. Рабочая тетрадь проекта по профессиональному самоопределению 102 KB
  И мы надеемся рабочая тетрадь Мой выбор поможет Вам в этом так как проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым человеком. Правильный выбор профессии можно назвать той ступенькой которая поможет Вам добиться творческих успехов достичь поставленных целей найти смысл своей жизни. Только серьёзные размышления о своём месте в жизни и активная деятельность по выбору профессии приведут Вас к верному решению. Основная цель рабочей тетради – помочь Вам понять себя свои особенности цели в жизни и на основе этого сделать...
35789. Мой выбор. Творческий проект По самоопределению 92 KB
  Обоснование выбора профессии Профессиональное самоопределение – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Но осуществить добровольный выбор профессии очень не просто. Общая характеристика профессии. Общение с людьми также важно в профессии журналист.
35790. Лялька - мотанка 3.57 MB
  Коли нам запропонували теми для творчого проекту, я вирішила обрати саме «Лялька - мотанка в українському стилі». Адже мотанка — прадавній оберіг українського народу. Вона несе в собі сонячну енергетику, тепло людських рук, любов і турботу, з якою створена. Головне призначення ляльки — берегти душу свого власника від зла й нечистих помислів.
35791. Творческий проект «Сорочка» 5.51 MB
  Расчет себестоимости изготовления изделия План Изготовления изделия Изготовления изделия и проверка качества Самооценка и оценка 1.Задачи Провести исследование и разработать эскиз моего проектного изделия. Изготовить выкройку швейного изделия. Подобрать ткань для изделия.
35792. Выбор профессии 168 KB
  Появление профессии Определение интересов и склонностей Обоснование выбора Алгоритм профессион. самопределения Формула профессии Выявление индивидуальных характер. Выбор профессии – это большая ответственность которую очень важно осознать как можно раньше.
35794. Кружка. Творческий проект 158.5 KB
  4 Технологическая карта № детали № операции Название операции Эскиз Инструмент и приспособления 1 1 Выбрать заготовку с учётом припуска на обработку Линейка 2 Прострогать базовую сторону Верстак рубанок 3 Разметить и прострогать заготовку по толщине Линейка рубанок карандаш 4 Разметить и прострогать по ширине Линейка рубанок карандаш 5 Отторцевать заготовку Угольник карандаш подкладка 6 Разметить и отпилить заготовку по длине Верстак линейка угольник карандаш ножовка 7 Разметить заготовку по чертежу Линейка угольник карандаш...
35795. Вышивка своими руками. Творческий проект 1.18 MB
  Вышивание крестом – один из самых распространенных видов народного искусства. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков когда появился первый стежок сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили: жилы животных нити льна хлопка конопли шелка шерсти а так же применяли натуральный волос. Особой популярности вышивка крестом достигла в Западной Европе в XVI столетии.