11319

Счетчики и их применение

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Занятие 7. Счетчики Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и разновидности цифровых счетчиков импульсов. 2. Показать методику увязки учебного материала с ранее изученным. 3. Воспитывать умение выделять главное при конспектиро

Русский

2013-04-07

142.5 KB

50 чел.

Занятие 7. Счетчики

Учебные, методические и воспитательные цели:

1. Изучить принципы построения и разновидности цифровых счетчиков

импульсов.

2. Показать методику увязки учебного материала с ранее изученным.

3. Воспитывать умение выделять главное при конспектировании

   учебного материала.

Время: 2 часа.

     План лекции:

п/п

Учебные  вопросы

Время мин.

1.

2.

3.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Общие сведения и классификация

2. Суммирующие, вычитающие и реверсивные счетчики.

3.Счетчики в режиме деления частоты.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

5

80

10

45

 

25

5

Материальное обеспечение:

 1. Компьютерный комплекс и демонстрационная программа    

               "Счетчики".

 

Литература:

 1. Калабеков Б.А. Цифровые устройства и микропроцессорные   системы. – М.Горячая линия – Телеком, 2000г., с.131-142.

 


ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ

На практике часто требуется определить число перепадов напряжений (включений и выключений) или импульсов, появляющихся на выходе некоторого  устройства. Для этих целей разработаны специальные устройства, которые получили название – счетчики электрических импульсов. В ходе данной лекции будут рассмотрены принципы построения таких устройств и некоторые примеры их применения в технике связи.

ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ

1.Общие сведения и классификация

Счетчиком называют устройство, осуществляющее счет числа поданных на его вход импульсов и фиксирующее это число в двоичном коде. По направлению счета все счетчики делятся на суммирующие, вычитающие и реверсивные. В суммирующих счетчиках с приходом каждого импульса результат счета увеличивается на единицу. У вычитающих счетчиков каждый последующий импульс уменьшает число счета на единицу. Реверсивные счетчики могут производить подсчет импульсов как в режиме суммирования, так и в режиме вычитания.

Обычно счетчики строятся на Т-триггерах. С приходом каждого импульса происходит изменение состояния триггеров.  По состоянию триггеров можно определить число поступивших на вход импульсов.  Число триггеров в счетчике берется таким, чтобы множество их состояний превышало число импульсов, которое должно быть зафиксировано. Такое использование счетчика называют режимом счета. Если число импульсов не ограничено,  то счетчик будет работать в режиме деления их числа на коэффициент счета Ксч равный Ксч =2n,  где n -  число триггеров. Через  каждые 2n импульсов он возвращается в начальное состояние и снова начинает счет.

Рассмотрим особенности  каждого режима  более детально.


2. Суммирующие, вычитающие и реверсивные счетчики

Схема простейшего  суммирующего  счетчика на трех двухступенчатых Т-триггерах приведена на рис.1а, а условное графическое  обозначение -  на рис.1б.

Рис.1

Входом счетчика является информационный  вход  триггера  младшего разряда. Информационные  входы последующих триггеров соединены с прямыми выходами предшествующих. Установочные входы триггеров объединены и образуют R-вход счетчика. Выходами счетчика являются прямые выходы триггеров.

Перед началом счета подается импульс на установочный вход R счетчика, который переводит все триггеры в состояние 0. Поскольку вход счетчика инверсный  динамический,  то  в момент окончания первого импульса триггер Т0 перейдет в состояние 1. Положительный перепад напряжения на его прямом  выходе  не  изменит состояния Т1 и Т2,  поэтому на выходах счетчика будет комбинация 001.  После окончания второго импульса триггер Т0  перейдет в состояние 0,  а отрицательный перепад на его прямом выходе переведет триггер Т1 в состояние 1. На выходах счетчика появится комбинация 010.

Порядок смены состояний счетчика наглядно отражают временные  диаграммы  (рис.2) и таблицы истинности (табл.1).


                                                                                                          Таблица 1

номер

инт.

Q2

Q1

Q0

0

0

0

0

1

0

0

1

2

0

1

0

3

0

1

1

4

1

0

0

5

1

0

1

6

1

1

0

7

1

1

1

8

0

0

0

Из таблицы и рисунка хорошо видно,  что триггер  младшего  разряда меняет свое  состояние с приходом каждого импульса,  а триггер каждого последующего разряда - вдвое реже триггера предыдущего разряда.  Рассмотренный счетчик  осуществляет счет до Ксч=23 - 1= 7.  Для увеличения Ксч необходимо увеличить число триггеров.  Рекомендуется в часы  самоподготовки вычертить таблицу истинности суммирующего счетчика из четырех триггеров и определить коэффициент счета.

Вычитающий счетчик  строится  аналогичным образом.  Отличие будет состоять в том, что информационный вход последующего триггера соединяется с инверсным выходом предыдущего,  а для установки начального состояния будут использованы установочные входы S.  Временные диаграммы и таблица истинности вычитающего счетчика приведены на рис.3 и в табл.2.

              Таблица 2

номер

инт.

Q2

Q1

Q0

0

1

1

1

1

1

1

0

2

1

0

1

3

1

0

0

4

0

1

1

5

0

1

0

6

0

0

1

7

0

0

0

8

1

1

1

Как видно из рисунка,  начальное состояние триггеров - 1. Триггер младшего разряда  также  срабатывает  по  окончанию  каждого импульса. Триггеры Т и Т2 изменяют свои  состояния  при  положительном  перепаде на входе счетчика, т.к. их  входы  соединены с инверсными выходами,  где в этот момент генерируется отрицательный перепад.

Принцип построения реверсивных счетчиков поясняет рис.4.

   

Рис.4

Реверсивный счетчик имеет один информационный вход -Т, два установочных S и R, и два управляющих "+1" и "-1".

Если счетчик используется как суммирующий,  то для установки  начального состояния  используется вход R и на управляющий вход "+1" подается сигнал 1. Тогда информационный вход триггера Тi+1 соединяется с прямым выходом  триггера  Тi.  При  необходимости  использовать тот же счетчик в режиме вычитания для установки начального состояния  используется вход S и подается 1 на вход "-1". Тогда инверсный выход триггера Тi соединяется с информационным входом триггера Тi+1 .

Таким образом, счетчики, независимо от направления счета, с приходом каждого импульса меняют состояния триггеров. По изменению состояний триггеров можно определить число импульсов, поступивших на вход счетчика.

2. Счетчики в режиме деления частоты

Как уже упоминалось в начале лекции, любой из рассмотренных счетчиков может быть использован в режиме деления  частоты,  если  на  его вход будет поступать неограниченная последовательность импульсов.  Для примера рассмотрим временные диаграммы суммирующего счетчика  (рис.2). Если на вход Т подавать импульсы с выхода генератора, а в качестве выхода использовать выход Q0, то оказывается, что частота следования выходных импульсов  в 2 раза меньше входных.  Если в качестве выхода использовать Q1,  то частота выходных импульсов будет в  4  раза  меньше входных, а  если Q2 - то 8 раз.  Таким образом,  увеличивая количество триггеров, можно получить коэффициенты деления 16, 32, 64 и т.д.  Но  на практике чаще  требуется получить коэффициент деления кратный 10.  Для этого счетчик должен содержать не менее четырех триггеров.  Опишем логику работы такого счетчика таблицей  истинности (табл.3).              Таблица3

Номер

имп.

Q3

Q2

Q1

Q0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

Как видно  из  таблицы,  обычный  суммирующий  счетчик на четырех триггерах может обеспечить коэффициент деления 24=16,  если в качестве выхода использовать вывод Q3.  Для обеспечения коэффициента деления 10 необходимо обеспечить переход триггеров в исходное состояние, с приходом десятого импульса.  Это достигается введением логических схем, обнаруживающих десятую кодовую комбинацию и выполнением перехода в нулевое состояние. Один  из  возможных  вариантов  такой схемы приведен на рис.5.  

  

Рис.5

Особенность работы данной схемы состоит в том,  что после прихода десятого импульса состояние триггеров счетчика будет 1010.  Прямые выходы триггеров Т3 и Т1 соединены с входами схемы И,  на выходе которой в этот момент появится сигнал 1.  Этот сигнал подается на установочные входы R и переводит все триггеры в нулевое состояние.  Поэтому, если в качестве выхода  использовать  вывод Q3,то частота следования выходных импульсов здесь будет в 10 раз меньше,  чем на входе.  Если  выход  Q3 соединить со входом Т аналогичного счетчика, то общий коэффициент деления составит уже 100.  Таким образом,  последовательным  соединением двоичных и десятичных счетчиков можно обеспечить заданный коэффициент деления импульсов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

Счетчики импульсов находят широкое применение в схемах формирования сетки опорных частот современных возбудителей и гетеродинов приемников. Кроме того, они применяются в различных цифровых устройствах для преобразования кодов,  в распределителях импульсов,  таймерах и др.

Задание на самостоятельную работу

1. Изучить материал по учебнику [1]  страницы 131-142.

2. Вычертить, временны диаграммы, поясняющие работу счетчика – делителя на 10.

                       Доцент кафедры №9                          Б.Степанов

Рецензент      полковник              Г.Журбин                  

T

CT2

1

R

2

3

б)

T

T

TT0

Q

R

T

TT1

Q

R

T

TT2

Q

R

Q0

Q1

Q2

R

a)

T

0

Q0

Q1

0

0

t

t

t

t

0

Q2

Рис.2

T

0

Q0

Q1

0

0

t

t

t

t

0

Q2

Рис.3

Qi

&

1

&

"+1"

"-1"

T

Ti+1

Q

S

Cл

Сп

Тi

Q2

R

Qi+1

S

R

T

T3

Q

R

T

T

T0

Q

R

T

T1

Q

R

T

T2

Q

R

Q0

Q1

Q2

R

&


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32520. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ 97.5 KB
  Термин дистанционное обучение означает конкретную форму обучения которая основана на конкретных технологических и методологических решениях и может дополнять другие традиционные формы обучения например очную классноурочную или в отдельных случаях заменять их например если учащемуся недоступны иные варианты связи с удаленностью места проживания или с проблемами со здоровьем. Название дистанционное образование не следует считать правильным поскольку под термином образование понимается весь процесс обучения и воспитания...
32521. ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 312.5 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПОЛОЖЕНИЕ о школьных и городских предметных олимпиадах школьников. Общие положения Настоящее Положение определяет статус цели и задачи школьных и городских олимпиад порядок их проведения и финансирования. Основными целями и задачами олимпиад являются: пропаганда научных знаний и развитие у учащихся интереса к научной деятельности создание необходимых условий для выявления одаренных детей активизация работы факультативов спецкурсов кружков....
32522. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ 60.5 KB
  ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ. Выделим среди основных направлений применения ПС в обучении четыре аспекта: философский формирование системноинформационной картины мира; инструментальный знакомство с основами информационных технологий формирование навыков работы с информацией; практический применение умений использования средств ИТ в учебной деятельности; психологический поддержание мотивации использования средств ИТ в учебной деятельности развитие психологических характеристик учащихся. Раскроем в...
32523. СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 49.5 KB
  ППС и методика их использования СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Структура технологии применения программных средств в учебном процессе Технология искусственно организуемый процесс в отличие от природных явлений протекающих естественно с заданными начальными условиями известным результатом и способами достижения этого результата. Под технологией обучения будем понимать системно организованный процесс передачи общественных знаний обучаемым при котором заранее устанавливают объем передачи знаний...
32524. КОМПОНЕНТЫ «КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ» ПЕДАГОГА. БЛОЧНО_МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 90.5 KB
  Компоненты компьютерной грамотности педагога: знание научной и научнометодической литературы учебнометодических материалов относящихся к обучению с помощью компьютера; знание программного обеспечения персональных компьютеров; знание возможностей использования компьютера для управления учебным процессом и для решения конкретных педагогических проблем; умение проанализировать содержание всего курса темы отдельного урока для составления сценариев обучающих программ и предложить программисту задания пригодные для выполнения с...
32525. БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 41 KB
  ППС и методика их использования БЛОЧНОМОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ. Блочномодульная структура деятельности учащегося в технологии применения ПС Необходимо отметить два направления к которым ведет использование средств информационных технологий. Усложнение технических средств влечет за собой обогащение форм деятельности. Можно утверждать что внедрение средств новых информационных технологий влияет на духовную эмоциональную коммутативную и деятельностную сферы жизни человека.
32526. КРИТЕРИИ ЭФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 37.5 KB
  Технология применения ПС в учебном процессе имеет специфику в том что в качестве основного средства обучения используются программные средства это частнодидактическая технология имеющая приложения для всех общеобразовательных дисциплин в школе. В качестве критериев оценки технологии применения ПС отобраны следующие: 1 критерии среды обучения оценивались по соответствию педагогическим условиям реализации технологии применения ПС эмоциональному фону урока и общению между учителем и учащимися; 2 критерии эффективности программных средств...
32527. РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ. СВЯЗИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ 69.5 KB
  СВЯЗИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ Роль и место информатизации процесса обучения в школе В стандартах по информатике [11] были определены следующие педагогические функции образовательной области связанной с информатикой: Формирование основ научного мировоззрения. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического творческого мышления а также формирование нового типа мышления так называемого операционного...
32528. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВНЕДРЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 61 KB
  ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Чтобы осознать влияние средств информационных технологий на процесс обучения необходимо выявить движущие силы педагогического процесса в условиях применения программных средств необходимо вскрыть диалектический характер развития педагогических технологий при использовании программных средств. Влияние программных средств информационных технологий на диалектические закономерности процесса обучения Влияние СИТ на существующие...