11349

ДИАГРАММА ЖЕЛЕЗО-УГЛЕРОД (ЦЕМЕНТИТ). Компоненты, фазы и структурные составляющие железоуглеродистых сплавов

Лекция

Производство и промышленные технологии

Лекция 3 ДИАГРАММА ЖЕЛЕЗОУГЛЕРОД ЦЕМЕНТИТ. Компоненты фазы и структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Железоуглеродистые сплавы – стали и чугуны являются основными наиболее распространенными среди материалов используемых в различных отраслях

Русский

2013-04-07

95.23 KB

56 чел.

Лекция 3

ДИАГРАММА ЖЕЛЕЗО-УГЛЕРОД  (ЦЕМЕНТИТ). Компоненты, фазы и структурные
составляющие железоуглеродистых сплавов.

Железоуглеродистые сплавы – стали и чугуны являются основными, наиболее распространенными среди материалов, используемых в различных отраслях промышленности. Эти сплавы описываются диаграммой состояния железо-углерод (цементит) (рис. 1)

Основными компонентами диаграммы являются железо и углерод. Температура плавления железа 1539 0С. В твердом состоянии может находиться в двух модификациях α  (ОЦК-решетка) и γ  (ГЦК-решетка). Модификация Feα  существует при температурах до 9110 и от 13920 до 15390С. Важной особенностью Feα  является его ферромагнетизм ниже температуры 7680С, (точка Кюри).

Модификация Feγ существует в интервале температур от 9110 до 13920С.

Железо с углеродом образует растворы внедрения. Растворимость углерода в железе зависит от температуры и от того, в какой кристаллической форме существует железо.

Твердый раствор углерода в α-Fe  называется ферритом; в γ-Fe- аустенитом.

Содержание углерода в диаграмме Fe-C ограничивается 6,67%, т.к. при этой концентрации образуется химическое соединение Fe3C цементит.

Так как на практике применяют железоуглеродистые сплавы с содержанием углерода не более 5%, то цементит является вторым компонентом рассматриваемой диаграммы.

Цементит имеет сложную кристаллическую  решетку. Температура плавления цементита около 12500С. Полиморфных превращений не испытывает, но при низких температурах слабо ферромагнитен.  Цементит имеет высокую твердость (НВ-8000МПа), но практически нулевую пластичность. Цементит соединение неустойчивое и при определенных условиях распадается с образованием свободного углерода в виде графита. Этот процесс имеет важное практическое значение для получения высокоуглеродистых сплавов – серых чугунов.

Ж+Ф

А

Ж

А+Ц+Л

А+Ф

115°

1147°

1153°

F

D

K

L

C

E

Ц+Л

Ф

Ф+ЦIII

Ф+П

А+ЦII

Ц+П

Ж+ЦI

Ц+Л

S

M

G

П+Ц+Л

Л

Ж+А

t,°C

1539

1500

1400

1300

1200

1100

1000

911

900

800

700

600

Q  0,02        0,8  1                      2 2,14               3                      4      4,3            5                       6            6,67  С,%

            10             20             30             40             50             60             70             80             90           Fe3С,%

Рис. 1 Диаграмма «Железо-углерод (цементит)»

D'

F'

К'

Е'

B

Ф

Ф+А

J

H

P

738°

727°

C

Графит − углерод в свободном состоянии, имеет гексагональную кристаллическую решетку, низкую прочность, мягок, электропроводен, химически стоек.

В сплавах Fe-C существуют две высокоуглеродистые фазы: метастабильная – цементит и стабильная – графит. Поэтому различают две диаграммы состояния  - метастабильную железо-цементит и стабильную железо-графит.

Координаты характерных точек диаграммы «железо-цементит» приведены в таблице  1. 

Таблица 1.

Критические точки диаграммы «Железо-углерод»

Обозначение точки

Т0С

С,%

А

1539

0

Н

1499

0.1

I

1499

0.16

B

1499

0.51

N

1392

0

D

1250

6.67

E

1147

2.14

C

1147

4.3

F

1447

6.67

G

911

0

P

727

0.02

S

727

0.8

K

727

6.67

Q

600

0.01

L

600

6.67

Точка А определяет температуру плавления чистого железа, точка D – цементита. Точки N и G соответствуют температурам полиморфных превращений железа. Точки Н и P характеризуют  предельную концентрацию углерода  соответственно   в высокотемпературном и низкотемпературном феррите. Точка Е определяет наибольшую концентрацию углерода в аустените.

Превращения в сплавах системы FeFe3C происходят как при затвердевании жидкой фазы, так и в твердом состоянии.

Первичная кристаллизация идет в интервале температур, определяемых линиями ABCD (ликвидус) и AHIECF (солидус).

Вторичная кристаллизация вызвана превращением железа одной модификации в другую и переменной растворимостью углерода в аустените и феррите, при понижении температуры растворимость уменьшается. Избыток углерода из твердых растворов выделяется в виде цементита. Линии ES и PQ характеризуют изменение концентрации углерода в аустените (ES) и феррите (PQ).

В системе  FeFe3C происходят три изотермических превращения:

- t – 14990 С, линия HIB – перитектическое превращение.

ФН + ЖВ → АI;

- t – 11470 С, линия ECF – эвтектическое превращение

ЖС → АЕ + Ц;

- t – 7270 С, линия PSK – эвтектоидное превращение

АS → ФР + Ц → П.

Эвтектическая смесь аустенита и цементита называется ледебуритом, эвтектоидная смесь феррита и цементита называется перлитом.

Следовательно в системе Fe-Fe3C существуют следующие фазы:

- жидкость- жидкий раствор углерода в железе, существующая выше линии ликвидус, обозначается буквой Ж;

-цементит- Fe3C, обозначается буквой Ц;

-феррит- твердый раствор углерода в Feα, обозначается буквой Ф, расположен левее линии AHN и GPQ;

-аустенит- твердый раствор углерода в Feγ,  обозначается буквой А, область расположения NIESG.

Структурными составляющими данной системы являются: феррит (Ф), аустенит (А), цементит (Ц), перлит (П), ледебурит (Л).

Феррит мягкая, пластичная фаза (σв=300МПа, δ-40%, ψ-70%, HB-800-1000 МПа). Различают низкотемпературный и высокотемпературный феррит. Предельная концентрация углерода в низкотемпературном феррите 0,02 % (P), в высокотемпературном-0,1 % (H). Феррит магнитен до 768 0С ( линия МО).

Аустенитпластичен, (δ - 40-50%, НВ = 1000 МПа), не магнитен. Предельная концентрация углерода достигает 2,14% (Е).

Перлитчаще всего имеет пластичное строение и является прочной структурной составляющей (σв-800-900МПа, δ<16%,
ψ-70%,
HB-1800-2200МПа).

Ледебуритпри охлаждении до температур ниже линии SK, аустенит, входящий в него превращается в перлит. Ледебурит ниже линии SK (727 0С) представляет собой смесь перлита и цементита. Ледебурит имеет высокую твердость HB>6000 МПа, но хрупок.

Железоуглеродистые сплавы подразделяют на стали и чугуны.

Стали – сплавы железа с углеродом, содержащие до 2,14% С.

Чугуны – сплавы железа с углеродом, содержащие от 2,14 до 6,67 % С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51634. Методы и формы организации внеурочной работы со школьниками 55 KB
  Цель: Ознакомиться с основными формами и методами организации внеурочной работы со школьниками. План Организационный момент Проверка домашней работы Постановка темы занятия Изучение материала Итоги Тип занятия: комбинированное. 2004 Журнал ИНФО Организационный момент приветствие учащихся проверка посещаемости Проверка домашней работы сообщения по темам: Методика подготовки и проведения лаб.
51636. Водні багатства Сумщини. Охорона водойм. Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел 102 KB
  Закріплювати вміння учнів розвязувати приклади на вивчені випадки письмового додавання і віднімання трицифрових чисел задачі рівняння; розширювати поняття водойми вода ознайомити з водними багатствами рідного краю; виховувати бережливе ставлення до водойм економне використання прісної води. Втрата води страшніше для живого організму ніж голод. Кожного дня з поверхні океанів і морів випаровується величезна кількість води. Попавши в ріки дощові та снігові води знову прокладуть свій шлях до морів та океанів так завдяки Сонцю...
51638. Синоніми. Антоніми. Малювання за уявою 59.5 KB
  Тема урока: Синонимы. Задачи урока: раскрыть учащимся смысл терминов синонимы и антонимы ; показать их значение в речи на практических примерах; учить детей использовать синонимы в своей речи; развивать воображение школьников логическое мышление; воспитывать культуру умственного труда. Оборудование: таблицы Синонимы наглядность к игре Антонимы грамзапись иллюстрации. Изучение нового материала: 1 Знакомство с термином синонимы .
51639. Тестування 2.7 MB
  Підбираю такі завдання які розвивають нестандартне мислення творчі здібності художню уяву уміння реалізувати свої задуми. Звязок учитель – учень – учитель дає змогу ефективно керувати колективною індивідуальною та самостійною діяльністю учня впродовж всього уроку своєчасно виявляти та ліквідовувати прогалини в знаннях розвивати пізнавальну та творчу діяльність школярів економити час при перевірці завдання. З цією метою в свою роботу я почала впроваджувати тестові завдання. Тестові завдання використовуються на уроках після...
51641. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правила здорового образа жизни 90.5 KB
  Последний листочекправило остался на кустике. Правило. А потом придумать в соответствии со своей группой слов правило Здоровья. Правило – Ешь витамины.