11364

Анализ использования основных производственных фондов

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Тема 3. Анализ использования основных производственных фондов 3.1. Анализ движения ОС 3.2. Анализ эффективности использования ОС 3.3. Факторный анализ фондоотдачи 3.4. Анализ использования оборудования 3.5. Характеристика производственной мощности предприятия О

Русский

2013-04-07

114.5 KB

14 чел.

Тема 3. Анализ использования основных производственных фондов

3.1. Анализ движения ОС

3.2. Анализ эффективности использования ОС

3.3. Факторный анализ фондоотдачи

3.4. Анализ использования оборудования

3.5. Характеристика производственной мощности предприятия

Основные средства (ОС) (часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами) являются одним из важнейших факторов производства.

Анализ основных фондов производится по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования ОС и долгосрочных инвестиций (табл.8).

Таблица 8

Основные направления анализа основных средств

Основные направления анализа

Задачи анализа

Виды анализа

Анализ структуры и динамики ОС

Оценка размера и структуры вложения капитала в ОС

Определение характера и размера влияния стоимости ОС на финансо-вое положение и структуру баланса

Финансовый анализ

Анализ эффективности использования ОС

Анализ движения ОС

Анализ показателей эффективности использования ОС

Анализ использования времени работы оборудования

Интегральная оценка использования оборудования

Управленческий анализ

Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования

Анализ затрат на капитальный ремонт

Анализ затрат по текущему ремонту

Анализ взаимосвязей объема производства, прибыли и затрат по эксплуатации оборудования

Управленческий анализ

Анализ эффективности инвестиций в ОС

Оценка эффективности капитальных вложений

Анализ эффективности привлечения займов для инвестирования

Финансовый анализ

Выбор направлений анализа и реальных аналитических задач определяется потребностями управления, что составляет основу финансового и управленческого анализа, хотя четкой границы между этими видами анализа нет.

Источники информации для проведения анализа: ф. №11 «Отчет о наличии и движении ОС», фБМ «Баланс производственной мощности», ф.№7-ф «Отчет о запасах неустановленного оборудования», инвентарные карточки учета ОС и др.

3.1. Анализ движения ОС

Данные о наличии, износе и движении ОС служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия.

Оценка движения ОС проводится на основе коэффициентов (табл.9), которые анализируются в динамике за ряд лет.

Таблица 9

Показатели движения и состояния ОС

Наименования показателей

Методы расчета

Экономическая интерпретация показателей

1. Показатели движения

1.1. Коэффициент поступления ввода (КВВ)

Доля поступивших ОС за период

1.2. Коэффициент обновления (Коб)

Доля новых ОС на предприятии

1.3.Коэффициент выбытия ОС (Квыб)

Доля выбывших ОС за период

1.4.Коэффициент прироста (Кпр)

Темп прироста ОС

2. Показатели состояния

2.1. Коэфициент износа (Ки)

Доля стоимости ОС перенесенная на продукцию

Ки = 1 - Кг

2.2. Коэффициент годности (Кг)

Уровень годности ОС

Кг = 1 - Ки

3.2. Анализ эффективности использования ОС

Оценка эффективности использования ОС основана на применении общей для всех ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.

Показатели отдачи характеризуют выход готовой продукции на 1 руб. ресурсов.

Показатели емкости характеризуют затраты или запасы ресурсов на 1 руб. выпуска продукции.

Под запасами ресурсов понимают наличный объем ресурсов на отчетную дату по балансу, под затратами – текущие расходы ресурсов, в частности по основным средствам – амортизация.

При сопоставлении запасов ресурсов с объемом выручки за период необходимо рассчитать среднюю величину запасов на тот же период.

Обобщающим показателем эффективности использования ОС является фондоотдача (ФО):

.

При расчете показателя учитываются собственные и арендованные ОС, не учитываются ОС, находящиеся на консервации и сданные в аренду.

Показатель фондоотдачи анализируют в динамике за ряд лет, поэтому объем продукции корректируют на изменение цен и структурных сдвигов, а стоимость ОС - на коэффициент переоценки.

Повышение фондоотдачи ведет к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль готовой продукции или амортизационной емкости.

Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции (ВП). Эту зависимость описывает факторная модель:

ВП = ОС . ФО.

На основе факторной модели рассчитывают прирост объема выпуска за счет увеличения ОС и роста фондоотдачи:

D ВП = D ВП(ОС) + D ВП(ФО) .

Прирост выпуска продукции за счет фондоотдачи можно рассчитать способом абсолютных разниц:

D ВП (ОС) = D ОС . ФО ,

D ВП(ФО) = D ФО . ОС1

или интегральным методом:

D ВП(ОС) = D ОС . ФОо + (D ОС х D ФО) / 2,

D ВП(ФО) = D ФО . ОСо +(D ОС х D ФО) / 2,

где ОС0, ОС1 – стоимость основных средств в базисном и отчетном периоде соответственно;

ФОо,ФО1 – фондоотдача базисного и отчетного периода соответственно

Другим важным показателем, характеризующим эффективность использования ОС, является фондоемкость ОС:

.

Изменение фондоемкости в динамике показывает изменение стоимости ОС на один рубль продукции и применяется при определении суммы относительного перерасхода или экономии средств в основные фонды (Э):

Э = ( ФЕ1 – ФЕо ) . VВП1,

где ФЕ1 ФЕо – фондоемкость отчетного и базисного периода соответственно;

VВП1 - объем выпуска продукции в отчетном периоде.

Для разработки технологической политики предприятия необходим углубленный факторный анализ показателей эффективности использования ОС и в первую очередь фондоотдачи.

3.3. Факторный анализ фондоотдачи

Совокупность факторов, влияющих на показатель фондоотдачи и их подчиненность, показана на рис. 2.

Рис. 2. Схема факторной системы фондоотдачи

На основе схемы можно построить факторную модель фондоотдачи

ФО = ФОа . УДа ,

где УДа - доля активной части фондов в стоимости всех ОС;

ФОа – фондоотдача активной части ОС.

Факторная модель для фондоотдачи активной части ОС имеет вид

ФОа = (К . Т . СВ)/ ОСа,

где К – среднее количество технологического оборудования;

Т – время работы единицы оборудования;

СВ – среднечасовая выработка с стоимостном выражении;

ОСа - среднегодовая стоимость технологического оборудования.

Если время работы единицы оборудования представить в виде произведения количества отработанных дней (Д), коэффициента сменности (Ксм), средней продолжительности рабочего дня (t), то факторная модель примет вид

Расширим факторную модель, представив среднегодовую стоимость технологического оборудования в виде произведения количества оборудования и стоимости его единицы в сопоставимых ценах (Ц):

3.4. Анализ использования оборудования

Анализ работы оборудования основан на системе показателей, характеризующих его использование по численности, времени работы и мощности.

Для анализа количественного использования оборудования его группируют по степени использования (рис.3).

Рис. 3. Состав наличного оборудования

Для характеристики степени привлечения оборудования рассчитывают:

  •  коэффициент использования парка наличного оборудования (Кн):

;

- коэффициент использования парка установленного оборудования (Ку):

;

  •  коэффициент использования оборудования сданного в эксплуатацию (Кэ):

.

Если значения показателей близки к единице, то оборудование используется с высокой степенью загрузки, а производственная программа соответствует производственной мощности.

Для характеристики экстенсивной загрузки оборудования анализируют использование оборудования по времени: баланс времени работы и коэффициент его сменности.

Таблица 10

Показатели, характеризующие фонд времени использования оборудования

Показатель фонда времени

Условное обозначение

Формула расчета

Примечания

Календарный фонд

Тк

Тк = Тк.д . 24

Тк.д - число календарных дней за анализируемый период, дн.

Номинальный

(режимный) фонд

Тн

Тн = ТP.СМ . tсм

ТP.СМ - число рабочих смен за анализируемый период tсм – продолжительность рабочей смены, час

Эффективный

(реальный) фонд

Тэф

Тэф = Тн - Тпл

Тпл – время планового ремонта, час

Полезный

(фактический) фонд

Тф

Тф = Тэф - Тпр

Тпр – время внеплановых простоев, час

Уровень внутрисменного использования оборудования характеризует коэффициент загрузки оборудования Кз, который позволяет оценить потери времени работы оборудования из-за планово-предупредительных ремонтов и т.д:

Кз = Тф / Тк или Тф / Тн или Тф / Тэф

Уровень условного использования оборудования характеризует коэффициент сменности (Ксм):

.

Под интенсивной загрузкой оборудования понимают оценку его производительности.

Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования (Ки) определяется:

.

Обобщающим показателем, характеризующим комплексное использование оборудования, является показатель интегральной нагрузки (Кинт):

Кинт = Кз . Ки.

3.5. Характеристика производственной мощности предприятия

Под производственной мощностью предприятия подразумевается возможный выпуск продукции при достигнутом или намеченном уровне техники, технологии и организации производства. Степень использования производственных мощностей характеризуется следующими коэффициентами:

;

;

.

В ходе анализа изучается динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины изменений: например, ввод в действие новых и реконструкция старых предприятий, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей.

Анализируется уровень использования производственных площадей предприятия: выпуск продукции в руб. на 1 м2 производственной площади.

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на эффективность использования ОС, является улучшение использования производственных мощностей предприятия и его подразделений. Чтобы установить взаимосвязь между фондоотдачей и производственной мощностью, используют следующую факторную модель:

где ВП - объем продукции, принятый для расчета;

ВПOC - основная (профильная) продукция предприятия;

W - среднегодовая производственная мощность.

Данная формула позволяет определить влияние на динамику фондоотдачи изменения уровня специализации предприятия (ВП/ВПOC); коэффициента использования производственной мощности (ВПOC/W); фондоотдачи активной части ОС, исчисленной по производственной мощности (W/OCa); доли активной части фондов в общей их стоимости (ОСа/ОС).

Вопросы для самоконтроля

  1.  По каким основным направлениям проводится анализ основных производственных фондов?
    1.  Какие показатели используются для оценки динамики основных фондов?
    2.  Какой экономический смысл имеет расчет показателей фондоотдачи и фондоемкости основных средств?
    3.  Опишите факторную модель фондоотдачи и показатели, ее составляющие.
    4.  Какие показатели используются для оценки использования парка оборудования?
    5.  Какие показатели используются для оценки степени загрузки оборудования?
    6.  Какими показателями характеризуется степень привлечения оборудования в производство?
    7.  Перечислите составляющие фонда времени использования оборудования. Расчет каких фондов имеет особое значение для анализа?
    8.  Какие показатели характеризуют использование оборудования по мощности?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68111. Обереги нашого життя – птахи 254 KB
  Мета: збагатити знання учнів про чудодійні обереги нашого життя – птахи; творчо осмислити і систематизувати матеріал про ластівку; з’ясувати як у народі ставилися до ластівки чому її називають Божою пташкою; привчати учнів самостійно опрацьовувати додаткові навчальні та народознавчі матеріали...
68112. Біблійні легенди. «Чому людина не знає, доки живе». Підсумок за темою 118.5 KB
  Продовжити знайомити із біблійними легендами продовжувати вчити учнів читати текст за особами працювати з текстом осмислювати його зміст; формувати уміння ділити текст на частини; збагачувати словниковий запас; розвивати логічне мислення пам’ять увагучитацькі навики швидкість та виразність читання...
68113. Де літав ти, Чорногузе 158.5 KB
  Де ж ти була Далеко Як звуть тебеЛелека Отже ми з вами сьогодні поговоримо про чудового птаха про живий символ України лелеку або як його ще називають Чорногуза. Продовження бесіди Лелека є символом любові та радості. Також вважають що лелека є покровителем сім’ї і рідного дому.
68114. Будинок англійця 48.5 KB
  So, all pupils are in a good mood and we can start our lesson. Please look at the blackboard and read the motto. It is some English proverb “East or West home is best”, “There is no place like home”. Aim. Повідомлення теми та мети уроку. Today we are going to speak about your home and about...
68115. Я вибирала долю собi сама… 93.5 KB
  Мета: 1) познайомити учнів із творами Л. Костенко, їх неповторністю й оригінальністю; 2) формувати особистість, яка має почуття гідності, багатий духовний світ; розвивати акторські навички учнів; 3) виховувати громадянську позицію учнів, уміння аналізувати залежність виникнення...
68116. Сценарій музично-тематичної композиції до 140-ї річниці від дня народження Лесі Українки 175.31 KB
  Леся Українка: Мріє не зрадь Я так довго до тебе тужила Стільки безрадісних днів стільки безсонних ночей А тепер я в тебе остатню надію вложила. Ведуча: Справді безсмертного якщо має таких геніїв як Леся і якщо навіть після смерті живуть вони віки в пам’яті народній. Леся Українка...
68117. ЛІДЕР ТОЙ, ХТО ПОПЕРЕДУ 44.5 KB
  Розподіл на групи Визначення якостей лідера Типи лідерів Стилі спілкування Жива скульптура лідера Пам’ятка лідеру Підбиття підсумків Вступ Кожному з вас хочеш не хочеш доведеться якщо і не командувати парадом то вже напевно побувати в ролі старшого. І хай у вашій пріоритетній формулі лідерські якості...
68118. Neue Liebe – Neues Leben – Neue Lyrik 320 KB
  Lehrer Herzlich Willkommen in unserer Aula. Heute ist ein schöner Tag, besonders für die Mädchen und Frauen. Alle Jungen und Männer machen Komplimente den Frauen über das schicke Aussehen und sie sind gut gelaunt. Ohne Liebe kann man sich unser Leben nicht vorstellen.
68119. Що воно, життя? 59 KB
  Мета. Формувати в учнів усвідомлене розуміння поняття життя, його унікальності, цінності; спонукати школярів до роздумів та висловлювань у прозовій та римованій формі про важливі життєві проблеми; виховувати в них ставлення до власного життя та життя інших людей як до найвищої цінності.