11374

АНТИАРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. Проводящая система сердца (ПС)

Лекция

Химия и фармакология

АНТИАРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА I Аритмии нарушение ритма сердечных сокращений. Ритмичная активность сердца зависит от работы проводящей системы сердца от биохимических процессов которые происходят в миокарде от кровоснабжения сердца от эфф

Русский

2013-04-07

97 KB

8 чел.

АНТИАРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

I    Аритмии - нарушение ритма сердечных сокращений.  Ритмичная активность сердца зависит от работы  проводящей системы  сердца, от биохимических     процессов,     которые     происходят     в     миокарде, от кровоснабжения сердца, от эфферентной иннервации сердца и др.

Причины: нарушение электролитного баланса в сердце, гипоксия сердца, нарушение иннервации сердца, инфекция, интоксикация, заболевания сердца (порок сердца, стенокардия, инфаркт…)

Проводящая система сердца (ПС).

(СП)СА

 ВП

СА - синаатриальный узел (синусно-предсердный)

АВ - атриовентрикулярный узел (предсердно-желудочковый)

ПГ — пучок Гиса

ВП — волокна Пуркинье

Импульсы, обеспечивающие сокращение сердца, возникают и распространяются по его ПС, которая состоит из СПУ, ПЖУ, ПГ, ВП СПУ возникают импульсы, другие отделы служат для его проведения.

Импульсы   от   СПУ → ПЖУ →  возбуждение   и   сокращение предсердий; затем по ПГ и ВП, которые пронизывают толщу желудочков → сократимость    желудочков.    Такое    распространение    не    обеспечивает ритмичное сокращение предсердий и желудочков.

Аритмии связаны с:

а) нарушением     образования     импульсов.      Часто     возникает
дополнительный     очаг     возбуждения,     работающий     одновременно    с синусным узлом - эктопический очаг. Причина - ↑ автоматизм;

б) нарушением проведения импульсов;

в) смешанные варианты аритмий (см. Виноградова стр. 576).
Виды аритмии определяются по данным ЭКГ:

1) В зависимости от локализации выделяют:

а) наджелудочковые;

б) желудочковые.    Особенно    опасны    аритмии    желудочковые, требуют немедленной терапии.

2) По характеру нарушения ритма различают:

а) Тахиаритмии      (экстрасистолии,      постоянная      тахикардия,
трепетание, фибрилляция предсердий и желудочков).

Трепетание - ритмичные, но очень частые сокращения. Мерцания   -   слабые,   частые,   неполные   сокращения   отдельных групп мышц.

б) Брадиаритмии   (блокады,   брадикардия   -   синдром   слабости
синусного узла).

При аритмиях нарушается автоматизм, возбудимость и проводимость миокарда.

II Антиаритмические средства - л.в., применяемые для профилактики и лечения нарушений ритма сердечных сокращений.

Классификация.

I. Средства, влияющие на проводящую систему сердца.

II. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию сердца.

Средства, влияющие на проводящую систему сердца.

Они вызывают свой эффект влияя на автоматизм, проводимость и возбудимость миокарда и ЭРП (потенциал действия).

1. Мембраностабилизирующие средства: возбудимость, автоматизм и проводимость, связаны с движением ионов натрия, калия, кальция через клеточные мембраны. В результате возникает и проводится электрический импульс (изменение эл. заряда мембраны называется потенциал действия и может изображаться графически.

Эти вещества стабилизируют клеточные мембраны проводящей системы, уменьшая ее проницаемость для ионов (гл. обр. натрия) →↓ возбудимость, ↓ автоматизм, ↓ проводимость.

Подгруппа I Хинидина сульфат

Новокаинамид          Na

Дизопирамид

Аймалин

Зтмозин

Подгруппа II Лидокаин                               K +

I подгруппа

Хинидин - алкалоид коры хинного дерева, применяют при тахикардиях, снижение возбудимости, проведения и автоматизма. Дополнительно обладает М-ХБ действием, снижается сократимость миокарда.

ПК: аритмии предсердий и желудочков.

Много ПбД: головные боли звон в ушах, нарушение зрения, ЖКТ,   снижение АД, идиосинхразия, нарушения со стороны крови.

Новокаинамид: - производное новокаина, вводится внутрь и парентерально. Быстро всасывается из ЖКТ. По действию на миокард сходен с Хинидином, но лучше переносится.

ПбД: общая слабость, тошнота, рвота, понос, кожные высыпания,  АД, различные проявления аллергии.

Этмозин — производное Фенотиазина. Хорошо всасывается из ЖКТ.

ПК: пароксизмальные аритмии. Лучше при аритмии желудочков. Мало токсичен, терапевтическая широта больше, чем у Хинидина и Новокаиномида.

ПбД: тошнота, головокружение, умеренное снижение АД.

Дизопирамид - (Ритмилен) - предсердные и желудочковые экстрасистолии и тахикардии.

снижение сократимости миокарда, есть ХБ действие.

ПбД:    сухость     во    рту,    задержка    мочеотделения,     нарушение аккомодации, диспепсия, аллергия.

Внутрь.

Аймалин - алкалоид раувольфии - в некоторых видах. Понижает возбудимость и проводимость миокарда. Вводят парентерально.

ПК: пароксизм, тахиаритмии, мерцательные аритмии, отравления СГ.

ПбД: гипотония, общая слабость, тошнота, рвота.

Пульс-норма - драже, содержащее Аймалин, Фенобарбитал и др. вещества.

ПК: как у Аймалина.

II подгруппа

Лидокаин - местный анестетик - ампулы 1 и 2% - 10 мл.

Мало влияет на проводимость и возбудимость, главным образом снижает автоматизм (в волокнах Пуркинье и в мышцах желудочков), снижает эктопический очаг, т.е. снижение импульсообразования.

ПК:    желудочковые    аритмии,    интоксикация     СГ.     (При    ИМ, послеоперационный период).

ПбД:      головокружения,      сопливость,      диспепсия,      гипотония, судорожные реакции.

2. Бета-адреноблокаторы: Анаприлин, Пиндолол, Атенолол, Метопролол.

Сочетается мембраностабилизирующее и АБ действие,  снижает возбуждение, автоматизм, сократимость.

ПК:   различные   виды   тахиаритмий   предсердий   и   желудочков: тахикардии, экстрасистолии, мерцательные аритмии.

ПбД:      брадикардия,       бронхоспазм,       гипотония,       нарушение периферического кровообращения, ЦНС, ЖКТ.

ППК: бронхиальная астма, блокады (брадикардия), повышение СН, гипотония, заболевания печени, почек, беременность, сахарный диабет.

3. Блокады кальциевых каналов (АК).

Тормозят поступление кальция в клетки проводящей системы:

снижают возбудимость узлов волокон

снижают автоматизм очагов

снижают скорость проведения нервных импульсов (снижение фазы 4)

снижают сократимость

Преимущественно влияет на СПУ и ПЖУ поэтому применяют при аритмиях предсердий (наджелудочковые). Применяют не все АК, а только:

Верапамил, Дилтиазем - внутрь, в/в.

ПбД: снижение АД, головокружения, тошнота, рвота, повышение СН, аллергия.

4. Средства, увеличивающие продолжительность потенциала действия,

Амиодарон - α + β  АБ (Кордарон),

Орнид (сл),

Соталол (сотагексал) – β АБ.

М.д.: а) они увеличивают продолжительность ПД (замедляют скорость реполяризации (фаза 3));

б) повышают ЭРП (интервал времени между двумя соседними импульсами,
вызывающими сокращение сердца;

в) ограничивают влияние КА на миокард.
Не влияют на перенос ионов.

Амиодарон (Кордарон) - табл., ампулы в/в – аритмии предсердий и желудочков, влияет на ПЖУ и ПГ.

ПбД: головные боли, депрессия, брадикардия, тремор, нарушение зрения

Орнид - ампулы, в/в: в/м - аритмии желудочков, устойчивые к действию других средств.

Соталол (Сотагексал. Соталекс) - ф.в. таблетки, неселективный β1β2-АБ. Увеличивает длительность ПД и ЭРП на всем протяжении проводящей системы сердца.

ПК: тахиаритмии предсердий (пароксизмальные, мерцательные, трепетания); тяжелые желудочковые аритмии; аритмии, вызванные избытком КА.

ПбД: брадикардии, гипотензия, нарушения со стороны ЖКТ, ЦНС, бронхоспазм.

ППК: нарушение мозгового кровообращения, гипотензия, гипотиреоз, фотосенсибилизация,

5. Разные препараты;

а) Препараты калия - Аспаркам, Панангин, Хлорид калия. Их действие аналогично влиянию ПСНС на сердце

ПК:    аритмии,    вызванные    гипокалимией,    при    интоксикации наперстянкой.

б) Сердечные гликозиды - Дигоксин. За счет снижения проводимости и увеличения  тонуса вагуса.

ПК:        предсердные        тахикардии,        трепетание,        мерцание, пароксизмальная тахиаритмия

в) Препараты плодов боярышника - неск. усиливает сокращение сердечной мышцы и снижает ее возбудимость + улучшают коронарный кровоток.

ПК:  функциональное расстройство ССС (легкие формы  аритмии или в комбинации с другими средствами).

Ф.в.: жидкий экстракт, настойка 25-30 капель 3-4 раза в день. Все препараты I гр. — нри тахиаритмиях, когда работа сердца «увеличена»

П. Средства, влияющие на эфферентную систему сердца.

Работа сердца находится под контролем RHC.

ПСНС - снижают ЧСС, СВ, проводимости, возбудимости.

СНС - повышают ЧСС, СВ, проводимости, возбудимости.

Аритмии могут быть связаны не только с изменением в проводящей системе   сердца,   но   и   с   изменениями   в   работе   холинергических   и адренергических нервов, идущих к сердцу.

Используют:

A) β-АБ - снижают симпатическое влияние.

B) β-АМ - повышают симпатическое   влияние   (Изадрин,   Эфедрин, Адреналин, Орципреналин).

В) М-ХЛ -  снижают парасимпатические влияния (Атропин).

ПК: б) +в) - брадиаритмии.

Обычно брадиаритмии - следствие инфаркта миокарда, воспаления или дистрофии миокарда...

В тяжелых и упорных случаях применяют искусственный водитель ритма.

При выборе препарата надо учитывать вид аритмии и ее локализацию.

При    острых,    угрожающих    жизни    нарушениях   -    в/в.    затем поддерживающая терапия перорально.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58474. Tolerance 58 KB
  Please open you work book at page fifty six exercise 1. Here you should fill in the gaps using these words: against, according to, of, without. I think 3 minutes on this work. Когда сделали, говорю: please read it one by one and then we will check the answers...
58475. Двомембранні органели і мітохондрії і пластиди. Фотосинтез, дихання 35.5 KB
  Мета: познайомити з будовою та функціями двомембранних органел: мітохондріями та пластидами, фазами мітозу, з клітинним циклом, поняттями, каріотип, фотосинтез, дихання, мітохондрія, хлоропласт, хемосинтез з процесами фотосинтезу та дихання, вчити порівнювати ці два процеси між собою...
58476. Урок биологии 165 KB
  Подготовка учителя к урокам. Постановка цели урока. Структура урока этапы комбинированного урока. Проведение урока биологии Перспективное и поурочное планирование Основой для планирования учебно-воспитательного образовательного процесса по биологии является анализ существующих нормативных требований программ учебных и дидактических пособий и опыта педагогической деятельности учителя.
58477. Вид. Критерии вида 45.5 KB
  Цели урока: обучающие: сформулировать определения понятиям вид критерии вида; изучить критерии вида и их содержание; развивающие: продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах устной монологической речи учащихся...
58478. Уроки Чистоты на территории Пермского края 3.73 MB
  Технологии сортировки отходов уже реализуются в некоторых российских городах. Для успешной организации сортировки очень важна первая ступень раздельный сбор отходов жителями. По статистике каждый из нас ежегодно образует 300 кг отходов.
58479. Рідна домівка, рідна сім’я – тут виростає доля моя. В.Гринько «Сім». В.Сухомлинський «Тетянка усміхається» 73 KB
  Доброго здоров’я всім В добрий день і в добрий час Рада всіх вітати вас. Який розділ ви почали вивчати на попередньому уроці Рідна домівкарідна сім’ятут виростає доля моя З якими піснями ви ознайомилися на минулому уроці Роде наш красний...
58480. Проектирование молодежного кафе – «KFC» 752 KB
  Молодежное кафе, как организация является обществом с ограниченной ответственностью предприятие бытового обслуживания (ООО ПБО). Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества
58481. Розробка програмного забезпечення (ПЗ) для інформаційної підтримки велодоріжок м. Хмельницький 16.04 MB
  До ПЗ розроблено специфікацію вимог, що описує функціональні та нефункціональні вимоги до нього. На основі цієї специфікації та аналізу предметної області, а також вибраних технологій та засобів розробки, здійснено проектування ПЗ для інформаційної підтримки велодоріжок м. Хмельницький.
58482. Ресурсы и факторы производства 90.5 KB
  Цели: Обучающие: познакомить учащихся с понятиями: ресурсы факторы производства процесс производства доходность факторов производства; научить школьников определению необходимых ресурсов для нового предприятия; Развивающие: привить интерес к изучаемому материалу...