1140

Информационные системы и базы данных. Основные требования к СУБД. Основные функции и структура СУБД.

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Создание пустой базы данных в среде СУБД Access 2003. Добавление полей связи. Концептуальная модель проектируемой базы данных.

Русский

2012-11-25

686.5 KB

31 чел.

Тема 1. Информационные системы и базы данных. Основные требования к СУБД. Основные функции и структура СУБД.

Лабораторная работа №1

Цель работы: приобрести навыки работы с объектами базы данных в СУБД Access 2003.

Задание: Создать БД «Успеваемость» средствами СУБД Access 2003.

  1.  Создание «пустой» базы данных: в среде СУБД Access 2003 в меню «Файл» выбираем «Создать». Нажмите на клавишу Enter () и выплывет окно создания файла (справа). Выберите опцию «Новая база данных»   -  Выплывет окно «Файл новой базы данных». В окне «Имя файла» вместо db1 введите УСПЕВАЕМОСТЬ  и нажмите на кнопку  «Создать».

     После этого в рабочем окне Access  откроется окно созданной базы данных. Эта база данных пуста, и теперь необходимо наполнить ее содержанием.

 

  В нижней строке Microsoft Access   появится сообщение «Готово».  

База данных в Access 2003 может содержать следующие объекты: таблицы, запросы,

формы, отчеты, макросы, модули. Первые 5 из перечисленных объектов можно создавать в двух режимах: в режиме конструктора  и в режиме мастера.

  В окне базы данных в панели объектов (слева) текущим объектом является объект «Таблицы», а текущей операцией в окне справа – «Создание таблицы в режиме конструктора».

  Будем создавать таблицы в режиме конструктора. Нажмите на   Enter  и вы попадете в конструктор таблиц.

  1.  Создание таблиц БД «Успеваемость». В режиме конструктора создадим таблицы: DEP, SPEC, KURS, GRP, STUD.

                                                Структура таблиц представлена  в        таблице 1

DEP

Таблица «Факультет»

Имя поля

Тип

Длина

Описание поля

(назначение)

Примечание

DEPC

Текстовый

4

Сокращенное название (код)

Первичный ключ

DEPN

Текстовый

24

Полное название ф-та

SPEC

Таблица «Специальность»

SPC

Текстовый

4

Сокр. название (код) специальности

Первичный ключ

SPN

Текстовый

24

Полное название специальности

KURS

Таблица «КУРС»

NK

Текстовый

1

Номер курса

*

SPC

Текстовый

4

Сокр. название (код) специальности

*

GRP

Таблица «ГРУППА»

GRPС

Текстовый

4

Код группы

Первичный ключ

KVOSTD

Числовой

Количество студентов

STUD

Таблица «CТУДЕНТ»

NZ

Текстовый

10

Номер зачетки

Первичный ключ

FIO

Текстовый

24

Фамилия и инициалы

MOB

Текстовый

10

Номер моб. тел.

ADDR

Текстовый

24

Дом. адрес

TEL

Текстовый

10

Номер дом. тел.

QTY

Числовой

Количество оценок

SBALL

Числовой

Сумма баллов

*- оба эти поля образуют  составной первичный ключ.

 

В конструкторе  каждая таблица создается отдельно.  Информация о каждом поле таблицы заносится в отдельную строку конструктора: в графу «Имя поля» заносится имя поля, а  в колонке «Тип данных» выбирается тип данных из выпадающего меню.  В колонку «Описание поля» заносится описание поля, -  хотя этот операнд не является обязательным, полезно отображать назначение каждого поля базы данных.

 

Теперь, когда оба поля первой таблицы определены необходимо задать ключевое поле.  Для этого необходимо установить курсор на поле DEPC, как показано на рисунке ниже, и нажать на правую клавишу мыши – для вызова  контекстного меню.

  Выбрать опцию «Ключевое поле» и нажать Enter.  В крайней левой колонке таблицы появится символ «ключик» возле поля DEPC.

Теперь необходимо эту таблицу сохранить. В меню «Файл» выбираем опцию «Сохранить», и в окне сохранения введем имя таблицы. Нажмите «ОК» и таблица готова.

   Следующая таблица SPEC – создается аналогично. Заносится информация обо всех полях, задается ключевое поле и при сохранении присваивается имя таблицы.  

3.  Добавление полей связи.

  Между объектами предметной области (факультетами, специальностями, курсами, группами и студентами) существуют семантические связи. На каждом факультете обучают нескольким специальностям; по каждой специальности студенты учатся на курсе (1,2,3,4,5); на каждом курсе есть группы; в каждой группе учится некоторое количество студентов (не более 20-и).  Во всех перечисленных семантических связях подразумевается отношение «один ко многим». Один факультет – много специальностей; одна специальность – много курсов; один курс – много групп; одна группа – много студентов.  

    Необходимо так строить базу данных, чтобы имелась возможность эти связи отразить.

Для этого в подчиненные таблицы добавим поля связи, которые будут указывать на соответствующие записи в главной таблице. А именно,

в таблицу SPEC добавим поле DEPC;

в таблицу  KURS – поле SPC;   

в таблицу GRP  - поля NK и SPC;

в таблицу STUD – поле GRPC.

То есть в каждую подчиненную таблицу добавим поле такое же как ключевое поле главной.   Это разные поля, - они находятся в разных таблицах, но должны иметь одинаковый тип и размер.

На рисунке представлена концептуальная модель нашей базы данных.

Еще одно правило: в таблице ключевые поля размещаются первыми, а поля связи – сразу после ключевых.

Сделаем добавление поля связи на примере таблицы SPEC.

В окне базы данных выберите текущий объект «Таблицы», сделайте текущей таблицу SPEC и нажмите на правую клавишу мыши для вызова контекстного меню. Выберите опцию «Конструктор», нажмите Enter.  В режиме конструктора отображается структура таблицы SPEC.

  Для ввода нового поля поместите курсор в строку после SPN, и введите имя поля DEPC, выберите тип «Текстовый» и задайте с свойствах поля его длину 4. Сделайте это поле текущим и подведите курсор мыши к указателю текущей записи и нажмите на левую клавишу мыши. У указателя  мыши (жирная белая стрелка) внизу появится прямоугольник. Удерживая левую клавишу, перетащите поле DEPC на одну строку вверх.

Теперь таблица SPEC имеет такой вид.  Сохраните таблицу.

   При создании таблицы KURS  необходимо задать  ключ, состоящий из 2-х полей. Для этого  после определения этих полей в режиме конструктора необходимо оба поля выделить (выделить сначала верхнее поле, затем Shift + ↓ ), затем подвести курсор мыши к линии между полями в первой колонке – курсор приобретет вид горизонтальной черточки со стрелками  вверх и вниз  - после этого нажать на правую клавишу мыши для вызова контекстного меню и  выбрать опцию «Ключевое поле». Ключи появятся в обоих полях. Сохраните таблицу.

  В таблицу GRP надо добавлять 2 поля связи,  т.к. в главной таблице ключ состоит из 2-х полей.

  После того как все таблицы созданы и все поля связи добавлены можно переходить к связыванию таблиц.

  1.  Связывание таблиц.

Выберите меню «Сервис» -> «Схема данных». Или нажмите  пиктограмму  .

   Выделите все таблицы, нажмите кнопку «Добавить» и закройте окно добавления таблиц. В схеме данных будут размещены таблицы. Расположите их как показано на рисунке.  Двигайте таблицы, зацепив за заголовок рамки курсором мыши, удерживая нажатой левую клавишу.

    

Связывание таблиц происходит от подчиненной  к главной.  Свяжем таблицы SPEC  и DEP.  Нажать левой клавишей мыши на поле DEPC в таблице  SPEC и, удерживая ее протащить к полю DEPC в таблице DEP. Когда вы отпустите левую клавишу мыши, появится окно «Изменение связей». Как показано на рисунке  ниже.

Кликните левой клавишей мыши в 3-х позициях «Обновление целостности данных», «каскадное обновление связанных полей» и  «каскадное удаление связанных записей» - там появятся галочки, и нажмите кнопку «Создать». В окне схемы данных появится связь между таблицами DEP и  SPEC. Со стороны таблицы DEP  на связи указана единица, а возле таблицы SPEC - ∞. См. рисунок ниже.

 

Для  связывания  таблиц GRP  и KURS,  выделите в таблице GRP поля NK и SPC. Нажмите на левую клавишу мыши и протащите к полям NK и SPC в таблице KURS. Отпустите левую клавишу – появится окно изменения связей в таком виде:

Для таблицы KURS  задайте соответствующие поля, задайте «Обеспечение целостности данных, нажмите на кнопку «Объединение» и выберите 3-й режим.

Окончательный вид схемы данных

    После того как будет завершено определение структуры таблиц и связей между ними, можно будет перейти к занесению данных.

4. Ввод данных.

Связывание таблиц производится снизу вверх, а ввод данных – сверху вниз. Т.е. сначала вводим факультеты, потом – специальности, а затем – курсы, группы и студенты.

В окне базы данных дважды кликните по таблице DEP и попадете в режим редактирования данных. Колонки таблицы подписаны в соответствии со схемой.

Вводите данные как в обычную таблицу. См. рисунок ниже.

Знак «+» в первой колонке означает, что у записи могут быть подчиненные в другой таблице. Если нажать в этот «+», то в связанном окне будут отображаться подчиненные записи

   В поле DEPC данные при вводе можно не заносить заново, а выбирать из уже имеющихся


Факультет

пециальность

Курс

Группа

Студент


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81667. А.С. Пушкин как литературный критик. Проблематика его литературно-критических статей и заметок; жанровое, стилевое своеобразие. Типологический анализ одной из работ 35.6 KB
  Его статьи и художественные произведения становились итогом долгих и основательных раздумий о самых разнообразных теоретических проблемах художественного творчества о предмете и назначении искусства о взаимосвязи писателя и общества об историзме и народности литературы роли критики в развитии эстетического вкуса читателей путях становления русского литературного языка и т. В многообразном по своему составу литературнокритическом наследии Пушкина есть и опыты больших историколитературных обобщений незавершенная статья О ничтожестве...
81668. Творчество А. С. Пушкина в критике разных эпох. Сравнительный типологический анализ статей В. Г. Белинского (8-я, 9-я, из цикла «Сочинения Александра Пушкина»), Д. И. Писарева («Пушкин и Белинский»), Д. С. Мережковского («Пушкин») 39.06 KB
  Пушкина в критике разных эпох. Белинского 8я 9я из цикла Сочинения Александра Пушкина Д. Вообще творчеству Пушкина Белинский посвящает огромное количество критических статей и сочинений. Обратимся к 89 статьям сочинения Александра Пушкина.
81669. Литературно-критическое тв-во Н.В.Гоголя. Типологический анализ одной из статей 40.33 KB
  Статья Плетнева Чичиков или Мертвые души Гоголя опубликованная в июльском номере Современника за 1842 г. Плетнев как и Белинский ставил Гоголя в первый ряд среди современных писателей отмечая удивительную верность автора действительности. В произведениях Гоголя П. Вяземский решительно противился тому что именем Гоголя теоретики натуральной школы пытались придать ей идейную и эстетическую целостность.
81670. Особенности развития литературной критики в 1840-е гг. Литер.критика «Отечественных записок». Славянофильская критика. Литературно-критическая позиция журнала «Современник» 34.72 KB
  Анненков определялись противостоянием двух сформировавшихся на рубеже 1830 1840х годов течений русской общественной мысли западничества и славянофильства. отстаивали необходимость исторического движения России по европейскому пути выдвигали на первый план идею свободы и самоценности человеческой личности подчеркивали исчерпанность тех начал которые составляли основу древнерусской жизни. публиковали свои статьи на страницах Москвитянина Московских литературных и ученых сборниковРусской беседы выступили против перенесения...
81671. Понятие о литературной критике, ее происхождение. Значение термина «критика» 28.26 KB
  Значение термина критика. В широком общекультурном смысле литературная критика обозначение восходящей к глубокой древности филологической рефлексии по поводу любого словесно-организованного текста. В современной западной культуре понятия литературная наука и литературная критика часто совпадают и употребляются на правах синонимов. В специальном литературоведческом смысле закрепленном отечественной гуманитарной традицией литературная критика род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельности направленной на...
81672. Природа и предмет литературной критики. Взаимодействие критики с различными отраслями искусства и науки. Соотношение критики и литературоведения. Основные функции критики 31.97 KB
  Литературная критика двойственна по своей природе. Литературная критика естественно соотносится со многими областями науки и культуры: с филологией философией историей эстетикой герменевтикой культурологией психологией социологией книговедением с публицистикой и журналистикой с критикой художественное музыкальной театральной с кинокритикой телевизионной критикой и др. Испытывая непосредственное влияние близких или смежных гуманитарных сфер литературная критика в слою очередь способствует их развитию. Литературная критика одна...
81673. Типология литературной критики с точки зрения субъекта критической деятельности 38.99 KB
  Для критики словесного искусства нужны люди которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произволении м постоянно руководили бы читателем в том бесконечном лабиринте сцеплений в котором и состоит сущность искусства и к тем законам которые служат основанием этих сцеплений. Сопряжение собственного эстетического опыта и литературной неизведанности явленной в оцениваемых словеснохудожественных произведениях одна из постоянно одолеваемых сложностей профессиональной литературной критики. Лидеров профессиональной...
81674. Типология литературной критики с точки зрения ее соотношения с определенными литературными направлениями 33.54 KB
  эстетические взгляды критика; Его соц. Классицистическая критика. Ломоносов Тредиаковский Сумароков Державин Херасков Лукин Плавильщиков Сентименталистская критика.Реакционная критика лагеря официальной народности.
81675. Типология литературной критики с точки зрения метода литературно-критической деятельности 31.86 KB
  эстетические взгляды критика; Его соц. В качестве рабочих определений можно предложить следующие: публицистическая филологическая и философская критика. Публицистическая критика в оценке литературных явлений идет от жизни выясняя в первую очередь их общественное звучание. Такова декабристская критика критика Белинского 1840х годов революционнодемократическая критика шестидесятников народническая марксистская критика.