1140

Информационные системы и базы данных. Основные требования к СУБД. Основные функции и структура СУБД.

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Создание пустой базы данных в среде СУБД Access 2003. Добавление полей связи. Концептуальная модель проектируемой базы данных.

Русский

2012-11-25

686.5 KB

30 чел.

Тема 1. Информационные системы и базы данных. Основные требования к СУБД. Основные функции и структура СУБД.

Лабораторная работа №1

Цель работы: приобрести навыки работы с объектами базы данных в СУБД Access 2003.

Задание: Создать БД «Успеваемость» средствами СУБД Access 2003.

  1.  Создание «пустой» базы данных: в среде СУБД Access 2003 в меню «Файл» выбираем «Создать». Нажмите на клавишу Enter () и выплывет окно создания файла (справа). Выберите опцию «Новая база данных»   -  Выплывет окно «Файл новой базы данных». В окне «Имя файла» вместо db1 введите УСПЕВАЕМОСТЬ  и нажмите на кнопку  «Создать».

     После этого в рабочем окне Access  откроется окно созданной базы данных. Эта база данных пуста, и теперь необходимо наполнить ее содержанием.

 

  В нижней строке Microsoft Access   появится сообщение «Готово».  

База данных в Access 2003 может содержать следующие объекты: таблицы, запросы,

формы, отчеты, макросы, модули. Первые 5 из перечисленных объектов можно создавать в двух режимах: в режиме конструктора  и в режиме мастера.

  В окне базы данных в панели объектов (слева) текущим объектом является объект «Таблицы», а текущей операцией в окне справа – «Создание таблицы в режиме конструктора».

  Будем создавать таблицы в режиме конструктора. Нажмите на   Enter  и вы попадете в конструктор таблиц.

  1.  Создание таблиц БД «Успеваемость». В режиме конструктора создадим таблицы: DEP, SPEC, KURS, GRP, STUD.

                                                Структура таблиц представлена  в        таблице 1

DEP

Таблица «Факультет»

Имя поля

Тип

Длина

Описание поля

(назначение)

Примечание

DEPC

Текстовый

4

Сокращенное название (код)

Первичный ключ

DEPN

Текстовый

24

Полное название ф-та

SPEC

Таблица «Специальность»

SPC

Текстовый

4

Сокр. название (код) специальности

Первичный ключ

SPN

Текстовый

24

Полное название специальности

KURS

Таблица «КУРС»

NK

Текстовый

1

Номер курса

*

SPC

Текстовый

4

Сокр. название (код) специальности

*

GRP

Таблица «ГРУППА»

GRPС

Текстовый

4

Код группы

Первичный ключ

KVOSTD

Числовой

Количество студентов

STUD

Таблица «CТУДЕНТ»

NZ

Текстовый

10

Номер зачетки

Первичный ключ

FIO

Текстовый

24

Фамилия и инициалы

MOB

Текстовый

10

Номер моб. тел.

ADDR

Текстовый

24

Дом. адрес

TEL

Текстовый

10

Номер дом. тел.

QTY

Числовой

Количество оценок

SBALL

Числовой

Сумма баллов

*- оба эти поля образуют  составной первичный ключ.

 

В конструкторе  каждая таблица создается отдельно.  Информация о каждом поле таблицы заносится в отдельную строку конструктора: в графу «Имя поля» заносится имя поля, а  в колонке «Тип данных» выбирается тип данных из выпадающего меню.  В колонку «Описание поля» заносится описание поля, -  хотя этот операнд не является обязательным, полезно отображать назначение каждого поля базы данных.

 

Теперь, когда оба поля первой таблицы определены необходимо задать ключевое поле.  Для этого необходимо установить курсор на поле DEPC, как показано на рисунке ниже, и нажать на правую клавишу мыши – для вызова  контекстного меню.

  Выбрать опцию «Ключевое поле» и нажать Enter.  В крайней левой колонке таблицы появится символ «ключик» возле поля DEPC.

Теперь необходимо эту таблицу сохранить. В меню «Файл» выбираем опцию «Сохранить», и в окне сохранения введем имя таблицы. Нажмите «ОК» и таблица готова.

   Следующая таблица SPEC – создается аналогично. Заносится информация обо всех полях, задается ключевое поле и при сохранении присваивается имя таблицы.  

3.  Добавление полей связи.

  Между объектами предметной области (факультетами, специальностями, курсами, группами и студентами) существуют семантические связи. На каждом факультете обучают нескольким специальностям; по каждой специальности студенты учатся на курсе (1,2,3,4,5); на каждом курсе есть группы; в каждой группе учится некоторое количество студентов (не более 20-и).  Во всех перечисленных семантических связях подразумевается отношение «один ко многим». Один факультет – много специальностей; одна специальность – много курсов; один курс – много групп; одна группа – много студентов.  

    Необходимо так строить базу данных, чтобы имелась возможность эти связи отразить.

Для этого в подчиненные таблицы добавим поля связи, которые будут указывать на соответствующие записи в главной таблице. А именно,

в таблицу SPEC добавим поле DEPC;

в таблицу  KURS – поле SPC;   

в таблицу GRP  - поля NK и SPC;

в таблицу STUD – поле GRPC.

То есть в каждую подчиненную таблицу добавим поле такое же как ключевое поле главной.   Это разные поля, - они находятся в разных таблицах, но должны иметь одинаковый тип и размер.

На рисунке представлена концептуальная модель нашей базы данных.

Еще одно правило: в таблице ключевые поля размещаются первыми, а поля связи – сразу после ключевых.

Сделаем добавление поля связи на примере таблицы SPEC.

В окне базы данных выберите текущий объект «Таблицы», сделайте текущей таблицу SPEC и нажмите на правую клавишу мыши для вызова контекстного меню. Выберите опцию «Конструктор», нажмите Enter.  В режиме конструктора отображается структура таблицы SPEC.

  Для ввода нового поля поместите курсор в строку после SPN, и введите имя поля DEPC, выберите тип «Текстовый» и задайте с свойствах поля его длину 4. Сделайте это поле текущим и подведите курсор мыши к указателю текущей записи и нажмите на левую клавишу мыши. У указателя  мыши (жирная белая стрелка) внизу появится прямоугольник. Удерживая левую клавишу, перетащите поле DEPC на одну строку вверх.

Теперь таблица SPEC имеет такой вид.  Сохраните таблицу.

   При создании таблицы KURS  необходимо задать  ключ, состоящий из 2-х полей. Для этого  после определения этих полей в режиме конструктора необходимо оба поля выделить (выделить сначала верхнее поле, затем Shift + ↓ ), затем подвести курсор мыши к линии между полями в первой колонке – курсор приобретет вид горизонтальной черточки со стрелками  вверх и вниз  - после этого нажать на правую клавишу мыши для вызова контекстного меню и  выбрать опцию «Ключевое поле». Ключи появятся в обоих полях. Сохраните таблицу.

  В таблицу GRP надо добавлять 2 поля связи,  т.к. в главной таблице ключ состоит из 2-х полей.

  После того как все таблицы созданы и все поля связи добавлены можно переходить к связыванию таблиц.

  1.  Связывание таблиц.

Выберите меню «Сервис» -> «Схема данных». Или нажмите  пиктограмму  .

   Выделите все таблицы, нажмите кнопку «Добавить» и закройте окно добавления таблиц. В схеме данных будут размещены таблицы. Расположите их как показано на рисунке.  Двигайте таблицы, зацепив за заголовок рамки курсором мыши, удерживая нажатой левую клавишу.

    

Связывание таблиц происходит от подчиненной  к главной.  Свяжем таблицы SPEC  и DEP.  Нажать левой клавишей мыши на поле DEPC в таблице  SPEC и, удерживая ее протащить к полю DEPC в таблице DEP. Когда вы отпустите левую клавишу мыши, появится окно «Изменение связей». Как показано на рисунке  ниже.

Кликните левой клавишей мыши в 3-х позициях «Обновление целостности данных», «каскадное обновление связанных полей» и  «каскадное удаление связанных записей» - там появятся галочки, и нажмите кнопку «Создать». В окне схемы данных появится связь между таблицами DEP и  SPEC. Со стороны таблицы DEP  на связи указана единица, а возле таблицы SPEC - ∞. См. рисунок ниже.

 

Для  связывания  таблиц GRP  и KURS,  выделите в таблице GRP поля NK и SPC. Нажмите на левую клавишу мыши и протащите к полям NK и SPC в таблице KURS. Отпустите левую клавишу – появится окно изменения связей в таком виде:

Для таблицы KURS  задайте соответствующие поля, задайте «Обеспечение целостности данных, нажмите на кнопку «Объединение» и выберите 3-й режим.

Окончательный вид схемы данных

    После того как будет завершено определение структуры таблиц и связей между ними, можно будет перейти к занесению данных.

4. Ввод данных.

Связывание таблиц производится снизу вверх, а ввод данных – сверху вниз. Т.е. сначала вводим факультеты, потом – специальности, а затем – курсы, группы и студенты.

В окне базы данных дважды кликните по таблице DEP и попадете в режим редактирования данных. Колонки таблицы подписаны в соответствии со схемой.

Вводите данные как в обычную таблицу. См. рисунок ниже.

Знак «+» в первой колонке означает, что у записи могут быть подчиненные в другой таблице. Если нажать в этот «+», то в связанном окне будут отображаться подчиненные записи

   В поле DEPC данные при вводе можно не заносить заново, а выбирать из уже имеющихся


Факультет

пециальность

Курс

Группа

Студент


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3867. Запуск Excel. Основные понятия 830.33 KB
  Запуск Excel. Основные понятия Запустить электронную таблицу Excel можно из главного меню, пункт Программы. При частом обращении к этой программе удобно поместить ее ярлык на рабочий стол, и пользоваться им для запуска Excel. Кроме того, двойное щел...
3868. Моделирование решения уравнений в среде электронных таблиц MS Excel 74.9 KB
  Моделирование решения уравнений в среде электронных таблиц MS Excel Основная задача нашего сегодняшнего урока - это научиться решать уравнения различными методами, а также моделировать процесс решения определенного вида уравнений в зависимости от зн...
3869. Формулы в Microsoft Excel 407.37 KB
  Формулы в Microsoft Excel Общие сведения Excel - программируемый табличный калькулятор. Все расчеты в Excel выполняют формулы. Формулой Excel считает все, что начинается со знака "=". Если в ячейке написать просто "1+1", Excel не будет вычислять это...
3870. Формат представления данных в ячейках 182.39 KB
  Формат представления данных в ячейках По умолчанию после создания документа все ячейки находятся в формате "Общий". Этот формат имеет ряд хитростей: числа выравниваются по правому краю, а текст — по левому если, изменяя ширину столбца, сделать...
3871. Введение в Microsoft Excel 173.34 KB
  Введение в Microsoft Excel Microsoft Excel — одна из программ пакета Microsoft Office, представляющая из себя программируемый табличный калькулятор. Область применения Microsoft Excel Область применения Excel широка: благодаря тому, что л...
3872. Управління ризиками 57.5 KB
  Управління ризиками Основні поняття Управління ризиками розглядається на адміністративному рівні ІБ, оскільки тільки керівництво організації здатне виділити необхідні ресурси, ініціювати і контролювати виконання відповідних програм. Взагалі кажучи, ...
3873. Транспортная задача 199.04 KB
  Транспортная задача Транспортная задача — задача о поиске оптимального распределения поставок однородного товара от поставщиков к потребителям при известных затратах на перевозку (тарифах) между пунктами отправления и назначения. Является задач...
3874. Чисельний метод розв’язання задач стаціонарної теплопровідності 202.5 KB
  Чисельний метод розв’язання задач стаціонарної теплопровідності Умова задачі Використовуючи чисельний метод, визначити розподіл температури в поперечному перерізі довгого стального стержня при кроці розрахункової сітки ...