11405

Изучение жанра сказки на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе III-IV вида

Лабораторная работа

Педагогика и дидактика

Лабораторное занятие № 5 Изучение жанра сказки на уроках литературы в специальной коррекционной школе IIIIV вида Задания для самостоятельной работы обязательной формы: 1.Составьте конспект урока по выбранной вами теме: 1 Разработайте конспект вступит

Русский

2013-04-07

25.23 KB

37 чел.

Лабораторное занятие № 5

Изучение жанра сказки на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе III-IV вида

  1.  Задания для самостоятельной работы обязательной формы:

1.Составьте конспект урока по выбранной вами теме:

  1. 1) Разработайте конспект вступительного занятия по фольклорной сказке «Царевна-лягушка» в 5 классе для учащихся с нарушениями зрения по теме: «Сказка как вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
  2. 2) Разработайте конспект урока по обучению чтению и анализу фольклорной сказки «Царевна-лягушка» в 5 классе для учащихся с нарушениями зрения по теме: «Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».
  3. 3) Разработайте конспект заключительного занятия по фольклорной сказке «Царевна-лягушка» в 5 классе для учащихся с нарушениями зрения. Тему урока формулируется студентом самостоятельно.
  4. 4) Разработайте конспект внеклассного занятия по самарскому варианту фольклорной сказки «Марья-лягушка» в 5 классе для учащихся с нарушениями зрения по теме: «Волшебный  мир сказки «Марья-лягушка»».
  5. 2. Для составления урока воспользуйтесь:
  6. - алгоритмом составления урока( См. приложение 1);
  7. - методическими рекомендациями по изучению фольклорных сказок
  8.  (См.: Еремина О.А. Уроки в 5 классе.- М.: Просвещение, 2008; Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Метод. советы. - М., Просвещение, 2004).
  9.  
  10.  Задания для самостоятельной работы (на выбор студента)
  11. 1. Сделайте сравнительный анализ сказок «Царевна-лягушка» и «Марья-лягушка».

План занятия.

  1. Презентация и представление урока по выбранной теме.
  2. Анализ урока по алгоритму (Приложение 2).

Литература:

  1.  Аникин В. П. Русская народная сказка. – М.,1977.
  2.  Воробьев П. Г. Изучение устного народного творчества в 5 классе средней школы. Пособие для учителя. – М.: Учпедгиз, 1956.
  3.  Качурин М. Г., Шнеерсон М. А. Самостоятельная работа над текстом художественного произведения в V-VIII классах. – Л.: Учпедгиз, 1960.
  4.  Красильникова О. А. Обучение  чтению школьников с нарушениями слуха: Учеб. пособие. -М.: «Академия», 2005.
  5.  Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. – М.: Высш. шк., 1989
  6.  Пропп В. Я. Фольклор и действительность. – М.,1976.
  7.  Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение,1985.


Приложения

Приложение1

Алгоритм разработки конспекта урока по литературе

  1.  Определите место урока в данной теме и  программе по литературе.
  2.  Сформулируйте тему урока.
  3.  Определите литературоведческую концепцию урока. Отберите историко-литературный материал.
  4.  Определите цель и задачи урока.
  5.  Определите форму проведения урока.
  6.  Определите главный вопрос урока, сформулируйте его как проблемный (если используется проблемный путь анализа произведения).
  7.  Определите основные учебные ситуации урока, их последовательность (проверка домашнего задания, опрос, работа с текстом, домашнее задание и др.).
  8.  Разработайте учебные ситуации. Сформулируйте выводы по каждой учебной ситуации.
  9.  Особое внимание обратите на выбор способов освоения изучаемого художественного произведения: виды чтения, пути анализа и интерпретации, на то, какие специальные умения вы будете формировать в ходе урока.
  10.  Выберите методы, формы, приемы и средства обучения.
  11.  Разработайте упражнения по развитию речи.
  12.  Определите объем и характер изучения теоретико-литературных понятий.
  13.  Определите роль учителя и учащихся в уроке, объем и виды деятельности учителя и учащихся, объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности, формы сотрудничества.
  14.  Продумайте задания для коллективной, групповой, индивидуальной работы на уроке.
  15.  Определите объем и виды самостоятельной работы учащихся.
  16.  Продумайте пути актуализации базовых знаний учащихся.
  17.  Продумайте способы активизации деятельности учащихся. Разработайте несколько проблемных ситуаций, продумайте пути их разрешения.
  18.  Продумайте возможности использования внутрипредметных и межпредметных связей, других видов искусства.
  19.  Продумайте оборудование урока.
  20.  Определите систему отслеживания и контроля результатов обучения.
  21.  Определите те виды деятельности учащихся, которые будут оценены Вами.
  22.  Определите пути формирования осознанного отношения к учению, предложите учащимся специальные задания.
  23.  Продумайте домашнее задание. Не забывайте, что задания должны быть не только закрепляющими, обобщающими, углубляющими, но и опережающими.
  24.  Ответьте на главный вопрос урока.
  25.  Продумайте "переходы" от одной учебной ситуации к другой для того, чтобы урок приобрел композиционную значимость.
  26.  Оформите конспект урока литературы по схеме.

Приложение2

Схема анализа урока литературы в специальном коррекционном образовательном учреждении III- IV вида

Параметры анализа урока литературы

Комментарии

Замечания студента

1.

Цель урока

Правильность формулировки темы

2.

Задачи урока

Приемы, способствующие реализации задач на уроке литературы  

3.

Тема урока

Точность и правильность определения темы, соответствие школьной программе

4.

Тип урока литературы

5.

Соблюдение коррекционной направленности урока, соблюдение принципов доступности и посильности заданий

Использование наглядности,

отбор

материала, специфических тифлопедагогических приемов

и др.

6.

Структура урока литературы

7.

Содержание урока литературы

8.

Отступление от цели и темы урока

Оправданность отступлений

9.

Использование наглядности, ИКТ

Эффективность их применения

10.

Методика повторения изученного материала

1)Способы проверки

домашнего задания:

выборочная

проверка,

взаимопроверка,

самоконтроль.

2)Обобщение и

систематизация

теоретического

материала, закрепление

умений анализировать

текст, сопоставлять

фрагменты

текста

литературного

произведения, сравнивать

части текста или весь

текст с произведениями же автора или других авторов .

11.

Методика объяснения

нового материала

Способы объяснения

нового материала:

  1. Приемы ознакомления уч-ся с новым материалом (слово учителя, беседа, подготовка восприятия, рассказывание анализ текста).
  2. Работа над новыми понятиями.
  3. Способы закрепления

нового материала

(чтение текста, ответы на вопросы учителя,

сопоставление

фрагментов

текстов, характеристика

героев эпического или лирического произведе-

ния).

12.

Методика формулирования домашнего задания

Дифференцированный подход  

к учащимся

13.

Самостоятельная работа

уч-ся на уроке, интерес к материалу к содержанию урока

14.

Трудности учащихся

на уроке и способы их преодоления

15.

Характеристика

деятельности учителя: поведение, речь, владение материалом

16.

Подведение итогов

Достижение цели урока


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32087. Теоретические направления западной социальной психологии: социальный бихевиоризм и социальный психоанализ 43.5 KB
  Суть теорий: все действия человек совершает под воздействием внешнего стимула. Факторы влияющие на исходы взаимодействия: экзогенные внешние – сходство дополняемость и внутренние эндогенные – на основе прошлого опыта взаимодействия влияет величины исходов в прошлом чел решает взаимодействовать ли дальше. необихевиаристская ориентация сводит всю активность челка в основном к пассивному приспособлению к сущим усл. Психоанализ: Основу психической жизни человека составляют бессознательные влечения потребности и образы формирующиеся...
32088. Теоретические направления западной социальной психологии: когнитивизм и интеракционизм 52.5 KB
  Теоретические направления западной социальной психологии: когнитивизм и интеракционизм. соц. эксперименты о соц. Большое развитие соц.
32089. Основные методологические проблемы и специфика СП исследования 67 KB
  Виды: стандартизированное нестандартизированное включенное участвующее взаимодействие наблюдателя и группы и невключенное простое со стороны наблюдение. Проблема определения единиц наблюдения: Объектом наблюдения являются отдельные люди малые группы и большие социальные общности например толпа и социальные процессы происходящие в них например паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты повеления индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. Референтометрия методический...
32090. Общение как обмен информацией 43 KB
  Андреева рассматривая проблему общения выделяет в ней 3 стороны – перцептивную восприятие партнёров коммуникативную обмен информацией и интерактивную взаимодействие. Но передача инфо только формальная сторона общения всегда информация не только передается но и формируется уточняется развивается. Поэтому рассмотрения общения только с этой стороны недостаточно. У общающихся должно быть не только одинаковые лексические и синтаксические системы но и понимание ситуации общения это возможно лишь в случае включения коммуникации в...
32091. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфронтация 48.5 KB
  Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Такое понимание взаимод исключает отождествление коммуникации и взаимодействия а с другой точки зрения исключает их отрыв друг от друга они взаимосвязаны. При изучении структуры взаимодействия фиксируются его элементы и выявляются доминирующие факторы мотивации действий. Парсонс: В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении она – результат единичных действий.
32092. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга 51 KB
  Специфика анализа перцептивых процессов в социальной психологии Процесс восприятия одним человеком другого обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. В ходе восприятия другого человека работают 3 процесса: эмоциональный оценка другого когнитивный познание другого выстраивание своей концепции поведения – процессы могут происходить одновременно. На соц воспр влияют наши ожидания желания намерения прошлый опыт восприятия; 4. Механизмы межличностного восприятия: идентификация...
32093. Общение и межличностные отношения 53 KB
  Общение и межличностные отношения. Отношение – специфическая человеческая категория потому что человек выступает в качестве субъекта выстраивает своим отношения с окружающим миром этим и отличается от животных. Мясищев выделял отношения: 1. Эти отношения безличны хотя имеют личностную окраску.
32094. Предмет социальной психологии Личности 52 KB
  Предмет социальной психологии Л. научное значение понятия Л: Антропология: Л –как носитель общечеловеческих свв это родовое понятие принадлежность к homospiens Л=индивид от Феербаха он считал что челк абсолютно биологичен без соцного но в психологии индивид –это природное а Л –соцное сущво. Проблема соцного статуса. Проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика и педагогика и генетика.
32095. Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации 57.5 KB
  Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации. Понятие социализации. Термин социализация не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки.