11405

Изучение жанра сказки на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе III-IV вида

Лабораторная работа

Педагогика и дидактика

Лабораторное занятие № 5 Изучение жанра сказки на уроках литературы в специальной коррекционной школе IIIIV вида Задания для самостоятельной работы обязательной формы: 1.Составьте конспект урока по выбранной вами теме: 1 Разработайте конспект вступит

Русский

2013-04-07

25.23 KB

38 чел.

Лабораторное занятие № 5

Изучение жанра сказки на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе III-IV вида

  1.  Задания для самостоятельной работы обязательной формы:

1.Составьте конспект урока по выбранной вами теме:

  1. 1) Разработайте конспект вступительного занятия по фольклорной сказке «Царевна-лягушка» в 5 классе для учащихся с нарушениями зрения по теме: «Сказка как вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
  2. 2) Разработайте конспект урока по обучению чтению и анализу фольклорной сказки «Царевна-лягушка» в 5 классе для учащихся с нарушениями зрения по теме: «Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».
  3. 3) Разработайте конспект заключительного занятия по фольклорной сказке «Царевна-лягушка» в 5 классе для учащихся с нарушениями зрения. Тему урока формулируется студентом самостоятельно.
  4. 4) Разработайте конспект внеклассного занятия по самарскому варианту фольклорной сказки «Марья-лягушка» в 5 классе для учащихся с нарушениями зрения по теме: «Волшебный  мир сказки «Марья-лягушка»».
  5. 2. Для составления урока воспользуйтесь:
  6. - алгоритмом составления урока( См. приложение 1);
  7. - методическими рекомендациями по изучению фольклорных сказок
  8.  (См.: Еремина О.А. Уроки в 5 классе.- М.: Просвещение, 2008; Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Метод. советы. - М., Просвещение, 2004).
  9.  
  10.  Задания для самостоятельной работы (на выбор студента)
  11. 1. Сделайте сравнительный анализ сказок «Царевна-лягушка» и «Марья-лягушка».

План занятия.

  1. Презентация и представление урока по выбранной теме.
  2. Анализ урока по алгоритму (Приложение 2).

Литература:

  1.  Аникин В. П. Русская народная сказка. – М.,1977.
  2.  Воробьев П. Г. Изучение устного народного творчества в 5 классе средней школы. Пособие для учителя. – М.: Учпедгиз, 1956.
  3.  Качурин М. Г., Шнеерсон М. А. Самостоятельная работа над текстом художественного произведения в V-VIII классах. – Л.: Учпедгиз, 1960.
  4.  Красильникова О. А. Обучение  чтению школьников с нарушениями слуха: Учеб. пособие. -М.: «Академия», 2005.
  5.  Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. – М.: Высш. шк., 1989
  6.  Пропп В. Я. Фольклор и действительность. – М.,1976.
  7.  Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение,1985.


Приложения

Приложение1

Алгоритм разработки конспекта урока по литературе

  1.  Определите место урока в данной теме и  программе по литературе.
  2.  Сформулируйте тему урока.
  3.  Определите литературоведческую концепцию урока. Отберите историко-литературный материал.
  4.  Определите цель и задачи урока.
  5.  Определите форму проведения урока.
  6.  Определите главный вопрос урока, сформулируйте его как проблемный (если используется проблемный путь анализа произведения).
  7.  Определите основные учебные ситуации урока, их последовательность (проверка домашнего задания, опрос, работа с текстом, домашнее задание и др.).
  8.  Разработайте учебные ситуации. Сформулируйте выводы по каждой учебной ситуации.
  9.  Особое внимание обратите на выбор способов освоения изучаемого художественного произведения: виды чтения, пути анализа и интерпретации, на то, какие специальные умения вы будете формировать в ходе урока.
  10.  Выберите методы, формы, приемы и средства обучения.
  11.  Разработайте упражнения по развитию речи.
  12.  Определите объем и характер изучения теоретико-литературных понятий.
  13.  Определите роль учителя и учащихся в уроке, объем и виды деятельности учителя и учащихся, объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности, формы сотрудничества.
  14.  Продумайте задания для коллективной, групповой, индивидуальной работы на уроке.
  15.  Определите объем и виды самостоятельной работы учащихся.
  16.  Продумайте пути актуализации базовых знаний учащихся.
  17.  Продумайте способы активизации деятельности учащихся. Разработайте несколько проблемных ситуаций, продумайте пути их разрешения.
  18.  Продумайте возможности использования внутрипредметных и межпредметных связей, других видов искусства.
  19.  Продумайте оборудование урока.
  20.  Определите систему отслеживания и контроля результатов обучения.
  21.  Определите те виды деятельности учащихся, которые будут оценены Вами.
  22.  Определите пути формирования осознанного отношения к учению, предложите учащимся специальные задания.
  23.  Продумайте домашнее задание. Не забывайте, что задания должны быть не только закрепляющими, обобщающими, углубляющими, но и опережающими.
  24.  Ответьте на главный вопрос урока.
  25.  Продумайте "переходы" от одной учебной ситуации к другой для того, чтобы урок приобрел композиционную значимость.
  26.  Оформите конспект урока литературы по схеме.

Приложение2

Схема анализа урока литературы в специальном коррекционном образовательном учреждении III- IV вида

Параметры анализа урока литературы

Комментарии

Замечания студента

1.

Цель урока

Правильность формулировки темы

2.

Задачи урока

Приемы, способствующие реализации задач на уроке литературы  

3.

Тема урока

Точность и правильность определения темы, соответствие школьной программе

4.

Тип урока литературы

5.

Соблюдение коррекционной направленности урока, соблюдение принципов доступности и посильности заданий

Использование наглядности,

отбор

материала, специфических тифлопедагогических приемов

и др.

6.

Структура урока литературы

7.

Содержание урока литературы

8.

Отступление от цели и темы урока

Оправданность отступлений

9.

Использование наглядности, ИКТ

Эффективность их применения

10.

Методика повторения изученного материала

1)Способы проверки

домашнего задания:

выборочная

проверка,

взаимопроверка,

самоконтроль.

2)Обобщение и

систематизация

теоретического

материала, закрепление

умений анализировать

текст, сопоставлять

фрагменты

текста

литературного

произведения, сравнивать

части текста или весь

текст с произведениями же автора или других авторов .

11.

Методика объяснения

нового материала

Способы объяснения

нового материала:

  1. Приемы ознакомления уч-ся с новым материалом (слово учителя, беседа, подготовка восприятия, рассказывание анализ текста).
  2. Работа над новыми понятиями.
  3. Способы закрепления

нового материала

(чтение текста, ответы на вопросы учителя,

сопоставление

фрагментов

текстов, характеристика

героев эпического или лирического произведе-

ния).

12.

Методика формулирования домашнего задания

Дифференцированный подход  

к учащимся

13.

Самостоятельная работа

уч-ся на уроке, интерес к материалу к содержанию урока

14.

Трудности учащихся

на уроке и способы их преодоления

15.

Характеристика

деятельности учителя: поведение, речь, владение материалом

16.

Подведение итогов

Достижение цели урока


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35827. Экономическая теория и ее структурные элементы 1.31 MB
  Товар в системе маркетинга его классификация. Товар в сисме маркетингаего классификация. В системе маркетинга он рассматривается как совокупность полезных свойств наиболее полно обеспечивающих потребности целевой группы потребителей. В рамках маркетинга мультиатрибутивная модель товара является основой для принятия решений по его развитию и совершенствованию.
35829. Электротехника. Шпаргалка 1.1 MB
  Первая схема выполнена с помощью двух реле типа РНТ565. Она выполняется в трехфазном исполнении с помощью реле РНТ565 с Третья схема наиболее совершенная она сочетает два принципа отстройки РЗ от тока небаланса: торможение при котором ток Jcp автоматически увеличивается с ростом тока КЗ и применение НТТ. Норм и ненорм режимы 2 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕЛЕ работа на переменном токе 3 ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ. РЕЛЕ ТОКА РЕЛЕ МОЩНОСТИ 4 МТЗ.
35830. Свойства Плутония 1.08 MB
  это основной вид топлива для различных реакторов; соединение урана и плутония с неметаллами: кислородом азотом угреродом; Такие соединения имеют: 1. =1097 г =117 г =1342 г =1432 г Чем выше плотность ядерного топлива тем выше коэффициент воспроизводства. В достехиометрических оксидах смешанного топлива может быть . Сравнительные свойства оксидного и других видов керамического ядерного топлива Соединение Решетка Теоретическая плотность г см3 Тпл К Содерж.
35832. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА 961 KB
  ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОТСЧЕТА Первый закон Ньютона: существуют такие системы отсчета относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной если на него не действуют другие тела или действие других тел компенсируется. Прямолинейное равномерное движение тела в инерциальной системе отсчета называют движением по инерции. Сила векторная физическая величина являющаяся мерой воздействия одного тела на другое в результате которого возникает ускорение тела или отдельных его частей . Если на два тела разных...
35833. Структурная схема подключения ЦАП к микропроцессорной системе с использованием ША, ШУ, ШД. Программа на ассемблере для вывода данных 931.4 KB
  MOV Аl FFh загрузка в 8битный акк. При адресации испся регистры общ значения Dx и l MOV Аl 378h в регр Dx попадает число 378 адрес внешнего устройства OUT Dx l содержимое аккра попадает во внешн порт адрес котго хранится в Dx это косвенная адресация. формируется сигнал чтения MOV Dx 379h в регр Dx попадает число 379 IN l Dx инфия из порта адрес котго хранится в регре Dx попадает в аккр 3. Программа выполняет: Выставляет данные на 378 порт; выдает сигн...
35834. Информация, данные, кодирование. Автоматизированные информационные системы (АИС): информационно-поисковые системы (ИПС), банки данных (БнД), базы знаний (БЗ) 448.5 KB
  Автоматизированные информационные системы АИС: информационнопоисковые системы ИПС банки данных БнД базы знаний БЗ. Информация это комплекс логически связанных мыслей возникших в сознании на основании полученных данных. Запрос это вопрос к базе данных БД. АИС длятся на: ИПС информационнопоисковые системы; БнД банки данных; БЗ базы знаний.
35835. Математические методы анализа экономики 435 KB
  Для разрешимости транспортной задачи необходимо чтобы суммарные запасы продукции у поставщиков равнялись суммарной потребности потребителей. В нашем случае потребность всех потребителей 65 единиц продукции равна запасам всех поставщиков. из незадействованных маршрутов маршрут доставки продукции от поставщика 1 к потребителю B4 наиболее рентабельный. Запасы поставщика 1 составляют 20 единиц продукции.